Оценка творчества Тютчева Ф.И. и его поэтического мира (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор жанра литературной биографии 6
1.1.История развития биографического жанра 6
1.2. Особенности современного состояния жанра биографии в русской литературе 11
Глава 2. Оценка личности и Ф.И. Тютчева и его поэтического мира В.Соловьевым, Д.Мережковским, С.Франком 15
2.1. Личность Ф.И. Тютчева и его творчество в работах Вл. Соловьева 15
2.2. Личность Ф.И. Тютчева и его творчество в работах 19
Д. Мережковского 19
2.3. Оценка личности и творчества Тютчева С. Франком 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Глава 1. Теоретический обзор жанра литературной биографии 6
1.1.История развития биографического жанра 6
1.2. Особенности современного состояния жанра биографии в русской литературе 11
Глава 2. Оценка личности и Ф.И. Тютчева и его поэтического мира В.Соловьевым, Д.Мережковским, С.Франком 15
2.1. Личность Ф.И. Тютчева и его творчество в работах Вл. Соловьева 15
2.2. Личность Ф.И. Тютчева и его творчество в работах 19
Д. Мережковского 19
2.3. Оценка личности и творчества Тютчева С. Франком 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
В отечественном литературоведении до сих пор сохраняется устойчивый научный интерес к проблемам литературы XIX - начала XX веков, в том числе к творчеству великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Начиная с известной статьи Н. Некрасова «Русские второстепенные поэты» и вплоть до наших дней количество литературы о его жизни и творчестве не перестает расти.
При изучении творчества любого писателя или поэта большое внимание всегда уделялось его биографии. Находясь на грани истории и литературы (поскольку в жанре биографии происходит сближение художника и ученого), человеческая личность высвечивается с позиции времени, которое вносило свои коррективы на разных этапах истории. Многочисленные творческие связи, литературные школы и литературные направления, огромный фактический материал (письма, дневники, воспоминания современников, записные книжки, исторические хроники, собственно творчество писателя) в сочетании с мировоззрением, психологическим обликом, моральными и нравственными принципами помогают воссоздать образ великого человека в свете проблемы «человек и эпоха».
Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению поэтического мира Ф. И. Тютчева, оценка его личности и поэтического мира Вл. Соловьевым, Д.Мережковским, С.Франком длительное время оставалась на периферии внимания исследователей, в то время как одним из способов познания творчества писателя является его биография.
Оценка личности Ф.И. Тютчева и его поэтического мира в работах перечисленных авторов как самостоятельная проблема не была исследована, ее рассмотрение носит спорадический характер, в основном лишь в связи с изучением особенностей творчества Вл. Соловьева, Д. Мережковского, С. Франка или в целом литературной критики XIX-XX веков.
Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью личности Ф.И. Тютчева и его поэтического мира в оценке Вл.Соловьева, Д.Мережковского, С.Франка.
Цель – проанализировать оценку личности Ф.И. Тютчева и его поэтического мира в работах Вл. Соловьева, Д. Мережковского, С. Франка.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
– описать историю развития биографического жанра,
– определить особенности современного состояния биографического жанра,
– проанализировать оценку личности Ф.И. Тютчева и его поэтического мира в В.Соловьевым, Д.Мережковским, С.Франком.
Объектом исследования является оценка личности Ф.И. Тютчева и его поэтического мира.
Предмет исследования – оценка личности Ф.И. Тютчева и его поэтического мира в работах Вл. Соловьева, Д. Мережковского, С. Франка.
Методологическая база исследования опирается на труды исследователей истории и теории жанра биографии – С.С. Аверинцева, М. М. Бахтина, Д. Д. Благого; специалистов по творчеству – Вл. Соловьева, Д. Мережковского, С. Франка и др.
Методы исследования. Для достижения поставленных задач были применены следующие методы: культурно-исторический, элементы биографического и герменевтического метода, а также филологический анализ текста.
Научная новизна работы связана с тем, что в ней системно описана оценка личности Ф.И. Тютчева и его поэтического мира в работах Вл. Соловьева, Д. Мережковского, С. Франка.
