Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»

Работа №37018

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
610
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческой активности у детей младшего школьного возраста 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика основного понятия исследования «творческая активность» 9
1.2 Особенности развития творческой активности детей младшего школьного возраста на занятиях «Вокальный ансамбль» в детской музыкальной школе 17
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой активности учащихся младшего школьного возраста 35
2.1 Учебно-методическое обеспечение развития творческой активности детей младшего школьного возраста на занятиях «Вокальный ансамбль» в детской музыкальной школе 35
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности детей младшего школьного возраста на занятиях «Вокальный ансамбль» 47
Выводы по главе 2 63
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение 74

Актуальность исследования. Изменившиеся в последние годы социальные и экономические условия в стране вызвали потребность в деятельных, инициативных, творческих личностях, способных реагировать на изменение ситуации, осуществлять выбор, принимать решения, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. Поэтому проблема развития творческой активности личности как залог успешности является чрезвычайно актуальной.
Современная педагогика предполагает всестороннее раскрытие потенциальных возможностей личности, анализ её индивидуальных особенностей. Искусство же служит одним из самых благоприятных сфер развития творческого потенциала. Пристальное внимание к проблемам личности обусловлено направленностью образовательного процесса на ее развитие, так как для нового общества необходима социально активная личность как основная движущая сила общественного прогресса.
Приобщение личности к музыкальной культуре с самого раннего возраста определяет ее дальнейшее отношение к «звуковой окружающей среде» на долгие годы, а возможно, и на всю жизнь. Педагогический опыт показывает, что музыка несет в себе глубокий ценностный потенциал, обладает социализирующими свойствами, она влияет не только на процесс эстетического и духовно-нравственного воспитания, культуру чувств, но и на коммуникацию, социо-культурную адаптацию и развитие личности в целом.
Широкий спектр образовательных услуг, отсутствие жёсткой регламентации деятельности, гуманистическое взаимодействие участников образовательного процесса являются главными достоинствами учреждений дополнительного образования детей. Что, в свою очередь, создаёт атмосферу, максимально благоприятную для проявления и развития творческой
активности как обучающихся, так и самого педагога, который может апробировать в своей работе новейшие достижения педагогической науки.
Развитие творческой активности личности является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и психологии. Данная проблема определяет в системе образования существенную задачу - воспитание в детях творческого восприятия окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дополнительного образования одной из задач является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат - социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, активности, мотивацию в достижении успеха.
Вокальное обучение, занимая одно из основных мест в содержании музыкального образования, располагает огромным потенциалом в становлении их духовно-нравственных чувств и убеждений. Занятия вокалом несут в себе широкий спектр упражнений, направленных на улучшение здоровья, развитие нестандартного творческого мышления, воспитывает силу воли и выносливость, и развивает творческую активность.
Степень изученности проблемы. Проблема развития творческой активности личности нашла свое отражение в работах педагогов, психологов, педагогов-музыкантов.
Теоретико-методологические основы музыкального воспитания изложены в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, С.И. Мерзляковой и др. В трудах ученых рассматриваются вопросы музыкального воспитания и развития детей путем использования новых форм и методов обучения.
Вопросы активного воздействия музыкального искусства на формирование личности ребенка представлены в работах ученых в области общей и музыкальной психологии А.Н. Леонтьев, В.А. Левин, В.И. Петрушин, Я.А. Понамарев, Т.В. Склярова, Б.М. Теплов, Г.В. Цыпин, Б.Л. Яворский и др.
Изучению теории и практики вокального искусства посвящены работы известных педагогов по вокальному исполнительству таких как: М.И.Глинки, Л.Б. Дмитриева, В.А. Погосовой, А.М. Егорова, Л.В. Романовой, Д.В. Харичевой.
Значимыми для нашего исследования явились труды: Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, А.М. Матюшкина, Г.И. Щукиной и др. в исследованиях, которых обозначены основные компоненты творческой активности детей; в работах Л.Г. Арчажниковой, Л.А. Рапацкой, Л.В. Школяр и др. выявлены методы развития творческой активности в условиях музыкальной деятельности; специфика развития творческой активности на специальных музыкальных занятиях отражена в исследованиях: А.Д. Артоболевской, Е.Б. Лисянской, Б.И. Шеломовой, Т.Б. Юдовина - Еальпериной и др.
