Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
|
Введение 3
Глава I. Общетеоретические аспекты международного сотрудничества в сфере образования 7
1.1. Право на образование как основа сотрудничества государств в сфере
образования 7
1.2. Сотрудничество государств в сфере образования как объект
национального и международно-правового регулирования 18
2. Формирование единого образовательного пространства в развитии
международного сотрудничества 33
2.1. Направления формирования единого образовательного пространства
для развития международного академического обмена 33
2.2. Основы правового регулирования порядка признания образования и
(или) квалификации, полученных в иностранном государстве, и подтверждения документов 45
3. Отдельные формы и направления организации международного
сотрудничества в сфере образования 56
3.1. Взаимодействие с международными организациями в осуществлении сотрудничества в области образования 56
3.2 Участие в сетевой форме реализации образовательных программ и иные формы осуществления сотрудничества 64
Заключение 72
Список использованной литературы
Глава I. Общетеоретические аспекты международного сотрудничества в сфере образования 7
1.1. Право на образование как основа сотрудничества государств в сфере
образования 7
1.2. Сотрудничество государств в сфере образования как объект
национального и международно-правового регулирования 18
2. Формирование единого образовательного пространства в развитии
международного сотрудничества 33
2.1. Направления формирования единого образовательного пространства
для развития международного академического обмена 33
2.2. Основы правового регулирования порядка признания образования и
(или) квалификации, полученных в иностранном государстве, и подтверждения документов 45
3. Отдельные формы и направления организации международного
сотрудничества в сфере образования 56
3.1. Взаимодействие с международными организациями в осуществлении сотрудничества в области образования 56
3.2 Участие в сетевой форме реализации образовательных программ и иные формы осуществления сотрудничества 64
Заключение 72
Список использованной литературы
В современном мире в условиях развития взаимодействий между странами, усиления влияния наднациональных структур стремительно возрастает значимость международной деятельности и сотрудничества стран при решении вопросов не только межнационального, но и национального и даже регионального уровня. Важнейшей тенденцией последних десятилетий является расширение образовательных и научно-технических связей между государствами.
Уже более десяти лет европейскими странами реализуется идея создания единого пространства высшего образования, ориентированного в первую очередь на повышение его международной конкурентоспособности, развитие схем мобильности и объединенных программ обучения, преподавания и исследований. В зону европейского высшего образования входят сейчас более 46 европейских государств, а в 2010 г., после подписания Болонской декларации Казахстаном, было положено начало единому евразийскому пространству в сфере высшего образования.
В рамках СНГ также проводится определенная работа по созданию, хотя правильнее говорить - по воссозданию на новом уровне и в новом качестве - общего образовательного пространства, существовавшего еще немногим более двух десятилетий тому назад. На это направлена в основном деятельность Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ.
Следовательно, в эпоху выхода образовательной конкуренции за рамки государственных границ особую важность приобретает эффективность функционирования механизмов образовательной политики. Это обусловлено, во-первых, ее несоответствием современным социально-экономического развития страны (что особенно актуально для современной России); во- вторых, ускоренным развитием средств передачи информации; в-третьих, глобализацией международных отношений; в-четвертых, ростом политических, экономических, военных и других угроз.
В каждой стране существуют собственные механизмы и институты, отвечающие за формирование государственной образовательной политики, обеспечение развития и поддержания системы образования. Модель их функционирования, порядок разработки и принятия решений во многом обуславливается национальной спецификой.
Указанное позволяет подчеркнуть, что рост международной открытости национальных культур своеобразно преломляется в системе образования. Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию мирохозяйственные связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, что находит свое отражение в содержании национальных систем высшего образования, которое стремится к так называемым «мировым стандартам», вырабатываемым мировой наукой и техникой. Несмотря на то, что знание, как правило, является международным общественным благом, для которого не существует национальных границ, в современных условиях конкурентные преимущества стран в экономической области все больше связываются с конкуренцией в сфере науки и техники и, как следствие, конкуренцией в области подготовки квалифицированных кадров.
