1 Обоснование схемы проектируемого двигателя и выбор аналогов
2 Согласование режимов работы турбокомпрессора и
поршневой части ДВС
3 Тепловой расчет двигателя
3.1 Выбор недостающих данных
3.2 Выполнение теплового расчета
4 Кинематический и динамический расчеты двигателя
4.1 Кинематический расчет двигателя
4.2 Динамический расчет двигателя
5 Уравновешивание двигателя
6 Расчет на прочность основных деталей двигателя
6.1 Расчет поршневой группы
6.2 Расчет шатунной группы
7 Расчет системы охлаждения
7.1 Основные параметры системы охлаждения
7.2 Расчет рубашки охлаждения
7.3 Расчет радиатора
7.4 Расчет центробежного насоса
7.5 Расчет вентилятора
8 Описание конструкции двигателя
9 Исследовательская часть
9.1 Выбор системы фильтрации масла
9.2 Схема и описание двигателя
9.3 Расчет основных элементов системы смазки
10 Заключение
Главным направлением развития автомобильного двигателестроения
является повышение удельных энергетических и экономических показателей,
увеличение моторесурса двигателя, при одновременном снижении удельной
металлоемкости, уменьшение удельных затрат на изготовление, обслуживание и
ремонт автомобиля.
Непосредственно, что касается пассажирского автотранспорта, то основные
требования к его работе следующие:
- надежность;
- снижение затрат на топливо;
- улучшение экологических характеристик – снижение токсичности и
дымности отработавших газов.
Аналогом проектируемого двигателя является двигатель зарубежного или
отечественного производства, имеющий такой же или близкий рабочий объем и
назначение. Сопоставление параметров технического уровня проектируемого
двигателя с параметрами аналогов дает возможность судить о степени их
соответствия.
При подборе аналогов должны выполняться следующие условия:
1. Рабочий объем аналога iVh не должен отличаться более чем на ± 5% от
рабочего объема проектируемого двигателя.
2. В число аналогов целесообразно включать двигатели иных
конструктивных схем, но при выполнении условия п. 1.
3. При наличии аналогов с разными типами охлаждения, должны
рассматривать и те, и другие.
4. Число аналогов должно быть по возможности больше и желательно из
разных стран. Минимальное число аналогов 2…3.
5. Показатели рабочего процесса аналогов должны отражать современный
уровень двигателестроения.
В настоящее время основным типом силовой установки грузового
автомобиля или автобуса является двигатель внутреннего сгорания с
воспламенением от сжатия или с принудительным воспламенением при
применении газообразного топлива. Как правило, это четырёхтактные двигатели с
числом цилиндров до 8 и, рядным или V-образным расположением цилиндров.
Основное преимущество V-образных двигателей перед однорядными такой
же мощности - меньшие размеры и в первую очередь меньшая длина, вследствие
чего увеличена жесткость таких ответственных деталей, как картера
(блок – картера), крышки (головки) цилиндров и коленчатого вала.
Современные грузовые автомобили имеют двигатели высокой мощности.
Для получения таких мощностей применяется форсирование по среднему
эффективному давлению. В настоящее время наибольшее распространение среди
агрегатов наддува нашли турбокомпрессоры.
В ходе расчетов по данному дипломному проекту было проведено
согласование ТКР поршневой частью ДВС, в результате которого был выбран
один турбокомпрессор типа ТКР-9В.
Также проведен тепловой расчёт двигателя с помощью программы ДизельРК, в результате которого мощность двигателя составила Ne = 340 кВт при частоте
вращения коленчатого вала 1900 мин-1, максимальный крутящий момент Ме =
2100 Н м при частоте вращения коленчатого вала 1300 мин-1, минимальный
удельный расход топлива gе = 192 г/кВт ч, коэффициент приспособляемости Кт =
1,23 скоростной коэффициент Кс = 0,68, литровая мощность Nел = 28,9 кВт/л,
удельная поршневая мощность Nеп = 37,6 кВт.
Проведены кинематический и динамический расчеты двигателя, в результате
которых получены зависимости от угла поворота коленчатого вала различных
параметров: перемещения, скорости и ускорения поршня; газовых и инерционных
сил, действующих на КШМ; сил, действующих на шатунные и коренные шейки
коленчатого вала. По результатам этих расчетов была построена диаграмма
износа шатунной шейки, по которой был определен угол расположения оси
масляного отверстия и проведены расчеты на прочность.
Расчёты на прочность основных деталей двигателя показали, что при
выбранных материалах и размерах элементов деталей на расчетных режимах в
основном напряжения не превышают допустимые, а запасы прочности
соответствуют современным требованиям.
Рассчитаны основные элементы системы охлаждения, которые
использовались при разработке конструкции дизеля.
В рамках исследовательской части были рассмотрены вопросы конструкции,
проектирования и испытаний системы смазки двигателя. Были сделаны выводы,
что существенную роль на качество масла оказывают фильтрующие элементы.
