ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА 9
1.1 Проблемы эстетического развития в образовательном процессе 9
1.2 Педагогическое руководство эстетическим самовоспитанием студентов 18
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ИНФОРМАТИКИ 33
2.1 Проектирование условий эстетического развития студентов 33
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
эстетической культуры при изучении информатики 43
Выводы по 2 главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность темы исследования. Разработки новых педагогических технологий, улучшения системы управления социокультурной средой образования в настоящее время требуют глубокого осмысления вопросов воспитания, обучения специалистов нового времени, выявления и внедрения механизмов развития общих и специальных способностей студентов, их профессиональных качеств.
Средне-специальное учебное заведение является социальным институтом, который приобщает всех без исключения студентов к искусству через предметы эстетического цикла, выступает одним из важных звеньев в системе развития художественного вкуса.
В то же время, уровень профессионализма и качественные характеристики современного педагога: эстетическая культура, эстетический и художественный вкус, - не всегда отвечают потребностям современного общества, требованиям образовательного учреждения.
Требования к качеству художественного воспитания студентов заметно возрастают и уже не могут быть удовлетворены только стремлениями и силами преподавателей не только художественного направления. Современное общество требует активной деятельности всех преподавателей, независимо от профиля преподаваемых дисциплин. Наличие достаточной компетентности в разных видах искусства и умение использовать художественно-эстетические знания в практических эстетико-воспитательных ситуациях, не является делом только талантливых в художественном плане преподавателей.
Таким образом, в педагогической деятельности неотъемлемым требованием ко всем педагогам является наличие способности к преломлению личностных эстетических качеств.
Степень разработанности проблемы исследования: проблемы воспитания художественного вкуса личности являлись предметом
исследования многих наук: эстетика, философия, искусствоведения, психология, социология, педагогика.
Эстетическая культура личности во многом зависит от форм и методов, способствующих целенаправленному развитию отношения человека к окружающему миру. Особое место в этой области занимают работы выдающихся педагогов А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Б.Т.Лихачева, С.Т.Шацкого.
Ряд исследований посвящен проблеме формирования эстетической культуры учащихся начального профессионального (Т.М.Мальгина, С.В.Масловская, И.Я.Неволина, Н.Н.Румянцева) и школьного (Т.В.Карнажицкая, Н.Р.Макарова) образования. Вместе с тем вопросы эстетического развития студентов среднего профессионального образования учреждений технической направленности до настоящего времени еще не стали предметом специального научно-педагогического исследования.
Формируя эстетические качества студента, мы воспитываем не только и не столько эрудита или грамотного потребителя искусства, но, прежде всего творческого человека, активность которого проявится и в сфере труда, и в сфере досуга, и в общении с другими людьми.
Заметная роль в эстетическом воспитании личности принадлежит компьютерным технологиям как учебной дисциплине и как одной из подсистем целостного педагогического процесса.
Суть эстетического воспитания состоит в формировании у воспитуемых системы эстетических взглядов, отношений и качеств, необходимых как для восприятия эстетических ценностей общества, так и для деятельности по законам красоты во всех видах и сферах человеческой деятельности путем воздействия на эстетические качества студентов, в том числе средствами компьютерной графики. Эстетическое воспитание - своего рода генератор самовоспитания и самореализации, ибо в процессе его совершенствуется личность воспитуемого.
Однако научные исследования, посвященные эстетическому воспитанию студентов посредством современных информационных технологий, малочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения этой проблемы.
Воспитание вкуса является составной частью эстетического воспитания. Формирование и развитие вкуса происходит под общим воздействием системы искусств в целом: театром, живописью, литературой, кино, прикладными художественными формами, музыкой, так и всем эстетически организованным окружением человека.
Научно разрешить её можно в случае, если рассмотреть вкус не только как способность к созерцанию, а как способность к активному творчеству, которое само стимулирует себя. В своих работах на это указывают О.А. Куревина, Е.П. Крупник, М.Н. Скаткин, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А.А. Люблинская, Н.Д. Мордовская.
Существуют разные сферы, которые развивают вкус человека, мы придаем главное значение искусству как одному из могучих средств эстетического воспитания человека.
Из средств, которые влияют на воспитание вкуса, наиболее эффективными являются визуальные объекты.
Отличительной особенностью искусства является широкое воздействие изобразительных форм на воспитание художественного вкуса студентов. Таким образом, целесообразно обратиться к исследованиям, посвященным данному понятию.
