Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовые режимы и муниципальные предприятия в структуре муниципальной собственности

Работа №3729

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы73 стр.
Год сдачи2008
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1081
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение 3
1. Понятие, сущность и состав муниципальной собственности 8
1.1. Понятие и назначение муниципальной собственности 8
1.2. Муниципальная собственность: структура, способы формирования 13
2. Правовые режимы и муниципальные предприятия в структуре муниципальной собственности 23
2.1. Правовые режимы использования муниципальной собственности 23
2.2. Муниципальные предприятия в структуре муниципальной собственности 25
3. Управление муниципальной собственностью (на примере муниципального образования г. Владивостока) 32
3.1. Практика управления муниципальным имуществом 32
3.2. Муниципальная политика в отношении муниципального имущества 52
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 69
Приложения 73


Введение
Отношения собственности изначально являлись источником экономической мощи любой политической власти. Определив местное самоуправление как организационно обособленную от государства форму народовластия, государство тем самым автоматически признало необходимость соответствующих экономических отношений и на муниципальном уровне, а потому наделило муниципальные образования правом собственности в отношении определенной категории имущества.
Гражданский кодекс Российской Федерации законодательно закрепил это право и установил, что “имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью” (ст. 215, п. 1). Содержание права собственности раскрывает ст. 209 ГК РФ, в п. 1 которой устанавливается: “Собственнику принадлежат права пользования и распоряжения своим имуществом”.
На основании этого можно сделать вывод, что под муниципальной собственностью подразумевается имущество, в отношении которого муниципальное образование обладает правами владения, пользования и распоряжения.
Таким образом, понятия «муниципальное имущество» и «муниципальная собственность» рассматриваются как идентичные. Из этого мы и будем исходить, характеризуя данную проблему.
Прежде всего, рассмотрим ключевые понятия, заложенные в характеристике муниципального имущества.
Владение - начальная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности.
Пользование - отношения собственности, означающие применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по желанию и усмотрению пользователя.
Распоряжение - наиболее всеобъемлющий, высший способ реализации отношений собственности в соответствии с его назначением, дающий субъекту собственности право и возможность поступать по отношению к объекту по своему усмотрению и использовать его любым желаемым образом, вплоть до передачи другому объекту, преобразования в другой объект и даже ликвидации.
Управление - это способ, посредством которого субъект (в данном случае - муниципалитет) воздействует на объект (различные виды имущества).
Муниципальная собственность - новый экономический институт, неизвестный местным Советам - предшественникам нынешних оргаов местного самоуправления. Прежде местные Советы распоряжались частью выделенной государственной собственности. Распоряжение объектами, “переданными на их баланс”, было существенно ограничено именно потому, что они являлись собственностью не местных Советов, а всего государства в целом, которое одно в лице своих центральных органов обладало правом владения, пользования и распоряжения ими и в любой момент могло передать с баланса местных советов на баланс республиканского или центрального государственного органа.
Практически собственность на местном уровне начала формироваться в 1999-2001 годах, когда самого понятия ее еще не было. В основном муниципальная собственность складывалась из объектов, находившихся на балансе местных Советов, и передачи в ведение городов и районов, объектов социальной сферы и жилья, находившихся в ведении предприятий и организаций, не подчиненным местным Советам. Муниципальный фонд социальных объектов за счет этой передачи вырос по данным Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы на 65 %, а в отдельных городах России в десятки раз.1 Одновременно с этим возникли проблемы функционирования переданных в муниципальную собственность объектов, что привело к кардинальным изменениям в направлениях и объемах финансовых потоков между бюджетами разных уровней.
Начало процесса формирования муниципальной собственности начался после принятия Закона РСФСР “О местном самоуправлении РСФСР” от 6 июня 1991 года. В конце 1991 года Верховным Советом Российской Федерации было принято постановление “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”.
Наиболее полно состав муниципального имущества перечисляется в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других нормативных актах центральных и местных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Местное самоуправление в России находится в стадии становления. В этой связи многие проблемы его становления и развития требуют своего дальнейшего развития. Среди таких проблем - использование муниципальной собственности и муниципального имущества как основ муниципального образования. Без муниципальной собственности местное самоуправление просто немыслимо. Поэтому теоретические исследования и практические результаты работы в этой сфере имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего движения России по пути демократических преобразований и рыночных реформ. Этим определяется актуальность выбранной темы и направленность данной работы.
Целью исследования является анализ современного состояния и тенденций развития формирования и использования муниципальной собственности.
Эту большую и сложную проблему автор попытался решить с помощью аналитического метода, т. е. метода, основанного на изучении теории и практики деятельности муниципальных образований по эффективному использованию муниципальной собственности.
Достижению поставленной цели являются задачи:
1) определение сущности муниципальной собственности,
2) изучение назначения и структуры муниципальной собственности,
3) раскрытие роли и значения муниципальных предприятий как основных звеньев муниципальной собственности, исследовании конкретных форм и методов управления муниципальной собственностью на примере муниципального образования город Владивосток.
