ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА ТУРЦИИ: ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-
КРЕДИНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Теоретические подходы к анализу правил денежно-кредитной
политики 7
1.2. Основы механизмов трансмиссии денежной политики и методы
их изучения 22
2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ДЕТЕРМИНАНТЫ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЫ 33
2.1. Состояние основных параметров банковской и денежной сферы
России и Турции 33
2.2. Анализ механизмов денежно-кредитной политики
Центрального банка Турецкой Республики на основе макроэкономического и микроэкономического подходов 45
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО
КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ 67
3.1. Проблемы денежно-кредитной политики Центрального банка
Турецкой Республики 67
3.2. Основные направления совершенствование денежно-кредитной
политики Центрального банка Турецкой Республики 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 112
ПРИЛОЖЕНИЯ 127
1. ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-
КРЕДИНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Теоретические подходы к анализу правил денежно-кредитной
политики 7
1.2. Основы механизмов трансмиссии денежной политики и методы
их изучения 22
2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ДЕТЕРМИНАНТЫ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЫ 33
2.1. Состояние основных параметров банковской и денежной сферы
России и Турции 33
2.2. Анализ механизмов денежно-кредитной политики
Центрального банка Турецкой Республики на основе макроэкономического и микроэкономического подходов 45
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО
КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ 67
3.1. Проблемы денежно-кредитной политики Центрального банка
Турецкой Республики 67
3.2. Основные направления совершенствование денежно-кредитной
политики Центрального банка Турецкой Республики 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 112
ПРИЛОЖЕНИЯ 127
Актуальность диссертационного исследования. Особая актуальность данной работы обусловлена осуществляющимися переменами в подходах, методах и выборе инструментов ДКП в качестве ответной меры на последствия современного глобального финансово-экономического кризиса, после которого центральные банки стали переходить от таргетирования валютного курса к таргетированию инфляции, других - резко снижать процентные ставки (в некоторых случаях до нуля, быстро истощая тем самым будущий потенциал их возможного снижения) и т.д.
Кроме того, центральные банки всех стран в процессе разработки и реализации ДКП стали использовать традиционные и новые («нетрадиционные») инструменты регулирования денежной массы в экономике для достижения сочетания между стабильной инфляцией и стабильными объемами производства (чтобы инфляция, возможно скрытно, могла бы влиять на рост производства и занятости в экономике). Однако при этом в одних странах задействование инструментов привело к позитивному результату, тогда как в других - эти же инструменты не обеспечили достижение ожидаемых результатов. В этой связи возник резонный вопрос: в какой степени выбранные количественные ориентиры основных параметров ДКП и, соответственно, инструменты, используемые для их достижения, соответствуют потребностям экономики и прогнозам ВВП.
Эти аспекты обусловливают необходимость продолжения исследования инструментов и направлений ДКП, каналов денежно-кредитной трансмиссии в условиях усиления интеграционных связей между отдельными странами, а также выявления направлений повышения независимости и прозрачности их центральных банков при разработке и реализации ДКП.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы раскрытия сущности, структуры и роли денежной системы всегда являлись предметом исследования ведущих зарубежных и российских экономистов и практиков. В
разработку основ теории денежно-кредитной политики и ее воздействии на экономику, оценки роли центральных банков при разработке и реализации денежно-кредитной политики внесли Дж.М.Кейнс, Р. Кларида, Э. Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж. Кэмпбелл, Д.Галх, М.Гертлер, О.Д.Бланшард, С.Фишер,
При подготовке и проведении исследования использовались научные труды российских специалистов и ученых в области мировой экономики, финансов и экономической теории: Винокурова Е.Ю., Каменских М.В., Князева Д.А., Кондратова Д.И., Леонтьевой Е.А., Сатдарова А.М. и др.
Однако, несмотря на большое количество работ, связанных с проблемами разработки и реализации ДКП и повышения ее эффективности, все же остаются вопросы, требующие значительного углубленного научного объяснения и обоснования подходов к выбору наиболее адекватных инструментов ее реализации с учетом быстро меняющейся экономической ситуации.
Объектом диссертационного исследования является центральные банки России и Турции и их деятельность по разработке и реализации основных направлений денежно-кредитной политики в условиях усиления интеграционных связей между ними.
Предметом диссертационного исследования является взаимоотношения по вопросу эффективности инструментов денежно-кредитной политики центральных банков в рамках экономик России и Турции.
