Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профориентация в управлении карьерой

Работа №37557

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

управление проектами

Объем работы121
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
369
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профориентации в управлении карьерой 10
1.1 Категориальные подходы к управлению профориентацией 10
1.2 Современные методы профориентации системы образования 15
1.3 Зарубежный опыт профориентации в управлении карьерой 20
Глава 2. Анализ профориентации в управления карьерой выпускников К(П)ФУ 27
2.1 Краткая характеристика хозяйственной деятельности К(П)ФУ 27
2.2 Организационная структура управления К(П)ФУ 33
2.3 Оценка профориентации К(П)ФУ отдела практик и трудоустройства
обучающихся
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию
профессиональной ориентации обучающихся с учетом потребностей рынка труда
3.1. Направления совершенствования системы трудоустройства выпускников в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
3.2. Разработка проекта «мобильное приложение «Управляй карьерой» ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
3.3 Прогноз эффективности внедряемых мероприятий.
Заключение

В последнее время проблема осознанного выбора будущей профессии приобретает особую актуальность. Как считают российские исследователи, во многом это объясняется неполными знаниями обучающихся о современном состоянии, потребностях и перспективах развития динамично меняющегося рынка труда.
Вопросы профессиональной реализации и образования - одни из наиболее важных в жизненном пути любой личности. Чтобы соответствовать стремительным темпам развития экономики знаний и оставаться востребованным на рынке труда, человеку необходимо учиться на протяжении всей жизни и адаптироваться к непрерывным, быстрым и неожиданным изменениям. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из приоритетных и значительных в жизни каждого индивида, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.
Обеспечение процесса профессионального становления личности с учетом потребностей экономики в специалистах различных сфер деятельности является задачей системы профориентации населения, об актуальности развития которой отмечено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в марте 2018 года: «надо помнить, что рынок труда становится более гибким. И граждане в случае необходимости должны иметь возможность пройти переподготовку, взять новый профессиональный старт.»
По данным Федеральной службы государственной статистики на 2016 г. половина образованных россиян работают не по специальности, а более 25% выпускников получают избыточное образование, то есть впоследствии устраиваются на должности, не требующие тех затрат средств и времени, которые государство, родители и студенты вложили в получение диплома.
Актуальность решения проблемы профориентации в управлении карьерой обучающихся проявляется в том, что необходимо привести в соответствие потребности экономической сферы общества в отношении профессионально подготовленных трудовых человеческих ресурсов и потребности молодых людей в трудовой и профессиональной самореализации. В настоящее время социально-экономическая ситуация в России становится все динамичнее: кардинально изменился рынок труда, появился бизнес, ориентированный на поиск и отбор высококвалифицированных специалистов.
Интенсивное развитие экономики обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников. Эти изменения неизбежно породили массу проблем профессиональной жизни, так как прежние профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы. Выпускники оказались в ситуации неопределенности, неуверенности в своем профессиональном будущем, поэтому проблема профориентации и профессионального самоопределения является чрезвычайно актуальной в условиях современных социально-экономических и социокультурных преобразований.
Работодатели ждут от выпускников подготовленности к жизни, работе и самореализации в новых условиях. Поэтому в развитых странах, траектории развития на повестке в последние годы стоит вопрос о новом содержании образования со смещением акцентов от получения предметных знаний к развитию универсальных «навыков XXI века», набор которых соответствует Целевой модели компетенций 2025.
По результатам исследований Росстата «Выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование» основными причинами не трудоустроившихся выпускников являются низкий уровень предлагаемой заработной платы - 49,4%, отсутствие подходящих рабочих мест - 30,5% и не смогли найти работу по полученной профессии (специальности) - 22,5%. При этом 20,7% выпускников, которые имели работу во время обучения, связанную с получаемой профессией, искали другую работу после окончания обучения.
Необходимо отметить, что ожидания выпускников о рынке труда в большинстве своем не соответствуют действительности, т.к. процесс принятия решений о выборе профессии основывается на мнении закрепившимся в массовом сознании как престиж, современность, «бесплатное» обучение за счет государства, «высокая» заработная плата. Вследствие чего выпускники выходят на рынок труда с обширными профессиональными знаниями, но с несформированной системой профессиональных предпочтений и ориентации, без однозначного, логичного выстраивания карьерной траектории. На наш взгляд это и является одним из мотивов не трудоустройства по приобретенной специальности. Образование в карьерной траектории не является первоочередным в освоении профессии, а, на насколько мы можем оценить, появляется возможность приобретения социального статуса и признания. Большинство работодателей обозначают, что для них приоритетнее кандидат не столько с уровнем образования, сколько с опытом работы, полученным во время учебы, стажировки, производственной практике, внеучебной деятельности. Сложности, связанные с дефицитом формирования планов карьерной траектории выпускников, создают необходимость усиления подготовки обучающихся к взвешенному выбору профессии во время получения высшего образования и ориентации образовательного процесса вуза на активизацию профессионального самоопределения студентов.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам профессиональной ориентации посвящен ряд работ отечественных и зарубежных авторов. Проблематика, связанная с профессиональным самоопределением и профессиональной ориентацией, изучается с позиций различных научных дисциплин: экономики, социологии, педагогики, психологии, медицины.
