ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИИ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Елава Е Теоретические основы формирования художественно-графических умений учащихся в общеобразовательной школе 9
1.1 Понятие художественно-графических умений, их сущность и содержание 9
Е2 Психолого-педагогические особенности формирования художественно-графических умений в школе 17
1.3 Формирование художественно-графических умений на уроках технологии 26
Выводы по первой главе 36
Елава 2. Разработка и апробация методического обеспечения по формированию художественно-графических умений на уроках технологии в общеобразовательной школе 38
2.1 Разработка модели формирования художественно-графических умений учащихся пятых классов на уроках технологи 38
2.2 Методические рекомендации по внедрению технологической модели в образовательную практику 47
2.3 Организация и результаты экспериментальной работы по проверке
методического обеспечения формирование художественно-графических умений учащихся пятых классов на уроках технологии 58
Выводы по второй главе 71
Заключение 73
Елава Е Теоретические основы формирования художественно-графических умений учащихся в общеобразовательной школе 9
1.1 Понятие художественно-графических умений, их сущность и содержание 9
Е2 Психолого-педагогические особенности формирования художественно-графических умений в школе 17
1.3 Формирование художественно-графических умений на уроках технологии 26
Выводы по первой главе 36
Елава 2. Разработка и апробация методического обеспечения по формированию художественно-графических умений на уроках технологии в общеобразовательной школе 38
2.1 Разработка модели формирования художественно-графических умений учащихся пятых классов на уроках технологи 38
2.2 Методические рекомендации по внедрению технологической модели в образовательную практику 47
2.3 Организация и результаты экспериментальной работы по проверке
методического обеспечения формирование художественно-графических умений учащихся пятых классов на уроках технологии 58
Выводы по второй главе 71
Заключение 73
Актуальность исследования. В настоящее время в образовательной среде меняются образовательные ориентиры, которые помогают полноценному развить культурно-личностные качеств.
Только в хороню организованный школе ребенок может развиваться всесторонне, постигая самостоятельно основы наук и искусства с помощью современных образовательных технологий.
В рамках деятельности ФЕОС ООО в системе общего образования ставятся задачи по предмету «технология»: формирование у учеников трудовой и технической культуры, предмета технических знаний и навыков, трудового образования, личностного воспитания граждан.
Содержание технологического образования в соответствии с новым стандартом обеспечивает учеников научными материалами в следующих сферах образования: техническая культура; универсальные технологии современного производства; эстетическая культура труда; получение, обработка, а также хранение и использование информации; декоративно- прикладное искусство, деятельность проектов; история, социальные перспективы и последствия технологического и технического развития.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в вышеперечисленных сферах образования важно владет высоко развитым художественным вкусом и художественно-графическими умениями.
Проблема, поднятая нами в данной работе, вытекает из необходимости создания педагогических условий для развития художественно-графических умений на уроках технологии. Эта задача ставится, прежде всего, перед педагогом кружковой работы, и побуждает к созданию новых педагогических технологий, которые позволили бы без затруднений развиваться каждому ученику, реализовывать свои творческие склонности, технологий, которые будут способствовать становлению его как полноценного члена общества [1, с. 34].
Анализируя теоретические материалы педагогической и методической науки в сфере искусств, нами было обнаружено что авторы проекта федерального стандарта по образовательной области искусства придерживаются следующего мнения: искусство помогает человеку
выработать ценностные ориентиры, человеческое мироотношение, ряд эмоционально ценностных представлений о связи природы и обществом, подготавливая человека к гармонизации ее отношения, самообразования и самосовершенствования.
Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что современная школа должна помогать ребенку самостоятельно развиваться и воспитывать себя как будущего гражданина своей страны и учиться быть носителем ее культурных и национальных ценностей.
Однако, для достижения вышесказанного, человеку следует овладеть языком искусства, чтобы уметь создавать художественные образы. Благодаря этому языку ему будет легче понять специфику художественной выразительности изобразительного искусства.
Для развития творческого потенциала учащихся в учебном процессе в современной педагогике появляются новые технологии, которые помогают детям усвоить не только теоретические знания, практические умения и навыки, в той или другой сфере деятельности, а также развить их отношение к трудовой деятельности [16 с. 161].
