Развитию социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий 8
1.1. Понятие о сущности социально-коммуникативных навыков 8
1.2. Особенности социально-коммуникативных навыков у школьников
с расстройством аутистического спектра 15
1.3. Использование виртуальных компьютерных технологий в работе
со школьниками с расстройством аутистического спектра 27
Выводы по первой главе 33
Глава II. Экспериментальное исследование сформированности социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра 35
2.1. Организация и методика исследования 35
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 39
Выводы по второй главе 47
Глава III. Развитие социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами
виртуальных компьютерных технологий 49
3.1. Организация и содержание формирующего этапа эксперимента 49
3.2. Динамика развития социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра в ходе экспериментальной работы 60
Выводы по третьей главе 65
Заключение 66
Список использованной литературы 68
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий 8
1.1. Понятие о сущности социально-коммуникативных навыков 8
1.2. Особенности социально-коммуникативных навыков у школьников
с расстройством аутистического спектра 15
1.3. Использование виртуальных компьютерных технологий в работе
со школьниками с расстройством аутистического спектра 27
Выводы по первой главе 33
Глава II. Экспериментальное исследование сформированности социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра 35
2.1. Организация и методика исследования 35
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 39
Выводы по второй главе 47
Глава III. Развитие социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами
виртуальных компьютерных технологий 49
3.1. Организация и содержание формирующего этапа эксперимента 49
3.2. Динамика развития социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра в ходе экспериментальной работы 60
Выводы по третьей главе 65
Заключение 66
Список использованной литературы 68
Приложение
Актуальность поставленной проблемы обусловлена необходимостью создания оптимальных условий для социализации всех детей с ограниченными возможностями здоровья, включения их в социум, развития «жизненных навыков», то есть умения жить среди других людей, а также достижения ими личностных образовательных результатов.
В связи с изменением политики в России и внедрением в образовательный процесс такого направления как инклюзия, одной из приоритетных задач оказывается успешная социализация школьников с расстройством аутистического спектра. Социализация предполагает усвоение индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих успешно функционировать в обществе; развитие социально-коммуникативных навыков особенно важно для школьников с расстройством аутистического спектра, характеризующихся дефицитом вербальных и невербальных средств и способов общения.
На сегодняшний день можно говорить об особой потребности в построении новой системы психолого-педагогического сопровождения школьников с расстройством аутистического спектра согласно их индивидуальным возможностям и образовательным потребностям. Успешность разнообразных форм интервенций в области социализации обуславливает проблему использования инновационных методов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Одним из них является применение виртуальных компьютерных технологий (Virtual Reality, VR) — эффективный инструмент, помогающий детям с расстройством аутистического спектра изучать социальное взаимодействие и невербальные сигналы в индивидуальной обстановке; этот метод эффективно зарекомендовал себя за рубежом и стремительно изучается и осваивается в России. Большинство подобных технологий, разработанных для детей с расстройством аутистического спектра, сфокусированы на моделировании реального окружения и освоении в виртуальном пространстве полезных социальных и коммуникативных навыков, формирование и развитие которых затруднено в естественных условиях жизнедеятельности (Е.С. Задоя [19], Р.М. Айсина [39], N. Didehbani [70], K.A. Quill, K.N. Bracken, M.E. Fair [74]).
Основополагающими для исследования трудностей социального взаимодействия у лиц с расстройством аутистического спектра являются исследования коммуникативной деятельности и ее структурных компонентов в работах А.А. Леонтьева [26]; психолого-педагогический анализ особенностей общения детей разного возраста в исследованиях М.И. Лисиной [28]; работы Е.Р. Баенской, рассматривающей нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма [3]; Е.И. Лебедевой об особенностях понимания ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра [24]; сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими особенностями Н.Г. Манелиса; исследование Т.А. Медведовской о взаимосвязях между способностью детей с аутизмом к пониманию ментальных состояний и интеллектуальными показателями [32]; эмпирические данные Е.А. Сергиенко, описывающие уровневое развитие модели психического, в том числе у детей с расстройством аутистического спектра [48, 54].
Расстройство аутистического спектра является недостаточно ясной патологией центральной нервной системы генетического или экзогенного происхождения, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром, что искажает ход всего его психического развития и грубо препятствует социальной адаптации. Поэтому именно нарушения в развитии средств коммуникации и социальных навыков рассматриваются в качестве основной «мишени» социально-реабилитационной работы с данной категорией детей.