Для решения этой задачи автором использован обширный круг официальных документов, литературные источников. Среди официальных источников следует отметить, в первую очередь, Конституцию Российской Федерации (Ст. 8, 2.2, 7; Ст. 9, 2.2; Ст. 130, 2.1) Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1 и 2), нормативные акты государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Они дают и развивают законодательную основу формирования муниципальной собственности и управления ею.
Этим проблемам посвящено большое количество литературы. Каждый из авторов (или коллективов авторов) рассматривает проблему управления муниципальной собственностью или в комплексе, или с различных точек зрения. Так, Алимурзаев Г., Коюшкин Е. И., Игнатова В. Н. В своих работах рассматривают проблемы приватизации, механизм хозяйствования в муниципальных предприятиях.
Правовая основа муниципального имущества рассмотрена в работах Постового Н. В., Семенова Е., Степанова В., Уварова А.
Дипломная работа состоит из Введения, в котором рассмотрена актуальность проблемы, основной части, в которую включены две главы, раскрывающие понятие, сущность, состав муниципальной собственности, а также вопросы и проблемы управления муниципальной собственностью на примере муниципального образования г. Владивосток.
Работу завершают заключение и список использованной литературы и источников.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение
Исследование проблемы управления и распоряжения муниципальной собственностью занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления, является материальной основой исполнения функций, возложенных на органы местного самоуправления, финансовой базой этих органов и от нее непосредственно зависит эффективная работа органов местного самоуправления, а также умелое руководство начальников, которые, ориентируясь на нее и составляют планы работы органов и издают распоряжения.
Подводя итог работы, следует отметить основные полученные результаты.
Во-первых, были рассмотрены формы собственности, определенные Конституцией РФ, состав муниципальной собственности, общие вопросы приватизации и способы приватизации муниципальной собственности.
Во-вторых, были выявлены особенности управления и распоряжения муниципальной собственностью, определены границы распоряжения муниципальным имуществом и границы муниципальной экономической деятельности. Рассмотрены структура собственности и систему управления ею, организационно-правовые формы предприятий с участием м Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что само понятие муниципальной собственности, данное в юридических документах, нуждается в дальнейшем уточнении. В частности, необходимо, на наш взгляд, указать роль и место муниципального имущества в системе, его значение для деятельности муниципальных образований.
В-третьих, были определены способы формирования муниципальной собственности, особенности инвентаризации и регистрации, структура системы управления муниципальной собственности в г. Владивостоке, выявлены права, обязанности, основные функции и объекты управления.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Нуждается в дальнейшем уточнении само понятие муниципальной собственности, данное в юридических документах. . В частности, необходимо, на наш взгляд, указать роль и место муниципального имущества в системе государства, его значение для деятельности муниципальных образований.
2. Предоставляя широкие возможности для использования муниципалитетами своих прав собственника в распоряжении муниципальным имуществом, законодательным органам в тоже время, на наш взгляд, следовало бы более четко определить правовой режим использования муниципальной собственности, особенно в части его аренды и приватизации.
3. Практика показывает, что значительную роль в становлении и развитии муниципальных образований призваны сыграть муниципальные предприятия. Особенно велика эта роль для наполнения бюджета муниципалитетов. В этой связи встает остро вопрос об повышении эффективности деятельности унитарных предприятий, их способности вести работу таким образом, чтобы как можно больше увеличивать доходную часть муниципального бюджета.
3. Процесс формирования муниципальной собственности - чрезвычайно важное направление в деятельности муниципалитетов. Оно в решающей степени определяется политикой государства в этой сфере, правильным разграничением государственной и муниципальной собственности. По-видимому, было бы правильны создать такую законодательно-нормативную базу, которая способствовала бы развитию и укреплению местного самоуправления.
4. Органы местного самоуправления имеют в своем распоряжении достаточно мощные организационно-правовые структуры, позволяющие им с достаточной эффективностью распоряжаться муниципальным имуществом. По-видимому, было бы правильным наладить работу этих структур таким образом, чтобы их деятельность была более прозрачной, более понятной для населения и тем самым способствовала вовлечению жителей муниципальных образований в процесс демократизации управления данным сообществом и государством в целом.
5. Нуждается в дальнейшем совершенствовании. и муниципальная политика в отношении муниципального имущества Она должна быть направлена на повышение эффективности использования муниципального имущества в целях улучшения жизни населения муниципального образования. Муниципальная собственность, ее хозяйское , рачительное использование должна сыграть решающую роль в повышении благосостояния населения муниципального образования.