В современной педагогике опыт показывает нам, что задача развития художественно-графических умений учащихся является трудно реализуемой. Необходимо создавать специальные условия для каждого, чтобы он мог подойти к решению проблем с творческой стороны. Поэтому необходимо делать процесс обучения интересным, чтобы выбранные методы и формы обучения создавали условия включенности учащегося в учебный процесс [6, с.67].
Занятия на уроках технологии предоставляют широкие возможности для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, привносят большой вклад в их духовное становление и благоприятно влияет на личностный рост каждого школьника. Успешное овладение любым видом деятельности, в том числе художественным, определяется как содержанием обучения, так и методикой преподавания.
Это обусловлено тем, что появилась необходимость в поиске новых методов и приемов, которые в свою очередь будут способствовать развитию образных представлений, художественно-графических умений и творческому мышлению на уроках технологии.
Степень научной разработанности
Анализ научной литературы показывает, что проблемой формирования художественно-графических умений и осуществлением графической подготовки обучающихся занимались российские и зарубежные ученые, а именно: Б.Ф. Ломова, Ж. Пиаже, Н.Н. Ростовцева, М. Фростиг, Л.С. Выготского, А.В. Запорожного, Л. Тэдда, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой, а так же методисты по начальной школе М.Д. Бисенгалиева,
A. Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.Ф. Тесленко, П.Г. Сатьянова, Н.Ф. Четверухина.
Разработкой понятия и классификаций учебных умений и навыков, близких по смыслу к современному понятию «универсальных учебных действий» занимались многие педагоги и ученые, такие как: Ю.К. Бабанский,
B. Ф Паламарчук, С.Г Воровщиков, Д.В. Татьянченко, И.Э. Унт, А.В. Усова,
А.А. Бобров и др.
Различные психолого-педагогические аспекты проблемы формирования знаково-символической деятельности раскрыты в работах Л. Валлона, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Дж. Брунера, П.Я. Гальперина, М.В. Гамезо, Г.А.
Глотовой, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, А.З. Зака, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Ж.Пиаже, Н.Г. Салминой, Е.Е. Сапоговой, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина и других ученых.
Тема, связанная с формированием художественно-графических умений и навыков детей, близка многим российским и зарубежным педагогам и психологам (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. Тэдд, Н. П. Саккулина, Е.
А. Флерина, Т. С. Комарова и другие).
Актуальность и недостаточная научная разработанность позволили сформулировать противоречие, заключающееся в возможности преподавания урока технологии на качественно высоком уровне в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, развивая при этом художественно-графические умения, и отсутствием достаточно подробно и глубоко разработанных программ на данную тему.
Вышеописанное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования, которая звучит следующим образом: какие формы, методы и средства обучения способствуют эффективному формированию художественно-графических умений средних классов в общеобразовательной школе на уроках технологии?
Это обусловило выбор темы нашего исследования «Формирование художественно-графических умений учащихся пятых классов на уроках технологии в общеобразовательной школе».
Цель: рассмотреть особенности формирования художественно
графических умений у учащихся пятых классов на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Объект: подготовка учащихся средних классов на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Предмет: формирование художественно-графических умений у
учащихся пятых классов на уроках технологии, в соответствии с гендерной принадлежностью.
Гипотеза: успешность формирования художественно-графических умений у учащихся пятых классов на уроках технологии будет эффективным если:
- формирование когнитивного и операционно-практического компонентов художественно-графических умений у учащихся пятых классов в процессе обучения технологии должно будет основываться на общих приемах чтения и построения (преобразования) графических изображений.
- в основу методики формирования художественно-графических умений учащихся пятых классов, примененной нами в процессе опытно- экспериментальной работы, положен личностно-деятельностный подход и, в частности, теория поэтапного формирования умственных действий и психодиагностических методик.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие художественно-графических умений, их сущность и содержание.
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования художественно-графических умений в школе.
3. Сформировать художественно-графических умений на уроках технологии.
4. Разработать и апробировать модель формирования художественно-графических умений учащихся пятых классов на уроках технологии.
5. Экспериментально проверить сформированность художественно- графических умений учащихся пятых классов на уроках технологии.
