Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Работа №36734

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
530
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи третьего уровня 7
1.2. Проблема обучения детей пересказу в психолого-педагогических
работах 15
1.3. Особенности обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи
третьего уровня 20
Выводы по I главе 30
Глава II. Эмпирическое исследование специфики обучения пересказу детей с
общим недоразвитием речи третьего уровня 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ полученных данных 37
Выводы по II главе 42
Глава III. Программа обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 45
3.1. Принципы логопедической работы по обучению пересказу детей с
общим недоразвитием речи третьего уровня 45
3.2. Содержание программы по обучению пересказу детей с общим
недоразвитием речи третьего уровня 47
3.3. Оценка эффективности программы по обучению пересказу детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 55
Выводы по III главе 60
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение

Актуальность исследования. Главная цель обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а именно с общим недоразвитием речи, - это развитие их коммуникативных навыков, начинающихся с артикуляционной моторики и заканчивающихся развитием связной речи - последовательным изложением мысли.
По данным педагогов-практиков Воробьевой В. К., Спировой Л. Ф. и других, преобладающее большинство поступающих в школу детей с недоразвитием речи, недостаточно владеют навыками связной речи. У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня отмечается скудный, ограниченный словарный запас, что не позволяет ребенку четко и грамотно выразить свои мысли при построении связного высказывания; достаточно низкий уровень овладения лексико-грамматическим и синтаксическим строем речи; недостаточно сформированы как произносительная (звуковая), так и семантическая (смысловая) стороны речи, поэтому развитие связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи является важнейшей задачей современной методики коррекционного обучения и воспитания [6].
Одним из наиболее простых видов связного высказывания является пересказ. Пересказ является простым видом монологического высказывания, поскольку ребенку дается уже готовый текст для пересказа. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом.
Глухов В.Н., Филичева Т.Б., Левина Р.Е.., Жукова Н.С. подчеркивают, что пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи [9,14].
Заявленная проблема является весьма значимой не только в современной логопедии. В последние десятилетия в психологических, лингвистических и психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения навыка пересказа для нормального развития устной речи детей.
Леонтьев А.А с точки зрения психолингвистики рассматривал пересказ как многоуровневое, иерархически организованное целое, как готовый продукт сложной многоуровневой деятельности. Нужно отметить, что цельность - это результат внутреннего уровня программирования, а связность - внешнего [19].
Формирование навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня без специального обучения не происходит. Эти дети нуждаются в таких методах, средствах, приемах работы, которые бы позволяли в коррекционной работе опираться на многие анализаторы: зрительный, слуховой, кинестетический и другие, а так же на высшие психические функции: память, наглядно-действенное мышление.
Исходя из этого проблема формирования и развития навыков пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня приобретает особую актуальность.
Цель исследования: формирование навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Объект исследования: пересказ детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Предмет исследования: процесс обучения пересказу детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что логопедическая работа по обучению пересказу детей с общим недоразвитием речи третьего уровня будет эффективна при использовании упражнений, которые бы располагались в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной логопедической и педагогической литературы по проблеме обучения пересказу детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
2. Выявить особенности пересказа у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.
3. Эмпирически изучить уровень сформированности пересказа у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.
4. Разработать программу по обучению пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня и выявить ее эффективность. Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ специальной литературы по теме исследования;
Наблюдение, беседа;
Эмпирические методы: «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. Исследование внутреннего программирования связных высказываний» Лалаевой Р. И.
Методы обработки полученных данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования и составленная программа по обучению пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня могут быть полезны логопедам, воспитателям и родителям имеющим детей с общим недоразвитием речи.
Методологической основой исследования послужили труды Левиной Р. Е. Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Волковой Л. С. о закономерности речевого развития у детей с общим недоразвитием речи, теория речевой деятельности ( Ахутина Т. В., Зимняя И. А., Леонтьев А. А.). Труды Лайткиной С. В., Феофилатовой К. Д., Божович Л. И. об особенностях личностного развития и своеобразии высших психических функций детей данной категории. Научные труды о формировании связной речи у лиц с общим недоразвитием речи третьего уровня (Ткаченко Т. А., Глухов В. П., Лалаева Р. И., Фомичева М. Ф., Ушакова О. С., Струнина Е. М., Стрельцова Л. Е., Алексеева М. М.).
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 340 комбинированного вида» Московского района и МАДОУ «Детский сад № 252
комбинированного вида» Кировского района города Казани.
Структура дипломной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 45 источников и приложений. Работа проиллюстрирована 4 таблицами и 3 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Главная цель обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а именно с общим недоразвитием речи, - это развитие их коммуникативных навыков, начинающихся с артикуляционной моторики и заканчивающихся развитием связной речи - последовательным изложением мысли.
У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня отмечаются отличия в формировании связной речи. Характерными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Развернутые смысловые высказывания данных детей отличаются отсутствием четкой последовательности изложения, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно - следственные взаимоотношения действующих лиц, отрывочностью. Детям данной категории также присуще рассеянное внимание, трудности в восприятии и воспроизведении информации. Эти отличия мешают полноценному развитию связной речи детей дошкольного возраста и его общему развитию. Одним из наиболее простых видов связного высказывания является пересказ. Пересказ является простым видом монологического высказывания, поскольку ребенку дается уже готовый текст для пересказа. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом.
