Развитие лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий
исследования - «лидер», «лидерство», «лидерские качества» 9
1.2 Особенности проявления лидерских качеств у подростков 29
1.3 Специфика развития лидерских качеств у подростков в учреждениях
дополнительного образования 34
Выводы по главе 1 53
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования 56
2.1 Изучение лидерских качеств у подростков на констатирующем этапе
исследования 56
2.2 Педагогическое обеспечение процесса развития лидерских качеств у
подростков в учреждениях дополнительного образования 64
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования 73
Выводы по главе 2 84
Заключение 86
Список литературы 90
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий
исследования - «лидер», «лидерство», «лидерские качества» 9
1.2 Особенности проявления лидерских качеств у подростков 29
1.3 Специфика развития лидерских качеств у подростков в учреждениях
дополнительного образования 34
Выводы по главе 1 53
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования 56
2.1 Изучение лидерских качеств у подростков на констатирующем этапе
исследования 56
2.2 Педагогическое обеспечение процесса развития лидерских качеств у
подростков в учреждениях дополнительного образования 64
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования 73
Выводы по главе 2 84
Заключение 86
Список литературы 90
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Становление России как демократического и правового государства в современных условиях напрямую зависит от наличия у подрастающего поколения организационно-управленческих навыков, умения проявлять активность, инициативу, коммуникабельность, принимать самостоятельные решения, быть ответственным за результаты своей деятельности и коллектива. Происходящие в современном обществе процессы возвращают понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление лидерских качеств личности, обеспечивающих как собственную успешность, так и успешность деятельности коллектива.
Подростку присуща потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества, поиск себя и своего места в жизни. Следовательно, актуализируется развитие его лидерской целеустремленности. Именно в этот период он готов сознательно подключиться к любой социально необходимой деятельности. Его межличностное общение со сверстниками приобретает более интенсивный, глубинный характер, происходит перестройка взаимоотношений со взрослыми [21, с. 24].
Однако современная система школьного образования традиционно обеспечивает усвоение социального опыта подростками, позитивную реализацию природы социальной активности, закономерно им присущей, их готовности действовать в социально значимом пространстве. Наблюдается резкое снижение интереса подростка к другим людям, отсутствие социально значимых умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства. Кроме того, возможности проявления инициативы подростком во многом ограничены современными формами школьной жизни, т.е. искусственным затягиванием детства. Отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе, элементы безверия и цинизма - нередкие явления в среде современных подростков, что также усугубляют данную ситуацию [21, с. 25].
В связи с этим, особую актуальность приобретает решение проблемы развития лидерских качеств у подростков именно в учреждениях дополнительного образования.
Сфера дополнительного образования детей обладает уникальными возможностями в плане социально-педагогической деятельности, развития и воспитания многогранной личности, удовлетворения её потребностей, интересов, стремления к творчеству, является важным фактором формирования личности ребёнка, его возможности раскрыть, реализовать свой творческий потенциал.
Специфика дополнительного образования заключается в увеличении пространства для развития творческой, познавательной активности школьников; помощи ребенку развить и реализовать лучшие личностные качества; способствовании в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Дополнительное образование, в отличие от общего, является личностно-ориентированным. Личностно-ориентированное образование - это такое образование, которое необходимо для решения проблем, значимых для личности. Оно обеспечивает возможность использования таких способов решения проблем, которые будут способствовать развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к настоящему времени в науке имеется определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы.
Аристотель [7], Платон [38], Плутарх [4], Дж. Локк [30], Н.Макиавелли [33] считали, что исключительно личные качества человека определяют его как лидера и лидерский статус сохраняется при любых условиях. Если лидер одарен качествами, которые отличают его от современников и последователей, то должна существовать возможность определения или выделения этих качеств. Такое заключение породило теорию лидерских черт, авторы которой объясняли процесс лидерства проявлением тех или иных черт характера индивида.
