РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ» В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «сольное пение» в детской музыкальной школе 9
1.1. Развитие исполнительской культуры вокалистов, как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Особенности развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе 18
Выводы по главе 1 27
Г лава 2. Практическая реализация процесса развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «сольное пение» в детской музыкальной школе 29
2.1. Авторская программа по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской
музыкальной школе 29
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в ДМШ №5» г. Набережные Челны РТ 42
Выводы по главе 2 57
Заключение 61
Список литературы 66
Приложения 71
Глава 1. Теоретические аспекты развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «сольное пение» в детской музыкальной школе 9
1.1. Развитие исполнительской культуры вокалистов, как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Особенности развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе 18
Выводы по главе 1 27
Г лава 2. Практическая реализация процесса развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «сольное пение» в детской музыкальной школе 29
2.1. Авторская программа по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской
музыкальной школе 29
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в ДМШ №5» г. Набережные Челны РТ 42
Выводы по главе 2 57
Заключение 61
Список литературы 66
Приложения 71
Актуальность исследования. Знакомство с музыкальным искусством является одним из важнейших этапов воспитания ребенка, так как музыка развивает мировосприятие и отношение к окружающему миру. В разнообразной жанровой структуре музыкального искусства огромную роль играет вокальное творчество, образующее вокруг себя мощную воспитательную среду и оказывающее непосредственное влияние на всех участников художественно-педагогического процесса.
Вокальное исполнительство тесно соприкасается с процессом художественно-эстетического образования и становится одной из актуальных тем современной культуры, заставляющей исследователей размышлять о природе исполнительской культуры, ее закономерностях и специфических чертах.
Подготовка талантливых, образованных учащихся в дальнейшем высококвалифицированных специалистов, является одним из важнейших направлений профессионального музыкального образования.
Современные требования к качеству подготовки вокалистов- исполнителей, нацеливают педагогов пересматривать сложившуюся методику вокальной подготовки вокалистов-исполнителей, заниматься поиском новых, более эффективных форм, методов развития исполнительского мастерства.
Профессиональное музыкальное образование в наше время приобретает
все большую значимость в области культурного и духовного
совершенствования человека. В основных нормативно-правовых документах
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция
художественного образования», «Государственный образовательный стандарт
по предмету «Музыка» обозначены проблемы повышения уровня общей
культуры учащихся, где развитию музыкальной культуры в рамках
музыкального образования придается большое значение в формировании
личности учащихся. Востребованность обучения в области
музыкального искусства, его масштабность накладывают особую
з
ответственность на систему образования, с целью подготовки специалистов высшей квалификации, способных отвечать запросам времени и наполнять учебно-воспитательный процесс глубоким художественным содержанием, предметом не только эстетического, но и культурного развития.
Степень изученности проблемы. Проблема подготовки музыкантов- исполнителей является предметом исследования ученых из различных областей познания.
В области педагогики и психологии музыкального образования вопросы обучения музыкантов-исполнителей рассматриваются в трудах Л.А.
Баренбойма, Л.Л. Бочкарева, Г.Г. Нейгауз и др.
Теоретические и методические вопросы обучения вокалу отражены в работах Л.Б. Дмитриева, В.П. Морозова, Г.М. Цыпина, Р. Юссона и др.
Различные практические аспекты вокальной подготовки представлены в исследованиях Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Г.А. Струве, Г.П. Стуловой и др.
Среди зарубежных научно-практических исследований в области педагогики музыкального образования и художественного исполнительства нужно особо выделить работы следующих авторов: Ф. Александра, У. Веннарда, X. Гюнтера, А. Кристи, А. Лессака, К.
Линклейтер, посвященные изучению строения и функционирования голосового аппарата, особенностям певческого резонанса и работе над дыханием; работы по методике обучения вокалу Ф. Александера, М. Марчези, Ж. Рэби, Дж. Шмидта; оригинальные
системы и методы развития голосов Г. Картера, А. Кристи, X. Носуорзи, С. Риггза и др.
Анализ состояния изученности избранной нами темы показал, что проблеме развития исполнительской культуры учащихся в процессе обучения вокалу не достаточно уделяется должного внимания и требует более основательного изучения. Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о процессе развития исполнительской культуры детей по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Таким образом, существуют противоречия между необходимостью развития исполнительской культуры учащихся и недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений; наличием высокого педагогического потенциала вокальноисполнительской деятельности и недостаточной разработанностью программ по развитию исполнительской культуры по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические основы, особенности процесса развития исполнительской культуры учащихся по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе».