Был выполнен расчет системы смазки проектируемого двигателя.
Румянцев В.В. Согласование режимов работы турбокомпрессора и
поршневой части комбинированного ДВС. Учебное пособие, КамПИ, г.
Набережные Челны, 1994, 32с.
2. Кавтарадзе Р.З. Теория поршневых двигателей. Специальные главы:
Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 720 с.: ил.
3. Лышевский А.С. Процессы распыливания топлива дизельными
форсунками. – М.: Машгиз, 1963. – 180с.
4. Разлейцев Н.Ф. Моделирование и оптимизация процесса сгорания в
дизелях. – Харьков: Вища школа. Изд-во при Харьк. ун-те, 1980. – 169 с.
5. Рудаков В.Ю. Особенности развития топливной струи при двухфазном
впрыске. - Двигатестроение. – 2011. - №1. – с. 9-11.
6. Кадышев В.Г. Тепловой расчет рабочего процесса ДВС: методические
указания к курсовой работе по курсу “Теория рабочих процессов ДВС”: — г.
Набережные Челны: КамПИ, 1993.
7. Колчин А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: Учеб.
пособие для вузов./ А.И. Колчин, В.П. Демидов — 3-е изд. перераб. и доп.— М.:
Высш.шк., 2003.— 496 с.: ил.
8. Методические указания к курсовому проектированию для студентов
специальности 101200 “Двигатели внутреннего сгорания”/ Составитель С.В.
Тиунов. Набережные Челны: КамПИ, 2000, 24с.
9. Попык К.Г. Конструирование и расчет автомобильных и тракторных
двигателей. Изд. 2-е, перераб. и доп. Учебник для втузов. М., “Высш. школа”,
1973.
10. Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и
комбинированных двигателей: Учебник для студентов вузов по специальности
“Двигатели внутреннего сгорания”/ В.П. Алексеев, В.Ф. Воронин, Л.В. Грехов и
др.; под общ. ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова.— 4-е изд., перераб. и доп. — М.:
Машиностроение, 1990.—288 с.: ил.
11. Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность
поршневых и комбинированных двигателей: четвертое издание, перераб. и доп.
Под редакцией А.С. Орлина, М.Г. Круглова.— М.: Машиностроение, 1984.
12. http://www.diesel-rk.bmstu.ru.
13. Автомобильный справочник Текст.: перевод с англ. Г.С. Дугин, Е.И.
Комаров, Ю.В. Онуфрийчук. М.: ЗАО КЖИ «За рулем». - 2002. - 896 с.
14. Ананьев, И.Г. Вентиляция картера двигателей внутреннего сгорания
(Обзор) Текст. М.: ЦИНТИМАШ, 1961 г. - 23 с.
15. Байков, Б.П. Дизели Текст.: справочник / Б.П. Байков, В.А. Ваншейдт,
И.П.Воронов и др.; под общей редакцией В.А. Ваншейдта, Н.Н. Иванченко, JI.K.
Коллерова. Л.: Машиностроение, 1977. - 480 с.
16. Венцель, С.В. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего
сгорания Текст. -М.: Химия, 1979. -240 с.
17. Дурст, М. Фильтрация в автомобилях Текст. / Г.-М. Кляйн, Н. МозерМюнхен, 2005. - 95 с.ВКР 13.03.03.19.05.00.00.00
18. Дьяков. Р.А. Воздухоочистка в дизелях Текст. Л.: «Машиностроение»
(Ленингр. отделение), 1975. - 152 с.
19. Исследование, расчет и эксплуатационные характеристики
многоступенчатых воздухоочистителей тракторных двигателей Текст. // Сб. науч.
тр. НАТИ. — М.гНАТИ. 1977. - №250 - 81 с.
20. Исследования фильтрации воздуха, топлива и масла для форсированных
тракторных дизелей Текст. // Сб. науч. тр. НАТИ. -М.: НАТИ, 1981.-79 с.
21. Кавтарадзе Р.З. Теория поршневых двигателей. Специальные главы:
Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2008. – 720 с.
22. Конструирование двигателей внутреннего сгорания: Учебник для
студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности
«Двигатели внутреннего сгорания» направления подготовки
«Энергомашиностроение» / Н.Д.Чайнов, Н.А.Иващенко, А.Н.Краснокутский,
Л.Л.Мягков; под ред. Н.Д.Чайнова. М.: Машиностроение, 2008. - 496 с.
23. Попов И.А. Теплогидравлическая эффективность перспективных
способов интенсификации теплоотдачи в каналах теплообменного оборудования
при вынужденном и свободноконвективном движении теплоносителей /
Автореферат дисс. д-ра техн. наук. – Казань, 2008. – 41с.
24. Чарный, И.А. Неустановившееся движение реальной жидкости в трубах
Текст. / И.А. Чарный. 2-е изд. - М.: Недра, 1975. - 292 с.