ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы использования тренинговых технологии в профессиональном образовании при формировании коммуникативной компетенции будущих педагогов 9
1.1 Коммуникативные компетенции будущих педагогов как способность
устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии знаний и умений 9
1.2 Тренинговые технологии как совокупность активных методов обучения в
профессиональном образовании 16
1.3 Особенности использования тренинговых технологий в
профессиональном образовании студентов 20
Глава 2. Опытно -экспериментальное исследование использования тренинговых технологий при формировании коммуникативной компетенции будущих педагогов 37
2.1. Методы экспериментального исследования по использованию
тренинговых технологий при формировании коммуникативной компетенции будущих педагогов 37
2.2. Апробация разработанной программы использования тренинговых
технологий при формировании коммуникативной компетенции будущих педагогов 49
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального
исследования эффективности разработанной программы использования тренинговых технологий при формировании коммуникативной компетенции будущих педагогов 54
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение
Глава 1. Теоретические основы использования тренинговых технологии в профессиональном образовании при формировании коммуникативной компетенции будущих педагогов 9
1.1 Коммуникативные компетенции будущих педагогов как способность
устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии знаний и умений 9
1.2 Тренинговые технологии как совокупность активных методов обучения в
профессиональном образовании 16
1.3 Особенности использования тренинговых технологий в
профессиональном образовании студентов 20
Глава 2. Опытно -экспериментальное исследование использования тренинговых технологий при формировании коммуникативной компетенции будущих педагогов 37
2.1. Методы экспериментального исследования по использованию
тренинговых технологий при формировании коммуникативной компетенции будущих педагогов 37
2.2. Апробация разработанной программы использования тренинговых
технологий при формировании коммуникативной компетенции будущих педагогов 49
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального
исследования эффективности разработанной программы использования тренинговых технологий при формировании коммуникативной компетенции будущих педагогов 54
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение
Актуальность темы. Как изменения в образовательной сфере влияют на социальный заказ общества в системе высшего образования? Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты. Сформированность коммуникативной компетентности, имеющей особую значимость в жизни человека, одна из основных задач современного вуза. В нынешнее время обучение предлагается вести, используя, и традиционные методы, и интерактивные технологии, в частности, применяя тренинговые технологии, которые направлены на разностороннее развитие компетентности в условиях взаимодействия. Однако данная технология требует не только качественной и интенсивной подготовки от преподавателя, но и высокий уровень профессионализма.
Формирование коммуникативных навыков студентов является одним из необходимых факторов становления их как профессионалов. Одной из задач высшей школы выступает формирование профессиональных компетенций в рамках коммуникативных навыков, которые необходимы высококвалифицированному специалисту.
Изучение научной литературы и анализ образовательной практики по проблеме исследования позволили выявить следующие противоречия, между:
- в расхождении отечественных ученых по отношению к проблеме коммуникативной компетенции. Антропова Л.Г. определяет
коммуникативную компетенцию педагога как профессионально значимая характеристика личности, в основу которой входят коммуникативные знания, умения, навыки, коммуникативная направленность и креативность, гуманистическая позиция, обеспечивающие в целом педагогическое общение. Тогда как Белкин А.С. и Нестеров В.В. рассматривают коммуникативную компетенцию как организацию педагогического взаимодействия, при которой создается целостность участников образовательного процесса, сохраняющая неповторимость каждого из них, формирующая внутреннюю готовность к совместной работе, обеспечивающая достижение прогнозируемых результатов;
- требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к развитию коммуникативной компетенции студентов и недостаточной разработанностью технологий и методик проектирования этого процесса;
- преимущественно фронтальным обучением будущих педагогов в высших учебных заведениях, индивидуальным характером усвоения учебного материала студентами и возрастающими требованиями, предъявляемые к будущим преподавателям, способным эффективно работать в коммуникативной среде;
- между возможностями современных технологий обучения и существующей традиционной методикой подготовки будущих учителей, недостаточно учитывающей особенности формировании и развития коммуникативной компетенции у студентов.
Выявленные противоречия определи проблему исследования: каково методическое обеспечение процесса формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов с применением тренинговых технологий?
Цель исследования заключается в разработке программы по формированию коммуникативной компетенции будущих педагогов на основе использования тренинговых технологий.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной
компетенции будущих педагогов.
Предмет исследования: тренинговые технологии как средство
формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: формирование коммуникативной компетенции будущих педагогов будет результативным, если:
- будет определен педагогический смысл последовательной педагогической деятельности процесса формирования коммуникативной компетенции;
- будет разработана и апробирована программа формирования и развития коммуникативной компетенции будущих педагогов на основе тренинговых технологий.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогической литературу, проанализировать научно-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.
