Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ, УЧАСТНИКОВ WORLDSKILLS В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Работа №37465

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
545
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития самоорганизации студентов- участников WorldSkills в информационной среде 11
1.1. Самоорганизация как основа профессионального развития
личности 11
1.2. Развитие навыков профессионального мастерства в рамках
Международного движения WorldSkills 19
1.3. Роль информационной образовательной среды в развитии
самоорганизации студентов 22
Глава 2 Экспериментальная проверка эффективности развития самоорганизации студентов-участников WorldSkills в информационной образовательной среде 28
2.1. Педагогические условия развития самоорганизации студентов-
участников WorldSkills средствами информационной образовательной среды 28
2.2. Организация педагогического эксперимента по развитию
самоорганизации студентов 36
2.3 Анализ результативности экспериментальной деятельности по проверке эффективности развития самоорганизации студентов-участников WorldSkills в информационной образовательной среде 42
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения 57


Актуальность работы: Во всем мире конкурентоспособность на рынке труда становится все более значимым фактором экономического роста. Мера соответствия способностей работника требованиям рынка и работодателей, следовательно, и возможность участия в социально-экономическом развитии страны является приоритетом при приеме на работу. А так же наличие у работников определенных свойств и качеств, обеспечивающих возможность высоких индивидуальных достижений в трудовой деятельности. Поэтому необходимость в повышении профессиональных умений так остро возникла во всем мире. Конкурентоспособность специалиста на рынке труда представляет собой сложную экономическую категорию, которая является приоритетным объектом внимания, обусловливающим, в конечном счете, лидерство хозяйствующих субъектов в интенсивной конкурентной борьбе на национальном и мировом рынках.
Шеф повар ресторана «высокой кухни», зарабатывает в среднем 75120 тысяч рублей, на основании рейтинга Минтруда самых высокооплачиваемых профессий в 2018 году. Конечно, речь идет о столичных заведениях с именитыми специалистами. Ключевым приоритетом на рынке труда в 2018 году, как и в предыдущие периоды, является автоматизация процессов. Касается это абсолютно всех сфер жизни. Снижается потребность в персонале низкой квалификации. Крупные компании продолжают оптимизировать кадровую структуру, поэтому сокращения во всех сферах продолжаются. Рабочие места во все времена будут оставаться за теми людьми, которые не просто хорошо справляются с работой, но и не боятся расширять круг своих должностных обязанностей, учиться и развиваться. В России значительно повысился интерес к профессиональной компетентности персонала на основе личностно-мотивационного аспекта. Процесс развития профессиональной компетентности в современных условиях целенаправленно реализуется посредством технологий обучения, которые развивают его личностные качества и позволяют построить индивидуальную траекторию развития профессиональных компетенций [5].
Важное значение уделяется системе образования, и подготовки высококвалифицированных кадров, которые являются важнейшими компонентами современного общества и обеспечивают перспективу развития, стабильность и социальное благополучие населения. Гарантией выживания личности в условиях сложившейся социальной и экономической реальности является активность самого человека.
В рамках реализации федерального образовательного стандарта ТОП 50 профессий, который действует с сентября 2017 года, главной задачей является необходимость создания условий подготовки высококвалифицированных специалистов по компетенциям WorldSkills. Запросы современного производства на подготовку рабочих кадров высоки и ориентированы на требования международных стандартов. Россия стала активным участником различных соревнований, в том числе спортивных и профессиональных. WorldSkills - движение профессионалов, в котором мы принимаем активное участие. В августе 2019 года мы принимаем эстафету международного конкурса и должны достойно выступить на мировом чемпионате рабочих профессий. Для успешной реализации данного проекта уже сейчас идет подготовка участников к чемпионату. В мае 2019 года на «Казань Экспо» прошел национальный чемпионат России молодых профессионалов, юниоров и специалистов 50+ по 60 компетенциям. Данный проект является стартом для молодых профессионалов, юниоров и специалистов для участия в международных проектах.
Уровень самостоятельности участников очень важен для осуществления данных проектов, так как им необходимо не только достойно выступать на чемпионатах, но и овладевать профессиональными компетенциями. Специфика подготовки к чемпионатам определяет активно использовать информационную среду, разработку индивидуальной образовательной траектории, использование интерактивных методов обучения. Информационная среда является благоприятной для самореализации студентов. В этом и заключается актуальность исследования.
