Введение
Глава I. Понятие и общая характеристика электронного обучения
1.1. Общие положения электронного обучения 7
1.2. Содержание информационно-коммуникационных сетей и их роль в
образовательном процессе 16
1.3. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной
организации 25
Глава II. Реализация учебных занятий по дисциплине «Образовательное право» через электронное обучение
2.1. Электронные средства обучения в реализации ФГОС основной школы 34
2.2. Варианты реализации электронного обучения в учебном процессе 44
2.3. Особенности внедрения электронного образования в обучение правовым
дисциплинам 55
Заключение 66
Список литературы 69
Если оценивать наиболее значимые изменения, произошедшие за последние десять лет в образовательной сфере, то абсолютное большинство из них связаны с повсеместным внедрением информационно - телекоммуникационных технологий в учебный процесс. Традиционное классическое обучение, веками практикуемое во всём мире, стало всё меньше отвечать современным потребностям общества в условиях всеобщей мобильности и глобализации. Если ранее достаточно было один раз получить хорошее образование и в дальнейшем использовать его практически всю жизнь, то в наше время во многих отраслях обновление знаний должно происходить не реже, чем в пять лет, а в ряде случаев ежегодно. Но сам процесс обучения в этом случае должен осуществляться без отрыва от работы, при гибком графике и по индивидуальной программе, соответствующей компетенциям конкретного специалиста.
Частично эти задачи должно было решить заочное (дистанционное) обучение, получившее широкое распространение в ХХ веке. Сразу после его появления практически всеми экспертами была отмечена низкая качественная составляющая такого обучения, что делало его малоэффективным и не воспринималось как достойная замена очному обучению. Но при всех его недостатках, оно было доступно для широких слоёв населения. Основным источником знаний при такой форме обучения явилась книга (учебник, методическое пособие и т.д.) и редкие встречи с преподавателем, в основном при сдаче контрольных мероприятий. Таким образом, практически отсутствовал диалог "преподаватель - обучаемый", постоянный мониторинг процесса обучения и другие элементы, присущие качественно построенному процессу обучения. Кроме того, данная форма была малоприменима для задач корпоративного обучения, потребность в котором сегодня испытывают практически все организации.
В Российской Федерации электронное обучение еще начинает свое развитие, но образовательная общественность осознает его перспективность и предпринимает необходимые меры в этой области. Внедрение электронного обучения в российскую систему образования в полной мере актуально. Значительная территория, большое количество населения, проживающего в малых городах и сельских поселениях, при недостаточно развитых коммуникациях осложняют возможность реализации конституционного права граждан на образование. Электронное обучение призвано решить эту проблему.
На сегодняшний день, проекты электронного обучения, широко практикуемые в российских и зарубежных компаниях, привлекают значительное число финансовых, технических, человеческих ресурсов. На повестке дня крупнейших международных организаций активно обсуждаются понятия "общество, построенное на знаниях" и "цифровое неравенство наций". Уже становится очевидным, что "знание" должно быть представлено в электронном виде. Только так оно будет доступно широкому кругу лиц, только в этом случае возможен его эффективный поиск и обработка.
К сожалению, при внедрении так называемых «e-Leaming проектов» (проектов электронного обучения) образовательные организации, даже те, которые достаточно оснащены технически, могут столкнуться с рядом проблем. И одна из них - дефицит хороших адаптированных готовых курсов, которые организация может купить и использовать. Часто предлагаемые курсы низкого качества, и очень редко актуализированные. Ещё одна проблема заключена в недостаточной самомотивации и самоорганизации слушателей e-Learning программ. Само по себе электронное обучение является основой для технологий общества, построенного на знаниях. И людей нужно учить таким технологиям новыми инструментами - инструментами электронного обучения.
Актуальность темы дипломного проекта связана с огромным распространением информационных технологий, в результате чего существует острая необходимость разработки дополнительных рекомендаций по совершенствованию электронного обучения в сфере образования, а в частности обучения образовательному праву с применением ИКТ.
