Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитию социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий

Работа №36719

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы109
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
873
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий 8
1.1. Понятие о сущности социально-коммуникативных навыков 8
1.2. Особенности социально-коммуникативных навыков у школьников
с расстройством аутистического спектра 15
1.3. Использование виртуальных компьютерных технологий в работе
со школьниками с расстройством аутистического спектра 27
Выводы по первой главе 33
Глава II. Экспериментальное исследование сформированности социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра 35
2.1. Организация и методика исследования 35
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 39
Выводы по второй главе 47
Глава III. Развитие социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами
виртуальных компьютерных технологий 49
3.1. Организация и содержание формирующего этапа эксперимента 49
3.2. Динамика развития социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра в ходе экспериментальной работы 60
Выводы по третьей главе 65
Заключение 66
Список использованной литературы 68
Приложение


Актуальность поставленной проблемы обусловлена необходимостью создания оптимальных условий для социализации всех детей с ограниченными возможностями здоровья, включения их в социум, развития «жизненных навыков», то есть умения жить среди других людей, а также достижения ими личностных образовательных результатов.
В связи с изменением политики в России и внедрением в образовательный процесс такого направления как инклюзия, одной из приоритетных задач оказывается успешная социализация школьников с расстройством аутистического спектра. Социализация предполагает усвоение индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих успешно функционировать в обществе; развитие социально-коммуникативных навыков особенно важно для школьников с расстройством аутистического спектра, характеризующихся дефицитом вербальных и невербальных средств и способов общения.
На сегодняшний день можно говорить об особой потребности в построении новой системы психолого-педагогического сопровождения школьников с расстройством аутистического спектра согласно их индивидуальным возможностям и образовательным потребностям. Успешность разнообразных форм интервенций в области социализации обуславливает проблему использования инновационных методов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Одним из них является применение виртуальных компьютерных технологий (Virtual Reality, VR) — эффективный инструмент, помогающий детям с расстройством аутистического спектра изучать социальное взаимодействие и невербальные сигналы в индивидуальной обстановке; этот метод эффективно зарекомендовал себя за рубежом и стремительно изучается и осваивается в России. Большинство подобных технологий, разработанных для детей с расстройством аутистического спектра, сфокусированы на моделировании реального окружения и освоении в виртуальном пространстве полезных социальных и коммуникативных навыков, формирование и развитие которых затруднено в естественных условиях жизнедеятельности (Е.С. Задоя [19], Р.М. Айсина [39], N. Didehbani [70], K.A. Quill, K.N. Bracken, M.E. Fair [74]).
Основополагающими для исследования трудностей социального взаимодействия у лиц с расстройством аутистического спектра являются исследования коммуникативной деятельности и ее структурных компонентов в работах А.А. Леонтьева [26]; психолого-педагогический анализ особенностей общения детей разного возраста в исследованиях М.И. Лисиной [28]; работы Е.Р. Баенской, рассматривающей нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма [3]; Е.И. Лебедевой об особенностях понимания ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра [24]; сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими особенностями Н.Г. Манелиса; исследование Т.А. Медведовской о взаимосвязях между способностью детей с аутизмом к пониманию ментальных состояний и интеллектуальными показателями [32]; эмпирические данные Е.А. Сергиенко, описывающие уровневое развитие модели психического, в том числе у детей с расстройством аутистического спектра [48, 54].
Расстройство аутистического спектра является недостаточно ясной патологией центральной нервной системы генетического или экзогенного происхождения, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром, что искажает ход всего его психического развития и грубо препятствует социальной адаптации. Поэтому именно нарушения в развитии средств коммуникации и социальных навыков рассматриваются в качестве основной «мишени» социально-реабилитационной работы с данной категорией детей.
Актуальность развития социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра становится наиболее острой не только в связи с необходимостью включения этой категории детей в сферу школьного образования, но и в связи с недостаточностью научно обоснованных организационно-психологических условий для обучения исследуемой категории детей с использованием виртуальных компьютерных технологий в России.
Цель исследования: составление и апробация комплекса занятий по развитию социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий.
Объект исследования: социально-коммуникативные навыки у школьников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: развитие социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: включение занятий с использованием виртуальных компьютерных технологий в коррекционную работу со школьниками с расстройством аутистического спектра будет способствовать успешной динамике развития социально-коммуникативных навыков.