Теория черт признает врожденность и неповторимость свойств лидера, именно по этой причине лидерство как социально-психологический феномен рассматривается в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность занять ведущую позицию, эффективно действовать и удерживать власть именно благодаря наличию этих уникальных черт. Над созданием теории черт работали Е. Богардус, К. Смит, Р. Крюгер [50].
Общие представления о лидерстве даны в исследованиях таких ученых, как Т.В. Бендас [8], Е.В. Кудряшова [25], Л.Б. Зубанова [21], Б.И. Кретов [25], А.П. Кузякин [27] и др.
В теориях лидерства, разработанных отечественными и зарубежными учеными, выделяются различные подходы: персоналистический, ситуативный, поведенческий, трансантный, мотивационно-ценностный.
В отечественной науке и практике разработаны вопросы лидерства и коллектива (Н.П. Аникеева [6], А.С. Макаренко [32] и др.), связи лидерства и руководства (Ю.Н. Емельянов [16], Б.Д. Парыгин [36] и др.). Развитие лидерского потенциала и лидерских качеств (Л.В. Байбородова [45], М.И. Рожков [44; 45], Э. Хартли [50], Л.И.. Уманский [51] и др.). Р.С. Немов [35] и Е.В. Кудряшова [26] отмечают систему личных взаимоотношений, в которых появляется лидер.
Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования, вопросы развития лидерских качеств у подростков остаются не достаточно изученными. В основном имеющиеся исследования посвящены изучению феномена лидерства. Необходимость создания программ развития лидерских качеств у подростков очевидна, особенно это актуально для учреждений дополнительного образования. Современное учреждение дополнительного образования должно помочь каждому ребенку в определении себя как ответственной, свободной в своем творческом выборе, активной и инициативной личности. Это вызывает необходимость изучения и разработки программ по повышению эффективности процесса развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Исходя из сказанного, следует констатировать имеющееся противоречие между необходимостью развития лидерских качеств у подростков с одной стороны и недостаточным использованием в практике учреждений дополнительного образования различных форм и методов, направленных на развитие лидерских качеств у подростков.
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему исследования: «Развитие лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования».
Объект исследования: процесс развития лидерских качеств у подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования может быть более эффективным, если:
- учитывать ключевые характеристики лидерских качеств личности;
- опираться на возрастные особенности развития лидерских качеств у подростков;
- учитывать специфику учреждения дополнительного образования в развитии лидерских качеств у подростков;
- разработать и реализовать программу развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Исходя из цели исследования, выделим задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования: «лидер», «лидерство», «лидерские качества».
2. Изучить возрастные особенности развития лидерских качеств у старшеклассников.
3. Выявить специфику развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
4. Провести психолого-педагогический эксперимент по проверке эффективности содержания, форм и методов развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Методологическую основу исследования составили: комплекс
научных идей (о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем мир и самого себя в процессе деятельности); теория лидерства; ведущие идеи гуманистического подхода; концепция педагогического стимулирования лидерства.
Теоретическую базу исследования составляют фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции: концепция формирования и развития лидерства (Ю.Н. Емельянов [16], Б.Д. Парыгин [36], Л.И. Уманский [51] и др.); концепция организаторской деятельности (А.Н. Лутошкин [31], Л.И. Уманский [51] и др.); концепция коллективной деятельности (И.П. Иванов [37], А.Н. Лутошкин [31], А.С. Макаренко [32], Л.И. Уманский [51] и др.).
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы, классификация;
- экспериментальные: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент;
- методы статистической и математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МОУ Гимназии № 179 г. Казани, в исследовании принимали участие 20 подростков.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, проверялась эффективность содержания, форм и методов развития лидерских качеств у подростков в учреждении дополнительного образования.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе выявлена, научно обоснована и экспериментальным путем доказана эффективность программы развития лидерских качеств у подростков. Собранные и апробированные материалы могут использоваться в воспитательной работе с подростками в учреждениях дополнительного образования.
Структура работы. Реализация целевых установок выпускной квалификационной работы и ее внутренняя логика определили ее структуру.