Основной целью написания дипломной работы является комплексное исследование электронного образования в процессе обучения образовательному праву.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- раскрыть сущность электронного образования;
- определить содержание информационно-коммуникационных сетей;
- представить основные требования к техническому оснащению образовательных организаций;
- рассмотреть особенности внедрения ИКТ в обучение правовым дисциплинам;
- предложить варианты использования электронных ресурсов в процессе обучения образовательному праву.
Объектом исследования представленной дипломной работы является технология организации электронного обучения в процессе реализации образовательной программы.
Предметом исследования является реализация обучения образовательному праву с применением информационно-коммуникативных сетей.
Методическую основу исследования составили методы анализа литературы и нормативно-правовой документации по теме дипломной работы, а также методы сравнения, синтеза и индукции.
В работе использовались научные труды отечественных и зарубежных специалистов, а также нормативно-правовая база РФ по теме исследования.
Научная новизна теоретической работы определяется необходимостью более подробного раскрытия темы обучения правовым дисциплинам через Elearning и определении возможностей внедрения электронного обучения в современных образовательных организациях.
Практическая значимость дипломной работы состоит в вариациях использования разработанных нами рекомендаций и способов реализации образовательной программы по образовательному праву с применением информационно-коммуникативных сетей.
На наш взгляд, электронное обучение правовым дисциплинам будет осуществляться эффективно при условии, что на базе образовательной организации будет достаточно технических и методологических средств проведения подобного вида обучения, высокий уровень владения данными средствами как у педагогов, так и у обучающихся, а также их мотивация и нацеленность на достижение высоких образовательных результатов.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка литературы, содержащий 71 наименование (нормативно-правовых акты, специальная литература и электронные ресурсы).
Первая глава посвящена раскрытию понятия и общей характеристике электронного обучения.
Вторая глава рассматривает вопрос о реализации учебных занятий по дисциплине «Образовательное право» через электронное обучение.
Требования, которые ставятся перед современным обучением, налагают педагогов и образовательные организации необходимостью в использовании современных методик и технологий обучения, особенно, если это касается электронной формы обучения.
Большинство из актуальных педагогических технологий направлены на становление и развитие творческого, интеллектуального и духовного потенциала, обучаемого. При электронном обучении учителя нуждаются в особых возможностях профессионального развития для того, чтобы повысить свою способность использовать ИКТ для формирования оценок, индивидуального обучения, доступа к онлайн-ресурсам и для стимулирования взаимодействия и сотрудничества учащихся. Такое обучение должно положительно повлиять на общее отношение учителей к ИКТ в классе, но оно также должно предоставить конкретные рекомендации по преподаванию и обучению ИКТ в каждой дисциплине.
Образовательная политика должна обеспечивать школы минимально приемлемой инфраструктурой для ИКТ, включая стабильные и доступные интернет-соединения и меры безопасности, такие как фильтры и блокировщики сайтов. Успешное внедрение ИКТ в образовательной организации требует интеграции ИКТ в учебную программу.
Использование технологии дистанционного обучения позволяет решить множество проблем, связанных с подготовкой высоко квалифицированных кадров, оснащением лабораторий и практических кабинетов, применением дорогостоящего оборудования. Зачастую есть такие организационные формы обучения, в которых просто невозможно реализовать и продемонстрировать все многообразие современных ресурсов для обучения. Для обеспечения доступа и эффективного использования ИКТ учителями и обучающимися необходима техническая, кадровая и организационная поддержка по всем этим вопросам.
Использование возможностей дистанционного обучения позволяет при помощи компьютера или планшета с выходом в интернет или с установленным приложением получить все предлагаемые, для современного образования, возможности освоения знаний.
Информационные технологии пришли в сферу образования относительно недавно, однако уже сейчас можно говорить о том, что их применение может в значительной степени способствовать облегчению процесса получения современной и актуальной правовой информации для студентов юридических специальностей.