Состояние разработанности проблемы исследования.
Исследованию необходимости развития навыков самоорганизации и саморазвития нашли отражение в трудах Якушевой С.Д., Егорычевой И.Д., Асадуллина Р. М., Васильева Л. И, Ишкова А. Д Котова С. С., Шахматовой
О. Н,. Фалеевой Л. В., Холиной Л. И., Инкиной О. Н. и др.
Исследование специфики внедрения профессиональных стандартов конкурсного движения WorldSkills Russia в образовательный процесс уделяли внимание Кочетков В. В. Самусева Г. В., Кочегарова С. В., Золотарева Н. М. Алексеева Е. А. Абдуллаева Л. А., Строкин А. А., Потанин В. В. Янпольская Н. А. Панова М. В. Петров А. А. Малиновский Е. С. И др.
Вопросами необходимости применения информационной среды в образовательный процесс посвящены работы Брановского Ю., Беляевой А., Раицкой Л. К., Кириловой Г. И., Лобанова Ю. И., Ильченко О. А., Гагарина А. В., Печерской С. А., Засурского Я. Н. и др.
Ряд научных исследований посвящен вопросам использования интернет-технологий: технологии личностно-ориентированного подхода к организации самостоятельной работы студентов Мельниченко Я. И.( 2008г.), организация самостоятельной работы студентов в контексте инновационного обучения Росина Н. (2006г.), роли компетентностного подхода Пушкина Г. Г.(2011г.).
Несмотря на значительное количество работ по проблемам внедрения в учебный процесс информационных технологий, в контексте современных условий внедрения международных стандартов World skills, не достаточно освещено.
Выявлены следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне: между возрастающими требованиями современной технологической среды к способностям профессионала в самостоятельности своего развития и недостаточной разработанностью педагогических условий для развития самоорганизации студентов колледжа;
- на научно-теоретическом уровне: между сложившейся системой подготовки в колледже и подготовкой к участию в WorldSkills, основанной на высокой самоорганизации участника.
- на научно-методологическом уровне: между необходимостью осуществления образовательной деятельности студентов во время их подготовки и участия в конкурсах WorldSkills и недостаточной разработанностью методического обеспечения, способствующего этому процессу.
Выявление противоречий позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития самоорганизации студентов участников WorldSkills в информационной среде.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и определила выбор темы исследования «Развитие самоорганизации студентов участников WorldSkills в информационной среде».
Объектом исследования является процесс самоорганизации студентов- участников WorldSkills.
Предметом исследования являются педагогические условия развития самоорганизации студентов-участников WorldSkills в информационной среде.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, направленные на развитие самоорганизации студентов участников WorldSkills в информационной среде.
В соответствии с целью и предметом исследования была сформулирована гипотеза: развитие самоорганизации студентов участников WorldSkills в информационной среде будет эффективно в том случае, если будут реализованы следующие педагогические условия:
- произвести диагностику и оценку уровня развития самоорганизации студентов;
- разработать и использовать личностно-ориентированные задания для самостоятельной работы с использованием информационной среды на основе анализа программы и компетенций WorldSkills;
- спроектировать и реализовать педагогическое сопровождение процесса развития самоорганизации студентов в информационной среде;
- проводить мониторинг развития навыков самоорганизации на основе участия в профессиональных конкурсах различного уровня для отбора студентов на участие в WorldSkills.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и раскрыть понятие самоорганизации во взаимосвязи с профессиональным развитием личности
2. Раскрыть роль информационной образовательной среды в развитии навыков самоорганизации студентов-участников WorldSkills
3. Определить и экспериментально проверить систему педагогических условий, влияющих на эффективность развития самоорганизации студентов- участников WorldSkills средствами информационной образовательной среды.
Теоретико - методологическая база исследования.
В качестве общенаучных принципов исследования была использована методология личностно-ориентированного обучения (С.Л.Рубенштейн, А.Г.Асмолов, Б.Г.Афанасьев, Е.В.Бондаревская, А.Н.Леонтьев, В.В.Сериков, И.С.Якиманская )
Использовались методы:
- теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, теоретический анализ, обобщение существующих исследований по данной теме, анализ понятий;
- эмпирические: педагогическая диагностика, анкетирование,
тестирование, беседа, педагогический эксперимент;
- статистические: статистико-математические методы обработки полученных данных.