Практическая значимость работы – результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по истории русской литературы; на занятиях, посвященных истории отечественной литературной критики и творчеству Ф.И. Тютчева, а также в преподавании курса русской литературы в средних учебных заведениях.
Материалом исследования послужили произведения Вл. Соловьева, Д. Мережковского, С. Франка.
Структура работы носит традиционный характер и включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
При изучении творчества любого писателя или поэта большое внимание всегда уделялось его биографии. Находясь на грани истории и литературы (поскольку в жанре биографии происходит сближение художника и ученого), человеческая личность высвечивается с позиции времени, которое вносило свои коррективы на разных этапах истории. Многочисленные творческие связи, литературные школы и литературные направления, огромный фактический материал (письма, дневники, воспоминания современников, записные книжки, исторические хроники, собственно творчество писателя) в сочетании с мировоззрением, психологическим обликом, моральными и нравственными принципами помогают воссоздать образ великого человека в свете проблемы «человек и эпоха».
Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению поэтического мира Ф. И. Тютчева, оценка его личности и поэтического мира Вл. Соловьевым, Д.Мережковским, С.Франком длительное время оставалась на периферии внимания исследователей, в то время как одним из способов познания творчества писателя является его биография.
Оценка личности Ф.И. Тютчева и его поэтического мира в работах перечисленных авторов как самостоятельная проблема не была исследована, ее рассмотрение носит спорадический характер, в основном лишь в связи с изучением особенностей творчества Вл. Соловьева, Д. Мережковского, С. Франка или в целом литературной критики XIX-XX веков.
Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью личности Ф.И. Тютчева и его поэтического мира в оценке Вл.Соловьева, Д.Мережковского, С.Франка.
Цель – проанализировать оценку личности Ф.И. Тютчева и его поэтического мира в работах Вл. Соловьева, Д. Мережковского, С. Франка.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
– описать историю развития биографического жанра,
– определить особенности современного состояния биографического жанра,
– проанализировать оценку личности Ф.И. Тютчева и его поэтического мира в В.Соловьевым, Д.Мережковским, С.Франком.
Объектом исследования является оценка личности Ф.И. Тютчева и его поэтического мира.
Предмет исследования – оценка личности Ф.И. Тютчева и его поэтического мира в работах Вл. Соловьева, Д. Мережковского, С. Франка.
Методологическая база исследования опирается на труды исследователей истории и теории жанра биографии – С.С. Аверинцева, М. М. Бахтина, Д. Д. Благого; специалистов по творчеству – Вл. Соловьева, Д. Мережковского, С. Франка и др.
Методы исследования. Для достижения поставленных задач были применены следующие методы: культурно-исторический, элементы биографического и герменевтического метода, а также филологический анализ текста.
Научная новизна работы связана с тем, что в ней системно описана оценка личности Ф.И. Тютчева и его поэтического мира в работах Вл. Соловьева, Д. Мережковского, С. Франка.
Практическая значимость работы – результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по истории русской литературы; на занятиях, посвященных истории отечественной литературной критики и творчеству Ф.И. Тютчева, а также в преподавании курса русской литературы в средних учебных заведениях.
Материалом исследования послужили произведения Вл. Соловьева, Д. Мережковского, С. Франка.
Структура работы носит традиционный характер и включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Жанр биографии как и любой другой, с течением времени изменяется и развивается. Биография как жанр прошла длительный путь от античной классической биографии, повествующей о подвигах героя ради своего народа, к художественным биографиям ХХ века, в которых на первое место вышла личность человека.
В отечественном литературоведении второй половины XX в. сформировались две точки зрения на проблему жанра биографии. Первая из них состоит в том, что биография относится к области искусства, так как художественная биография достигает достоверности, воплощаясь, прежде всего, в художественных образах и художественных формах. Этого мнения придерживались Ю.И. Айхенвальд, В.С. Барахов, Ю.М. Лотман.
Согласно второй точке зрения, которая содержится в работах Н.А. Рыбникова и М.О. Чудаковой жанр биографии – это научное исследование, цель которого – документально обоснованная реконструкция жизни человека и развития его личности.
При этом большинство исследователей сходятся во мнении, что художественность изложения, сочетаясь с научным подходом к исследованию, приближает образ главного героя к эстетическому идеалу.