Исходя из проведенного нами исследования становится очевидно, что информационные технологии способны значительно упростить изучение правовых дисциплин. Стоит отметить, более того, без использования современных информационных правовых баз подготовить квалифицированного специалиста в области права абсолютно невозможно, поскольку для этой сферы важно, более чем для остальных, актуальность правовой информации на данную минуту времени.
При помощи информационных технологий преподаватель образовательного права может внедрять общеевропейские методики преподавания, облегчать восприятие студентом информации, наглядно демонстрировать те или иные правовые явления или явления из прикладных дисциплин.
Для студента же при изучении образовательного права ключевым становится возможность подготовки к лекциям по зарубежным правовым ресурсам и информационным правовым порталам. При помощи средств сети Интернет и социальных сетей, блогов, возможна рассылка дополнительных методических материалов, к которым в иных условиях трудно получить доступ.
Еще одной основной возможностью, которую предоставляют информационные технологии студентам и преподавателям правовых дисциплин является кооперация с зарубежными коллегами. Это наконец позволяет выйти правоведам из тени советского пространства и получать актуальный обмен информацией и возможность участия в различных международных правовых конкурсах. Что позволит не только улучшить подготовку высококвалифицированных кадров, но и повысить как престиж высших учебных заведений, так и всей страны в целом.
Таким образом, становится очевидно, что без современных информационных технологий, преподавание правовых дисциплин, а в частности преподавание образовательного права, будет оставаться на прежнем уровне, не сможет продвигаться вперед, а значит будет тормозить развитие всей правовой и образовательной сферы. И одним из эффективных путей решения данной проблемы, конечно же, является активное внедрение электронного обучения в образовательный процесс.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
2. Фдеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий "
3. Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018)
4. Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)
5. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
6. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. (ред. от 10.12.2018)
Специальная литература:
7. Аверченков В.И. Система формирования знаний в среде Интернет: монография / В. И. Аверченков, А. В. Заболеева-Зотова, Ю. М. Казаков, Е. А. Леонов, С. М. Рощин. - 2-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2011. - 181 с.
8. Аветисян Д.Д., Катханова, Ю.Ф. О перспективах развития школьного образования/Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности. Сборник статей. Выпуск 5. - М.: МШ'У, 2017, - С. 5-7.
9. Акользина Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Психолого -педагогический журнал «Гаудеамус». Издательство: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (Тамбов), 2013. № 2 (22). С. 95—97.
10. Алешкина О.В. Применение электронных учебников в образовательном процессе / О. В. Алешкина // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 389-391.
11. Белова Е.А. Оценка эффективности использования электронных образовательных ресурсов с элементами автодидактики в процессе саморазвития личности / Е. А. Белова // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». - 2015. - № 5. - С. 153-160.
12. Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. - 2009. - N 11. - С. 124-125.
13. Брыксина О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в образовании : учебник / О.Ф. Брыксина, Е.А. Пономарева, М.Н. Сонина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 549 с
14. Бурлака С.Д., Двадненко М.В., Привалова Н.М. Использование электронно - образовательного ресурса Moodle для повышения эффективности и качества обучения в вузе. Статья/ Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 6(160) - 2018.
15. Бурняшов Б.А. Электронное обучение в учреждении высшего образования: учебно-методическое пособие. / Б.А. Бурняшов Б.А. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 119 с.
16. Бухаркина М.Ю. Мультимедиа: от уличных шоу до средств обучения/ М. Ю. Бухаркина //Иностранные языки в школе. 2009. - № 5.
17. Государев И.Б. Электронное обучение: тенденции развития моделей и опыт применения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — СПб., 2013. № 162. С. 162-166
18. Гудилина С.И. «Восхождение на гору» медиаобразования [Текст]. "Climbing the Mountain" of Media Education // Российско-американский форум образования: электронный журнал. Russian-American Education Forum. Volume: 6, Issue: 1. 1/11/2018.