Таким образом, интернационализация образования как следствие международного сотрудничества представляет собой объективный, динамично развивающийся процесс. Международное сотрудничество в сфере образования в настоящее время приобретает черты качественно нового этапа - интеграции, о чем свидетельствует появление соответствующей политико-правовой надстройки интеграционных мер. По своему содержанию интеграция образования представляет собой всемерное сближение национальных образовательных систем, их взаимодополняемость, превращение сферы образования в мировую социальную систему.
В связи с этим вопросы изучения аспектов развития международного сотрудничества в образовательной сфере - одна из самых актуальных и практическим значимых проблем.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при международном сотрудничестве в сфере образования.
Предмет исследования - правовые и организационные аспекты международного сотрудничества в сфере образования.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы раскрыть и охарактеризовать формы и направления международного сотрудничества в сфере образования.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть право на образование как основу сотрудничества государств в сфере образования;
- изучить международное и национальное правовое регулирование направлений сотрудничества государств в сфере образования;
- рассмотреть отдельные аспекты взаимодействия с международными организациями в осуществлении сотрудничества в области образования;
- проанализировать направления формирования единого образовательного пространства для развития международного академического обмена;
- раскрыть участие в сетевой форме реализации образовательных программ и иные формы осуществления сотрудничества в сфере образования;
- изучить основы правового регулирования порядка признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, и подтверждения документов.
Теоретической основой исследования явились труды таких авторов, как Шкатулла В.И., Ягофаров Д.А.,Бойцова Н.Н., Курицын В.М., Мейдус А.А., Шувалова М., Мешкова Т.А., Чеха В.В., Амелин Р.В. и др.
При написании данной работы нами использовались нормативноправовые акты Российской Федерации, зарубежных государств, международно-правовые акты, учебные пособия, монографии различных авторов, публикации из периодических изданий, другая специальная литература, касающаяся вопросов, связанных с формами и направлениями международного сотрудничества в сфере образования.
Методологическую основу составили общенаучные (диалектический, исторический, анализ и синтез, логический) и специальные (техникоюридический, сравнительно-правовой, статистический) методы познания.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики по спорам, возникающим при реализации отдельных форм и направлений международного сотрудничества в сфере образования.
Теоретические выводы и рекомендации исследования могут применяться субъектами образовательных отношений при заключении договоров, применении иных форм международного сотрудничества в сфере образования. Результаты научного анализа могут быть использованы в практической деятельности указанных субъектов, участвующих в международно-правовых отношениях в сфере образования.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении определяются актуальность темы, ставится цель и задачи исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы международного сотрудничества в сфере образования.
Во второй и третьей главе рассматриваются современные формы и направления организации международного сотрудничества в сфере образования
В заключительной части работы подводятся итоги проведенному
исследованию.
Уже более десяти лет европейскими странами реализуется идея создания единого пространства высшего образования, ориентированного в первую очередь на повышение его международной конкурентоспособности, развитие схем мобильности и объединенных программ обучения, преподавания и исследований. В зону европейского высшего образования входят сейчас более 46 европейских государств, а в 2010 г., после подписания Болонской декларации Казахстаном, было положено начало единому евразийскому пространству в сфере высшего образования.
В рамках СНГ также проводится определенная работа по созданию, хотя правильнее говорить - по воссозданию на новом уровне и в новом качестве - общего образовательного пространства, существовавшего еще немногим более двух десятилетий тому назад. На это направлена в основном деятельность Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ.
Следовательно, в эпоху выхода образовательной конкуренции за рамки государственных границ особую важность приобретает эффективность функционирования механизмов образовательной политики. Это обусловлено, во-первых, ее несоответствием современным социально-экономического развития страны (что особенно актуально для современной России); во- вторых, ускоренным развитием средств передачи информации; в-третьих, глобализацией международных отношений; в-четвертых, ростом политических, экономических, военных и других угроз.
