Введение 4
Глава 1.Научные подходы к управлению кадровым резервом 7
1.1. Кадровый резерв: теоретические подходы 7
1.2. Современные методы развития кадрового резерва 22
1.3. Основные подходы к оценке кандидатов в кадровый резерв
высшего учебного заведения
Глава 2. Управление кадровым резервом в вузе 42
2.1. Формирование кадровой политики в высших учебных заведениях Российской Федерации
2.2. Анализ кадрового потенциала ФГАОУ ВО «Казанский 61
(Приволжский) федеральный университет»
2.3. Эмпирическое исследование специфики формирования и
функционирования кадрового резерва в вузе
Глава 3. Совершенствование системы формирования управления
кадровым резервом вуза
3.1. Направления развития кадрового резерва ФГ АОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
3.2. Тьюторство как форма развития кадрового резерва НПР 97
3.3. Эффективность использования кадрового резерва вуза 104
Заключение 108
Список использованной литературы 109
Приложения
Актуальность исследования. Необходимость исследований в области теории и практики управления кадрами не только не снижается с течением времени, но, напротив, возрастает, поскольку результаты этих исследований значимы для всех сфер человеческой деятельности. На сегодняшний день необходимость аналитики, прогнозирования и совершенствования кадровой политики осознана государственными структурами, общественными организациями, бизнесом и образовательными учреждениями.
Необходимость создания кадрового резерва в организации подтверждена множеством отечественных и зарубежных исследователей. Так, 20 % известных компаний мира огромное внимание уделяют оценке потенциала своих сотрудников и их развитию, создают программы для их профессионального роста. Каждый пятый резервист получает повышение в течение года в тех организациях, которые воспитывают собственные кадры. Текучесть кадров сокращается в пять раз среди руководителей, назначенных из резерва, по сравнению с теми предприятиями, которые привлекают специалистов с рынка труда.
Курс на инновационные изменения в российском образовании предполагает реализацию активной, обновлённой, кадровой стратегии в высшей школе. Успех в решении вопросов о кадровом потенциале во многом определяет процесс становления высшего профессионального образования. Вероятно, по этой причине в отечественном академическом дискурсе всё чаще звучат призывы к разработке новых (и совершенствованию уже имеющихся) методов формирования кадровых резервов вузов и управления человеческими ресурсами.
Кадровая политика современного вуза должна быть основана на развитии и совершенствовании научно-педагогического и административного состава, позволяющая университету на высоком уровне выполнять свои базовые функции и вести конкурентную борьбу на инновационном рынке.
По мнению некоторых авторов в высшей школе существует дефицит сотрудников среднего возраста, в основном преподаватели и научные работники образуют две возрастные группы: от 25 до 32 лет и старше 50 лет. Эти обстоятельства усложняют реформирование современного образования и могут привести к системному кризису в социальной сфере.
Отдельно стоит сказать и о значимости привлечения молодых людей к работе в сфере высшего профессионального образования. Профессорско- преподавательский состав, по утверждению социологов, обновляется большей частью за счёт выпускников, учащихся аспирантуры научных сотрудников вуза. Соответственно, работа с кадровым резервом должна быть ориентирована на их привлечение и «удержание» талантливых молодых людей.
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (КФУ) является одним из ведущих вузов страны и постоянно стремится к улучшению своих академических показателей. Кроме того, КФУ - это ещё и центр культурной жизни татарстанских студентов. Университет позиционирует себя как кузницу талантов, призванных обеспечить России достойное будущее.
Очевидно, что для реализации миссии КФУ необходимы профессионалы - управленцы, талантливые учёные и эффективные преподаватели. При этом важно не только поддерживать уже существующий коллектив, но и готовить тех, кто придёт на смену действующей профессуре университета. В связи с этим имеет место актуальность формирования и развития кадрового резерва.
Всё вышесказанное обосновывает актуальность исследования процессов формирования и управления кадровым резервом в вузах, а также позволяет нам очертить проблемную область развития современного инновационного университета.
Степень разработанности темы можно охарактеризовать как достаточно высокую, поскольку к настоящему моменту в отечественной и зарубежной литературе создано достаточное количество концептуальных рамок, позволяющих исследовать кадровый резерв с разных позиций (В.В.Травин, В.А.Дятлов, Ю.Г. Одегов , Н.Н.Опарина, А.Я.Кибанов и др.). Тем не менее, в этой области недостаточно эмпирических исследований, которые позволили бы ответить на вопросы о функционировании кадрового резерва вуза на микро и макро-уровнях.
