Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностно-профессиональное становление студента в современных условиях

Работа №37062

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
501
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ЛИЧНОСТНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА
1.1. Основные понятия и направления развития личности студента 7
1.2. Профессиональное развитие и цели студентов 16
1.3. Динамика ценностных ориентаций молодежи 21
1.4. Роль самосовершенствования студентов в процессе обучения 27
1.5. Основные направления и приемы мотивации профессионального самосовершенствования студентов 31
1.6. Модель профессионала как форма выражения государственных и общественных требований к личности юриста 39
1.7. Мотивы профессионального самоопределения молодежи 45
ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА.
2.1. Готовность студентов к профессиональной деятельности на примере
юридического факультета 58
2.2. Взаимосвязь и взаимовлияние профессионального и психологического
развития 63
2.3. Трудности профессионального развития и их динамика 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Приложения

Одной из наиболее ярких и значимых характеристик российского общества начала XXI века является стремительные и, зачастую, не предсказуемые изменения в политической, экономической, социальной, культурной и др. сферах его жизни. Эти изменения столь стремительны, что уже сегодня наши современники и прежде всего молодежь, как наименее защищенный, адаптированный и подготовленный к глобальным потрясениям слой общества, оказались в своего рода социо-культурном вакууме, когда прежние социальные ориентиры, ценности и идеалы утратили свою значимость, а новые еще не найдены. Сложившаяся ситуация сопровождается значительным увеличением тяжелых личностных кризисов в среде молодежи, связанных с проблемами их самоопределения, самовыражения и самореализации. В последнее время, в различные службы социальной и психологической помощи все чаще и чаще обращаются молодые люди с проблемами бессмысленности собственного существования, отсутствия личных интересов и значимых жизненных целей, утраты интереса и ценности собственной жизни. Согласно закрытой информации РАТЭПП (Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи), в последние годы увеличилось количество самоубийств и суицидальных попыток среди молодежи. Этот процесс в значительной мере усугубляется тем, что социальные институты, ответственные за процесс социализации молодых граждан (прежде всего семья, средняя и высшая школа, различные службы социальной и психологической поддержки и сопровождения), не успевают адаптировать стратегии своей работы к постоянно изменяющимся требованиям новой социальной реальности и перестали соответствовать запросам и актуальным потребностям современных россиян.
Предпосылками данного явления могут служить требования общества к личности будущего специалиста, которые зачастую завышаются по сравнению с имеющимися возможностями конкретного студента. В результате у студента появляются предпосылки к самосовершенствованию за счет внутренних противоречий, результатом которых будет является целенаправленное развитие собственной личности, для удовлетворения все растущего спросов со стороны общества в целом.
Результаты практической деятельности свидетельствуют о том, что формирование личностных качеств у современного студента есть результат осознанного контакта обучаемого с определенной социальной средой, по средствам которой он формирует у себя личностные качества, которые позволяют добиться успеха как в учебной, так и в профессиональной деятельности. Отсюда можно сказать, что профессиональное самосовершенствование студентов в области высшего образования рассматривается как осознанный и целенаправленный процесс развития особо значимых качеств для совершенствования уровня своей профессиональной подготовки в соответствии с условиями конкретной профессиональной деятельности и внешними социальными требованиями.
Объектом исследования стал процесс профессиональной подготовки будущего юриста в вузе.
Предметом исследования явился процесс профессионального развития будущих юристов в учебном процессе вуза.
Целью настоящей работы является попытка осветить данную проблему «изнутри», взглянуть на нее глазами современного студента, а именно, установить причины возникновения некоторых специфических трудностей профессионального и личностного развития студентов современных ВУЗов: трудностей профессионального самоопределения, профессионального развития и профессиональной деятельности, в частности, и социализации в целом, а также отследить динамику их развития.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- представить обзор имеющихся на данный момент психологических и социологических исследований данной проблематики;
- диагностика личностных характеристик испытуемых;
- исследование социально-психологических условий формирования и развития их личности: семейное положение, общение со сверстниками, влияние значимых «других»;
- исследовать факторы, обусловливающие выбор профессии;
- исследовать мотивы обучения и профессионального развития;
- исследовать степень реалистичности послевузовских ожиданий современных студентов и мотивы их профессиональной деятельности;
- установить взаимосвязь и взаимовлияния профессионального и психологического развития их личности;
- уточнить содержание понятия «профессиональное развитие», структуру процесса, содержание основных компонентов, его современную трактовку, опирающуюся на тенденции развития юридических специальностей;
- отследить динамику трудностей профессионального и личностного развития современной молодежи на протяжении их обучения в ВУЗе.