В каждой стране существуют собственные механизмы и институты, отвечающие за формирование государственной образовательной политики, обеспечение развития и поддержания системы образования. Модель их функционирования, порядок разработки и принятия решений во многом обуславливается национальной спецификой.
Указанное позволяет подчеркнуть, что рост международной открытости национальных культур своеобразно преломляется в системе образования. Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию мирохозяйственные связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, что находит свое отражение в содержании национальных систем высшего образования, которое стремится к так называемым «мировым стандартам», вырабатываемым мировой наукой и техникой. Несмотря на то, что знание, как правило, является международным общественным благом, для которого не существует национальных границ, в современных условиях конкурентные преимущества стран в экономической области все больше связываются с конкуренцией в сфере науки и техники и, как следствие, конкуренцией в области подготовки квалифицированных кадров.
Таким образом, интернационализация образования как следствие международного сотрудничества представляет собой объективный, динамично развивающийся процесс. Международное сотрудничество в сфере образования в настоящее время приобретает черты качественно нового этапа - интеграции, о чем свидетельствует появление соответствующей политико-правовой надстройки интеграционных мер. По своему содержанию интеграция образования представляет собой всемерное сближение национальных образовательных систем, их взаимодополняемость, превращение сферы образования в мировую социальную систему.
В связи с этим вопросы изучения аспектов развития международного сотрудничества в образовательной сфере - одна из самых актуальных и практическим значимых проблем.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при международном сотрудничестве в сфере образования.
Предмет исследования - правовые и организационные аспекты международного сотрудничества в сфере образования.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы раскрыть и охарактеризовать формы и направления международного сотрудничества в сфере образования.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть право на образование как основу сотрудничества государств в сфере образования;
- изучить международное и национальное правовое регулирование направлений сотрудничества государств в сфере образования;
- рассмотреть отдельные аспекты взаимодействия с международными организациями в осуществлении сотрудничества в области образования;
- проанализировать направления формирования единого образовательного пространства для развития международного академического обмена;
- раскрыть участие в сетевой форме реализации образовательных программ и иные формы осуществления сотрудничества в сфере образования;
- изучить основы правового регулирования порядка признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, и подтверждения документов.
Теоретической основой исследования явились труды таких авторов, как Шкатулла В.И., Ягофаров Д.А.,Бойцова Н.Н., Курицын В.М., Мейдус А.А., Шувалова М., Мешкова Т.А., Чеха В.В., Амелин Р.В. и др.
При написании данной работы нами использовались нормативноправовые акты Российской Федерации, зарубежных государств, международно-правовые акты, учебные пособия, монографии различных авторов, публикации из периодических изданий, другая специальная литература, касающаяся вопросов, связанных с формами и направлениями международного сотрудничества в сфере образования.
Методологическую основу составили общенаучные (диалектический, исторический, анализ и синтез, логический) и специальные (техникоюридический, сравнительно-правовой, статистический) методы познания.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики по спорам, возникающим при реализации отдельных форм и направлений международного сотрудничества в сфере образования.
Теоретические выводы и рекомендации исследования могут применяться субъектами образовательных отношений при заключении договоров, применении иных форм международного сотрудничества в сфере образования. Результаты научного анализа могут быть использованы в практической деятельности указанных субъектов, участвующих в международно-правовых отношениях в сфере образования.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении определяются актуальность темы, ставится цель и задачи исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы международного сотрудничества в сфере образования.
Во второй и третьей главе рассматриваются современные формы и направления организации международного сотрудничества в сфере образования
В заключительной части работы подводятся итоги проведенному
исследованию.
Подводя итоги проведенному исследованию можно сделать следующие выводы.
В настоящее время одной из особенностей развития современной общественной жизни является межгосударственная интеграция, затрагивающая не только политические и экономические отношения, но также отношения в культурной сфере, в частности, в сфере образования. В связи с чем, интеграция в европейскую и мировую образовательную систему, а также подготовка специалистов мирового уровня являются определяющими факторами для образовательных учреждений при установлении международных контактов, организации и развитии разностороннего сотрудничества с зарубежными партнерами в области образования, научно-исследовательской работы и культуры.