Она состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Подростку присуща потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества, поиск себя и своего места в жизни. Следовательно, актуализируется развитие его лидерской целеустремленности. Именно в этот период он готов сознательно подключиться к любой социально необходимой деятельности. Его межличностное общение со сверстниками приобретает более интенсивный, глубинный характер, происходит перестройка взаимоотношений со взрослыми [21, с. 24].
Однако современная система школьного образования традиционно обеспечивает усвоение социального опыта подростками, позитивную реализацию природы социальной активности, закономерно им присущей, их готовности действовать в социально значимом пространстве. Наблюдается резкое снижение интереса подростка к другим людям, отсутствие социально значимых умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства. Кроме того, возможности проявления инициативы подростком во многом ограничены современными формами школьной жизни, т.е. искусственным затягиванием детства. Отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе, элементы безверия и цинизма - нередкие явления в среде современных подростков, что также усугубляют данную ситуацию [21, с. 25].
В связи с этим, особую актуальность приобретает решение проблемы развития лидерских качеств у подростков именно в учреждениях дополнительного образования.
Сфера дополнительного образования детей обладает уникальными возможностями в плане социально-педагогической деятельности, развития и воспитания многогранной личности, удовлетворения её потребностей, интересов, стремления к творчеству, является важным фактором формирования личности ребёнка, его возможности раскрыть, реализовать свой творческий потенциал.
Специфика дополнительного образования заключается в увеличении пространства для развития творческой, познавательной активности школьников; помощи ребенку развить и реализовать лучшие личностные качества; способствовании в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Дополнительное образование, в отличие от общего, является личностно-ориентированным. Личностно-ориентированное образование - это такое образование, которое необходимо для решения проблем, значимых для личности. Оно обеспечивает возможность использования таких способов решения проблем, которые будут способствовать развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к настоящему времени в науке имеется определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы.
Аристотель [7], Платон [38], Плутарх [4], Дж. Локк [30], Н.Макиавелли [33] считали, что исключительно личные качества человека определяют его как лидера и лидерский статус сохраняется при любых условиях. Если лидер одарен качествами, которые отличают его от современников и последователей, то должна существовать возможность определения или выделения этих качеств. Такое заключение породило теорию лидерских черт, авторы которой объясняли процесс лидерства проявлением тех или иных черт характера индивида.
Теория черт признает врожденность и неповторимость свойств лидера, именно по этой причине лидерство как социально-психологический феномен рассматривается в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность занять ведущую позицию, эффективно действовать и удерживать власть именно благодаря наличию этих уникальных черт. Над созданием теории черт работали Е. Богардус, К. Смит, Р. Крюгер [50].
Общие представления о лидерстве даны в исследованиях таких ученых, как Т.В. Бендас [8], Е.В. Кудряшова [25], Л.Б. Зубанова [21], Б.И. Кретов [25], А.П. Кузякин [27] и др.
В теориях лидерства, разработанных отечественными и зарубежными учеными, выделяются различные подходы: персоналистический, ситуативный, поведенческий, трансантный, мотивационно-ценностный.
В отечественной науке и практике разработаны вопросы лидерства и коллектива (Н.П. Аникеева [6], А.С. Макаренко [32] и др.), связи лидерства и руководства (Ю.Н. Емельянов [16], Б.Д. Парыгин [36] и др.). Развитие лидерского потенциала и лидерских качеств (Л.В. Байбородова [45], М.И. Рожков [44; 45], Э. Хартли [50], Л.И.. Уманский [51] и др.). Р.С. Немов [35] и Е.В. Кудряшова [26] отмечают систему личных взаимоотношений, в которых появляется лидер.
Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования, вопросы развития лидерских качеств у подростков остаются не достаточно изученными. В основном имеющиеся исследования посвящены изучению феномена лидерства. Необходимость создания программ развития лидерских качеств у подростков очевидна, особенно это актуально для учреждений дополнительного образования. Современное учреждение дополнительного образования должно помочь каждому ребенку в определении себя как ответственной, свободной в своем творческом выборе, активной и инициативной личности. Это вызывает необходимость изучения и разработки программ по повышению эффективности процесса развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Исходя из сказанного, следует констатировать имеющееся противоречие между необходимостью развития лидерских качеств у подростков с одной стороны и недостаточным использованием в практике учреждений дополнительного образования различных форм и методов, направленных на развитие лидерских качеств у подростков.