В соответствие поставленной цели, нами было выдвинуты гипотезы:
1) . Студенты, приобретающие специальность юриста, в процессе развития профессионального и психологического сталкиваются с трудностями различного характера.
2) . В процессе формирования у него профессионально и личностно-значимых качеств в определенной системе и последовательности, мы полагали, что на этапе вузовского обучения оно будет эффективным, если, во-первых, будет реализован личностно-ценностный подход к обучению, означающий зависимость эффективности профессионального развития от сформированности у специалиста качеств, способствующих выполнению профессиональных функций.
3) Будет осуществлен профессионально-деятельностный подход к обучению, предполагающий активное профессиональное развитие не только в ходе передачи студентам правовых знаний, но и в процессе формирования у них профессиональных умений и навыков.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- нормативные документы федерального уровня в области высшей правовой сферы и профессионального образования;
- принципы системного анализа психических и педагогических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению
- представление о деятельности, общего психического и профессионального развития человека;
- педагогические исследования подготовки кадров в школах
Методы исследования. Задачи исследования определили его организацию и комплекс методов, которые включали анализ психолого-педагогической, методической литературы, программ и проектов организации профессионального и личностного развития студентов юридических вузов; сопоставительный анализ изучаемых явлений в трудах отечественных и зарубежных авторов; опросные методы (интервьюирование, анкетирование); тестирование; метод сортировки и ранжирования результатов; экспертные методы принятия решений и выбора информации по результатам экспертных оценок; метод формирующего эксперимента; обобщение педагогического опыта, результатов эксперимента.
Базой исследования стал Казанский Федеральный Университет, факультет юриспруденции. В различных формах исследования и на разных его этапах приняло участие 87 человека (курсанты и студенты, профессорско-преподавательский состав).
Исследование включало три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе было проанализировано состояние рассматриваемой проблемы, проводились наблюдения за профессиональным и личностным развитием студентов, анализировалась психолого-педагогическая литература, работа преподавателей вузов, формулировались цель, задачи, гипотеза исследования.
На втором этапе продолжились теоретические исследования, создавался концептуальный аппарат анализа процесса профессионального и личностного развития студентов — будущих юристов, проводился полномасштабный эксперимент, собирался и осмысливался эмпирический материал.
На третьем этапе в соответствии с исследовательской концепцией систематизировался эмпирический материал, строились теоретические выводы, происходила систематизация материала и оформление диссертации.
Существующая система подготовки юристов является весьма противоречивой и не всегда обеспечивает качественное профессиональное развитие специалистов при значительном увеличении их численности в стране, что обусловливает острую необходимость разработки специальной системы обучения.
Процесс обучения будет способствовать профессиональному развитию студентов, если: реализуется личностно-ценностный подход к целенаправленному формированию у специалиста качеств, способствующих выполнению профессиональных функций, а также профессионально-деятельностный подход, предполагающему не только передачу студентам правовых знаний, но и формирование у них соответствующих умений и навыков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мотивация учебно-познавательной деятельности у студентов должна быть связана с поиском внутренних условий повышения эффективности учебной деятельности. Поэтому одним из ключевых средств развития мотивационной сферы личности студента является специально-организованная деятельность, основывающаяся на факторах, влияющих на активизацию специально организованной самостоятельной работы студентов. Отсюда актуальной ставится проблема в выборе метода организации самостоятельной работы студентов. Известно, что для активизации самостоятельности у студентов необходимо создавать условия по формированию умений и навыков. При сравнении уровня самостоятельности студентов при выполнении индивидуальных самостоятельных работ, было выявлено, что как у 80% студентов первого курса сформирована установка к написанию готовых рефератов. В связи с этим ставится задача по формированию навыков развития индивидуальности, творческого подхода у первокурсников. При этом устанавливаются устойчивые, доверительные отношения между преподавателями и студентами. Одним из таких подходов взят механизм планирования учебного времени. Последнее развивает самостоятельность, самоконтроль, которые, в свою очередь, способствуют возникновению целевой мотивации учебно-познавательной деятельности.
