Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИИ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №37269

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
728
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Елава Е Теоретические основы формирования художественно-графических умений учащихся в общеобразовательной школе 9
1.1 Понятие художественно-графических умений, их сущность и содержание 9
Е2 Психолого-педагогические особенности формирования художественно-графических умений в школе 17
1.3 Формирование художественно-графических умений на уроках технологии 26
Выводы по первой главе 36
Елава 2. Разработка и апробация методического обеспечения по формированию художественно-графических умений на уроках технологии в общеобразовательной школе 38
2.1 Разработка модели формирования художественно-графических умений учащихся пятых классов на уроках технологи 38
2.2 Методические рекомендации по внедрению технологической модели в образовательную практику 47
2.3 Организация и результаты экспериментальной работы по проверке
методического обеспечения формирование художественно-графических умений учащихся пятых классов на уроках технологии 58
Выводы по второй главе 71
Заключение 73

Актуальность исследования. В настоящее время в образовательной среде меняются образовательные ориентиры, которые помогают полноценному развить культурно-личностные качеств.
Только в хороню организованный школе ребенок может развиваться всесторонне, постигая самостоятельно основы наук и искусства с помощью современных образовательных технологий.
В рамках деятельности ФЕОС ООО в системе общего образования ставятся задачи по предмету «технология»: формирование у учеников трудовой и технической культуры, предмета технических знаний и навыков, трудового образования, личностного воспитания граждан.
Содержание технологического образования в соответствии с новым стандартом обеспечивает учеников научными материалами в следующих сферах образования: техническая культура; универсальные технологии современного производства; эстетическая культура труда; получение, обработка, а также хранение и использование информации; декоративно- прикладное искусство, деятельность проектов; история, социальные перспективы и последствия технологического и технического развития.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в вышеперечисленных сферах образования важно владет высоко развитым художественным вкусом и художественно-графическими умениями.
Проблема, поднятая нами в данной работе, вытекает из необходимости создания педагогических условий для развития художественно-графических умений на уроках технологии. Эта задача ставится, прежде всего, перед педагогом кружковой работы, и побуждает к созданию новых педагогических технологий, которые позволили бы без затруднений развиваться каждому ученику, реализовывать свои творческие склонности, технологий, которые будут способствовать становлению его как полноценного члена общества [1, с. 34].
Анализируя теоретические материалы педагогической и методической науки в сфере искусств, нами было обнаружено что авторы проекта федерального стандарта по образовательной области искусства придерживаются следующего мнения: искусство помогает человеку
выработать ценностные ориентиры, человеческое мироотношение, ряд эмоционально ценностных представлений о связи природы и обществом, подготавливая человека к гармонизации ее отношения, самообразования и самосовершенствования.
Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что современная школа должна помогать ребенку самостоятельно развиваться и воспитывать себя как будущего гражданина своей страны и учиться быть носителем ее культурных и национальных ценностей.
Однако, для достижения вышесказанного, человеку следует овладеть языком искусства, чтобы уметь создавать художественные образы. Благодаря этому языку ему будет легче понять специфику художественной выразительности изобразительного искусства.
Для развития творческого потенциала учащихся в учебном процессе в современной педагогике появляются новые технологии, которые помогают детям усвоить не только теоретические знания, практические умения и навыки, в той или другой сфере деятельности, а также развить их отношение к трудовой деятельности [16 с. 161].
В современной педагогике опыт показывает нам, что задача развития художественно-графических умений учащихся является трудно реализуемой. Необходимо создавать специальные условия для каждого, чтобы он мог подойти к решению проблем с творческой стороны. Поэтому необходимо делать процесс обучения интересным, чтобы выбранные методы и формы обучения создавали условия включенности учащегося в учебный процесс [6, с.67].
Занятия на уроках технологии предоставляют широкие возможности для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, привносят большой вклад в их духовное становление и благоприятно влияет на личностный рост каждого школьника. Успешное овладение любым видом деятельности, в том числе художественным, определяется как содержанием обучения, так и методикой преподавания.