Цель данного исследования - выявить специфику управления кадровым резервом вуза и предложить методы его совершенствования.
В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:
• исследовать научные подходы к формированию и функционированию кадрового резерва;
• рассмотреть современные методы развития кадрового резерва;
• выявить подходы, применяемые в оценке кандидатов в кадровый резерв отечественных и зарубежных вузов;
• проанализировать процессы управления кадрового резерва КФУ как части кадровой политики вуза;
• осуществить исследование специфики формирования и функционирования кадрового резерва в вузе;
• выявить проблемы и разработать меры совершенствования управления кадровым резервом вуза;
• оценить потенциальную эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования - кадровый резерв как составляющая системы управления человеческими ресурсами в организации.
Предмет исследования - механизмы управления кадровым резервом вуза.
Практическая значимость настоящего исследования обусловлена его прикладным характером. Результаты данной работы, во-первых, послужат для дальнейших теоретических разработок в области изучения кадровой политики вузов и кадрового резерва, в частности. Во-вторых, предложения по совершенствованию системы управления кадровым резервом КФУ могут быть применены в практике управления человеческими ресурсами университета.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены особенности состояния и развития кадровых резервов вузов, обусловленные доминированием формальных показателей успешности академического трека, низким уровнем академической мобильности в пределах российской системы высшего образования, централизацией высшего образования, отсутствия единой информационной базы вакансий НПР в вузах России и низкой прозрачностью конкурсов на замещение вакантных должностей.
2. Введено определение тьюторства в высшей школе, позволяющее учитывать индивидуальные особенности НПР и управлять их потенциалом, совместно реализовывать академические и научные проекты.
3. Предложена модель тьюторской деятельности для кадрового резерва вуза, включающая аналитико-диагностнческую, организационно-методическую, профессионально- информационную, консультативно-практическую подсистемы, обеспечивающую активное отношение резервистов к выбору профессии, соответствующей интересам, способностям и потребностям личности.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав (и девяти параграфов, соответственно), заключения, списка использованных источников, а также приложений. Содержаний глав работы соответствует поставленным задачам исследования.
В данной работе была проанализирована специфика кадровой политики вузов Российской Федерации с использованием вторичного анализа данных. Кроме того, впервые с момента начала институциональных преобразований в высшей школе РФ предпринята попытка проанализировать специфику формирования и функционирования кадрового резерва КФУ. На основании эмпирического исследования предложены меры по совершенствованию кадрового резерва вуза.
Кадровый резерв высшего учебного заведения призван сформировать критическую массу специалистов, деятельность которых способствует повышению конкурентоспособности вуза. Кадровый резерв необходим университету для оперативного обеспечения всех процессов его жизнедеятельности высококвалифицированными кадрами.
Кадровый резерв можно рассматривать на макро и микро уровнях образовательной системы. Так, он связан со спецификой кадровой политики отдельного университета и одновременно подчинён институциональным изменениям, происходящим в образовательной сфере.
Изучение контекста формирования кадровой политики современных российских университетов представляется важным, поскольку экономика знаний на сегодняшний день характеризуется, в частности, процессом создания и распространения новых знаний, изменением роли обучаемого, концепцией обучения через всю жизнь. Всё это изменяет суть академического трекинга, преподавательской и научной деятельности. Указанные тенденции наиболее ярко проявили себя в процессе перехода российской высшей школы на двухуровневую модель. Многоуровневая система квалификаций теоретически формирует новые вызовы для ППС.
В результате проведённого эмпирического исследования был сделан вывод о том, что КФУ на данный момент не в полной мере отвечает вызовам современности. В университете формируется понимание необходимости грамотного менеджмента применительно к кадровой работе, но пока кадровая политика сосредоточена на исполнении небольшого перечня функций. Кадровая политика получает документальное оформление, усиливается контроль над достижением результирующих показателей. Вместе с тем, отсутствует системный подход к работе с кадровым резервом ППС.
Экспертный опрос и анализ его результатов позволил сделать выводы об изменениях в работе ППС и их обусловленности институциональными изменениями. Изменение, оказавшее, по мнению опрошенных экспертов, наибольшее влияние на кадровую политику, связно с введением новых показателей для оценки эффективности и результативности вуза и ППС. Параллельно с этим, в академическом сообществе присутствует мнение об особенной актуализации кадровой политики в связи переходом на двухуровневую систему.