Проблема развития творческой активности у детей младшего школьного возраста в детской музыкальной школе рассматривается в диссертационных исследованиях: Н.Б. Наринской, С.Ю. Кизим,
Д.В. Харичевой и др.
Значимость выбранного направления исследования, а также изучение научно-методической базы, в области развития творческой активности у детей в процессе обучения вокалу, подтверждается рядом противоречий, выявленных нами в результате теоретического анализа и изучения массовой практики, которые обозначаются между: возрастающей потребностью в развитии творческой активности у детей, и недостаточной разработанностью его теоретических основ, научно-методического обеспечения и практических разработок, научно обосновывающих пути и условия его дальнейшего развития.
Обозначенные противоречия позволили выявить необходимость исследования проблемы развития творческой активности у детей младшего школьного возраста и определить тему выпускной квалификационной работы: «Развитие творческой активности у детей младшего школьного возраста на занятиях «Вокальный ансамбль» в детской музыкальной школе».
Объект исследования - музыкально-образовательный процесс в детской музыкальной школе.
Предмет исследования - развитие творческой активности у детей младшего школьного возраста на занятиях «Вокальный ансамбль» в детской музыкальной школе.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность учебно-методического обеспечения развития творческой активности у детей младшего школьного возраста на занятиях «Вокальный ансамбль» в детской музыкальной школе.
Гипотеза исследования: развитие творческой активности у детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля будет осуществляться успешно, если реализовать следующие условия:
1. Будет рассмотрена сущностно-содержательная характеристика основного понятия исследования «творческая активность»;
2. Выявлены особенности развития творческой активности детей младшего школьного возраста;
3. Будет разработано и экспериментально апробировано учебно- методическое обеспечение развития творческой активности детей младшего школьного возраста на занятиях «Вокальный ансамбль» в детской музыкальной школе.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику основного понятия исследования «творческая активность»;
2. Выявить особенности развития творческой активности у детей младшего школьного возраста на занятиях «Вокальный ансамбль» в детской музыкальной школе;
3. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать учебнометодическое обеспечение развития творческой активности детей младшего школьного возраста на занятиях «Вокальный ансамбль» в детской музыкальной школе.
Методологической основой исследования являются:
- теория деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);
- концепции системного понимания воспитания (В.Б. Филимоновой, Д.Б. Кабалевский, Ю.П. Сокольников и др.);
теории становления творческой активной личности: (Д.Б. Богоявленская, А.А. Коротаева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и ДР-)-
Методы исследования. В процессе исследования были использованы методы: теоретические: (изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение учебно-программной документации учреждения дополнительного образования); эмпирические: (наблюдение; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных).
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДМШ №3 г. Альметьевск. В апробации приняли участие 16 детей младшего школьного возраста с 8-10 лет.
Этапы проведения исследования:
Подготовительный этап (2018 г.): теоретический анализ литературы, обоснование темы и определение содержания исследования.
Этап организации и проведения исследования (2018-2019г.г.): изучение педагогического опыта развития творческой активности детей; осуществление экспериментальной работы.
Этап завершения исследования (2019г.): обобщение результатов, оформление выводов по теме исследования.
Научная значимость исследования. Теоретически обоснованы и экспериментально апробировано учебно-методическое обеспечение развития творческой активности детей младшего школьного возраста на занятиях «Вокальный ансамбль» в детской музыкальной школе.
Теоретическая значимость исследования. Уточнена сущность понятия творческая активность детей применительно к дополнительному образованию на занятиях вокального ансамбля.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы преподавателями общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, для повышения профессионального потенциала студентов музыкальнопедагогических вузов и ссузов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (65), приложений (2).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ проблемы исследования и результаты опытноэкспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:
Изучение проблемы развития творческой активности детей позволило охарактеризовать творческую активность младших школьников как интегральное качество личности, проявляющееся в продуктивной творческой деятельности ребенка и включающее эмоционально-ценностное отношение к явлениям музыкального искусства, положительную мотивационную направленность на восприятие и исполнение музыкальных произведений.
На основе анализа исследований ряда авторов, рассматривающих понятие и сущность творческой активности, нами было сформулировано следующее определение: творческая активность младших школьников является
интегральным качеством, стимулирующее и проявляющееся в его продуктивной творческой деятельности, а также включающее эмоциональноценностное отношение, положительную мотивационную направленность, умения и навыки практической деятельности.