Это обусловлено тем, что появилась необходимость в поиске новых методов и приемов, которые в свою очередь будут способствовать развитию образных представлений, художественно-графических умений и творческому мышлению на уроках технологии.
Степень научной разработанности
Анализ научной литературы показывает, что проблемой формирования художественно-графических умений и осуществлением графической подготовки обучающихся занимались российские и зарубежные ученые, а именно: Б.Ф. Ломова, Ж. Пиаже, Н.Н. Ростовцева, М. Фростиг, Л.С. Выготского, А.В. Запорожного, Л. Тэдда, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой, а так же методисты по начальной школе М.Д. Бисенгалиева,
A. Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.Ф. Тесленко, П.Г. Сатьянова, Н.Ф. Четверухина.
Разработкой понятия и классификаций учебных умений и навыков, близких по смыслу к современному понятию «универсальных учебных действий» занимались многие педагоги и ученые, такие как: Ю.К. Бабанский,
B. Ф Паламарчук, С.Г Воровщиков, Д.В. Татьянченко, И.Э. Унт, А.В. Усова,
А.А. Бобров и др.
Различные психолого-педагогические аспекты проблемы формирования знаково-символической деятельности раскрыты в работах Л. Валлона, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Дж. Брунера, П.Я. Гальперина, М.В. Гамезо, Г.А.
Глотовой, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, А.З. Зака, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Ж.Пиаже, Н.Г. Салминой, Е.Е. Сапоговой, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина и других ученых.
Тема, связанная с формированием художественно-графических умений и навыков детей, близка многим российским и зарубежным педагогам и психологам (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. Тэдд, Н. П. Саккулина, Е.
А. Флерина, Т. С. Комарова и другие).
Актуальность и недостаточная научная разработанность позволили сформулировать противоречие, заключающееся в возможности преподавания урока технологии на качественно высоком уровне в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, развивая при этом художественно-графические умения, и отсутствием достаточно подробно и глубоко разработанных программ на данную тему.
Вышеописанное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования, которая звучит следующим образом: какие формы, методы и средства обучения способствуют эффективному формированию художественно-графических умений средних классов в общеобразовательной школе на уроках технологии?
Это обусловило выбор темы нашего исследования «Формирование художественно-графических умений учащихся пятых классов на уроках технологии в общеобразовательной школе».
Цель: рассмотреть особенности формирования художественно
графических умений у учащихся пятых классов на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Объект: подготовка учащихся средних классов на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Предмет: формирование художественно-графических умений у
учащихся пятых классов на уроках технологии, в соответствии с гендерной принадлежностью.
Гипотеза: успешность формирования художественно-графических умений у учащихся пятых классов на уроках технологии будет эффективным если:
- формирование когнитивного и операционно-практического компонентов художественно-графических умений у учащихся пятых классов в процессе обучения технологии должно будет основываться на общих приемах чтения и построения (преобразования) графических изображений.
- в основу методики формирования художественно-графических умений учащихся пятых классов, примененной нами в процессе опытно- экспериментальной работы, положен личностно-деятельностный подход и, в частности, теория поэтапного формирования умственных действий и психодиагностических методик.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие художественно-графических умений, их сущность и содержание.
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования художественно-графических умений в школе.
3. Сформировать художественно-графических умений на уроках технологии.
4. Разработать и апробировать модель формирования художественно-графических умений учащихся пятых классов на уроках технологии.
5. Экспериментально проверить сформированность художественно- графических умений учащихся пятых классов на уроках технологии.
Методологическая база исследования
Формированием художественно-графических умений и навыков детей: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. Тэдд, Н. П. Саккулина, Е. А. Флерина, Т. С. Комарова и другие.
