Введение
Глава 1. Теоретические основы сотрудничества Китая и России в сфере высшего образования 8
1.1 История развития сотрудничества Китая и России в сфере высшего
образования 8
1.2 Современное состояние сотрудничества Китая и России в области
высшего образования в 21 веке 23
2. Реализация международного сотрудничества Китая и России в сфере высшего образования 38
2.1 Особенности сотрудничества между вузами России и Китая на основе
портнёрских договоров 38
2.2 Организационно-педагогические условия реализации сетевого
договора о сотрудничестве между Юго-Западным нефтяным
университетом (КНР) и КФУ (РФ) 50
Заключение 68
Список использованной литературы 72
Приложения 76
Международное сотрудничество в сфере высшего образования является важной частью интернационализации образования. Содержание сотрудничества в сфере образования чаще всего включает: обмен
преподавателями и студентами, совместное ведение учебного процесса, научно-исследовательское сотрудничество, организацию международных академических конференций.
Актуальность исследования: Сотрудничество в области высшего образования Китая и России является важной частью международного сотрудничества. Китай и Россия являются соседями. И в процессе исторического развития двух стран, и в настоящее время, двусторонние отношения между нашими странами занимают очень важное место. Сотрудничество в сфере высшего образования является важной частью китайско-российских отношений. Оно может способствовать культурным обменам между двумя странами и воспитанию талантливой молодёжи, которая хорошо знает и понимает культурные особенности и традиции обеих стран. Это способствует укреплению взаимопонимания между народами, укреплению национальной дружбы.
Сотрудничество в сфере высшего образования заложило прочную основу для дальнейшего развития двусторонних отношений между странами. Китайско-российское сотрудничество в сфере высшего образования имеет важное значение для обогащения истории китайско-российского образования, эффективности современных реформ в сфере образования в Китае и России, и будущего системы образования двух стран.
Вместе с тем налицо противоречие. С одной стороны, исследование сотрудничества в области высшего образования Китая и России имеет серьёзное значение не только для истории образования, но и для дальнейшего укрепления китайско-российских отношений, в том числе на уровне субъектов обеих стран. С другой стороны, формы организации такого сотрудничества ещё недостаточно широко вошли в нашу жизнь, поэтому накоплен недостаточный опыт для повышения эффективности такого рода деятельности.
Проблема диссертации: каковы педагогические условия для
организации более эффективного сотрудничества в области высшего образования между вузами России и Китая?
Целью написания магистерской диссертации является исследование состояния и условий сотрудничества Китая и России в области высшего образования.
Задачи исследования, которые необходимо решить в процессе написания работы, следующие:
- изучить современное состояние сотрудничества Китая и России в области высшего образования;
- изучить особенности сотрудничества Китая и России в области высшего образования;
- выявить основные проблемы сотрудничества Китая и России в области высшего образования и пути их решения;
- изучить опыт практического сотрудничества между ЮЗНУ и КФУ;
- выявить педагогические условия, необходимые для организации эффективного международного сотрудничества вузов.
Объект исследования диссертации - международное сотрудничество в области высшего образования между Россией и Китаем.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия международного сотрудничества вузов России и Китая.
Методическая база исследования магистерской диссертации представлена теоретическими методами познания, такими как анализ и синтез, а так же применяется метод дедукции. Теоретический анализ был использован при изучении педагогической литературы по проблеме исследования. Метод дедукции - это метод, основанный на получении общего вывода о свойствах предмета, исходя из исследования его частных признаков. В данном случае этот метод представлен в виде изучения работ разных ученых, систематизации полученных ими результатов и подведения в конце общего авторского вывода.
В практической части исследования нами применялся также метод анкетирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляли теории и концепции исследователей данной проблематики.
Систематическое исследование образовательного сотрудничества
4
между Китаем и Россией после распада Советского Союза осуществили Соловьёва Е.В. [8], Горобец Л.А. [4], Ю Цзыся (^Ж{^) [35], Ян Цзюндун
(ШШ [20].
Комплексное исследование о нынешних состояниях, проблемах и предложениях по конкретному содержанию образовательного сотрудничества между Китаем и Россией провели А.Л. Арефьев [4], Макеева.С.Б [7], Распертова С.Ю.[12], Михневич С. В. [11], Башаева С.Г. [3], Лейфа А.В. [6].