Опытно- экспериментальная база - ГАПОУ «Колледж малого бизнеса и предпринимательства» г.Казани. основная научно - исследовательская работа осуществлялась в группах ТП 179- и ТП 179-3 на 1 и 2 курсах по специальности «Технология продукции общественного питания» по 25 человек в каждой. Таким образом, общий охват студентов составил 50 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2017 по 2019 гг. и включало в себя три этапа.
Первый этап: 2017-2018 учебный год. Проводилось изучение научно - методической литературы, нормативных документов по исследуемой теме: передовой педагогический опыт по обучению студентов участников чемпионата рабочих профессий. Осуществлялся теоретический анализ современных исследований по проблеме развития самоорганизации, личностно-ориентированного обучения, анализ эффективности. Определялись теоретико-методологические основы использования информационных технологий обучения студентов. Изучался и накапливался разнообразный эмпирический материал.
Второй этап: 2018г. Осуществлялось проведение диагностического, дидактического и контрольного эксперимента, учебно - методических пособий по МДК.
Третий этап: 2019г. Осуществлялся анализ, обработка, систематизация экспериментальных данных, обобщение и изложение результатов, разработка на их основе методических рекомендаций по эффективности обучения студентов участников чемпионатов. Оформление диссертационного исследования.
Научная новизна результатов заключается в следующем:
1. Теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность развития самоорганизации студентов-участников WorldSkills средствами информационной образовательной среды.
2. Выделены и апробированы педагогические условия развития самоорганизации студентов-участников WorldSkills средствами информационной образовательной среды, которые включают в себя:
- диагностику и оценку уровня развития самоорганизации студентов;
- личностно-ориентированные задания для самостоятельной работы с использованием информационной среды на основе анализа программы и компетенций WorldSkills;
- педагогическое сопровождение процесса развития самоорганизации студентов в информационной среде;
- мониторинг развития навыков самоорганизации на основе участия в профессиональных конкурсах различного уровня для отбора студентов на участие в World Skills.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
-инновационности разработки теоретических оснований развития самоорганизации студентов в информационной среде для результативности участия в World Skills. Исследование обогащает общую теорию организации процесса обучения в информационной образовательной среде, направленной на развитие навыков самоорганизации и способствующей повышению профессионального мастерства участников WorldSkills. Выявлены структура и содержание системы педагогических условий развития самоорганизации студентов в информационной образовательной среде, произведен учет входных параметров на основе диагностического тестирования, создана система психолого-педагогического сопровождения при подготовки конкурсантов к участию в WorldSkills, проанализированы факторы, влияющие на успешность участия в WorldSkills соревнованиях и определены условия и система мониторинга развития профессиональных компетенций студентов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования являются основой для разработки и использования системы педагогического сопровождения и мониторинга развития навыков самоорганизации, способствующих повышению профессионального мастерства участников WorldSkills.
Достоверность результатов исследования основана на достижениях современных исследований, методологической обоснованностью положений, связанных с, личностно-ориентированным подходами, использованием методов исследования, согласно объекту, предмету, задачам. Результаты подтверждены опытно-экспериментальной работой, личным участием автора в проведении констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Апробация результатов исследования
Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании педагогического совета ГАПОУ «Колледжа малого бизнеса и предпринимательства» Вахитовского района г. Казани, на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Поволжского) федерального университета «Педагогика высшего и профессионального образования» (Казань, 11 апреля 2019г.), а также апробировались в образовательном процессе ГАПОУ «Колледжа малого бизнеса и предпринимательства» Вахитовского района г. Казани.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 51 источника. Общий объем работы составляет 91 страница, в которой содержание исследования изложено на 50 страницах и иллюстрировано 5 таблицами, 5 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Повышение квалификации среди профессионалов поддерживает конкурентоспособность на рынке труда, а также помогает любому специалисту постоянно развивать свои профессиональные качества и достигать карьерных высот.
