Введение
Глава 1. Химический язык как цель и средство обучения в
общеобразовательной школе
1.1 Роль химического языка в обучении химии в процессе
изучения химии в школе
1.1 Дидактические приемы и методы формирования химического языка
1.3 Методика формирования химического языка
Глава 2. Определение уровня сформированности химического языка у
учащихся
2.1 Организация и анализ результатов педагогического
эксперимента
2.2 Рекомендации по применению химического языка на уроках химии
Заключение
Список литературы
Приложение
В реалиях нынешнего общества повышается планка качества обучения, уровня навыков и знаний учащихся. В соответствии с требованиями ФГОС 2-поколения школьники должны обладать понятийным аппаратом и символическим языком химии. Химия - это учебный предмет, обладающий множеством возможностей для развития и изучения научного знания специфики химического языка. В связи с этим, наибольшее значение имеет развитие понятий, составляющие теорию строения, поскольку они дают возможность разъяснить всевозможные химические явления и процессы. Они демонстрируют химическую картину мира, поэтому эти понятия составляют фундамент, на котором строится научно-материалистическое мировоззрение учащихся [Правдик, 1985].
Исходя из практики, учащиеся часто путают понятия, признаки одних приписывают другим, пропускают важные признаки, не проводят аналогию строения вещества и его свойств, недостаточно пользуются теорией при объяснении фактов, имеют слабые познания химического языка [Камушкина, 2004].
Мы считаем, что в качества одного из способов разрешения данной проблемы является увеличение внимания развитию химического языка, при помощи которого прививаются и усваиваются химические понятия, анализируются различные способы познавательной деятельности, являющиеся основой для осуществления учения.
Знания даются человеку в языковой форме. Для отражения научных знаний применяются искусственные и естественные языки науки, к которым относят химический язык, именно в нем содержится химическая, символика, терминология и номенклатура [Кузнецова, 1989].
Химический язык позволяет передать и освоить химические понятия, методы познавательной деятельности, которые необходимо осуществить в процессе обучения [Герус, 2003].
В связи с актуальностью исследования была выдвинута рабочая гипотеза: умение пользоваться химическим языком рационализируют учебно-познавательный процесс, активизируют мышление и творчество учащихся, стимулируют развитие самостоятельной деятельности.
Цель исследования заключается в изучении методических приемов формирования химического языка на уроках химии в школе и обозначении способов эффективности данного процесса.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие «химический язык», его роль, особенности и значение в образовании учащихся;
2) Изучить методы формирования химического языка при обучении химии в школе;
3) Организовать уроки, направленные на формирование химического языка;
4) Экспериментально проверить эффективность приемов и методов формирования химического языка на примере учащихся 9-го класса;
Объект - химический язык школьников.
Предмет - средства, влияющие на формирование химического языка в процессе обучения.
На основании изучения теоретических, методических, практических данных, можно сделать заключение, что процесс обучения химии базируется на изучении терминологии, номенклатуры и символики веществ, их классификации и свойств. Задача обучения - это воспитание убеждения в возможности научного предвидения. Важность исследуемой темы - усвоение химии, применение ряда методов, средств обучения для формирования химического языка.
В широком смысле, химический язык это не только язык химии, но и язык предметов, которые связаны со многими профессиями. Специальная работа над химическим языком значительно ускоряет процесс овладения профессиональной речью.
Трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе изучения химии - это неточное содержание отдельных терминов, неумение строить высказывания в форме логического рассуждения, делать высказывания краткими, содержательными. Преодолению данных трудностей способствует работа с текстами учебника, словарями.
Существенный вклад в реализацию образовательной функции обучения вносит химический язык, так как он формирует научное мировоззрение и позволяет раскрыть многие мировоззренческие вопросы [Герасимова, 1982].
Конкретных специфичных методов, направленных на формирование химического языка нами не выявлено. Однако, практически все приемы и методы, используемые в процессе обучения химии, можно преобразовать таким образом, чтобы они влияли на уровень сформированности химического языка.
При разработке плана уроков подбирались задания, направленные на развитие химического языка в соответствии с темой, целью и задачами урока. Использовались различные методические пособия, которые способствовали освоению химических символов и терминов, их качественному закреплению.
Принимались во внимание особенности класса и индивидуальные характеристики каждого ученика. Методические рекомендации были использованы с учетом умственных и возрастных особенностей обучающихся.
На констатирующем этапе эксперимента был выявлен уровень сформированности химического языка: номенклатуры - 33,3%;
терминологии - 49,6%; символики - 23,3%, что говорит, о неэффективности использованной ранее методических приемов.
На контрольном этапе работы было выявлено повышение уровня химического языка: номенклатуры на 20,1%; терминологии на 23,8%; символики на 13%.
С помощью данного исследования нами были решены поставленные задачи, достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что правильно подобранные задания, способствуют более глубокому и качественному усвоению знаний по химии через освоение химического языка.