2. Разработать программу по формированию коммуникативной компетенции будущих педагогов с применением тренинговых технологий.
3. Экспериментально апробировать программу по формированию коммуникативной компетенции будущих педагогов с применением тренинговых технологий.
Теоретико-методологической основой магистерской диссертации являются исследования в области интерактивных педагогических технологий обучения: Беспалько В.П., Большакова В.Ю., Вербицкого
А.А., Герасимова Б.Н., Крюковой Л.И., Колесниковой И.А., Макарова Ю.В., Тряпицыной А.П., Хрящевой Н.Ю.; в области проблем формирования коммуникативной компетентности: Андреевой Г.М., Бороздиной Г.В., Богданова Е.Н, Горелова И.Н., Дебольского М.Г., Дональдсона Майкла К., Карнеги Д., Кузина Ф.А, Панфиловой А.П., Панасюка А.Ю., Парыгина Б.Д., Почепцова Г.Г., Равена Дж., Соколова А.В.,, Шмидта Р., Форсайта П., Харрисон Ш.
Значительный вклад в развитие коммуникативной компетенции в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый
П.И., Скаткин М.Н. и другие; психологи Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Рубинштейн С.Л., Эсаулов А.Ф. и другие. Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования.
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
- теоретические - анализ научной и учебно-методической литературы, систематизация материалов по изученной проблеме, сравнение, сопоставление и обобщение, моделирование;
- эмпирические - изучение передового педагогического опыта, анкетирование и тестирование студентов педагогического университета, педагогический эксперимент, экспертная оценка;
- математические и статистические методы обработки данных результатов исследования.
Использовались следующие методики:
- оценки коммуникативных и организаторских склонностей Синявского В.А., Федоришина Б. А.
- тест коммуникативных умений Михельсона Л. (в адаптации Гильбуха
Ю.З.).
Опытно-экспериментальную базу исследования составили студенты 4 курса группы 17.1 - 510 и 17.1 - 511 Института психологии и образования Казанского (приволжского) федерального университета, обучающиеся на кафедре дошкольного и начального образования по направлению подготовки «Начальное образование и английский язык».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определено содержание понятия «коммуникативная компетенция» будущих педагогов;
- разработана общая технология формирования коммуникативной компетенции студентов - будущих педагогов при изучении педагогических дисциплин с применением тренинговых технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- результаты проведенного исследования дополняют профессиональную педагогику теоретическими положениями о подходах и принципах формирования коммуникативной компетенции студентов - будущих педагогов;
- систематизированы теоретические положения о формировании коммуникативной компетенции студентов, раскрывающие ее сущность, особенности и структуру;
- дополнены и охарактеризованы принципы формирования и развития коммуникативной компетенции студента - будущего педагога;
- предложены современные идеи обучения студентов - будущих педагогов, позволяющие повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции.
Практическая значимость заключается в том, что была разработана программа по формированию коммуникативной компетенции будущих педагогов на основе использования тренинговых технологий, которая может быть использована в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений.
Достоверность основных положений и выводов исследования обеспечивает обоснованность теоретических позиций, формированию которых способствовал анализ исследований по проблеме коммуникативной компетенции будущих педагогов, педагогических идей различных исследователей; экспериментальной проверкой полученных результатов и их статистической обработкой.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования внедрялись в процессе организации образовательной деятельности студентов Института психологии и образовании Казанского федерального университета, обсуждались на семинарах, заседаниях кафедры дошкольного и начального образования, отражены в программах учебных дисциплин.
Формирование коммуникативных навыков студентов является одним из необходимых факторов становления их как профессионалов. Одной из задач высшей школы выступает формирование профессиональных компетенций в рамках коммуникативных навыков, которые необходимы высококвалифицированному специалисту.
Изучение научной литературы и анализ образовательной практики по проблеме исследования позволили выявить следующие противоречия, между:
- в расхождении отечественных ученых по отношению к проблеме коммуникативной компетенции. Антропова Л.Г. определяет
коммуникативную компетенцию педагога как профессионально значимая характеристика личности, в основу которой входят коммуникативные знания, умения, навыки, коммуникативная направленность и креативность, гуманистическая позиция, обеспечивающие в целом педагогическое общение. Тогда как Белкин А.С. и Нестеров В.В. рассматривают коммуникативную компетенцию как организацию педагогического взаимодействия, при которой создается целостность участников образовательного процесса, сохраняющая неповторимость каждого из них, формирующая внутреннюю готовность к совместной работе, обеспечивающая достижение прогнозируемых результатов;
- требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к развитию коммуникативной компетенции студентов и недостаточной разработанностью технологий и методик проектирования этого процесса;
- преимущественно фронтальным обучением будущих педагогов в высших учебных заведениях, индивидуальным характером усвоения учебного материала студентами и возрастающими требованиями, предъявляемые к будущим преподавателям, способным эффективно работать в коммуникативной среде;
- между возможностями современных технологий обучения и существующей традиционной методикой подготовки будущих учителей, недостаточно учитывающей особенности формировании и развития коммуникативной компетенции у студентов.