При этом взаимодействие государств в области образования становится более динамичным, проявляют себя новые тенденции такого взаимодействия, появляются новые формы и направления сотрудничества.
Таким образом, международное образовательное сотрудничество сегодня - это уже не только и не столько сотрудничество между государствами, но и между учебными заведениями и их подразделениям (кафедрами, факультетами, институтами), учащимися, преподавателями и исследователями на индивидуальном и коллективном (и все чаще - сетевом, транснациональном) уровне. Международное сотрудничество развивается не только в традиционных формах (двустороннее официальное сотрудничество или участие в многосторонних международных организациях), но и в различных формах академической мобильности (создание совместных образовательных программ и программ двойных дипломов; реализация международных проектов, направленных на создание новых инновационных программ университетов совместно с промышленностью, бизнесом и другими социальными партнерами; участие в тематических образовательных и исследовательских сетях и т. д.), в форме межгосударственных сопоставительных исследований качества и эффективности образовательных систем и образовательных результатов, включая международные рейтинги вузов.
Охватывая всех участников образовательного процесса, международное сотрудничество создает новые колоссальные возможности для повышения качества и конкурентоспособности образования на основе сопоставления себя с другими, через обмен наиболее успешным опытом и лучшими практиками образовательной политики (benchmarking), через партнерство, привлечение и объединение ресурсов (интеллектуальных, технологических, финансовых, политических и т. д.) для решения общих проблем и задач.
Международное сотрудничество в образовании развивает способность человека оценивать явления с позиции другого индивидуума, другой культуры, другой социально-экономической формации.
Таким образом, можно утверждать, что международное образование - это поликультурное образование человека, поэтому оно должно стать составной частью общей подготовки специалиста XXI века.
Необходимым условием реализации международных образовательных связей является возможность ученых, преподавателей и студентов говорить друг с другом на одном языке. Безусловно, лидер международного общения - английский язык - является основным интер-медиатом передачи информации для людей, не владеющих родными языками друг друга. Однако неотъемлемым результатом стажировок и обменных программ студентов всех стран является изучение родного языка принимающего университета. Взаимовыгодному, последовательному и планомерному продвижению интересов Российской Федерации способствует языковая политика, связанная с популяризацией русского языка за рубежом как инструмента культурного, идеологического, политического и экономического воздействия
Таким образом, деятельность, направленная на укрепление международных связей российского образования, на изучение русского языка за рубежом, создает достойную площадку для привлечения иностранных студентов, определяет приоритеты в работе каждого субъекта образовательного процесса для дальнейшего развития интеграционных процессов. И важнейшим на сегодняшний день является совершенствование и повышение авторитета национальной системы образования с учетом международного опыта.
Резюмируя, можно отметить, что для реализации и развития международного сотрудничества в образовании необходимо решение следующих задач:
1. Определение приоритетных направлений развития образовательных и научных связей с другими государствами, регионами, вузами и организациями и формирование на их основе международных программ и проектов сотрудничества.
2. Участие в реализации международных договоров, соглашений и протоколов с зарубежными партнерами о сотрудничестве в образовательной и научно-исследовательской области, предусматривающих взаимный обмен студентами и преподавателями.
3. Участие в международных конференциях, проводимых за рубежом.
4. Приглашение специалистов и исследователей в области экономики из зарубежных стран.
5. Вхождение в систему международного научно-информационного и коммуникационного пространства.
В настоящее время одной из особенностей развития современной общественной жизни является межгосударственная интеграция, затрагивающая не только политические и экономические отношения, но также отношения в культурной сфере, в частности, в сфере образования. В связи с чем, интеграция в европейскую и мировую образовательную систему, а также подготовка специалистов мирового уровня являются определяющими факторами для образовательных учреждений при установлении международных контактов, организации и развитии разностороннего сотрудничества с зарубежными партнерами в области образования, научно-исследовательской работы и культуры.