Большое значение для изучения творчества Ф.И. Тютчева в нашей стране имели критические работы Вл. Соловьева, Д. Мережковского и С. Франка, написанные в начале ХХ века. В этих работах философами были предприняты попытки анализа творчества поэта через призму его философских взглядов и особенностей личности и жизненного пути.
Отметим, что в силу специфики интересов каждого из критиков, в их работах отражены различные взгляды на творчество и личность Ф. И. Тютчева.
Вл. Соловьев рассматривал стихотворения поэта как отражение его философских воззрений в первую очередь на природу, мироздание и место человека в нем. Анализируя творчество Тютчева, Вл. Соловьев высоко оценил его художественную манеру и глубину проникновения в тайны природы. В лирике Тютчева соловьев находил подтверждение собственным идеям о пантеистической сути природы.
Другой точки зрения придерживался Д. Мережковский. Критик рассматривал творчество Тютчева в сравнении с лирикой Некрасова и, отдавая дань гению Тютчева, сожалел о том, что последующие поколения поэтов последовал за его эстетикой и философией.
Третья точка зрения на лирику и личность Тютчева представлена в работе С. Франка. С. Франк, отмечая большой вклад в исследование творчества Тютчева, сделанный Вл. Соловьевым, все же не соглашался с ним, считая, что нет оснований из анализа стихотворений выводить стройную философскую систему. Рассматривая поэзию Ф.И. Тютчева, С.Л. Франк увидел конкретную, художественную религиозную философию.
Отметим, что работы Вл. Соловьева, Д. Мережковского и С. Франка имели большое значение для литературной судьбы Тютчева, во многом благодаря им эти стихотворения вошли в круг чтения широких масс в начале ХХ столетия.
В отечественном литературоведении второй половины XX в. сформировались две точки зрения на проблему жанра биографии. Первая из них состоит в том, что биография относится к области искусства, так как художественная биография достигает достоверности, воплощаясь, прежде всего, в художественных образах и художественных формах. Этого мнения придерживались Ю.И. Айхенвальд, В.С. Барахов, Ю.М. Лотман.
Согласно второй точке зрения, которая содержится в работах Н.А. Рыбникова и М.О. Чудаковой жанр биографии – это научное исследование, цель которого – документально обоснованная реконструкция жизни человека и развития его личности.
При этом большинство исследователей сходятся во мнении, что художественность изложения, сочетаясь с научным подходом к исследованию, приближает образ главного героя к эстетическому идеалу.
Большое значение для изучения творчества Ф.И. Тютчева в нашей стране имели критические работы Вл. Соловьева, Д. Мережковского и С. Франка, написанные в начале ХХ века. В этих работах философами были предприняты попытки анализа творчества поэта через призму его философских взглядов и особенностей личности и жизненного пути.
Отметим, что в силу специфики интересов каждого из критиков, в их работах отражены различные взгляды на творчество и личность Ф. И. Тютчева.
Вл. Соловьев рассматривал стихотворения поэта как отражение его философских воззрений в первую очередь на природу, мироздание и место человека в нем. Анализируя творчество Тютчева, Вл. Соловьев высоко оценил его художественную манеру и глубину проникновения в тайны природы. В лирике Тютчева соловьев находил подтверждение собственным идеям о пантеистической сути природы.
Другой точки зрения придерживался Д. Мережковский. Критик рассматривал творчество Тютчева в сравнении с лирикой Некрасова и, отдавая дань гению Тютчева, сожалел о том, что последующие поколения поэтов последовал за его эстетикой и философией.
Третья точка зрения на лирику и личность Тютчева представлена в работе С. Франка. С. Франк, отмечая большой вклад в исследование творчества Тютчева, сделанный Вл. Соловьевым, все же не соглашался с ним, считая, что нет оснований из анализа стихотворений выводить стройную философскую систему. Рассматривая поэзию Ф.И. Тютчева, С.Л. Франк увидел конкретную, художественную религиозную философию.
Отметим, что работы Вл. Соловьева, Д. Мережковского и С. Франка имели большое значение для литературной судьбы Тютчева, во многом благодаря им эти стихотворения вошли в круг чтения широких масс в начале ХХ столетия.