Процесс формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием третьего уровня требует систематической поэтапной коррекционной работы, что подтвердили результаты констатирующего этапа эксперимента.
В результате констатирующего эксперимента были получены следующие, что для большинства учащихся (45,9% - 12 человек) характерен уровень ниже среднего, 34,4 % учащихся имеют средний уровень (9 человек), 11,8% - низкий уровень (3 человека) и только у 2 человек (3,8 %) отмечается уровень выше среднего и высокий.
Для большинства детей более доступными для выполнения оказались задания по исследованию диалогической речи и составление рассказа по серии сюжетных картинок после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
Наибольшие затруднения отмечаются при выполнении заданий, где детям необходимо только по одной сюжетной картине составить рассказ и задание на исследование самостоятельного рассказа.
При пересказе большинство детей допускали ошибки при понимании целостности структуры текста, при опускании начала и конца рассказа, не могли дополнить его содержание. Дети считали, что ничего не изменилось в рассказе, где явно отсутствовал один из фрагментов, в силу того, что с затруднением воспринимали на слух текст. Даже при повторном прочтении рассказов и наводящих вопросах они не понимали, чего недостает. У детей наблюдались лексико-грамматические ошибки, пропуски моментов, героев, неправильное построение фраз, их бедность.
После проведения констатирующего эксперимента участники исследования были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В каждую группу вошли по 13 старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Полученное эмпирическое значение по t-критерию Стьюдента равно 0.1 и попадает в зону незначимости. Это доказывает, что по исходному уровню дети экспериментальной и контрольной групп не различается.
Для обучения детей пересказу нами была разработана программа, рассчитанная на 3 месяца, для детей 5-6 лет. Программа включает в себя несколько направлений: совершенствование лексико-грамматического строя речи.; обучение детей пересказу с помощью серии сюжетных картинок; пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины; бучение детей пересказу с помощью приема наглядного моделирования; составление пересказа по фильмам без звука; самостоятельный пересказ; пересказ рассказа с элементами творчества; рисование на сюжет пересказываемого произведения; пересказ без опоры на наглядный материал.
Дети экспериментальной группы обучались по созданной нами программе, контрольная группа по традиционно методике дошкольного учреждения.
При проведении контрольного эксперимента мы выявили, что доля детей с уровнем выше среднего возросла на 7,6 % (было 0 человек, стало 2),со средним уровнем сформированности связной речи выросла с 15,2% на 19 % (было 4 человека, стало 5); число дошкольников с уровнем ниже среднего развития связной речи сократилось с 22,8% до 15,2% (было 6 человек, стало 2), с низким уровнем - с 7,6 % до 3,8% (с 2 до 1).
Полученные данные статистически достоверны; положительная динамика развития связной речи в экспериментальной группе более выражена, чем у детей из контрольной группы, которые проходили обучение только по традиционной программе.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение в процессе логопедической работы программа по обучению пересказу повышает эффективность формирования связной речи.



1. Бармекова, Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Д.. Барменкова.— М.: Книголюб, 2000.— 196 с.
2. Бурачевская, О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц [Текст] / О.В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики.— 2017.— № 1.— С. 148 -150.
3. Валиуллина, Г. В. Наглядное моделирование как средство формирования навыков построения развернутых речевых высказываний детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Г. В. Валиуллина // Альманах Казанского Федерального Университета. Материал XI Международной науч.-образов. конфер. —Казань: К(П)ФУ, 2017. - С. 64-74.
4. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. для вузов [Текст] / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская.— М.: Владос, 1999.— 680 с.
5. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи: учеб. для вузов [Текст] / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова.— М.: Книголюб, 2008.— 104 с.
6. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева.— М.: Астрель,2006. — 158 с.
7. Гаркуша, Ю. Ф. Особенности общения детей с недоразвитием речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша, В. В. Коржевина.— М.: МОДЭК, 2001.— 256 с.
8. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов.— М.: В. Секачев, 2012.— 262 с.
9. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] / В. П. Глухов.— М.: Астрель, 2005.— 351 с.
10. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов.— 3-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2004.— 168 с.
11. Двуреченская, О. Н. Исследование особенностей пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О. Н. Двуреченская, Е. Н. Фролова // Проблемы современного педагогического образования.— 2017.— № 55-8. - С. 161-167.
12. Ерусланкина, Г. А. Коррекционная работа по развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР : монография [Текст] / Г. А. Ерусланкина.— М.: Издательские решения, 2016.— 70 с.
13. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. Н. Ефименкова.— М.: Просвещение, 1985.— 122 с.
14. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н.
С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.— М.: Эксмо, 2015.— 288 с.
15. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] / Н. С. Жукова // Педагог.— 2015.— № 3.— С. 67-70.
16. Задумова, Н. П. К вопросу об особенностях пересказа текста дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. П. Задумова // Специальное образование.— 2017.— № 8.— С. 44- 47.
