Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «сольное пение» в детской музыкальной школе 9
1.1. Развитие исполнительской культуры вокалистов, как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Особенности развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе 18
Выводы по главе 1 27
Г лава 2. Практическая реализация процесса развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «сольное пение» в детской музыкальной школе 29
2.1. Авторская программа по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской
музыкальной школе 29
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в ДМШ №5» г. Набережные Челны РТ 42
Выводы по главе 2 57
Заключение 61
Список литературы 66
Приложения 71
Актуальность исследования. Знакомство с музыкальным искусством является одним из важнейших этапов воспитания ребенка, так как музыка развивает мировосприятие и отношение к окружающему миру. В разнообразной жанровой структуре музыкального искусства огромную роль играет вокальное творчество, образующее вокруг себя мощную воспитательную среду и оказывающее непосредственное влияние на всех участников художественно-педагогического процесса.
Вокальное исполнительство тесно соприкасается с процессом художественно-эстетического образования и становится одной из актуальных тем современной культуры, заставляющей исследователей размышлять о природе исполнительской культуры, ее закономерностях и специфических чертах.
Подготовка талантливых, образованных учащихся в дальнейшем высококвалифицированных специалистов, является одним из важнейших направлений профессионального музыкального образования.
Современные требования к качеству подготовки вокалистов- исполнителей, нацеливают педагогов пересматривать сложившуюся методику вокальной подготовки вокалистов-исполнителей, заниматься поиском новых, более эффективных форм, методов развития исполнительского мастерства.
Профессиональное музыкальное образование в наше время приобретает
все большую значимость в области культурного и духовного
совершенствования человека. В основных нормативно-правовых документах
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция
художественного образования», «Государственный образовательный стандарт
по предмету «Музыка» обозначены проблемы повышения уровня общей
культуры учащихся, где развитию музыкальной культуры в рамках
музыкального образования придается большое значение в формировании
личности учащихся. Востребованность обучения в области
музыкального искусства, его масштабность накладывают особую
з
ответственность на систему образования, с целью подготовки специалистов высшей квалификации, способных отвечать запросам времени и наполнять учебно-воспитательный процесс глубоким художественным содержанием, предметом не только эстетического, но и культурного развития.
Степень изученности проблемы. Проблема подготовки музыкантов- исполнителей является предметом исследования ученых из различных областей познания.
В области педагогики и психологии музыкального образования вопросы обучения музыкантов-исполнителей рассматриваются в трудах Л.А.
Баренбойма, Л.Л. Бочкарева, Г.Г. Нейгауз и др.
Теоретические и методические вопросы обучения вокалу отражены в работах Л.Б. Дмитриева, В.П. Морозова, Г.М. Цыпина, Р. Юссона и др.
Различные практические аспекты вокальной подготовки представлены в исследованиях Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Г.А. Струве, Г.П. Стуловой и др.
Среди зарубежных научно-практических исследований в области педагогики музыкального образования и художественного исполнительства нужно особо выделить работы следующих авторов: Ф. Александра, У. Веннарда, X. Гюнтера, А. Кристи, А. Лессака, К.
Линклейтер, посвященные изучению строения и функционирования голосового аппарата, особенностям певческого резонанса и работе над дыханием; работы по методике обучения вокалу Ф. Александера, М. Марчези, Ж. Рэби, Дж. Шмидта; оригинальные
системы и методы развития голосов Г. Картера, А. Кристи, X. Носуорзи, С. Риггза и др.
Анализ состояния изученности избранной нами темы показал, что проблеме развития исполнительской культуры учащихся в процессе обучения вокалу не достаточно уделяется должного внимания и требует более основательного изучения. Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о процессе развития исполнительской культуры детей по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Таким образом, существуют противоречия между необходимостью развития исполнительской культуры учащихся и недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений; наличием высокого педагогического потенциала вокальноисполнительской деятельности и недостаточной разработанностью программ по развитию исполнительской культуры по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические основы, особенности процесса развития исполнительской культуры учащихся по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе».
