Особенности проектирования обучающего пространства для дошкольников (в рамках национального института)
|
Введение 3
Глава I. Интерьер ДОУ как развивающая среда: принципы дизайнпроектирования 7
1.1 Задачи образовательного учреждения по развитию личности
младшего школьника 7
1.2 Педагогические возможности развивающей предметнопространственной среды образовательного учреждения 17
Выводы по I главе 25
Глава II. Дизайн-проектирование интерьеров учебных классов для
до школьников 28
2.1 Технологии проектирования интерьера учебного класса
как развивающей среды 28
2.2 Этапы работы над дизайн-проектом проектирования обучающего пространства для дошкольников 48
Выводы по II главе 63
Заключение 66
Литература 69
Приложение
Глава I. Интерьер ДОУ как развивающая среда: принципы дизайнпроектирования 7
1.1 Задачи образовательного учреждения по развитию личности
младшего школьника 7
1.2 Педагогические возможности развивающей предметнопространственной среды образовательного учреждения 17
Выводы по I главе 25
Глава II. Дизайн-проектирование интерьеров учебных классов для
до школьников 28
2.1 Технологии проектирования интерьера учебного класса
как развивающей среды 28
2.2 Этапы работы над дизайн-проектом проектирования обучающего пространства для дошкольников 48
Выводы по II главе 63
Заключение 66
Литература 69
Приложение
Дошкольное образование - это мощный фундамент для ребенка. Именно в дошкольном учреждении мы впервые сталкиваемся с социальным институтом и учимся с ним взаимодействовать. Формируем навыки необходимые для существования в обществе. Общение с сверстниками - необходимая составляющая для гармоничного развития и обучения ребенка.
В современном мире базовому образованию уделяют должное внимание. Начальное образование это тот самый первый и важный “кирпичик” заложенный в развитее ребенка. Именно от него зависит каким будет будущее юного гражданина и его страны. Поэтому важно создать комфортную, прогрессивную среду в которой ученик будет успешно и гармонично развиваться.
В общеобразовательном процессе личность нарабатывает социальнозначимые качества, в числе которых и полилингвальные знания, умения и навыки. Полилингвальное образование - это система образования, которая предусматривает одновременное изучение в учебном заведении нескольких иностранных языков. В данном учреждении планируется обучение проводить на английском и татарском языке, а русский язык использовать только как вспомогательный.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Учебное пространство должно соответствовать потребностям современного поколения и постоянно обновляться в соответствие с изменениями, происходящими в нашем обществе. Если учебные помещения будут удобными и современными, то качество получаемых знаний и интерес к учебному процессу значительно повысится.
Наиболее целостно проходит развитие ребенка в уютной, комфортной для него среде, которая способствует эффективному обучению, умственному и нравственному росту. Логически построенный интерьер в котором учтены возрастные психофизилогические особенности детей дошкольного возраста, яркий, интересный и гармоничный декор способствует для развития креативного мышления ребенка и раскрытия творческих способностей.
Безусловно самой главной проблемой на сегодняшний день остается, внешний вид учебных учреждений. На данный момент в нашей стране сегмент образования в качестве удобства, инноваций и эстетического восприятия очень запущен. Дизайн и оснащение обучающего пространства не менялся уж 30-40 лет. При проектировании данных учреждений никогда не рассматривались проблемы в помощи взаимодействия ребенка с обществом, а так же помощь в его психологическом и умственном развитие. В проектах тех тел была только одна проблема, это проблема размещения, которую решили штамповочным образом, разместив по стране тысячи безликих коробок. Шаблонное решение пространства привело к стереотипному мышлению, что совершенно не приемлемо в современном мире.
Все еще используется устаревшая мебель, грубая не удобная эстетически непривлекательная. Такая мебель не только препятствует эргономики и удобства помещения но и снижает положительное эмоциональное состояние, а так же может быть травмоопасный. Игнорируются современные технологии и отделочные материалы. Недостаток необходимого оборудования и современной техники существенно сказывается на качестве обучения и отдыхе учеников.