Объект исследования - музыкально-образовательный процесс в детской музыкальной школе.
Предмет исследования - процесс развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Цель исследования - изучить и проанализировать процесс развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
1. Проанализировать процесс развития исполнительской культуры вокалиста, как психолого-педагогическую проблему;
2. Рассмотреть особенности развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе;
3. Разработать авторскую программу по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе и проверить ее эффективность.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: развитие исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе будет более эффективным, если:
- будут рассмотрены сущность, структура основного понятия; теоретические положения содержания процесса развития исполнительской культуры вокалиста;
- будут определены особенности развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе;
- представлена программа по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Методологическая основа исследования: положения, теории и методики педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, П.И. Подкасистый и др.); ведущие теории профессионального образования (А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский и др.); историческое наследие классиков отечественной вокальной школы (И.К. Архипова, В.А. Атлантов, А.В. Нежданова, Н.А. Обухова, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин и др.), исследования в области истории и теории вокального искусства (М.С. Агин, Ю.Б. Алиев, Л.Б. Дмитриев, А.Г. Менабени, Г.П. Стулова и др.); вопросы музыкальной педагогики, связанные с практикой исполнительства (Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, В.В. Горностаева, И. Гофман,
Г.М. Коган, А. Корто, Б.Л. Кременштейн, Я.С. Милынтейн, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, Е.М. Тимакин и др.).
В данной научной работе использовались следующие методы исследования:
теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической,
методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение учебно-программной документации по вокальному исполнительству;
эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, тестирование,
опрос; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ и педагогическая интерпретация его данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование может быть использовано в практике детских музыкальных школ, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей, а также для повышения профессионального потенциала студентов музыкально-педагогических ВУЗов и ССУЗов.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа №5» города Набережные Челны РТ.
Этапы исследования:
Подготовительный этап (2017-2018 г.): проведение теоретического анализа вокальной, психолого-педагогической, научно-исследовательской работы в области педагогики музыкального образования по рассматриваемой проблеме; обоснование темы и определение содержания исследования.
Этап организации и проведения исследования (2018-2019 г.г.): изучение педагогического опыта процесса развития исполнительской культуры младших подростков на занятии «Сольное пение»; осуществление экспериментальной работы.
Этап завершения исследования (2019 г.): анализ и обобщение
результатов экспериментальной работы, оформление выводов по теме исследования.
Научная новизна исследования. Разработана авторская программа по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в ДМШ.
Теоретическая значимость исследования. Теоретически углублены представления о развитии исполнительской культуры вокалиста; особенностях развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ на уроках музыки, преподавателями учреждений дополнительного образования, студентами музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы (51), приложения (4).
Вокальное исполнительство тесно соприкасается с процессом художественно-эстетического образования и становится одной из актуальных тем современной культуры, заставляющей исследователей размышлять о природе исполнительской культуры, ее закономерностях и специфических чертах.
Подготовка талантливых, образованных учащихся в дальнейшем высококвалифицированных специалистов, является одним из важнейших направлений профессионального музыкального образования.
Современные требования к качеству подготовки вокалистов- исполнителей, нацеливают педагогов пересматривать сложившуюся методику вокальной подготовки вокалистов-исполнителей, заниматься поиском новых, более эффективных форм, методов развития исполнительского мастерства.
Профессиональное музыкальное образование в наше время приобретает
все большую значимость в области культурного и духовного
совершенствования человека. В основных нормативно-правовых документах
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция
художественного образования», «Государственный образовательный стандарт
по предмету «Музыка» обозначены проблемы повышения уровня общей
культуры учащихся, где развитию музыкальной культуры в рамках
музыкального образования придается большое значение в формировании
личности учащихся. Востребованность обучения в области
музыкального искусства, его масштабность накладывают особую
з
ответственность на систему образования, с целью подготовки специалистов высшей квалификации, способных отвечать запросам времени и наполнять учебно-воспитательный процесс глубоким художественным содержанием, предметом не только эстетического, но и культурного развития.
Степень изученности проблемы. Проблема подготовки музыкантов- исполнителей является предметом исследования ученых из различных областей познания.
В области педагогики и психологии музыкального образования вопросы обучения музыкантов-исполнителей рассматриваются в трудах Л.А.
