Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная конфессиональная политика в Российской империи по отношению к исламу (Политическая история, Алтайский государственный университет)

Работа №39863

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы39
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
397
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Конфессиональная политика России и состояние вероисповедного законодательства в XVIII в. 11
1.1. Правовое положение Российских мусульман в правлении Петра Великого после провозглашения Российской империи 11
1.2. Государственно-религиозная политика в Российской империи по отношению к мусульманам после Петра I 16
ГЛАВА 2. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XIX ВВ. В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАН 19
2.1. Правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи в начале XIX в. 19
2.2. Мусульманское духовенство как привилегированная группа в социальной структуре Российской империи XIX века 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Более плотное взаимоотношение России с мусульманским миром началось еще в XIV в., в тот период Ислам становится официальной религией Золотой Орды, распавшейся к тому времени на улусы, некоторые из которых выстраивали торговые взаимоотношения с Русью. Формирование Руси как полиэтнического и поликонфессионального государства начинается предположительно с момента завоевания в XVI столетии Казанского, а чуть позже и Астраханского ханств. Именно с этого исторического момента, как считают многие исследователи, берет свое начало формирование Российской империи – государства, которое впоследствии станет ареной взаимодействия двух наикрупнейших конфессий современного мира: Христианства и Ислама.
Со временем Русь преобразуется в Россию, а государство русских – в государство поликонфессиональное и многонациональное. Прискорбно, конечно, что первые шаги на пути преобразований были окроплены жестокостью и кровью, попытки властей распространить свой суверенитет на иное конфессиональное население были безжалостны по отношению к простым людям. Прошло два века, прежде чем ислам вполне органично вписался в религиозную картину российского общества.
Несмотря на то, что вплоть до 1860-х гг. противостояние исламу было колоссальным, русское государство налаживало контакты с исламским миром. Нельзя не упомянуть освобождение Руси от Речи Посполитой, активное участие в которой принимали мусульмане. Кроме того, семь татарских мурз подписали в то время грамоту об избрании Михаила Романова на престол, таким образом, поддержав идею сохранения единого Российского государства. Стоит заметить, что первый перевод Корана на русский язык был сделан по указу Петра I в 1716 г., а в 1722 г. было проведено научное исследование Ислама, автором которого был Дмитрий Кантемира.
Яркой реакцией на наконец-то назревшую потребность в корректировке религиозной политики того времени, а именно трансформация ее в более гибкую и толерантную, в первую очередь по отношению к мусульманам, стал указ Екатерины II о провозглашении принципа веротерпимости, который был издан в 1773 г. В указе провозглашалось право на существование всех религий в стране, кроме того, провозглашался запрет на насильственное обращение в православие.
Необходимо учесть тот факт, что основным принципом конфессиональной политики Российской империи являлось обеспечение полного контроля государства над всеми религиозными институтами страны, опыт преобразования конфессиональных структур в государственные учреждения постепенно начал распространяться и на российских мусульман.
Сегодня, с целью определить степень готовности общества к переменам в общественной и государственной жизни, в России происходит переосмысление громадного исторического опыта по вопросам правового регулирования взаимоотношений Российской империи конца XVIII – середине ХIХ в., к существующим на тот момент конфессиям.
Ислам является второй по количеству верующих религией не только в России, но и во всем мире, естественно, после христианства. Многие века мусульмане переживали разные этапы развития своей религии, от гонений и запрета, до вполне терпимого отношения и свободы вероисповедания, именно эти аспекты истории и определяют актуальность настоящего исследования.
Целью настоящего исследования является изучение государственной конфессиональной политики в Российской империи по отношению к исламу.
Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть правовое положение Российских мусульман во времена правления Петра I после провозглашения Российской империи;
- исследовать государственно-религиозную политику в Российской империи по отношению к мусульманам после Петра I;
- раскрыть правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи начала XIX в.;
- провести анализ мусульманского духовенства на предмет привилегированности в социальной структуре Российской империи XIX века.
Объектом исследования является государственная конфессиональная политика в Российской империи.
Предметом - государственная конфессиональная политика в Российской империи по отношению к исламу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ислам в XVIII вв. безусловно, обеспечивал определенную стабильность русским мусульманам. Он способствовал сохранению традиционных элементов социальной структуры, а также продлению культурной традиции, столь важной для мусульман, хотя и не мог в полной мере избавить общество от неизбежных потрясений. Благодаря сохранившимся религиозным институтам обеспечивалось примирение политически и социально разнородных элементов, и становилась возможным самоорганизация мусульманского сообщества.
