Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Потребительское поведение социально-профессиональных групп работников бюджетных учреждений: региональный аспект

Работа №37211

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
301
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Теоретико-методологические основы анализа потребительского поведения социально-профессиональных групп работников 9
Раздел 2. Тенденции развития потребительского поведения социально - профессиональных групп работников в российском обществе 28
Раздел 3. Особенности потребительского поведения социально- профессиональных групп работников бюджетных учреждений в сфере здравоохранения и образования: региональный аспект 52
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Приложение 76

Актуальность темы исследования. Новые реалии современного общества, включенного в процессы глобализации, ускоренной модернизации, интенсификации, урбанизации, придают особую значимость проблемам координации интересов экономики, политики, культуры и социума. В этих условиях потребительское поведение выступает одним из основных факторов экономического развития общества. В то же время сквозь призму потребительского поведения мы можем судить об уровне и качестве жизни населения. Определение закономерностей формирования потребительского поведения, изучение связей ее элементов и совершенствование способов управления являются важными задачами, решение которых содействует устойчивому развитию как экономики, так и общественных отношений. Доминирование экономических интересов, которые во многом определяют политические решения, накопление ресурсов в области управления усиливают степень воздействия на потребительское поведение населения, которое становится скрытой причиной социальных и культурных трансформаций. Создается иллюзия стихийности этих процессов, регулируемых исключительно рыночными механизмами.
Проблема исследования. Современное российское общество живет в условиях рыночной экономической системы, а, следовательно, в условиях выбора потребляемых товаров и ресурсов. Основной проблемой рыночной экономики принято считать проблему ограниченных ресурсов при безграничности потребностей.
Потребительское поведение рассматривается как одна форм экономического поведения человека и в полной мере характеризует социальный статус группы и личности. Переход российского общества от распределительной экономической системы к свободной рыночной системе радикально поменял потребительский рынок товаров и услуг. Изменились вместе с тем и условия жизни всех социальных групп и слоев российского общества, в том числе работников бюджетных учреждений. Резкая смена направления экономической системы в сторону рыночных реформ привела к значительному расслоению российского общества, как по уровню доходов, так и по уровню и качеству жизни. Основной формой поведения населения в условиях кардинальной трансформации общества стало приспособление к новым социально-экономическим условиям.
Развитие современного общества, где провозглашена свободная рыночная система, имеет две ярко выраженные тенденции: формирование единого мирового экономического и информационного пространства, получившее название «глобализация» и формирование общества потребления. Благодаря современным технологиям такое явление распространяется довольно быстро . Ориентация на потребление становится основной формой экономических отношений в новом глобализирующемся обществе, что в последующем ориентировано удовлетворять потребности каждого отдельного индивида. Сущностной чертой современной глобализации является само производство потребностей . Людям все больше навязывают покупать те или иные товары, в которых по факту у них нет необходимости, но общество потребления выстроено таким образом, что приобретение материальных объектов является единственным способом удовлетворить свои потребности, и впоследствии почувствовать себя счастливым. Потребление становится не только материальной практикой, но в большей степени символической, так как теряется связь с вещами как с объектами потребления и человек начинает потреблять знаки и символы. Потребление предстает как процесс производства и интерпретации знаков . Модернизация общества по существу оказывается процессом его овеществления. Термин «овеществление» со времен К. Маркса используется для обозначения того, что отношения между людьми принимают форму отношений между вещами .
Активное развитие потребительского поведения в отношении товаров и услуг ведет к превращению отношений между людьми в отношения между вещами: люди строят свои отношения с себе подобными в зависимости от того, чем они располагают. При этом в один ряд с материальными объектами становятся неотъемлемые свойства человека: красота, искусность, ум и пр. Материальные атрибуты и личностные характеристики человека выступают в обществе потребления объектами символического потребления.
Степень разработанности темы. Исследование проблем потребительского поведения, изучение социально-профессиональных групп работников опирается на солидную базу научных работ. Условно их можно распределить по нескольким группам.
Первую из них составляют работы теоретиков зарубежной и отечественной социологической науки, посвященные непосредственно проблеме потребления (Г. Зиммель, Т. Веблен, М. Вебер, П. Лазарфельд, П. Бурдье, Ж. Бодрийяр, Дж. Гэлбрейт, М. Кастельс, Б.М. Левин, Л.Я. Баранова, Л.П. Евстигнеева).