В ходе исследования, о высоком уровне профессиональной направленности можно судить по таким критериям как: 1. осознанный и самостоятельный выбор профессии юриста; 2. осведомленность о профессии; 3. выбор общественно значимых и гуманистических качеств в определении идеального образа юриста; 4. преобладание деловой направленности - многозадачность . Критериями широты или объема профессиональной направленности являются: 1. неограниченные, но устойчивые интересы к профессии; 2. увлеченность выбранной профессией, желание познать профессию во всех основных ее категориях (поисковых, творческих, организаторских, ораторских и т.д.).
Критериями интенсивности профессиональной направленности являются:
1. доминирующие мотивы выбора профессии; 2. потребность в профессиональной самоактуализации; 3. установка на дальнейшую юридическую деятельность; 4. эмоциональный отклик на процесс профессионализации; 5. адекватное отношение к себе как будущему специалисту; 6. соизмерение своих возможностей и способностей. Критериями устойчивости профессиональной направленности являются: 1. устойчивые познавательные и профессиональные интересы; 2. ценностные ориентации профессионального и общественного порядка; 3. установки на профессиональное развитие; 4. устойчивое мировоззрение, сила воли и высокие моральные качества личности.
Действенной профессиональная направленность считается при активной трудовой деятельности. Она является характерным показателем сформулированности профессиональной направленности.
Изучение учебных планов и программ воспитательных мероприятий и особенностей преподавания учебных дисциплин показали, что изучение ряда общепрофессиональных дисциплин способствует формированию и развитию у студентов-юристов основных компонентов профессиональной направленности.
Общепрофессиональные дисциплины развивают профессиональные интересы студентов, вооружают их понятийным аппаратом юриспруденции. На семинарских и практических занятиях закрепляется теоретический материал, развивается аналитическое, логическое мышление при решении криминальных и других задач, творческий, индивидуальный подход в разрешении правовых споров и др.
Тем не менее, учебные дисциплины общегуманитарного история, иностранный язык, философия, культурология и др. и юридического уголовное и гражданское право, уголовный процесс, криминология и др. профилей имеют традиционно лекционно-семинарскую структуру, которые не всегда способствуют развитию профессиональных умений и навыков. Отсутствие на младших курсах юридической практики осложняет и замедляет процесс развития профессиональной направленности. В учебной деятельности студент не встречается с профессиональными трудностями, не видит свои недостатки, которые должны быть устранены.
Наблюдение за учебным процессом в юридическом вузе выявило ряд недостатков: неспособность многих выпускников применить свои знания на практике, неумение видеть разные тактические ходы в рассмотрении того или иного преступления, нет четкой квалификации различных статей гражданского и уголовного кодексов, и многие другие недостатки в большей мере связанные с когнитивным компонентом профессиональной направленности.
В свете вышеизложенного становится очевидным, что особая нагрузка в развитии профессиональной направленности студентов в основном ложится на учебные предметы и преподавателей, осуществляющих учебно-воспитательный процесс.
Проведенные методы позволили определить уровень и интенсивность профессиональной направленности студентов-юристов. Уровень направленности будет считаться тем выше, чем более высокую общественную ценность будут иметь доминирующие мотивы выбора профессии юриста. Интенсивность профессиональной направленности будет зависеть от диапазона интенсивности доминирующих мотивов выбора профессии, эмоционального отношения к ней.
Проведенный опрос предполагающий изучение мотивов выбора профессии и определению осведомленности о ней показал, что у большинства опрошенных наблюдаются лишь общие представления о юриспруденции и идеализация профессии юриста.
