Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий
исследования - «лидер», «лидерство», «лидерские качества» 9
1.2 Особенности проявления лидерских качеств у подростков 29
1.3 Специфика развития лидерских качеств у подростков в учреждениях
дополнительного образования 34
Выводы по главе 1 53
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования 56
2.1 Изучение лидерских качеств у подростков на констатирующем этапе
исследования 56
2.2 Педагогическое обеспечение процесса развития лидерских качеств у
подростков в учреждениях дополнительного образования 64
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования 73
Выводы по главе 2 84
Заключение 86
Список литературы 90
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Становление России как демократического и правового государства в современных условиях напрямую зависит от наличия у подрастающего поколения организационно-управленческих навыков, умения проявлять активность, инициативу, коммуникабельность, принимать самостоятельные решения, быть ответственным за результаты своей деятельности и коллектива. Происходящие в современном обществе процессы возвращают понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление лидерских качеств личности, обеспечивающих как собственную успешность, так и успешность деятельности коллектива.
Подростку присуща потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества, поиск себя и своего места в жизни. Следовательно, актуализируется развитие его лидерской целеустремленности. Именно в этот период он готов сознательно подключиться к любой социально необходимой деятельности. Его межличностное общение со сверстниками приобретает более интенсивный, глубинный характер, происходит перестройка взаимоотношений со взрослыми [21, с. 24].
Однако современная система школьного образования традиционно обеспечивает усвоение социального опыта подростками, позитивную реализацию природы социальной активности, закономерно им присущей, их готовности действовать в социально значимом пространстве. Наблюдается резкое снижение интереса подростка к другим людям, отсутствие социально значимых умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства. Кроме того, возможности проявления инициативы подростком во многом ограничены современными формами школьной жизни, т.е. искусственным затягиванием детства. Отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе, элементы безверия и цинизма - нередкие явления в среде современных подростков, что также усугубляют данную ситуацию [21, с. 25].
В связи с этим, особую актуальность приобретает решение проблемы развития лидерских качеств у подростков именно в учреждениях дополнительного образования.
Сфера дополнительного образования детей обладает уникальными возможностями в плане социально-педагогической деятельности, развития и воспитания многогранной личности, удовлетворения её потребностей, интересов, стремления к творчеству, является важным фактором формирования личности ребёнка, его возможности раскрыть, реализовать свой творческий потенциал.
Специфика дополнительного образования заключается в увеличении пространства для развития творческой, познавательной активности школьников; помощи ребенку развить и реализовать лучшие личностные качества; способствовании в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Дополнительное образование, в отличие от общего, является личностно-ориентированным. Личностно-ориентированное образование - это такое образование, которое необходимо для решения проблем, значимых для личности. Оно обеспечивает возможность использования таких способов решения проблем, которые будут способствовать развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к настоящему времени в науке имеется определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы.
Аристотель [7], Платон [38], Плутарх [4], Дж. Локк [30], Н.Макиавелли [33] считали, что исключительно личные качества человека определяют его как лидера и лидерский статус сохраняется при любых условиях. Если лидер одарен качествами, которые отличают его от современников и последователей, то должна существовать возможность определения или выделения этих качеств. Такое заключение породило теорию лидерских черт, авторы которой объясняли процесс лидерства проявлением тех или иных черт характера индивида.
Теория черт признает врожденность и неповторимость свойств лидера, именно по этой причине лидерство как социально-психологический феномен рассматривается в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность занять ведущую позицию, эффективно действовать и удерживать власть именно благодаря наличию этих уникальных черт. Над созданием теории черт работали Е. Богардус, К. Смит, Р. Крюгер [50].
Общие представления о лидерстве даны в исследованиях таких ученых, как Т.В. Бендас [8], Е.В. Кудряшова [25], Л.Б. Зубанова [21], Б.И. Кретов [25], А.П. Кузякин [27] и др.
В теориях лидерства, разработанных отечественными и зарубежными учеными, выделяются различные подходы: персоналистический, ситуативный, поведенческий, трансантный, мотивационно-ценностный.