1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. Учеб. для вузов. - 4-е изд.,испр. - М.: Высш. шк.; 2002. - 743 с.
2. Бекетова С. И. Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении естественно-географических дисциплин Дис. канд. пед. наук. - Казань, 2008. -265 с.
3. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд. /Под ред. A.M. Прохорова. - М.: БРЭ, - Санкт-Петербург: Норинт, 2002. - 1434 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.-533 с.
5. Гальперина П.Я. «Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий» - М.: Изд-ва МГУ, 1968.-135 с.
6. Герасимова Т.П., Ковалевская М.К., Панчешникова Л.М. Формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии. - М.: Педагогика, 1982. - 94с.
7. Герус С.А. Теория и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе: Монография. - СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 160 с.
8. Грибакина Л.В., Кузнецова Н.Е. О причинах формализма в знаниях учащихся // Химия в школе. - 1988. - № 6. - с. 17-18.
9. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П.. Химия 8-й класс. М. Изд. Дом «Дрофа». 1999. с. 5-46.
10. Добротин Р. Б. Критический очерк химической номенклатуры неорганических соединений.— «Вестник ЛГУ», 1946, № 8.
11. Дьякович СВ. Этимологический анализ при изучении химических терминов и названий. // Химия в школе.-1971.- № 3.- с. 50-53.
12. Зейналова Ф.Г. Влияние межпредметных связей преподавания предметов естественно-математического цикла на формирование научного мировоззрения учащихся: Дис. канд. пед. наук. - Баку, 1990210с.
13. Эубайдов У.З. Практические работы по химии для Ш-1Х кл. - Душанбе.: «Маориф», 1998
14. Камушкина Г.Г. Из опыта формирования важнейших химических понятий.// Химия в школе-2004.- № 2.- с. 27-30
15. Киматов Р. Химическая терминология как предмет и средство формирования научного мировоззрения учащихся в обучении химии // Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе: Сино.-
2010. -№5(61).-С.118-124.
16. Киматов Р. Химическая номенклатура как предмет и средство формирования научного мировоззрения учащихся в обучении химии // Вестник Кургантюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. - Кургантюбе: - 2010.- №6.- С. 84-89.
17. Киматов Р. Формирование химического языка при обучении химии // Вестник Таджикского национального университета.- Душанбе: Сино.- 2010.-№7(63).-С.98-105.
18. Костырев Л. А. Из опыта изучения номенклатуры неорганических соединений в VII—VIII классах,— «Химия в школе», 1975, № 5,
19. Крестов Г. А. Теоретические основы неорг. химии. - М., 1982 г., с.4,10.
20. Кузнецов В. И. Общая химия. - М., 1989 г., с. 17-64.
21. Кузнецов В. И. Эволюция представлений об основных законах химии. - М., 1967 г., с. 34.
22. Кузнецова Л.М. Причины формализма в знаниях учащихся и пути его устранения // Химия в школе. - 1990. - № 3 - с.16-19.
23. Кузнецова Л.М. О методическом аспекте номенклатуры неорганических веществ // Химия в школе. - 1978. - № 2 - с.44-54
24. Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий в обучении химии. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
25. Кузнецова Н.Е. Шорова Ж.И. Изучение химического языка на первых этапе обучения // Химия в школе. - 1981. - № 5 - с.41-44.
26. Лучинский Г. П. Проект правил номенклатуры неорганических соединений. М., 1963.
27. Лучинский Г.П. Проект правил номенклатуры неорганических веществ// Химия в школе. - 1964. - № 4; 1974 - № 4.
28. Моносзон Э.И., Рогова P.M., Правдик Р. Формирование научного мировоззрения учащихся. - М.: Педагогика, 1985. - 144с.
29. Некрасов Б.В. Рациональная номенклатура неорганич. соедин. М., 1965.
30. Парменов К.Я. История открытия химических элементов и происхождение названий их // Биология, химия в средней школе: Методический сборник № 1. М.: Учпедгиз, 1935.
31. Пак М. Методика преподавания химии: Образовательный стандарт. М.: Образование, 1998. - 30 с.
32. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением
этимологического анализа. М.: Просвещение, 1964.
33. Рысс В.Л. Контроль знаний учащихся. М.: педагогика, 2003.
34. Соловьев Ю.И. История химии. М.: Просвещение, 1976.
35. Третьяков Ю.Д., Зайцев О.С. Программное пособие по общей и неорганической химии. М.: Юнити, 2005.
36. Фаязов Д.Ф. Формирование умений учащихся пользоваться химическим языком // Химия в школе. 1983. № 2.
37. Фигуровский Н.А. Открытие элементов и происхождение их названий. М.: Наука, 1970.
38. Цветков Л.А. Преподавание органической химии в средней школе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
39. Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии. М.: Приор, 2003.
40. Шилов В.И. К вопросу о правильном произношении и написании некоторых химических терминов // Химия в школе. 1988. № 5.