Методологическая база исследования
Формированием художественно-графических умений и навыков детей: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. Тэдд, Н. П. Саккулина, Е. А. Флерина, Т. С. Комарова и другие.
УМК по предметной области Технология для основного общего и среднего (полного) общего образования: В.М. Казакевич, Г.А. Молевой, О.А Кожина., Е.Н. Кулакова, С.Э Маркуцкая., И.А. Сасова, М.Б Павлова., М.И. Гуревич, М.Б. Дж. Павлова, А.Ю. Шарутина, Н.В. Синица, П.С. Самородский,
В.Д. Симоненко, О.В. Яковенко.
Разработка понятия и классификацией учебных умений и навыков: Ю.К. Бабанский, В.Ф Паламарчук, С.Г Воровщиков, Д.В. Татьянченко, И.Э. Унт,
А.В. Усова А. А. Бобров и др.
Из федерального перечня учебников по технологии: Т.М. Геронимус, Н.М. Конышева, Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева, Н.А Малышева, Т.М. Рагозина, А.А. Гринева, О.В. Узорова, Е.А. Нефедова, М.В. Хохлова, Н.А. Семенович, Н.В. Матяттт.
Методы исследования: а) теоретические: анализ научной и методологической литературы (по педагогике, психологии, социологии), диссертационных исследований по проблеме касающейся художественно- графических умений, сравнение, обобщение; б) эмпирические: педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок; педагогический эксперимент; методы качественного и количественного анализа теоретического и экспериментального исследований (качественная и количественная оценка ответов обучающихся, анализ продуктов творческой, исследовательской деятельности учащихся; тестирование; в) математические методы обработки результатов.
Этапы исследования
На первом (аналитическом) этапе (2014-2016 гг.) проводилась аналитическая работа по исследуемой проблеме в философской, методологической и психолого-педагогической литературе; создавался научный аппарат исследования; разрабатывался план проведения опытно- экспериментальной работы по формированию художественно-графических умений учащихся средних классов общеобразовательной школы.
На втором (постановочно-констатирующем) этапе (2016-2017 гг.) - разрабатывалась педагогическая модель формирования художественно- графических умений учащихся средних классов общеобразовательной школы, проводился констатирующий эксперимент.
На третьем (формирующем) этапе (2017-2018 гг.) - педагогическая модель формирования художественно-графических умений учащихся средних классов общеобразовательной школы подверглась экспериментальной проверке.
На четвертом (итогово-обобщающем) этапе (2018-2019 гг.) - нами был систематизирован и обобщен полученный опыт экспериментальной проверки исследования, делались выводы; оформлялась текстовая и оформительская работа над исследованием; строилась перспектива дальнейшего исследования по проблеме формирования художественно- графических умений учащихся.
Опытно-экспериментальная база. С 2018 по 2019 гг. основной базой опытно-экспериментальной работы являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шушмабашская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан, руководителем которого является Шаймарданова Разиля Габделнуровна. Всего в исследовании приняло участие 42 учащихся и 3 педагога общеобразовательной школы.
Научная новизна: расширены представления о сущности художественно-графических умений и особенностях их формирования в средних классах в общеобразовательной школе с учетом психологических и физиологических особенностей развития учащегося.
Теоретическая значимость исследования:
Выявлены концептуальные основы развития художественно- графических умений учащихся пятых классов. Систематизированы и упорядочены теоретические и методологические материалы по теме художественно-графических умений. Составлен диагностический инструментарий для проверки знаний и умений учащихся средних классов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов исследования в практической деятельности педагогов урока технологии в школе, в возможности использования материалов в процессе профессиональной подготовки дизайнеров-педагогов урока технология, в системе повышения квалификации, а также в возможности применять отдельные диагностические инструменты при проведении мастер классов, кружковых работ или при осуществлении учебной деятельности в игровой форме как для большой группы учащихся, так и для малой группы, заинтересованных в улучшении своих умений в художественно-графической и творческой сфера.
