АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы академической адаптации студентов- иностранцев в высшей школе 10
1.1 Академическая адаптация студентов-иностранцев в высшей
школе как актуальная психолого-педагогическая и социальная
проблема 10
1.2 Российский опыт академической адаптации студентов-
иностранцев в высшей школе 21
1.3 Конструктивный опыт академической адаптации студентов-
иностранцев в высшей школе Германии 25
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса
академической адаптации студентов-иностранцев в высшей школе России и Германии 40
2.1 Психолого-педагогические условия академической адаптации
студентов-иностранцев в высшей школе 40
2.2 Проектирование модели академической адаптации студентов-
иностранцев в высшей школе 47
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования процесса академической адаптации студентов-иностранцев в высшей
школе 50
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список литературы 72
Глава 1. Теоретические основы академической адаптации студентов- иностранцев в высшей школе 10
1.1 Академическая адаптация студентов-иностранцев в высшей
школе как актуальная психолого-педагогическая и социальная
проблема 10
1.2 Российский опыт академической адаптации студентов-
иностранцев в высшей школе 21
1.3 Конструктивный опыт академической адаптации студентов-
иностранцев в высшей школе Германии 25
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса
академической адаптации студентов-иностранцев в высшей школе России и Германии 40
2.1 Психолого-педагогические условия академической адаптации
студентов-иностранцев в высшей школе 40
2.2 Проектирование модели академической адаптации студентов-
иностранцев в высшей школе 47
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования процесса академической адаптации студентов-иностранцев в высшей
школе 50
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список литературы 72
Актуальность исследуемой темы состоит в том, что с принятием Болонской системы образования в российских высших школах происходит интенсивный процесс укрепления международного сотрудничества. Это проявляется, прежде всего, в организации таких мероприятий, как: реализация международных образовательных проектов и программ, проведение кросс-культурных
исследований, обмен студентами.
Эффективное партнерство отечественных высших школ с зарубежными вузами способствует достижению главной цели - занять лидирующие позиции на мировом рынке образовательных услуг. Одним из главных показателей успешной интернационализации и конкурентоспособности вузов России является количество студентов-иностранцев. В соответствии со «Стратегией 2020», к 2020 году доля иностранных студентов в РФ должна составить до 10% [27].
Нужно отметить, что в России наблюдается положительная тенденция приема иностранных студентов в российские высшие школы. С одной стороны, это свидетельствует об эффективности государственной политики в области расширения международных контактов. С другой стороны, с увеличением количества студентов-иностранцев в высших школах возникает серьезная проблема, связанная с созданием условий быстрой и безболезненной академической адаптации иностранных студентов.
Решению данной проблемы может способствовать проектирование и реализация модели процесса академической адаптации студентов-иностранцев.
Степень разработанности проблемы исследования.
Значительный вклад в изучение сущности понятия «адаптация» внесли К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, P.C. Немов, С.Т. Посохова, В.Н. Соловьев, П.И. Третьяков и др.
Вопрос вузовской адаптации был изучен в работах В.Н. Дружинина, А.А. Казанцевой, А.А. Реан, А.А. Смирнова, С.Г. Шестопаловой, М.С. Юркиной и др.
Условия адаптации студентов в вузе были исследованы М.В. Ажиевым, Т.А. Жуковой, Н.М. Киселевым, А.Н. Макаровой, И.Ю. Мильковским, С.Г. Рудковой, П.А. Просецким и др.
Анализ психолого-педагогической литературы способствовал выявлению противоречий на следующих уровнях:
- на социальном уровне: между потребностью государства в выходе в международное образовательное пространство и качественном приросте иностранных студентов и недостаточно разработанной системы мер по обеспечению процесса адаптации студентов-иностранцев;
- на методическом уровне: между необходимостью методического
обеспечения процесса адаптации студентов-иностранцев в высшей школе и недостаточной разработанностью педагогических технологий, способствующих их реализации.
С учетом выявленных противоречий была определена проблема исследования: какова модель академической адаптации студентов-иностранцев в высшей школе?
Необходимость в решении проблемы исследования обусловливает актуальность его темы «Академическая адаптация студентов-иностранцев в высшей школе».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
экспериментально проверить модель академической адаптации студентов- иностранцев в высшей школе.
Объект исследования: процесс академической адаптации студентов-
иностранцев в высшей школе.
Предмет исследования: модель академической адаптации студентов- иностранцев в высшей школе.