Объект исследования - музыкально-образовательный процесс в детской музыкальной школе.
Предмет исследования - процесс развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Цель исследования - изучить и проанализировать процесс развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
1. Проанализировать процесс развития исполнительской культуры вокалиста, как психолого-педагогическую проблему;
2. Рассмотреть особенности развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе;
3. Разработать авторскую программу по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе и проверить ее эффективность.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: развитие исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе будет более эффективным, если:
- будут рассмотрены сущность, структура основного понятия; теоретические положения содержания процесса развития исполнительской культуры вокалиста;
- будут определены особенности развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе;
- представлена программа по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Методологическая основа исследования: положения, теории и методики педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, П.И. Подкасистый и др.); ведущие теории профессионального образования (А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский и др.); историческое наследие классиков отечественной вокальной школы (И.К. Архипова, В.А. Атлантов, А.В. Нежданова, Н.А. Обухова, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин и др.), исследования в области истории и теории вокального искусства (М.С. Агин, Ю.Б. Алиев, Л.Б. Дмитриев, А.Г. Менабени, Г.П. Стулова и др.); вопросы музыкальной педагогики, связанные с практикой исполнительства (Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, В.В. Горностаева, И. Гофман,
Г.М. Коган, А. Корто, Б.Л. Кременштейн, Я.С. Милынтейн, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, Е.М. Тимакин и др.).
В данной научной работе использовались следующие методы исследования:
теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической,
методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение учебно-программной документации по вокальному исполнительству;
эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, тестирование,
опрос; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ и педагогическая интерпретация его данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование может быть использовано в практике детских музыкальных школ, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей, а также для повышения профессионального потенциала студентов музыкально-педагогических ВУЗов и ССУЗов.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа №5» города Набережные Челны РТ.
Этапы исследования:
Подготовительный этап (2017-2018 г.): проведение теоретического анализа вокальной, психолого-педагогической, научно-исследовательской работы в области педагогики музыкального образования по рассматриваемой проблеме; обоснование темы и определение содержания исследования.
Этап организации и проведения исследования (2018-2019 г.г.): изучение педагогического опыта процесса развития исполнительской культуры младших подростков на занятии «Сольное пение»; осуществление экспериментальной работы.
Этап завершения исследования (2019 г.): анализ и обобщение
результатов экспериментальной работы, оформление выводов по теме исследования.
Научная новизна исследования. Разработана авторская программа по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в ДМШ.
Теоретическая значимость исследования. Теоретически углублены представления о развитии исполнительской культуры вокалиста; особенностях развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ на уроках музыки, преподавателями учреждений дополнительного образования, студентами музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы (51), приложения (4).
В данной выпускной квалификационной работе, посвященной теме «Развитие исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в ДМТТТ», нами рассмотрены теоретические основы развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в ДМШ; проведена опытно-экспериментальная работа по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в ДМШ и обобщены ее результаты.
Проведенное научное исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. Младший подростковый возраст является благоприятным для развития всех способностей ребенка: период впитывания и накопления знаний; становится образной и выразительной речь; мышление более систематизированным, зрелым; вырабатываются умения, навыки, и деловые качества, что является мотивом в выборе будущей профессии.
2. Важными компонентами развития исполнительской культуры младших подростков являются осознание своих сильных и слабых сторон характера, достоинств и недостатков, убежденность в успешности своих действий, способность верить в себя, в свои силы и возможность достичь поставленных перед собой целей; умение преодолевать свои страхи и негативные эмоциональные состояния, наличие репертуара уверенного поведения и развитости эффективных коммуникаций.
3. Под процессом формирования исполнительской культуры младших подростков мы понимаем творческое осмысление вокальной деятельности, теоретические знания, практические умения и навыки, направленные на самостоятельное изучение и художественное исполнение предлагаемого материала.