Дальнейшая разработка политики КФУ в отношении кадрового резерва, должна строиться, на наш взгляд, с учётом специфики основных групп кадрового резерва ППС. Кроме того, при дальнейшей разработке новой кадровой политики важно стремиться к получению живого отклика со стороны ППС, развивать систему коммуникаций, оценивать степень вовлеченности сотрудников в процессы проведения реформ.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http ://www.trudkod.ru/
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс] URL: http://zakon- ob-obrazovanii. ru/
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 г. № 1518-р
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.11.2006 г. № 1616-р
5. Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 716 "О Федеральных университетах"
6. Федеральный закон Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов"
7. Указ "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах" - Президент России
8. Указ "О создании Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта" - Президент России
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2010 г. № 2483-р о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта"
10. Указ Президента РФ от 18.07.2011 № 958 "О создании Северо
Кавказского федерального университета в Северо-Кавказском федеральном округе"
11. Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (в ред.
Федерального закона от 10.02.2009 № 18-ФЗ) "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании"
12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
13. Устав Балтийского Федерального университета, утвержден приказом № 149 Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 февраля 2011 года;
14. Устав Северного Арктического Федерального университета, утвержден приказом № 1665 Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 мая 2011 года
15. Устав Дальневосточный федеральный университет, утвержден приказом № 1614 Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года
16. Устав Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, утвержден приказом № 2038 Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 июня 2011 года
17. Устав Сибирского федерального университет, утвержден приказом № 477 Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2012 года
18. Устав Казанского (Приволжского) федерального университета, утвержден приказом №1664 Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 мая 2011 года
19. Устав Уральского федерального университета, утвержден приказом №1585 Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2011 года
20. Устав Южного федерального университета 2007 года с изменениями, утвержден министром образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2010 года
21. Устав Северо-Кавказского федерального университета, утвержден приказом №355 Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2012 года
Учебники, монографии, диссертации
22. Аксенова Е.А. Управление персоналом: учебник для вузов // Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ,
2012. - 560 с.
23. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: пер. с англ. 8-е изд-е / под ред. С. К. Мордовина. СПб, 2004. - 518 с.
24. Базаров Т.Ю., Ерёмин Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2012.—560 с.
25. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник для вузов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 282 с.
26. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 220 с.
27. Ковалева Т. М. Профессия «тьютор» / Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров и др. - М.-Тверь: «СФК-офис», 2012 - 246 с.
28.Одегов Ю. Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: учебник. М.: ЮНИТИ, 2015. - 848 с.
29.Одегов Ю. Г., Абдурахманов К. Х., Котова Л. Р. Оценка эффективности работы с персоналом. Методологический подход. - М.: Альфа-пресс,
2011. - 752 с.
30.Одегов, Ю.Г. Аудит и контролинг персонала: учебник / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010. - 672 с.
31.Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. М.: Инфра-М, 2011. - 304 с.
32. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: учеб.- практ. пособие. Серия Библиотека журнала «Управление персоналом». М., 2002. - 182 с.
33. Яхонтова Е.С. Стратегическое управление персоналом: Учебное пособие / Е.С. Яхонтова. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. - 384 с.
Статьи и материалы периодической печати
34. Алешина А.Н., Шабанов С.В. Правильная организация корпоративного обучения как условие его эффективности // Управление развитием персонала. 2013. №4. - С. 296-303.
35. Анисимов В. М. Кадровая политика России: философская и
функциональная основы / В. М. Анисимов // Вопр. филос. - 2010. - № 4. - C. 48-60.
36. Багракова А.А. Внутренний рекрутинг: этапы процесса и оценка его эффективности // Управление человеческим потенциалом, 2007, №04(12), с. 286-295.
37. Варанкина С.В., Созинова А.А. Совершенствование управлением персонала организации // Материалы докладов VI международной научно-практической конференции «Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований»/Сб.материалов том 2, 22—23 июня 2015 г. — North Charleston, USA: CreateSpace, 2015. Секция «Экономические науки», — С. 193—196.
38. Горшкова О. В. Управление кадровым потенциалом предпринимательского университета: новые компетенции ППС / О. В. Горшкова, И. П. Черная // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - № 4. - С. 57-63.
39. Донской Д.А. Использование инновационного потенциала сотрудников организации при формировании кадрового резерва // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 9-1. - С. 129-132.
40. Донской Д.А. Кадровый резерв как элемент повышения эффективности действующих рабочих мест организации // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-12. - С. 2662-2666.
41. Дундарь М.А. Кадровый резерв как эффективный инструмент управления персоналом // Управление развитием персонала, 2008, №202(14), с. 104-111.