Выявлены особенности развития творческой активности у детей младшего школьного возраста занятиях «вокальный ансамбль в ДМШ.
Разработано учебно-методическое обеспечение, представляющее собой последовательную систему обучения, совокупность всех учебно- методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий, методических рекомендаций и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса,
Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой активности учащихся младшего школьного возраста осуществлялась на базе ДМТТТ№3 Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» и была реализована в три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.
Данные, полученные на каждом этапе экспериментальной работы по применению учебно-методического обеспечения на занятиях «Вокальный ансамбль в ДМШ, отразили определенную тенденцию к повышению данных показателей экспериментальной группы, что подтверждает эффективность разработанного учебно-методического обеспечения и позволяет считать проведенное исследование успешным.
Результаты осуществленной ОЭР проявились в следующих показателях:
- устойчивый интерес к вокальной деятельности;
- активность в выборе репертуара и подготовке концертных номеров;
- ярко выраженное стремление в самореализации;
- чистое интонирование в пении 2-х, 3-х голосных песен;
- активность в жизни коллектива;
- адекватность самооценки;
- общественное признание.
Актуальность проведенного исследования оставляет широкое поле для дальнейших научных поисков. Данное исследование не исчерпывает всей проблемы развития творческого потенциала обучающихся в ДМШ. Перспектива исследовательской деятельности по данной проблеме предполагает изучение развития творческой активности детей в иных возрастных группах и не только в музыкальной, но и в других видах творческой деятельности.


1. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
3. Абдуллин Э. Б. Теория преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях: Уч. Пособие для студ. вузов.
Московский пед. гос. университет / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Прометей, 2003. - 223 с.
4. Алиева Л.В. Специфика профессиональной позиции педагога дополнительного образования / Внешкольник. - № 4, 2004. - С. 5-8.
5. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань : Ц,ентр инновационных технологий,
2000. - 608 с.
6. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1990. - 207 с.
7. Аристотель. Поэтика. -М.: Еос. из-во худож. литературы, 1957. -
183с.
8. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование / Вопросы философии. - 1990. -№ 1. - С. 163-168.
9. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в развитии / Л.С. Выготский. - СПб: Союз, 2007. - 96 с.
11. Елинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано / Лань, Планета музыки, 2012. - 72 с.
12. Дмитриев Л.Б. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике: вопросы вокальной педагогики. М., 1970. - Вып. 7. - С. 135-155 с.
13. Дополнительное образование детей: учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / под ред. О.Е. Лебедева. - М.: ВЛАД ОС, 2003.-256 с.
14. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе/ Л.Г. Дмитриева,- 2-е изд., Стереот., 2014. - 189 с.
15. Дружинин В.Н. Психология творчества / В.Н. Дружинин // Психологический журнал. - 2015. - Том № 26. - № 5. - 300 с.
16. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева - Томина. - М., 2013. - 173 с.
17. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. / И.Н. Ерошенков. -М.: НЕИК, 2011. - 362 с.
18. Ильина Е. Р. Музыкально-педагогический практикум: учебное пособие для студентов вузов и преподавателей / Е. Р. Ильина. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. - 416 с.
19. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца / Д.Б. Кабалевский. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.
20. Кацер О.В. Игровая методика обучения пению / О.В. Кацер - Санкт - Петербург, учебное пособие 2008. - 78 с.
21. Кизим С.Ю. Заседание клуба любителей музыки «Лира» / Дополнительное образование и воспитание. М.: Изд-во «Витязь-М», 2009. №5.
22. Кизим С.Ю. Индивидуальная работа с детьми в вокальнохоровом объединении ведёт к успеху в коллективном творчестве / Дополнительное образование и воспитание. М.: Изд-во «Витязь-М», 2007. №7.
23. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии / Сост. Н. Олейник, - М.: Наука, 1997. - 446 с.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - 320 с.
25. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М.: Политиздат, 1989. - 366 с.
26. Ляксо Е.Е. Вокально-речевое развитие ребенка в первый год жизни / Е.Е. Ляксо - Физиологический журнал. 2013. - Т.89, № 2. - 218 с.