Баренбойма, Л.Л. Бочкарева, Г.Г. Нейгауз и др.
Теоретические и методические вопросы обучения вокалу отражены в работах Л.Б. Дмитриева, В.П. Морозова, Г.М. Цыпина, Р. Юссона и др.
Различные практические аспекты вокальной подготовки представлены в исследованиях Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Г.А. Струве, Г.П. Стуловой и др.
Среди зарубежных научно-практических исследований в области педагогики музыкального образования и художественного исполнительства нужно особо выделить работы следующих авторов: Ф. Александра, У. Веннарда, X. Гюнтера, А. Кристи, А. Лессака, К.
Линклейтер, посвященные изучению строения и функционирования голосового аппарата, особенностям певческого резонанса и работе над дыханием; работы по методике обучения вокалу Ф. Александера, М. Марчези, Ж. Рэби, Дж. Шмидта; оригинальные
системы и методы развития голосов Г. Картера, А. Кристи, X. Носуорзи, С. Риггза и др.
Анализ состояния изученности избранной нами темы показал, что проблеме развития исполнительской культуры учащихся в процессе обучения вокалу не достаточно уделяется должного внимания и требует более основательного изучения. Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о процессе развития исполнительской культуры детей по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Таким образом, существуют противоречия между необходимостью развития исполнительской культуры учащихся и недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений; наличием высокого педагогического потенциала вокальноисполнительской деятельности и недостаточной разработанностью программ по развитию исполнительской культуры по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические основы, особенности процесса развития исполнительской культуры учащихся по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе».
Объект исследования - музыкально-образовательный процесс в детской музыкальной школе.
Предмет исследования - процесс развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Цель исследования - изучить и проанализировать процесс развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
1. Проанализировать процесс развития исполнительской культуры вокалиста, как психолого-педагогическую проблему;
2. Рассмотреть особенности развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе;
3. Разработать авторскую программу по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе и проверить ее эффективность.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: развитие исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе будет более эффективным, если:
- будут рассмотрены сущность, структура основного понятия; теоретические положения содержания процесса развития исполнительской культуры вокалиста;
- будут определены особенности развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе;
- представлена программа по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Методологическая основа исследования: положения, теории и методики педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, П.И. Подкасистый и др.); ведущие теории профессионального образования (А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский и др.); историческое наследие классиков отечественной вокальной школы (И.К. Архипова, В.А. Атлантов, А.В. Нежданова, Н.А. Обухова, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин и др.), исследования в области истории и теории вокального искусства (М.С. Агин, Ю.Б. Алиев, Л.Б. Дмитриев, А.Г. Менабени, Г.П. Стулова и др.); вопросы музыкальной педагогики, связанные с практикой исполнительства (Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, В.В. Горностаева, И. Гофман,
Г.М. Коган, А. Корто, Б.Л. Кременштейн, Я.С. Милынтейн, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, Е.М. Тимакин и др.).
В данной научной работе использовались следующие методы исследования:
теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической,
методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение учебно-программной документации по вокальному исполнительству;
эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, тестирование,
опрос; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ и педагогическая интерпретация его данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование может быть использовано в практике детских музыкальных школ, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей, а также для повышения профессионального потенциала студентов музыкально-педагогических ВУЗов и ССУЗов.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа №5» города Набережные Челны РТ.
Этапы исследования:
Подготовительный этап (2017-2018 г.): проведение теоретического анализа вокальной, психолого-педагогической, научно-исследовательской работы в области педагогики музыкального образования по рассматриваемой проблеме; обоснование темы и определение содержания исследования.
Этап организации и проведения исследования (2018-2019 г.г.): изучение педагогического опыта процесса развития исполнительской культуры младших подростков на занятии «Сольное пение»; осуществление экспериментальной работы.
Этап завершения исследования (2019 г.): анализ и обобщение
результатов экспериментальной работы, оформление выводов по теме исследования.
Научная новизна исследования. Разработана авторская программа по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в ДМШ.
Теоретическая значимость исследования. Теоретически углублены представления о развитии исполнительской культуры вокалиста; особенностях развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в детской музыкальной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ на уроках музыки, преподавателями учреждений дополнительного образования, студентами музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы (51), приложения (4).
В данной выпускной квалификационной работе, посвященной теме «Развитие исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в ДМТТТ», нами рассмотрены теоретические основы развития исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в ДМШ; проведена опытно-экспериментальная работа по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» в ДМШ и обобщены ее результаты.