УМК по предметной области Технология для основного общего и среднего (полного) общего образования: В.М. Казакевич, Г.А. Молевой, О.А Кожина., Е.Н. Кулакова, С.Э Маркуцкая., И.А. Сасова, М.Б Павлова., М.И. Гуревич, М.Б. Дж. Павлова, А.Ю. Шарутина, Н.В. Синица, П.С. Самородский,
В.Д. Симоненко, О.В. Яковенко.
Разработка понятия и классификацией учебных умений и навыков: Ю.К. Бабанский, В.Ф Паламарчук, С.Г Воровщиков, Д.В. Татьянченко, И.Э. Унт,
А.В. Усова А. А. Бобров и др.
Из федерального перечня учебников по технологии: Т.М. Геронимус, Н.М. Конышева, Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева, Н.А Малышева, Т.М. Рагозина, А.А. Гринева, О.В. Узорова, Е.А. Нефедова, М.В. Хохлова, Н.А. Семенович, Н.В. Матяттт.
Методы исследования: а) теоретические: анализ научной и методологической литературы (по педагогике, психологии, социологии), диссертационных исследований по проблеме касающейся художественно- графических умений, сравнение, обобщение; б) эмпирические: педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок; педагогический эксперимент; методы качественного и количественного анализа теоретического и экспериментального исследований (качественная и количественная оценка ответов обучающихся, анализ продуктов творческой, исследовательской деятельности учащихся; тестирование; в) математические методы обработки результатов.
Этапы исследования
На первом (аналитическом) этапе (2014-2016 гг.) проводилась аналитическая работа по исследуемой проблеме в философской, методологической и психолого-педагогической литературе; создавался научный аппарат исследования; разрабатывался план проведения опытно- экспериментальной работы по формированию художественно-графических умений учащихся средних классов общеобразовательной школы.
На втором (постановочно-констатирующем) этапе (2016-2017 гг.) - разрабатывалась педагогическая модель формирования художественно- графических умений учащихся средних классов общеобразовательной школы, проводился констатирующий эксперимент.
На третьем (формирующем) этапе (2017-2018 гг.) - педагогическая модель формирования художественно-графических умений учащихся средних классов общеобразовательной школы подверглась экспериментальной проверке.
На четвертом (итогово-обобщающем) этапе (2018-2019 гг.) - нами был систематизирован и обобщен полученный опыт экспериментальной проверки исследования, делались выводы; оформлялась текстовая и оформительская работа над исследованием; строилась перспектива дальнейшего исследования по проблеме формирования художественно- графических умений учащихся.
Опытно-экспериментальная база. С 2018 по 2019 гг. основной базой опытно-экспериментальной работы являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шушмабашская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан, руководителем которого является Шаймарданова Разиля Габделнуровна. Всего в исследовании приняло участие 42 учащихся и 3 педагога общеобразовательной школы.
Научная новизна: расширены представления о сущности художественно-графических умений и особенностях их формирования в средних классах в общеобразовательной школе с учетом психологических и физиологических особенностей развития учащегося.
Теоретическая значимость исследования:
Выявлены концептуальные основы развития художественно- графических умений учащихся пятых классов. Систематизированы и упорядочены теоретические и методологические материалы по теме художественно-графических умений. Составлен диагностический инструментарий для проверки знаний и умений учащихся средних классов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов исследования в практической деятельности педагогов урока технологии в школе, в возможности использования материалов в процессе профессиональной подготовки дизайнеров-педагогов урока технология, в системе повышения квалификации, а также в возможности применять отдельные диагностические инструменты при проведении мастер классов, кружковых работ или при осуществлении учебной деятельности в игровой форме как для большой группы учащихся, так и для малой группы, заинтересованных в улучшении своих умений в художественно-графической и творческой сфера.
Структура работы обусловлена логикой исследования, его целью и задачами, и состоит из введения, двух глав, которые состоят из трех параграфов и выводом после каждой главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе написания работы нами была выполнена следующая цель: рассмотреть особенности формирования художественно-графических умений у учащихся 5 классов на уроках технологии.