Вопросам профессиональной ориентации выпускников высших образовательных учреждений посвящен ряд работ отечественных и зарубежных авторов. К исследованию профессий, их значимости для жизни человека и общества обращались М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Маркс, Г.Спенсер.
Широкое понимание отечественными учеными социально-профессионального становления молодежи — не только как выбора профессии, но и как выбора формы образования, типа учебного заведения - способствовало изучению ориентаций молодежи на высшее образование, ценности образования и профессии в сознании молодежи, ее образовательных планов (Е.Балабанова, Н.Голубкова, Т.Дашкова, И.Ершова, Л.Киреенко и др.). Исследования интересов, потребностей и мотивов личности в сфере образования в связи с переходом к трудовой и профессиональной деятельности, вопросы профессионального самоопределения молодежи исследуются в работах Е.Головахи, Э.Зеера, Г.Зборовского, Е. Юпшова, И.Кона и др. Исследованиями рынка труда молодежи анализировали Б.Генкин, В.Гуртов, Г.Мелекьян, В.Радаев, Т. Разумова, С. Рощин и др.
Индивидуальные аспекты профессионального самоопределения, профессиональное самосознание, личностное профессиональное развитие рассматриваются в работах Д. Иоваши, Е. Климова, Н. Пряжникова, Р. Немова, Ф. Иващенко, Э. Зеера, А.К. Марковой.
Вместе с тем, еще недостаточно исследован вопрос, связанный с профориентацией обучающихся в высших образовательных учреждениях, особенности процесса профессионального самоопределения в современных социально-экономических условиях. Обозначенная проблема поверхностно затрагивается в исследованиях современных ученых, нет единой концепции в решении вопроса по управлению профориентацией в построении карьерной траектории. Это привело к выбору цели, объекта и предмета магистерской работы.
Цель - совершенствование системы профессиональной ориентации проектированию будущей карьерной траектории в регионе.
В своей работе мы инициируем возможность решить актуальные задачи исследования:
- Проанализировать и систематизировать категориальные подходы профориентации в управлении карьерой;
- Выявить механизмы профориентации системы образования и ее стадии в управлении карьерой, включая мировой опыт;
- Выявить факторы, определяющие профессиональный выбор обучающихся в рамках Казанского Федерального Университета;
- Определить влияние ценностных ориентаций нового поколения на формирование профессиональных компетенцией;
- Сформулировать предложения, направления профориентации в проектировании будущей карьерной траектории, обучающихся в Казанском (Приволжском) Федеральном Университете.
- Разработать проект мобильного приложения «Управляй карьерой» в структуре КФУ для оценки подготовки выпускников.
Объект исследования - обучающиеся Казанского (Приволжского) Федерального Университета.
Предмет - профессиональная ориентация и ее влияние на управление карьерой.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены на основании исследуемых материалов и проведенного опроса работодателей основные проблемы трудоустройства выпускников вузов, лежащие в отсутствие необходимых компетенций у выпускников для имеющихся рабочих мест, наличие лишь теоретических знаний, а у работодателей отсутствие четких представлений о компетенциях соискателей на вакантные позиции.
2. Дана авторское описание профессиональной ориентации, под которой, понимается инициируемый и управляемый обществом многоаспектный и непрерывный процесс взаимодействий субъектов социально-трудовых отношений, направленных на осознанное профессиональное самоопределение индивида, освоение им профессии и осуществление профессионального самосовершенствования, обеспечение баланса между потребностями экономики в кадрах и собственными способностями и предпочтениями индивида.
3. Выявлены 25 приоритетных надпрофессиональные компетенции, предъявляемые работодателями к выпускникам вузов, полученные методом экспертного анализа работодателей и собственного социологического исследования повышающие шансы трудоустройства: мотивация достижения, умение работать в команде, целеустремленность, умение и желание учиться (стремление к развитию)
4. Обоснована целесообразность и возможность внедрения в структуру КФУ мобильного приложения «Управляй карьерой», отличающийся наделением функций оказания индивидуальной информационной, консалтинговой и профориентационной помощи студентам и выпускникам КФУ для повышения качества своей подготовки.
