Формирование учения о свободе воли в раннем христианстве
|
Введение 3
Глава 1. Представления о свободе воли в рамках мировоззрения, основанного на политеизме 6
§1.1 Религиозно-мифологическое мировосприятие Древнего Средиземноморья 6
§1.2 Греческая литературная и философская классика (У-1Увв до н.э) 13
§1.3 Представления о свободе воли в философии эллинистическо-римского периода 18
Глава 2. Формирование учения о свободе воли в «доникейскую» эпоху христианства 21
§2.1 Элементы представления о свободе воли в Священном Писании 21
§2.2 Мужи апостольские и становление раннехристианской литературы (11в.) 26
§2.3 От Оригена до Никейского собора (Шв-325г) 34
Глава 3. История учения о свободе воли после Никейского собора (325-Ув.) 39
§3.1 Г реческие Отцы Церкви (IV-пер пол Увв) 39
§3.2 Зарождение и расцвет христианского монашества 42
§3.3 Латинские Отцы Церкви (IV-пер. пол. Увв) 45
Заключение 54
Список литературы 57
Глава 1. Представления о свободе воли в рамках мировоззрения, основанного на политеизме 6
§1.1 Религиозно-мифологическое мировосприятие Древнего Средиземноморья 6
§1.2 Греческая литературная и философская классика (У-1Увв до н.э) 13
§1.3 Представления о свободе воли в философии эллинистическо-римского периода 18
Глава 2. Формирование учения о свободе воли в «доникейскую» эпоху христианства 21
§2.1 Элементы представления о свободе воли в Священном Писании 21
§2.2 Мужи апостольские и становление раннехристианской литературы (11в.) 26
§2.3 От Оригена до Никейского собора (Шв-325г) 34
Глава 3. История учения о свободе воли после Никейского собора (325-Ув.) 39
§3.1 Г реческие Отцы Церкви (IV-пер пол Увв) 39
§3.2 Зарождение и расцвет христианского монашества 42
§3.3 Латинские Отцы Церкви (IV-пер. пол. Увв) 45
Заключение 54
Список литературы 57
История Античности уже не одно столетие вызывает неподдельный интерес в научных кругах, иногда создаётся впечатление, что уже рассмотрено практически всё. И, тем не менее, год за годом мы узнаём об античной жизни что- то новое, позволяющее по новому взглянуть на доселе, казалось бы, знакомые вещи. Наша жизнь стремительно меняется на глазах с каждым днём, претерпевают изменение наши идеи и взгляды, поэтому ясно обращение людей к истории мысли, как стремление найти что-то общее, незыблемое, что делает человека человеком.
Актуальность данной научной работы обусловлена неутихающим интересом к истории античной мысли, в частности к проблемам и вопросам этическим. Вместе с тем, работа призвана, большей частью, обратиться непосредственно к первоисточникам. Ю.А. Шичалин в своё время заметил, важна и полезна интерпретация непосредственно источников, а не со сложившихся вокруг них идеологем . Вопрос о свободе воли есть один из тех, на который полезно взглянуть в подобном ключе, в частности, в свете всё более ширящегося диалога между христианами различных исповеданий. Вызывает интерес проблематика и в сфере новейших открытий и теорий нейробиологии и биохимии. Наш вопрос тесным образом связан с действием благодати, промыслом и, самое главное, непосредственно с вопросами спасения. Что в силах человека? Каково место действия Бога в жизни человека, и как оно сообразуется с усилиями человека? Может ли вообще на что-либо повлиять человек в ключевых вопросах своей жизни и её конца? Эти и многие другие затрагивает вопрос о свободе воли.
Что касаемо степени научной разработанности проблемы, вопросу посвящена довольно подробная монография А.А. Столярова «Свовода воли как проблема европейского морального сознания», где анализируются недоступные тогда и сейчас на русском языке источники, но акцент исследования смещён на анализ трудов Августина Аврелия, поэтому практически не подвергается рассмотрению христианская греческая литература Востока. Также, проблему свободы воли у Августина в числе прочих затрагивает А.Р. Фокин. Коротко касается нашего исторического периода Н.О. Лосский в своём философском исследовании «Свобода воли». Непосредственным предметом рассмотрения, вопрос о свободе воли был не часто, чаще опосредованно через связанные с ним проблемы.
