Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование позитивной «Я-концепции» у первоклассников

Работа №37151

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования позитивной «Я-концепции» у первоклассников 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «Я-концепции» 9
1.2. Специфика проявления «Я-концепции» у первоклассников 16
1.3. Формы и методы формирования позитивной «Я-концепции» у
первоклассников 27
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Опытно - экспериментальная проверка эффективности форм
и методов формирования позитивной «Я-концепции» у первоклассников 32
2.1. Исследование уровня развития позитивной «Я-концепции» у
первоклассников (констатирующий этап) 32
2.2. Реализация программы формирования позитивной «Я-концепции» у
первоклассников (формирующий эксперимент) 43
2.3. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной
работы 46
Выводы по 2 главе 50
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение 1 55
Приложение 2 62
Приложение 3

Актуальность исследования. «Я-концепция» как совокупность представлений о себе, сопряжённая с их оценкой, формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающей средой и с момента своего зарождения становится активным началом, фактором, определяющим развитие личности.
Младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность
психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки первоклассников, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
В психолого-педагогической литературе Я-концепция рассматривается, прежде всего, как как совокупность установок, направленных на самого себя. Поскольку Я-концепция — это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, то изменение даже одного её аспекта может полностью изменить природу целого (например, изменение образа «Я» меняет как поведение, так и самооценку ребёнка).
Для того чтобы выстроить положительную Я-концепцию личности, необходима комплексная работа по формированию адекватной самооценки, позитивных представлений о Я-реальном и Я-идеальном, отношений с другими людьми на основе чувства собственной самоценности. А.В. Захарова представила структуру самооценки ребёнка младшего школьного возраста, состоящую из двух компонентов — когнитивного и эмоционального. Первый отражает знание ребёнком собственных качеств, второй — его отношение к самому себе. Знания о себе ребёнок приобретает в социальных контактах, и узнаваемое о себе неизменно сопровождается эмоциями, интенсивность которых зависит от значения для личности оцениваемой характеристики.
В настоящий момент практика школьного обучения призвана не ограничиваться лишь формированием у человека познавательных УУД, а придавать большее значение личностным образованиям, с которыми связано развитие его когнитивных способностей, к которым относится и самооценка, и этот процесс целенаправленно необходимо начинать с первого класса. Неадекватная самооценка нуждается в исправлении, что во многом зависит от учителя начальных классов. «В конечном итоге, основная цель развития Я-концепции заключается в том, чтобы помочь ребёнку самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения» [10].
Теоретическое и практическое изучение особенностей личностного развития младших школьников позволяет утверждать, что специфика развития всех структурных составляющих Я-концепции определяется успешностью освоения ребёнком ведущего вида деятельности — учебной, а также построения взаимоотношений с ближайшим окружением. Эти аспекты развития являются основаниями личностного развития в данный период.
Изучение современной специальной научной литературы показывает, что в отечественной психологии личности уже сложились определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа и обоснования категории «Я - концепция». Прежде всего, это исследования (Агапов В.С., Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Деркач А.А., Рубинштейн С.А. и др.) [2, 3, 5]по проблемам самоотношения, самооценки, самоопределения, самоутверждения, представления личности о себе в условиях совместной деятельности, влияния Я-концепции на мотивацию, духовные потребности, ценностные ориентации, развитие профессионального Я.
Но при этом различные теоретические конструкции и методологические подходы к изучению Я-концепции не соотносятся друг с другом, поскольку разные ученые, отправляясь в своих исследованиях от разных целей и задач, приходят к противоречивым взглядам на данную категорию, ее структурные и содержательные составляющие. Многие исследователи ставят проблему Я-концепции узко, в рамках своего научного подхода (социально- психологического, медицинского, возрастного и т.д.). Представляется, что проблема заключается в том, чтобы, с одной стороны, рассматривать Я - концепцию как закономерный и всегда - уникальный результат психического развития личности, с другой, - исследовать феномен Я-концепции, выделяя ее существенные признаки, структурные компоненты, характеристики, отличающие ее от личности, сознания и самосознания.
Актуальность решения задачи формирования у младших школьников позитивной «Я-концепции» в учебно-познавательной деятельности подтверждается противоречием: между объективной потребностью
общества в развитии и формировании позитивной «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования позитивной «Я-концепции» у первоклассников, с другой стороны.
Данное противоречие обусловливают проблему исследования: каковы содержание, формы и методы, обеспечивающие эффективное формирование позитивной «Я-концепции» у первоклассников?
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование позитивной «Я-концепции» у первоклассников.
Объект исследования - процесс формирования позитивной «Я- концепции» у первоклассников.
Предмет исследования - содержание, формы и методы формирования позитивной «Я-концепции» у первоклассников.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования позитивной «Я-концепции» у учащихся первого класса может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики «Я-концепции»;
-учитывать возрастные особенности проявления «Я-концепции» у младших школьников;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс формирующую программу, включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия: беседы, игры, упражнения, тренинги и др.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть сущностные характеристики понятие «Я-концепция».
2. Определить возрастные особенности проявления «Я-концепции» учащихся младшего школьного возраста.
3. Раскрыть формы и методы формирования позитивной «Я- концепции» у первоклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы формирования позитивной «Я-концепции» у первоклассников.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили: психолого-педагогические концепции отечественной и зарубежной педагогики и психологии, раскрывающие общенаучные категории «Я-концепции», исследования различных аспектов данной проблемы, включающие вопросы по формированию «Я- концепции» у младших школьников. (Агапов В.С., Беликов В.А., Бернс Р., Захарова А.В., Ипполитова Н., Стерхова Н. , Пешкова Н.А., Шайденкова Т.Н., Реан А.А., Коломинский Я.Л.)[18, 10, 11]
При проведении исследования использовались следующие методы: -теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, обобщение;
-эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование, наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися;
-методы обработки данных: качественный и количественный анализ. Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «СОШ №91» города Казани, выборку составили 21 школьник в возрасте от 6 до 8 лет.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования позитивной «Я-концепции» у первоклассников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость исследования: пути совершенствования формирования «Я-концепции» у первоклассников могут быть использованы как в деятельности педагогов МБОУ «СОШ №91», так и в деятельности других гимназий.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шести параграфов, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования были решены основные задачи выпускной квалификационной работы. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что «Я-концепция» представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
«Я-концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет человек, но то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможность развития в будущем.
Структура «Я-концепции» представлена следующими элементами: Образ тела или телесное «Я»; Настоящее или актуальное «Я»; Динамическое «Я»; Фактическое «Я»; Идеальное «Я»; Будущее или возможное «Я»; Идеализированное «Я»; Представляемые «Я»; Фальшивое «Я».
Нами были выявлены особенности формирования «Я-концепции» в младшем школьном возрасте: 1) «Я реальное» и «Я идеальное» младшего школьника часто не отличаются; 2) большое значение в становлении «Я- концепции» младшего школьника приобретает одобрение значимых других в окружении ребенка, к которым присоединяются учителя и группа сверстников; 3) одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у негонегативной самооценки.
Выделяется три элемента «Я-концепции»: когнитивная составляющая (представления индивида о самом себе, которые могут быть обоснованы или не обоснованными); эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) - аффективная оценка представления о себе; поведенческая составляющая - поведение, определяемое вышеперечисленными составляющими. Фактически индивид реализует два процесса самооценки: сравнение «реального Я» с «идеальным Я»;
сравнение «реального Я» с «социальным Я».
Исследование проводилось в МБОУ «СОШ №1» в 1 «Б» классе. Возраст детей 6-8 лет, в классе 21 учащийся. Для изучения психологических особенностей «Я-концепции» первоклассников
использовались следующие методики: исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна; методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова), методика изучения порального поведения Якобсона и Моревой.