Структура работы обусловлена логикой исследования, его целью и задачами, и состоит из введения, двух глав, которые состоят из трех параграфов и выводом после каждой главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Только в хороню организованный школе ребенок может развиваться всесторонне, постигая самостоятельно основы наук и искусства с помощью современных образовательных технологий.
В рамках деятельности ФЕОС ООО в системе общего образования ставятся задачи по предмету «технология»: формирование у учеников трудовой и технической культуры, предмета технических знаний и навыков, трудового образования, личностного воспитания граждан.
Содержание технологического образования в соответствии с новым стандартом обеспечивает учеников научными материалами в следующих сферах образования: техническая культура; универсальные технологии современного производства; эстетическая культура труда; получение, обработка, а также хранение и использование информации; декоративно- прикладное искусство, деятельность проектов; история, социальные перспективы и последствия технологического и технического развития.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в вышеперечисленных сферах образования важно владет высоко развитым художественным вкусом и художественно-графическими умениями.
Проблема, поднятая нами в данной работе, вытекает из необходимости создания педагогических условий для развития художественно-графических умений на уроках технологии. Эта задача ставится, прежде всего, перед педагогом кружковой работы, и побуждает к созданию новых педагогических технологий, которые позволили бы без затруднений развиваться каждому ученику, реализовывать свои творческие склонности, технологий, которые будут способствовать становлению его как полноценного члена общества [1, с. 34].
Анализируя теоретические материалы педагогической и методической науки в сфере искусств, нами было обнаружено что авторы проекта федерального стандарта по образовательной области искусства придерживаются следующего мнения: искусство помогает человеку
выработать ценностные ориентиры, человеческое мироотношение, ряд эмоционально ценностных представлений о связи природы и обществом, подготавливая человека к гармонизации ее отношения, самообразования и самосовершенствования.
Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что современная школа должна помогать ребенку самостоятельно развиваться и воспитывать себя как будущего гражданина своей страны и учиться быть носителем ее культурных и национальных ценностей.
Однако, для достижения вышесказанного, человеку следует овладеть языком искусства, чтобы уметь создавать художественные образы. Благодаря этому языку ему будет легче понять специфику художественной выразительности изобразительного искусства.
Для развития творческого потенциала учащихся в учебном процессе в современной педагогике появляются новые технологии, которые помогают детям усвоить не только теоретические знания, практические умения и навыки, в той или другой сфере деятельности, а также развить их отношение к трудовой деятельности [16 с. 161].
В современной педагогике опыт показывает нам, что задача развития художественно-графических умений учащихся является трудно реализуемой. Необходимо создавать специальные условия для каждого, чтобы он мог подойти к решению проблем с творческой стороны. Поэтому необходимо делать процесс обучения интересным, чтобы выбранные методы и формы обучения создавали условия включенности учащегося в учебный процесс [6, с.67].
Занятия на уроках технологии предоставляют широкие возможности для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, привносят большой вклад в их духовное становление и благоприятно влияет на личностный рост каждого школьника. Успешное овладение любым видом деятельности, в том числе художественным, определяется как содержанием обучения, так и методикой преподавания.
Это обусловлено тем, что появилась необходимость в поиске новых методов и приемов, которые в свою очередь будут способствовать развитию образных представлений, художественно-графических умений и творческому мышлению на уроках технологии.
Степень научной разработанности
Анализ научной литературы показывает, что проблемой формирования художественно-графических умений и осуществлением графической подготовки обучающихся занимались российские и зарубежные ученые, а именно: Б.Ф. Ломова, Ж. Пиаже, Н.Н. Ростовцева, М. Фростиг, Л.С. Выготского, А.В. Запорожного, Л. Тэдда, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой, а так же методисты по начальной школе М.Д. Бисенгалиева,
A. Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.Ф. Тесленко, П.Г. Сатьянова, Н.Ф. Четверухина.
Разработкой понятия и классификаций учебных умений и навыков, близких по смыслу к современному понятию «универсальных учебных действий» занимались многие педагоги и ученые, такие как: Ю.К. Бабанский,
B. Ф Паламарчук, С.Г Воровщиков, Д.В. Татьянченко, И.Э. Унт, А.В. Усова,
А.А. Бобров и др.