Гипотеза исследования: эффективность процесса академической адаптации студентов-иностранцев повысится, если будут:
1) изучена специфика и содержание процесса академической адаптации студентов-иностранцев в вузе;
2) определены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, содействующие повышению эффективности процесса академической адаптации студентов-иностранцев в вузе;
3) разработаны, теоретически обоснованы и внедрены во внеучебную работу высшей школы модель и программа опытно-экспериментальной деятельности процесса академической адаптации студентов-иностранцев.
Задачами исследования являются:
1) изучить и проанализировать сущность понятий «академическая адаптация» и «технология тьюторского сопровождения»;
2) выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса академической адаптации студентов-иностранцев в вузе;
3) разработать, теоретически обосновать и апробировать во внеучебной работе высшей школы модель и программу опытно-экспериментальной деятельности процесса академической адаптации студентов-иностранцев;
4) разработать научно-методические рекомендации процесса академической адаптации студентов-иностранцев в высшей школе.
Теоретико-методологической основой исследования являются: адаптация иностранных студентов в российских вузах (Л.И. Бутенко, Вэй Син, Н.И. Гузаровой, М.А. Ивановой, Т.С. Петровской, А.Н. Ромеро, Чэнь Цзе); теоретические исследования в области теории обучения на неродном языке (О.Д. Митрофанова, А.Н. Щукин, Т.А. Вишнякова, М.Н. Вятютнев, А.И. Сурыгин); теория учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); технология тьюторского сопровождения (А.А. Барбарига, Е.В. Гайманова, С.В. Дудчик, Т.М. Ковалева, Н.В. Пилипчевская, П.Г. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин).
В работе применялись следующие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: анализ научно-методической и педагогической литературы по теме исследования, анализ, синтез, моделирование;
- методы эмпирического исследования: опрос, беседа, интервью,
наблюдение, педагогический эксперимент;
- методы статистического исследования: t-критерий Стьюдента, критерий Уилкоксона-Манна-Уитни.
Опытно-экспериментальная база исследования: Институт психологии и образования КФУ, Институт геологии и нефтегазовых технологий КФУ, Технический университет Дрездена.
Научная новизна исследования заключается в выделении факторов (социальных, психологических и педагогических), оказывающих влияние на процесс формирования академической адаптации студентов-иностранцев, а также психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности изучаемого процесса.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении определений понятий «академическая адаптация» и «технология тьюторского сопровождения»; выявлении критериев, показателей и характеристик уровней сформированности академической адаптации студентов-иностранцев; разработке модели и программы процесса академической адаптации студентов-иностранцев.
Практическая значимость исследования заключается в том, что спроектированные научно-методические материалы и диагностический инструментарий могут быть использованы в работе кураторов академических групп высших учебных заведений в диагностической и консультативной видах работы.
Апробация результатов исследования осуществлялась с помощью публикации материалов работы.
1. Академическая адаптация студентов-иностранцев в высшей школе как актуальная психолого-педагогическая и социальная проблема // Итоговая научно-
2. Конструктивный опыт академической адаптации иностранных студентов в высшей школе Германии // Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Казань, 2019 г.). - С. 180-183.
3. Психолого-педагогические условия академической адаптации иностранных студентов // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского университета 2019 года: сб. статей.
4. Академическая адаптация иностранных студентов в высшей школе // Психологическая наука и образование.
Участие в конференциях:
1. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2018 года (5 апреля, 2018 г., г. Казань).
2. IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием АНДРЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: «Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности» - I место (27 марта, 2019 г., г. Казань).
3. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2019 года - II место (10 апреля, 2019 г., г. Казань).
4. XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования (15 мая, 2019 г., г. Москва).
Личное участие в исследовании заключается в выявлении факторов академической адаптации студентов-иностранцев; в уточнении определений понятий «академическая адаптация» и «технология тьюторского сопровождения»; выявлении критериев, их показателей и характеристике уровней сформированности академической адаптации студентов-иностранцев; разработке модели изучаемого процесса и программы педагогического эксперимента.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. «Академическая адаптация» - это многоплановый поэтапный процесс перестройки личности иностранного студента, обусловленный выявлением
путей психолого-педагогической и дидактической оптимизации трудностей, включением в новые социальные роли студенческой жизни и формированием у него устойчивой системы отношений ко всем компонентам новой педагогической системы.