Так же мы рассмотрели следующие задачи:
1. Рассмотрели понятие художественно-графических умений, их сущность и содержание. Основываясь на понятиях «умение», «навык», «графический навык» и «художественный навык», было определено понятие «художественно-графическое умение».
2. Выявили психолого-педагогические особенности формирования художественно-графических умений в школе. Также нами было выявлено, что многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги выделяют тот факт, что развитие личности происходит через усвоение предшествующего социокультурного опыта человечества, включающего в себя в том числе и различные знаково-символические системы. Анализируя их труды, мы пришли к выводу, что в процессе овладения различными способами преобразования и фиксации информации на основе знаково-символических средств у школьников возникает и совершенствуется внутренний план интеллектуальной деятельности, развивается воображение, совершенствуются умственные действия.
3. Сформировали художественно-графических умений учащихся пятых класов на уроках технологии. Определили способы развития художественно-графических умений у учащихся, выделили и дали характеристику основным педагогическим методам, которые способствуют развитию художественно-графических умений.
4. Разработали и апробировали модель формирования художественно- графических умений учащихся пятых классов на уроках
технологии.
При анализе и сравнении результатов выполнения обучаемыми в контрольных и экспериментальных классах графических заданий первой и второй группы мы выявили, что некоторые ученики, дали правильные ответы на теоретические вопросы, однако допустили ошибки в практических заданиях. Это позволило сделать нам следующий вывод - у школьников недостаточно сформирована ориентировочная основа графических действий, т.е. происходит механическое заучивание предметных понятий и копирование графических действий без их достаточного осмысливания.
5. Экспериментально проверили сформированность художественно- графических умений учащихся пятых классов на уроках технологии.
Учебные карты использовались в процессе экспериментальной работы и в процессе формирования действия распознавания.
При этом происходило формирование специфической части ориентировочной основы действия распознаваемого понятия (применения достаточных и необходимых признаков понятия) и логической части его ориентировочной основы, которые позволяют определить принадлежность конкретного объекта к существующему понятию.
В процессе формирования графических понятий на уроках технологии учащиеся 5 классов применяют действие классификации в практических работах, например, при разработке (или чтении) схем сборки изделий. Ведущими признаками классификации частей и деталей изделий являются графические символы или знаки, обозначающие основные и дополнительные сборочные единицы.
Формирования художественно-графических понятий у учащихся 5 классов на уроках технологии осуществлялся и в ходе выполнения обучаемыми практических заданий.
Например, для формирования понятия «вид» ученикам раздавались кубики из картона на гранях которых были выполнены различные рисунки.
Результаты методик «Копирка», «Сравнение понятий» показали, что в экспериментальных классах дети лучше овладели операциями анализа, сравнения, обобщения, чем в контрольных. Так подсчет количества черт сходства и различия, выделенных учащимися в каждой паре слов, обозначающих те или иные предметы в методике «Сравнение понятий», показал, что в ЭК 24% у учащихся 5 классов назвали более 20 черт и, значит, имеют высокий уровень усвоения операции сравнения. 44% учеников смогли выделить более десяти-пятнадцати черт и достигли среднего уровня усвоения умения «Сравнение», а 32% обучаемых назвали менее 10 черт, что соответствует низкому уровню, освоения данного умения. В контрольных классах результаты выполнения этого теста составили соответственно 14%, 20% и 66%. Следует также отметить, что школьники в экспериментальных классах в равной степени указывали как черты сходства объектов, так и выделяли их отличия, что может являться переходом их мышления от наглядных форм к словесно-логическому обобщению.
