Развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников посредством календаря природы (Методика обучения и воспитания)
|
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 7 месяцев, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
В приложениях результаты исследования в табличном виде.
В данной работе не указано название поменять название базы исследования. Таким образом, можно подставить название нужной базы исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития наглядно-образного мышления старших дошкольников посредством календаря природы 6
1.1 Сущность наглядно-образного мышления 6
1.2 Календарь природы, как средство наглядно-образного мышления старшего дошкольного возраста 10
1.3 Методика развития наглядно-образного мышления старших дошкольников посредством календаря природы 15
Выводы по первой главе 22
Глава 2 Опытно-экспериментальная деятельность по развитию наглядно-образного мышления 23
2.1 Выявление уровня развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников 23
2.2 Опытно-экспериментальная деятельность развития наглядно-образного мышления посредством календаря природы 28
2.3 Контрольный этап. Результат развития наглядно-образного мышления посредством календаря природы 32
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложения 44
В приложениях результаты исследования в табличном виде.
В данной работе не указано название поменять название базы исследования. Таким образом, можно подставить название нужной базы исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития наглядно-образного мышления старших дошкольников посредством календаря природы 6
1.1 Сущность наглядно-образного мышления 6
1.2 Календарь природы, как средство наглядно-образного мышления старшего дошкольного возраста 10
1.3 Методика развития наглядно-образного мышления старших дошкольников посредством календаря природы 15
Выводы по первой главе 22
Глава 2 Опытно-экспериментальная деятельность по развитию наглядно-образного мышления 23
2.1 Выявление уровня развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников 23
2.2 Опытно-экспериментальная деятельность развития наглядно-образного мышления посредством календаря природы 28
2.3 Контрольный этап. Результат развития наглядно-образного мышления посредством календаря природы 32
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложения 44
Актуальность. Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов. У дошкольника, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.
В старшем дошкольном возрасте активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, что позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, с помощью образного описания дошкольник может представить то, что никогда не видел. Ребенок учится рассуждать, создавать образы, что является свидетельством формирования наглядно-образного мышления. Наиболее эффективно развивается наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными явлениями. Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность – создание календарей природы. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.
Цель исследования – изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством календаря природы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия наглядно-образного мышления.
2. Определить условия применения календарей природы в развитии наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать в экспериментальном исследовании возможности использования календарей природы в развитии наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: организация наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе посредством моделирования календаря природы способствует развитию наглядно-образного мышления.
Объект исследования – наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством календаря природы.
Методы исследования. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение за старшими дошкольниками, тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Серебряковой и др. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Соколов определили сущность понятия наглядно-образного мышления. В работах О.Л. Князев, И.М. Пушкаревой и др. раскрыты основные этапы развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. А.С. Курбатовой, С.Н. Николаевой, О.А. Стешиной определены условия моделирования календарей природы в старшей возрастной группе детей в условиях ДОУ. А.И. Иванова, М.М. Ушакова и др. проанализировали возможности использования календарей природы в развитии наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
В старшем дошкольном возрасте активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, что позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, с помощью образного описания дошкольник может представить то, что никогда не видел. Ребенок учится рассуждать, создавать образы, что является свидетельством формирования наглядно-образного мышления. Наиболее эффективно развивается наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными явлениями. Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность – создание календарей природы. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.
Цель исследования – изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством календаря природы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия наглядно-образного мышления.
2. Определить условия применения календарей природы в развитии наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать в экспериментальном исследовании возможности использования календарей природы в развитии наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: организация наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе посредством моделирования календаря природы способствует развитию наглядно-образного мышления.
Объект исследования – наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством календаря природы.
Методы исследования. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение за старшими дошкольниками, тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Серебряковой и др. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Соколов определили сущность понятия наглядно-образного мышления. В работах О.Л. Князев, И.М. Пушкаревой и др. раскрыты основные этапы развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. А.С. Курбатовой, С.Н. Николаевой, О.А. Стешиной определены условия моделирования календарей природы в старшей возрастной группе детей в условиях ДОУ. А.И. Иванова, М.М. Ушакова и др. проанализировали возможности использования календарей природы в развитии наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
Наглядно-образное мышление – это процесс решения задач, во время которого человек работает с предметами, только представляя их себе зрительно, но, не взаимодействуя с ними в реальности.
Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или в воспитательном процессе. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь. Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (до 6-7) условных изображений погодных явлений.
Для развития дошкольников значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе. Проводя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определённые логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы в плане умственного воспитания также имеет большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это даёт возможность обобщённо познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что календарь природы является эффективным средством развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов контрольного этапа позволил заключить, что после проведения развивающей работы с использованием календаря природы. Значительно повысился у детей старшего дошкольного возраста уровень развития наглядно-образного мышления. Следовательно, календарь природы является необходимой и важной частью развивающей среды детского сада. Знания, умения и навыки, которые дети в нём приобретают, обязательно пригодятся им в дальнейшем, при обучении в школе. Кроме того, он является средством экологического воспитания дошкольников, средством развития наглядно-образного мышления.
Итак, в ходе проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или в воспитательном процессе. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь. Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (до 6-7) условных изображений погодных явлений.
Для развития дошкольников значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе. Проводя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определённые логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы в плане умственного воспитания также имеет большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это даёт возможность обобщённо познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что календарь природы является эффективным средством развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов контрольного этапа позволил заключить, что после проведения развивающей работы с использованием календаря природы. Значительно повысился у детей старшего дошкольного возраста уровень развития наглядно-образного мышления. Следовательно, календарь природы является необходимой и важной частью развивающей среды детского сада. Знания, умения и навыки, которые дети в нём приобретают, обязательно пригодятся им в дальнейшем, при обучении в школе. Кроме того, он является средством экологического воспитания дошкольников, средством развития наглядно-образного мышления.
Итак, в ходе проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