Цель диссертационного исследования состоит в развитии теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию денежнокредитной политики. Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих задач:
- систематизировать и уточнить теоретические подходы к анализу роли и правил денежно-кредитной политики, а также целей денежных регуляторов в условиях затянувшейся нестабильной экономической ситуации для оценки возможности ее согласования в странах альянса;
- раскрыть основные механизмы трансмиссии денежной политики и методы их изучения на разных этапах развития экономики и описать особенности каналов денежно-кредитной трансмиссии;
- раскрыть особенности денежно-кредитной политики Турции;
- выявить факторы, стимулирующие и сдерживающие переход к согласованию основных элементов денежно-кредитной политики;
Теоретической и методологической основой диссертации работы отечественных и зарубежных авторов в области макроэкономического регулирования, теории денежных систем, теории денег, теории глобализации финансовых рынков, денежно-кредитного и финансового регулирования экономики, а также законодательные и нормативные материалы центральных банков и др.
Автором широко использовались официальные данные министерств экономик и финансов, органов государственной статистики; информационноаналитические материалы Мирового банка и Европейского центрального банка, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, Евразийского банка развития, Базельского комитета по банковскому надзору при Банке международных расчетов, банковских регуляторов отдельных зарубежных стран, а также ресурсы системы Internet.
В процессе исследования использовались методы научного познания, системного анализа, диалектики, логики, сравнений и аналогий, экспертноаналитический, экономико-статистического анализа и др.
Научная новизна исследования заключается в предложении внесения изменений в нормативно-правовой и законодательной базах, с целью повышения эффективности денежно-кредитной политики ЦБ ТР.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии отдельных аспектов теории денежно-кредитного регулирования, а также в совершенствовании методов оценки независимости и прозрачности центральных банков при разработке и реализации денежно-кредитной политики. Результаты и выводы диссертации могут содействовать повышению эффективности реализуемой денежно-кредитной политики.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная совокупность теоретических положений и рекомендаций может быть использована органами денежно-кредитного регулирования при разработке и реализации государственной денежно-кредитной политики.
Структура исследования. Логика исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключении, списка литературы и приложений.
Кроме того, центральные банки всех стран в процессе разработки и реализации ДКП стали использовать традиционные и новые («нетрадиционные») инструменты регулирования денежной массы в экономике для достижения сочетания между стабильной инфляцией и стабильными объемами производства (чтобы инфляция, возможно скрытно, могла бы влиять на рост производства и занятости в экономике). Однако при этом в одних странах задействование инструментов привело к позитивному результату, тогда как в других - эти же инструменты не обеспечили достижение ожидаемых результатов. В этой связи возник резонный вопрос: в какой степени выбранные количественные ориентиры основных параметров ДКП и, соответственно, инструменты, используемые для их достижения, соответствуют потребностям экономики и прогнозам ВВП.
Эти аспекты обусловливают необходимость продолжения исследования инструментов и направлений ДКП, каналов денежно-кредитной трансмиссии в условиях усиления интеграционных связей между отдельными странами, а также выявления направлений повышения независимости и прозрачности их центральных банков при разработке и реализации ДКП.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы раскрытия сущности, структуры и роли денежной системы всегда являлись предметом исследования ведущих зарубежных и российских экономистов и практиков. В
разработку основ теории денежно-кредитной политики и ее воздействии на экономику, оценки роли центральных банков при разработке и реализации денежно-кредитной политики внесли Дж.М.Кейнс, Р. Кларида, Э. Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж. Кэмпбелл, Д.Галх, М.Гертлер, О.Д.Бланшард, С.Фишер,
При подготовке и проведении исследования использовались научные труды российских специалистов и ученых в области мировой экономики, финансов и экономической теории: Винокурова Е.Ю., Каменских М.В., Князева Д.А., Кондратова Д.И., Леонтьевой Е.А., Сатдарова А.М. и др.
Однако, несмотря на большое количество работ, связанных с проблемами разработки и реализации ДКП и повышения ее эффективности, все же остаются вопросы, требующие значительного углубленного научного объяснения и обоснования подходов к выбору наиболее адекватных инструментов ее реализации с учетом быстро меняющейся экономической ситуации.
Объектом диссертационного исследования является центральные банки России и Турции и их деятельность по разработке и реализации основных направлений денежно-кредитной политики в условиях усиления интеграционных связей между ними.
Предметом диссертационного исследования является взаимоотношения по вопросу эффективности инструментов денежно-кредитной политики центральных банков в рамках экономик России и Турции.