Объектом исследования являются философские и догматические установки христианской Церкви I-V веков, запечатлённые в трудах христианских писателей, предметом вопрос о свободе человеческой воли и границах её действования.
Целью будет проследить в ранней христианской литературе наличие и развитие установок, касающихся вопроса о свободной воле человека. В связи с этим предстоит решение следующих задач:
• Выявить форму и содержание постановки проблемы свободы воли в античной дохристианской философии.
• Рассмотреть установки, изложенные в Священном Писании.
• Проанализировать в интересующем нас отношении основную «доникейскую» христианскую литературу.
• Рассмотреть постановку вопроса о свободе воли в греческой и латинской литературе «никейского» периода христианства
Теоретико-методологическая основа исследования представляет собой следующие принципы: герменевтический, сравнительный, структурно
функциональный, метод единства исторического и логического.
Научная новизна работы состоит в индивидуальной систематизации и акцентировании данной проблемы в том историческом контексте, который цельного учения о свободе воли не предполагает, иными словами, в попытке эксплицировать то, что имплицитно в эту эпоху имелось.
Основные положения, выносимые на защиту суть следующие: раннему христианству присуще учение о свободе воли, хоть ярко и не выраженное, но неизменно присутствующее. Античному языческому миросозерцанию аналогично присущи установки, касающиеся этого вопроса, в какой-то момент времени они сошлись с раннехристианскими. Касательно данного вопроса, греческому и латинскому христианским представлениям присущи собственные индивидуальные черты, которые наиболее ярко проявятся в период пелагианских споров.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа позволяет сформировать представления о свободе воли в раннем христианстве. Также, даёт возможность проследить развитие христианского представление в период с I по V века. Результаты работы могут быть применены при рассмотрении данной эпохи христианства.
Структура работы. Объем работы - 62 страницы, работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы из 80 единиц.
Актуальность данной научной работы обусловлена неутихающим интересом к истории античной мысли, в частности к проблемам и вопросам этическим. Вместе с тем, работа призвана, большей частью, обратиться непосредственно к первоисточникам. Ю.А. Шичалин в своё время заметил, важна и полезна интерпретация непосредственно источников, а не со сложившихся вокруг них идеологем . Вопрос о свободе воли есть один из тех, на который полезно взглянуть в подобном ключе, в частности, в свете всё более ширящегося диалога между христианами различных исповеданий. Вызывает интерес проблематика и в сфере новейших открытий и теорий нейробиологии и биохимии. Наш вопрос тесным образом связан с действием благодати, промыслом и, самое главное, непосредственно с вопросами спасения. Что в силах человека? Каково место действия Бога в жизни человека, и как оно сообразуется с усилиями человека? Может ли вообще на что-либо повлиять человек в ключевых вопросах своей жизни и её конца? Эти и многие другие затрагивает вопрос о свободе воли.
Что касаемо степени научной разработанности проблемы, вопросу посвящена довольно подробная монография А.А. Столярова «Свовода воли как проблема европейского морального сознания», где анализируются недоступные тогда и сейчас на русском языке источники, но акцент исследования смещён на анализ трудов Августина Аврелия, поэтому практически не подвергается рассмотрению христианская греческая литература Востока. Также, проблему свободы воли у Августина в числе прочих затрагивает А.Р. Фокин. Коротко касается нашего исторического периода Н.О. Лосский в своём философском исследовании «Свобода воли». Непосредственным предметом рассмотрения, вопрос о свободе воли был не часто, чаще опосредованно через связанные с ним проблемы.
Объектом исследования являются философские и догматические установки христианской Церкви I-V веков, запечатлённые в трудах христианских писателей, предметом вопрос о свободе человеческой воли и границах её действования.
Целью будет проследить в ранней христианской литературе наличие и развитие установок, касающихся вопроса о свободной воле человека. В связи с этим предстоит решение следующих задач:
• Выявить форму и содержание постановки проблемы свободы воли в античной дохристианской философии.
• Рассмотреть установки, изложенные в Священном Писании.
• Проанализировать в интересующем нас отношении основную «доникейскую» христианскую литературу.
• Рассмотреть постановку вопроса о свободе воли в греческой и латинской литературе «никейского» периода христианства
Теоретико-методологическая основа исследования представляет собой следующие принципы: герменевтический, сравнительный, структурно
функциональный, метод единства исторического и логического.
