Введение 3
Глава I. Информационно-педагогическая специфика предметнопространственной среды 5
1.1. Педагогические аспекты проектирования интерьера 5
1.2. Семантика эпохи Ар Деко: литература, искусство, музыка, кино, дизайн 13
Выводы по главе I 27
Глава II. Разработка дизайн-проекта интерьера ресторана в стиле Ар Деко 29
2.1. Специфика проектирования интерьера в стиле Ар Деко 29
2.2. Этапы работы над практической частью проекта. Технологическая карта 38
Выводы по главе II 49
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения
Появление стиля Ар Деко связывают с Международной выставкой современных декоративных искусств и промышленных изделий в Париже, которая состоялась в 1925 году.
Стиль Ар Деко представляет собой синтез геометризированной классики и рационалистического модерна. Он подчинил архитектуру, дизайн, художественное и декоративно-прикладное искусство своей особой эклектичной эстетике. Его отличают строгая геометрия, симметрия, использование дорогих и редких природных материалов в отделке, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов, наличие арт-объектов и декоративных элементов.
Эпоха Ар Деко закончилась в 40-х годах XX века, однако этот стиль в интерьере не теряет своей актуальности и в настоящее время. Современные дизайнеры используют этот стиль в новом прочтении, но основные принципы и логика остаются неизменными.
Именно поэтому изучение данной темы в наше время особенно актуально. Ее значимость в педагогической и проектной деятельности обусловило выбор темы нашего исследования «Семантико-педагогические аспекты проектирования интерьера в стиле Ар Деко».
Проблема исследования:
Каковы педагогические возможности проектирования интерьера в стиле Ар Деко?
Г ипотеза исследования:
Предполагается, что проектирования интерьера в стиле Ар Деко будет более эффективным, если будут:
- рассмотрены педагогические аспекты проектирования интерьера;
- исследована семантика Ар Деко;
- определена специфика разработки дизайн-проекта в стиле Ар Деко.
Объект исследования - стиль Ар Деко.
Предмет исследования - семантико-педагогические аспекты проектирования интерьера в стиле Ар Деко.
Цель исследования - разработать семантико-педагогические подходы в процессе проектирования интерьера ресторана в стиле Ар Деко.
Задачи исследования:
- выявить семантико-педагогические подходы;
- рассмотреть семантику эпохи Ар Деко;
- проанализировать специфику проектирования интерьера в стиле Ар Деко;
- разработать дизайн-проект ресторана.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической литературы, статей по поставленной проблеме;
- изучение искусствоведческой литературы по заданной проблеме;
- сравнительно-исторический метод.
Научная новизна. В настоящее время недостаточно сформирована педагогическая база по проектированию интерьера в стиле Ар Деко. Так как этот стиль актуален и широко используется в современных интерьерах, будущим специалистам в области дизайна интерьера необходимо более детально изучить его и рассмотреть основные принципы проектирования.
Теоретическая значимость данной исследовательской работы состоит в том, что ее результаты помогут раскрыть возможности процесса проектирования интерьера в стиле Ар Деко.
Практическая значимость данной исследовательской работы состоит в возможности реализации проекта, а также в том, что ее результаты могут быть использованы при чтении спецкурсов и лекций для студентов - дизайнеров и декораторов по темам, связанным с особенностями проектирования интерьера в стиле Ар Деко.
Стиль Ар Деко, который появился в первой трети XX столетия, стал одним из самых популярных и узнаваемых во многих видах искусства, в культуре и повседневной жизни. Он проявился в живописи, архитектуре, кинематографе, моде, музыке, а также в дизайне интерьера.
Достигнув расцвета в 20-40-е годы прошлого века, стиль Ар Деко не утратил своей привлекательности и в настоящее время. Многие современные деятели искусства и культуры постоянно возвращаются к его принципам в своем творчестве.
Сам термин «Ар Деко» получил распространение в истории искусства значительно позже. Но основные направления и тенденции стиля Ар Деко являются ярко выраженными и признаются большинством исследователей- искусствоведов.
Важнейшим событием, предопределившим развитие стиля Ар Деко, считается Парижская международная выставка декоративных искусств 1925 года. В дальнейшем происходит его распространение в различных областях культуры и искусства как в Европе, так и в США.
В связи с тем, что принципы стиля Ар Деко остаются актуальными и в настоящее время, есть необходимость использовать их в обучении дизайнерскому искусству. Реализация данного обучения возможна с использованием метода проектного обучения. Его главным принципом является «обучение через деятельность». Это предполагает, прежде всего, формирование практических навыков в дизайне интерьера посредством выполнения конкретных учебных дизайн-проектов.
Проектный подход предполагает разбиение процесса обучения на отдельные этапы (подготовительный, технологический и заключительный). На каждом этапе происходит получение знаний и умений и закрепление определенных навыков работы под руководством преподавателя-наставника. Тем самым достигается максимальный эффект в процессе обучения дизайнеров интерьера.
Предложенный проект дипломной работы представляет собой ресторан в стиле Ар Деко. Выполнение этого проекта осуществлялось в соответствии с методикой проектного подхода в обучении.
В первую очередь был изучен материал, связанный с историей возникновения и становления стиля Ар Деко. Была выработана концепция объекта проектирования с учетом семантики стиля и последних тенденций в дизайне интерьера.
Завершающим этапом создания проекта стала его визуализация с использованием современного дизайнерского программного обеспечения.