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития социальнокоммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра;
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра;
3. Разработать и провести комплекс занятий по развитию социально- коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий;
4. Выявить эффективность применения виртуальных компьютерных технологий для развития социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра.
Методологическими основами исследования выступили: идеи о ведущей роли общения в формировании и развитии личности Л.С. Выготского; теория общения М.И. Лисиной. Также исследование опирается на представление о расстройстве аутистического спектра как искаженном типе психического развития, главным проявлением которого являются нарушения коммуникативного характера, возникающие вследствие аффективных (Е.Р. Баенской, Е.И. Лебедевой, Т.А. Медведовской, О.С. Никольская, Е.А. Сергиенко, А.В. Хаустов) и когнитивных (R. Jordan, D.M. Ricks, M. Sigman. L. Wing) недостатков.
Исследование предполагало поэтапный характер и использование соответствующих методов исследования: теоретический анализ клинической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, сбор анамнестических данных, констатирующий, формирующий эксперименты, математическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть учтены и использованы при составлении программ сопровождения социализации лиц с расстройствами аутистического спектра.
База исследования: исследование проводилось на базе трех инклюзивных школ — МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района г. Казани; МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №97» Приволжского района г. Казани; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №156» Советского района г. Казани.
Апробация и практическое внедрение результатов: результаты исследования были приняты к публикации в журнале «Аутизм и нарушения развития» №3 за 2019 г. под ред. А.В. Хаустова, а также представлены на Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, магистрантов и студентов Дни науки — 2018 г. Новгородского филиала РАНХиГС (г. Великий Новгород, 2018 г.); на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (г. Казань, 2018 г.); на V Международной научно — образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2018 г.); на VIII Международной научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: проектирование инклюзивных образовательных систем» КИУ имени В.Г. Тимирясова (г. Казань, 2019 г.).
Структура и объём работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованной литературы, включающего в себя семьдесят шесть источников. Работа проиллюстрирована схемами, таблицами, диаграммами. В тексте магистерской диссертации содержатся приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования было составление и апробация комплекса занятий по развитию социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий. Для достижения данной цели нами был решен целый ряд задач.
В рамках решения первой задачи был осуществлён анализ теоретических источников с целью определения ключевых понятий исследования. В результате нами охарактеризовано понятие «коммуникативные навыки», установлена его взаимосвязь с понятиями «социализация» «социальное взаимодействие», «коммуникация», «общение», «коммуникативная деятельность», «коммуникативная компетенция». Мы описали закономерности формирования коммуникативных навыков в онтогенезе и установили, что у детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются нарушения в овладении всеми видами данных навыков.
Для решения второй задачи мы провести эмпирическое исследование по выявлению уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра. В результате анализа диагностики социально-коммуникативных навыков мы выявили, что все обследуемые дети испытывают те или иные затруднения в следующих блоках навыков:
- навыки просьбы;
- навыки называния, комментирования и описания;
- навыки выражения эмоций, чувств и сообщения о них;
- навыки социального поведения; - диалоговые навыки.
У всех обследуемых не сформированы или сформированы частично навыки: «Просьба о выполнении мотивационной деятельности», «Описание прошедших событий», «Описание будущих событий», «Выражение грусти, сообщение о грусти («мне грустно», «грустит»)», «Выражение гнева, сообщение о гневе («сердитый», «сердится»)», «Просьба поиграть вместе», «Выражение вежливости», «Умеет инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени», «Умеет завершить диалог, используя стандартные фразы».
В ходе решения третьей задачи с целью установления эффективности использования занятий по развитию социально-коммуникативных навыков средствами виртуальных компьютерных технологий разработали модель развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра в процессе школьной деятельности на основе методики А.В. Хаустова «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра», «Программа формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра». Структуру данной модели составляют цель, принципы, этапы и результат модели. Проанализировав результаты контрольной диагностики, мы выявили общую тенденцию повышения уровня социально-коммуникативных навыков. Вместе с тем мы отметили, что некоторые направления коррекционной работы по развитию данных навыков требуют большего объёма индивидуальной работы, а также более детальной диагностики.
Таким образом, задачи исследования решены, поставленная цель достигнута. Гипотеза о том, что включение занятий с использованием виртуальных компьютерных технологий в коррекционную работу со школьниками с расстройством аутистического спектра будет способствовать успешной динамике развития социально-коммуникативных навыков (при условии реализации всех этапов модели с соблюдением указанных принципов, сроков, задач, методов, приёмов и условий их применения) подтверждена.