Второе направление связано с изучением потребительского поведения и факторов, обуславливающих его формирование, в отечественной социологии (А.Г. Здравомыслов, А.А. Овсянников, Н.М. Римашевская, А.А. Митоян, Л.С. Рябинский, Т.Н. Заславская, В.В. Радаев, Р.В. Рывкина).
Третью группу составляют работы, посвященные феномену профессии, который исследовался М. Вебером, Э. Дюркгеймом, К. Марксом, Т. Парсонсом, Г. Спенсером, Э. Хьюзом и др. Теоретико-социологические подходы к исследованию профессии представлены в работах социологов Г.Б. Кораблевой, В.Г. Подмаркова, С.Г. Струмилина, П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой и др.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическая основа: стратификационные подходы, интеракционистские подходы.
Методологическая основа: синтез качественной и количественной стратегий исследования.
Основные исследовательские вопросы - какие изменения претерпело потребительское поведение социально-профессиональных групп работников бюджетных учреждений в кризисных условиях, различаются ли потребительские практики представителей социально-профессиональной группы работников бюджетных учреждений?
Объект исследования: потребление как вид экономического поведения
Предмет исследования: потребительское поведение социально
профессиональных групп работников бюджетных учреждений в сфере здравоохранения и образования
Цель исследования: выявить сущность, факторы влияния, тенденции развития потребительского поведения работников бюджетных учреждений как особой социально-профессиональной группы
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ потребительского поведения социально-профессиональных групп работников, опираясь на совокупность социологических теорий, концепций и подходов;
2. Охарактеризовать специфику, факторы влияния и эволюцию потребительского поведения социально-профессиональных групп работников в современной России;
3. Представить факторы влияния и мотивационные модели потребительского поведения социально-профессиональных групп работников бюджетных учреждений (сфера здравоохранения и образования Республики Татарстан);
4. Выявить особенности потребительского поведения социально-профессиональных групп работников бюджетных учреждений (сфера здравоохранения и образования) и пути их оптимизации.
Эмпирическая база исследования включает в себя вторичный анализ баз данных и авторское исследование.
Вторичный анализ баз данных:
• опросов ВЦИОМ, направленных на изучение динамики потребления россиян, проведенных в 2015-2017 годах;
• опросов ФОМ, направленных на изучение потребительских настроений россиян, проведенных в 2012 и 2015 годах;
• результатов исследования 2015 года маркетинговой компании «Микс Рисеч», направленного на изучение типичных потребительских практик россиян;
• опросов 2016 года исследовательского центра проекта
«promokodabra», направленных на изучение изменений потребительского поведения россиян;
• результатов исследования 2018 года агентства Initiative на основе Brand Heat Index, направленного на изучение потребительских настроении россиян;
• опросов 2018 года исследовательского центра Romir;
• опросов 2018 года фирмы PwC, направленных на исследование потребительского поведения россиян;
• результаты исследования 2015 года, проведенного Центром перспективных экономических исследований АН РТ и КФУ по РТ.
Авторское исследование:
• проведение неформализованных интервью с социально-профессиональными группами работников бюджетных учреждений в сфере здравоохранения и образования с целью изучения моделей их потребительского поведения в период с начала апреля до середины мая 2019 года;
• проведение полуформализованных интервью с экспертами в рамках рассмотрения особенностей и причин сложившихся моделей потребительского поведения в период с начала апреля до середины мая 2019 года.
Структура работы включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованной литературы и источников, приложения, которые содержат основную информацию по авторскому исследованию.
Во введении обозначены актуальность темы нашего исследования, основная проблема и степень разработанности нашей темы исследования, теоретико-методологическая база исследования, объект, предмет, цель и задачи по теме выпускной квалификационной работы, эмпирическая база самого исследования.
В первом разделе рассматриваются теоретико-методологические основы анализа потребительского поведения социально-профессиональных групп работников.
Во втором разделе представлены материалы результатов социологических исследований по проблеме нашего исследования, в частности, тенденции развития потребительского поведения социально-профессиональных групп работников в российском обществе.
В третьем разделе изложены выводы авторского исследования потребительского поведения социально-профессиональных групп работников бюджетных учреждений в сфере здравоохранения и образования на материалах Республики Татарстан.
В заключении подводятся основные итоги эмпирического исследования и представлены выводы по выпускной квалификационной работе в целом.