Многие из студентов - 81% правильно указали на основные особенности юридической деятельности. Так, в структуре деятельности юридического труда, студенты - 93% отметили наличие коммуникативных способностей у юриста, как основную характеристику его деятельности. При этом залогом успеха, по мнению студентов, являются знания психологии, невербальной коммуникации, средств психологического влияния, ораторских способностей, аргументации и аттракции.
Формирующий этап экспериментальной работы имел своей целью определение эффективности совокупности выявленных и теоретически обоснованных педагогических условий, обеспечивающих профессиональное развитие студентов юридического вуза.



1) . Андреева Ю.В. Педагогическая поддержка мотивации студентов на профессиональное саморазвитие //Образование и саморазвитие. - 2008. - № 4. - С.10-11.
2) . Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы // Высшее образование в России.-2012.- № 3.
3) . Абдулина, О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О. А.Абдулина // Высшее образование в России. -2000. - № 3.
4) . Багдасарьян Н.Г., Немцов А.А., Кансузян Л.В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социол. Исслед. 2003. №6.
5) . Баранов А.А., Иванова Н.Г. Влияние социальной дифференциации на
образовательные ориентации горожан // Социол. Исслед. 2003. №2.
6) . Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социол. Исслед. 2002. №3.
7) . Большакова О.А. Оплачиваемая работа в жизни студента // Социол. Исслед. 2005. №4.
8) . Берак, О., Шибаева, Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. -2004. - № 10.
9) Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социол. исслед. 2000. №6.
10) . Винтин И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников Социол. Исслед. 2004. №2
11) . Вербицкий А., Кругликов В. Контекстное обучение: формирование мотивации // Высшее образование в России. 2017. №1.с. 100
12) . Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социол. Исслед. 2003. №2.
13) . Власенко, А. С. Некоторые вопросы Воспитания студенчества на современном этапе. М., 2009, С. 54
14) . Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. Исслед. 2002. №1.
15) . Демитренко Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире // Социол. Исслед. 2005. №2.
16) . Деркач А.А. Акмеология: учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2004.
17) . Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция. Ростов-на-Дону:
2005.
18) Дж. Холланда Опросник профессиональных предпочтений (ОПП): модифицированная методика / http://www.azps.ru/tests/h1.htm
19) . Ельчанинов П.М. Проблемы трудовой занятости сельской молодежи // Социол. Исслед. 2004. №2.
20) . Емельянов В.В. СТУДЕНТЫ ОБ АДАПТАЦИИ К ВУЗОВСКОЙ ЖИЗНИ // Социол. Исслед. 2001. №9.
21) . Збровский Г.Е., Шукалина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // Социол. Исслед. 2003. №4.
22) . Зерчанинова Т.Е. Социальные потребности молодежи севера // Социол. Исслед. 2002. №9.
23) Ивахненко Г.И., Голиусова Ю.В. Студенты об инновациях в системе высшего образования // Социол. Исслед. 2002. №9.
24) Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социол. Исслед. 2003. №1.
25) . Краткий словарь по психологии. М.: политиздат, 1989. с.27
26) Крухмалева О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг и модели их развития // Социол. Исслед. 2001. №9.
27) . Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н.И.Лапин. М.: ИФ АН, 2001.
28) Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н.И.Лапин. М.: ИФ АН,2000.
29) Лапин Н. И. Эволюция иерархии базовых ценностей россиян на рубеже столетий. Файл из Интернет.
30) Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // Современный социо-анализ. Сборник статей. М.:
31) Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000.
32) Личность и ее карьера / под ред. С.Т. Джанерьян. Ростов-на-Дону:2008.
33) Лоншакова Н.А. Региональный ВУЗ и рынок труда: проблемы адаптации (на примере Читинской области) // Социол. Исслед. 2003. №2.
34) Малинаускас Р.К. Динамика социальной ответственности студентов педвуза // Социол. Исслед. 2003. №7.
35) Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения // Социол. Исслед. 2005. №2.
36) Матусевич В.А., Оссовский В.Л. Социальная среда и выбор профессии. Киев: Наук. Думка. 1982.
37) Михеев П.А. Динамика жизненных ценностей сельской молодежи // Социол. Исслед. 2005. №1.
38) Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // Социол. Исслед. 2005. №2.
39) Ф. Эберта/ Л. Бызов, Н. Давыдова/ Аналитический доклад Российского независимого института социальных и национальных проблем по заказу московского представительства Фонда им.
40) Молодежь: тенденции социальных изменений: Сб. статей. СпбГУ, 2000.
41) Мулява О.Д. Из ВУЗа - на офицерскую службу: вопросы социальнопрофессиональной адаптации // Социол. Исслед. 2003. №6.
42) . Матусевич В.А., Оссовский В.Л. Социальная среда и выбор профессии. Киев: Наук. Думка. 2003.
43) . Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения // Социол. Исслед. 2005. №2.
44) . Методика 'Дифференциально-диагностический опросник' (ДДО) Е.А. Климова Москва : АНО 'ПЭБ', 2007. - 27 с.
45) Нечаев Н.Я., Казаренкова Т.Б. Болонский процесс и модернизация российского образования // Социол. Исслед. 2004. №9.
46) Огородникова И.А. Как готовить специалистов в университете? // Социол. Исслед. 2003. №8.
47) Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация // Социол. Исслед. 2002. №10.
48) Панфилова А.О. Базовые ценности в контексте влияния социальной аномии // Социол. Исслед. 2004. №10.
49) Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентации учащейся молодежи // Социол. исслед. 2000. №6.
50) Потапов В.П., Дунаева Е.А. Образование как фактор интеграции молодежи в обществе // Социол. Исслед. 2004. №8.
51) Психологический словарь / http://psy.webzone.ru/abc/abc1.htm
52) Пузанова Ж.В., Борисенкова П.А. Студенты в начале и конце XX века: опыт сравнительной характеристики // Социол. Исслед. 2001. №7.
53) . Психодиагностика, Коллекция лучших тестов Феникс, 2006,с. 23.
54) . По материалам книги: Педагогика / под редакцией Ю.К.Бабанского 2010г. с.213
55) . Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. (ред. М. В. Буланова-Топоркова) Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.
56) . Психология профессионализма" А. К. Маркова (2000) стр. 26;
57) . Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. (ред. М.В.Буланова-Топоркова) Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.
58) . Проблемы формирования специалиста в системе высшего гуманитарного образования: Тезисы научно-методич. межвуз. конф. СПб.:2001, стр 331.
59) . Рогов М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов // Высшее образование в России. 2011. №4. с.34
60) . Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000.
61) Резер Т.М. Абитуриент 2001: физическое и психическое здоровье // Социол. Исслед. 2001. №11.
62) . Семашко, А. Н. Художественные потребности студентов, пути и средства их формирования (Социально-эстетическое исследование). Автореф. канд. дисс. Днепропетровск, 2014.- С. 91.
63) . Соколов А.С., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социол. Исслед. 2003. №1.
64) Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи: дальневосточный опыт // Социол. Исслед. 2002. №1.
65) Селиванова З.К. Смысложизненные и ценностные ориентации городских подростков // Социол. Исслед. 2001. №1.
66) Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социол. Исслед. 2002. №5.
67) Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социол. Исслед. 2002. №1.
68) Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социол. Исслед. 2003. №11.
69) Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. Мн.: Харвест, 2001.
70) Соколов А.С., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социол. Исслед. 2003. №1.
71) Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социол. Исслед. 2003. №10.
72) Старостина Т.В. ВУЗы на рынке образовательных услуг // Социол. Исслед. 2003. №4.
73) Хиту М., Генин В.Е. Инновационная образовательная деятельность ВУЗа // Социол. Исслед. 2003. №10.
74) . Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. Мн.: Харвест, 2001. с. 536-537
75) Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средних учебных заведений и их реализация (сравнительный анализ) // Социол. Исслед. 2001. №12.
76) Шевченко Д.А. Проблемы социальной самоидентификации учащейся молодежи // Социол. Исслед. 2004. №1.
77) Шредер Т.А. Жизненные ценности современных выпускни общеобразовательных учреждений. Курсовая работа. Екатеринбург: 2001.
78) . Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Наука, 2003.
79) . Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (34) 4


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