В отечественной науке и практике разработаны вопросы лидерства и коллектива (Н.П. Аникеева [6], А.С. Макаренко [32] и др.), связи лидерства и руководства (Ю.Н. Емельянов [16], Б.Д. Парыгин [36] и др.). Развитие лидерского потенциала и лидерских качеств (Л.В. Байбородова [45], М.И. Рожков [44; 45], Э. Хартли [50], Л.И.. Уманский [51] и др.). Р.С. Немов [35] и Е.В. Кудряшова [26] отмечают систему личных взаимоотношений, в которых появляется лидер.
Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования, вопросы развития лидерских качеств у подростков остаются не достаточно изученными. В основном имеющиеся исследования посвящены изучению феномена лидерства. Необходимость создания программ развития лидерских качеств у подростков очевидна, особенно это актуально для учреждений дополнительного образования. Современное учреждение дополнительного образования должно помочь каждому ребенку в определении себя как ответственной, свободной в своем творческом выборе, активной и инициативной личности. Это вызывает необходимость изучения и разработки программ по повышению эффективности процесса развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Исходя из сказанного, следует констатировать имеющееся противоречие между необходимостью развития лидерских качеств у подростков с одной стороны и недостаточным использованием в практике учреждений дополнительного образования различных форм и методов, направленных на развитие лидерских качеств у подростков.
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему исследования: «Развитие лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования».
Объект исследования: процесс развития лидерских качеств у подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования может быть более эффективным, если:
- учитывать ключевые характеристики лидерских качеств личности;
- опираться на возрастные особенности развития лидерских качеств у подростков;
- учитывать специфику учреждения дополнительного образования в развитии лидерских качеств у подростков;
- разработать и реализовать программу развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Исходя из цели исследования, выделим задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования: «лидер», «лидерство», «лидерские качества».
2. Изучить возрастные особенности развития лидерских качеств у старшеклассников.
3. Выявить специфику развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
4. Провести психолого-педагогический эксперимент по проверке эффективности содержания, форм и методов развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Методологическую основу исследования составили: комплекс
научных идей (о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем мир и самого себя в процессе деятельности); теория лидерства; ведущие идеи гуманистического подхода; концепция педагогического стимулирования лидерства.
Теоретическую базу исследования составляют фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции: концепция формирования и развития лидерства (Ю.Н. Емельянов [16], Б.Д. Парыгин [36], Л.И. Уманский [51] и др.); концепция организаторской деятельности (А.Н. Лутошкин [31], Л.И. Уманский [51] и др.); концепция коллективной деятельности (И.П. Иванов [37], А.Н. Лутошкин [31], А.С. Макаренко [32], Л.И. Уманский [51] и др.).
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы, классификация;
- экспериментальные: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент;
- методы статистической и математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МОУ Гимназии № 179 г. Казани, в исследовании принимали участие 20 подростков.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, проверялась эффективность содержания, форм и методов развития лидерских качеств у подростков в учреждении дополнительного образования.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе выявлена, научно обоснована и экспериментальным путем доказана эффективность программы развития лидерских качеств у подростков. Собранные и апробированные материалы могут использоваться в воспитательной работе с подростками в учреждениях дополнительного образования.
Структура работы. Реализация целевых установок выпускной квалификационной работы и ее внутренняя логика определили ее структуру.
Она состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что феноменом лидерства, лидерских качеств рассматривался многими исследователями.
В теориях лидерства, разработанных отечественными и зарубежными учеными, выделяются различные подходы: персоналистический (Э. Вигэм, Л. Картер и др.), ситуативный (Дж. Хемфилл, Ф. Фидлер и др.), поведенческий (К.Левин и др.), трансантный (Т. Парсонс, Е. Холландер, и др.), мотивационно-ценностный (А.Маслоу, К. Ходжкинсон и др.).
1. По мнению Н.П. Аникеевой лидер - член группы, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Л.И. Уманский считает, что лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Но следует различать понятия «лидер»
(от англ. - leader - ведущий, руководитель) и «лидерство как определенный тип отношений.
2. Лидерство - это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда личность выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», лидерство характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации.
3. Таким образом, анализ ключевых понятий исследования позволил нам выявить следующее определение лидерских качеств - это интегративное свойство личности, которое проявляется в умении определить цель деятельности, организовать других, в активности, инициативности, в стремлении к творчеству, к успеху, в способности к творчеству, любознательности, уверенности в себе, адекватности в отношении к самому себе, в доброжелательности, коммуникативности, определяющие характер и результаты деятельности, побуждающие к развитию и саморазвитию, активизирующие личностное развитие.