Выявленные противоречия определи проблему исследования: каково методическое обеспечение процесса формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов с применением тренинговых технологий?
Цель исследования заключается в разработке программы по формированию коммуникативной компетенции будущих педагогов на основе использования тренинговых технологий.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной
компетенции будущих педагогов.
Предмет исследования: тренинговые технологии как средство
формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: формирование коммуникативной компетенции будущих педагогов будет результативным, если:
- будет определен педагогический смысл последовательной педагогической деятельности процесса формирования коммуникативной компетенции;
- будет разработана и апробирована программа формирования и развития коммуникативной компетенции будущих педагогов на основе тренинговых технологий.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогической литературу, проанализировать научно-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.
2. Разработать программу по формированию коммуникативной компетенции будущих педагогов с применением тренинговых технологий.
3. Экспериментально апробировать программу по формированию коммуникативной компетенции будущих педагогов с применением тренинговых технологий.
Теоретико-методологической основой магистерской диссертации являются исследования в области интерактивных педагогических технологий обучения: Беспалько В.П., Большакова В.Ю., Вербицкого
А.А., Герасимова Б.Н., Крюковой Л.И., Колесниковой И.А., Макарова Ю.В., Тряпицыной А.П., Хрящевой Н.Ю.; в области проблем формирования коммуникативной компетентности: Андреевой Г.М., Бороздиной Г.В., Богданова Е.Н, Горелова И.Н., Дебольского М.Г., Дональдсона Майкла К., Карнеги Д., Кузина Ф.А, Панфиловой А.П., Панасюка А.Ю., Парыгина Б.Д., Почепцова Г.Г., Равена Дж., Соколова А.В.,, Шмидта Р., Форсайта П., Харрисон Ш.
Значительный вклад в развитие коммуникативной компетенции в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый
П.И., Скаткин М.Н. и другие; психологи Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Рубинштейн С.Л., Эсаулов А.Ф. и другие. Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования.
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
- теоретические - анализ научной и учебно-методической литературы, систематизация материалов по изученной проблеме, сравнение, сопоставление и обобщение, моделирование;
- эмпирические - изучение передового педагогического опыта, анкетирование и тестирование студентов педагогического университета, педагогический эксперимент, экспертная оценка;
- математические и статистические методы обработки данных результатов исследования.
Использовались следующие методики:
- оценки коммуникативных и организаторских склонностей Синявского В.А., Федоришина Б. А.
- тест коммуникативных умений Михельсона Л. (в адаптации Гильбуха
Ю.З.).
Опытно-экспериментальную базу исследования составили студенты 4 курса группы 17.1 - 510 и 17.1 - 511 Института психологии и образования Казанского (приволжского) федерального университета, обучающиеся на кафедре дошкольного и начального образования по направлению подготовки «Начальное образование и английский язык».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определено содержание понятия «коммуникативная компетенция» будущих педагогов;
- разработана общая технология формирования коммуникативной компетенции студентов - будущих педагогов при изучении педагогических дисциплин с применением тренинговых технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- результаты проведенного исследования дополняют профессиональную педагогику теоретическими положениями о подходах и принципах формирования коммуникативной компетенции студентов - будущих педагогов;
- систематизированы теоретические положения о формировании коммуникативной компетенции студентов, раскрывающие ее сущность, особенности и структуру;
- дополнены и охарактеризованы принципы формирования и развития коммуникативной компетенции студента - будущего педагога;
- предложены современные идеи обучения студентов - будущих педагогов, позволяющие повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции.
Практическая значимость заключается в том, что была разработана программа по формированию коммуникативной компетенции будущих педагогов на основе использования тренинговых технологий, которая может быть использована в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений.
Достоверность основных положений и выводов исследования обеспечивает обоснованность теоретических позиций, формированию которых способствовал анализ исследований по проблеме коммуникативной компетенции будущих педагогов, педагогических идей различных исследователей; экспериментальной проверкой полученных результатов и их статистической обработкой.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования внедрялись в процессе организации образовательной деятельности студентов Института психологии и образовании Казанского федерального университета, обсуждались на семинарах, заседаниях кафедры дошкольного и начального образования, отражены в программах учебных дисциплин.
По содержанию магистерской диссертации можно сделать следующие выводы.