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему исследования: «Развитие лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования».
Объект исследования: процесс развития лидерских качеств у подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования может быть более эффективным, если:
- учитывать ключевые характеристики лидерских качеств личности;
- опираться на возрастные особенности развития лидерских качеств у подростков;
- учитывать специфику учреждения дополнительного образования в развитии лидерских качеств у подростков;
- разработать и реализовать программу развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Исходя из цели исследования, выделим задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования: «лидер», «лидерство», «лидерские качества».
2. Изучить возрастные особенности развития лидерских качеств у старшеклассников.
3. Выявить специфику развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
4. Провести психолого-педагогический эксперимент по проверке эффективности содержания, форм и методов развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Методологическую основу исследования составили: комплекс
научных идей (о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем мир и самого себя в процессе деятельности); теория лидерства; ведущие идеи гуманистического подхода; концепция педагогического стимулирования лидерства.
Теоретическую базу исследования составляют фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции: концепция формирования и развития лидерства (Ю.Н. Емельянов [16], Б.Д. Парыгин [36], Л.И. Уманский [51] и др.); концепция организаторской деятельности (А.Н. Лутошкин [31], Л.И. Уманский [51] и др.); концепция коллективной деятельности (И.П. Иванов [37], А.Н. Лутошкин [31], А.С. Макаренко [32], Л.И. Уманский [51] и др.).
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы, классификация;
- экспериментальные: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент;
- методы статистической и математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МОУ Гимназии № 179 г. Казани, в исследовании принимали участие 20 подростков.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, проверялась эффективность содержания, форм и методов развития лидерских качеств у подростков в учреждении дополнительного образования.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе выявлена, научно обоснована и экспериментальным путем доказана эффективность программы развития лидерских качеств у подростков. Собранные и апробированные материалы могут использоваться в воспитательной работе с подростками в учреждениях дополнительного образования.
Структура работы. Реализация целевых установок выпускной квалификационной работы и ее внутренняя логика определили ее структуру.
Она состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что феноменом лидерства, лидерских качеств рассматривался многими исследователями.
В теориях лидерства, разработанных отечественными и зарубежными учеными, выделяются различные подходы: персоналистический (Э. Вигэм, Л. Картер и др.), ситуативный (Дж. Хемфилл, Ф. Фидлер и др.), поведенческий (К.Левин и др.), трансантный (Т. Парсонс, Е. Холландер, и др.), мотивационно-ценностный (А.Маслоу, К. Ходжкинсон и др.).
1. По мнению Н.П. Аникеевой лидер - член группы, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Л.И. Уманский считает, что лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Но следует различать понятия «лидер»
(от англ. - leader - ведущий, руководитель) и «лидерство как определенный тип отношений.
2. Лидерство - это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда личность выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», лидерство характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации.
3. Таким образом, анализ ключевых понятий исследования позволил нам выявить следующее определение лидерских качеств - это интегративное свойство личности, которое проявляется в умении определить цель деятельности, организовать других, в активности, инициативности, в стремлении к творчеству, к успеху, в способности к творчеству, любознательности, уверенности в себе, адекватности в отношении к самому себе, в доброжелательности, коммуникативности, определяющие характер и результаты деятельности, побуждающие к развитию и саморазвитию, активизирующие личностное развитие.
Также нами рассмотрены различные характеристики и типологии лидерства и лидерских качеств.
4. Лидерство в подростковом возрасте имеет свои особенности. Развитие лидерских качеств подросткового возраста представляется как проблема формирования характера, как «внешний» этап овладения самоконтролем. Лидер стоит на вершине статусно-ролевой иерархии в подростковой группе, у него есть наибольшие возможности для влияния на других членов группы. Лидер определяет, какой будет «тон» коллектива, его атмосфера, установятся ли в нем дружеские отношения, норма взаимопомощи или отношения будут грубыми, жестко иерархиризированными. Чем более развита группа, тем более интересная, культурная, с широким кругом интересов личность ее лидера.