Также нами рассмотрены различные характеристики и типологии лидерства и лидерских качеств.
4. Лидерство в подростковом возрасте имеет свои особенности. Развитие лидерских качеств подросткового возраста представляется как проблема формирования характера, как «внешний» этап овладения самоконтролем. Лидер стоит на вершине статусно-ролевой иерархии в подростковой группе, у него есть наибольшие возможности для влияния на других членов группы. Лидер определяет, какой будет «тон» коллектива, его атмосфера, установятся ли в нем дружеские отношения, норма взаимопомощи или отношения будут грубыми, жестко иерархиризированными. Чем более развита группа, тем более интересная, культурная, с широким кругом интересов личность ее лидера.
У подростков ярко выражены чувства коллективизма, товарищества, долга и чести. Они быстро усваивают моральные нормы и правила поведения, принятые в коллективе сверстников, дорожат общественным мнением товарищей. Также, подростковый возраст характерен обострением требования и ожидания, которые предъявляются друг другу школьниками в системе межличностных отношений. Поэтому лидер среди подростков чаще всего эталон для группы, все его качества и поступки являются оценочным критерием для других.
5. Дополнительное образование сегодня является преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название - дополнительное образование детей.
Дополнительное образование приобретает новые характеристики образовательно-воспитательной деятельности. Наиболее значимыми из них являются: личностно-деятельностный характер образовательного процесса; оснащенность образовательного процесса программами, ориентированными на овладение детьми функциональной грамотностью, профориентационная направленность образования, дающая возможность получения допрофессинального и начального профессионального образования.
6. Существуют различные формы и методы развития лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования. В нашей работе мы подробно рассмотрели такие из них, как тренинг, метод мозгового штурма, ролевые игры, дискуссию, деловые игры, круглый стол.
Все эти формы и методы помогают подросткам развивать коммуникативные и организаторские способности, творческий потенциал, дают потенциал для быстрого принятия решений и реагирования, повышают самооценку, уверенность в себе.
7. В начале нашего исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что эффективность процесса развития лидерских качеств у подростков может повыситься, если разработать программу, опираясь на сущностные характеристики понятия «лидерские качества», особенности развития лидерских качеств у подростков, специфику учреждения дополнительного образования в развитии лидерских качеств у подростков.
Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу нам нужно было определить эмпирическим путем уровень развития трех выделенных нами компонентов успешного лидерства: коммуникативных, организаторских способностей и эмоционального интеллекта. Для этого нами были использованы такие методики как «Коммуникативные и организаторские способности» - В.В. Синявский, В.А. Федорошин, которая предназначена для выявления уровня развития коммуникативных и организаторских способностей. «Диагностика лидерских способностей» - Е.Жариков, Е.Крушельницкий, выявляющая общий уровень имеющегося лидерского потенциала. «Диагностика эмоционального интеллекта» - Н.Холл, которая определяет уровень развития эмоционального интеллекта.
Исследовательская работа проводилась на базе МОУ Гимназии № 179 г. Казани. Выборку составила группа подростков в количестве 20 человек.
8. С помощью t - критерия Стьюдента для зависимых выборок был проведен статистический анализ для выявления различий между данными «До» проведения разработанной программы и «После» проведения. Г ипотеза Hi о наличии достоверных наличий подтвердилась. Произошедшие статистически значимые изменения в исследуемых показателях свидетельствуют о том, что разработанная программа по развитию лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования показала свою эффективность и подтвердила нашу гипотезу.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: ФАСТ, 2017. - 256 с.
2. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства / С.А. Алифанов //Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С. 90-98
3. Андерсон Д.Ж. Сделайте вашего ребенка лидером / Д.Ж. Андерсон // Семья и школа. - 2016. - № 2. - С. 13-15
4. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 363 с.
5. Анн Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн. - СПб.: Питер, 2013. - 215 с.
6. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе: методический материал / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
7. Аристотель. Политика // Древнегреческая философия: от Платона до Аристотеля. - М.: АСТ, 2003. - С. 441-669
8. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства: Монография / Т.В. Бендас. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2010. - 167 с.
9. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению / Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. - М.: Сфера, 016. - 248 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2015. - 464 с.
11. Большакова В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры / В.Ю.Большакова. - СПб.: Социально-психологический центр, 2015. - 380 с.