2. «Технология тьюторского сопровождения» - это психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса студентов, направленное на оказание им помощи по планированию и координации учебно - познавательной и культурной деятельности студента, с целью осуществления их индивидуального образовательного заказа и развития личности.
3. Психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса академической адаптации студентов-иностранцев в вузе (устойчивая внутренняя мотивация, учет возрастных и индивидуальных особенностей, психологическая защищенность, зона ближайшего развития, готовность к самоопределению и самоутверждению, способность к рефлексии, целенаправленная познавательная активность, саморегуляция, ценностносмысловые установки, прогностическое и творческое мышление, критичность мышления, эмоциональное благополучие студентов; высокий уровень профессиональной компетентности преподавателя, демократический стиль общения, благоприятный психологический климат, внедрение инноваций, выявление критериев, показателей и уровней сформированности академической адаптации иностранных студентов, отбор подходов, содержания, методов, приемов и форм проеесса формирования академической адаптации студентов- иностранцев, целенаправленное систематическое взаимодействие с иностранными студентами).
4. Модель и программа опытно-экспериментальной деятельности процесса академической адаптации студентов-иностранцев.
5. Научно-методические рекомендации процесса академической адаптации студентов-иностранцев в высшей школе.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап (2017-2018 гг.) - поисково-теоретический - была проанализирована научно-педагогическая литература по теме работы, разработана программа исследования, определены понятийный аппарат и методы исследования.
II этап (2018-2019 гг.) - опытно-экспериментальный - спроектирован и реализован констатирующий этап эксперимента, разработана модель академической адаптации студентов-иностранцев в высшей школе и программа опытно-экспериментальной работы; осуществлена их апробация в вузе.
III этап (2019 г.) - обобщающий - обобщены и проанализированы данные констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента; осуществлена статистическая обработка полученных данных; разработаны выводы; осуществлена апробация результатов научно-педагогического исследования.
исследований, обмен студентами.
Эффективное партнерство отечественных высших школ с зарубежными вузами способствует достижению главной цели - занять лидирующие позиции на мировом рынке образовательных услуг. Одним из главных показателей успешной интернационализации и конкурентоспособности вузов России является количество студентов-иностранцев. В соответствии со «Стратегией 2020», к 2020 году доля иностранных студентов в РФ должна составить до 10% [27].
Нужно отметить, что в России наблюдается положительная тенденция приема иностранных студентов в российские высшие школы. С одной стороны, это свидетельствует об эффективности государственной политики в области расширения международных контактов. С другой стороны, с увеличением количества студентов-иностранцев в высших школах возникает серьезная проблема, связанная с созданием условий быстрой и безболезненной академической адаптации иностранных студентов.
Решению данной проблемы может способствовать проектирование и реализация модели процесса академической адаптации студентов-иностранцев.
Степень разработанности проблемы исследования.
Значительный вклад в изучение сущности понятия «адаптация» внесли К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, P.C. Немов, С.Т. Посохова, В.Н. Соловьев, П.И. Третьяков и др.
Вопрос вузовской адаптации был изучен в работах В.Н. Дружинина, А.А. Казанцевой, А.А. Реан, А.А. Смирнова, С.Г. Шестопаловой, М.С. Юркиной и др.
Условия адаптации студентов в вузе были исследованы М.В. Ажиевым, Т.А. Жуковой, Н.М. Киселевым, А.Н. Макаровой, И.Ю. Мильковским, С.Г. Рудковой, П.А. Просецким и др.
Анализ психолого-педагогической литературы способствовал выявлению противоречий на следующих уровнях:
- на социальном уровне: между потребностью государства в выходе в международное образовательное пространство и качественном приросте иностранных студентов и недостаточно разработанной системы мер по обеспечению процесса адаптации студентов-иностранцев;
- на методическом уровне: между необходимостью методического
обеспечения процесса адаптации студентов-иностранцев в высшей школе и недостаточной разработанностью педагогических технологий, способствующих их реализации.
С учетом выявленных противоречий была определена проблема исследования: какова модель академической адаптации студентов-иностранцев в высшей школе?
Необходимость в решении проблемы исследования обусловливает актуальность его темы «Академическая адаптация студентов-иностранцев в высшей школе».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
экспериментально проверить модель академической адаптации студентов- иностранцев в высшей школе.
Объект исследования: процесс академической адаптации студентов-
иностранцев в высшей школе.
Предмет исследования: модель академической адаптации студентов- иностранцев в высшей школе.