27. Ляксо Е.Е. Особенности акустического взаимодействия в системе
«мать-дитя» на ранних этапах онтогенеза. Детская речь:
Психолингвистические исследования, сборник статей под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.В. Уфимцевой / Е.Е. Ляксо-М.: ПЕР СЭ, 2011.-265 с.
28. Масловская С.В. Педагогические основы становления эстетической культуры учащихся. Методическое пособие/ С.В Масловская. - Оренбург: ООИПКРО, 2012. - 77 с.
29. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Титлыбаеиой. - М.: Евразия, 1999. - 478 с.
30. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.
31. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. - 208 с.
32. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. - М.: КДУ, 2009. - 190 с.
33. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.
34. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - М.: Высшая школа, 1998. - 524 с.
35. Наринская Н.Б. Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении в ДМШ/Н.Б. Наринская.: Дисс.исследоввание. Канд. Пед. Наук. Москва, 2007. - 169 с.
36. Назарова Н.М. Специальная педагогика/ Н.М.Назарова. М.: «Академия», 2007. - 400 с.
37. Нефедьева Н.В. Философские и психолого-педагогические
основы развития творческой активности личности школьника. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена / Н.В.Нефедьева. - Спб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2008. - 410 с.
38. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников. Учебное пособие для студентов нач. факультетов педвузов/ М.С. Осеннева, Л.А.Безбородова. -М..: Изд. Центр, 2012. -452 с.
39. Погосова В. А. Методические рекомендации по постановке голоса начинающим вокалистам / В.А. Погосова // Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып. VII. -М.: МГУКИ, 2002-С. 133-141.
40. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
41. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс, учебн. Для студентов педвузов: В 2 кн. -М.: Владос, 2000.-500с.
42. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000- 181 с.
43. Понамарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976-280 с.
44. Платон. Сочинения в 3-х томах. - М.: Мысль, 1970. - Т.2. - 611с.
45. Романюк Е.А. «Основы вокально-хоровой работы с младшими школьниками» / Е.А. Романюк. - Тверь, 2009. - 87 с.
46. Румянцева Н.Н. Формирование эстетической культуры учащихся педагогических училищ во внеучебной деятельности: Автореф. дис. канд. Пед. наук. - Казань, 1994. - 16 с.
47. Рыбалко Е.Ф. Возрастная дифференциальная психология: учеб, пособие. / Из-во Ленинградск. ун-та, 1990. - 256 с.
48. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.
49. Сластенин В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. пед.вузов / И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов, В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
50. Сизоненко Н.Н. Музыкально-певческое развитие детей среднего
школьного возраста в процессе вокального обучения: Автореферат дне.
Канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Н.Сизозенко- Краснодар, 2006. - 21 с.
51. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1988. - 269 с.
52. Теплов Б.Н. Психология музыкальных способностей. - М.: АПН РСФСР, 1947. -335 с.
53. Тимохин В.А.- Мастера вокального искусства ХХвека: / В.А. Тимохин - Академия, -2016. - 522с.
54. Усанова О.Н. Специальная педагогика / О.Н. Усманова - СПб.: Питер, 2006. - 400 с.
55. Ушаков М.А. Дидактические требования к комплексу заданий для формирования системы знаний учащихся: Автореф. дис... канд. пед. наук. -М., 1977,- 18 с.
56. К.Д. Ушинский: краткий биографический очерк, основные педагогические труды, 2011. -133 с.
57. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 9 т. Т.8 / К.Д. Ушинский. - М.: АПН РСФСР, 1950. - 507 с.
58. Фрейд 3. Психоанализ и культура Леонардо до Винчи. - СПб.: Алетейя, 2000. - 296 с.
59. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от
29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Статья 75.
60. Харичева Д.В. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения. Автореф. Канд. Пед. Наук. Москва, 2007. - 169 с.
61. Шопенгауэр Л. Мир как воля и представление. - Минск: Литература, 1998. - 1408 с.
62. Чернецова Е.М. Искусство. Словарь-справочник. / Е.М.Черенцова -М.: 2012.-576 с.
64. Крючкова И. А. Развитие музыкальных способностей школьников
/ И.А. Крючкова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //nsportal. ru/shkola/muzyka/library/2012/01/02/razvitie-muzykalnykh- sposobnostev
65. Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях. Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Электронный ресурс] - режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14626.htm (Дата обращения: 05.01.2018) творческой активности обучающихся в ИДОд (ЭЕ)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