Актуальность развития социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра становится наиболее острой не только в связи с необходимостью включения этой категории детей в сферу школьного образования, но и в связи с недостаточностью научно обоснованных организационно-психологических условий для обучения исследуемой категории детей с использованием виртуальных компьютерных технологий в России.
Цель исследования: составление и апробация комплекса занятий по развитию социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий.
Объект исследования: социально-коммуникативные навыки у школьников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: развитие социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: включение занятий с использованием виртуальных компьютерных технологий в коррекционную работу со школьниками с расстройством аутистического спектра будет способствовать успешной динамике развития социально-коммуникативных навыков.
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития социальнокоммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра;
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра;
3. Разработать и провести комплекс занятий по развитию социально- коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий;
4. Выявить эффективность применения виртуальных компьютерных технологий для развития социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра.
Методологическими основами исследования выступили: идеи о ведущей роли общения в формировании и развитии личности Л.С. Выготского; теория общения М.И. Лисиной. Также исследование опирается на представление о расстройстве аутистического спектра как искаженном типе психического развития, главным проявлением которого являются нарушения коммуникативного характера, возникающие вследствие аффективных (Е.Р. Баенской, Е.И. Лебедевой, Т.А. Медведовской, О.С. Никольская, Е.А. Сергиенко, А.В. Хаустов) и когнитивных (R. Jordan, D.M. Ricks, M. Sigman. L. Wing) недостатков.
Исследование предполагало поэтапный характер и использование соответствующих методов исследования: теоретический анализ клинической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, сбор анамнестических данных, констатирующий, формирующий эксперименты, математическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть учтены и использованы при составлении программ сопровождения социализации лиц с расстройствами аутистического спектра.
База исследования: исследование проводилось на базе трех инклюзивных школ — МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района г. Казани; МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №97» Приволжского района г. Казани; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №156» Советского района г. Казани.
Апробация и практическое внедрение результатов: результаты исследования были приняты к публикации в журнале «Аутизм и нарушения развития» №3 за 2019 г. под ред. А.В. Хаустова, а также представлены на Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, магистрантов и студентов Дни науки — 2018 г. Новгородского филиала РАНХиГС (г. Великий Новгород, 2018 г.); на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (г. Казань, 2018 г.); на V Международной научно — образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2018 г.); на VIII Международной научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: проектирование инклюзивных образовательных систем» КИУ имени В.Г. Тимирясова (г. Казань, 2019 г.).
Структура и объём работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованной литературы, включающего в себя семьдесят шесть источников. Работа проиллюстрирована схемами, таблицами, диаграммами. В тексте магистерской диссертации содержатся приложения.
В связи с изменением политики в России и внедрением в образовательный процесс такого направления как инклюзия, одной из приоритетных задач оказывается успешная социализация школьников с расстройством аутистического спектра. Социализация предполагает усвоение индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих успешно функционировать в обществе; развитие социально-коммуникативных навыков особенно важно для школьников с расстройством аутистического спектра, характеризующихся дефицитом вербальных и невербальных средств и способов общения.
На сегодняшний день можно говорить об особой потребности в построении новой системы психолого-педагогического сопровождения школьников с расстройством аутистического спектра согласно их индивидуальным возможностям и образовательным потребностям. Успешность разнообразных форм интервенций в области социализации обуславливает проблему использования инновационных методов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Одним из них является применение виртуальных компьютерных технологий (Virtual Reality, VR) — эффективный инструмент, помогающий детям с расстройством аутистического спектра изучать социальное взаимодействие и невербальные сигналы в индивидуальной обстановке; этот метод эффективно зарекомендовал себя за рубежом и стремительно изучается и осваивается в России. Большинство подобных технологий, разработанных для детей с расстройством аутистического спектра, сфокусированы на моделировании реального окружения и освоении в виртуальном пространстве полезных социальных и коммуникативных навыков, формирование и развитие которых затруднено в естественных условиях жизнедеятельности (Е.С. Задоя [19], Р.М. Айсина [39], N. Didehbani [70], K.A. Quill, K.N. Bracken, M.E. Fair [74]).
