Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проектирования образовательной среды в обучении искусству на примере художественной студии 5
1.1 Образовательная среда: определение, задачи и функции, методика реализации 5
1.2. Образовательная среда и ее наполнение в обучении искусству 16
Выводы по I главе 35
Глава 2. Создание дизайн-проекта аудитории художественной студии как гармоничной образовательной среды 37
2.1. Анализ недостатков и преимуществ аудитории №258-259 ИФиМК КФУ 37
2.2. Разработка дизайн-проекта учебной аудитории №258-259 ИФиМК
КФУ как гармоничной образовательной среды 44
Выводы по II главе 49
Заключение 51
Список литературы 53
Приложения
Анализируя интерьеры художественных учебных заведений можно прийти к выводу, что образовательные пространства требуют модернизации в функциональном и эстетическом плане. Для наиболее эффективного образовательного процесса необходимы большие свободные пространства для самостоятельной работы и коммуникации учащихся, что повлечет за собой взаимообогащение полученными знаниями. Кроме того, правильно спроектированное учебное пространство благотворно влияет на психологическое и физическое состояние учащихся. При создании дизайна интерьера художественной студии очень важно создать такую образовательную среду, которая будет стимулировать развитие художественных навыков обучающихся и их дальнейшее прогрессирование.
Объект исследования: Особенности организации образовательной среды как объект дизайн проектирования.
Предмет исследования: Выявление особенностей проектирования образовательной среды художественной студии в создании проекта.
Цель: Создание дизайн - проекта аудитории художественной студии как гармоничного образовательного пространства, раскрывающего творческий потенциал учащихся.
Задачи:
1. Изучить сущность образовательной среды, систематизировать ее основные материальные, эстетические характеристики;
2. Обосновать теоретические основы дизайн проектирования интерьеров учебных аудиторий;
3. Разработать дизайн-проект аудитории художественной студии как образовательного пространства, стимулирующего творчество.
Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс формирования художественных навыков зависит от окружающей образовательной среды.
Он становится более эффективным, если образовательная среда отвечает требованиям: осуществляется в образовательной среде, отвечающей материальным и нематериальным требованиям образовательной среды, стимулирующей гармоничное развитие художественных возможностей учащихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении и анализе образовательного пространства и его влияния на педагогический процесс.
Практическая значимость заключается в разработке дизайн-проекта с учетом гигиенических, эргономических и эстетических правил и особенностей, как результата анализа аналогов учебных пространств, особенностей проектирования учебных интерьеров, изучении влияния окружающей среды на психологическое и физическое состояние учащихся, что позволило разработать современный дизайн -проект образовательного пространства
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, выводов по двум главам, заключения, списка литературы и приложения.
Интерьер образовательной среды, способствующий развитию обучающихся, является одной из важных составляющих в программе образовательной работы. В современных условиях, главная цель которых становление и развитие личности, ее самобытности и индивидуальности, важная роль принадлежит искусству, организующему среду, так как оно способно коснуться самых тонких струн в человеке, удовлетворяет его эстетические потребности, развивает вкус, воспитывает культуру.
Цель данного исследования состояла в разработке дизайн -проекта гармоничной образовательной среды. Для достижения этой цели были осуществлены: анализ документов, сравнительный анализ аналогов,
исторический анализ, стилистический анализ.
Из поставленных в исследовании задач: мы раскрыли понятие образовательной среды в современной педагогике; проанализировали традиции и инновации образовательной среды; рассмотрели объекты образовательной среды и требования к ним.
Перед тем как перейти к практической части мы изучили теоретические вопросы, касающиеся предмета и объекта исследования, а далее определили концепцию проекта, теоретически обосновали его, разработали композиционное решение и определили условия реализации. И пришли к выводу, что разработка проекта дизайна интерьера общественного пространства во многом зависит от рамок и стандартов, установленных СНиПом, СанПиНом и ГОСТом, а также от особенностей коммуникаций и здания, в котором находится проектируемое помещение. Важно учитывать специфику и функциональное эксплуатирование помещения, эргономические требования, а также влияние цветового и светового климата на здоровье человека.
В результате работы над практической частью выпускной квалификационной работы мы разработали дизайн - проект образовательной среды учебной аудитории художественной студии в соответствии со всеми особенностями проектирования образовательной среды художественной студии.
Таким образом, проект реализован в соответствии со всеми заданными требованиями и нормами.
1. Ажгихин С. Г. Развитие творческого воображения будущих дизайнеров. Искусство и образование. -2008. -Вып.3. с.68-71.
2. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1999 г. - 296 с.
3. Березовский А.В. Технологии проектирования социальной среды: учебно-методический комплекс / А.В. Березовский, И.В. Гладкая, М.А. Жданова и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 149.
4. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 2017. - 344 с
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2014. - 96 с.
6. Вербитский А.А., Ермакова О.Б. [Текст] // Педагогика. - 2009. - №2, С. 12-13.
7. Деревицкая А.В. Основные аспекты методики развития художественно-проектной компетенции студентов в профессиональной области «Дизайн», - 2013.
8. Есаулова М.Б., Сухобская Г.С. Компетентностный подход в профессионально - педагогическом образовании: научно-методическое пособие; СЗППИ СПГУТД. - СПб.: Тускарора, 2011. - 67 с.
9. Зеер Э.Ф., Патова A.M., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. -М.: МПСИ, 2005.
10. Крупенина М.В. Социальная среда как фактор воспитания. В сб. От школы учебы к школе общественно -полезного труда. М.: Изд-е ИМШР, 1927. -С. 5 -17
11. Калина Н.Д. Преемственность в обучении рисунку как условие конструктивно-графического творчества [Текст] // Искусство и образование. - 2010.- №6 (68), С. 96-103.
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», -2005.
13. Козлова Л.Н., Кукузей П.Е. Аналитический обзор интерьеров вузов. Современные задачи и тенденции // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(58). - Новосибирск: СибАК, 2016. -
С. 6-13.
14. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1999.
15. Марченко М. Н., Федосеева А. А. Особенности коммуникации дизайнера с потребителями его услуг. Международный журнал экспериментального образования. -2015. -№ 12-2. с. 235-236.
16. Макарова Е.А., Писаренко В.И. Визуализация как одна из стратегий создания инновационной образовательной среды // Известия Южного федерального университета. Сер. Технические науки. - 2011. - № 12. - С. 260 - 267.
17. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. - 193 с.
18. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Диссертация доктора педагогических наук. Москва, 1998.
19. Нешумов Б.В., Щедрин Е.Д. Художественное проектирование: учебное пособие. -М.: Просвещение, 2009.
20. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации по проектированию / С.Л. Новоселова. - М.: Московский департамент образования, 2001. - 74 с.
21. Парашина Е.С., Марченко М.Н. Основные этапы дизайнпроектирования учебных аудиторий вуза
22. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. Москва: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
23. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду [Текст] / - М.: Педагогика, 2008. - 53 с.
24. Сластенин В.А., Исаев E.H. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2008. -9-е изд.
25. Маркович Д.Ж. Социальная экология: Учебное пособие / Д.Ж. Маркович, В.И Жуков., В.Р. Бганба-Церера. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. - 339 с.
26. Мельник Н.М. Интеллектуально -информационная поддержка генерации актуального знания в процессе решения профессиональных задач // Вестник ТГУ. - 2012. - № 2 (20). - С. 220 - 224.
27. Моделирование воспитательных систем: теория - практике: сборник научных статей. Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. Москва: РОУ, 1995. -144 с.
28. Фалько В.П. Формирование художественно-проектной компетенции
педагога профессионального обучения в области дизайна : дис. канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального
образования. - Екатеринбург, 2009.
29. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории / В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2006. - 296 с.
30. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - С. 115.
Список Б
31. Зимняя И.А. Ключевые компетности как результативно-целевая основа
компетентностного подхода в образовании -[Электронный ресурс]. - Москва. - Режим доступа:
http://old.wsu.ru/dap/development_program/files/zimnyaya.pdf (дата обращения 01.12.2012).
32. Фролова Н.И. Библиотека без книг - [Электронный ресурс] / Н.И. Фролова. Библиотека без книг // archi.ru. - Режим доступа: http://archi.ru/proiects/world/7068/studencheskii-uchebnvi-centr- universiteta-raiersona (Дата обращения: 27.02. 2016).
33. Школа архитектуры при Университете Бонд в Австралии -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hqroom.ru/shkola- arhitekturyi-pri-universitete-bond-v-avstrahi (Дата обращения:
01.03.2016) .
34. Школа дизайна при Университете в Мельбурне - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://hqroom.ru/shkola-dyzaina-prv-
unyversytete-v-melburne.html (Дата обращения: 27.02.2016).
35. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] //. - Режим доступа:: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (Дата обращения
27.02.2018)
36. Хуторная А.В. Средовый подход в образовании - альтернатива
авторитарному [Электронный ресурс] //. - Режим доступа::
http://khutorskoy.ru/be/2014/0224/index.htm. (Дата обращения
27.02.2018)
37. Сидоров С.В. Дидактические средства [Электронный ресурс] //
Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. - URL: http ://s i-
sv.com/publ/1/14-1-0-214 (дата обращения: 13.04.2018).