Так же не маловажные проблемы в создании правильного интересного интерьера - это ограниченность бюджета и не большие размеры помещения. Модульная мебель это идеально дизайнерское решение данной проблемы. многофункциональность такой мебели решает проблему с пространством, а так же несет функцию в том числе и развивающую. Разбивать с помощью нее пространства на зоны, каждый раз разные зависимости от задачи, втягивают детей в увлекательный процесс учебы.
Мебель для детей должна быть не только удобная но и изготовлена из безопасных материалов. К счастью рынок переполнен бюджетными материалами альтернативными дереву и металлу. Изготовив мебель из высококачественного пластика мы получаем современную, легкую, мобильную, экологически чистую, бюджетную мебель.
Исходя из выше изложенного, мной была сформулирована гипотеза: грамотно построенный модульный интерьер в рамках национального института, с использованием современных технологий и инноваций будет благоприятно влиять на обучение детей полилингвальным уклоном, а также способствовать формированию познавательной активности и всестороннему развитию личности.
Отличительными признаками такой среды являются современность, комфорт и эстетичность, эргономичность, функциональная надежность и безопасность, информативность, наглядность и наукоемкость.
Объект исследования - интерьер образовательного учреждения как развивающая среда.
Предмет исследования - дизайн - технологии проектирования интерьера учебного класса как развивающей среды.
Цельюработы является создание дизайн - проекта интерьера учебных классов дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой были определены методы: изучение и обобщение литературы и статей, сравнительный анализ современных зарубежных и российских дизайнерских решений, разработка проектных чертежей и планов, автоматизированные методы моделирования в программе 3ds Max.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть особенности проектирования предметно-развивающей среды и основные требования к интерьеру и оборудованию образовательных учреждений школьников;
- проанализировать педагогические возможности организации развивающей предметно-пространственной среды учебных классов;
- изучить эргономические требования и санитарно-гигиенические нормы при проектировании общеобразовательных учреждений;
- разработать дизайн-проект интерьера учебных классов как развивающей среды дошкольников. Теоретическая значимость исследования состоит в
изучении, анализе и целостном осмыслении проблем, возникающих при разработке дизайн - проектов.
Практическая значимость работы в том, что в процессе исследования было изучено и систематизировано огромное количество данных, были проанализированы работы отечественных и зарубежных дизайнеров. Проект выполнен с учетом эргономики и основных принципов дизайна среды. Разработанный дизайн-проект может быть использован в дальнейшем при проектировании новых или обновлении действующих классов для дошкольников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, выводов по двум главам, заключения, списка литературы из ... источников и приложения.
В современном мире базовому образованию уделяют должное внимание. Начальное образование это тот самый первый и важный “кирпичик” заложенный в развитее ребенка. Именно от него зависит каким будет будущее юного гражданина и его страны. Поэтому важно создать комфортную, прогрессивную среду в которой ученик будет успешно и гармонично развиваться.
В общеобразовательном процессе личность нарабатывает социальнозначимые качества, в числе которых и полилингвальные знания, умения и навыки. Полилингвальное образование - это система образования, которая предусматривает одновременное изучение в учебном заведении нескольких иностранных языков. В данном учреждении планируется обучение проводить на английском и татарском языке, а русский язык использовать только как вспомогательный.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Учебное пространство должно соответствовать потребностям современного поколения и постоянно обновляться в соответствие с изменениями, происходящими в нашем обществе. Если учебные помещения будут удобными и современными, то качество получаемых знаний и интерес к учебному процессу значительно повысится.
Наиболее целостно проходит развитие ребенка в уютной, комфортной для него среде, которая способствует эффективному обучению, умственному и нравственному росту. Логически построенный интерьер в котором учтены возрастные психофизилогические особенности детей дошкольного возраста, яркий, интересный и гармоничный декор способствует для развития креативного мышления ребенка и раскрытия творческих способностей.
Безусловно самой главной проблемой на сегодняшний день остается, внешний вид учебных учреждений. На данный момент в нашей стране сегмент образования в качестве удобства, инноваций и эстетического восприятия очень запущен. Дизайн и оснащение обучающего пространства не менялся уж 30-40 лет. При проектировании данных учреждений никогда не рассматривались проблемы в помощи взаимодействия ребенка с обществом, а так же помощь в его психологическом и умственном развитие. В проектах тех тел была только одна проблема, это проблема размещения, которую решили штамповочным образом, разместив по стране тысячи безликих коробок. Шаблонное решение пространства привело к стереотипному мышлению, что совершенно не приемлемо в современном мире.