1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Самосознание личности: Учебник. - 4-е изд., доп.и перераб. - М.: Мир, 2018. - 416 с.: ил
2. Делягин Н.К. Воспитательный процесс: Учебник / Н.К. Делягин. - М.: Дашков и К, 2017. - 552 с.
3. Дмитриевская В.А. Организация воспитательного процесса: Учебник / В.А. Дмитриевская. - М.: Мир, 2016. - 444 с.
4. Зотов Б.Л. Психология и педагогика: Учебник / Б.Л. Зотов. - М.: Юридическая литература. - 2017. - 293 с.
5. Калмыков В.В. Педагогика: Учебник / В.В. Калмыков. - М.: Эксмо, 2017. - 383 с.
6. Кинг У., Клила нд Д. Развитие «Я-Концепции» и воспитание / Пер. с англ. - М.: «Прогресс», 2016. - 378 с.
7. Лескин В.А. Педагогика:Учебник / В.А. Лескин. - К.: Мир, 2017. - 256 с.
8. Матросов А.А. Психология: Учебник / А.А. Матросов. - М.: Мир, 2017. - 321 с.
9. Матяхин С.С. Организация воспитательного процесса: Учебник / С.С. Матяхин. - М.: Просвещение, 2016. - 481 с.
10. Меньшиков В.В. Самосознание личности: Учебник / В.В. Меньшиков. - К.: Просвещение, 2016. - 259 с.
11. Меркулов В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Меркулов. - М.: Наука, 2016. - 441 с.
12. Нестерович Е.А. Педагогика: Учебник / Е.А. Нестерович. - К.: Книга, 2016. - 314 с.
13. Носова И.М. Обучение и воспитание: Учебник / И.М. Носова. - М.: Эксмо, 2016. - 412 с.
14. Овчинников П.А. Самосознание личности: Учебник / П.А.
Овчинников. - С.: Книга, 2016. - 258 с.
15. Остапенко К.К. Концепции развития личности: Учебник / К.К. Остапенко. - М.: Просвещение, 2016. - 221 с.
16. Панков П.Н. Воспитательный процесс в школах: Учебник / П.Н. Панков. - М.: Дашков и К, 2017. - 379 с.
17. Рябыкин Е.А. Педагогика: Учебник / Е.А. Рябыкин. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 446 с.
18. Сухарев И.А. Психология и педагогика: Учебник / И.А. Сухарев. - М.: Эксмо, 2017. - 433 с.
19. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Психология и педагогика. - М., Наука, 2016. - 236 с.
20. Шифрин М.Б. Развитие личности: Учебно-методическое комплексное пособие. - СПб.: Изд. МБИ, 2018. - 324 с.
21. Шеремет А.Д. Основы воспитания личности. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 510 с.
22. Щукин В.Г. Самосознание личности: Учебник / В.Г. Щукин. - М.: Дрофа, 2017. - 588 с.
23. Юдин А.А. Психология и педагогика: Учебник / А.А. Юдин. - М.: Эксмо, 2018. - 336 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