Различные психолого-педагогические аспекты проблемы формирования знаково-символической деятельности раскрыты в работах Л. Валлона, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Дж. Брунера, П.Я. Гальперина, М.В. Гамезо, Г.А.
Глотовой, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, А.З. Зака, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Ж.Пиаже, Н.Г. Салминой, Е.Е. Сапоговой, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина и других ученых.
Тема, связанная с формированием художественно-графических умений и навыков детей, близка многим российским и зарубежным педагогам и психологам (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. Тэдд, Н. П. Саккулина, Е.
А. Флерина, Т. С. Комарова и другие).
Актуальность и недостаточная научная разработанность позволили сформулировать противоречие, заключающееся в возможности преподавания урока технологии на качественно высоком уровне в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, развивая при этом художественно-графические умения, и отсутствием достаточно подробно и глубоко разработанных программ на данную тему.
Вышеописанное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования, которая звучит следующим образом: какие формы, методы и средства обучения способствуют эффективному формированию художественно-графических умений средних классов в общеобразовательной школе на уроках технологии?
Это обусловило выбор темы нашего исследования «Формирование художественно-графических умений учащихся пятых классов на уроках технологии в общеобразовательной школе».
Цель: рассмотреть особенности формирования художественно
графических умений у учащихся пятых классов на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Объект: подготовка учащихся средних классов на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Предмет: формирование художественно-графических умений у
учащихся пятых классов на уроках технологии, в соответствии с гендерной принадлежностью.
Гипотеза: успешность формирования художественно-графических умений у учащихся пятых классов на уроках технологии будет эффективным если:
- формирование когнитивного и операционно-практического компонентов художественно-графических умений у учащихся пятых классов в процессе обучения технологии должно будет основываться на общих приемах чтения и построения (преобразования) графических изображений.
- в основу методики формирования художественно-графических умений учащихся пятых классов, примененной нами в процессе опытно- экспериментальной работы, положен личностно-деятельностный подход и, в частности, теория поэтапного формирования умственных действий и психодиагностических методик.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие художественно-графических умений, их сущность и содержание.
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования художественно-графических умений в школе.
3. Сформировать художественно-графических умений на уроках технологии.
4. Разработать и апробировать модель формирования художественно-графических умений учащихся пятых классов на уроках технологии.
5. Экспериментально проверить сформированность художественно- графических умений учащихся пятых классов на уроках технологии.
Методологическая база исследования
Формированием художественно-графических умений и навыков детей: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. Тэдд, Н. П. Саккулина, Е. А. Флерина, Т. С. Комарова и другие.
УМК по предметной области Технология для основного общего и среднего (полного) общего образования: В.М. Казакевич, Г.А. Молевой, О.А Кожина., Е.Н. Кулакова, С.Э Маркуцкая., И.А. Сасова, М.Б Павлова., М.И. Гуревич, М.Б. Дж. Павлова, А.Ю. Шарутина, Н.В. Синица, П.С. Самородский,
В.Д. Симоненко, О.В. Яковенко.
Разработка понятия и классификацией учебных умений и навыков: Ю.К. Бабанский, В.Ф Паламарчук, С.Г Воровщиков, Д.В. Татьянченко, И.Э. Унт,
А.В. Усова А. А. Бобров и др.
Из федерального перечня учебников по технологии: Т.М. Геронимус, Н.М. Конышева, Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева, Н.А Малышева, Т.М. Рагозина, А.А. Гринева, О.В. Узорова, Е.А. Нефедова, М.В. Хохлова, Н.А. Семенович, Н.В. Матяттт.
Методы исследования: а) теоретические: анализ научной и методологической литературы (по педагогике, психологии, социологии), диссертационных исследований по проблеме касающейся художественно- графических умений, сравнение, обобщение; б) эмпирические: педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок; педагогический эксперимент; методы качественного и количественного анализа теоретического и экспериментального исследований (качественная и количественная оценка ответов обучающихся, анализ продуктов творческой, исследовательской деятельности учащихся; тестирование; в) математические методы обработки результатов.
Этапы исследования
На первом (аналитическом) этапе (2014-2016 гг.) проводилась аналитическая работа по исследуемой проблеме в философской, методологической и психолого-педагогической литературе; создавался научный аппарат исследования; разрабатывался план проведения опытно- экспериментальной работы по формированию художественно-графических умений учащихся средних классов общеобразовательной школы.