Все еще используется устаревшая мебель, грубая не удобная эстетически непривлекательная. Такая мебель не только препятствует эргономики и удобства помещения но и снижает положительное эмоциональное состояние, а так же может быть травмоопасный. Игнорируются современные технологии и отделочные материалы. Недостаток необходимого оборудования и современной техники существенно сказывается на качестве обучения и отдыхе учеников.
Так же не маловажные проблемы в создании правильного интересного интерьера - это ограниченность бюджета и не большие размеры помещения. Модульная мебель это идеально дизайнерское решение данной проблемы. многофункциональность такой мебели решает проблему с пространством, а так же несет функцию в том числе и развивающую. Разбивать с помощью нее пространства на зоны, каждый раз разные зависимости от задачи, втягивают детей в увлекательный процесс учебы.
Мебель для детей должна быть не только удобная но и изготовлена из безопасных материалов. К счастью рынок переполнен бюджетными материалами альтернативными дереву и металлу. Изготовив мебель из высококачественного пластика мы получаем современную, легкую, мобильную, экологически чистую, бюджетную мебель.
Исходя из выше изложенного, мной была сформулирована гипотеза: грамотно построенный модульный интерьер в рамках национального института, с использованием современных технологий и инноваций будет благоприятно влиять на обучение детей полилингвальным уклоном, а также способствовать формированию познавательной активности и всестороннему развитию личности.
Отличительными признаками такой среды являются современность, комфорт и эстетичность, эргономичность, функциональная надежность и безопасность, информативность, наглядность и наукоемкость.
Объект исследования - интерьер образовательного учреждения как развивающая среда.
Предмет исследования - дизайн - технологии проектирования интерьера учебного класса как развивающей среды.
Цельюработы является создание дизайн - проекта интерьера учебных классов дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой были определены методы: изучение и обобщение литературы и статей, сравнительный анализ современных зарубежных и российских дизайнерских решений, разработка проектных чертежей и планов, автоматизированные методы моделирования в программе 3ds Max.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть особенности проектирования предметно-развивающей среды и основные требования к интерьеру и оборудованию образовательных учреждений школьников;
- проанализировать педагогические возможности организации развивающей предметно-пространственной среды учебных классов;
- изучить эргономические требования и санитарно-гигиенические нормы при проектировании общеобразовательных учреждений;
- разработать дизайн-проект интерьера учебных классов как развивающей среды дошкольников. Теоретическая значимость исследования состоит в
изучении, анализе и целостном осмыслении проблем, возникающих при разработке дизайн - проектов.
Практическая значимость работы в том, что в процессе исследования было изучено и систематизировано огромное количество данных, были проанализированы работы отечественных и зарубежных дизайнеров. Проект выполнен с учетом эргономики и основных принципов дизайна среды. Разработанный дизайн-проект может быть использован в дальнейшем при проектировании новых или обновлении действующих классов для дошкольников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, выводов по двум главам, заключения, списка литературы из ... источников и приложения.
Большую часть своего времени, на протяжении 9 или 11 лет, ребенок проводит в школе, поэтому очень важно уделять достаточное внимание современным образовательным технологиям и интерьерному решению предметно-развивающей и воспитывающей среды. На сегодняшний день важно создавать инновационные, комфортные и функциональные общеобразовательные учреждения.
Характер дизайна интерьера класса для учащихся младшей школы должен выполнять функцию облегчения процессов учебно-воспитательного процесса. При разработке дизайна интерьера учебного класса выбор средств должен быть оправданным, в соответствии с влияниями на эмоциональное состояние младшего школьника, который возникает при их наличии в интерьере. Выбор цвета, системы освещения, декора, мебели, деталей интерьера, методического и наглядного обеспечения для каждого класса или функциональной зоны должен основываться на специфике восприятия его ребенком в процессе различных видов деятельности в структуре учебно - воспитательного процесса.