Научная новизна работы состоит в индивидуальной систематизации и акцентировании данной проблемы в том историческом контексте, который цельного учения о свободе воли не предполагает, иными словами, в попытке эксплицировать то, что имплицитно в эту эпоху имелось.
Основные положения, выносимые на защиту суть следующие: раннему христианству присуще учение о свободе воли, хоть ярко и не выраженное, но неизменно присутствующее. Античному языческому миросозерцанию аналогично присущи установки, касающиеся этого вопроса, в какой-то момент времени они сошлись с раннехристианскими. Касательно данного вопроса, греческому и латинскому христианским представлениям присущи собственные индивидуальные черты, которые наиболее ярко проявятся в период пелагианских споров.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа позволяет сформировать представления о свободе воли в раннем христианстве. Также, даёт возможность проследить развитие христианского представление в период с I по V века. Результаты работы могут быть применены при рассмотрении данной эпохи христианства.
Структура работы. Объем работы - 62 страницы, работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы из 80 единиц.
Заканчивалась Античность, наступали Средние века. В числе прочего, христиане вынесут для себя в новую эпоху развитую проблематику вопроса свободы воли.
Мы видели, как проблема свободы воли присутствует в самых архаических представлениях в виде отношений человека и мира. Как она со всей чёткостью ставиться, и рассматривается в Древней Г реции, а позднее, в эпоху христианства, приобретает одно из центральных значений, крепко связываясь с вопросом о человеческом спасении.
А что же мы могли наблюдать и вынести? Мы видели лежащие в природных явлениях истоки фатализма жителя Междуречья, египтянина, который мог воздействовать на свои природные условия, на загробный исход, но который вследствие этого был слишком занят смертью, чтобы видеть жизнь. Жители Междуречья ненавидели смерть. Для египтянина это был лишь этап в его существовании.
Для древнего грека смерть была неизбежна. Вселенские законы и боги, влияли на судьбу человека и задавали время его смерти. Эти законы были слишком сильны, они властвовали и над богами, даже боги не смели их преступить. Законы неукоснительно поддерживали мировой порядок, мешая ввергнуть мир в хаос, потому всякий человеку или бог, что вмешивался в порядок, непременно был наказуем. Вымолить прощения никто не был властен. Под ударами праведного суда пала Троя, несмотря на многие усилия её спасти.
Сократ один из первых занялся глубокой разработкой этических вопросов, но впервые глубоко размышляет над проблематикой, производя исследование «анатомии» волевого акта, Аристотель.
Перейдя к рассмотрения христианства пришли к выводу, что уже в Писании мы можем наблюдать посылы, позволяющие предположить свободную волю у человека, его моральную ответственность как за зло, так и за добро и его собственное спасение.
Уже мужи апостольские утверждали человека в его свободной воле. Первое столкновение мировоззрений на почве данного вопроса видим уже у Иустина Мученика в его апологиях, причём нападки идут в большей степени со стороны язычников.
Далее, вплоть до Оригена, видим, как один за другим греческие писатели развивают учение о свободном произволении, ответственности за зло человека и за добро, более того, заверения о том, что по природе человек не добр и не зол, а иначе не мог бы избирать себе ни зла, ни добра. Параллельно с этим, развиваются представления о промысле и божественной благодати. Ориген же, как бы подводя промежуточный итог, можно сказать, первым излагает учение о свободе воли.
Далее, как мы могли видеть, проблематика до самого Феодорита Кирского углублялась, учение утверждалось, развивались представления о соотношении человеческого делания и божественной благодати и промысла. Даже апокрифическая литература и гностицизм не оставляли, по большому счёту, человека без орудия к действию.
Монашество, бурным цветом расцветшее в IV веке не привнесло нового, но более того, углубило представления человека о свободе, добре, зле, страхе божием, благодати, промысел.
В результате, сложилась система, характерная для греческого христианства, которая возвышала Бога, но, при этом, ставила в заслуги и возвышала человеческие усилия.
С другой стороны, мы видели, как в латинском христианстве прославлялись деяния Бога по спасению человека, вменялось ему добро, а человеку зло, испорченная природа, а, можно сказать, единственными путями спасения были надежда, вера, благодать.
Такой перевес, в отличие от восточного стремления к равновесию, не мог не привести к реакции, и он действительно к ней привёл: Пелагий и его последователи выступили против такого положения, как вредного для спасения, но взятая линия взяла верх.