19. Гуриков С.Р. Интернет-технологии: Учебное пособие / Гуриков С.Р. -
М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 184 с.
20. Ежова О.Н. Озерский С. В. Информатика и информационные технологии в
профессиональной деятельности: Ч. 2: Компьютерные технологии в
профессиональной деятельности сотрудников УИС Практикум / Озерский С.В., Ежова О.Н. - Самара:Самарский юридический институт ФСИН России, 2014. - 142 с.
21. Зенкина С.В. Кузнецов А.А. Учебник в составе новой информационно - коммуникационной образовательной среды: Методическое пособие / Кузнецов А.А., Зенкина С.В., - 3-е изд. - М.:БИНОМ. ЛЗ, 2015. - 66 с.
22. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2013.
23. Изаак С.И., Балунова Н.В., Рыжиков П.И. Управление информационными процессами в образовательной деятельности: монография. - М.: Алвиан, 2012. - 206 с.
24. Изаак С.И., Исаев Р.А. Дистанционное обучение как способ реализации учебного процесса // Байкальские международные социально-гуманитарные чтения: материалы 5 Международной научно-практической конференции. - Иркутск: ИГУ, 2011. -Т. 3. - С. 58-64.
25. Исупова Н.И., Суворова Т. Н. Использование электронных образовательных ресурсов для реализации активных и интерактивных форм и методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 136140.
26. Киселев Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании / Киселев Г.М., Бочкова Р.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Дашков и К, 2018. - 304 с.
27. Козлова Е.И. Электронные учебные издания в современном вузе. — М.: ФОРУМ, 2013. — 208 с.
28. Корниенко С.А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 175-182.
29. Крукиер Б.Л. Прогрессивные информационные технологии в современном образовательном процессе: учебное псобие / Е.М. Андреева, Б.Л. Крукиер, Л.А. Крукиер и др. - Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2011. - 256 с.
30. Лапчик М.П. Федорова, Г.А. Информатизация управления образовательным процессом : учеб. пособие / Г.А. Федорова : под ред. М.П. Лапчика. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 200 с.
31. Моркин С.А. Соколова Г. Ю. Саукова Н. М. Использование систем автоматизированного контроля знаний в профессиональной деятельности педагога: Учебно-методическое пособие/СауковаН.М., Соавт. СоколоваГ.Ю и др. - М.: Прометей, 2013.- 126 с
32. Онокой Л.С., Титов В.М. Компьютерные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Л.С. Онокой, В.М. Титов. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 224 с.
33. Отекина Н.Е. Использование электронного учебного пособия в образовательном процессе //Инновационная наука, 2016. - №11. - с. 185-187.
34. Папченко Е.В. Человек в современном информационно-коммуникационном
пространстве: Учебное пособие / Помигуева Е.А., Папченко Е.В. -
ТаганрогЮжный федеральный университет, 2016. - 78 с.
35. Партыка Т.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум, 2010. - 496 с.
36. Пашенцев Д.А. Образовательное право : учебник / Д.А. Пашенцев. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 180 с.
37. Плотникова Н.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): Учебное пособие / Н.Г. Плотникова. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 124 с.
38. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. Кадров /, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М., 2017. 272 с.
39. Полонский В.М. Образовательные ресурсы в сети Интернет / Полонский
B. М. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 64 с.
40. Привалова Н.М. Новые технологии в современном образовательном пространстве / Н.М. Привалова, М.В. Двадненко, С. Д. Бурлака // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 5-3. - С. 370-371.
41. Пупков А.Н. Управление хранением и обработкой информации в образовательных средах дистанционного обучения : монография / А.Н. Пупков, Р. Ю. Царев, Д. В. Капулин. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012.- 132с.
42. Резник С.Д. Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы: Моногр./ Р.М. Нижегородцев; Под общ. ред. Р.М. Ни-жегородцева,
C. Д. Резника. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
43. Сонина М.Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовании : учебник / О.Ф. Брыксина, Е.А. Пономарева, М.Н. Сонина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 549 с.