Цель диссертационного исследования состоит в развитии теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию денежнокредитной политики. Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих задач:
- систематизировать и уточнить теоретические подходы к анализу роли и правил денежно-кредитной политики, а также целей денежных регуляторов в условиях затянувшейся нестабильной экономической ситуации для оценки возможности ее согласования в странах альянса;
- раскрыть основные механизмы трансмиссии денежной политики и методы их изучения на разных этапах развития экономики и описать особенности каналов денежно-кредитной трансмиссии;
- раскрыть особенности денежно-кредитной политики Турции;
- выявить факторы, стимулирующие и сдерживающие переход к согласованию основных элементов денежно-кредитной политики;
Теоретической и методологической основой диссертации работы отечественных и зарубежных авторов в области макроэкономического регулирования, теории денежных систем, теории денег, теории глобализации финансовых рынков, денежно-кредитного и финансового регулирования экономики, а также законодательные и нормативные материалы центральных банков и др.
Автором широко использовались официальные данные министерств экономик и финансов, органов государственной статистики; информационноаналитические материалы Мирового банка и Европейского центрального банка, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, Евразийского банка развития, Базельского комитета по банковскому надзору при Банке международных расчетов, банковских регуляторов отдельных зарубежных стран, а также ресурсы системы Internet.
В процессе исследования использовались методы научного познания, системного анализа, диалектики, логики, сравнений и аналогий, экспертноаналитический, экономико-статистического анализа и др.
Научная новизна исследования заключается в предложении внесения изменений в нормативно-правовой и законодательной базах, с целью повышения эффективности денежно-кредитной политики ЦБ ТР.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии отдельных аспектов теории денежно-кредитного регулирования, а также в совершенствовании методов оценки независимости и прозрачности центральных банков при разработке и реализации денежно-кредитной политики. Результаты и выводы диссертации могут содействовать повышению эффективности реализуемой денежно-кредитной политики.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная совокупность теоретических положений и рекомендаций может быть использована органами денежно-кредитного регулирования при разработке и реализации государственной денежно-кредитной политики.
Структура исследования. Логика исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключении, списка литературы и приложений.
1. Денежно-кредитная политика, являющаяся составной частью экономической политики государства, оказывает колоссальное воздействие на разные макроэкономические параметры - уровень инфляции, объем денежной массы и ее агрегатов и др., что в конечном итоге влияет на финансовые возможности субъектов экономики и возможности поддержания необходимых темпов роста экономики. Кроме того, учитывая тесную взаимосвязь денежного и товарного рынков, следует осторожно воздействовать на объем денежного предложения. Несмотря на значимость и наличия пристального внимания со стороны всех экономических школ к проблеме денежно - кредитного регулирования в экономической литературе нет единого подхода к раскрытию сущности денежно-кредитной политики. Ряд авторов трактует ее как управление денежным предложением и процентными ставками, другие - помимо воздействия на объем денежной массы учитывают и политику регуляторов. Автором предлагается рассматривать денежно-кредитную политику как множество операций выполняемых центральным банком государства для поддержания спроса на национальную валюту среди различных экономических агентов, сохранения ее стабильности, контроля за движением денежных массы в экономике, а также совокупность мер по отслеживанию инфляции, противостоянию сжатия денежной ликвидности в финансовом, банковском (рынок заемного капитала) и реальном секторах и следующей из этого защите экономической активности, благосостояния населения и иных субъектов экономики.
2. Существенное изменение мировой экономики, расширение процессов глобализации, развитие финансово-банковских технологий, усиление роли международных банков учащение финансово-банковских кризисов обусловили повышение значимости и корректировку направлений денежнокредитного регулирования, т.е. произошла трансформация подходов к разработке и реализации денежно-кредитной политики. Это проявилось, прежде всего, в том, что в конце 2000-х гг. одни страны отказались от политики таргетирования денежных агрегатов в пользу таргетирования инфляции, тогда как другие государства стали применять смешанную модель, основанную на одновременном таргетировании обменного курса и учете нескольких целей денежно-кредитной политики. Одновременно в большинстве государств пересматривались цели и инструменты денежнокредитной политики. Однако считаем, что в перспективе все страны должны ориентироваться на таргетирование инфляции, доказавшее свою эффективность по сравнению с другими формами.