Целостность эстетического образа дизайна интерьера класса для младших школьников включает в себя не только гармоничное соотношение каждого объекта с окружающей средой, однако, и их тесную взаимосвязь с воспитательными и информационными задачами, которые ставятся перед образовательным учреждением в соответствии с современными образовательными требованиями.
Предметное наполнение и общая архитектура здания должны разрабатываться индивидуально, при активном содействии дизайнеров, педагогов и психологов. Каждое общеобразовательное учреждение должно быть уникальным и отличаться от других зданий похожего назначения.
В процессе теоретической и исследовательской работы над проблемой создания интерьера учебных классов как развивающей среды были решены поставленные передо мной задачи, подтверждена гипотеза исследования и сформулированы соответствующие выводы. В ходе исследований была изучена литература по теме проекта, систематизировано огромное количество данных, проанализирован и проведен сравнительный анализ современных зарубежных и отечественных дизайнерских решений.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты формирования и развития личности младшего школьника, задачи образовательного учреждения по воспитанию и формированию всесторонне развитой личности, определены содержание и характеристика понятий «образовательная» и «предметно-развивающая среда», рассмотрено их влияние на личность школьника.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены функции и принципы построения предметно-пространственной среды, систематизированы основные требования к организации учебного класса для младших школьников. Правильно построенная предметно-развивающая среда является обязательным компонентом в процессе обучения. Она является важной составляющей успешного обучения младших школьников. Состояние учебных заведений должно соответствовать потребностям современного поколения.
В данной работе захотелось уйти от стереотипов школьного дизайна и создать индивидуальный образ, который будет являться отличительной чертой среди других сооружений данного назначения и куда дети ходили бы с удовольствием и хорошим настроением.
В процессе предпроектных исследований и сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта в проектировании учебных заведений была сформулирована концепция и разработан дизайн-проект интерьера учебного класса и специализированного кабинета, как развивающей среды, были выбраны безопасные современные отделочные материалы, используемые для оформления интерьера кабинетов, отвечающие гигиеническим требованиям и нормам пожарной безопасности.
Все проектные предложения построены в соответствии с эргономическими требованиями. Современность и актуальность данной работы проявляется в композиционном и стилистическом дизайнерском решении. Мебель в проекте представлена в секционном и модульном вариантах, которую можно легко переставлять и компоновать в различные композиции в зависимости от формата урока. Каждое помещение оснащено необходимым инновационным техническим оборудованием.
Колористическое решение проекта выбрано в оптимальной цветовой гамме, при подборе которой руководствовались знаниями о влиянии цвета на психологическое и эмоциональное состояние людей и ориентировано на детское восприятие. Все предметное наполнение органично сочетается по цвету и стилю, а также предусматривает взаимозаменяемость отдельных элементов. Стилистическое оформление интерьеров соответствует организации воспитательного и образовательного процесса.
Таким образом, я считаю, что дизайн - проект получился нестандартным, интересным решением и способен привнести значительный вклад в развитие дизайн - проектирования современных школ и обновление интерьеров школ советских времен.
В приложении к данной выпускной квалификационной работе представлены фото зарубежных и российских интерьеров школ, дизайн- концепция рассматриваемого объекта проектирования. Графическая часть дизайн - проекта представлена на планшете и наглядно демонстрирует наиболее значимые перспективы и виды, элементы стиля и декора и цветовую палитру проектируемого объекта.
На основе вышеизложенного можно сказать, что цель дипломной работы, которая заключалась в разработке современного дизайн - проекта интерьера
учебных классов, оказывающих влияние на формирование воспитывающей и
развивающей среды младших школьников, была достигнута.
Характер дизайна интерьера класса для учащихся младшей школы должен выполнять функцию облегчения процессов учебно-воспитательного процесса. При разработке дизайна интерьера учебного класса выбор средств должен быть оправданным, в соответствии с влияниями на эмоциональное состояние младшего школьника, который возникает при их наличии в интерьере. Выбор цвета, системы освещения, декора, мебели, деталей интерьера, методического и наглядного обеспечения для каждого класса или функциональной зоны должен основываться на специфике восприятия его ребенком в процессе различных видов деятельности в структуре учебно - воспитательного процесса.