Проведенное научное исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. Младший подростковый возраст является благоприятным для развития всех способностей ребенка: период впитывания и накопления знаний; становится образной и выразительной речь; мышление более систематизированным, зрелым; вырабатываются умения, навыки, и деловые качества, что является мотивом в выборе будущей профессии.
2. Важными компонентами развития исполнительской культуры младших подростков являются осознание своих сильных и слабых сторон характера, достоинств и недостатков, убежденность в успешности своих действий, способность верить в себя, в свои силы и возможность достичь поставленных перед собой целей; умение преодолевать свои страхи и негативные эмоциональные состояния, наличие репертуара уверенного поведения и развитости эффективных коммуникаций.
3. Под процессом формирования исполнительской культуры младших подростков мы понимаем творческое осмысление вокальной деятельности, теоретические знания, практические умения и навыки, направленные на самостоятельное изучение и художественное исполнение предлагаемого материала.
4. Исполнительская культура в музыкальном искусстве включает в себя многочисленные составляющие, через которые раскрывается любовь к музыке, окружающему миру:
-культура звукообразования исполнителя,
-техническое мастерство,
-особенности трактовки музыкального произведения,
-различные возможности художественного воздействия на слушателя, -прочная база накопленных теоретических и практических знаний,
-глубокое понимание эстетических и психологических особенностей исполнительского процесса,
-понимание роли и места самого инструмента и исполняемого на нем художественного произведения на шкале общих культурных ценностей в каждый конкретный исторический период.
4. Исполнительская культура учащегося-вокалиста - сложное, комплексное образование, включающее в себя личностно-значимые качества, проявляющиеся в процессе творческой, музыкально-исполнительской деятельности, которые условно можно выделить три компонента структуры [40, с. 154]:
• опыт исполнительской деятельности;
• исполнительскую компетентность;
• комплекс музыкально-творческих способностей исполнителя.
5. Программа учебного предмета «Сольное пение» в детской музыкальной школе разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной образовательной программе в области музыкального искусства. Во время обучения, дети знакомятся не только с лучшими образцами современной музыкальной культуры, но и лучшими образцами народного музыкального творчества произведений композиторов-классиков, народной музыки, учатся исполнять и анализировать музыку.
6. Отличительной особенностью данной программы наряду с развитием традиционных вокальных умений и навыков, представленных во многих аналогичных программах «Сольное пение», является направленность программы на совершенствование методов обучения детей сольному пению, создания в процессе исполнения художественно-исполнительского образа, развитию исполнительской культуры учащихся.
7. Основной целью образовательной программы является формирование практических умений и навыков учащихся в области вокального исполнительства, развитие исполнительской культуры.
8. Опытно-экспериментальная работа по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» осуществлялась на базе МАУДО «Детская музыкальная школа №5» г. Набережные Челны.
9. Основной целью опытно-экспериментальной работы является
реализация авторской программы по учебному предмету «Сольное пение» для детей младшего школьного возраста в процессе обучения вокалу в МАУ ДО «ДМШ №5» г. Набережные Челны РТ, представленная в параграфе 2.1. настоящего исследования.
10. В опытно-экспериментальной работе принимало участие 16 учащихся 9-11 лет, экспериментальная и контрольная группы (ЭГ и КГ). ЭГ - учащиеся преподавателя А.И. Мазитовой по классу «Сольное пение» и КГ - учащиеся преподавателя А.И. Мистаховой по классу «Сольное пение» ДМШ №5» г. Набережные Челны.
11. В процессе экспериментальной работы была использована специально разработанная диагностика выявления уровня развития исполнительской культуры младших подростков на основе диагностических методик педагогов-исследователей Н.И. Мигуновой и И.С. Кобозевой «Диагностика опыта исполнительской деятельности».
12. Диагностика уровня развития исполнительской культуры проводилась индивидуально с каждым учеником, основываясь на трех компонентах исполнительской культуры.
•опыт исполнительской деятельности;
•исполнительскую компетентность;
•комплекс музыкально-творческих способностей исполнителя.
13. Для оценки уровня освоения исполнительской культуры учащихся, был разработан оценочный лист индивидуально для каждого ученика ЭГ и КГ. В оценочном листе, в виде таблицы, представлены основные компоненты, показатели и уровни. Результаты оценивания уровней освоения исполнительской культуры фиксировались педагогом в оценочном листе ученика в течении учебного года (на контрольных уроках, итоговых отчетных концертах в конце I и IV четверти).
