ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ВУЗЕ 9
1.1 Культурная идентичность как объект педагогического исследования... 9
1.2 Иностранный язык как средство формирования культурной
идентичности обучающегося в образовательном пространстве вуза 25
1.3 Характеристики поликультурного образовательного пространства вуза
в подготовке студентов-бакалавров языкового профиля обучения 40
Выводы по главе 1 49
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ- БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 52
2.1 Методика выявления уровня сформированности культурной идентичности личности студентов-бакалавров 52
2.2 Модель формирования культурной идентичности личности
обучающегося в вузе 61
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 72
Выводы по главе 2 85
Заключение 87
Список литературы 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ВУЗЕ 9
1.1 Культурная идентичность как объект педагогического исследования... 9
1.2 Иностранный язык как средство формирования культурной
идентичности обучающегося в образовательном пространстве вуза 25
1.3 Характеристики поликультурного образовательного пространства вуза
в подготовке студентов-бакалавров языкового профиля обучения 40
Выводы по главе 1 49
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ- БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 52
2.1 Методика выявления уровня сформированности культурной идентичности личности студентов-бакалавров 52
2.2 Модель формирования культурной идентичности личности
обучающегося в вузе 61
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 72
Выводы по главе 2 85
Заключение 87
Список литературы 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Современное общество является участником процесса глобализации и свидетелем последствий этого процесса, коснувшихся многих сфер жизни общества. Одним из таких последствий является назревший кризис идентичности, вызванный истощением культурных и духовных факторов, что приводит к отсутствию общенациональной идеи личности.
Иностранный язык играет уникальную роль в трансляции социально - культурных смыслов, что в условиях кризиса идентичности может помочь обеспечить устойчивость восприятия собственного «Я», как субъекта культуры, в исторически меняющейся культурной среде.
Актуальность исследования обусловлена противоречиями между:
- потребностью формирования культурной идентичности личности обучающихся в системе высшей школы и недостаточным ее проявлении в культурно-социальных моделях поведения, обучающихся;
- объективной необходимостью ценностного самоопределения студенческой молодежи, и недостаточным проявлением студентами способности к личностной самоидентификации в соответствии с нормами, ценностями и образцами культуры;
- потребностью реализации имеющегося образовательно-воспитательного потенциала дисциплин языкового содержания (иностранный язык) и недостаточной его реализацией в поликультурном образовательном пространстве вуза в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования мы определили следующим образом: каковы содержание, формы, методы и педагогические условия формирования культурной идентичности студентов в процессе изучения иностранного (английского) языка?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования культурной идентичности личности обучающегося средствами английского языка в условиях поликультурного образовательного пространства вуза.
Объект исследования: методика преподавания английского языка в вузе.
Предмет исследования: формирование культурной идентичности личности обучающегося средствами английского языка в поликультурном образовательном пространстве вуза.
Гипотеза исследования: формирование культурной идентичности обучающегося в поликультурном образовательном пространстве вуза будет успешным, если:
- выявлены сущность и специфика понятия культурной идентичности личности обучающегося и ее взаимосвязи с изучением английского языка;
- дополнено содержание рабочей программы дисциплины «Практический курс первого иностранного языка», по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);
- разработана модель формирования культурной идентичности личности обучающегося средствами английского языка в поликультурном образовательном пространстве вуза;
- определены критерии и уровни сформированности культурной идентичности личности обучающегося в процессе изучения английского языка.
Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:
1. Раскрыть теоретико-методические аспекты формирования культурной идентичности на основании психологических, культурологических и педагогических исследований;
2. Разработать модель формирования культурной идентичности обучающегося в процессе изучения английского языка;
3. Дополнить содержание рабочей программы «Практический курс английского языка» и определить методические средства ее реализации;
4. Выявить методические условия формирования культурной идентичности студентов-бакалавров и экспериментально проверить их эффективность.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в основу нашего исследования легли следующие методы исследования: теоретические (сравнительно-сопоставительный, синтез и анализ, метод моделирования), эмпирические (анкетирование, интервьюирование, обсервационный метод фиксирования результатов обучения и развития), экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), математические (графопостроение, метод статистической обработки данных).