Целостность эстетического образа дизайна интерьера класса для младших школьников включает в себя не только гармоничное соотношение каждого объекта с окружающей средой, однако, и их тесную взаимосвязь с воспитательными и информационными задачами, которые ставятся перед образовательным учреждением в соответствии с современными образовательными требованиями.
Предметное наполнение и общая архитектура здания должны разрабатываться индивидуально, при активном содействии дизайнеров, педагогов и психологов. Каждое общеобразовательное учреждение должно быть уникальным и отличаться от других зданий похожего назначения.
В процессе теоретической и исследовательской работы над проблемой создания интерьера учебных классов как развивающей среды были решены поставленные передо мной задачи, подтверждена гипотеза исследования и сформулированы соответствующие выводы. В ходе исследований была изучена литература по теме проекта, систематизировано огромное количество данных, проанализирован и проведен сравнительный анализ современных зарубежных и отечественных дизайнерских решений.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты формирования и развития личности младшего школьника, задачи образовательного учреждения по воспитанию и формированию всесторонне развитой личности, определены содержание и характеристика понятий «образовательная» и «предметно-развивающая среда», рассмотрено их влияние на личность школьника.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены функции и принципы построения предметно-пространственной среды, систематизированы основные требования к организации учебного класса для младших школьников. Правильно построенная предметно-развивающая среда является обязательным компонентом в процессе обучения. Она является важной составляющей успешного обучения младших школьников. Состояние учебных заведений должно соответствовать потребностям современного поколения.
В данной работе захотелось уйти от стереотипов школьного дизайна и создать индивидуальный образ, который будет являться отличительной чертой среди других сооружений данного назначения и куда дети ходили бы с удовольствием и хорошим настроением.
В процессе предпроектных исследований и сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта в проектировании учебных заведений была сформулирована концепция и разработан дизайн-проект интерьера учебного класса и специализированного кабинета, как развивающей среды, были выбраны безопасные современные отделочные материалы, используемые для оформления интерьера кабинетов, отвечающие гигиеническим требованиям и нормам пожарной безопасности.
Все проектные предложения построены в соответствии с эргономическими требованиями. Современность и актуальность данной работы проявляется в композиционном и стилистическом дизайнерском решении. Мебель в проекте представлена в секционном и модульном вариантах, которую можно легко переставлять и компоновать в различные композиции в зависимости от формата урока. Каждое помещение оснащено необходимым инновационным техническим оборудованием.
Колористическое решение проекта выбрано в оптимальной цветовой гамме, при подборе которой руководствовались знаниями о влиянии цвета на психологическое и эмоциональное состояние людей и ориентировано на детское восприятие. Все предметное наполнение органично сочетается по цвету и стилю, а также предусматривает взаимозаменяемость отдельных элементов. Стилистическое оформление интерьеров соответствует организации воспитательного и образовательного процесса.
Таким образом, я считаю, что дизайн - проект получился нестандартным, интересным решением и способен привнести значительный вклад в развитие дизайн - проектирования современных школ и обновление интерьеров школ советских времен.
В приложении к данной выпускной квалификационной работе представлены фото зарубежных и российских интерьеров школ, дизайн- концепция рассматриваемого объекта проектирования. Графическая часть дизайн - проекта представлена на планшете и наглядно демонстрирует наиболее значимые перспективы и виды, элементы стиля и декора и цветовую палитру проектируемого объекта.
На основе вышеизложенного можно сказать, что цель дипломной работы, которая заключалась в разработке современного дизайн - проекта интерьера
учебных классов, оказывающих влияние на формирование воспитывающей и
развивающей среды младших школьников, была достигнута.
Подобные работы
- Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Формирование логических приемов мышления у старших дошкольников в процессе обучения счетной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Условия формирования основ этнокультуры детей посредством музейной педагогики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методики создания тактильных карт
с применением геоинформационных систем и аддитивных технологий
Диссертация , картография. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКАХ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями, общественными организациями и региональными органами власти в рамках государственно - общественного управления образованием
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2017 - Виртуальные школьные сообщества как средство социализации подростков
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022