Гипотеза исследования: эффективность процесса академической адаптации студентов-иностранцев повысится, если будут:
1) изучена специфика и содержание процесса академической адаптации студентов-иностранцев в вузе;
2) определены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, содействующие повышению эффективности процесса академической адаптации студентов-иностранцев в вузе;
3) разработаны, теоретически обоснованы и внедрены во внеучебную работу высшей школы модель и программа опытно-экспериментальной деятельности процесса академической адаптации студентов-иностранцев.
Задачами исследования являются:
1) изучить и проанализировать сущность понятий «академическая адаптация» и «технология тьюторского сопровождения»;
2) выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса академической адаптации студентов-иностранцев в вузе;
3) разработать, теоретически обосновать и апробировать во внеучебной работе высшей школы модель и программу опытно-экспериментальной деятельности процесса академической адаптации студентов-иностранцев;
4) разработать научно-методические рекомендации процесса академической адаптации студентов-иностранцев в высшей школе.
Теоретико-методологической основой исследования являются: адаптация иностранных студентов в российских вузах (Л.И. Бутенко, Вэй Син, Н.И. Гузаровой, М.А. Ивановой, Т.С. Петровской, А.Н. Ромеро, Чэнь Цзе); теоретические исследования в области теории обучения на неродном языке (О.Д. Митрофанова, А.Н. Щукин, Т.А. Вишнякова, М.Н. Вятютнев, А.И. Сурыгин); теория учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); технология тьюторского сопровождения (А.А. Барбарига, Е.В. Гайманова, С.В. Дудчик, Т.М. Ковалева, Н.В. Пилипчевская, П.Г. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин).
В работе применялись следующие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: анализ научно-методической и педагогической литературы по теме исследования, анализ, синтез, моделирование;
- методы эмпирического исследования: опрос, беседа, интервью,
наблюдение, педагогический эксперимент;
- методы статистического исследования: t-критерий Стьюдента, критерий Уилкоксона-Манна-Уитни.
Опытно-экспериментальная база исследования: Институт психологии и образования КФУ, Институт геологии и нефтегазовых технологий КФУ, Технический университет Дрездена.
Научная новизна исследования заключается в выделении факторов (социальных, психологических и педагогических), оказывающих влияние на процесс формирования академической адаптации студентов-иностранцев, а также психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности изучаемого процесса.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении определений понятий «академическая адаптация» и «технология тьюторского сопровождения»; выявлении критериев, показателей и характеристик уровней сформированности академической адаптации студентов-иностранцев; разработке модели и программы процесса академической адаптации студентов-иностранцев.
Практическая значимость исследования заключается в том, что спроектированные научно-методические материалы и диагностический инструментарий могут быть использованы в работе кураторов академических групп высших учебных заведений в диагностической и консультативной видах работы.
Апробация результатов исследования осуществлялась с помощью публикации материалов работы.
1. Академическая адаптация студентов-иностранцев в высшей школе как актуальная психолого-педагогическая и социальная проблема // Итоговая научно-
2. Конструктивный опыт академической адаптации иностранных студентов в высшей школе Германии // Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Казань, 2019 г.). - С. 180-183.
3. Психолого-педагогические условия академической адаптации иностранных студентов // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского университета 2019 года: сб. статей.
4. Академическая адаптация иностранных студентов в высшей школе // Психологическая наука и образование.
Участие в конференциях:
1. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2018 года (5 апреля, 2018 г., г. Казань).
2. IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием АНДРЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: «Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности» - I место (27 марта, 2019 г., г. Казань).
3. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2019 года - II место (10 апреля, 2019 г., г. Казань).
4. XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования (15 мая, 2019 г., г. Москва).
Личное участие в исследовании заключается в выявлении факторов академической адаптации студентов-иностранцев; в уточнении определений понятий «академическая адаптация» и «технология тьюторского сопровождения»; выявлении критериев, их показателей и характеристике уровней сформированности академической адаптации студентов-иностранцев; разработке модели изучаемого процесса и программы педагогического эксперимента.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. «Академическая адаптация» - это многоплановый поэтапный процесс перестройки личности иностранного студента, обусловленный выявлением
путей психолого-педагогической и дидактической оптимизации трудностей, включением в новые социальные роли студенческой жизни и формированием у него устойчивой системы отношений ко всем компонентам новой педагогической системы.