17. Кузьмина, Н. В. Оценка результатов исследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [Текст] / Н. В. Кузьмина // Педагогический опыт : От теории к практике. Сборник материалов VII Международной науч.-практ. конфер.— Чебоксары: ООО Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018.— Вып. 11. - С. 227-231.
18. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.— СПб.: Союз, 2014.— 224 с.
19. Ларионова, К. А. Направления работы по развитию навыка
пересказа у старших дошкольников с ОНР [Текст] / К. А. Ларионова, О. А. Чичканева // Материалы Всероссийской (заочной) науч. - практ. конфер. «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт,
проблемы, перспективы».— Чебоксары: ЧПИ (ф) МГОУ, 2016.— Вып. 5. - С. 142-143.
20. Лебедева, Л. В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа [Текст] / Л. В. Лебедева.— М.: Центр педагогического образования, 2008.— 80 с.
21. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина.— М.: Просвещение, 1967.— 368 с.
22. Максимова Ю. В. Особенности сформированности связной
монологической речи дошкольников в норме и с ОНР III уровня (на материале пересказа сказки «Теремок» [Текст] / Ю. В. Максимова, Т. А. Бочкарёва // Вестник научного сообщества: Актуальные проблемы
психолого-педагогического и специального образования.— М.: Перо, 2015.— Вып. 6. - С. 220-227.
23. Нищева, Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа. Конспекты занятий [Текст] / Н. В. Нищева.— СПб.: Детствопресс, 2009.— 80 с.
24. Отева, Н. И. Экспериментальное изучение состояния связной
речи у детей с ОНР III уровня [Текст] / Н. И. Отева // Проблемы современного педагогического образования.—Ялта.: Гуманитарно
педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский
федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2017.— Вып. 56-10. - С. 140-155.
25. Помазкова, Н. А. Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы [Текст] / Н. А. Помазкова // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф.— М.: Буки-Веди, 2015. — С. 101-104.
26. Семёновых, Е. Г. Система логопедической работы по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи составлению творческих рассказов по сюжетной картинке [Текст] / Е. Г. Семёновых // Психология и педагогика XXI века теория, практика и перспективы. Сборник материалов V Междунар. науч.-практич. конф.— Чебоксары.: ООО Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. — С. 143-149.
27. Сергеева, О. А. Формирование связной речи у детей с ОНР [Текст] / О. А. Сергеева, Г. К. Сергеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №3. - С. 86-88
28. Смышляева, Т. Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т. Н. Смышляева, Е. Ю. Корчуганова // Логопед.- 2005. - №1. - С. 36-38
29. Спасибина, Е. С. Формирование связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством пересказа [Текст] / Е. С. Спасибина // Психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса : проблемы, перспективы,
технологии. Сборник научных трудов участников V Международной научнопрактической конференции.— Орёл.: ООО «Модуль-К», 2018. — С. 122-126.
30. Сычева, Г. Е. Опорные картинки для пересказа текстов ( Выпуск 1) [Текст] / Г. Е. Сычева.— М.: Книголюб, 2008.— 73 с.
31. Тиньгаева, Т. В. К вопросу о состоянии монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня [Текст] / Т. В. Тиньгаева, Н. Н. Китаева // Специальное образование. Материала К Международной науч. конфер.— СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина,
2013. — С. 189-192.
32. Тишина, Л. А. Роль сукцессивных процессов в формировании навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.
A. Тишина, Т. А. Шайдова // Universum: Психология и образование.— М.: ООО Международный центр науки и образования, 2016.— № 9 (27). - С. 4-6.
33. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет : монография [Текст] / Т. А. Ткаченко.— М.: Ювента,
2017. — 57 с.
34. Тютюева, И. А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / И. А. Тютюева // Концепт.— 2016.— № 2.— С. 91-53.
35. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.— М.: Владос, 2013.— 288 с.
36. Феофилатова, К.Д. Особенности внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / К. Д. Феофилатова // Санкт-Петербургский образовательный вестник.— 2016.— № 3.— С. 78-84.
37. Филичева, Т. Б. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б.Филичева, Т. В.Туманова, А.
B. Соболева.— М.: В. Секачев, 2016.— 280 с.
38. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Профессиональное образование, 1993.— 232 с.
39. Филичева, Т. Б. Особенности речевого развития дошкольников [Текст] / Т. Б. Филичева // Дети с проблемами в развитии. .— 2004.— № 1. -
С. 2-15.
40. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова.— М.: Эксмо, 2015.— 320 с.
41. Филютина Т. Н. Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Т. Н. Филютина, Н. С. Федорова // Концепт.— 2018.— № 9.— С. 174-181.
42. Флотская, Н. Ю. Особенности развития навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня [Текст] / Н. Ю. Флотская, Т. Ю. Зашихина, Н. А. Молоковская // Научные труды Sworld. - 2015.— № 2 (39).— С. 76-80.
43. Чиркина, Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева.— М.:Айрисс- пресс, 2008.— 224 с.
44. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина.— М.: Академия, 2003.— 240 с.
45. Шукайло, М. В. Особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня по авторской методике В. П. Глухова [Текст] / М. В. Шукайло // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.— 2014.— № 10.— С. 131-134.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