Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования

Работа №37174

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы177
Год сдачи2019
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
837
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий
исследования - «лидер», «лидерство», «лидерские качества» 9
1.2 Особенности проявления лидерских качеств у подростков 29
1.3 Специфика развития лидерских качеств у подростков в учреждениях
дополнительного образования 34
Выводы по главе 1 53
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования 56
2.1 Изучение лидерских качеств у подростков на констатирующем этапе
исследования 56
2.2 Педагогическое обеспечение процесса развития лидерских качеств у
подростков в учреждениях дополнительного образования 64
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования 73
Выводы по главе 2 84
Заключение 86
Список литературы 90
Приложения


Актуальность проблемы исследования. Становление России как демократического и правового государства в современных условиях напрямую зависит от наличия у подрастающего поколения организационно-управленческих навыков, умения проявлять активность, инициативу, коммуникабельность, принимать самостоятельные решения, быть ответственным за результаты своей деятельности и коллектива. Происходящие в современном обществе процессы возвращают понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление лидерских качеств личности, обеспечивающих как собственную успешность, так и успешность деятельности коллектива.
Подростку присуща потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества, поиск себя и своего места в жизни. Следовательно, актуализируется развитие его лидерской целеустремленности. Именно в этот период он готов сознательно подключиться к любой социально необходимой деятельности. Его межличностное общение со сверстниками приобретает более интенсивный, глубинный характер, происходит перестройка взаимоотношений со взрослыми [21, с. 24].
Однако современная система школьного образования традиционно обеспечивает усвоение социального опыта подростками, позитивную реализацию природы социальной активности, закономерно им присущей, их готовности действовать в социально значимом пространстве. Наблюдается резкое снижение интереса подростка к другим людям, отсутствие социально значимых умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства. Кроме того, возможности проявления инициативы подростком во многом ограничены современными формами школьной жизни, т.е. искусственным затягиванием детства. Отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе, элементы безверия и цинизма - нередкие явления в среде современных подростков, что также усугубляют данную ситуацию [21, с. 25].
В связи с этим, особую актуальность приобретает решение проблемы развития лидерских качеств у подростков именно в учреждениях дополнительного образования.
Сфера дополнительного образования детей обладает уникальными возможностями в плане социально-педагогической деятельности, развития и воспитания многогранной личности, удовлетворения её потребностей, интересов, стремления к творчеству, является важным фактором формирования личности ребёнка, его возможности раскрыть, реализовать свой творческий потенциал.
Специфика дополнительного образования заключается в увеличении пространства для развития творческой, познавательной активности школьников; помощи ребенку развить и реализовать лучшие личностные качества; способствовании в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Дополнительное образование, в отличие от общего, является личностно-ориентированным. Личностно-ориентированное образование - это такое образование, которое необходимо для решения проблем, значимых для личности. Оно обеспечивает возможность использования таких способов решения проблем, которые будут способствовать развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к настоящему времени в науке имеется определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы.
Аристотель [7], Платон [38], Плутарх [4], Дж. Локк [30], Н.Макиавелли [33] считали, что исключительно личные качества человека определяют его как лидера и лидерский статус сохраняется при любых условиях. Если лидер одарен качествами, которые отличают его от современников и последователей, то должна существовать возможность определения или выделения этих качеств. Такое заключение породило теорию лидерских черт, авторы которой объясняли процесс лидерства проявлением тех или иных черт характера индивида.
Теория черт признает врожденность и неповторимость свойств лидера, именно по этой причине лидерство как социально-психологический феномен рассматривается в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность занять ведущую позицию, эффективно действовать и удерживать власть именно благодаря наличию этих уникальных черт. Над созданием теории черт работали Е. Богардус, К. Смит, Р. Крюгер [50].
Общие представления о лидерстве даны в исследованиях таких ученых, как Т.В. Бендас [8], Е.В. Кудряшова [25], Л.Б. Зубанова [21], Б.И. Кретов [25], А.П. Кузякин [27] и др.
В теориях лидерства, разработанных отечественными и зарубежными учеными, выделяются различные подходы: персоналистический, ситуативный, поведенческий, трансантный, мотивационно-ценностный.