2. «Технология тьюторского сопровождения» - это психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса студентов, направленное на оказание им помощи по планированию и координации учебно - познавательной и культурной деятельности студента, с целью осуществления их индивидуального образовательного заказа и развития личности.
3. Психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса академической адаптации студентов-иностранцев в вузе (устойчивая внутренняя мотивация, учет возрастных и индивидуальных особенностей, психологическая защищенность, зона ближайшего развития, готовность к самоопределению и самоутверждению, способность к рефлексии, целенаправленная познавательная активность, саморегуляция, ценностносмысловые установки, прогностическое и творческое мышление, критичность мышления, эмоциональное благополучие студентов; высокий уровень профессиональной компетентности преподавателя, демократический стиль общения, благоприятный психологический климат, внедрение инноваций, выявление критериев, показателей и уровней сформированности академической адаптации иностранных студентов, отбор подходов, содержания, методов, приемов и форм проеесса формирования академической адаптации студентов- иностранцев, целенаправленное систематическое взаимодействие с иностранными студентами).
4. Модель и программа опытно-экспериментальной деятельности процесса академической адаптации студентов-иностранцев.
5. Научно-методические рекомендации процесса академической адаптации студентов-иностранцев в высшей школе.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап (2017-2018 гг.) - поисково-теоретический - была проанализирована научно-педагогическая литература по теме работы, разработана программа исследования, определены понятийный аппарат и методы исследования.
II этап (2018-2019 гг.) - опытно-экспериментальный - спроектирован и реализован констатирующий этап эксперимента, разработана модель академической адаптации студентов-иностранцев в высшей школе и программа опытно-экспериментальной работы; осуществлена их апробация в вузе.
III этап (2019 г.) - обобщающий - обобщены и проанализированы данные констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента; осуществлена статистическая обработка полученных данных; разработаны выводы; осуществлена апробация результатов научно-педагогического исследования.
В ситуации интенсификации и углубления международных контактов в системе высшего образования особую актуальность приобретает проблема академической адаптации иностранных студентов. Перед принимающей стороной всегда стоит задача оптимизации образовательной деятельности студентов-иностранцев, проходящих через сложный процесс академической адаптации к новым условиям их жизнедеятельности. Успешность обучения студентов-иностранцев в России, уровень их профессиональной подготовки в большей степени зависит от академической адаптации студентов в стране пребывания. Они вынуждены перестраивать свои образовательные цели, и испытывают потребность в педагогической помощи компетентных специалистов.
В ходе анализа педагогической и методической литературы были выделены социальные (языковой барьер, наращивание неформальных социальных связей со студентами, социальная поддержка, усвоение норм, образцов, ценностей новой окружающей действительности), психологические (вступление иностранного студента в систему межличностных отношений, интеграция в академическую группу и взаимоотношения в ней, проявление собственного стиля поведения и общения) и педагогические (различия академических систем родной и принимающей страны, понимание лекционного материала, специфика методов и форм обучения и контроля, содержание и условия организации учебного процесса, навыки самостоятельной учебной и научной работы, усвоение норм и понятий профессиональной среды) факторы, влияющие на рассматриваемый процесс, изучена сущность понятия «академическая адаптация», выделены ее признаки (перестройка личности, адаптация к новой педагогической системе, формирование устойчивой системы отношений ко всем компонентам педагогической системы, принятие новых социальных ролей, трудности включения в отечественную студенческую жизнь, психолого-педагогическая и дидактическая оптимизация трудностей иностранных студентов) и дополнено выбранное определение: «академическая адаптация - это многоплановый поэтапный процесс перестройки личности иностранного студента, обусловленный выявлением путей психолого-педагогической и дидактической оптимизации трудностей, включением в новые социальные роли студенческой жизни и формированием у него устойчивой системы отношений ко всем компонентам новой педагогической системы».
Изучение классификации академической адаптации позволило определить наиболее значимый тип, как «социальная адаптация». Анализ сущности технологии тьюторского сопровождения разрешил установить, что ее применение в процессе академической адаптации иностранных студентов будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности преподавателя и формированию у студентов значимого опыта проектирования индивидуального образовательного маршрута. Нами была предпринята попытка дополнить определение изучаемого понятия: «технология тьюторского сопровождения - это психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса студентов, направленное на оказание им помощи по планированию и координации учебно-познавательной и культурной деятельности студента, с целью осуществления их индивидуального образовательного заказа и развития личности».