Решение заданий в методике «Повторение цифр» потребовало от учащихся 5 классов проявления умений быть внимательными и запоминать, формированию которых уделялось специальное методическое внимание на уроках технологии в процессе формирования компонентов художественно-графических умений в условиях экспериментального обучения. Обучаемые экспериментальных классов продемонстрировали более высокие результаты по сравнению с учениками в контрольных классах по выполнению данных заданий. Нами установлено, что среднее значение объема кратковременной памяти учащихся из экспериментальных классов равно 6 единицам, а внимания - 5 единицам, что выше средних возрастных норм. В контрольных классах объемы кратковременной памяти и внимания равны средним возрастным нормам и имеют соответствующие значения - 4 и 3 единицы.
Таким образом гипотеза о том, что успешность формирования художественно-графических умений у учащихся 5 классов на уроках технологии была эффективным так как:
- формирование когнитивного и операционно-практического компонентов художественно-графических умений у учащихся 5 классов в процессе обучения технологии основывалось на общих приемах чтения и построения (преобразования) графических изображений.
- в основу методики формирования графических знаний и умений у учащихся 5 классов, примененной нами в процессе опытно-экспериментальной работы, положен личностно-деятельностный подход и, в частности, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной.


1. Антоненко Ю.С. Обобщение методики изучения региональной архитектуры в профессиональной подготовке студентов / Ю.С. Антоненко,
A. В. Екатеринушкина // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. - 2018. - № 2 - С. 83-88.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Обще-дидактический аспект / Ю.К. Бабанский - М.: Педагогика. - 1997. - С. 254.
3. Белова С.И. Формирование художественно-графических навыков у студентов колледжа в сфере дизайна. / С.И. Белова, Т.В. Осипова // Эпоха науки. - 2018 - № 14 - С. 224-230.
4. Ботвинников А. Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. / А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов. -Москва - 1979-С. 68.
5. Васильева О.И. Значение художественно-графической подготовки бакалавров на факультете ландшафтной архитектуры / Вестник Московского государственного университета леса Лесной вестник. - 2015-Т. 19. - № 5 - С. 94-101.
6. Васин Е. К. Работа над проектом в 5 классе / Е. К. Васин // Школа и производство. - 2004. - №7. - с 34 - 35
7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений/ Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В.
B. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
8. Выявление знаний и умений учащихся по обслуживающему труду// Школа и производство. - 2003. №6. - с 57 - 62
9. Еабай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. / Т. В. Еабай //М.: МГУ, 1988. - 256с.
Ю.Еалиева Е.А. Компетентностный подход в обучении школьников разработке дизайна книги / Инновационные тенденции развития системы образования Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 4753.
11. Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 112 с.
12. Герасимова А.Г., Андреева Т.Ю. Основные направления дистанционного обучения и применение средств икт в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства / Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 337.
13. Еремеев В.С., Чемерис А.Ю. Анализ педагогического опыта формирования компетентности в области компьютерной графики у студентов программистов / Университетская наука. 2016. № 2. С. 119122.
14.Занятия по трудовому обучению 5 - 7 кл.: Обработка тканей, кулинарные, ремонтные и электротехнические работы: Кн. для учителя/ Л. В. Левицкая, О. Г. Радугина, В. А. Перов, А. И. Иванов. -М.: Просвещение, 1992 - 158 с.
15. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы// Вопросы психологии. 1986. №2.
16. Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. / Е. А. Климов // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 462 с.
17. Коржуев А.В. О классификациях, используемых в дидактических исследованиях // Педагогика — 1997 — № 1 — С. 33—37.
18. Краснощекова Т.В., Репина К.Е. Изучение дисциплины "теория пространственного построения" будущими бакалаврами изобразительного искусства / художественное образование: опыт, проблемы, перспективы Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.И. Смоляр. 2016. С. 96100.
19. Кроль В. М. Психология и педагогика: учеб, пособие для студентов тех. - изд. 2-е, перераб и доп. Вузов / В. М. Кроль // М.: Высшая школа, 2004. - 324 с.
20. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г. И. Кругликов // М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
21. Кузин В. С. Психология: Учебник для студ. сред. спец. уч. заведений. -
3- е изд., перераб. и доп. / Кузин В. С. - М.: АГАР, 1997. - 304 с.
22. Лаптев Г. Г. Элементы графической грамоты на уроках технического труда / Г. Г. Лаптев // Школа и производство. - 2003. - №5. - с 84 - 85
23. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. Труды/ Под ред. В. А. Барабанщикова и др./ Б. Ф. Ломов // М. - Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 1996. - 384 с.
24. Макарова А. Ю. Моделирование одежды с учетом особенностей фигуры / А. Ю. Макарова // Школа и производство. - 2004. - №1. - с 31 - 34
25. Макарова М.Л., Воронина Е.В., Кирсанов Н.А. Учебная постановка по живописи: натюрморт, портрет, фигура человека / Наука и школа. 2018. № 3. С. 8794.
26. Мартусенко И.Ю., Саяпина Е.И. Применение инновационных техник литографии в рамках изучения программы "художественная графика" студентами бакалаврами художественно-графического факультета / Мир науки.
2017. Т. 5. № 1. С. 42.
27. Медведев Л.Е. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб, пособие. / Л.Е. Медведев - М.:Просв. 1986. - 158 с.
28. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности./ А.А. Мелик-Пашаев - М.: Знание, 1981. - 96 с.
29. Мемедуллаева Э.Р., Аблямитова Л.Х. Внеурочная деятельность как средство развития художественнографических умений младших школьников / Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2018. № 4 (15). С. 202Е
30. Мемедуллаева Э.Р., Аблямитова Л.Х. Методические основы развития художественно-графических умений у младших школьников во внеурочной деятельности / Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2018. № 3 (14). С. 2931.
31. Методика эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства: Пособие для учителя/Отв. ред. В.С.Кузин. М.: НИИ школ, 1982. 94 с.
32. Молева Г. А. Богданова И. А. Формирование умения учиться на уроках технологии (обслуживающего труда)// Школа и производство. - 2000. №3. - с 64-66
33. Моран А. История декоративно-прикладного искусства: От древнейших времён до наших дней: Пер с фр. / А. Моран //М.: Искусство, 1982. - 577 с.
34. Мошак В. 3. Знакомство со стандартизацией на уроках технологии / В.
3. Мошак // Школа и производство. - 2000. - №8. - с. 6 - 8
35. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. 2-е изд./ В.С. Мухина - М.: Проев., 1985. - 272 с.
36. МухинаВ.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. / В.С. Мухина -.М: Педагогика, 1981,- 240 с.
37. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Кн. для учителя, - 2-е изд. /
В.С. Мухина-.М: Проев., 1990. - С. 105-109.
38. Народная культура: Авторские программы цредмета/Ред.сост
Т.АЛигилова. Подольск; Фирма "Русский дом", 1993. 188 с.
39. Народные художественные промыслы/Под общ. ред. О.С.Поповой- М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1984. 192 с.
40. Некрасова Л.А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. / Л.А. Некрасова - М.: Сов. Россия, 1983 б. -219 с.
41. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. / Л.А. Некрасова - М.: Изобраз. искусство, 1983 а,- 343 с.
42. Некрасова-Каратеева 0., Осорина wi. Психологическая природа детского рисования/УИскусство в школе, 1995. № 3. С. 6266.
43. Немов Р.С. Психология: Учеб. / Немов Р.С. -М.: Проев.; Владос, 1994. - Кн. I. - Общие основы психологии. - 576 с; Кн. 2. - Психология образования. - 496 с.
44. Общая психология/Под ред. А.В.Петровского. Зе изд. М.: Проев., 1986. 464 с.
45. Общая психология: Учебник/ Под общ. ред. проф. А. В. Карпова. - М.: Гардарики, 2002. - 232 с.
46. Овечкин В. П. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ. / В. П. Овечкин, В. Д. Симоненко - Брянск, 1998. - 238 с.