Методы исследования. В процессе научного исследования был использован комплекс общенаучных методов экономического, статистического, динамического и сравнительного анализа, процессного и системного подходов.
Практическая значимость исследования выпускной работы определяется возможностью использования её выводов и предложений при формировании эффективной системы трудоустройства выпускников, а также при осуществлении государственной политики в области труда и занятости молодежи.
В качестве нормативно-правовой базы по профессиональной ориентации в Российской Федерации были исследованы следующие документы: Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации; Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, Распоряжение Правительства РФ О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, публикации научной и периодической печати, материалы конференций, посвященных проблемам рынка труда и трудоустройства выпускников, электронные ресурсы. В части исследования субъектов профориентации в вузе информационной и методической базой выступали законы и нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, составляющие юридическое обоснование деятельности структур по содействию трудоустройству в вузах, методические разработки Центра профориентационной работы и взаимодействий с работодателями Института управления, экономики и финансов, Казанского Федерального Университета.
Основная гипотеза исследования заключается в следующем: профориентация обучающихся в вузах и дальнейшее трудоустройство выпускников в современном российском обществе дисфункциональна, а потому нуждается в регулировании. С одной стороны, это связано с относительной неустойчивостью рынка труда. Хотя и при участии работодателей (промышленных предприятий, регуляторов, холдингов, экспертов) был создан атлас новых профессий, или, другими словами, альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет, но экономическая ситуация, в частности из-за экономических санкций, в стране не стабильна.
Приобретая, востребованную специальность и имея вероятность оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся экономическим положением и престижем профессии, выпускнику вуза важным является наличие навыков, которые способствуют быстрой адаптации к изменившейся ситуации. Эти навыки приобретаются в процессе социализации личности: как в семье, так и во время обучения специальности. Также можно обратить внимание на необходимость у выпускников самоорганизации, так чтобы в процессе поиска работы адекватно оценивать и преодолевать сложности с некомфортностью предлагаемого трудоустройства, т.к. требования относительно первого места работы могут быть завышенными.
Другой причиной дисбаланса рынка труда полагаем отсутствие в сознании выпускника механизма активного поиска работы. Большая часть соискателей имеет слабые представления о принципах и технологиях поиска: о том, как вести себя при собеседовании, как грамотно составить резюме, какими источниками поиска вакансий следует пользоваться.
Структура работы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования. Сформулированы объект, предмет, цели, задачи, методы магистерской диссертации. Так же степень разработанности темы, новизна и практическая значимость работы.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты профориентации и механизмы воздействия на управление карьерой, современные методы профориентации, а также же зарубежный опыт
Во второй главе выпускной магистерской диссертации было проведено исследование системы профориентации в управлении карьерой, исследованы основные формы и методы трудоустройства выпускников в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», а также проведен анализ востребованности выпускников со стороны работодателей.
В третьей главе магистерской диссертации разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности выпускников ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: разработаны проект, мобильное приложение «Управляй карьерой», внесены предложения по его внедрению в структуру ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» и дана оценка его эффективности.
В заключении содержатся основные выводы, проведенного автором исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель данной выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - проведение исследования по профориентации обучающихся российских вузов и выработка рекомендаций по повышению качества их подготовки.
Анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей, изучавших социально-трудовые отношения, связанные с проблемами профессионального выбора индивида и формированием его компетентности, позволил нам определить индивидуальные и общественные конечные цели процесса профориентации, что сделало возможным критически оценивать результаты этого процесса и корректировать его.
Нами уточнено определение системы профориентации населения как комплекса взаимосвязанных и обусловленных социально-экономической и политической ситуацией социальных взаимодействий отдельных индивидов, социальных групп и социальных институтов, способствующего профессиональной ориентации индивида.
Проведенный анализ системы профориентации выявил, что помимо повышения качества образования, необходимо бороться с оторванностью системы образования от рынка труда. У работодателей отсутствуют четкие представления о компетенциях соискателей на вакантные позиции; не представлена структурированная модель компетенций выпускников вузов, соответствующая сегодняшним требованиям работодателей и, соответственно, нет понимания уровней сформированности этих компетенций; наблюдается отсутствие заинтересованности и участия самих выпускников в этом процессе.
Помимо этого, в решении проблем трудоустройства выпускников поможет международный опыт, который показывает, что центральным звеном системы регулирования процессов на рынке труда, в том числе выпускников вузов является государственная служба занятости. В свою очередь и студенты не должны оставаться в стороне от данного вопроса, у них должно присутствовать большее стремление к получению и совершенствованию качественных знаний и навыков в профессиональной сфере.