Вопросами формирования культурной идентичности личности занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Э.В. Васильева, Л.Б. Абаева, А.И. Донцов, М.В. Заковоротная, Е.А. Пугачева, В.А. Ядов, Э.Эриксон, Дж. Марш, Д. Блок, М.Дж. Колье, Б. Нортон и др.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили теории, концепции и идеи, в которых: представлены работы по методике преподавания английского языка (Е.Н. Соловова, Е.И. Пассов, С.Г. Тер-Минасова, Г.А. Китайгородская, А.Н. Щукин, Н.М. Борытко); представлены исследования проблемы идентичности в областях культурологии, психологии, этнологии, антропологии (Э. Эриксон, Дж. Мид, И. Г офман, С. Московичи, Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Ч. Кули, Т. Парсонс, А.А. Кожинов, В.Г. Крысько, М.Н. Лебедева, В.С. Мухина, Г.У. Солдатова, Ю.П. Платонов, Б.Ф. Поршнев, Г.В. Старовойтова, В.К. Шаповалов и др.); рассматривается роль иностранного языка в формировании культурной идентичности личности (В. Фон Гумбольдт, К.С. Аксакова, А.А. Потебни, Р. Барт, П. Бергер, Т. Лукман, П. Серио, М. Фуко, О.Л. Данилова, Н.Н. Кукаренко, О.В. Поспелова, Ю.С. Степанов);присутствует концепция воспитания человека культуры (М. М. Бахтин, В.С. Библер, Л.С. Выготский, Е.В. Бондаревская, В.А. Доманский, Н.С. Злобин, Н.М. Свирина и др.);лежит принцип культуросообразности образования (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, С.И. Гессен, К.Д. Ушинский).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• Уточнена и расширена структурно-содержательная характеристика понятия «культурная идентичность».
• Разработана модель формирования культурной идентичности личности обучающегося средствами английского языка в поликультурном образовательном пространстве вуза.
• Выявлен и дополнен культурологический потенциал дисциплины «Практический курс английского языка» языка для студентов-бакалавров 3-4 курса по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);
• Выявлены методические условия формирования культурной идентичности студентов-бакалавров.
Теоретическая значимость обусловлена:
- обогащением научных представлений о возможностях развития культурной идентичности личности обучающегося в процессе изучения иностранного (английского) языка в поликультурном образовательном пространстве вуза;
- теоретическим обоснованием того, что формирование культурной идентичности личности обучающегося может представлять собой целенаправленно организованный педагогический процесс, инструментом которого выступает лингвистическое образование в лице иностранного (английского) языка.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- дополнена рабочая программа дисциплины «Практический курс английского языка» 44.03.05, педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);
- разработано учебно-методическое пособие по теме исследования;
- полученные результаты исследования могут послужить основой для разработки новых педагогических моделей и систем формирования культурной идентичности личности обучающегося вуза.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Теоретико-методические аспекты формирования культурной идентичности личности обучающегося средствами английского языка. Культурная идентичность — это сложное психологическое образование, обусловленное человеческой потребностью «в другом» и самоопределением личности в системе общечеловеческих, культурных ценностей и идеалов, определяющих ее гуманистическое мировоззрение, влияющее на этнический, социальный и личностный уровни идентичности, а в структурном плане представлено когнитивным, эмоционально-ценностным и поведенческими компонентами. Поликультурное образовательное пространство вуза выступает в качестве педагогически организованного пространства формирования культурной идентичности обучающегося, структурообразующим компонентом которого является иностранный язык.
2) Педагогическими условиями формирования культурной идентичности
студентов-бакалавров являются: дополненная программа дисциплины «Практический курс английского языка», использование технологий, фор и методов обучения в соответствии с принципами культуросообразности, продуктивности и мультикультурности.
