Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством календаря природы

Работа №40687

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы38
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
528
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование. Выборка: 32 старших дошкольника, в возрасте от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 7 месяцев. 16 старших дошкольников Ельцовской СОШ (Алтайский край, Троицкий район, село Ельцовка) составили экспериментальную группу (8 мальчиков и 8 девочек); 16 детей старшего дошкольного возраста из Троицкого детского сада «Родничок» составили контрольную группу.
Есть приложение (результаты экспериментального исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования календаря природы 6
1.1 Особенности развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте 6
1.2 Использование календаря природы в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста 9
Выводы по первой главе 15
Глава 2 Экспериментальное исследование по определению особенностей развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами календаря природы 16
2.1 Организация и методика исследования 16
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 18
2.3 Рекомендации по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами календаря природы 25
Выводы по второй главе 31
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение 39


Актуальность исследования. Согласно ФГОС ДО, одной из задач ДОУ является формирование мыслительных операций детей. От того насколько дошкольник будет владеть приёмами умственных операций, будет зависеть его будущее обучение в школе. Одним из методов развития логического мышления старших дошкольников является наблюдение за сезонными изменениями в природе с помощью календаря природы.
Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в методике обучения дошкольников не утратил своей актуальности, а, наоборот, приобрел все новые черты и является в настоящее время обязательным. При формировании умения наблюдать у дошкольников формируется наблюдательность – умения видеть, помечать, объяснять явления природы – Г.Р. Шайдуллина [32] и др. В старшем дошкольном возрасте непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность дошкольников, развивает наблюдательность, внимание, логическое и другие виды мышления, эстетические чувства.
В старшем дошкольном возрасте активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, что позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, с помощью образного описания дошкольник может представить то, что никогда не видел. Ребенок учится рассуждать, создавать образы, что является свидетельством формирования наглядно-образного мышления. Наиболее эффективно развивается логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными явлениями. Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность – создание календарей природы. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.
Цель исследования – изучить особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством календаря природы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить условия применения календарей природы в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать в экспериментальном исследовании возможности использования календарей природы в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: организация наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе посредством моделирования календаря природы способствует развитию логического мышления.
Объект исследования – логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством календаря природы.
Методы исследования. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение за старшими дошкольниками, тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Серебряковой и др. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Соколов определили сущность понятия логического мышления. В работах О.Л. Князев, И.М. Пушкаревой и др. раскрыты основные этапы развития логического мышления в дошкольном возрасте. А.С. Курбатовой, С.Н. Николаевой, О.А. Стешиной определены условия моделирования календарей природы в старшей возрастной группе детей в условиях ДОУ. А.И. Иванова, М.М. Ушакова и др. проанализировали возможности использования календарей природы в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие логического мышления ребенка – обязательный процесс в формировании личности. Он может протекать независимо и интуитивно (без стимулирования со стороны взрослых) и целенаправленно (с помощью игр и упражнений). В первом случае база навыков, скорее всего, будет беднее, при первых самостоятельных решениях ребенок будет испытывать стресс. Во втором случае малыш сможет сам решать бытовые задачи, устанавливать контакты с окружающим миром без дискомфорта.
Для развития старших дошкольников значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе. Проводя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определённые логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы в плане умственного воспитания также имеет большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это даёт возможность обобщённо познавать явления, способствует развитию логического мышления.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что у старших дошкольников как экспериментальной, так и контрольной групп логическое мышление развито в основном на среднем и низком уровнях. В качестве рекомендаций по развитию логического мышления старших дошкольников была предложена работа по наблюдению за сезонными изменениями в природе с помощью календаря природы.