В педагогической литературе рассматривались только отдельные аспекты использования различных видов изобразительного искусства.
Мало исследованным остается вопрос интегрированной роли произведений изобразительного искусства в развитии художественного вкуса обучающихся.
Анализируя состояние изученности вопроса воспитания художественного вкуса студентов ссуза технического профиля, можно констатировать, что разные авторы в своих исследованиях затрагивают исключительно общие аспекты эстетического воспитания.
Процесс воспитания компонентов художественного вкуса будущих преподавателей является недостаточно раскрытым и изученным. Мало исследован и вопрос критериев оценки уровней развития художественного вкуса как способности личности, его структуры и функционирования в профессиональной педагогической подготовке преподавателя, специальных методик его изучения и развития.
Таким образом, анализ научной литературы и практики среднего образования показывают, что проблема воспитания художественного вкуса студентов ссуза технического профиля недостаточно исследована, особенно с точки зрения применения для ее решения средств изобразительного искусства.
Следовательно, актуальность исследования определена наличием противоречия между необходимостью воспитания художественного вкуса у студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью обозначенной проблемы в теории и практике высшего педагогического образования.
Противоречия обусловлены несоответствием между:
- потребностью современного общества в учителе, обладающем сформированным художественным вкусом, который способен эффективно осуществлять эстетическое воспитание учащихся, и недостаточностью условий и средств в системе профессиональной подготовки студентов колледжа для воспитания данного качества;
- возможностями средств изобразительного искусства в воспитании художественного вкуса студентов и их использованием в процессе профессиональной подготовки будущих учителей.
С учетом этого была сформулирована проблема исследования, которая заключается в раскрытии сущности, структуры и психолого- педагогических предпосылок воспитания художественного вкуса у студентов и условий успешности данного процесса.
Актуальность исследуемой проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования.
Объект исследования: процесс развития эстетической культуры у студентов колледжа технологии и дизайна при изучении информатики.
Предмет исследования: возможности развития эстетической культуры студентов колледжа технологии и дизайна при изучении информатики.
Цель исследования: изучить процесс развития эстетической культуры у студентов колледжа технологии и дизайна при изучении информатики.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы эстетического развития студентов
2. Спроектировать занятие по информатике, направленное на развитие эстетической культуры студентов, разработать план занятия
3. Выяснить особенности эстетической культуры студентов в ходе изучения информатики
База исследования. ГАПОУ «Казанский колледж технологии и дизайна». Эксперимент проводился со студентами 1 курса (база 9 классов) специальности 09.02.04 «Информационные системы» (по отраслям) для исследования эстетического развития студентов технологического колледжа. За два года в эксперименте приняли участие сорок девять студентов.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2017 по 2019 годы в три взаимосвязанных этапа:
На первом этапе (2017г.) выбиралась тема для разработки проекта, определялись цели, ставились задачи и пути их решения. Проводился анализ научной литературы по проблеме эстетического развития, сбор материала, а также проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента.
Применяемые методы: теоретический разбор литературы и анализ эмпирических данных.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе (2018-2019гг.) уточнялись гипотеза, направление деятельности, содержание исследования и проводилась апробация методики. Применяемые методы: изучение педагогического опыта, диагностика возрастной психологии, тестирование, эксперимент.
На третьем этапе (2019г.) осуществлялось обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, рефлексия полученных результатов и формулировка выводов. Оформление текста диссертации. Для этого проводился анализ практической деятельности, рассматривались результаты в экспериментальной и контрольной группах.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его целям и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Эстетика — это наука о прекрасном. А эстетическое воспитание, в свою очередь, это воспитание способности воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и окружающей действительности, формирование чувств в области прекрасного.
Эстетика тесно связана с искусством, с художественным отражением реальности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное и творить его.
Сущность эстетического воспитания - это организация различной художественно-эстетической деятельности воспитанников, которая направлена на: развитие способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни; выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов; развитие творческих задатков и способностей в искусстве.
Развитие российской образовательной системы происходит в сложной ситуации. На образовательные учреждения воздействие оказывают различные неблагоприятные факторы.
Основными из них являются: социальная и экономическая нестабильная ситуация в обществе; криз в экономике и дефицит финансовых средств; требующая существенных доработок правовая база в сфере образования.
Недостаточное финансирование одна из основных причин возникновения кризисных ситуаций в области образования. Не все положения законодательства в области образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти. Это создает сложности в исполнении определенных положений.