4. Исполнительская культура в музыкальном искусстве включает в себя многочисленные составляющие, через которые раскрывается любовь к музыке, окружающему миру:
-культура звукообразования исполнителя,
-техническое мастерство,
-особенности трактовки музыкального произведения,
-различные возможности художественного воздействия на слушателя, -прочная база накопленных теоретических и практических знаний,
-глубокое понимание эстетических и психологических особенностей исполнительского процесса,
-понимание роли и места самого инструмента и исполняемого на нем художественного произведения на шкале общих культурных ценностей в каждый конкретный исторический период.
4. Исполнительская культура учащегося-вокалиста - сложное, комплексное образование, включающее в себя личностно-значимые качества, проявляющиеся в процессе творческой, музыкально-исполнительской деятельности, которые условно можно выделить три компонента структуры [40, с. 154]:
• опыт исполнительской деятельности;
• исполнительскую компетентность;
• комплекс музыкально-творческих способностей исполнителя.
5. Программа учебного предмета «Сольное пение» в детской музыкальной школе разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной образовательной программе в области музыкального искусства. Во время обучения, дети знакомятся не только с лучшими образцами современной музыкальной культуры, но и лучшими образцами народного музыкального творчества произведений композиторов-классиков, народной музыки, учатся исполнять и анализировать музыку.
6. Отличительной особенностью данной программы наряду с развитием традиционных вокальных умений и навыков, представленных во многих аналогичных программах «Сольное пение», является направленность программы на совершенствование методов обучения детей сольному пению, создания в процессе исполнения художественно-исполнительского образа, развитию исполнительской культуры учащихся.
7. Основной целью образовательной программы является формирование практических умений и навыков учащихся в области вокального исполнительства, развитие исполнительской культуры.
8. Опытно-экспериментальная работа по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» осуществлялась на базе МАУДО «Детская музыкальная школа №5» г. Набережные Челны.
9. Основной целью опытно-экспериментальной работы является
реализация авторской программы по учебному предмету «Сольное пение» для детей младшего школьного возраста в процессе обучения вокалу в МАУ ДО «ДМШ №5» г. Набережные Челны РТ, представленная в параграфе 2.1. настоящего исследования.
10. В опытно-экспериментальной работе принимало участие 16 учащихся 9-11 лет, экспериментальная и контрольная группы (ЭГ и КГ). ЭГ - учащиеся преподавателя А.И. Мазитовой по классу «Сольное пение» и КГ - учащиеся преподавателя А.И. Мистаховой по классу «Сольное пение» ДМШ №5» г. Набережные Челны.
11. В процессе экспериментальной работы была использована специально разработанная диагностика выявления уровня развития исполнительской культуры младших подростков на основе диагностических методик педагогов-исследователей Н.И. Мигуновой и И.С. Кобозевой «Диагностика опыта исполнительской деятельности».
12. Диагностика уровня развития исполнительской культуры проводилась индивидуально с каждым учеником, основываясь на трех компонентах исполнительской культуры.
•опыт исполнительской деятельности;
•исполнительскую компетентность;
•комплекс музыкально-творческих способностей исполнителя.
13. Для оценки уровня освоения исполнительской культуры учащихся, был разработан оценочный лист индивидуально для каждого ученика ЭГ и КГ. В оценочном листе, в виде таблицы, представлены основные компоненты, показатели и уровни. Результаты оценивания уровней освоения исполнительской культуры фиксировались педагогом в оценочном листе ученика в течении учебного года (на контрольных уроках, итоговых отчетных концертах в конце I и IV четверти).
14. На констатирующем этапе с помощью диагностик был выявлен начальный уровень развития исполнительской культуры младших подростков в ЭГ и КГ, после анализа которых, мы определили недостаточный уровень развития исполнительской культуры детей обеих групп.