Итак, в ходе проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Андрющенко, О. А. Технология формирования системы знаний о сезонных явлениях природы ХМАО у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. А. Андрющенко. – Нижневартовск, 2014. – 45 с.
2. Афонина, Ю. В. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников [Текст] / Ю. В. Афонина, Т. Г. Ханова // Перспективы образования и науки. – 2017. – №6(30). – С. 66-69.
3. Бичева, И. Б. Безопасность образовательной среды» как категория современного профессионально-педагогического знания [Текст] / И. Б. Бичева // Вестник Мининского университета. – 2017. – №1(18). – С. 8.
4. Бывшева, М. В. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве [Текст] / М. В. Бывшева // Вестник Мининского университета. –2016. – №3(16). – С. 22.
5. Вахрушева, Л.Н. Развитие механизмов мышления у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Вахрушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С. 7–11.
6. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. – Москва : АСТ, 2015. – 352 с.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2012. – 812 с.
8. Зарипова, А. А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду [Текст] / А. А. Зарипова // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 7. – С. 43- 48.
9. Зебзеева, В. А. Построение системы экологического образования детей дошкольного возраста на системно-деятельностной основе : принципы, этапы, технология [Текст] / В. А. Зебзеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 133-141.
10. Зебзеева, В. А. Использование моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста [Текст] / В. А. Зебзеева // Современное образование. – 2017. – №4. – С. 76-84.
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. [Текст] / И. А. Зимняя – Москва : Издательская корпорация «Логос», 2016. – 384 с.
12. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – Москва : Экзамен, 2014. – 234 с.
13. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений [Текст] / А. И. Иванова. – Москва : Сфера, 2008. – 240 с.
14. Илаграева, О. А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : уч. пос. для пед. ВУЗов [Текст] / О. А. Илаграева, Е. В. Родина, Н. А. Стародубцева; под ред. Л. Г. Нисканен. – Москва : Академия, 2016. – 201 с.
15. Кабулова, А. М. Проектирование образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / А. М. Кабулова // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 112-115
16. Карташова, В. А. Теоретические основы формирования отношения детей к природе [Текст] / В. А. Карташова // Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития: материалы V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 3 июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – №2(5). – С. 82-83.
17. Князева, О. Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О. Л. Князева // Вопросы психологии. – 2017. – №5. – С. 86–93.
18. Курбатова, А. С. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие старших дошкольников [Текст] / А. С. Курбатова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №6. – С. 407.
19. Курбатова, А. С. Роль начальной школы в развитии экологической культуры [Текст] / А. С. Курбатова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №57-4. – С. 78-86.
20. Миронов, А. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности [Текст] / А. Миронов. – Волгоград : Учитель, 2016. – 216 с.
21. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада [Текст] / С. Н. Николаева. – Москва : Мозаика-Синтез, 2016. – 200 с.
22. Пушкарева, И. М. Методы развития наглядно-образного мышление у детей дошкольного возраста [Текст] / И.М. Пушкарева // Дошкольное воспитание. – 2015. – №4. – С. 85-88.
23. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. Программа по экологическому образованию дошкольников [Текст] / Н. А. Рыжова. – Москва : Линка-Пресс, 2017. – 224 с.
24. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2013. – 588 с.
25. Серебрякова, Т. А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Серебрякова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.
26. Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление [Текст] / А. Н. Соколов. – Москва : АСТ, 2014. – 415 с.
27. Стешина, О. А. Особенности начального этапа экологического образования детей [Текст] / О. А. Стешина // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы II Международной научно-практической конференции. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 226-228.
28. Терентьева, Л. И. Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников [Текст] / Л. И. Терентьева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №1(53). – С. 46-53.
29. Ушакова, М. М. По страницам экологического календаря. сб. метод. материалов для педагогов [Текст] / М. М. Ушакова. – Нижний Новгород : Дронт, 2012. – 59 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 50 с.
31. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя : сюжетно-дидактические игры для дошкольников [Текст] / А. М. Федотова. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
32. Шайдуллина, Г. Р. Организация эколого-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Г. Р. Шайдуллина // Образовательная среда сегодня : стратегии развития: материалы Международной научно-практической конференции. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2013. – С. 113-115.
33. Яшкина, Р. И. Развитое мышление как условие готовности старшего дошкольника к обучения в школе [Текст] / Р. И. Яшкина // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 41-45.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