Таким образом, мы могли видеть как складывалась и развивалась проблематика свободы воли, как рамках одного региона и одного Писания произошли разные подходы к пониманию и что из этого в итоге вышло.
Кроме того, мы ясно и на примерах могли видеть, почему же вопрос о свободе воли является для раннего христианства, а может и для сегодняшних нас, одним из центральных. Безотносительно к тому, верующий человек или нет, ему всегда важно знать:
Каково наше место в этом мире и в силах ли мы что-либо изменить?
Мы видели, как проблема свободы воли присутствует в самых архаических представлениях в виде отношений человека и мира. Как она со всей чёткостью ставиться, и рассматривается в Древней Г реции, а позднее, в эпоху христианства, приобретает одно из центральных значений, крепко связываясь с вопросом о человеческом спасении.
А что же мы могли наблюдать и вынести? Мы видели лежащие в природных явлениях истоки фатализма жителя Междуречья, египтянина, который мог воздействовать на свои природные условия, на загробный исход, но который вследствие этого был слишком занят смертью, чтобы видеть жизнь. Жители Междуречья ненавидели смерть. Для египтянина это был лишь этап в его существовании.
Для древнего грека смерть была неизбежна. Вселенские законы и боги, влияли на судьбу человека и задавали время его смерти. Эти законы были слишком сильны, они властвовали и над богами, даже боги не смели их преступить. Законы неукоснительно поддерживали мировой порядок, мешая ввергнуть мир в хаос, потому всякий человеку или бог, что вмешивался в порядок, непременно был наказуем. Вымолить прощения никто не был властен. Под ударами праведного суда пала Троя, несмотря на многие усилия её спасти.
Сократ один из первых занялся глубокой разработкой этических вопросов, но впервые глубоко размышляет над проблематикой, производя исследование «анатомии» волевого акта, Аристотель.
Перейдя к рассмотрения христианства пришли к выводу, что уже в Писании мы можем наблюдать посылы, позволяющие предположить свободную волю у человека, его моральную ответственность как за зло, так и за добро и его собственное спасение.
Уже мужи апостольские утверждали человека в его свободной воле. Первое столкновение мировоззрений на почве данного вопроса видим уже у Иустина Мученика в его апологиях, причём нападки идут в большей степени со стороны язычников.
Далее, вплоть до Оригена, видим, как один за другим греческие писатели развивают учение о свободном произволении, ответственности за зло человека и за добро, более того, заверения о том, что по природе человек не добр и не зол, а иначе не мог бы избирать себе ни зла, ни добра. Параллельно с этим, развиваются представления о промысле и божественной благодати. Ориген же, как бы подводя промежуточный итог, можно сказать, первым излагает учение о свободе воли.
Далее, как мы могли видеть, проблематика до самого Феодорита Кирского углублялась, учение утверждалось, развивались представления о соотношении человеческого делания и божественной благодати и промысла. Даже апокрифическая литература и гностицизм не оставляли, по большому счёту, человека без орудия к действию.
Монашество, бурным цветом расцветшее в IV веке не привнесло нового, но более того, углубило представления человека о свободе, добре, зле, страхе божием, благодати, промысел.
В результате, сложилась система, характерная для греческого христианства, которая возвышала Бога, но, при этом, ставила в заслуги и возвышала человеческие усилия.
С другой стороны, мы видели, как в латинском христианстве прославлялись деяния Бога по спасению человека, вменялось ему добро, а человеку зло, испорченная природа, а, можно сказать, единственными путями спасения были надежда, вера, благодать.
Такой перевес, в отличие от восточного стремления к равновесию, не мог не привести к реакции, и он действительно к ней привёл: Пелагий и его последователи выступили против такого положения, как вредного для спасения, но взятая линия взяла верх.
Таким образом, мы могли видеть как складывалась и развивалась проблематика свободы воли, как рамках одного региона и одного Писания произошли разные подходы к пониманию и что из этого в итоге вышло.
Кроме того, мы ясно и на примерах могли видеть, почему же вопрос о свободе воли является для раннего христианства, а может и для сегодняшних нас, одним из центральных. Безотносительно к тому, верующий человек или нет, ему всегда важно знать:
Каково наше место в этом мире и в силах ли мы что-либо изменить?