В приложения вынесены программа эмпирического исследования и его инструментарий (гайд интервью, список информантов, транскрипт интервью).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В условиях современной рыночной экономики потребительское поведение выступает одним из основных показателей экономического развития общества. Современное российское общество существует благодаря безграничному выбору потребляемых продуктов и ресурсов. В связи с этим сквозь призму потребительского поведения мы можем судить об уровне и качестве жизни населения, в частности, социально-профессиональной группы работников бюджетных учреждений, которые представляют большую часть работающего населения. Данный сегмент общества, который рассматривался в нашем исследовании, наиболее приближенно описывает реальную ситуацию в российском обществе, потому что сама социально-профессиональная группа работников бюджетной сферы внутренне расслоилась подобно стратификационной структуре российского общества, где руководители и вышестоящие сотрудники получают заработную плату во много раз превышающую доход рядового сотрудника.
Подводя итог всей исследовательской работе, можно сделать вывод о том, что рыночные реформы привели к значительному расслоению российского общества, как по уровню доходов, так и по уровню и качеству жизни, что также отразилось на бюджетной сфере. Можно говорить о том, что даже среди рядовых сотрудников бюджетных учреждений существует имущественное расслоение, которое отражается в их потребительских практиках и потребительском поведении.
В ходе работы были решены все поставленные задачи. Так, в процессе изучения потребительского поведения социально-профессиональных групп работников бюджетных учреждений, были выделены специфика, факторы влияния и эволюция потребительского поведения изучаемой группы работников в современной России. Были представлены факторы влияния и мотивационные модели потребительского поведения социально-профессиональных групп работников бюджетных учреждений в сфере здравоохранения и образования Республики Татарстан. Также были выявлены особенности потребительского поведения социально-профессиональных групп работников бюджетных учреждений в сфере здравоохранения и образования и пути их оптимизации.
Вторичный анализ социологических исследований позволяет говорить о том, что на потребительское поведение людей в российском обществе значительную роль оказывает сложившаяся экономическая обстановка в стране. Люди вынуждены экономить, однако даже в условиях кризиса в приоритете остаются продукты питания, которыми они не могут пренебречь. Для большинства россиян главными факторами при совершении покупки выступают цена и качество. Ориентация на качество чаще всего проявляется при приобретении товаров длительного пользования. Цена товара наиболее значима для студентов с низким уровнем доходов и в основном служит определяющим фактором при покупке продуктов питания.
Изменение условий и качества жизни населения приводит к возникновению новых потребностей или к изменению их приоритетности. В условиях низких доходов первоочередными становятся потребности в продуктах питания, которые занимают большую часть доходов. Расходы на товары и услуги
непродовольственного типа (одежда, бытовая техника, развлечения и путешествия) становятся остаточными.
Результаты авторского исследования в большинстве своем подтверждают выводы вторичного анализа социологических исследований. Для социально-профессиональных групп работников бюджетных учреждений в сфере здравоохранения и образования при покупке главным остается, в первую очередь, качество продукта. Люди пренебрегают своим отдыхом для того, чтобы покупать качественную продукцию. Практически все информанты посещают продуктовый магазин «Пятерочка», в связи с тем, что удобное расположение и там можно найти многие товары по доступной цене.
Подавляющее большинство информантов не считают одежду, аксессуары, модель телефона, автомобиль, собственную квартиру и дом показателями успешности и высокого статуса. Несмотря на все большую распространенность идей демонстративного или показного потребления, у опрошенных нами работников бюджетной сферы первоначально стоят духовные или нравственные ценности. Для них признак успешности кроется в моральных качествах человека, а не какой бренд одежды он носит.
Нашими экспертами был составлен примерный социальный портрет среднестатистического работника бюджетной сферы. Им оказалась женщина, примерно 37-45 лет, замужем, двое детей, с высшим образованием, которая живет в городе, в своей квартире, и получает примерно 28 тысяч рублей.
Также эксперты выделяют несколько ключевых различий в потребительском поведении работников здравоохранения и образования. Одно из различий заключается в том, что работники здравоохранения ввиду своей занятости не располагают временем для каждодневных потребительских практик и тщательного выбора будущей покупки или услуги. Также работники здравоохранения склонны меньше брать потребительские кредиты в отличие от работников образования. Эксперты предполагают, что работникам образования свойственно пользоваться косметическими услугами немного чаще, чем работникам здравоохранения.
В начале нашей работы мы говорили, что потребительское поведение является индикатором уровня и качества жизни населения. Согласно нашему исследованию, уровень и качество жизни социально-профессиональных групп работников бюджетных учреждений можно описать, как стабильный, но тяготеющий к изменениям в денежной политике. Люди могут позволить себе все необходимое, но соотношение выполняемой работы и получаемого денежного вознаграждения сложно соотнести.