14. На констатирующем этапе с помощью диагностик был выявлен начальный уровень развития исполнительской культуры младших подростков в ЭГ и КГ, после анализа которых, мы определили недостаточный уровень развития исполнительской культуры детей обеих групп.
15. Результаты констатирующего этапа послужили основанием организовать формирующий этап опытно-экспериментальной работы, основной целью которого явилось повышение уровня развития исполнительской культуры по всем показателям и компонентам в естественных условиях учебного процесса ДМШ в соответствии с разработанной авторской программой учебного предмета «Сольное пение».
В ходе формирующего этапа эксперимента решались следующие задачи:
5) направленность программы на совершенствование методов обучения детей сольному пению
6) создание в процессе исполнения художественно-
исполнительского образа, развитие исполнительской культуры учащихся.
В КГ занятия по вокалу проводились по обычной стандартной программе дополнительного образования детей.
16. На контрольном этапе эксперимента была повторно проведена диагностика уровня развития исполнительской культуры младших подростков в ЭГ и КГ, и представлены сравнительные результаты реализации авторской программы, которые отражены в таблицах, схемах и рисунках. Результаты диагностики показали более высокий уровень развития вокальных навыков ЭГ, незначительно повысился данный уровень у детей КГ.
17. Опытно-экспериментальная работа показала, что разработанная и внедренная в процесс обучения авторская программа позволила значительно повысить уровень исполнительской культуры детей среднего школьного возраста ЭГ.
Результаты осуществленной ОЭР проявились в следующих показателях:
- соблюдает правильную певческую постановку,
- слуховой контроль над качеством звука, использование фразировки как основной вид музыкальной выразительности,
- развита техника, применение штрихов в произведении,
- свободно ведет себя на сцене,
- развито художественно - образное мышление,
- умеет анализировать, оценивать свое исполнение,
- сформирована исполнительская культура,
- развита творческая активность,
- устойчивый интерес к вокальной деятельности,
- ярко выраженое стремление в самореализации.
Проведенное научное исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. Младший подростковый возраст является благоприятным для развития всех способностей ребенка: период впитывания и накопления знаний; становится образной и выразительной речь; мышление более систематизированным, зрелым; вырабатываются умения, навыки, и деловые качества, что является мотивом в выборе будущей профессии.
2. Важными компонентами развития исполнительской культуры младших подростков являются осознание своих сильных и слабых сторон характера, достоинств и недостатков, убежденность в успешности своих действий, способность верить в себя, в свои силы и возможность достичь поставленных перед собой целей; умение преодолевать свои страхи и негативные эмоциональные состояния, наличие репертуара уверенного поведения и развитости эффективных коммуникаций.
3. Под процессом формирования исполнительской культуры младших подростков мы понимаем творческое осмысление вокальной деятельности, теоретические знания, практические умения и навыки, направленные на самостоятельное изучение и художественное исполнение предлагаемого материала.
4. Исполнительская культура в музыкальном искусстве включает в себя многочисленные составляющие, через которые раскрывается любовь к музыке, окружающему миру:
-культура звукообразования исполнителя,
-техническое мастерство,
-особенности трактовки музыкального произведения,
-различные возможности художественного воздействия на слушателя, -прочная база накопленных теоретических и практических знаний,
-глубокое понимание эстетических и психологических особенностей исполнительского процесса,
-понимание роли и места самого инструмента и исполняемого на нем художественного произведения на шкале общих культурных ценностей в каждый конкретный исторический период.
4. Исполнительская культура учащегося-вокалиста - сложное, комплексное образование, включающее в себя личностно-значимые качества, проявляющиеся в процессе творческой, музыкально-исполнительской деятельности, которые условно можно выделить три компонента структуры [40, с. 154]:
• опыт исполнительской деятельности;
• исполнительскую компетентность;
• комплекс музыкально-творческих способностей исполнителя.
5. Программа учебного предмета «Сольное пение» в детской музыкальной школе разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной образовательной программе в области музыкального искусства. Во время обучения, дети знакомятся не только с лучшими образцами современной музыкальной культуры, но и лучшими образцами народного музыкального творчества произведений композиторов-классиков, народной музыки, учатся исполнять и анализировать музыку.