12. Васильков Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика / Ю.В. Васильков, Т.А. Василькова. - М.: Просвещение, 2015. - 329 с.
13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.
- М.: Просвещение, 2016. - 288 с.
14. Вульфов Б. Ребячий лидер - кто он? Подумаем вместе / Б. Вульфов // Воспитание школьников. - 2017. - № 1. - С. 32-34
15. Гинзбург М.Р. Путь к себе / М.Р. Гинзбург. - М.: Просвещение, 2016. - 160 с.
16. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - СПб.: Питер, 2015. - 166 с.
17. Емельянова М. Воспитание ребенка-лидера / М. Емельянова // Воспитание школьников. - 2016. - № 5. - С. 23-25
18. Ершов А.А. Личность и коллектив / А.А. Ершов. - СПб.: Флинта, 2016.
- 217 с.
19. Жариков Е., Крушельницкий Д. Для тебя и о тебе / Е. Жариков, Д. Крушельницкий. - М.: Просвещение, 2016. - 223 с.
20. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга / В.П. Захаров. - СПб.: Флинта, 2015. - 179 с.
21.Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала / Л.Б. Зубанова // Вопросы психологии. - 2017. - № 2. - С. 53-57
22. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. - Пенза: НМЦ, 2015. - 344 с.
23. Кон И.С. Какими они себя видят? // Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Просвещение, 2014. - 256 с.
24. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2014. - 219 с.
25. Кретов Б.И. Типология лидерства / Б.И. Кретов // Вопросы психологии.
- 2017. - № 3. - С. 73-78
26. Кудряшова Е.В. Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли / Е.В. Кдряшова. - М.: Сфера, 2015.- 376 с.
27. Кузякин А.П. Что такое лидер и лидерство? / А.П. Кузякин // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 89-99
28. Леви В.Л. Искусство быть другим / В.И. Леви. - М.: Знание, 1980. -С. 89-92
29. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
30. Локк Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локк. - М.: Мысль, 1988. - С. 137-405
31. Лутошкин А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.
32. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. - М.: Сфера, 2009. - 256 с.
33. Макиавелли Н. государь и Рассуждения на первые три книги Тита Ливия / Н. Макиавелли. - СПб.: Питер, 2009. - 503 с.
34. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих / А.В. Мудрик. - М: Просвещение, 2015. - 512 с.
35. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Владос, 2014.
36. Парыгин Д.Б. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Д.Б. Парыгин. - СПб.: Речь, 2018. - 324 с.
37. Педагогические труды академика И.П. Иванова / сост. И.Д. Аванесян,
К.П. Захаров. - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2013. - 304 с.
38. Платон Диалоги / Платон. - СПб.: Азбука, 2000. - 448 с.
39. Платонов Ю.П. Путь к лидерству / Ю.П. Платонов. - СПб.: Речь, 2016. - 348 с.
40. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С. Прутченков. - М.: Эксмо-Пресс, 2016. - 640 с.
41. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе / А.С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 2015. - 140 с.
42. Психологическая характеристика лидерства // Под ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Теоретическая психология. - 2014. - С. 267-281
43. Рабочая книга школьного психолога / Под редакцией И.В. Дубровиной.
- М.: Международная педагогическая академия, 2015. - 225 с.
44. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2014. - 264 с.
45. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2015. - 256 с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2015. - 478 с.
47. Рыбалко Е.А. Становление личности / Е.А. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2015. - 231 с.
48. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации / Е.М. Смекалова. - М.: Сфера, 2016. - 96 с.
49. Сбитнева В.Б. Развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении / В.Б. Сбитнева // Дополнительное образования и воспитания. - № 9. - 2016. - С. 37-41
50. Теории лидерства в социальной психологи
https://studbooks.net/1348103/psihologiya/teorii_liderstva_sotsialnoy_psiho logii
51. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности / Л.И. Уманский. - М.: Педагогика, 1980. - 160 с.
52. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2014. - 467 с.
53. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интерпракс, 2015. - 321 с.
54. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин. - М.:ВЛАДОС, 2013. - 544 с.
55. Школа лидера: цикл учебно-развивающих занятий для
старшеклассников областного лагеря старшеклассников имени А.Н. Лукошкина «Комсорг» / Авторы-составители А.И. Тимонин, Л.И. Тимонина. - Н.Новгород: Педагогические технологии, 2008. - 88 с.