Основополагающими для исследования трудностей социального взаимодействия у лиц с расстройством аутистического спектра являются исследования коммуникативной деятельности и ее структурных компонентов в работах А.А. Леонтьева [26]; психолого-педагогический анализ особенностей общения детей разного возраста в исследованиях М.И. Лисиной [28]; работы Е.Р. Баенской, рассматривающей нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма [3]; Е.И. Лебедевой об особенностях понимания ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра [24]; сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими особенностями Н.Г. Манелиса; исследование Т.А. Медведовской о взаимосвязях между способностью детей с аутизмом к пониманию ментальных состояний и интеллектуальными показателями [32]; эмпирические данные Е.А. Сергиенко, описывающие уровневое развитие модели психического, в том числе у детей с расстройством аутистического спектра [48, 54].
Расстройство аутистического спектра является недостаточно ясной патологией центральной нервной системы генетического или экзогенного происхождения, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром, что искажает ход всего его психического развития и грубо препятствует социальной адаптации. Поэтому именно нарушения в развитии средств коммуникации и социальных навыков рассматриваются в качестве основной «мишени» социально-реабилитационной работы с данной категорией детей.
Актуальность развития социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра становится наиболее острой не только в связи с необходимостью включения этой категории детей в сферу школьного образования, но и в связи с недостаточностью научно обоснованных организационно-психологических условий для обучения исследуемой категории детей с использованием виртуальных компьютерных технологий в России.
Цель исследования: составление и апробация комплекса занятий по развитию социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий.
Объект исследования: социально-коммуникативные навыки у школьников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: развитие социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: включение занятий с использованием виртуальных компьютерных технологий в коррекционную работу со школьниками с расстройством аутистического спектра будет способствовать успешной динамике развития социально-коммуникативных навыков.
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития социальнокоммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра;
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра;
3. Разработать и провести комплекс занятий по развитию социально- коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий;
4. Выявить эффективность применения виртуальных компьютерных технологий для развития социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра.
Методологическими основами исследования выступили: идеи о ведущей роли общения в формировании и развитии личности Л.С. Выготского; теория общения М.И. Лисиной. Также исследование опирается на представление о расстройстве аутистического спектра как искаженном типе психического развития, главным проявлением которого являются нарушения коммуникативного характера, возникающие вследствие аффективных (Е.Р. Баенской, Е.И. Лебедевой, Т.А. Медведовской, О.С. Никольская, Е.А. Сергиенко, А.В. Хаустов) и когнитивных (R. Jordan, D.M. Ricks, M. Sigman. L. Wing) недостатков.
Исследование предполагало поэтапный характер и использование соответствующих методов исследования: теоретический анализ клинической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, сбор анамнестических данных, констатирующий, формирующий эксперименты, математическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть учтены и использованы при составлении программ сопровождения социализации лиц с расстройствами аутистического спектра.
База исследования: исследование проводилось на базе трех инклюзивных школ — МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района г. Казани; МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №97» Приволжского района г. Казани; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №156» Советского района г. Казани.
Апробация и практическое внедрение результатов: результаты исследования были приняты к публикации в журнале «Аутизм и нарушения развития» №3 за 2019 г. под ред. А.В. Хаустова, а также представлены на Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, магистрантов и студентов Дни науки — 2018 г. Новгородского филиала РАНХиГС (г. Великий Новгород, 2018 г.); на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (г. Казань, 2018 г.); на V Международной научно — образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2018 г.); на VIII Международной научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: проектирование инклюзивных образовательных систем» КИУ имени В.Г. Тимирясова (г. Казань, 2019 г.).
Структура и объём работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованной литературы, включающего в себя семьдесят шесть источников. Работа проиллюстрирована схемами, таблицами, диаграммами. В тексте магистерской диссертации содержатся приложения.
Целью нашего исследования было составление и апробация комплекса занятий по развитию социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий. Для достижения данной цели нами был решен целый ряд задач.
В рамках решения первой задачи был осуществлён анализ теоретических источников с целью определения ключевых понятий исследования. В результате нами охарактеризовано понятие «коммуникативные навыки», установлена его взаимосвязь с понятиями «социализация» «социальное взаимодействие», «коммуникация», «общение», «коммуникативная деятельность», «коммуникативная компетенция». Мы описали закономерности формирования коммуникативных навыков в онтогенезе и установили, что у детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются нарушения в овладении всеми видами данных навыков.