15. Результаты констатирующего этапа послужили основанием организовать формирующий этап опытно-экспериментальной работы, основной целью которого явилось повышение уровня развития исполнительской культуры по всем показателям и компонентам в естественных условиях учебного процесса ДМШ в соответствии с разработанной авторской программой учебного предмета «Сольное пение».
В ходе формирующего этапа эксперимента решались следующие задачи:
5) направленность программы на совершенствование методов обучения детей сольному пению
6) создание в процессе исполнения художественно-
исполнительского образа, развитие исполнительской культуры учащихся.
В КГ занятия по вокалу проводились по обычной стандартной программе дополнительного образования детей.
16. На контрольном этапе эксперимента была повторно проведена диагностика уровня развития исполнительской культуры младших подростков в ЭГ и КГ, и представлены сравнительные результаты реализации авторской программы, которые отражены в таблицах, схемах и рисунках. Результаты диагностики показали более высокий уровень развития вокальных навыков ЭГ, незначительно повысился данный уровень у детей КГ.
17. Опытно-экспериментальная работа показала, что разработанная и внедренная в процесс обучения авторская программа позволила значительно повысить уровень исполнительской культуры детей среднего школьного возраста ЭГ.
Результаты осуществленной ОЭР проявились в следующих показателях:
- соблюдает правильную певческую постановку,
- слуховой контроль над качеством звука, использование фразировки как основной вид музыкальной выразительности,
- развита техника, применение штрихов в произведении,
- свободно ведет себя на сцене,
- развито художественно - образное мышление,
- умеет анализировать, оценивать свое исполнение,
- сформирована исполнительская культура,
- развита творческая активность,
- устойчивый интерес к вокальной деятельности,
- ярко выраженое стремление в самореализации.
1. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования / Э.Б. Абдуллин. - М.: Музыка, 2006. - 334 с.
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания: учебное пособие / О.А. Апраксина. - Музыка, 1984. - 448 с.
3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - 2-еизд. -М.: Музыка, 1973. - 143 с.
4. Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса / Д. Аспелунд. - Музыка,
1952. -273 с.
5. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления: Учебное пособие для студентов музыкальных вузов / А.С. Базиков. - Тамбов, 2002. - С. 28.
6. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательном учреждении / Л.А. Безбородова. - 2-е изд. СПб.: Планета музыки, 2014. - 538 с.
7. Богданов И.А. Постановка эстрадного номера: Учебное пособие / И.А. Богданов. - СПб, 2004. - 317 с.
8. Борисевич В.Г. Развитие исполнительской культуры учащихся гитаристов в системе дополнительного образования. Автореферат / В.Г. Борисевич. - Москва, 2008. - 165 с.
9. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1997. - 354с.
10. Варламов А.Е. Полная школа пения / А.Е. Варламов. - Музыка, 1953.-327 с.
11. Варшавская Н.П. Некоторые принципы вокальной методики. / Из опыта работы с начинающими певцами / Н.П. Варшавская. - Казань. 2007. - 48 с.
12. Венецианова М.А. Мастерство актёра в терминах Станиславского /М.А. Венецианова. -М.: ACT, 2010. - 512 с.
13. Еарена М. Школа пения / М. Еарена. - Музыка, 1957. - 187 с.
14. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н.Б. Гонтаренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. -128 с.
15. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - Музыка, 2007. - 675 с.
16. Егоров А.М. Гигиена певца и ее физиологические основы /
A. М. Егоров. - Москва: Музгиз, 1962. - 172 с.
17. Егорова А.В. Социально-педагогические условия развития дополнительного образования детей в России / А.В. Егорова. - Музыка, 2004.
- 447 с.
18. Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей / И. Исаева. - Москва, 2006. - 319 с.
19. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Д.Б. Кабалевский. -2-е изд. М.: Просвещение, 1984. -268 с.
20. Кашлев С.С. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся. Пособие для учителя / С.С. Кашлев., С.Н. Глазачев. - М.: Горизонт, 2000. - 32 с.
21. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. - Москва, 2002. - 423 с.
22. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. / Особенности образовательного процесса и учебных программ Детской музыкальной школы / В.В. Крюкова., Г.С. Левченко. - Москва, 2002. - 168 с.
23. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. / Синтетические методы формирования художественного вкуса, аналитического мышления и общего музыкального развития начинающего исполнителя-музыканта /
B. В. Крюкова., М.А. Дилоян - Музыка, 2002. - 493 с.
24. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития / С.М. Майкапар. - Музыка, 1900.
- 234 с. // Просвящение, 1915. - 246 с.
25. Малышева Н.М. О пении: Из опыта работы с певцами / Н.М. Малышева. - Москва, 1988. - 53 с.
26. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению / А.Г. Менабени. -М: «Просвещение», 1987. -96 с.
27. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Михайлова М.А. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240 с.
28. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В.П. Морозов. - Москва: Музгиз, 2002. - 592 с.
29. Нургаянова Н.Х. «Формирование вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе татарских певческих традиций» / Н.Х. Нургаянова. - ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2012. - 238 с.
30. Осеннеева М.С. Хоровой класс и практическая работа с хором / М.С. Осеннева. - Москва: Академия, 2013. - 192 с.
31. Островский А.Л. Творческая задача исполнителя / Вопросы музыкально-исполнительского искусства / А.Л. Островский. - Вып.4. - М.: Музыка, 1989. - 320 с.
32. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровский. -М.: Просвещение, 1979. - 330 с.
33. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: учеб.для студ. Высш. Учеб.заведений: в 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.-576 с.
34. Сидорова М.Б. Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в ВУЗе культуры и искусств. Автореферат / М.Б. Сидорова. - Москва, 2005. - 203 с.
35. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. - Москва: Прометей, 1992. - 334 с.
36. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Музыка, 1985. - 317 с.
37. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - Москва, 1947. - 269 с.
38. Титц С. Язык организаций. Интерпретация событий и создание значений / пер. с англ / С. Титц., Л. Коэн., Д. Масон. - Харьков: Гуманитарный центр, 2008. - 239 с.
39. Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп / П.В. Халабузарь, В.С. Попов. - СПб: Лань, 2000. - 224 с.
40. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика / Г.М. Цыпин. - СПб.: Алатейя, 2001. - 320с.
41. Чарели Э.М. Как развить дыхание, дикцию, голос / Э.М. Чарели. - Екб: Дом учителя, 2000. -300 с.
42. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений / Л.В. Школяр. - М.: Флинта-Наука, 1999. - 243 с.
43. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О.Ф. Шульпяков. - Москва, 1986. - 229 с.
44. Щетинин М.В. Дыхательная гимнастика Стрельниковой / М.В. Щетинин. -М.: Метафора, 2010,- 376 с.
45. Экнадиосов В.С. Постановка голоса / В.С. Экнадиосов. - Минск: БГУКИ, 2011. -114 с.
46. Яковлева А.С. В классе М.М. Мирзоевой. / Вопросы вокальной педагогики / А.С. Яковлева. - МГК. Москва, 1984. Вып.7. - 376 с.
47. Википедия. [Электронный ресурс] -режим доступа: https://m.wikipedia.org/wiki/KynbTypononniplip (Дата обращения 13.12.17).
48. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Методы обучения. [Электронный ресурс] -режим доступа: https://lektsii.org/3-131743.html (Дата обращения 13.01.18).
49. Национальная психологическая энциклопедия. [Электронный
ресурс] -режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/kultura.html (Дата
обращения 13.01.18).
50. Gufo.me. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gufo.me/content_soc/kultura-523.html (Дата обращения 23.02.17)
51. Орлова В.В. Развитие исполнительской культуры студентов- скрипачей в ВУЗе. [Электронный ресурс] -режим доступа: http://www. dissercat. com/content/razvitie-ispolnitelskoi-kultury- studentov-skripachei-v-vuze#ixzz544MEgdvT (Дата обращения 13.01.18).