44. Стариченко Б.Е. Методика использования информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 1. Концептуальные основы компьютерной дидактики : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013.
45. Суворова Т.Н. Использование дидактических возможностей электронных ресурсов для повышения качества образования // Информатика и образование. -
2014. - № 6. - С. 43-48.
46. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права: Учебник / В.М.Сырых;Под общ.ред. В.М.Сырых;ФГБОУ ВПО "Российская академия пра - восудия". - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
47. Теплышев В.Ю., Трайнев В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. - 320 с.
48. Тихомирова Е. Живое обучение: Что такое e-leaming и как заставить его работать: Учебное пособие / Тихомирова Е. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 238 с
49. Трайнев В.А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика) / Трайнев В.А. - М.:Дашков и К, 2018. - 256 с.
50. Трембач, В.М. Электронные обучающие системы с использованием интеллектуальных технологий / В.М. Трембач // Открытое образование. - 2013. - № 4 (99). - С.52-62.
51. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб. пособие / Е.Л. Федотова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА- М, 2019. — 367 с.
52. Фризен М.А. Саморазвитие личности и инновации в сфере образования / М. А. Фризен // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 3. - С. 184-192.
53. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Хеннер Е.К., - 3-е изд. - М.:БИНОМ. ЛЗ, 2015. - 191 с.
54. Ходакова Н.П. Роль информационных технологий в организации предметнопространственной среды образовательного учреждения [Психологопедагогический журнал Гаудеамус, №2 (22), 2013, стр.
55. Ходырева Е.А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.
56. Шкатулла В.И. Образовательное право России: Учебник / Шкатулла В.И., - 2-е изд., испр. - М.Юстицинформ, 2016. - 774 с.
57. Шишлина Н. Электронное обучение: организация вебинара [Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика, Вып. 4, 2018
58. Абрамовский А.Л. Дистанционная модель обучения студентов современного вуза на базе электронной образовательной среды / А.Л. Абрамовский, М.Л. Белоножко // Фундаментальные исследования. - 2014. Режим доступа: http://rae.ru/fe/?section=content&op= show_article &article_id =10003199
59. Викторова Т.С., Мушкатова М. С. Переход от дистанционного обучения к электронному на современном этапе. Режим доступа: http://www.architektura- belarusi.ru/PUBLIKACII/perehod ot distancionnogo obucheniy k elektronnom
u/
60. Как будет развиваться электронное обучение в России? Режим доступа: http://www.menobr.ru/news/39819/
61. Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации. Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/289858
62. Куницына В. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=3605
63. Модель международного уголовного суда Веб-сайт. Режим доступа: http://www.model-icc.org/
64. Муранов А.А. Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации. 2012. Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/289858
65. Рябчиков А.В. Савинова А.Р. Шишлина Н. Электронное обучение: организация вебинара [Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика, Вып. 4, 2012, стр. -] - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/525899
66. Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы. Режим доступа: http://www.science-education.ru/9-103
67. Юдина Е.Н., Захарова С.А. Краудсорсинг как новая технология научной деятельности, 2015.
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kraudsorsing-kak-novaya-
tehnologiya-nauchnoy-deyatelnosti
68. ЮНЕСКО «ICT in Education». Режим доступа: https://en.unesco.org/themes/ict- education
69. E-leaming в мире : материалы совместного семинара НИИ Управления знаниями и Консорциума «Электронный университет». Что такое e-learning? Режим доступа: www.myshared.ru/slide/3372/.
70. European Commission about Information and communication technology. Режим
доступа: https ://ec. europa.eu/europeaid/sectors/infrastructure/information-and-
communication-technology en
71. Margaret Rouse «ICT4D (Information and Communications Technologies for Development)», 2011.
Режим доступа: https://whatis.techtarget.com/definition/ICT4D-Information-and- Communications-Technologies-for-Development