Названные в работе наиболее важные, на наш взгляд, проблемы, возникающие в процессе распоряжения и управления муниципальным имуществом, естественно, не исчерпывают весь круг рассматриваемой темы. Этих проблем, разумеется, гораздо больше. Некоторые из них уже решены, другие находятся в стадии решения (например, система ЖКХ), третьи ждут своего решения. Следует отметить, что от решения этих и ряда других проблем зависит эффективное функционирование всей системы местного самоуправления - ведь такое функционирование возможно (и об этом свидетельствует мировой опыт) лишь в условиях, когда муниципальные образования имеют прочную материальную базу, которую и составляет муниципальная собственность. В умелом, рациональном ее использовании и заключается главная задача муниципалитетов. Они не должны ждать, пока все проблемы будут решены «вверху», прямая обязанность и долг органов местного самоуправления - сделать все для того, чтобы муниципальное имущество работало с должной отдачей, на благо жителей муниципальных образований.



Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации - М.: Проспект, 2001.
2. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Собрание законодательства Российской Федерации, 2005.
3. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Собрание законодательства Российской Федерации, 2006.
4.Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 2005 года с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 22.04 2006 № 38-ФЗ и от 26.11 2006 № 141-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2005 - № 35; 2006 - № 17; 2006 - № 49.
5.Федеральный Закон от 14.05. 2002 г. № 229 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». – М.: Ось, 2002. 30 с.
6. Гражданский кодекс РФ. Ч. 11. - М.: Норма, 2002.
7.Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года.
8. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Федеральный закон от 14. 10. 2002 г. №229.
9. Закон «О собственности в РСФСР». Собрание законодательства РФ, 1996.
10. Закон “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”. Собрание законодательства РФ, 1996.
11. Собрание законодательства Российской Федерации, 2007. №30.
12. Постановление Верховного Совета РФ от 11.06.92 № 2980-1, Указ Президента РФ от 29.01.92 № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». В ред. Указов Президента РФ от 11 ноября 1992 года.
13. Указ Президента РФ от 01.07.92 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений предприятий в акционерные общества». В ред. Указов Президента РФ от 31 декабря 1992 года.
14. Положение об управлении муниципальной собственностью г. Владивостока. – Владивосток, 2000.
15. Устав муниципального образования г. Владивостока.
16. Алимурзаев Г. Местное самоуправление и местные финансы: модель муниципальной общины// РЭЖ, 2008, №5.
17. Ахмедуев А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий// Экономист, 2006, №10.
18. Васильев В. И. Местное самоуправление. – М., 2006. 351 с.
19. Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. - М., 2006. - 480 с.
20. Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. - М., 2008. 127 С.
21. Гладышев А. Г., Иванов В.Н., Мельников С. В., Патрушев В. И. 27. Основы современного муниципального управления. – М., 2009. 198 с.
22. Голованов В. И. Управление устойчивым развитием района в городе. - М., 2009. 223 с.
23. Государственные и территориальные финансы. – Калининград, 2009. 368 с.
24. Демьяненко А. Н., Обушенков А. П. Муниципальное управление. Хабаровск, 2008. 146 с.
25. Емельянов Н. А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. - М., 2007. 340 с.
26. Зуев В. М. Законодательная основа местных финансов. - Томский сход, 2008, №5-6.
27. Иванова В. Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики. – СПб, 2008. 265 с.
28. Игнатов В. Г., Рудой В.В. Местное самоуправление в современной России. – Ростов н/д: Феникс, 2009. 411с.
29. Игнатова Т. В. Приватизация и развитие российского предпринимательства. - Ростов н/д: Феникс, 2007. 140 с.
30. Коюшин Е. И. О праве муниципальной собственности. - Журнал Российского права 2007, №9.
31. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2007. 432 с.
32. Львов Н. В., Трунов С. А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований. – М., 2008. 213 с.
33. Местное самоуправление: учебное и научно-практическое пособие. - М.,2009.
34. Муниципальный менеджмент / Морозова Т. Г., Победина М. П. и др. // Под ред. Морозовой Т. Г. – М., 2007. 263 с.
35. Муниципальный финансовый менеджмент. Опыт построения отечественной модели. – М., 2009. 132 с.
36. Плевако С. М. Об эффективности местного самоуправления // Муниципальный мир. 2009. №3.
37. Поляков А. Муниципальной собственности - законодательное признание//Российские регионы (местное самоуправление, 2008.
38. Постовой Н. В. Муниципальное право России. - М.: Новый юрист, 2008. 350 с..
39. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления. – Ростов н/Д, 2007. 720 с.
41. Ревенко Л. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: от концепции до реализации. – Восточноевропейское обозрение, 2005, №3.
42. Семенова Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления.// Экономист, 2007, № 5. С. 45-48.
43. Создание муниципальных предприятий и контроль за их деятельностью. Сб. материалов и статей./ Под ред. Э. Маркварта. Обнинск, 2008. 44 с.
44. Уваров А. О правовых основах создания и управления муниципальной собственностью //Хозяйство и право. 2008. №11. С. 40 – 4
45. Филиппов Ю. В. Основы развития местного хозяйства.. М.: Дело, 2008. 264 с.
46. Холлис Г., Плокер К. На пути к демократической централизацию. - М., 2009.
47. Ясюнас В. А. Основы местного самоуправления. М., 2008. С. 223.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