Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Работа №37561

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
333
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Химический язык как цель и средство обучения в
общеобразовательной школе
1.1 Роль химического языка в обучении химии в процессе
изучения химии в школе
1.1 Дидактические приемы и методы формирования химического языка
1.3 Методика формирования химического языка
Глава 2. Определение уровня сформированности химического языка у
учащихся
2.1 Организация и анализ результатов педагогического
эксперимента
2.2 Рекомендации по применению химического языка на уроках химии
Заключение
Список литературы
Приложение

В реалиях нынешнего общества повышается планка качества обучения, уровня навыков и знаний учащихся. В соответствии с требованиями ФГОС 2-поколения школьники должны обладать понятийным аппаратом и символическим языком химии. Химия - это учебный предмет, обладающий множеством возможностей для развития и изучения научного знания специфики химического языка. В связи с этим, наибольшее значение имеет развитие понятий, составляющие теорию строения, поскольку они дают возможность разъяснить всевозможные химические явления и процессы. Они демонстрируют химическую картину мира, поэтому эти понятия составляют фундамент, на котором строится научно-материалистическое мировоззрение учащихся [Правдик, 1985].
Исходя из практики, учащиеся часто путают понятия, признаки одних приписывают другим, пропускают важные признаки, не проводят аналогию строения вещества и его свойств, недостаточно пользуются теорией при объяснении фактов, имеют слабые познания химического языка [Камушкина, 2004].
Мы считаем, что в качества одного из способов разрешения данной проблемы является увеличение внимания развитию химического языка, при помощи которого прививаются и усваиваются химические понятия, анализируются различные способы познавательной деятельности, являющиеся основой для осуществления учения.
Знания даются человеку в языковой форме. Для отражения научных знаний применяются искусственные и естественные языки науки, к которым относят химический язык, именно в нем содержится химическая, символика, терминология и номенклатура [Кузнецова, 1989].
Химический язык позволяет передать и освоить химические понятия, методы познавательной деятельности, которые необходимо осуществить в процессе обучения [Герус, 2003].
В связи с актуальностью исследования была выдвинута рабочая гипотеза: умение пользоваться химическим языком рационализируют учебно-познавательный процесс, активизируют мышление и творчество учащихся, стимулируют развитие самостоятельной деятельности.
Цель исследования заключается в изучении методических приемов формирования химического языка на уроках химии в школе и обозначении способов эффективности данного процесса.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие «химический язык», его роль, особенности и значение в образовании учащихся;
2) Изучить методы формирования химического языка при обучении химии в школе;
3) Организовать уроки, направленные на формирование химического языка;
4) Экспериментально проверить эффективность приемов и методов формирования химического языка на примере учащихся 9-го класса;
Объект - химический язык школьников.
Предмет - средства, влияющие на формирование химического языка в процессе обучения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изучения теоретических, методических, практических данных, можно сделать заключение, что процесс обучения химии базируется на изучении терминологии, номенклатуры и символики веществ, их классификации и свойств. Задача обучения - это воспитание убеждения в возможности научного предвидения. Важность исследуемой темы - усвоение химии, применение ряда методов, средств обучения для формирования химического языка.
В широком смысле, химический язык это не только язык химии, но и язык предметов, которые связаны со многими профессиями. Специальная работа над химическим языком значительно ускоряет процесс овладения профессиональной речью.
Трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе изучения химии - это неточное содержание отдельных терминов, неумение строить высказывания в форме логического рассуждения, делать высказывания краткими, содержательными. Преодолению данных трудностей способствует работа с текстами учебника, словарями.
Существенный вклад в реализацию образовательной функции обучения вносит химический язык, так как он формирует научное мировоззрение и позволяет раскрыть многие мировоззренческие вопросы [Герасимова, 1982].
Конкретных специфичных методов, направленных на формирование химического языка нами не выявлено. Однако, практически все приемы и методы, используемые в процессе обучения химии, можно преобразовать таким образом, чтобы они влияли на уровень сформированности химического языка.
При разработке плана уроков подбирались задания, направленные на развитие химического языка в соответствии с темой, целью и задачами урока. Использовались различные методические пособия, которые способствовали освоению химических символов и терминов, их качественному закреплению.
Принимались во внимание особенности класса и индивидуальные характеристики каждого ученика. Методические рекомендации были использованы с учетом умственных и возрастных особенностей обучающихся.
На констатирующем этапе эксперимента был выявлен уровень сформированности химического языка: номенклатуры - 33,3%;
терминологии - 49,6%; символики - 23,3%, что говорит, о неэффективности использованной ранее методических приемов.
На контрольном этапе работы было выявлено повышение уровня химического языка: номенклатуры на 20,1%; терминологии на 23,8%; символики на 13%.
С помощью данного исследования нами были решены поставленные задачи, достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что правильно подобранные задания, способствуют более глубокому и качественному усвоению знаний по химии через освоение химического языка.