42. Гасанова Р.Р. Стрессовые ситуации студентов в процессе обучения в вузе /Р.Р. Гасанова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - №8. С. 212-214
43. Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А., Чикова И.В. Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе / Н.Е. Ерофеева, Г.А. Мелекесов, И.В. Чикова // Вестник Оренбургского государственного университета. -2015 .-№ 7 (182) - С. 98-104
44. Карпов А.В. Система внутреннего рекрутинга в компании: актуальность и
работоспособность. Компоненты системы и ее возможности // Управление человеческим потенциалом, 2007, №03(11), C. 250-256.
45. Ковалева Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании /Т.М. Ковалева // Вопросы образования.- №2 - С. 163-180
46. Лановенко Е.А. Работа с кадровым резервом // Справочник кадровика. -
2013. - №9. - C. 41-48.
47. Лапшина И. М., Гущин Г. К. Маркетинговый подход в продвижении молодого специалиста на рынке труда // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. № 1. С. 327-330.
48. Лукашина Е.А. Отдел кадров компании и кадровое агентство: внутренние и внешние рекрутеры // Управление человеческим потенциалом, 2011, 01(13), C. 64-68.
49. Удовикова А.А., Виноходова А.Ф. Управление кадровым потенциалом предприятия: монография. Старый Оскол: ООО «ТНТ», 20 07. - 272 с.
50. Фокин К.Б. Управление кадровым резервом: теория и практика: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 278 с.
51.Одегов Ю. Г. Подходы к управлению человеческими ресурсами и их влияние на оценку эффективности работы с персоналом / Ю. Одегов, Л. Котова // Кадровик. - 2011. - №2. - С.82-90.
52.Опарина Н.Н. Формирование кадрового резерва // Журнал «Стратегия России». - 2013. - № 8. - С. 1-9.
53. Хлебович Д.И. Кадровая политика в российских вузах: подходы к пониманию и реализуемые практики // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний: материалы Всерос. конф., Иркутск, 19.03.2015. - С. 151-160.
54.Чекан А.А., Жураховская И.М. Проблемы создания кейсов для управления персоналом в организациях // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика». - 2013. - № 1. - С. 46-50.
55.Черевко В.В. Взаимосвязь кадровой стратегии со стратегией развития организации // ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Экономика и управление. - 2011. - №13. - С.29-33.
Электронные ресурсы
56. Асессоров П. С. Формирование кадрового резерва компании как стратегическая задача URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie- kadrovogo-rezerva-kompanii-kakstrateg- icheskaya-zadacha
57. Демешкин Г. В. Основные аспекты формирования кадрового резерв URL: http://cyberleninka.ru/article/n7osnovnyeaspekty-formirovaniya-kadrovogo- rezerva
58. Дзевановская Д. Д. Особенности формирования кадрового резерва в университете URL: https://moluch.ru/archive/90/18534/
59. Есина К.С. Актуальные проблемы формирования кадрового резерва государственного органа субъекта российской федерации и пути их решения URL:
http ://www.iupr.ru/domains_data/ files/zurnal_24/Esina%20K. S. %20.pdf
60. Кузнецова М.Е. Формализация управления кадровыми рисками Интернет-журнал «Науковедение», 2016 Том 8, №3 (май - июнь 2016) ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ URL: naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf
61. Кузнецова М.Е. Анализ и оценка эффективности формирования кадрового резерва в банке // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №2 (2017) URL: http://naukovedenie.ru/PDF/24EVN217.pdf
62. Кузнецова М.Е., Никитенко Е.А. Управление кадровыми рисками в
процессе обучения персонала организации Materials OF THE XI INTERNATIONAL RESEARCH AND PRACTICE CONFERENCE. Vol.I.- April 6 th - 7 th, Munich, Germany URL:
http://www.euscience.de/ru/archive.php 2016. P. 195-199.
63. Либерман К.А. Планирование и организация работы с резервом кадров URL: http://rosbuh.ru/?page=article&item=913
64.Официальный сайт «ФГАОУ ВО КФУ » URL: http://kpfu.ru/sveden
65.Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p1ai/m/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1%83 %D0%BC%D0%B5%D0%B D%D1 %82%D1%8B/3332
66. Туфанова В. Н. Имидж компании - наше все URL: http://www.hrm.ua/article/imidzh_kompanii_nashe_vse
67. Халилова Т.В. Актуализация проблем формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров республики Татарстан URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=15557