Для изучения особенностей академической адаптации иностранных студентов в России нами был рассмотрен опыт Казанского федерального университета. Он основан, прежде всего, на поддержке деятельности органов студенческого самоуправления студентов-иностранцев университета, а также на развитии социально-культурного потенциала. Интерес представляет программа по курированию студентов-иностранцв "Buddy Program", оказывающая помощь иностранным студентам для успешного включения в условия новой академической и социокультурной среды. Преимуществом этой программы является то, что иностранные студенты безболезненно проходят все этапы адаптации, а студенты-buddy повышают уровень межкультурных, коммуникативных и личностных компетенций.
В ходе анализа зарубежной литературы был изучен конструктивный опыт академической адаптации студентов-иностранцев в высшей школе Германии - Техническом университете Дрездена, в образовательной среде которого реализуется программа тьюторского сопровождения “Международная тьюторская программа”. Она пользуется популярностью у иностранных студентов и абитуриентов более 10 лет благодаря хорошо отлаженной концепции. Концепция базируется на дидактическом потенциале технологии тьюторского сопровождения иностранных студентов, которая отличается многообразием интерактивных методов, форм и средств. Как результат, данная технология обеспечивает развитие у иностранных студентов универсальных компетенций и предвосхищает позитивное взаимодействие иностранных студентов с преподавателями вуза. Конструктивный опыт применения технологии тьюторского сопровождения может быть перенесен на российскую образовательную среду с целью повышения эффективного процесса академической адаптации иностранных студентов.
В ходе работы были выявлены и теоретически обоснованы психологопедагогические условия, учет которых способствует повышению эффективности процесса академической адаптации иностранных студентов. К психологическим условиям относятся: устойчивая внутренняя мотивация; учет возрастных и индивидуальных особенностей; психологическая защищенность; ведущий вид деятельности; зона ближайшего развития; готовность и способность обучающихся к личностному самоопределению; самоутверждение; избирательное отношение к жизненной цели и планам; способность иностранного студента к рефлексии; положительные эмоциональные реакции, или эмоциональное благополучие студентов; прогностическое и творческое мышление; критичность мышления;
целенаправленная познавательная активность иностранных студентов; саморегуляция; ценностно-смысловые установки.
К педагогическим условиям процесса академической адаптации студентов-иностранцев были отнесены: высокий уровень профессиональной компетенции преподавателя; создание преподавателем ситуации успеха; обеспечение благоприятного психологического климата; демократический стиль педагогического общения, систематическое внесение корректив в процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута; готовность преподавателя совместно с иностранным студентом к проектированию индивидуального образовательного маршрута; организация целенаправленного систематического взаимодействия преподавателя с иностранными студентами; целенаправленный отбор форм, методов и средств, содействующих повышению эффективности процесса академической адаптации иностранных студентов; выявление критериев, их показателей и уровней сформированности у иностранных студентов академической адаптации.
В процессе данного исследования мы спроектировали и внедрили во внеучебную деятельность КФУ педагогическую модель по формированию академической адаптации студентов-иностранцев. Она включала такие блоки, как: целевой, содержательный и оценочно-результативный (см.: Приложение 1).
С целью определения состояния процесса формирования академической адаптации у студентов-иностранцев был проведен констатирующий этап эксперимента в Институте психологии и образования КФУ, Институте геологии и нефтегазовых технологий КФУ и Техническом университете Дрездена с использованием такого исследовательского метода, как опрос. В результате анализа результатов констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что 80% студентов-иностранцев нуждаются в поддержке, что говорит о невысоком уровне сформированности их академической адаптации и необходимости организации внеучебной деятельности по решению проблемы.
С целью проверки эффективности выделенных психологопедагогических условий, спроектированных программы и модели формирования академической адаптации студентов-иностранцев была осуществлена опытно-экспериментальная работа. Она предполагала проектирование и реализацию программы опытно-экспериментальной работы, формирование экспериментальной и контрольной групп, анализ и обобщение результатов (см.: Приложение 2).
По завершении эксперимента в КГ у иностранных студентов были зарегистрированы следующие результаты: к высокому уровню
сформированности академической адаптации были отнесены 20% респондентов; к среднему уровню - 50% участников эксперимента; к низкому - 30% студентов-иностранцев.