В отечественной науке и практике разработаны вопросы лидерства и коллектива (Н.П. Аникеева [6], А.С. Макаренко [32] и др.), связи лидерства и руководства (Ю.Н. Емельянов [16], Б.Д. Парыгин [36] и др.). Развитие лидерского потенциала и лидерских качеств (Л.В. Байбородова [45], М.И. Рожков [44; 45], Э. Хартли [50], Л.И.. Уманский [51] и др.). Р.С. Немов [35] и Е.В. Кудряшова [26] отмечают систему личных взаимоотношений, в которых появляется лидер.
Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования, вопросы развития лидерских качеств у подростков остаются не достаточно изученными. В основном имеющиеся исследования посвящены изучению феномена лидерства. Необходимость создания программ развития лидерских качеств у подростков очевидна, особенно это актуально для учреждений дополнительного образования. Современное учреждение дополнительного образования должно помочь каждому ребенку в определении себя как ответственной, свободной в своем творческом выборе, активной и инициативной личности. Это вызывает необходимость изучения и разработки программ по повышению эффективности процесса развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Исходя из сказанного, следует констатировать имеющееся противоречие между необходимостью развития лидерских качеств у подростков с одной стороны и недостаточным использованием в практике учреждений дополнительного образования различных форм и методов, направленных на развитие лидерских качеств у подростков.
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему исследования: «Развитие лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования».
Объект исследования: процесс развития лидерских качеств у подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования может быть более эффективным, если:
- учитывать ключевые характеристики лидерских качеств личности;
- опираться на возрастные особенности развития лидерских качеств у подростков;
- учитывать специфику учреждения дополнительного образования в развитии лидерских качеств у подростков;
- разработать и реализовать программу развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Исходя из цели исследования, выделим задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования: «лидер», «лидерство», «лидерские качества».
2. Изучить возрастные особенности развития лидерских качеств у старшеклассников.
3. Выявить специфику развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
4. Провести психолого-педагогический эксперимент по проверке эффективности содержания, форм и методов развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Методологическую основу исследования составили: комплекс
научных идей (о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем мир и самого себя в процессе деятельности); теория лидерства; ведущие идеи гуманистического подхода; концепция педагогического стимулирования лидерства.
Теоретическую базу исследования составляют фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции: концепция формирования и развития лидерства (Ю.Н. Емельянов [16], Б.Д. Парыгин [36], Л.И. Уманский [51] и др.); концепция организаторской деятельности (А.Н. Лутошкин [31], Л.И. Уманский [51] и др.); концепция коллективной деятельности (И.П. Иванов [37], А.Н. Лутошкин [31], А.С. Макаренко [32], Л.И. Уманский [51] и др.).
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы, классификация;
- экспериментальные: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент;
- методы статистической и математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МОУ Гимназии № 179 г. Казани, в исследовании принимали участие 20 подростков.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, проверялась эффективность содержания, форм и методов развития лидерских качеств у подростков в учреждении дополнительного образования.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе выявлена, научно обоснована и экспериментальным путем доказана эффективность программы развития лидерских качеств у подростков. Собранные и апробированные материалы могут использоваться в воспитательной работе с подростками в учреждениях дополнительного образования.
Структура работы. Реализация целевых установок выпускной квалификационной работы и ее внутренняя логика определили ее структуру.
Она состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что феноменом лидерства, лидерских качеств рассматривался многими исследователями.
В теориях лидерства, разработанных отечественными и зарубежными учеными, выделяются различные подходы: персоналистический (Э. Вигэм, Л. Картер и др.), ситуативный (Дж. Хемфилл, Ф. Фидлер и др.), поведенческий (К.Левин и др.), трансантный (Т. Парсонс, Е. Холландер, и др.), мотивационно-ценностный (А.Маслоу, К. Ходжкинсон и др.).
1. По мнению Н.П. Аникеевой лидер - член группы, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Л.И. Уманский считает, что лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Но следует различать понятия «лидер»
(от англ. - leader - ведущий, руководитель) и «лидерство как определенный тип отношений.
2. Лидерство - это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда личность выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», лидерство характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации.
3. Таким образом, анализ ключевых понятий исследования позволил нам выявить следующее определение лидерских качеств - это интегративное свойство личности, которое проявляется в умении определить цель деятельности, организовать других, в активности, инициативности, в стремлении к творчеству, к успеху, в способности к творчеству, любознательности, уверенности в себе, адекватности в отношении к самому себе, в доброжелательности, коммуникативности, определяющие характер и результаты деятельности, побуждающие к развитию и саморазвитию, активизирующие личностное развитие.