При этом взаимодействие государств в области образования становится более динамичным, проявляют себя новые тенденции такого взаимодействия, появляются новые формы и направления сотрудничества.
Таким образом, международное образовательное сотрудничество сегодня - это уже не только и не столько сотрудничество между государствами, но и между учебными заведениями и их подразделениям (кафедрами, факультетами, институтами), учащимися, преподавателями и исследователями на индивидуальном и коллективном (и все чаще - сетевом, транснациональном) уровне. Международное сотрудничество развивается не только в традиционных формах (двустороннее официальное сотрудничество или участие в многосторонних международных организациях), но и в различных формах академической мобильности (создание совместных образовательных программ и программ двойных дипломов; реализация международных проектов, направленных на создание новых инновационных программ университетов совместно с промышленностью, бизнесом и другими социальными партнерами; участие в тематических образовательных и исследовательских сетях и т. д.), в форме межгосударственных сопоставительных исследований качества и эффективности образовательных систем и образовательных результатов, включая международные рейтинги вузов.
Охватывая всех участников образовательного процесса, международное сотрудничество создает новые колоссальные возможности для повышения качества и конкурентоспособности образования на основе сопоставления себя с другими, через обмен наиболее успешным опытом и лучшими практиками образовательной политики (benchmarking), через партнерство, привлечение и объединение ресурсов (интеллектуальных, технологических, финансовых, политических и т. д.) для решения общих проблем и задач.
Международное сотрудничество в образовании развивает способность человека оценивать явления с позиции другого индивидуума, другой культуры, другой социально-экономической формации.
Таким образом, можно утверждать, что международное образование - это поликультурное образование человека, поэтому оно должно стать составной частью общей подготовки специалиста XXI века.
Необходимым условием реализации международных образовательных связей является возможность ученых, преподавателей и студентов говорить друг с другом на одном языке. Безусловно, лидер международного общения - английский язык - является основным интер-медиатом передачи информации для людей, не владеющих родными языками друг друга. Однако неотъемлемым результатом стажировок и обменных программ студентов всех стран является изучение родного языка принимающего университета. Взаимовыгодному, последовательному и планомерному продвижению интересов Российской Федерации способствует языковая политика, связанная с популяризацией русского языка за рубежом как инструмента культурного, идеологического, политического и экономического воздействия
Таким образом, деятельность, направленная на укрепление международных связей российского образования, на изучение русского языка за рубежом, создает достойную площадку для привлечения иностранных студентов, определяет приоритеты в работе каждого субъекта образовательного процесса для дальнейшего развития интеграционных процессов. И важнейшим на сегодняшний день является совершенствование и повышение авторитета национальной системы образования с учетом международного опыта.
Резюмируя, можно отметить, что для реализации и развития международного сотрудничества в образовании необходимо решение следующих задач:
1. Определение приоритетных направлений развития образовательных и научных связей с другими государствами, регионами, вузами и организациями и формирование на их основе международных программ и проектов сотрудничества.
2. Участие в реализации международных договоров, соглашений и протоколов с зарубежными партнерами о сотрудничестве в образовательной и научно-исследовательской области, предусматривающих взаимный обмен студентами и преподавателями.
3. Участие в международных конференциях, проводимых за рубежом.
4. Приглашение специалистов и исследователей в области экономики из зарубежных стран.
5. Вхождение в систему международного научно-информационного и коммуникационного пространства.
Подобные работы
- Исследование правовых основ сотрудничества в сфере образования со странами Ближневосточного региона
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗОВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА ЗА 2003-2013 ГОДАХ(НА ПРИМЕРЕ СФУ)
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Правовые основы сотрудничества в сфере образования со странами Европы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое сотрудничество в области образования со странами Европы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020 - Международное сотрудничество в сфере противодействия преступлениям торговли людьми: международное, иностранное и российское правовое регулирование
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2022 - Правовые аспекты сотрудничества со странами средней Азии
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЕВРОРЕГИОНА «ДОНБАСС»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019