Комплексный анализ условий, значения и проблем образовательного сотрудничества между Китаем и Россией проводился Ду Яньянь (^±^^), Чжан Наньсин (^^М) [26], Чэнь Вэньцзюань (|Щ^#|), Ли Тао (^^) [24], Чэнь Пин(|Щ^)[23], Гу Юй (Ш^)[28], Лю Ин (^1Щ. ), Донг Хунмэй (ШИШ) [33].
Систематический анализ содержания образовательного сотрудничества Китая и России исследовали Шан Чуньянь (^^^) [25], Ли Юнсинь (^Ж^) [31],Чэнь Чангуй (^ШЙ), Се Лянгао (ЩЩМ), [22].
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут рассматриваться как вклад в изучение сотрудничества вузов Китая и России, сыграть важную роль в улучшении отношений двух стран. В процессе изучения китайско-российского сотрудничества в области высшего образования, нами были выявлены и изучены источники, выявлены методики исследований подобного рода. Поэтому изучение китайскороссийского сотрудничества в области высшего образования, обобщение его
5
нормативно-правовой базы и уточнение опыта имеет большое теоретическое значение.
Практическая значимость исследования. Во-первых, китайскороссийское сотрудничество в области высшего образования является важной частью китайско-российских международных отношений, следовательно данное исследование послужит способом укрепления двусторонних отношений, способом на пути к политическому, экономическому и культурному взаимопониманию между Китаем и Россией. Во-вторых, китайско-российское сотрудничество в сфере высшего образования представляют собой очень важный способ для людей обеих стран понять особенности культурного развития обеих сторон.
Народы двух стран используют разные формы обмена (в том числе обмена студентами в рамках сетевых программ) и иные виды сотрудничества для дальнейшего понимания культуры, истории, обычаев друг друга.
Данное исследование призвано углубить дружбу между двумя народами. В качестве важной части истории китайско-иностранного образовательного сотрудничества, исследование истории сотрудничества Китая и России в области высшего образования играет важную роль в процессе развития китайского зарубежного образования.
Научная новизна исследования состоит в том, что четко и полно
представлен процесс китайско-российского сотрудничества в сфере высшего
образования от Октябрьской революции до XXI века. В том числе,
использование материалов эксперимента, полученных во время практики,
6
позволило проследить процесс взаимодействия конкретных вузов из российского и китайского регионов на примере реализации сетевой образовательной программы, что имеет большое практическое значение для выявления положительных и отрицательных сторон и последующего корректирования содержания подобных программ.
Опытно экспериментальная база исследования: Институт геологии и нефтегазовых технологий КФУ (г. Казань, ул.Кремлевская, д.4/5 ).
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой исходных положений выпускной квалификационной работы на достижения в области истории, педагогики, международных отношений, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были доложены на итоговой научной конференции студентов Казанского Федерального университета в мае 2019 года. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались с администрацией и студентами Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ в процессе реализации сетевой образовательной программы.
Российско-китайское образовательное сотрудничество имеет долгую историю, начало которой положили дипломатические контакты между Китаем и Россией.
В конце правления династии Цин правительство Цин открыло школу русского языка в школе инностранных языков (создана при МИД Китая для изучения иностранных языков и смежных с ними дисциплин, 1862-1900 гг.), что стало прецедентом для получения современного образования в области русского языка. Однако в этот период форма китайско-российских отношений была однонаправленной и неравномерной. Октябрьская революция породила первую социалистическую страну- Советский Союз. В связи с потребностями революционных политических дел китайскосоветские отношения быстро разогревались и происходили частые обмены и иные формы сотрудничества, особенно в 1920 х -1930 х.
С созданием нового Китая стали более частыми китайско-советские образовательные сотрудничества и обмены. Помощь Советского Союза новому Китаю, такая как отправка советских специалистов, перевод советских книг и отправка студентов, оказала глубокое влияние на раннее образование Нового Китая, и даже в наши дни.