Экспериментальной базой Казанский (Приволжский) федеральный университет, ИФМК, студенты-бакалавры, 3-4 курса по специальности: 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (иностранный (английский) язык и второй иностранный язык), группа 10.1-508 (22 студента), группа 10.1-509 (23 студента).
Этапы исследования:
I диагностико-прогностический этап: определение темы, объекта и предмета исследования, определение степени изученности исследуемого явления, разработка основных положений исследования определение базы опытно - экспериментальной работы, работа с научной литературой, выбор стратегии проведения экспериментальной работы, подбор методологической базы исследования;
II опытно-экспериментальный этап: осуществление формирующего этапа эксперимента, разработка модели формирования культурной идентичности, определение педагогических условий, дополнение рабочей программы, реализация технологий, форм и методов формирования культурной идентичности;
III описательно-аналитический этап: анализ полученных данных,
оформление результатов осуществленного исследования в текстовой форме в контексте необходимых требований, апробация и внедрение результатов исследования в образовательный процесс.
Результаты настоящего исследования были апробированы на:
- X Международной научно-практической конференции «Вопросы языковой динамики, переводоведения и лингводидактики в когнитивном аспекте» в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева в г. Чебоксары (апрель 2018);
- V Международной молодежной научно-практической конференции «Культура и наука: новый взгляд» (май 2018);
- Международной очно-заочной научно-практической конференции «Вопросы современных научных исследований» г. Омск (март 2019);
- ежегодной итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (апрель 2019);
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам соответственно, заключения, списка литературы и приложения.
Иностранный язык играет уникальную роль в трансляции социально - культурных смыслов, что в условиях кризиса идентичности может помочь обеспечить устойчивость восприятия собственного «Я», как субъекта культуры, в исторически меняющейся культурной среде.
Актуальность исследования обусловлена противоречиями между:
- потребностью формирования культурной идентичности личности обучающихся в системе высшей школы и недостаточным ее проявлении в культурно-социальных моделях поведения, обучающихся;
- объективной необходимостью ценностного самоопределения студенческой молодежи, и недостаточным проявлением студентами способности к личностной самоидентификации в соответствии с нормами, ценностями и образцами культуры;
- потребностью реализации имеющегося образовательно-воспитательного потенциала дисциплин языкового содержания (иностранный язык) и недостаточной его реализацией в поликультурном образовательном пространстве вуза в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования мы определили следующим образом: каковы содержание, формы, методы и педагогические условия формирования культурной идентичности студентов в процессе изучения иностранного (английского) языка?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования культурной идентичности личности обучающегося средствами английского языка в условиях поликультурного образовательного пространства вуза.
Объект исследования: методика преподавания английского языка в вузе.
Предмет исследования: формирование культурной идентичности личности обучающегося средствами английского языка в поликультурном образовательном пространстве вуза.
Гипотеза исследования: формирование культурной идентичности обучающегося в поликультурном образовательном пространстве вуза будет успешным, если:
- выявлены сущность и специфика понятия культурной идентичности личности обучающегося и ее взаимосвязи с изучением английского языка;
- дополнено содержание рабочей программы дисциплины «Практический курс первого иностранного языка», по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);
- разработана модель формирования культурной идентичности личности обучающегося средствами английского языка в поликультурном образовательном пространстве вуза;
- определены критерии и уровни сформированности культурной идентичности личности обучающегося в процессе изучения английского языка.
Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:
1. Раскрыть теоретико-методические аспекты формирования культурной идентичности на основании психологических, культурологических и педагогических исследований;
2. Разработать модель формирования культурной идентичности обучающегося в процессе изучения английского языка;
3. Дополнить содержание рабочей программы «Практический курс английского языка» и определить методические средства ее реализации;
4. Выявить методические условия формирования культурной идентичности студентов-бакалавров и экспериментально проверить их эффективность.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в основу нашего исследования легли следующие методы исследования: теоретические (сравнительно-сопоставительный, синтез и анализ, метод моделирования), эмпирические (анкетирование, интервьюирование, обсервационный метод фиксирования результатов обучения и развития), экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), математические (графопостроение, метод статистической обработки данных).