Также нами рассмотрены различные характеристики и типологии лидерства и лидерских качеств.
4. Лидерство в подростковом возрасте имеет свои особенности. Развитие лидерских качеств подросткового возраста представляется как проблема формирования характера, как «внешний» этап овладения самоконтролем. Лидер стоит на вершине статусно-ролевой иерархии в подростковой группе, у него есть наибольшие возможности для влияния на других членов группы. Лидер определяет, какой будет «тон» коллектива, его атмосфера, установятся ли в нем дружеские отношения, норма взаимопомощи или отношения будут грубыми, жестко иерархиризированными. Чем более развита группа, тем более интересная, культурная, с широким кругом интересов личность ее лидера.
У подростков ярко выражены чувства коллективизма, товарищества, долга и чести. Они быстро усваивают моральные нормы и правила поведения, принятые в коллективе сверстников, дорожат общественным мнением товарищей. Также, подростковый возраст характерен обострением требования и ожидания, которые предъявляются друг другу школьниками в системе межличностных отношений. Поэтому лидер среди подростков чаще всего эталон для группы, все его качества и поступки являются оценочным критерием для других.
5. Дополнительное образование сегодня является преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название - дополнительное образование детей.
Дополнительное образование приобретает новые характеристики образовательно-воспитательной деятельности. Наиболее значимыми из них являются: личностно-деятельностный характер образовательного процесса; оснащенность образовательного процесса программами, ориентированными на овладение детьми функциональной грамотностью, профориентационная направленность образования, дающая возможность получения допрофессинального и начального профессионального образования.
6. Существуют различные формы и методы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования. В нашей работе мы подробно рассмотрели такие из них, как тренинг, метод мозгового штурма, ролевые игры, дискуссию, деловые игры, круглый стол.
Все эти формы и методы помогают подросткам развивать коммуникативные и организаторские способности, творческий потенциал, дают потенциал для быстрого принятия решений и реагирования, повышают самооценку, уверенность в себе.
7. В начале нашего исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что эффективность процесса развития лидерских качеств у подростков может повыситься, если разработать программу, опираясь на сущностные характеристики понятия «лидерские качества», особенности развития лидерских качеств у подростков, специфику учреждения дополнительного образования в развитии лидерских качеств у подростков.
Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу нам нужно было определить эмпирическим путем уровень развития трех выделенных нами компонентов успешного лидерства: коммуникативных, организаторских способностей и эмоционального интеллекта. Для этого нами были использованы такие методики как «Коммуникативные и организаторские способности» - В.В. Синявский, В.А. Федорошин, которая предназначена для выявления уровня развития коммуникативных и организаторских способностей. «Диагностика лидерских способностей» - Е.Жариков, Е.Крушельницкий, выявляющая общий уровень имеющегося лидерского потенциала. «Диагностика эмоционального интеллекта» - Н.Холл, которая определяет уровень развития эмоционального интеллекта.
Исследовательская работа проводилась на базе МОУ Гимназии № 179 г. Казани. Выборку составила группа подростков в количестве 20 человек.
8. С помощью t - критерия Стьюдента для зависимых выборок был проведен статистический анализ для выявления различий между данными «До» проведения разработанной программы и «После» проведения. Г ипотеза Hi о наличии достоверных наличий подтвердилась. Произошедшие статистически значимые изменения в исследуемых показателях свидетельствуют о том, что разработанная программа по развитию лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования показала свою эффективность и подтвердила нашу гипотезу.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: ФАСТ, 2017. - 256 с.
2. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства / С.А. Алифанов //Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С. 90-98
3. Андерсон Д.Ж. Сделайте вашего ребенка лидером / Д.Ж. Андерсон // Семья и школа. - 2016. - № 2. - С. 13-15
4. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 363 с.
5. Анн Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн. - СПб.: Питер, 2013. - 215 с.
6. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе: методический материал / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
7. Аристотель. Политика // Древнегреческая философия: от Платона до Аристотеля. - М.: АСТ, 2003. - С. 441-669
8. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства: Монография / Т.В. Бендас. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2010. - 167 с.
9. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению / Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. - М.: Сфера, 016. - 248 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2015. - 464 с.
11. Большакова В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры / В.Ю.Большакова. - СПб.: Социально-психологический центр, 2015. - 380 с.