Во второй главе выпускной магистерской диссертации было проведено исследование трудоустройства выпускников: проведен мониторинг рынка труда выпускников в Российской Федерации и Республике Татарстан, исследованы формы и методы трудоустройства выпускников в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», дана оценка потенциала выпускников экономических направлений в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Рассмотренные формы и методы трудоустройства выпускников КФУ не являются исчерпывающими, так в вузе ведется постоянная работа по их совершенствованию, что, несомненно, способствует непрерывному повышению эффективности данного вида деятельности исследуемого образовательного учреждения. КФУ использует как собственные инновационные наработки по трудоустройству выпускников, так и применяет успешный опыт, имеющийся в этой области у других отечественных и зарубежных вузов.
Согласно результатам исследования, большая часть из 22 выявленных приоритетных компетенций относится к soft skills - надпрофессиональным компетенциям выпускника вуза, формирование которых не предусмотрено ни в ПК ФГОС ВО, ни ТФ профстадартов. При этом, согласно результатам проведенного исследования, работодатели при приеме на работу молодых специалистов приоритет отдают именно soft skills, а не hard skills.
В третьей главе магистерской диссертации предложены рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовленности выпускников экономических направлений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» с учетом потребностей рынка труда: разработан проект мобильного приложения «Управляй карьерой» и дана оценка предложенных рекомендаций.
Оценка потенциала выпускников экономических направлений в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» выявила что:
- трудовой потенциал выпускника вуза - это мера и качество совокупной готовности выпускника к практической (трудовой) деятельности;
- степень готовности выпускника к труду - это количественная величина, складывающаяся из набора сформированных у выпускника востребованных работодателями совокупности компетенций (soft & hard skills);
- качество подготовленности выпускника к работе зависит от требований
заинтересованных сторон: работодателя, государства, вуза и самого выпускника;
- список из 25 приоритетных компетенций, предъявляемых работодателями к выпускникам экономических направлений вузов, был составлен основе результатов собственного исследования, а также проведенного вторичного анализа современных зарубежных и отечественных исследований, имеющихся по данной проблематике и Атласа новых профессий.
Результаты мини-опроса работодателей показали, что:
- в требованиях, предъявляемых к выпускникам вуза, работодатели, наибольший акцент делают на «мягкие» навыки (soft skills) в противовес профессиональным компетенциям (hard skills);
- проведение всех видов практик на базах предприятий является очень эффективным методом трудоустройства для выпускников; помимо специализированных сайтов по трудоустройству, форумы, соцсети и кадровых агентств в качестве основного канала поиска кандидатов на вакантные должности работодатели также указали - центры деловой карьеры и трудоустройства вузов.
На основании проведенного исследования разработаны проект мобильного приложения «Управляй карьерой» и предложения по его внедрению в структуру ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Цель проекта - создать интуитивно понятную мобильную платформу, которая автоматизирует функцию отдела практик и трудоустройств КФУ так, чтобы студенты, выпускники могли найти место для прохождения стажировок, практик и будущее место работы.
Инновационность проекта «Управляй карьерой» КФУ заключается в следующем:
- Объединить все заинтересованные стороны для успеха профориентации студентов на единой платформе: учебное заведение, студенты, выпускники и работодатели. Теперь студенты могут найти стажировки, устроится на неполный рабочий день, полный рабочий день, найти должности волонтеров.
- Предоставить учащимся доступ к своему мобильному приложению ко всем ресурсам, которые им нужны, чтобы получить работу - подготовить резюме, понять нюансы рынка труда, отточить свои навыки интервьюирования и т. д.
- Потенциальные работодатели и выпускники могут размещать вакансии. Интеллектуальное соответствие позволяет наилучшим образом соответствовать описанию работы, тем самым повышая соответствие и возможности трудоустройства.
- Студенты могут выбрать наставника из выпускников или преподавателей, которые помогут им в достижении целей для практического консультирования по вопросам карьеры. Студентам представляется возможность подать откликнуться на вакансию, получать уведомления, устанавливать напоминания, назначать встречи, получать наставничество, и все это с помощью интуитивно понятных интерфейсов.
Для совершенствования научно-методического обеспечения профориентации предлагается разработка и включение в учебные планы экономических направлений вузов отдельной дисциплины «Профориентация» (федеральный компонент группы дисциплин, относящихся к управлению персоналом), а в педагогических вузах - создание нового направления профподготовки - «Профессиональный советник» и выделение в штатах учреждений общего образования соответствующих штатных единиц, после комплектования которых необходимо исключить профориентацию из должностных обязанностей школьных психологов.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