1. Абоимова, И.С. Дизайн - проектирование интерьера общественной среды. Офис: учебно-методическое пособие/ И.С. Абоимова. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. - 80 с.
2. Азизян, И.А. Диалог искусств ХХ века: Очерки взаимодействия искусств в культуре. - М.:Книга, 2008. - 592 с.
3. Аронов В. Р. Дизайн и искусство / Аронов В.Р. - М.: Знание, 1984. - 64 с.
4. Ахмедова Е.А. Архитектурно-градостроительное образование в ведущих зарубежных школах: тенденции и направления адаптации опыта в российской высшей школе// Фундаментальные исследования. - 2007.- №7.- С. 92-95.
5. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования / Б.Г. Бархин. - М.: Стройиздат, 1993. - 438 с.
6. Батышев С.Я., М. Б. Яковлева, В. А. Скакун. Профессиональная
педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация
«Профессиональное образование», 1997. - 512 с.
7. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2004. - 368 с.
8. Беляева А.П. Дидактические особенности преподавания специальных предметов // Программе созидания - высококвалифицированные рабочие кадры. - Киев, 1987. - С.216-225.
9. Беляева, А.П. Развитие системы профессионального образования / А.П. Беляева // Педагогика, 2001. № 8. - С.3 - 8.
10. Беляева, А. П. Перспективы развития профессиональной школы. / А.П. Беляева // Педагогика. 1994. - № 4 - С. 26 - 29.
11. Воронов, Н.В. Дизайн: русская версия / под ред. Г.В. Вершинина. - М.: Тюмень, 2003. - 208 с.
13. Джонс Дж. К. Методы проектирования/ Дж. К. Джонс - М: Архитектура - С., 1986. - 328 с.
14. Думченко Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров в средних профтехучилищах. М., 1975. - 200 с.
15. Ефимов, А.В. Дизайн архитектурной среды / Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшев.: Учеб.для вузов. - М.: Архитектура-С, 2005. - 504 с., ил.
16. Ившин, К.С., Володских, С.А. Формирование дизайн-проектирования //Искусство и дизайн. - 2006. - №12. - С. 15 - 24
17. Лаврентьев, А. Н. История дизайна : учеб. пособие /А. Н. Лаврентьев.
— М. : Гардарики, 2007. — 303 с. : ил.
18. Малинина, Т.Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. - М.: Пинакотека, 2005. -304 с.
19. Махмутов, М. И. Проблемное обучение [Текст] / М. И. Махмутов— М.: Педагогика, 1975. —367 с
20. Минервин, Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования / Г.Б. Минервин. М.: Архитектура - С, 2004. - 96 с.
21. Михайлов С., Кулеева Л. Основы дизайна Казань: Новое знание, 1999.
— 240 с.
22. Михайлов, С.М., Михайлова, А.С. История дизайна. Краткий курс: Учеб.для вузов / С.М. Михайлов, А.С. Михайлова. - М.: Союз дизайнеров России, 2004. - 289 с., ил.
23. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. — М.: «Эгвес», 2006. — 488 с
24. Самородский, П. С., Симоненко В. Д. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. Д. Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 90 с.
25. Симоненко, В.Д. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов - М.: Вентана-Граф, 2005. -368 с.
26. Стерноу, С. Арт Деко. Полеты художественной фантазии/-М.: Белфакс, 1998. -130 с.
27. Ткачев В.Н. Архитектурный дизайн (функциональные и
художественные основы проектирования): Учеб. Пособие-М.:
Архитектура-С, 2006.-352 с.: ил.
28. Ткаченко, Е. В. Дизайн-образование в России / Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская // Мир образования - образование в мире. - 2007. - № 1. - С. 156—164.
29. Хилльер, Б., Эскритт С. Ар Деко/Пер. с англ. В.И.Самошкина. - М.:Искусство XXI век, 2005.
ЗО.Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального
образования: Монография. -М: МГИУ, 2002. -С.31-35
31. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование / В.Т. Шимко.: Уч. пособие. - М.: «Архитектура-С», 2005. - 160 с.
Электронные источники:
32. Artchive.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://artchive.ru/encyclopedia/835~Luchizm (дата доступа 11.12. 2018).
33. Artchive.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https: //artchive. ru/publications/1424~Roman_v_iskusstve_5_bukv_iz_biogr afii_Erte(дата доступа 11.12. 2018).
34. Elle decoration [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elledecoration.ru/heroes/design-history/pravila-novogo-ar- deko/ (дата доступа 15.12. 2018).
35. Cultura.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.culture.ru/s/russkie-sezony/(дата доступа 11.12. 2018).
36. Inmyroom [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.inmyroom.ru/posts/9877-ar-deko-v-interere-5-glavnykh- osobennostey (дата доступа 10.12. 2018).
37. Posta magazine [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://posta- magazine.ru/design-and-decor/art-deco-interiors-in-movies-v2 (дата доступа 27.11. 2018)
38. The art of Bespoke [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.theartofbespoke.com/editorial/art-deco (дата доступа 16.12. 2018)
39. Ucclub [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://ucclub.ru/jazz/(дата доступа 25.12. 2018).
40. Voque [Электронный ресурс]-Режим доступа:
https: //www. vogue. ru/beauty/news/koko_shanel_dukhi_sleduet_nanosit_tud a_kuda_vy_khotite_chtoby_muzhchina_vas_potseloval/^ara доступа 26.12. 2018).