Потребность в самовыражении является одной из необходимых качеств человека, поэтому так важно развивать самостоятельность, самоорганизацию, самоопределение. Достижения в профессиональной деятельности являются отличительными качествами конкурентоспособного специалиста. Конкурсы профессионального мастерства позволяют не только повышению профессиональных навыков, но и удовлетворяют амбиции и расширяют горизонты возможностей молодых профессионалов. Результаты участия студентов образовательных учреждений в мировых чемпионатах WorldSkills показывают в первую очередь уровень профессионализма преподавателей и значимость участия в страны в международных проектах.
Студенты-участники WorldSkills обладают большими профессиональными знаниями, навыками и опытом участия в международных проектах.
В ходе исследования было установлено, что для успешной подготовки к профессиональной деятельности, в процессе участия в конкурсах и подготовке к экзаменам самоорганизация является одним из главных показателей успешности. Нами было установлено, что у студентов первого курса уровень самоорганизации низкий, что показывают результаты тестирования.
Анализ исследования показывает, что вне зависимости от входного балла при поступлении, показатели результата теста контрольной и экспериментальной групп почти схожие, а именно среднее значение экспериментальной группы 2,3 и контрольной 2,48. Полученный результат указывает на то, что необходимо повысит самоорганизацию в обеих группах.
Как следует из приведенных данных, акцент в процессе обучения был сделан на развитие самоорганизации.
В ходе написания магистерской диссертации было выполнено следующие:
1. Раскрыто понятие самоорганизации во взаимосвязи с профессиональным развитием личности.
2. Раскрыта роль информационной образовательной среды в развитии навыков самоорганизации студентов-участников WorldSkills.
3. Проведено входное и итоговое тестирование в контрольной и экспериментальной группах.
4. Проведен анализ результативности экспериментальной деятельности по проверке эффективности развития самоорганизации студентов - участников WorldSkills средствами информационной образовательной среды.



1. Абдуллаева Л. А., Строкин А. А., Потанин В. В. WorldSkills и конкурсы профессионального мастерства как инструмент повышения качества профессионального образования //П781 Проблемы и перспективы профессионального образования в. - 2018. - С. 34.
2. Алексеева Е. А. Движение WorldSkills Russia: история, проблемы и перспективы //Научный альманах. - 2016. - №. 5-2. - С. 21-28
3. Андреев А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах //Телекоммуникации и информатизация образования. - 2002. - №. 6. - С. 25-38.
4. Асадуллин Р. М., Васильев Л. И. Принципы построения индивидуальных образовательных траекторий на основе самоорганизации студентов //Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - №. 5. - С. 58-66
5. Аюпов Р. Г. Развитие профессиональной компетентности как фактор
повышения уровня мотивации персонала [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 85-87. — URL
https://moluch.ru/conf/econ/archive/76/3738/ (дата обращения: 06.06.2019).
6. Батищев Г.С. Педагогическое понимание как сотворчество (к философской проблематике нового педагогического мышления) [Текст] / Г.С. Батищев, Н.Н. Лебедева // Вестник высшей школы. - 1989. - № 8. - С.58-63.
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд дораб [Текст] / А.К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 1991 — 160с.
8. Брановский Ю., Беляева А. Работа в информационной среде //Высшее образование в России. - 2002. - №. 1.
9. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов //Высшее образование в России. - 2003. - №. 6
11. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2005. - 317с.
12. Гагарин А. В., Раицкая Л. К. Образование и развитие личности в информационно-коммуникационной деятельности //Вестник МГИМО Университета. - 2013. - №. 2 (29).
13. Гимадиева Л. И., Юсупова Г. Т. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2000.
14. Горяинова Л. В., Данилина Я. В. Развитие познавательных компетенций студентов в процессе самостоятельной работы с целью формирования специалистов инновационного типа //Открытое образование. - 2010. - №. 3.
15. Давыдова А. А., Козлов В. В., Шешунова Г. Г. Индивидуализация учебного процесса на основе желаемого позиционирования студентов на рынке труда //ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян АА Уфа. - 2015. - С.
16. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций //Наука и образование: научное издание МГТУ им. НЭ Баумана. - 2011. - №. 04.
17. Джанкулова А. И., Жумагуль Ш. Развитие творческих способностей учащихся //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro, 2013. - №. 22.
18. Диагностика социально - психологических качеств личности и межличностных отношений в группе - Челябинск: ЧГПУ, 2002. - 48 с.
19. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность [Текст] / И.Д. Егорычева // Мир психологии. - 2005.-№ 3 (43).-С.11-32.