Данное исследование носило пилотажный характер с целью изучения поля, сбора необходимой информации, апробации инструментария для будущего прикладного исследования в рамках магистерской диссертации.


1. Абрамов Р.Н. Социология профессий и занятий в России: обзор текущей ситуации / Социологические исследования. 2013. № 1. С. 99-108.
2. Абрамов Р.Н. Характер изменений науки и практики менеджмента в России. М.: НЛО, 2004.
3. Алешина В.И. Поведение потребителей. - М., ФАИР-ПРЕСС, 2000.
4. Аникин В. А. Социально-профессиональная структура России: методология и тенденции // Профессиональные группы в современном обществе: динамика и трансформация / Под ред. В. А. Мансурова. М., 2009. С. 94 - 113.
5. Баранова Л. Я. Личные потребности. М.: Экономика, 1984.- 200 с.
6. Бессуднов А. Р. Социально-профессиональный статус в современной России // Мир России. 2009. №2. С. 89 - 115.
7. Блэккуэл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2007. 944 с.
8. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр, пер с фр.' С. Зенкина. М.: Рудомино, 1995. 172 с.
9. Борисова С.Н. Изучение профессиональных групп в отечественной
социологии: основные теоретико-методологические подходы / Вестник
Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, №2 (42).
10. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть [Электронный ресурс]: URL: http://bourdieu.mme/content/socialme-prostranstvo-i- simvolicheskaja-vlast (дата обращения 21.04.2019)
11. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.,1990.
12. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в
4- х т. М., 2016.
13. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
14. Верховин В.И, Зубков В. И. Экономическая социология: Монография. - М.: Издательство РУДН, 2002.
15. Гэлбрейт Дж. Общество изобилия. М.: Прогресс, 1958.
16. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М: Прогресс, 1969.
17. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни: пер. с англ. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000.
18. Дёмкина Е.П. Потребительские настроения татарстанцев и оценка
изменения цен на товары и услуги. // Электронный экономический вестник №4 (октябрь-декабрь 2015 года). URL: https://readera.ru/potrebitelskie-nastroeniia-
tatarstancev-i-ocenka-izmeneniia-cen-na-tovary-i-143162245 (дата обращения:
23.04.2019)
19. Евстигнеева Л.П. Формирование потребностей в развитом социалистическом обществе. М.: Мысль, 1975. -254 с.
20. Кораблева Г.Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 284 c.
21. Латыпова З. И. Изменение ценностей человека в условиях становления общества потребления // Вестник ВЭГУ. - 2012. - № 1. - С. 161-166.
22. Левин Б.М. Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития. М.: Мысль, 1974. - 316 с.
23. Зиммель Г. О социальной дифференциации. Киев; Харьков; Йогансон,
1898.
24. Зиммель Г. Социология. Исследование форм социальности. М.,1996.
25. Заславская Т. И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, Наука, 1991.
26. Зуева Е.Н. Опасные профессии: конструирование профессиональной реальности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 1 (9). С.
27. Иванов Д.В. Виртуализация общества. URL:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/ivanov virtual/ 01.php (дата
обращения 15.03.2019)
28. Ильин В. И. Поведение потребителей. Краткий курс. - СПб: Питер,
29. Кутепов М.В. Потребительское поведение как объект социологического анализа // Наука и современность. - 2011. - № 8-2.
30. Мансуров В. А., Юрченко О. В. Перспективы профессионализации российских врачей в реформирующемся обществе. М.: Ин-т социол. РАН, 2004. С. 61-79.
31. Маркс К. Размышление юноши при выборе профессии. М., 1956.
32. Мид Дж. Г. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты / под ред. В. И. Добренькова. М.: МГУ, 1994. С. 121.
33. Митоян А.А. Потребительское поведение семей: дифференциация, динамика, классификация. М.: Экономика, 1990. -144 с.
34. Овсянников А.А., Петтай И.И., Римашевская Н.М. Типология потребительского поведения. М.: Букинист, 1989. -240 с.
35. Подмарков В.Г. Человек в мире профессий // Вопросы философии. 1972. № 8. C. 53-62.
36. Попова И. Л. Интеллектуальный потенциал развития профессиональной структуры российского общества: к проблеме определения // Россия: тенденции и перспективы развития. Вып. 2. М.: ИНИОН, 2007. С. 611 - 618.
37. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы. - СоцИс, 2005, №1, с.5.
38. Радаев В.В Экономическая социология. - М.: издательский дом ГУ ВШЭ, Москва, 2005 г. С. 306.
39. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Российские и европейские подходы к исследованию профессий - сближение перспектив. М.: Изд-во Института социологии, 2009. С. 59-93.
40. Рябинский Л.С. Поведение покупателей в условиях рыночной экономики. - М., 1995.
41. Сакс М., Олсоп Дж. Социология профессий: государство, медицина и рынок в Великобритании. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. С. 36-56.
42. Сало Е. Л. Социально-профессиональный статус профессиональной группы: ресурсный подход // Профессиональные группы: динамика и трансформация... Указ. раб. С. 399 - 410.
43. Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп. М.: Наука, 1994. С. 346.
44. Спорник А.П. Механизмы социального управления в глобальном
потребительском обществе. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/mehanizmy-
sotsialnogo-upravleniya-v-globalnom-potrebitelskom-obschestve#ixzz4e9clHqwf (дата обращения 17.03.2019)
45. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М., 1968.
46. Тихонова Н.Е., Горшков М.К. Средний класс в современной России. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. 320 c.
47. Тощенко Ж. Т. "Старая" и "новая" интеллигенция: современные реалии // "Новая" и "старая" интеллигенция. Сб. статей // Под ред. Ж. Т. Тощенко и др. М.: РГГУ, 2012. С. 15-27.
48. Фуркин Б.А. Символическое потребление и человек в информационном обществе. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/simvolicheskoe- potreblenie-i-chelovek-v-informatsionnomobschestve (дата обращения 20.03.2019).
49. Хьюз Э.Ч. Изготовление врача: общая формулировка идей и проблем: пер. с англ. В. Г. Николаева // Журнал исследований социальной политики. 2009. Т. 7. № 3. С. 316.
50. Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Социально-профессиональная структура и ее воспроизводство в современной России. Предварительные итоги представительного опроса экономически активного населения России / WP7 "Теория и практика общественного выбора". М.: ГУ ВШЭ, 2007.
51. Шюц А. Чужак: социально-психологический очерк: пер. В. Г. Николаева. М.: РОССПЭН, 2004. С. 533 - 549.
52. Ястребов Г.А. Воспроизводство социально-профессиональных групп в современной России // Мир России. 2009. № 2. С. 116-140.
53. Castells М. Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I-III.
Oxford: Blackwell Publishers, 19961998 Здравомыслов А.Г. Потребности.
Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 223с.
54. В Татарстане назвали размер средней зарплаты бюджетников. URL: https://inkazan.ru/news/economy/22-04-2019/v-tatarstane-nazvali-razmer-sredney- zarplaty-byudzhetnikov (дата обращения 27.04.2019)
55. ВЦИОМ. Потребление в период кризиса. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=155 (дата обращения: 22.04.2019)
56. ВЦИОМ. Потребительское поведение: от января к декабрю-2015. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=226 (дата обращения: 22.04.2019)
57. ВЦИОМ. Потребительские настроения россиян. URL: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=8850 (дата обращения: 22.04.2019)
58. Работники бюджетной сферы. URL: https://businessman.ru/rabotniki- byudietnoy-sferyi—kto-eto-takie.html (дата обращения: 16.04.2019)
59. ФОМ. Потребительские настроения. URL:
http://fin.fom.ru/Finansy/10615 (дата обращения: 20.04.2019)
60. ФОМ. Потребительское поведение россиян в условиях кризиса. URL: http://fom.ru/Ekonomika/12100 (дата обращения: 21.04.2019)
61. AdvGroup. Потребительские тренды 2018: россияне стали меньше экономить на продуктах питания, кино, алкоголе и парфюме. URL: https://advgroup.ru/iournal/potrebitelskye trendy 2018 (дата обращения: 22.04.2019)
62. Mix Research. Покупательское поведение россиян в условиях кризиса: ожидания и настроения. URL: https://www.marketing.spb.ru/mr/social/thrift.htm (дата обращения: 21.04.2019)
63. OMD MD | PHD Group. Боязнь рисковать: анализ потребительского
поведения в кризис. URL: https://new-
retail.ru/business/ekonomika/boyazn riskovat analiz potrebitelskogo povedeniya v k rizis7647/?sphrase id=325468 (дата обращения 20.04.2019)
64. Promokadabra.ru. Изменение потребительского поведения россиян в кризис. URL: http://www.advertology.ru/article135660.htm (дата обращения: 22.04.2019)
65. Pwc. 2018 Исследование потребительского поведения в России. URL: https://www.pwc.ru/ru/industries/retail-consumer/consumer-insights-survey-
2018.html(дата обращения: 23.04.2019)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