3. В период современного глобального кризиса и посткризисного восстановления экономики многие государства наряду с традиционными инструментами денежно-кредитного регулирования (смягчение условий «дисконтного окна», снижение норм резервирования, сокращение учетной ставки) создавали и активно использовали новые «нетрадиционные» инструменты. К ним относились такие как прямое финансирование банков со стороны правительств, проведение срочных аукционов, предоставление банкам беззалоговых кредитов, применение валютных свопов, среднесрочное кредитование операций с ценными бумагами, реализация программ поддержки ликвидности, введение гарантий по обязательствам на рынке межбанковского кредитования и др. При этом имело место тесное взаимодействие органов денежного регулирования и правительства, за счет которого удалось сгладить негативные последствия кризиса и стабилизировать экономику.
4. Реформирование банковского сектора должно производиться с учетом уровня независимости и прозрачности центрального банка, оценку которых центральный банк должен периодически проводить. Однако учитывая масштабные потрясения в финансово-банковской сфере в процессе глобального кризиса 2007-2009 гг., предлагаем скорректировать методику расчета индекса независимости в части добавления в методику расчета индекса такого аспекта как «ответственность главы центрального банка за недостижение главного ориентира денежно-кредитной политики». В качестве такого ориентира можно выбрать, например, диапазон уровня инфляции с весовым значением, равным 0,05 (за счет сокращения с 0,1 до 0,05 весового значения по критерию «осуществление контроля за условиями кредита», поскольку в последние десятилетия кредитование центральным банком правительства практически не используется даже в развивающихся государствах).
2. Существенное изменение мировой экономики, расширение процессов глобализации, развитие финансово-банковских технологий, усиление роли международных банков учащение финансово-банковских кризисов обусловили повышение значимости и корректировку направлений денежнокредитного регулирования, т.е. произошла трансформация подходов к разработке и реализации денежно-кредитной политики. Это проявилось, прежде всего, в том, что в конце 2000-х гг. одни страны отказались от политики таргетирования денежных агрегатов в пользу таргетирования инфляции, тогда как другие государства стали применять смешанную модель, основанную на одновременном таргетировании обменного курса и учете нескольких целей денежно-кредитной политики. Одновременно в большинстве государств пересматривались цели и инструменты денежнокредитной политики. Однако считаем, что в перспективе все страны должны ориентироваться на таргетирование инфляции, доказавшее свою эффективность по сравнению с другими формами.
3. В период современного глобального кризиса и посткризисного восстановления экономики многие государства наряду с традиционными инструментами денежно-кредитного регулирования (смягчение условий «дисконтного окна», снижение норм резервирования, сокращение учетной ставки) создавали и активно использовали новые «нетрадиционные» инструменты. К ним относились такие как прямое финансирование банков со стороны правительств, проведение срочных аукционов, предоставление банкам беззалоговых кредитов, применение валютных свопов, среднесрочное кредитование операций с ценными бумагами, реализация программ поддержки ликвидности, введение гарантий по обязательствам на рынке межбанковского кредитования и др. При этом имело место тесное взаимодействие органов денежного регулирования и правительства, за счет которого удалось сгладить негативные последствия кризиса и стабилизировать экономику.
4. Реформирование банковского сектора должно производиться с учетом уровня независимости и прозрачности центрального банка, оценку которых центральный банк должен периодически проводить. Однако учитывая масштабные потрясения в финансово-банковской сфере в процессе глобального кризиса 2007-2009 гг., предлагаем скорректировать методику расчета индекса независимости в части добавления в методику расчета индекса такого аспекта как «ответственность главы центрального банка за недостижение главного ориентира денежно-кредитной политики». В качестве такого ориентира можно выбрать, например, диапазон уровня инфляции с весовым значением, равным 0,05 (за счет сокращения с 0,1 до 0,05 весового значения по критерию «осуществление контроля за условиями кредита», поскольку в последние десятилетия кредитование центральным банком правительства практически не используется даже в развивающихся государствах).
Подобные работы
- УСТОЙЧИВОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (на материалах Республики Армения)
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - Ипотечное жилищное кредитование с государственной поддержкой в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - УСТОЙЧИВОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (на материалах Республики Армения)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - ИПОТЕЧНЫЙ КРЕДИТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Бакалаврская работа, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017 - ИПОТЕЧНЫЙ КРЕДИТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО
РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Роль виртуального банкинга в развитии розничного бизнеса коммерческого банка
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Финансовый мониторинг в кредитных организациях
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Влияние внешнеэкономических санкций и политики контрсанкций на экономический рост Российской Федерации
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2023 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4560 р. Год сдачи: 2016