Для решения второй задачи мы провести эмпирическое исследование по выявлению уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра. В результате анализа диагностики социально-коммуникативных навыков мы выявили, что все обследуемые дети испытывают те или иные затруднения в следующих блоках навыков:
- навыки просьбы;
- навыки называния, комментирования и описания;
- навыки выражения эмоций, чувств и сообщения о них;
- навыки социального поведения; - диалоговые навыки.
У всех обследуемых не сформированы или сформированы частично навыки: «Просьба о выполнении мотивационной деятельности», «Описание прошедших событий», «Описание будущих событий», «Выражение грусти, сообщение о грусти («мне грустно», «грустит»)», «Выражение гнева, сообщение о гневе («сердитый», «сердится»)», «Просьба поиграть вместе», «Выражение вежливости», «Умеет инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени», «Умеет завершить диалог, используя стандартные фразы».
В ходе решения третьей задачи с целью установления эффективности использования занятий по развитию социально-коммуникативных навыков средствами виртуальных компьютерных технологий разработали модель развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра в процессе школьной деятельности на основе методики А.В. Хаустова «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра», «Программа формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра». Структуру данной модели составляют цель, принципы, этапы и результат модели. Проанализировав результаты контрольной диагностики, мы выявили общую тенденцию повышения уровня социально-коммуникативных навыков. Вместе с тем мы отметили, что некоторые направления коррекционной работы по развитию данных навыков требуют большего объёма индивидуальной работы, а также более детальной диагностики.
Таким образом, задачи исследования решены, поставленная цель достигнута. Гипотеза о том, что включение занятий с использованием виртуальных компьютерных технологий в коррекционную работу со школьниками с расстройством аутистического спектра будет способствовать успешной динамике развития социально-коммуникативных навыков (при условии реализации всех этапов модели с соблюдением указанных принципов, сроков, задач, методов, приёмов и условий их применения) подтверждена.
В рамках решения первой задачи был осуществлён анализ теоретических источников с целью определения ключевых понятий исследования. В результате нами охарактеризовано понятие «коммуникативные навыки», установлена его взаимосвязь с понятиями «социализация» «социальное взаимодействие», «коммуникация», «общение», «коммуникативная деятельность», «коммуникативная компетенция». Мы описали закономерности формирования коммуникативных навыков в онтогенезе и установили, что у детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются нарушения в овладении всеми видами данных навыков.
Для решения второй задачи мы провести эмпирическое исследование по выявлению уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра. В результате анализа диагностики социально-коммуникативных навыков мы выявили, что все обследуемые дети испытывают те или иные затруднения в следующих блоках навыков:
- навыки просьбы;
- навыки называния, комментирования и описания;
- навыки выражения эмоций, чувств и сообщения о них;
- навыки социального поведения; - диалоговые навыки.
У всех обследуемых не сформированы или сформированы частично навыки: «Просьба о выполнении мотивационной деятельности», «Описание прошедших событий», «Описание будущих событий», «Выражение грусти, сообщение о грусти («мне грустно», «грустит»)», «Выражение гнева, сообщение о гневе («сердитый», «сердится»)», «Просьба поиграть вместе», «Выражение вежливости», «Умеет инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени», «Умеет завершить диалог, используя стандартные фразы».
В ходе решения третьей задачи с целью установления эффективности использования занятий по развитию социально-коммуникативных навыков средствами виртуальных компьютерных технологий разработали модель развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра в процессе школьной деятельности на основе методики А.В. Хаустова «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра», «Программа формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра». Структуру данной модели составляют цель, принципы, этапы и результат модели. Проанализировав результаты контрольной диагностики, мы выявили общую тенденцию повышения уровня социально-коммуникативных навыков. Вместе с тем мы отметили, что некоторые направления коррекционной работы по развитию данных навыков требуют большего объёма индивидуальной работы, а также более детальной диагностики.
Таким образом, задачи исследования решены, поставленная цель достигнута. Гипотеза о том, что включение занятий с использованием виртуальных компьютерных технологий в коррекционную работу со школьниками с расстройством аутистического спектра будет способствовать успешной динамике развития социально-коммуникативных навыков (при условии реализации всех этапов модели с соблюдением указанных принципов, сроков, задач, методов, приёмов и условий их применения) подтверждена.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ЛИЦ
С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА КАК
ПРЕДИКТОРА РИСКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Профориентационная работа со школьниками с РАС в виртуальной реальности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