Данные, полученные в результате реализации модели и программы опытно-экспериментальной работы в ЭГ, подтверждают эффективность процесса формирования академической адаптации у студентов-иностранцев. Результаты повторного диагностического среза, организованного в конце формирующего этапа эксперимента в ЭГ, отличаются более высокой положительной динамикой, чем в КГ. Высокий уровень сформированности академической адаптации ЭГ был характерен для 70% студентов- иностранцев; средний - для 20% опрошенных иностранных студентов; низкий - был отмечен у 10% участников эксперимента. В КГ к высокому уровню сформированности академической адаптации можно было отнести 10% студентов-иностранцев, к среднему 10% иностранных студентов и к низкому 80% студентов-иностранцев.
В процессе опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика процесса формирования академической адаптации у студентов-иностранцев, что доказывает эффективность выдвинутой гипотезы исследования, выявленных психолого-педагогических условий, а также спроектированных модели и программы опытно-экспериментальной работы по формированию у студентов-иностранцев академической адаптации в ходе внеучебной деятельности в высшей школе.
В ходе анализа педагогической и методической литературы были выделены социальные (языковой барьер, наращивание неформальных социальных связей со студентами, социальная поддержка, усвоение норм, образцов, ценностей новой окружающей действительности), психологические (вступление иностранного студента в систему межличностных отношений, интеграция в академическую группу и взаимоотношения в ней, проявление собственного стиля поведения и общения) и педагогические (различия академических систем родной и принимающей страны, понимание лекционного материала, специфика методов и форм обучения и контроля, содержание и условия организации учебного процесса, навыки самостоятельной учебной и научной работы, усвоение норм и понятий профессиональной среды) факторы, влияющие на рассматриваемый процесс, изучена сущность понятия «академическая адаптация», выделены ее признаки (перестройка личности, адаптация к новой педагогической системе, формирование устойчивой системы отношений ко всем компонентам педагогической системы, принятие новых социальных ролей, трудности включения в отечественную студенческую жизнь, психолого-педагогическая и дидактическая оптимизация трудностей иностранных студентов) и дополнено выбранное определение: «академическая адаптация - это многоплановый поэтапный процесс перестройки личности иностранного студента, обусловленный выявлением путей психолого-педагогической и дидактической оптимизации трудностей, включением в новые социальные роли студенческой жизни и формированием у него устойчивой системы отношений ко всем компонентам новой педагогической системы».
Изучение классификации академической адаптации позволило определить наиболее значимый тип, как «социальная адаптация». Анализ сущности технологии тьюторского сопровождения разрешил установить, что ее применение в процессе академической адаптации иностранных студентов будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности преподавателя и формированию у студентов значимого опыта проектирования индивидуального образовательного маршрута. Нами была предпринята попытка дополнить определение изучаемого понятия: «технология тьюторского сопровождения - это психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса студентов, направленное на оказание им помощи по планированию и координации учебно-познавательной и культурной деятельности студента, с целью осуществления их индивидуального образовательного заказа и развития личности».
Для изучения особенностей академической адаптации иностранных студентов в России нами был рассмотрен опыт Казанского федерального университета. Он основан, прежде всего, на поддержке деятельности органов студенческого самоуправления студентов-иностранцев университета, а также на развитии социально-культурного потенциала. Интерес представляет программа по курированию студентов-иностранцв "Buddy Program", оказывающая помощь иностранным студентам для успешного включения в условия новой академической и социокультурной среды. Преимуществом этой программы является то, что иностранные студенты безболезненно проходят все этапы адаптации, а студенты-buddy повышают уровень межкультурных, коммуникативных и личностных компетенций.
В ходе анализа зарубежной литературы был изучен конструктивный опыт академической адаптации студентов-иностранцев в высшей школе Германии - Техническом университете Дрездена, в образовательной среде которого реализуется программа тьюторского сопровождения “Международная тьюторская программа”. Она пользуется популярностью у иностранных студентов и абитуриентов более 10 лет благодаря хорошо отлаженной концепции. Концепция базируется на дидактическом потенциале технологии тьюторского сопровождения иностранных студентов, которая отличается многообразием интерактивных методов, форм и средств. Как результат, данная технология обеспечивает развитие у иностранных студентов универсальных компетенций и предвосхищает позитивное взаимодействие иностранных студентов с преподавателями вуза. Конструктивный опыт применения технологии тьюторского сопровождения может быть перенесен на российскую образовательную среду с целью повышения эффективного процесса академической адаптации иностранных студентов.