12. Васильков Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика / Ю.В. Васильков, Т.А. Василькова. - М.: Просвещение, 2015. - 329 с.
13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.
- М.: Просвещение, 2016. - 288 с.
14. Вульфов Б. Ребячий лидер - кто он? Подумаем вместе / Б. Вульфов // Воспитание школьников. - 2017. - № 1. - С. 32-34
15. Гинзбург М.Р. Путь к себе / М.Р. Гинзбург. - М.: Просвещение, 2016. - 160 с.
16. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - СПб.: Питер, 2015. - 166 с.
17. Емельянова М. Воспитание ребенка-лидера / М. Емельянова // Воспитание школьников. - 2016. - № 5. - С. 23-25
18. Ершов А.А. Личность и коллектив / А.А. Ершов. - СПб.: Флинта, 2016.
- 217 с.
19. Жариков Е., Крушельницкий Д. Для тебя и о тебе / Е. Жариков, Д. Крушельницкий. - М.: Просвещение, 2016. - 223 с.
20. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга / В.П. Захаров. - СПб.: Флинта, 2015. - 179 с.
21.Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала / Л.Б. Зубанова // Вопросы психологии. - 2017. - № 2. - С. 53-57
22. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. - Пенза: НМЦ, 2015. - 344 с.
23. Кон И.С. Какими они себя видят? // Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Просвещение, 2014. - 256 с.
24. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2014. - 219 с.
25. Кретов Б.И. Типология лидерства / Б.И. Кретов // Вопросы психологии.
- 2017. - № 3. - С. 73-78
26. Кудряшова Е.В. Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли / Е.В. Кдряшова. - М.: Сфера, 2015.- 376 с.
27. Кузякин А.П. Что такое лидер и лидерство? / А.П. Кузякин // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 89-99
28. Леви В.Л. Искусство быть другим / В.И. Леви. - М.: Знание, 1980. -С. 89-92
29. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
30. Локк Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локк. - М.: Мысль, 1988. - С. 137-405
31. Лутошкин А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.
32. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. - М.: Сфера, 2009. - 256 с.
33. Макиавелли Н. государь и Рассуждения на первые три книги Тита Ливия / Н. Макиавелли. - СПб.: Питер, 2009. - 503 с.
34. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих / А.В. Мудрик. - М: Просвещение, 2015. - 512 с.
35. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Владос, 2014.
36. Парыгин Д.Б. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Д.Б. Парыгин. - СПб.: Речь, 2018. - 324 с.
37. Педагогические труды академика И.П. Иванова / сост. И.Д. Аванесян,
К.П. Захаров. - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2013. - 304 с.
38. Платон Диалоги / Платон. - СПб.: Азбука, 2000. - 448 с.
39. Платонов Ю.П. Путь к лидерству / Ю.П. Платонов. - СПб.: Речь, 2016. - 348 с.
40. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С. Прутченков. - М.: Эксмо-Пресс, 2016. - 640 с.
41. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе / А.С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 2015. - 140 с.
42. Психологическая характеристика лидерства // Под ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Теоретическая психология. - 2014. - С. 267-281
43. Рабочая книга школьного психолога / Под редакцией И.В. Дубровиной.
- М.: Международная педагогическая академия, 2015. - 225 с.
44. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2014. - 264 с.
45. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2015. - 256 с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2015. - 478 с.
47. Рыбалко Е.А. Становление личности / Е.А. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2015. - 231 с.
48. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации / Е.М. Смекалова. - М.: Сфера, 2016. - 96 с.
49. Сбитнева В.Б. Развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении / В.Б. Сбитнева // Дополнительное образования и воспитания. - № 9. - 2016. - С. 37-41
50. Теории лидерства в социальной психологи
https://studbooks.net/1348103/psihologiya/teorii_liderstva_sotsialnoy_psiho logii
51. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности / Л.И. Уманский. - М.: Педагогика, 1980. - 160 с.
52. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2014. - 467 с.
53. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интерпракс, 2015. - 321 с.
54. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин. - М.:ВЛАДОС, 2013. - 544 с.
55. Школа лидера: цикл учебно-развивающих занятий для
старшеклассников областного лагеря старшеклассников имени А.Н. Лукошкина «Комсорг» / Авторы-составители А.И. Тимонин, Л.И. Тимонина. - Н.Новгород: Педагогические технологии, 2008. - 88 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