На втором (постановочно-констатирующем) этапе (2016-2017 гг.) - разрабатывалась педагогическая модель формирования художественно- графических умений учащихся средних классов общеобразовательной школы, проводился констатирующий эксперимент.
На третьем (формирующем) этапе (2017-2018 гг.) - педагогическая модель формирования художественно-графических умений учащихся средних классов общеобразовательной школы подверглась экспериментальной проверке.
На четвертом (итогово-обобщающем) этапе (2018-2019 гг.) - нами был систематизирован и обобщен полученный опыт экспериментальной проверки исследования, делались выводы; оформлялась текстовая и оформительская работа над исследованием; строилась перспектива дальнейшего исследования по проблеме формирования художественно- графических умений учащихся.
Опытно-экспериментальная база. С 2018 по 2019 гг. основной базой опытно-экспериментальной работы являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шушмабашская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан, руководителем которого является Шаймарданова Разиля Габделнуровна. Всего в исследовании приняло участие 42 учащихся и 3 педагога общеобразовательной школы.
Научная новизна: расширены представления о сущности художественно-графических умений и особенностях их формирования в средних классах в общеобразовательной школе с учетом психологических и физиологических особенностей развития учащегося.
Теоретическая значимость исследования:
Выявлены концептуальные основы развития художественно- графических умений учащихся пятых классов. Систематизированы и упорядочены теоретические и методологические материалы по теме художественно-графических умений. Составлен диагностический инструментарий для проверки знаний и умений учащихся средних классов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов исследования в практической деятельности педагогов урока технологии в школе, в возможности использования материалов в процессе профессиональной подготовки дизайнеров-педагогов урока технология, в системе повышения квалификации, а также в возможности применять отдельные диагностические инструменты при проведении мастер классов, кружковых работ или при осуществлении учебной деятельности в игровой форме как для большой группы учащихся, так и для малой группы, заинтересованных в улучшении своих умений в художественно-графической и творческой сфера.
Структура работы обусловлена логикой исследования, его целью и задачами, и состоит из введения, двух глав, которые состоят из трех параграфов и выводом после каждой главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В процессе написания работы нами была выполнена следующая цель: рассмотреть особенности формирования художественно-графических умений у учащихся 5 классов на уроках технологии.
Так же мы рассмотрели следующие задачи:
1. Рассмотрели понятие художественно-графических умений, их сущность и содержание. Основываясь на понятиях «умение», «навык», «графический навык» и «художественный навык», было определено понятие «художественно-графическое умение».
2. Выявили психолого-педагогические особенности формирования художественно-графических умений в школе. Также нами было выявлено, что многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги выделяют тот факт, что развитие личности происходит через усвоение предшествующего социокультурного опыта человечества, включающего в себя в том числе и различные знаково-символические системы. Анализируя их труды, мы пришли к выводу, что в процессе овладения различными способами преобразования и фиксации информации на основе знаково-символических средств у школьников возникает и совершенствуется внутренний план интеллектуальной деятельности, развивается воображение, совершенствуются умственные действия.
3. Сформировали художественно-графических умений учащихся пятых класов на уроках технологии. Определили способы развития художественно-графических умений у учащихся, выделили и дали характеристику основным педагогическим методам, которые способствуют развитию художественно-графических умений.
4. Разработали и апробировали модель формирования художественно- графических умений учащихся пятых классов на уроках
технологии.
При анализе и сравнении результатов выполнения обучаемыми в контрольных и экспериментальных классах графических заданий первой и второй группы мы выявили, что некоторые ученики, дали правильные ответы на теоретические вопросы, однако допустили ошибки в практических заданиях. Это позволило сделать нам следующий вывод - у школьников недостаточно сформирована ориентировочная основа графических действий, т.е. происходит механическое заучивание предметных понятий и копирование графических действий без их достаточного осмысливания.
5. Экспериментально проверили сформированность художественно- графических умений учащихся пятых классов на уроках технологии.