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития обучающихся в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Цель проекта: способствовать воспитанию художественно эстетической культуры учащихся, посредством формирования эстетического пространства в колледже.
Тема занятия: Создание фрагмента сайта
Цели и задачи занятия:
• Обучающая (когнитивная) цель: закрепление умений и навыков создания сайтов в редакторе визуального веб-конструирования (создание в редакторе FrontPage фрагмента сайта из нескольких станиц, оформление сайта, использование таблиц для структурирования информации на вебстранице, вставка изображений, использование внутренних, внешних, внутристраничных гиперссылок, просмотр фрагмента сайта в браузере).
• Задачи личностного развития: создавать условия для формирования умения структурировать информацию, содействовать формированию представлений о веб-конструировании как области профессионального самоопределения;
• Задачи здоровье сбережения: создавать условия, не наносящие ущерба здоровью учащихся.
В результате констатирующего эксперимента были условно выделены уровни развития познавательного интереса эстетической культуры студентов.
Занятие продемонстрировало заинтересованность в разрешении сложного вопроса, стремление студентов разобраться в его проблематике, а также тягу к общению друг с другом.
Данное занятие также помогло преподавателю в определении уровня культуры групп и отдельных студентов.
1. Андреев А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. 113 с.
2. Андреев А. А., Рубин Ю. Б. Титарев Л. Г. Кафедра в системе открытого образования // Материалы конференции «Образование в информационную эпоху». М.: МЭСИ. 2001. 100 с.
3. Борытко Н. М. Педагогика : учебник для студентов пед. спец. ов : в 2 ч. / А. М. Байбаков, Н. М. Борытко, И. А. Соловцова. — Волгоград : Оптим, 2007. — Ч. 1 — 256 с.
4. Борытко Н. М. Методология психолого-педагогических
исследований : учебник для магистрантов и студ. пед. ов / Н. М. Борытко, А.
В. Моложавенко, И. А. Соловцова. — Волгоград : ВГИПК РО, 2006. — 250 с.
5. Волков Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — Москва : Искусство, 1977. — 265 с.
6. Вопросы теории эстетического воспитания // Под ред. Г. З. Апресяна. М.: МГУ. 1970. 141 с.
7. Гура В. В., Дикарев С. Б. Технологические аспекты педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов: отчет РОЦ НИТ за 2002 год // Таганрогский государственный радиотехнический университет. [электронный ресурс] - Режим доступа. www.tsure.ru/rcnit/otchet/2002.pdf
8. Забавникова Т. Ю. Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики // Дис. кандидата пед. наук. Тамбов. 2005. 245 с.
9. Золкин А. Л. Эстетика : учебник для студентов ов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А. Л. Золкин. — Москва : Юнити-Дана, 2009. — 447 с.
10. Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе // Автореферат дис. канд. пед. наук. М. 2002. 22 с.
11. Кант И. Критика практического разума / И. Кант. — Санкт- Петербург : Издательство В. И. Яковенко. — 1908. — 167 с.
12. Кибрик Е. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве [Электронный ресурс] / Е. Кибрик, 1967. — Режим доступа : http: //royallib .com.
13. Кикеева С. А. Формирование эстетического вкуса у учащихся начальный классов этнокультурно ориентированной школы. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: РГБ. 2005. 155 с.
14. Коган Л. Н. Художественный вкус опыт конкретно социологического исследования. М.: Мысль. 1966. 213 с.
15. Курова Н. Н. Информационная среда образовательного учреждения как управленческий ресурс современного руководителя школы // Конференция «Информационные технологии в образовании [электронный ресурс] - Режим доступа. http://www.ito.su
16. Лузина Л. М. Человек в проблемном поле воспитания : монография / Л. М. Лузина. — Псков : ПГПУ, 2008. — 288 с.
17. Сериков В. В. Общая педагогика : избр. лекции / В. В. Сериков. — Волгоград : Перемена, 2004. — 278 с.
18. Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. М.: Искусство. 1972. 234 c.
19. Телегей В. Г. Формирование эстетического отношения будущих дизайнеров к профессии в процессе овского обучения. Дис. канд. пед. наук: 13.0. 08. Краснодар. 2006. 153 с.
20. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х то-мах. М: Педагогика. 1974. 584 с.
21. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. — 2012. — № 1. — С. 3—16.
22. Шорохов Е. В. Основы композиции : учеб. пособие для студентов пед. институтов / Е. В. Шорохов. — Москва : Просвещение, 1979. — 303 с.