У подростков ярко выражены чувства коллективизма, товарищества, долга и чести. Они быстро усваивают моральные нормы и правила поведения, принятые в коллективе сверстников, дорожат общественным мнением товарищей. Также, подростковый возраст характерен обострением требования и ожидания, которые предъявляются друг другу школьниками в системе межличностных отношений. Поэтому лидер среди подростков чаще всего эталон для группы, все его качества и поступки являются оценочным критерием для других.
5. Дополнительное образование сегодня является преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название - дополнительное образование детей.
Дополнительное образование приобретает новые характеристики образовательно-воспитательной деятельности. Наиболее значимыми из них являются: личностно-деятельностный характер образовательного процесса; оснащенность образовательного процесса программами, ориентированными на овладение детьми функциональной грамотностью, профориентационная направленность образования, дающая возможность получения допрофессинального и начального профессионального образования.
6. Существуют различные формы и методы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования. В нашей работе мы подробно рассмотрели такие из них, как тренинг, метод мозгового штурма, ролевые игры, дискуссию, деловые игры, круглый стол.
Все эти формы и методы помогают подросткам развивать коммуникативные и организаторские способности, творческий потенциал, дают потенциал для быстрого принятия решений и реагирования, повышают самооценку, уверенность в себе.
7. В начале нашего исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что эффективность процесса развития лидерских качеств у подростков может повыситься, если разработать программу, опираясь на сущностные характеристики понятия «лидерские качества», особенности развития лидерских качеств у подростков, специфику учреждения дополнительного образования в развитии лидерских качеств у подростков.
Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу нам нужно было определить эмпирическим путем уровень развития трех выделенных нами компонентов успешного лидерства: коммуникативных, организаторских способностей и эмоционального интеллекта. Для этого нами были использованы такие методики как «Коммуникативные и организаторские способности» - В.В. Синявский, В.А. Федорошин, которая предназначена для выявления уровня развития коммуникативных и организаторских способностей. «Диагностика лидерских способностей» - Е.Жариков, Е.Крушельницкий, выявляющая общий уровень имеющегося лидерского потенциала. «Диагностика эмоционального интеллекта» - Н.Холл, которая определяет уровень развития эмоционального интеллекта.
Исследовательская работа проводилась на базе МОУ Гимназии № 179 г. Казани. Выборку составила группа подростков в количестве 20 человек.
8. С помощью t - критерия Стьюдента для зависимых выборок был проведен статистический анализ для выявления различий между данными «До» проведения разработанной программы и «После» проведения. Г ипотеза Hi о наличии достоверных наличий подтвердилась. Произошедшие статистически значимые изменения в исследуемых показателях свидетельствуют о том, что разработанная программа по развитию лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования показала свою эффективность и подтвердила нашу гипотезу.
В теориях лидерства, разработанных отечественными и зарубежными учеными, выделяются различные подходы: персоналистический (Э. Вигэм, Л. Картер и др.), ситуативный (Дж. Хемфилл, Ф. Фидлер и др.), поведенческий (К.Левин и др.), трансантный (Т. Парсонс, Е. Холландер, и др.), мотивационно-ценностный (А.Маслоу, К. Ходжкинсон и др.).
1. По мнению Н.П. Аникеевой лидер - член группы, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Л.И. Уманский считает, что лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Но следует различать понятия «лидер»
(от англ. - leader - ведущий, руководитель) и «лидерство как определенный тип отношений.
2. Лидерство - это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда личность выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», лидерство характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации.
3. Таким образом, анализ ключевых понятий исследования позволил нам выявить следующее определение лидерских качеств - это интегративное свойство личности, которое проявляется в умении определить цель деятельности, организовать других, в активности, инициативности, в стремлении к творчеству, к успеху, в способности к творчеству, любознательности, уверенности в себе, адекватности в отношении к самому себе, в доброжелательности, коммуникативности, определяющие характер и результаты деятельности, побуждающие к развитию и саморазвитию, активизирующие личностное развитие.