Учебные карты использовались в процессе экспериментальной работы и в процессе формирования действия распознавания.
При этом происходило формирование специфической части ориентировочной основы действия распознаваемого понятия (применения достаточных и необходимых признаков понятия) и логической части его ориентировочной основы, которые позволяют определить принадлежность конкретного объекта к существующему понятию.
В процессе формирования графических понятий на уроках технологии учащиеся 5 классов применяют действие классификации в практических работах, например, при разработке (или чтении) схем сборки изделий. Ведущими признаками классификации частей и деталей изделий являются графические символы или знаки, обозначающие основные и дополнительные сборочные единицы.
Формирования художественно-графических понятий у учащихся 5 классов на уроках технологии осуществлялся и в ходе выполнения обучаемыми практических заданий.
Например, для формирования понятия «вид» ученикам раздавались кубики из картона на гранях которых были выполнены различные рисунки.
Результаты методик «Копирка», «Сравнение понятий» показали, что в экспериментальных классах дети лучше овладели операциями анализа, сравнения, обобщения, чем в контрольных. Так подсчет количества черт сходства и различия, выделенных учащимися в каждой паре слов, обозначающих те или иные предметы в методике «Сравнение понятий», показал, что в ЭК 24% у учащихся 5 классов назвали более 20 черт и, значит, имеют высокий уровень усвоения операции сравнения. 44% учеников смогли выделить более десяти-пятнадцати черт и достигли среднего уровня усвоения умения «Сравнение», а 32% обучаемых назвали менее 10 черт, что соответствует низкому уровню, освоения данного умения. В контрольных классах результаты выполнения этого теста составили соответственно 14%, 20% и 66%. Следует также отметить, что школьники в экспериментальных классах в равной степени указывали как черты сходства объектов, так и выделяли их отличия, что может являться переходом их мышления от наглядных форм к словесно-логическому обобщению.
Решение заданий в методике «Повторение цифр» потребовало от учащихся 5 классов проявления умений быть внимательными и запоминать, формированию которых уделялось специальное методическое внимание на уроках технологии в процессе формирования компонентов художественно-графических умений в условиях экспериментального обучения. Обучаемые экспериментальных классов продемонстрировали более высокие результаты по сравнению с учениками в контрольных классах по выполнению данных заданий. Нами установлено, что среднее значение объема кратковременной памяти учащихся из экспериментальных классов равно 6 единицам, а внимания - 5 единицам, что выше средних возрастных норм. В контрольных классах объемы кратковременной памяти и внимания равны средним возрастным нормам и имеют соответствующие значения - 4 и 3 единицы.
Таким образом гипотеза о том, что успешность формирования художественно-графических умений у учащихся 5 классов на уроках технологии была эффективным так как:
- формирование когнитивного и операционно-практического компонентов художественно-графических умений у учащихся 5 классов в процессе обучения технологии основывалось на общих приемах чтения и построения (преобразования) графических изображений.
- в основу методики формирования графических знаний и умений у учащихся 5 классов, примененной нами в процессе опытно-экспериментальной работы, положен личностно-деятельностный подход и, в частности, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной.
Так же мы рассмотрели следующие задачи:
1. Рассмотрели понятие художественно-графических умений, их сущность и содержание. Основываясь на понятиях «умение», «навык», «графический навык» и «художественный навык», было определено понятие «художественно-графическое умение».
2. Выявили психолого-педагогические особенности формирования художественно-графических умений в школе. Также нами было выявлено, что многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги выделяют тот факт, что развитие личности происходит через усвоение предшествующего социокультурного опыта человечества, включающего в себя в том числе и различные знаково-символические системы. Анализируя их труды, мы пришли к выводу, что в процессе овладения различными способами преобразования и фиксации информации на основе знаково-символических средств у школьников возникает и совершенствуется внутренний план интеллектуальной деятельности, развивается воображение, совершенствуются умственные действия.
3. Сформировали художественно-графических умений учащихся пятых класов на уроках технологии. Определили способы развития художественно-графических умений у учащихся, выделили и дали характеристику основным педагогическим методам, которые способствуют развитию художественно-графических умений.
4. Разработали и апробировали модель формирования художественно- графических умений учащихся пятых классов на уроках
технологии.