6. Отличительной особенностью данной программы наряду с развитием традиционных вокальных умений и навыков, представленных во многих аналогичных программах «Сольное пение», является направленность программы на совершенствование методов обучения детей сольному пению, создания в процессе исполнения художественно-исполнительского образа, развитию исполнительской культуры учащихся.
7. Основной целью образовательной программы является формирование практических умений и навыков учащихся в области вокального исполнительства, развитие исполнительской культуры.
8. Опытно-экспериментальная работа по развитию исполнительской культуры младших подростков по предмету «Сольное пение» осуществлялась на базе МАУДО «Детская музыкальная школа №5» г. Набережные Челны.
9. Основной целью опытно-экспериментальной работы является
реализация авторской программы по учебному предмету «Сольное пение» для детей младшего школьного возраста в процессе обучения вокалу в МАУ ДО «ДМШ №5» г. Набережные Челны РТ, представленная в параграфе 2.1. настоящего исследования.
10. В опытно-экспериментальной работе принимало участие 16 учащихся 9-11 лет, экспериментальная и контрольная группы (ЭГ и КГ). ЭГ - учащиеся преподавателя А.И. Мазитовой по классу «Сольное пение» и КГ - учащиеся преподавателя А.И. Мистаховой по классу «Сольное пение» ДМШ №5» г. Набережные Челны.
11. В процессе экспериментальной работы была использована специально разработанная диагностика выявления уровня развития исполнительской культуры младших подростков на основе диагностических методик педагогов-исследователей Н.И. Мигуновой и И.С. Кобозевой «Диагностика опыта исполнительской деятельности».
12. Диагностика уровня развития исполнительской культуры проводилась индивидуально с каждым учеником, основываясь на трех компонентах исполнительской культуры.
•опыт исполнительской деятельности;
•исполнительскую компетентность;
•комплекс музыкально-творческих способностей исполнителя.
13. Для оценки уровня освоения исполнительской культуры учащихся, был разработан оценочный лист индивидуально для каждого ученика ЭГ и КГ. В оценочном листе, в виде таблицы, представлены основные компоненты, показатели и уровни. Результаты оценивания уровней освоения исполнительской культуры фиксировались педагогом в оценочном листе ученика в течении учебного года (на контрольных уроках, итоговых отчетных концертах в конце I и IV четверти).
14. На констатирующем этапе с помощью диагностик был выявлен начальный уровень развития исполнительской культуры младших подростков в ЭГ и КГ, после анализа которых, мы определили недостаточный уровень развития исполнительской культуры детей обеих групп.
15. Результаты констатирующего этапа послужили основанием организовать формирующий этап опытно-экспериментальной работы, основной целью которого явилось повышение уровня развития исполнительской культуры по всем показателям и компонентам в естественных условиях учебного процесса ДМШ в соответствии с разработанной авторской программой учебного предмета «Сольное пение».
В ходе формирующего этапа эксперимента решались следующие задачи:
5) направленность программы на совершенствование методов обучения детей сольному пению
6) создание в процессе исполнения художественно-
исполнительского образа, развитие исполнительской культуры учащихся.
В КГ занятия по вокалу проводились по обычной стандартной программе дополнительного образования детей.
16. На контрольном этапе эксперимента была повторно проведена диагностика уровня развития исполнительской культуры младших подростков в ЭГ и КГ, и представлены сравнительные результаты реализации авторской программы, которые отражены в таблицах, схемах и рисунках. Результаты диагностики показали более высокий уровень развития вокальных навыков ЭГ, незначительно повысился данный уровень у детей КГ.
17. Опытно-экспериментальная работа показала, что разработанная и внедренная в процесс обучения авторская программа позволила значительно повысить уровень исполнительской культуры детей среднего школьного возраста ЭГ.
Результаты осуществленной ОЭР проявились в следующих показателях:
- соблюдает правильную певческую постановку,
- слуховой контроль над качеством звука, использование фразировки как основной вид музыкальной выразительности,
- развита техника, применение штрихов в произведении,
- свободно ведет себя на сцене,
- развито художественно - образное мышление,
- умеет анализировать, оценивать свое исполнение,
- сформирована исполнительская культура,
- развита творческая активность,
- устойчивый интерес к вокальной деятельности,
- ярко выраженое стремление в самореализации.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У
МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В КЛАССЕ ВОКАЛА
ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОКАЛУ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
У ПЕВЦОВ - ЛЮБИТЕЛЕЙ
В УСЛОВИЯХ СТУДИИ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