Также нами рассмотрены различные характеристики и типологии лидерства и лидерских качеств.
4. Лидерство в подростковом возрасте имеет свои особенности. Развитие лидерских качеств подросткового возраста представляется как проблема формирования характера, как «внешний» этап овладения самоконтролем. Лидер стоит на вершине статусно-ролевой иерархии в подростковой группе, у него есть наибольшие возможности для влияния на других членов группы. Лидер определяет, какой будет «тон» коллектива, его атмосфера, установятся ли в нем дружеские отношения, норма взаимопомощи или отношения будут грубыми, жестко иерархиризированными. Чем более развита группа, тем более интересная, культурная, с широким кругом интересов личность ее лидера.
У подростков ярко выражены чувства коллективизма, товарищества, долга и чести. Они быстро усваивают моральные нормы и правила поведения, принятые в коллективе сверстников, дорожат общественным мнением товарищей. Также, подростковый возраст характерен обострением требования и ожидания, которые предъявляются друг другу школьниками в системе межличностных отношений. Поэтому лидер среди подростков чаще всего эталон для группы, все его качества и поступки являются оценочным критерием для других.
5. Дополнительное образование сегодня является преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название - дополнительное образование детей.
Дополнительное образование приобретает новые характеристики образовательно-воспитательной деятельности. Наиболее значимыми из них являются: личностно-деятельностный характер образовательного процесса; оснащенность образовательного процесса программами, ориентированными на овладение детьми функциональной грамотностью, профориентационная направленность образования, дающая возможность получения допрофессинального и начального профессионального образования.
6. Существуют различные формы и методы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования. В нашей работе мы подробно рассмотрели такие из них, как тренинг, метод мозгового штурма, ролевые игры, дискуссию, деловые игры, круглый стол.
Все эти формы и методы помогают подросткам развивать коммуникативные и организаторские способности, творческий потенциал, дают потенциал для быстрого принятия решений и реагирования, повышают самооценку, уверенность в себе.
7. В начале нашего исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что эффективность процесса развития лидерских качеств у подростков может повыситься, если разработать программу, опираясь на сущностные характеристики понятия «лидерские качества», особенности развития лидерских качеств у подростков, специфику учреждения дополнительного образования в развитии лидерских качеств у подростков.
Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу нам нужно было определить эмпирическим путем уровень развития трех выделенных нами компонентов успешного лидерства: коммуникативных, организаторских способностей и эмоционального интеллекта. Для этого нами были использованы такие методики как «Коммуникативные и организаторские способности» - В.В. Синявский, В.А. Федорошин, которая предназначена для выявления уровня развития коммуникативных и организаторских способностей. «Диагностика лидерских способностей» - Е.Жариков, Е.Крушельницкий, выявляющая общий уровень имеющегося лидерского потенциала. «Диагностика эмоционального интеллекта» - Н.Холл, которая определяет уровень развития эмоционального интеллекта.
Исследовательская работа проводилась на базе МОУ Гимназии № 179 г. Казани. Выборку составила группа подростков в количестве 20 человек.
8. С помощью t - критерия Стьюдента для зависимых выборок был проведен статистический анализ для выявления различий между данными «До» проведения разработанной программы и «После» проведения. Г ипотеза Hi о наличии достоверных наличий подтвердилась. Произошедшие статистически значимые изменения в исследуемых показателях свидетельствуют о том, что разработанная программа по развитию лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования показала свою эффективность и подтвердила нашу гипотезу.
Подобные работы
- ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Развитие лидерских качеств у современной молодежи
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - Развитие лидерских качеств учащихся средней школы в условиях общеобразовательного учреждения
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ СИБИРИ СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ЭСКИЗА ЭВЕНКИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Разработка стратегии профессионального развития персонала организации (Коми Республиканская Академия Государственной Службы и Управления)
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОРИГАМИ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