Вопросами формирования культурной идентичности личности занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Э.В. Васильева, Л.Б. Абаева, А.И. Донцов, М.В. Заковоротная, Е.А. Пугачева, В.А. Ядов, Э.Эриксон, Дж. Марш, Д. Блок, М.Дж. Колье, Б. Нортон и др.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили теории, концепции и идеи, в которых: представлены работы по методике преподавания английского языка (Е.Н. Соловова, Е.И. Пассов, С.Г. Тер-Минасова, Г.А. Китайгородская, А.Н. Щукин, Н.М. Борытко); представлены исследования проблемы идентичности в областях культурологии, психологии, этнологии, антропологии (Э. Эриксон, Дж. Мид, И. Г офман, С. Московичи, Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Ч. Кули, Т. Парсонс, А.А. Кожинов, В.Г. Крысько, М.Н. Лебедева, В.С. Мухина, Г.У. Солдатова, Ю.П. Платонов, Б.Ф. Поршнев, Г.В. Старовойтова, В.К. Шаповалов и др.); рассматривается роль иностранного языка в формировании культурной идентичности личности (В. Фон Гумбольдт, К.С. Аксакова, А.А. Потебни, Р. Барт, П. Бергер, Т. Лукман, П. Серио, М. Фуко, О.Л. Данилова, Н.Н. Кукаренко, О.В. Поспелова, Ю.С. Степанов);присутствует концепция воспитания человека культуры (М. М. Бахтин, В.С. Библер, Л.С. Выготский, Е.В. Бондаревская, В.А. Доманский, Н.С. Злобин, Н.М. Свирина и др.);лежит принцип культуросообразности образования (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, С.И. Гессен, К.Д. Ушинский).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• Уточнена и расширена структурно-содержательная характеристика понятия «культурная идентичность».
• Разработана модель формирования культурной идентичности личности обучающегося средствами английского языка в поликультурном образовательном пространстве вуза.
• Выявлен и дополнен культурологический потенциал дисциплины «Практический курс английского языка» языка для студентов-бакалавров 3-4 курса по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);
• Выявлены методические условия формирования культурной идентичности студентов-бакалавров.
Теоретическая значимость обусловлена:
- обогащением научных представлений о возможностях развития культурной идентичности личности обучающегося в процессе изучения иностранного (английского) языка в поликультурном образовательном пространстве вуза;
- теоретическим обоснованием того, что формирование культурной идентичности личности обучающегося может представлять собой целенаправленно организованный педагогический процесс, инструментом которого выступает лингвистическое образование в лице иностранного (английского) языка.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- дополнена рабочая программа дисциплины «Практический курс английского языка» 44.03.05, педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);
- разработано учебно-методическое пособие по теме исследования;
- полученные результаты исследования могут послужить основой для разработки новых педагогических моделей и систем формирования культурной идентичности личности обучающегося вуза.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Теоретико-методические аспекты формирования культурной идентичности личности обучающегося средствами английского языка. Культурная идентичность — это сложное психологическое образование, обусловленное человеческой потребностью «в другом» и самоопределением личности в системе общечеловеческих, культурных ценностей и идеалов, определяющих ее гуманистическое мировоззрение, влияющее на этнический, социальный и личностный уровни идентичности, а в структурном плане представлено когнитивным, эмоционально-ценностным и поведенческими компонентами. Поликультурное образовательное пространство вуза выступает в качестве педагогически организованного пространства формирования культурной идентичности обучающегося, структурообразующим компонентом которого является иностранный язык.
2) Педагогическими условиями формирования культурной идентичности
студентов-бакалавров являются: дополненная программа дисциплины «Практический курс английского языка», использование технологий, фор и методов обучения в соответствии с принципами культуросообразности, продуктивности и мультикультурности.
Экспериментальной базой Казанский (Приволжский) федеральный университет, ИФМК, студенты-бакалавры, 3-4 курса по специальности: 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (иностранный (английский) язык и второй иностранный язык), группа 10.1-508 (22 студента), группа 10.1-509 (23 студента).