1. Подытоживая, можно сказать, что в литературе по педагогике единого взгляда на сущность определений «компетенция» и «компетентность». Коммуникативная компетенция содержит в себе ряд вопросов, в которых то или иное лицо (компетентное) владеет знаниями и навыками. Определение коммуникативной компетентности гораздо шире и содержит в себе личностные и межличностные качества, возможности, склонности, умения, познания, которые выражаются в различных ситуациях и формах работы и социальной жизни. Компетенция рассматривается как основа (база) для последующего формирования и развития компетентности.
2. Развитие коммуникативной компетенции - это сложный целенаправленный процесс, предполагающий закономерное, направленное качественное изменение личности посредством организации образовательной деятельности.
3. Можно предположить, что отличным способом формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов может послужить использование тренинговых занятий в учебно-воспитательном процессе. Так как тренинговые технологии рассматриваются как совокупность различных способов и приемов, направленные на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Тренинг - это процесс, с помощью которого личность обучается чему-то новому, неизведанному для него или аспекту познания.
4. Целью экспериментального исследования являлась изучение и
формирование коммуникативной компетенцииу будущих педагогов при использовании тренинговых технологий. Констатирующий этап
эксперимента показал, что более половины обучающихся не умеют обращаться к людям с просьбой и адекватно реагировать на критику и провоцирующее поведение, не хотят вступать в контакт с новыми людьми.
5. Была внедрена программа по использованию тренинговых технологий при формировании коммуникативной компетенции, состоящая из эмоционального, поведенческого и когнитивного блоков. После этого была проведена повторная диагностика и сравнили полученные результаты.
Уровень развития коммуникативной компетенции в экспериментальной группе увеличился. Будущие педагоги экспериментальной группы стали более уверены в себе и шли на контакт, чувствовали себя вполне уверенно даже в незнакомой обстановке, не боятся высказывать, а также могут отстоять свою точку зрения.
Экспериментальная работа показала, что внедрение разработанной программы содействуют в формировании и развитии коммуникативной компетенции.
В результате нашего исследования гипотеза, в основу которой легло предположение, что формирование коммуникативной компетенции будущих педагогов будет результативным, если определен педагогический смысл последовательной педагогической деятельности процесса формирования коммуникативной компетенции и в процесс обучения будут внедрены тренинговые технологии, нашла свое подтверждение в данной магистерской диссертации.
1. Подытоживая, можно сказать, что в литературе по педагогике единого взгляда на сущность определений «компетенция» и «компетентность». Коммуникативная компетенция содержит в себе ряд вопросов, в которых то или иное лицо (компетентное) владеет знаниями и навыками. Определение коммуникативной компетентности гораздо шире и содержит в себе личностные и межличностные качества, возможности, склонности, умения, познания, которые выражаются в различных ситуациях и формах работы и социальной жизни. Компетенция рассматривается как основа (база) для последующего формирования и развития компетентности.
2. Развитие коммуникативной компетенции - это сложный целенаправленный процесс, предполагающий закономерное, направленное качественное изменение личности посредством организации образовательной деятельности.
3. Можно предположить, что отличным способом формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов может послужить использование тренинговых занятий в учебно-воспитательном процессе. Так как тренинговые технологии рассматриваются как совокупность различных способов и приемов, направленные на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Тренинг - это процесс, с помощью которого личность обучается чему-то новому, неизведанному для него или аспекту познания.
4. Целью экспериментального исследования являлась изучение и
формирование коммуникативной компетенцииу будущих педагогов при использовании тренинговых технологий. Констатирующий этап
эксперимента показал, что более половины обучающихся не умеют обращаться к людям с просьбой и адекватно реагировать на критику и провоцирующее поведение, не хотят вступать в контакт с новыми людьми.
5. Была внедрена программа по использованию тренинговых технологий при формировании коммуникативной компетенции, состоящая из эмоционального, поведенческого и когнитивного блоков. После этого была проведена повторная диагностика и сравнили полученные результаты.
Уровень развития коммуникативной компетенции в экспериментальной группе увеличился. Будущие педагоги экспериментальной группы стали более уверены в себе и шли на контакт, чувствовали себя вполне уверенно даже в незнакомой обстановке, не боятся высказывать, а также могут отстоять свою точку зрения.
Экспериментальная работа показала, что внедрение разработанной программы содействуют в формировании и развитии коммуникативной компетенции.
В результате нашего исследования гипотеза, в основу которой легло предположение, что формирование коммуникативной компетенции будущих педагогов будет результативным, если определен педагогический смысл последовательной педагогической деятельности процесса формирования коммуникативной компетенции и в процесс обучения будут внедрены тренинговые технологии, нашла свое подтверждение в данной магистерской диссертации.
Подобные работы
- Формирование коммуникативных умений будущего педагога
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПРИФОРМИРОВАНИИ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2020 - КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ В ФОРМИРОВАНИИ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017