1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. Учеб. для вузов. - 4-е изд.,испр. - М.: Высш. шк.; 2002. - 743 с.
2. Бекетова С. И. Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении естественно-географических дисциплин Дис. канд. пед. наук. - Казань, 2008. -265 с.
3. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд. /Под ред. A.M. Прохорова. - М.: БРЭ, - Санкт-Петербург: Норинт, 2002. - 1434 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.-533 с.
5. Гальперина П.Я. «Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий» - М.: Изд-ва МГУ, 1968.-135 с.
6. Герасимова Т.П., Ковалевская М.К., Панчешникова Л.М. Формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии. - М.: Педагогика, 1982. - 94с.
7. Герус С.А. Теория и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе: Монография. - СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 160 с.
8. Грибакина Л.В., Кузнецова Н.Е. О причинах формализма в знаниях учащихся // Химия в школе. - 1988. - № 6. - с. 17-18.
9. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П.. Химия 8-й класс. М. Изд. Дом «Дрофа». 1999. с. 5-46.
10. Добротин Р. Б. Критический очерк химической номенклатуры неорганических соединений.— «Вестник ЛГУ», 1946, № 8.
11. Дьякович СВ. Этимологический анализ при изучении химических терминов и названий. // Химия в школе.-1971.- № 3.- с. 50-53.
12. Зейналова Ф.Г. Влияние межпредметных связей преподавания предметов естественно-математического цикла на формирование научного мировоззрения учащихся: Дис. канд. пед. наук. - Баку, 1990210с.
13. Эубайдов У.З. Практические работы по химии для Ш-1Х кл. - Душанбе.: «Маориф», 1998
14. Камушкина Г.Г. Из опыта формирования важнейших химических понятий.// Химия в школе-2004.- № 2.- с. 27-30
15. Киматов Р. Химическая терминология как предмет и средство формирования научного мировоззрения учащихся в обучении химии // Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе: Сино.-
2010. -№5(61).-С.118-124.
16. Киматов Р. Химическая номенклатура как предмет и средство формирования научного мировоззрения учащихся в обучении химии // Вестник Кургантюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. - Кургантюбе: - 2010.- №6.- С. 84-89.
17. Киматов Р. Формирование химического языка при обучении химии // Вестник Таджикского национального университета.- Душанбе: Сино.- 2010.-№7(63).-С.98-105.
18. Костырев Л. А. Из опыта изучения номенклатуры неорганических соединений в VII—VIII классах,— «Химия в школе», 1975, № 5,
19. Крестов Г. А. Теоретические основы неорг. химии. - М., 1982 г., с.4,10.
20. Кузнецов В. И. Общая химия. - М., 1989 г., с. 17-64.
21. Кузнецов В. И. Эволюция представлений об основных законах химии. - М., 1967 г., с. 34.
22. Кузнецова Л.М. Причины формализма в знаниях учащихся и пути его устранения // Химия в школе. - 1990. - № 3 - с.16-19.
23. Кузнецова Л.М. О методическом аспекте номенклатуры неорганических веществ // Химия в школе. - 1978. - № 2 - с.44-54
24. Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий в обучении химии. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
25. Кузнецова Н.Е. Шорова Ж.И. Изучение химического языка на первых этапе обучения // Химия в школе. - 1981. - № 5 - с.41-44.
26. Лучинский Г. П. Проект правил номенклатуры неорганических соединений. М., 1963.
27. Лучинский Г.П. Проект правил номенклатуры неорганических веществ// Химия в школе. - 1964. - № 4; 1974 - № 4.
28. Моносзон Э.И., Рогова P.M., Правдик Р. Формирование научного мировоззрения учащихся. - М.: Педагогика, 1985. - 144с.
29. Некрасов Б.В. Рациональная номенклатура неорганич. соедин. М., 1965.
30. Парменов К.Я. История открытия химических элементов и происхождение названий их // Биология, химия в средней школе: Методический сборник № 1. М.: Учпедгиз, 1935.
31. Пак М. Методика преподавания химии: Образовательный стандарт. М.: Образование, 1998. - 30 с.
32. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением
этимологического анализа. М.: Просвещение, 1964.
33. Рысс В.Л. Контроль знаний учащихся. М.: педагогика, 2003.
34. Соловьев Ю.И. История химии. М.: Просвещение, 1976.
35. Третьяков Ю.Д., Зайцев О.С. Программное пособие по общей и неорганической химии. М.: Юнити, 2005.
36. Фаязов Д.Ф. Формирование умений учащихся пользоваться химическим языком // Химия в школе. 1983. № 2.
37. Фигуровский Н.А. Открытие элементов и происхождение их названий. М.: Наука, 1970.
38. Цветков Л.А. Преподавание органической химии в средней школе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
39. Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии. М.: Приор, 2003.
40. Шилов В.И. К вопросу о правильном произношении и написании некоторых химических терминов // Химия в школе. 1988. № 5.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