Этапы исследования:
I диагностико-прогностический этап: определение темы, объекта и предмета исследования, определение степени изученности исследуемого явления, разработка основных положений исследования определение базы опытно - экспериментальной работы, работа с научной литературой, выбор стратегии проведения экспериментальной работы, подбор методологической базы исследования;
II опытно-экспериментальный этап: осуществление формирующего этапа эксперимента, разработка модели формирования культурной идентичности, определение педагогических условий, дополнение рабочей программы, реализация технологий, форм и методов формирования культурной идентичности;
III описательно-аналитический этап: анализ полученных данных,
оформление результатов осуществленного исследования в текстовой форме в контексте необходимых требований, апробация и внедрение результатов исследования в образовательный процесс.
Результаты настоящего исследования были апробированы на:
- X Международной научно-практической конференции «Вопросы языковой динамики, переводоведения и лингводидактики в когнитивном аспекте» в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева в г. Чебоксары (апрель 2018);
- V Международной молодежной научно-практической конференции «Культура и наука: новый взгляд» (май 2018);
- Международной очно-заочной научно-практической конференции «Вопросы современных научных исследований» г. Омск (март 2019);
- ежегодной итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (апрель 2019);
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам соответственно, заключения, списка литературы и приложения.
Вопрос самоидентификации человека приобретает особенное значение в мире, подверженному маргинализации и кризису культурной идентичности. Граждане страны не хотят или не могут отождествлять себя с культурой родной страны, что приводит к застою в духовном развитии личности и общества в целом.
В нашем исследовании мы подняли тему формирования культурной идентичности личности обучающихся в поликультурном образовательном пространстве вуза, потому что молодежь - наиболее подверженная изменениям демографическая группа, а пространство вуза может выступать в качестве мощного активатора процесса формирования культурной идентичности.
Культурная идентичность личности - это осознание и отождествление человеком своей личной целостности с нормами, ценностями и образцами родной культуры, которые проявляются в культурно-специфических моделях поведения.
В рамках нашего исследования, мы учитываем комплексный характер категории «культурная идентичность личности», и связываем педагогический смысл рассматриваемого явления с достижением образовательного процесса в развитии личностной интеграции ценностей и знаний отечественной культуры как основы формирования ценностно-нормативной системы личности, обусловливающей её поведенческие стратегии.
Мы предположили, что формирование культурной идентичности обучающегося в поликультурном образовательном пространстве вуза может быть успешным, если:
- выявлены сущность и специфика понятия культурной идентичности и ее взаимосвязи с изучением иностранного языка;
- дополнено содержание рабочей программы по дисциплине «Практический курс первого иностранного языка», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);
- разработана модель формирования культурной идентичности обучающегося в процессе изучения иностранного (английского языка) в поликультурном образовательном пространстве вуза;
- определены критерии и уровни сформированности культурной идентичности личности обучающегося в процессе изучения иностранного (английского языка).
В первой главе мы описали теоретические основы исследования, выделенные из работ отечественных и зарубежных ученых, работавших в сферах психологии, педагогики, филологии, лингвистики, культурологии и антропологии. В первой главе были даны трактовки основных понятий исследования: идентичность, культурная идентичность, поликультурное образовательное пространство.
Мы обозначили интегративный характер феномена культурной идентичности, выявили уровни и критерии ее сформированности: когнитивный, эмотивно-ценностный, поведенческий.
В первом параграфе второй главы мы описали разработанную нами модель формирования культурной идентичности. В центре модели находится основная цель: формирование культурной идентичности личности обучающегося, средством выполнения поставленной задачи является иностранный (английский) язык.
Педагогическими условиями в данном случае будут являться: дополненная программа выбранной языковой дисциплины, которая должна быть расширена с учетом культурологического подхода к образованию; акцент на формирование социокультурной компетенции обучающейся, как необходимой составляющей культурной идентичности; поликультурное образовательное пространство вуза, которое способствовало бы формированию мультикультурного мышления обучающихся.