При анализе и сравнении результатов выполнения обучаемыми в контрольных и экспериментальных классах графических заданий первой и второй группы мы выявили, что некоторые ученики, дали правильные ответы на теоретические вопросы, однако допустили ошибки в практических заданиях. Это позволило сделать нам следующий вывод - у школьников недостаточно сформирована ориентировочная основа графических действий, т.е. происходит механическое заучивание предметных понятий и копирование графических действий без их достаточного осмысливания.
5. Экспериментально проверили сформированность художественно- графических умений учащихся пятых классов на уроках технологии.
Учебные карты использовались в процессе экспериментальной работы и в процессе формирования действия распознавания.
При этом происходило формирование специфической части ориентировочной основы действия распознаваемого понятия (применения достаточных и необходимых признаков понятия) и логической части его ориентировочной основы, которые позволяют определить принадлежность конкретного объекта к существующему понятию.
В процессе формирования графических понятий на уроках технологии учащиеся 5 классов применяют действие классификации в практических работах, например, при разработке (или чтении) схем сборки изделий. Ведущими признаками классификации частей и деталей изделий являются графические символы или знаки, обозначающие основные и дополнительные сборочные единицы.
Формирования художественно-графических понятий у учащихся 5 классов на уроках технологии осуществлялся и в ходе выполнения обучаемыми практических заданий.
Например, для формирования понятия «вид» ученикам раздавались кубики из картона на гранях которых были выполнены различные рисунки.
Результаты методик «Копирка», «Сравнение понятий» показали, что в экспериментальных классах дети лучше овладели операциями анализа, сравнения, обобщения, чем в контрольных. Так подсчет количества черт сходства и различия, выделенных учащимися в каждой паре слов, обозначающих те или иные предметы в методике «Сравнение понятий», показал, что в ЭК 24% у учащихся 5 классов назвали более 20 черт и, значит, имеют высокий уровень усвоения операции сравнения. 44% учеников смогли выделить более десяти-пятнадцати черт и достигли среднего уровня усвоения умения «Сравнение», а 32% обучаемых назвали менее 10 черт, что соответствует низкому уровню, освоения данного умения. В контрольных классах результаты выполнения этого теста составили соответственно 14%, 20% и 66%. Следует также отметить, что школьники в экспериментальных классах в равной степени указывали как черты сходства объектов, так и выделяли их отличия, что может являться переходом их мышления от наглядных форм к словесно-логическому обобщению.
Решение заданий в методике «Повторение цифр» потребовало от учащихся 5 классов проявления умений быть внимательными и запоминать, формированию которых уделялось специальное методическое внимание на уроках технологии в процессе формирования компонентов художественно-графических умений в условиях экспериментального обучения. Обучаемые экспериментальных классов продемонстрировали более высокие результаты по сравнению с учениками в контрольных классах по выполнению данных заданий. Нами установлено, что среднее значение объема кратковременной памяти учащихся из экспериментальных классов равно 6 единицам, а внимания - 5 единицам, что выше средних возрастных норм. В контрольных классах объемы кратковременной памяти и внимания равны средним возрастным нормам и имеют соответствующие значения - 4 и 3 единицы.
Таким образом гипотеза о том, что успешность формирования художественно-графических умений у учащихся 5 классов на уроках технологии была эффективным так как:
- формирование когнитивного и операционно-практического компонентов художественно-графических умений у учащихся 5 классов в процессе обучения технологии основывалось на общих приемах чтения и построения (преобразования) графических изображений.
- в основу методики формирования графических знаний и умений у учащихся 5 классов, примененной нами в процессе опытно-экспериментальной работы, положен личностно-деятельностный подход и, в частности, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на уроках технологии в 5
классе общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ КАК СПОСОБ
ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ - ОДИННАДЦАТЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
ПО ЭСТАМПУ С УЧАЩИМИСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО МИРОВОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ДЕСЯТЫХ - ОДИННАДЦАТЫХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ НАД КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ У УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ НАД КНИЖНОЙ
ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ У УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческой активности учащихся среднего школьного возраста на интегрированных уроках «Искусство»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016