47. Орлова Т.И. Гносеологический анализ природы художественного мышления: Автореф. . канд. филос. наук. Киев, 1981. 20 с.
48. Педагогическая психология: Учеб, для студентов учеб, заведений сред, проф. образования/Н. Ф. Талызина. - 3-е изд., стер. - М.: Akademia, 2001. - 288 с.
49. Потиенко В.А. ЭТапы формирования художественно-графической культуры старшеклассников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.практ. конф. -Новосибирск: СибАК, 2013.
50. Потенко В.О., Дорошенко Ю.О. З’ясування сутності поняття «художньографчна культура» // Трудова піготовка в сучасні школи — 2012 — № 11 (103) листопад — С. 26—30.
51. Потленко В.О., Дорошенко Ю.О. Навчальна програма курсу за вибором «постративна комп’ютерна графіка» для старшо! профшьно! тттколи даних // 1нформатика — 2013 — № 5 (653) березень — С. 5—19.
52. Программно-методические материалы: Технология. 5-11 классы/ Сост. А. В. Марченко. - М., 1998. - 178 с.
53. Программы «Технология»: 1-4 классы, 5-11 классы: Для средних общеобразовательных учреждений РФ. - М., 2000. - 158 с.
54. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений ( ИЗО). - М.: Просвещение, 1998. - 128 с.
55. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений ( начальные классы). -М.: Просвещение, 1998. -206 с.
56. Психология и педагогика: учеб, пособие для студентов вузов/ [ К. А. Альбуханова, Е. Н. Богданов, М. Г. Бурняшев и др. ]. - М.: Издво Института Психотерапии, 2004. - 584 с.
57. Пушкин В. А. Учить видеть и творить красоту// Школа и производство. - 2002. - №6. - с 68 - 69
58. Пушкина Н. В. Моделирование фартука / Н. В. Пушкина // Школа и производство. - 2003. - №6. - с 34 - 36
59. Расис Э. Занимательные материалы по обслуживающему труду/ Э. Расис // Школа и производство. - 1999. - №1. - с 62 - 63
60. Салахбеков А.П., Магомаева С.П. Организационно-педагогические основы системы контроля качества профессионального образования. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки. Махачкала, 2015; 1: 86-90.
61. Саяпина Е.И., Катана И.А. Методологические основы обучения стилю лубка студентов художественногографического факультета / Мир науки. 2018. Т. 6. № 3. С. 49.
62. Саяпина Е.И., Мелкумян Д.А. Формирование колористической культуры, как учебно воспитательная задача развития творческих способностей студентов художественно графического факультета / Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 30.
63. Серебряный Э.Г. О некоторых особенностях чтения учащимися 9класса электротехнических схем. Вопросы Психологии. 1984; 3.
64. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб, пособие для студ. сред. спец. учеб, заведений. - 3-е изд. стереотип. / Н. Ф. Талызина // М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.
65. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко -М.: ВентанаГрафф, 2003. - 256 с.
66. Унковский А.А. Рисунки-наброски: Учеб.-метод, пособие,- 2-е изд. / А.А. Унковский - М.: Проев., 1У82. - 40 с.
67. Устрицкая Н.А. Книга художника как средство развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета / Мир науки.
2017. Т. 5. №2. С. 46.
69. Хубиев А.И. Совершенствование преподавания основ черчения и начертательной геометрии в условиях реализации компетентностного подхода в обучении / Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58). С. 9092.
70. Шабанов Н.К., Шабанова М.Н., Скворцов К.А. Композиция в профессиональном становлении художникапедагога в ВУЗе / Право и практика. 2017. № 3. С. 222229.
71. Яо М.К., Багаветдинова Э.Н. Формирование художественно-графических умений на уроках технологии / Фундаментальная наука и технологии перспективные разработки Материалы XVIII международной научно-практической конференции. 2019. С. 1820.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