20. Засурский Я. Н. Информационное общество и средства массовой информации //Информационное общество. - 1999. - Т. 1. - С. 36-40.
21. Золотарева Н. М. Присоединение России к WorldSkills International //Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - №. 10.
22. Ишков А. Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности : дис. - М. : [Моск. гос. унт им. МВ Ломоносова, Фак. психологии], 2004.
23. Кирилова Г. И. Развитие и саморазвитие информационной образовательной среды профессионального образования //Образовательные технологии и общество. - 2012. - Т. 15. - №. 3.
24. Кирилова Г. И. Вопросы моделирования информационной среды профессионального образования //Казанский педагогический журнал. - 2011. - №. 2.
25. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь [Текст] / И.М. Кондаков. - М.: Издательство «Прайм Еврознак», 2007. - 783с
26. Кочетков В. В. Движение WorldSkills Russia как система независимой оценки квалификаций //История и педагогика естествознания. - 2016. - №. 1.
27. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии
[Текст] / В.Г. Крысько. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.368с.
28. Концепция дошкольного воспитания [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.ref.by/refs/62/13270/1.html.
29. Лобанов Ю. И., Ильченко О. А. Самообразование в открытой сетевой информационной среде //Высшее образование в России. - 2009. - №. 8.
30. Малиновский Е. С. WorldSkills: достигай невозможного
//Профессиональное образование и рынок труда. - 2014. - №. 9.
31. Миняева Н. М., Таспаева М. Г. Опыт работы по подготовке студентов колледжа к чемпионату профессионального мастерства по стандартам Worldskills Russia //Среднее профессиональное образование. - 2017. - №. 8. - С. 38-42
32. Мельниченко Я. И. Личностно-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов с использованием интернет-ресурсов. - 2008.
33. Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения //Спец. семинар для учителей. - 2004.
34. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую
деятельность: Теория и практика: учеб. пособие [Текст] / Н.Н.
Никитина, Н.В. Кислинская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224с.
35. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004.- 67 с.
36. Педагогика: учеб. пособие [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Школа- Пресс, 1998. - 512с.
37. Петухова Т., Глотова М. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции //Высшее образование в России. - 2008. - №. 12
38. Печерская С. А. Теоретико-методологические основы готовности студентов к использованию информационных технологий //Сочи: НОЦ РАО. - 2007.
39. Пушкина Г. Г. Самостоятельная работа студентов вуза: компетентностный подход и внедрение интернет-технологий //Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2011. - №. 3.
40. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - 2010.
41. Росина Н. Организация СРС в контексте инновационного обучения //Высшее образование в России. - 2006. - №. 7.
42. Самусева Г. В., Кочегарова С. В. Возможности внедрения профессиональных стандартов конкурсного движения Worldskills Russia в образовательный процесс ГБПОУ ВО" ВГППК" //Перспективы науки и образования. - 2016. - №. 6 (24).
43. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях [Текст] / В.И. Смирнов. - М.: Педагогическое общество России, 2000.- 416с.
44. Фалеева Л. В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий //Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №. 4. - С. 266-266.
45. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности / пер. с англ. И.Б.
Гриншпун [Текст] / К.С. Холл, Г. Линдсей. - М.: ЗАО Изд-во
«ЭКСМО-Пресс», 1999. - 592с.
46. Холина Л. И., Инкина О. Н. Организация самообразовательной деятельности студентов на основе современных технологий //Сибирский педагогический журнал. - 2005. - №. 3.
47. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: Учебник. 3-е изд., стер. [Текст] / С.Д. Якушева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 256с.
48. Якушева С.Д. Феномены самости в развитии профессионального мастерства педагога [Текст] / С.Д. Якушева // Инновации и традиции науки и образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Часть 2. / под общей редакцией С.В. Лесникова. - Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2010.-116с.- С.95-103.
49. Янпольская Н. А. Стандарты WSI в формировании профессиональных компетенций студентов специальности 43.02. 01 «Организация обслуживания в организациях общественного питания» //ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий». - С. 14.
50. Педагогический сайт. Профессиональное образование. http://pedsite.ru/publications/5 9/?PAGEN_1 =3&SIZEN_1=15
51. Gigabaza.ru документарное хранилище http://gigabaza.ru/doc/130291.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