Резкие изменения в международной обстановке, распад Советского Союза и изменение его социальной идеологии, не заблокировали обмены и сотрудничество между Китаем и Россией. Китайско-российское образовательное сотрудничество продолжается уже два с лишним десятилетия с момента распада Советского Союза. Эти два десятилетия являются важным периодом накопления и скачка в развитии китайскороссийских отношений.
Очевидно, что перспективы китайско-российского образовательного сотрудничества долгосрочные и стабильные.
Образовательное сотрудничество в странах мира охватывает все аспекты образования, но главным образом в сфере высшего образования. Глубина и ширина его коренятся в национальной политике, в то время как вуз часто является предметом сотрудничеством.
В процессе обмена и сотрудничества в области высшего образования между Китаем и Россией все еще есть некоторые проблемы, такие как отсутствие долгосрочного планирования, отсутствие эффективной
организации и некоторые другие. С этой целью мы должны разработать долгосрочный план и сформулировать перспективы для дальнейшего обмена и сотрудничества между Китаем и Россией в области высшего образования, активизировать обмены и сотрудничество в области культуры между двумя странами. В соответствии с видением интернационализации высшего образования мы должны совершенствовать законы, правила, механизмы коммуникации и консультаций для китайско-российского сотрудничества, а также содействовать формированию новых идей и изобретению новых технологий посредством обширных и углубленных обменов и сотрудничества.
Выделим ещё раз организационно-педагогические условия, позволяющие сделать сотрудничество в области высшего образования более эффективным:
- интернационализация образовательной среды;
- наличие учебных ресурсов и серьёзная материально-техническая база
вузов;
- наличие нормативно-правовой базы (договоров между странами и договоров между вузами);
- серьёзная языковая подготовка.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.
[1] Арефьев А.Л К.А. Любская. Российские студенты в КитаеУ]. Демоскоп Weekly, 2017, № 715-716.
[2] Арефьев А.Л. Тенденции в обучении иностранных студентов в россии [А]. Семинар-совещание в РУДН[С]. 2014.
[3] Башаева С.Г. Россия и Китай; молодежь,
культура,образование. Власть, 2014, (11).
[4] Горобец Л.А. Гуманитарное сотрудничество России и Китая в Дальневост очном регионе^]. ДИСКУССИЯ, 2014, (1).
[5] Ларин А.Г. Китайские мигранты в России[М]. История и современность, Mосква : Восточная книга, 2009, С. 241.
[6] Лейфа А.В. Опыт международного сотрудничества Китая и России в сфере образования^]. Педагогика, 2015, (5).
[7] Макаева С.Б. К вопросу о динамике российско-китайского
сотрудничеств а в образовательной сфереУ]. Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия,
история, 2012, (6).
[8] Соловьёва Е.В. Правовое обеспечение российско-китайских культурных связей как основа современного российско-китайского сотрудничества[J/OL]. Международные гуманитарные связи, 2014, (6).
[9] Тайвонен Н.Р, И.Н.Ганьшин, А.С.Русинов. Экспорт российских
образовательных услуг : Статистический сборник. Выпуск 6[М]. Министерство образования и науки Российской
Федерации. Москва : Социоцентр, 2016.
[10] Филимонова Н.Ю, Е.С. Романюк. Китайские студенты в вузах
России^]. Высшее образование в России. 2015, № 8-9.
[11] Михневич С. В. Мудрец помогает Поднебесной: развитие сети
Институтов Конфуция как инструмент реализации политики «мягкой силы» КНР в Большой Восточной АзииУ]. Вестник международных организаций : образование, наука, новая экономика, 2010. (1).
[12] Распертова С.Ю. Институты конфуция как культурная стратегия китая в пространстве российско-китайского взаимодействия в сфере образования^]. Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2013. (22).
[13] Сенин П.В. Нуянзин Е.А.. Проблемы перехода инженерных вузов
на двухуровневую систему образования[J/OL].
http://aeer.ru/files/io/m8/art_14.pdf, 2014-09-11.
[14] QS World University Rankings2016-
2017[EB/OL]. http://www.topuniversities.com/university-rankings/world- university-rankings/2016 .
[15] Официалный сайт Федералной службы государственной статистики : Обра зовательные организации высшего образования(на начало учебного года(на начало учебного года [EB/OL]. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/e ducation/
[16] Конкурсы китайского языка