Российское правительство еще при Екатерине II осознало угрозу потенциального сепаратизма мусульманского общества. Именно поэтому предпринимались попытки выработать более эффективные, нежели насильственное обращение в христианскую веру, пути вовлечения мусульман в российскую государственную систему.
Первым шагом в этом направлении стало установление правительством контроля над мусульманским духовенством. Исламское духовенство было ограничено в полномочиях в области мусульманского правосудия в шариатских судах, которые к тому времени были широко распространены, и имели все возрастающее влияние. Еще при императрице Анне Иоанновне в 1736 г. был издан указ, поставивший высшее мусульманское духовенство под контроль местной власти. Но радикальные изменения религиозной и национальной политики произошли только при императрице Екатерине II.
Говоря о религиозной политике Российской империи ХIХ в., можно сделать вывод, что она строилась на не вполне обычных принципах:
прагматическое использование религии с целью решения политических задач,
непризнание прав человека на религиозное самоопределение,
использование церковной власти как орудия светской политики;
ограничение «иноверных» и «иностранных» религий национальными рамками;
вмешательство во внутрицерковную деятельность существовавших в России конфессий;
распространение посредством принудительного обращения в веру и поддержка только православной веры как духовной основы господствующей народности.
Все же, несмотря на ярко выраженное направление религиозной политики на терпимые отношение к иноверным вероисповеданиям, равноправия среди религиозных организаций в России в XIX в. не было.
Таким образом, законодательство XVIII – начала XIX вв. в корне изменило юридическую основу и правовой статус судебной и административной деятельности иноверных церквей. В Российской империи XVIII – начала XIX в. были задокументированы основные принципы религиозной политики по отношению к не православным исповеданиям. Сам факт упоминания таких церквей и конфессий в российском законодательстве подтверждал их признание субъектами действующего права и наделении их праводееспособностью, в результате чего, они могли вступать в соответствующие правоотношения.
Основным направлением религиозной политики Российской империи на протяжении нескольких веков неизменно оставался принцип тотального государственного контроля над всеми религиозными институтами Российской империи.



1. Абдуллин Х.М. Мечети и мусульманское духовенство для военнослужащих в Российской империи//Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. -1917 г.): мат. Всерос. науч.-практ. конф./отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань, 2016. - С. 206-210.
2. Алексеев И.Л. Некоторые особенности исторической эволюции и политико-правового положения ислама и мусульман в Российской империи в XIX -начале XX в. (к вопросу о взаимоотношении цивилизационных логик российской истории)//Религиоведение. - 2012. -№2. - С. 29-40.
3. Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи // Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Сост. Д.Ю. Арапов. - М.: 2011. - 298 с.
4. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII – начало XX вв.). - М.: 2004. - 312 с.
5. АраповД.Ю. Ермолов А.П. и мусульманский мир Кавказа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. - М.: 2011. - № 6. - С. 56-57.
6. Батунский М.А. Россия и Ислам. Т.II. - М.: 2013. - 518 с.
7. Бессмертная О.Ю., Журавский А.В., Смирнов А.В. и др. Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема. - М.: 2010. - 528 с.
8. Бурдина Е.Л. Позиции российского правительства по вопросу «инородческого» образования в начале XX в.//Вопросы образования. -2017. - №3. - С. 278-287.
9. Васильев Д.В., Нефляшева Н.А. Конструируя империю: исламские периферии России // Научные труды института бизнеса и политики. - 2-13. - С. 8-50.
10. Вишленкова Е.А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой половины XIX века. – Саратов: 2012. - 285 с.
11. Генерал А.А. Вельяминов и управление духовной жизнью горцев Кавказа / Публ. Д.Ю. Арапов // Источник. - 2013. - № 5. - С. 14-20.
12. Дашковский П.К., Шершнева Е.А. Проблема формирования военного мусульманского духовенства в Российской империи во второй половине XIX -начале XX в.//Религиоведение. - 2012. - №3. - С. 24-29.
13. Дашковский П.К., Шершнева Е.А. Снижение авторитета духовенства в мусульманских общинах Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи в XIX в.//Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - №4/1 (76). - С. 241-244.
14. Дамешек Л.М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX -начало XX в.). - Иркутск, 1986. - 168 с.
15. Дамешек И.Л. Сибирские инородцы в имперской стратегии власти // Современное историческое сибиреведение XVII -начала XX в.: сб. науч. тр./под ред. Ю.М. Гончарова. - Барнаул: 2005. - С. 257-266.
16. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. - М.: 2013. - 190 с.
17. ДобаевИ.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. - Ростов н/Д: 2013. - 418 с.
18. Духовные ценности ислама и образование: историко-культурная традиции и современность/отв. ред. С.С. Аванесов, Т.А. Костюкова. Томск: 2013. - 246 с.
19. Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX – начало XX вв.). - СПб.: 2008. - 1000 с.
20. Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII - начало XX в.): сб. материалов / сост. и авт. вступ. ст., предисл. и коммент. Д.Ю. Арапов. - М.: Наталис, 2006. - 480 с.
21. История отечественного востоковедения до середины XIX в. - М.: 1990. - 347 с.
22. Журавский А. Возможна ли конфессиональная политика? // НГ – религии. – 2011. - С. 37-45.
23. Загидуллин И.К. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи (европейская часть России и Сибирь). - Казань: 2006. - 462 с.
24. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / сост. и автор вступ. ст., коммент. и прил. Д. Ю. Арапов. - М. : ИКЦ «Академкнига», 2001. - 410 с.
25. Ислама.RU [Электронный ресурс] URL: https://golosislama.com/news.php?id=27053 (дата обращения: 25.11.2017 г.)
26. Каграманов Ю. Ислам, Россия и Запад // Новый мир. – 2011. - №7. - С. 9-15.
27. Капеллер А. Россия – многонациональная империя. Возникновение, история, распад - М.: 2010. - 290 с.
28. Капеллер А. Россия – многонациональная империя: некоторые размышления восемь лет спустя после публикации книги // Ab Imperio. - 2000. - №1. - С. 13-19.
29. Кобзев А.В. Возникновение мусульманских общин у «отпавших» крещеных татар Симбирской губернии во второй половине XIX -начале XX в. // Историко-этнографические исследования Симбирского Поволжья: сб. ст./под ред. А.Н. Зорина. - Ульяновск: 2012. - С. 53-60.
30. Кулиев Ф. М. Правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи в конце XVIII – начале ХХ в. // Известия СОИГСИ. -2015. - Вып. 15 (54). - С.14-24.
31. Литвинов П.П. Государство и Ислам в Русском Туркестане (1865-1917) (по архивным материалам). - Елец: 1998. - 284 с.
32. МалашенкоА.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М.: 2011. - 166 с.
33. Малышева Д. Ислам в современном мире // Новый Мир. – 2012. - №2. - С. 23-27.
34. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С., Стельмах В.Г. Национальная политика в России XVI - начало XXI века. - М.: Форум; Неолит, 2013. - 304 с.
35. Материалы по истории татарского народа / АН Татарстана. Отделение гуманитарных наук. Ин-т яз., лит. и ист. им. Г. Ибрагимова; Редкол.: Алишев С.Х., Закиев М.З., Урманчеева Ф.И., Хасанов М.Х. - Казань., 1995.- 496 с.
36. Медведко Л. И. Россия, Запад, Ислам. - М.: Кучково поле, 2013. - 272 с.
37. Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 года. - М.: 1980. - 584 с.
38. Муталимов А. Роль ислама в социальной интеграции // Власть – 2013 - № 2. - С. 24-30.
39. Мухаметов Р.А. Эволюция государственно-исламских отношений в России и ее влияние на формирование идентичности мусульман // Голос Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. Ислам в России в XVIII -начале XXI в.: модернизация и традиции.- Н. Новгород: 2011. - 282 с.
40. Мухаметшин А.Г. Педагогическая мысль булгар-татар в Казанском крае: VIII – начало XX вв.- М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 231 с.
41. Наганова Н. Формирование мусульманского общества через царскую администрацию: Махалля по юрисдикции Оренбургского магометанского духовного собрания после 1905 г. // Татарские мусульманские приходы в Российской империи: мат. науч.-практ. конф./отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань, 2013. - С. 101-128.
42. «Нам надо научиться воспринимать другого как другого...» / Беседа с профессором А.Журавским // Континент. –2012. - №112. - С. 55-62.
43. Октябрьская И.В. Крещеные казахи Алтая. Конфессиональный фактор в этнической истории XIX-XX вв.//Народы Евразии. Этнос, этническое самосознание, этничность: проблемы формирования и трансформации. -Новосибирск: 2005. - С. 78-92.
44. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М.: 20100. - 412 с.
45. Самсонов Н.В. О правовом положении российских мусульман в правление Петра Великого // История государства и права. - 2013. - № 1. - С.32-34.
46. Смолич И.К. История Русской Церкви: 1700-1917. - М.: 1996. - Ч. 1. - 312 с.
47. Тихонов А.К. Исламский фактор в Поволжье в 1860-1870-е гг. // Отечественная история. - 2012. - №3. - С. 60-65.
48. Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 19-24.
49. Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII -начала XX в. - Новосибирск: 2015. - 311 с.
50. Шилов А.В. Схватка за Кавказ. XVI-XX вв. - М.: 2011. - С. 582 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