Введение
Глава 1. Химический язык как цель и средство обучения в
общеобразовательной школе
1.1 Роль химического языка в обучении химии в процессе
изучения химии в школе
1.1 Дидактические приемы и методы формирования химического языка
1.3 Методика формирования химического языка
Глава 2. Определение уровня сформированности химического языка у
учащихся
2.1 Организация и анализ результатов педагогического
эксперимента
2.2 Рекомендации по применению химического языка на уроках химии
Заключение
Список литературы
Приложение
В реалиях нынешнего общества повышается планка качества обучения, уровня навыков и знаний учащихся. В соответствии с требованиями ФГОС 2-поколения школьники должны обладать понятийным аппаратом и символическим языком химии. Химия - это учебный предмет, обладающий множеством возможностей для развития и изучения научного знания специфики химического языка. В связи с этим, наибольшее значение имеет развитие понятий, составляющие теорию строения, поскольку они дают возможность разъяснить всевозможные химические явления и процессы. Они демонстрируют химическую картину мира, поэтому эти понятия составляют фундамент, на котором строится научно-материалистическое мировоззрение учащихся [Правдик, 1985].
Исходя из практики, учащиеся часто путают понятия, признаки одних приписывают другим, пропускают важные признаки, не проводят аналогию строения вещества и его свойств, недостаточно пользуются теорией при объяснении фактов, имеют слабые познания химического языка [Камушкина, 2004].
Мы считаем, что в качества одного из способов разрешения данной проблемы является увеличение внимания развитию химического языка, при помощи которого прививаются и усваиваются химические понятия, анализируются различные способы познавательной деятельности, являющиеся основой для осуществления учения.
Знания даются человеку в языковой форме. Для отражения научных знаний применяются искусственные и естественные языки науки, к которым относят химический язык, именно в нем содержится химическая, символика, терминология и номенклатура [Кузнецова, 1989].
Химический язык позволяет передать и освоить химические понятия, методы познавательной деятельности, которые необходимо осуществить в процессе обучения [Герус, 2003].
В связи с актуальностью исследования была выдвинута рабочая гипотеза: умение пользоваться химическим языком рационализируют учебно-познавательный процесс, активизируют мышление и творчество учащихся, стимулируют развитие самостоятельной деятельности.
Цель исследования заключается в изучении методических приемов формирования химического языка на уроках химии в школе и обозначении способов эффективности данного процесса.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие «химический язык», его роль, особенности и значение в образовании учащихся;
2) Изучить методы формирования химического языка при обучении химии в школе;
3) Организовать уроки, направленные на формирование химического языка;
4) Экспериментально проверить эффективность приемов и методов формирования химического языка на примере учащихся 9-го класса;
Объект - химический язык школьников.
Предмет - средства, влияющие на формирование химического языка в процессе обучения.
На основании изучения теоретических, методических, практических данных, можно сделать заключение, что процесс обучения химии базируется на изучении терминологии, номенклатуры и символики веществ, их классификации и свойств. Задача обучения - это воспитание убеждения в возможности научного предвидения. Важность исследуемой темы - усвоение химии, применение ряда методов, средств обучения для формирования химического языка.
В широком смысле, химический язык это не только язык химии, но и язык предметов, которые связаны со многими профессиями. Специальная работа над химическим языком значительно ускоряет процесс овладения профессиональной речью.
Трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе изучения химии - это неточное содержание отдельных терминов, неумение строить высказывания в форме логического рассуждения, делать высказывания краткими, содержательными. Преодолению данных трудностей способствует работа с текстами учебника, словарями.
Существенный вклад в реализацию образовательной функции обучения вносит химический язык, так как он формирует научное мировоззрение и позволяет раскрыть многие мировоззренческие вопросы [Герасимова, 1982].
Конкретных специфичных методов, направленных на формирование химического языка нами не выявлено. Однако, практически все приемы и методы, используемые в процессе обучения химии, можно преобразовать таким образом, чтобы они влияли на уровень сформированности химического языка.
При разработке плана уроков подбирались задания, направленные на развитие химического языка в соответствии с темой, целью и задачами урока. Использовались различные методические пособия, которые способствовали освоению химических символов и терминов, их качественному закреплению.
Принимались во внимание особенности класса и индивидуальные характеристики каждого ученика. Методические рекомендации были использованы с учетом умственных и возрастных особенностей обучающихся.
На констатирующем этапе эксперимента был выявлен уровень сформированности химического языка: номенклатуры - 33,3%;
терминологии - 49,6%; символики - 23,3%, что говорит, о неэффективности использованной ранее методических приемов.
На контрольном этапе работы было выявлено повышение уровня химического языка: номенклатуры на 20,1%; терминологии на 23,8%; символики на 13%.
С помощью данного исследования нами были решены поставленные задачи, достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что правильно подобранные задания, способствуют более глубокому и качественному усвоению знаний по химии через освоение химического языка.