Следующим блоком выделены принципы поликультурного образования, которые должны соблюдаться в поликультурном образовательном пространстве вуза: принцип культуросообразности, принцип продуктивности и принцип мультикультурности.
На наш взгляд неотъемлемыми элементами формирования культурной идентичности являются методики и технологии, используемые в ходе лингвистического образования. Мы перечислили некоторые из них: проектная технология, технология портфолио, кейс-стади, jigsaw (технология «Пила»), перевернутый класс, общекультурная симуляционная игра, этнокультурный тренинг. С левой стороны представлены другие важные компоненты: тщательно подобранный лингвострановедческий материал, исследовательско-проектная деятельность обучающихся и взаимодействие учащихся друг с другом и с элементами иноязычной культуры в процессе обучения.
Во второй главе исследования мы занимались анализом и дополнением рабочей программы по дисциплине «Практический курс английского языка», подробно расписывали диагностический инструментарий и результаты опытно - экспериментальной работы.
На основании данных, полученных в результате экспериментальной деятельности, мы пришли к выводу, что формирование культурной идентичности происходит в результате лингвистического образования, потому что обе группы (контрольная экспериментальная) продемонстрировали рост уровня культурной идентичности, но в экспериментальной группе различия были заметнее, поэтому мы пришли к обоснованному выводу, что введенная нами методика преподавания иностранного (английского) языка способствует успешному формированию культурной идентичности личности обучающегося в условиях поликультурного образовательного пространства вуза.
Закончив работу над исследованием, мы можем также составить рекомендации для заинтересованных в более глубоком изучении вопроса, следовать которым не удалось вследствие временных, территориальных и других ограничений.
Во-первых, для более достоверного анализа мы рекомендуем увеличить количество участников экспериментальной и контрольной групп, а также увеличить временной промежуток, во время которого будет происходить эксперимент. Этот подход позволит сделать результаты более объективными и составить более точное представление о культурной идентичности участников эксперимента.
Во-вторых, для большей объективности также рекомендуется включить в инструментарий эксперимента долговременное наблюдение за участниками эксперимента, а также фиксирование проявлений культурной идентичности и дальнейший анализ этих проявлений.
В-третьих, во избежание конфликтующих переменных рекомендуется допускать варьирование только одного из параметров внутри группы. Дальнейшее исследование формирования культурной идентичности может быть проведено в более инклюзивных группах (только девушки или только парни, одинаковый возраст, этническая принадлежность), для выявления дополнительных факторов, влияющий на процесс формирования культурной идентичности.
В нашем исследовании мы подняли тему формирования культурной идентичности личности обучающихся в поликультурном образовательном пространстве вуза, потому что молодежь - наиболее подверженная изменениям демографическая группа, а пространство вуза может выступать в качестве мощного активатора процесса формирования культурной идентичности.
Культурная идентичность личности - это осознание и отождествление человеком своей личной целостности с нормами, ценностями и образцами родной культуры, которые проявляются в культурно-специфических моделях поведения.
В рамках нашего исследования, мы учитываем комплексный характер категории «культурная идентичность личности», и связываем педагогический смысл рассматриваемого явления с достижением образовательного процесса в развитии личностной интеграции ценностей и знаний отечественной культуры как основы формирования ценностно-нормативной системы личности, обусловливающей её поведенческие стратегии.
Мы предположили, что формирование культурной идентичности обучающегося в поликультурном образовательном пространстве вуза может быть успешным, если:
- выявлены сущность и специфика понятия культурной идентичности и ее взаимосвязи с изучением иностранного языка;
- дополнено содержание рабочей программы по дисциплине «Практический курс первого иностранного языка», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);
- разработана модель формирования культурной идентичности обучающегося в процессе изучения иностранного (английского языка) в поликультурном образовательном пространстве вуза;
- определены критерии и уровни сформированности культурной идентичности личности обучающегося в процессе изучения иностранного (английского языка).