В ходе работы были выявлены и теоретически обоснованы психологопедагогические условия, учет которых способствует повышению эффективности процесса академической адаптации иностранных студентов. К психологическим условиям относятся: устойчивая внутренняя мотивация; учет возрастных и индивидуальных особенностей; психологическая защищенность; ведущий вид деятельности; зона ближайшего развития; готовность и способность обучающихся к личностному самоопределению; самоутверждение; избирательное отношение к жизненной цели и планам; способность иностранного студента к рефлексии; положительные эмоциональные реакции, или эмоциональное благополучие студентов; прогностическое и творческое мышление; критичность мышления;
целенаправленная познавательная активность иностранных студентов; саморегуляция; ценностно-смысловые установки.
К педагогическим условиям процесса академической адаптации студентов-иностранцев были отнесены: высокий уровень профессиональной компетенции преподавателя; создание преподавателем ситуации успеха; обеспечение благоприятного психологического климата; демократический стиль педагогического общения, систематическое внесение корректив в процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута; готовность преподавателя совместно с иностранным студентом к проектированию индивидуального образовательного маршрута; организация целенаправленного систематического взаимодействия преподавателя с иностранными студентами; целенаправленный отбор форм, методов и средств, содействующих повышению эффективности процесса академической адаптации иностранных студентов; выявление критериев, их показателей и уровней сформированности у иностранных студентов академической адаптации.
В процессе данного исследования мы спроектировали и внедрили во внеучебную деятельность КФУ педагогическую модель по формированию академической адаптации студентов-иностранцев. Она включала такие блоки, как: целевой, содержательный и оценочно-результативный (см.: Приложение 1).
С целью определения состояния процесса формирования академической адаптации у студентов-иностранцев был проведен констатирующий этап эксперимента в Институте психологии и образования КФУ, Институте геологии и нефтегазовых технологий КФУ и Техническом университете Дрездена с использованием такого исследовательского метода, как опрос. В результате анализа результатов констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что 80% студентов-иностранцев нуждаются в поддержке, что говорит о невысоком уровне сформированности их академической адаптации и необходимости организации внеучебной деятельности по решению проблемы.
С целью проверки эффективности выделенных психологопедагогических условий, спроектированных программы и модели формирования академической адаптации студентов-иностранцев была осуществлена опытно-экспериментальная работа. Она предполагала проектирование и реализацию программы опытно-экспериментальной работы, формирование экспериментальной и контрольной групп, анализ и обобщение результатов (см.: Приложение 2).
По завершении эксперимента в КГ у иностранных студентов были зарегистрированы следующие результаты: к высокому уровню
сформированности академической адаптации были отнесены 20% респондентов; к среднему уровню - 50% участников эксперимента; к низкому - 30% студентов-иностранцев.
Данные, полученные в результате реализации модели и программы опытно-экспериментальной работы в ЭГ, подтверждают эффективность процесса формирования академической адаптации у студентов-иностранцев. Результаты повторного диагностического среза, организованного в конце формирующего этапа эксперимента в ЭГ, отличаются более высокой положительной динамикой, чем в КГ. Высокий уровень сформированности академической адаптации ЭГ был характерен для 70% студентов- иностранцев; средний - для 20% опрошенных иностранных студентов; низкий - был отмечен у 10% участников эксперимента. В КГ к высокому уровню сформированности академической адаптации можно было отнести 10% студентов-иностранцев, к среднему 10% иностранных студентов и к низкому 80% студентов-иностранцев.
В процессе опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика процесса формирования академической адаптации у студентов-иностранцев, что доказывает эффективность выдвинутой гипотезы исследования, выявленных психолого-педагогических условий, а также спроектированных модели и программы опытно-экспериментальной работы по формированию у студентов-иностранцев академической адаптации в ходе внеучебной деятельности в высшей школе.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ
СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
КАМПУСА РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - «Мой Красноярск» в аспекте социокультурной и языковой адаптации студентов-иностранцев
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов- первокурсников в образовательном процессе высшей школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - ЭТАПЫ И ФОРМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАНЦЕВ К МОНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ КАМПУСА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА МИГРАНТОВ
В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Квест-технология как средство лингвосоциокультурной адаптации иностранных студентов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2020 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К СИТУАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ДРУГОМ ГОРОДЕ И ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов из КНР, обучающихся по программе "Международный менеджмент", к российской системе образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017