В первой главе мы описали теоретические основы исследования, выделенные из работ отечественных и зарубежных ученых, работавших в сферах психологии, педагогики, филологии, лингвистики, культурологии и антропологии. В первой главе были даны трактовки основных понятий исследования: идентичность, культурная идентичность, поликультурное образовательное пространство.
Мы обозначили интегративный характер феномена культурной идентичности, выявили уровни и критерии ее сформированности: когнитивный, эмотивно-ценностный, поведенческий.
В первом параграфе второй главы мы описали разработанную нами модель формирования культурной идентичности. В центре модели находится основная цель: формирование культурной идентичности личности обучающегося, средством выполнения поставленной задачи является иностранный (английский) язык.
Педагогическими условиями в данном случае будут являться: дополненная программа выбранной языковой дисциплины, которая должна быть расширена с учетом культурологического подхода к образованию; акцент на формирование социокультурной компетенции обучающейся, как необходимой составляющей культурной идентичности; поликультурное образовательное пространство вуза, которое способствовало бы формированию мультикультурного мышления обучающихся.
Следующим блоком выделены принципы поликультурного образования, которые должны соблюдаться в поликультурном образовательном пространстве вуза: принцип культуросообразности, принцип продуктивности и принцип мультикультурности.
На наш взгляд неотъемлемыми элементами формирования культурной идентичности являются методики и технологии, используемые в ходе лингвистического образования. Мы перечислили некоторые из них: проектная технология, технология портфолио, кейс-стади, jigsaw (технология «Пила»), перевернутый класс, общекультурная симуляционная игра, этнокультурный тренинг. С левой стороны представлены другие важные компоненты: тщательно подобранный лингвострановедческий материал, исследовательско-проектная деятельность обучающихся и взаимодействие учащихся друг с другом и с элементами иноязычной культуры в процессе обучения.
Во второй главе исследования мы занимались анализом и дополнением рабочей программы по дисциплине «Практический курс английского языка», подробно расписывали диагностический инструментарий и результаты опытно - экспериментальной работы.
На основании данных, полученных в результате экспериментальной деятельности, мы пришли к выводу, что формирование культурной идентичности происходит в результате лингвистического образования, потому что обе группы (контрольная экспериментальная) продемонстрировали рост уровня культурной идентичности, но в экспериментальной группе различия были заметнее, поэтому мы пришли к обоснованному выводу, что введенная нами методика преподавания иностранного (английского) языка способствует успешному формированию культурной идентичности личности обучающегося в условиях поликультурного образовательного пространства вуза.
Закончив работу над исследованием, мы можем также составить рекомендации для заинтересованных в более глубоком изучении вопроса, следовать которым не удалось вследствие временных, территориальных и других ограничений.
Во-первых, для более достоверного анализа мы рекомендуем увеличить количество участников экспериментальной и контрольной групп, а также увеличить временной промежуток, во время которого будет происходить эксперимент. Этот подход позволит сделать результаты более объективными и составить более точное представление о культурной идентичности участников эксперимента.
Во-вторых, для большей объективности также рекомендуется включить в инструментарий эксперимента долговременное наблюдение за участниками эксперимента, а также фиксирование проявлений культурной идентичности и дальнейший анализ этих проявлений.
В-третьих, во избежание конфликтующих переменных рекомендуется допускать варьирование только одного из параметров внутри группы. Дальнейшее исследование формирования культурной идентичности может быть проведено в более инклюзивных группах (только девушки или только парни, одинаковый возраст, этническая принадлежность), для выявления дополнительных факторов, влияющий на процесс формирования культурной идентичности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОИ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ - ЭКОНОМИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Формирование межкультурной коммуникативной компетенции
старшеклассников в условиях поликультурной среды
Магистерская диссертация, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ (АНГЛИЙСКОМУ) ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СТУДЕНЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ОСВОЕНИЯ БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (CLIL) В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАК АДЕКВАТНАЯ МОДЕЛЬ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2015