1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч.2 [Текст] /
3. М. Александровская, Н. В. Куренкова // Журнал прикладной психологии. -
2001. - № 1. - С. 9-15.
2. Алехина, С.В. Создание системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в России: опыт одного проекта [Текст] / С.В. Алехина // Аутизм и нарушения развития, 2016. - Том 14. - №
4. - С. 10-13.
3. Баенская, Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.10 / Баенская Елена Ростиславовна. - Москва, 2008. - 240 с.
4. Баенская, Е.Р. Ранняя диагностика и коррекция РАС в русле эмоционально-смыслового подхода [Текст] / Е.Р. Баенская // Аутизм и нарушения развития, 2017. - Том 15. - № 2. - С. 32-37.
5. Башаев, С.В. Оценка влияния игровой системы реабилитации на реабилитацию детей с аутизмом и ДЦП [Текст] / С.В. Башаев, А.А. Подлубная // Медицинские науки, 2016. - №11(53). - С. 123-127.
6. Белоусова, М.В. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача [Текст] / М.В. Белоусова, В.Ф. Прусаков, М.А. Уткузова // Практическая медицина, 2009. - №6(38). - С. 36-40.
7. Бессмертная, Ю.В. Особенности развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.10 / Бессмертная Юлия Владимировна. - Екатеринбург, 2008. - 239 с.
8. Бодалёв, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалёв. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с.
9. Бориснев, С.В. Социология коммуникации [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.В. Бориснёв. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 270 с.
10. Брюер Р. Люди с аутизмом могут понимать чужие эмоции и
сопереживать [Электронный ресурс] / Р. Брюер, Дж. Мерфи // Благотворительный фонд содействия решению проблем аутизма «Выход». - http://outfund.ru/lyudi-s-autizmom-mogut-ponimat-chuzhie-emocii (Дата
обращения: 10.02.2018).
11. Веденина, М.Ю. Адаптация методов поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков у детей с аутизмом: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. Веденина Мария Юрьевна. - М., 2000. - 176 c.
12. Веденина М.Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом [Электронный ресурс] / М.Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2014. - Альманах №19 - Режим доступа:: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/obzor- osnovnyh-zarubezhnyh-podhodov-k (Дата обращения: 10.02.2018).
13. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
14. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики [Текст]: учебное пособие / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Лабиринт, 2001. - 304 с.
15. Давлетбаева, З.К. Асоциальное поведение: понятийный аспект [Текст] / З.К. Давлетбаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2011. - №6. - С. 190-198.
16. Давыдова, Е.Ю. Жизненные компетенции в контексте планирования обучения детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е.Ю. Давыдова, А.Б. Сорокин // Психологическая наука и образование, 2016. - Том 21. - № 3. - С. 120-130.
17. Додзина, О.Б. Особенности реакций аутичных детей на речевые инструкции [Электронный ресурс] / О.Б. Додзина // Альманах Института
коррекционной педагогики. - 2005. - Альманах №9 Режим доступа:: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/knizhnoe-prilozhenie/osobennosti-reakczii- autichnyix-detei-na-rechevyie-instrukczii (Дата обращения 11.02.2018).
18. Задоя, Е.С. Биоинформационные технологии управления средой, в
которой создаются и используются знания [Электронный ресурс] / Е.С. Задоя // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 9. - С. 100-102; Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3661 (дата
обращения: 25.02.2018).
19. Задоя, Е.С. Виртуальные технологии в образовании [Электронный ресурс] / Е.С. Задоя // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 6. - С. 7576; Режим доступа: http: //www.fundamental-research.ru/ru/article/view? id=3179 (дата обращения: 23.02.2018).
20. Климась, Д.Г. Эмоциональная регуляция у детей с расстройствами
аутистического спектра в 6-10 лет: диссертация ... кандидата
психологических наук: 19.00.04 / Климась Дарья Григорьевна. - Москва, 2008. - 255 с.
21. Козловская, Н.В. Психология общения [Текст]: учебное пособие / Н.В. Козловская. - Ставрополь: СГУ, 2008. - 409 с.
22. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. - 5-е изд. - М.: УРАО, 1999. - 175 с.
23. Кураев, Г.А. Возрастная психология [Текст]: курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
24. Лебедева, Е.И. Понимание ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Лебедева Евгения Игоревна. - Москва, 2006. - 249 с.
25. Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М.: Просвещение, 1991. - 96 c.
26. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
27. Либлинг, М.М. Метод холдинг терапии в системе психологической помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.10. / Либлинг Мария Михайловна. - М., 2000. - 129 с.
28. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997. - 384 с.
29. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
30. Малофеев, Н.Н. Разработка специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина. Е.Л. Гончарова // Вестник практической психологии образования, 2011. - № 1. - С. 22-29.
31. Манелис, Н.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / Манелис Наталия Георгиевна Москва, 2000. - 124 с.
32. Медведовская, Т.А. Анализ результатов коррекции детей с высокофункциональным аутизмом [Текст] / Т.А. Медведовская, М.А. Сударикова // Детский аутизм: исследования и практика, 2008. - № 2 - С. 262-285.
33. Методика формирования навыков общения у учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учеб.-метод. пособие для педагогов центров коррекц.-развивающего обучения и реабилитации / Ю.Н. Кислякова [и др.] ; под ред. Т.В. Лисовской. - Минск: Адукацыя i выхаванне,
2010. - 160 с.
34. Морозов, С.А. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра [Текст] / С.А. Морозов, Т.И.
Морозова, Б.В. Белявский // Аутизм и нарушения развития, 2016. - Том 14. - № 1. - С. 9-18.
35. Морозов, С.А. Клинический полиморфизм и вариативность образования детей с аутизмом [Текст] / С.А. Морозов, Т.И. Морозова // Аутизм и нарушения развития, 2016. - Том 14. - № 4. - С. 3-9.
36. Морозов, С.А. Некоторые особенности ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра [Текст] / С.А. Морозов, Т.И. Морозова, Б.В. Белявский // Аутизм и нарушения развития, 2017. - Том 15. - № 2. - С. 19-31.
37. Натарова, К.А. Расстройства аутистического спектра (клиникодинамический, региональный и семейный аспекты): монография / К. А. Натарова, А. В. Семке, Е. В. Гуткевич. - Томск: Изд-во «Иван Фёдоров», 2012. - 192 с.
38. Нейсон, Б. Как научить ребёнка с аутизмом поддерживать контакт глазами? [Электронный ресурс] / Б. Нейсон // Благотворительный фонд содействия решению проблем аутизма «Выход». - (http://outfund.ru/kak- nauchit-rebenka-s-autizmom-podderzhivat-kontaktglazami/).
39. Нестерова, А.А. Модель сопровождения позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС): комплексный и междисциплинарный подходы [Текст] / А.А. Нестерова, Р.М. Айсина, Т.Ф. Суслова // Образование и наука, 2016. - №2 (131). - С. 121-131.
40. Никольская, О.С. Аутизм лечится общением [Текст] / О.С. Никольская // Аутизм и нарушения развития, 2016. - Том 14. - № 4. - С. 35
38.
41. Никольская, О.С. Изучение проблемы детского аутизма в России [Электронный ресурс] / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2014. - Альманах №19 Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/izuchenie-problemy-detskogo-autizma-v (Дата обращения: 12.02.2018).
42. Никольская, О.С. Особенности психического развития детей с
аутизмом [Электронный ресурс] / О.С. Никольская, М.Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2014. - Альманах №18 Режим доступа: https://andef.ru/ru/articles/almanah-18/osobennosti-
psihicheskogo-razvitija-detej-s-146 (Дата обращения: 22.02.2018).
43. Никольская, О.С. Развитие клинико-психологических
представлений о детском аутизме [Электронный ресурс] / О. С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. - №18. - 2014.
(https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/razvitie-kliniko- psihologicheskihpredstavlenii-o).
44. Овсянникова, Т.М. Профессия тьютора в отечественной и зарубежной образовательной практике [Текст] / Т.М. Овсянникова // Современная зарубежная психология, 2016. - Том 5. - № 3. - С. 75-82.
45. Плужников, И.В. Эмоциональный интеллект при аффективных расстройствах: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.04 / Плужников Илья Валерьевич. - Москва, 2010. - 295 с.
46. Погонина, О.Г. Модель «Ресурсный класс» для инклюзии детей с РАС с точки зрения образовательного менеджмента: риски и возможности [Текст] / О.Г. Погонина // Аутизм и нарушения развития, 2016. - Том 14. - № 3. - С. 55-62.
47. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра: учебно-методическое пособие для учителей и специалистов образовательных организаций [Текст] / сост. Л.М. Беткер. - Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2013. - 82 с.
48. Сергиенко, Е.А. Уровневое развитие модели психического и ее
значение для понимания внутреннего мира ребенка [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2008. - №4. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/urovnevoe-razvitie-modeli-psihicheskogo (дата обращения: 15.12.2017).
49. Скробкина (Курманова), О.В. Использование зарубежных программ в коррекции безречевых детей с аутизмом [Текст] / О.В. Скробкина (Курманова) // Аутизм и нарушения развития, 2007. - №1. - С. 13-19.
50. Соломко, А.Д. Формирование игровых навыков и эмоциональноперцептивной сферы у детей 5-7 лет с расстройствами аутистического спектра средствами физического воспитания: автореф. дис. ...канд. психол. наук: 13.00.04 / Соломко Алла Дмитриевна. - Краснодар, 2012. - 23 с.
51. Сорокин, А.Б. Скрининговые методы для выявления целевой группы «спектр аутизма» педагогами и психологами [Текст] / А.Б. Сорокин, М.А. Зотова // Психологическая наука и образование, 2016. - Том 21. - № 3. - С. 7-15.
52. Список научных трудов Б.Г. Ананьева / Степанова Е.И. Становление психологической школы Б.Г. Ананьева. Памятные даты и события. СПб., 2003. - С. 195-207.
53. Таротенко, О.А. Формирование эмоционально-волевых свойств детей младших классов, способствующих принятию социально-приемлемого поведения: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Таротенко Ольга Анатольевна. - Казань, 2002. - 190 с.
54. Уланова, А.Ю. Информационная успешность коммуникации на разных этапах развития модели психического [Текст] / А.Ю. Уланова, Е.А. Сергиенко // Экспериментальная психология, 2015. - Том 8. - № 1. - С. 6072.
55. Хаустов, А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст]: учеб. -метод. пособие / А.В. Хаустов. - М.: ЦПМССДиП, 2010. - 87 с.
56. Хаустов, А.В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.В. Хаустов // Аутизм и нарушения развития, 2009. - № 1. - С. 1
12.
57. Хаустов, А.В. Направления деятельности Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.В. Хаустов // Аутизм и нарушения развития, 2016. - Том 14. - № 4. - С. 14-18.
58. Хаустов, А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. / Хаустов Артур Валерьевич. - М., 2005. - 176 с.
59. Холмогорова, А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления
парадигмы социального познания в современной психологии: обзор
зарубежных исследований и обсуждение перспектив [Текст] / А.Б. Холмогорова // Культурно-историческая психология, 2015. - Том 11. - № 3. - С. 25-43.
60. Холодная, А.Д. Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.Д Холодная // Историческая и социально-образовательная мысль, 2015. - С. 115-118.
61. Шаев, Ю.М. К вопросу о семиотической структуре виртуальной реальности [Электронный ресурс] / Ю.М. Шаев // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-9. - С. 2036-2040; Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/artide/view?id=37357 (дата обращения:
24.02.2018) .
62. Шапошникова, А.Ф. Скрининговая диагностика и динамический контроль детей с заболеваниями аутистического спектра с использованием рейтинговой шкалы для оценки детского аутизма [Текст] / А.Ф. Шапошникова // Социальная и клиническая психиатрия, 2012. - Т. 22. - №2. - С. 63-68.
63. Эрц-Нафтульева, Ю.М. Поведенческий подход к развитию речи у детей с аутизмом: концепция анализа вербального поведения Скиннера / Ю.М. Эрц-Нафтульева // НейроNews. - №1 (65). - 2015. - С. 12-14.
64. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [Текст] / Е.А. Янушко. - М.: Теревинф, 2004. - 136 с.
65. Bellani, Marcella, Lorenzo Fomasari, Luca Chittaro and Paola Brambilla. “Virtual reality in autism: state of the art.” Epidemiology and psychiatric sciences 20 3 (2011): 235-8.
66. Kim S.H., Bal V.H., Lord C. Longitudinal follow-up of academic achievement in children with autism from age 2 to 18. J Child Psychol Psychiatry. 2017 Sep 26. doi: 10.11n/jcpp.12808. [Epub ahead of print].
67. Hupen P., Groen Y., Gaastra G.F., Tucha L., Tucha O. Performance monitoring in autism spectrum disorders: A systematic literature review of event- related potential studies. Int J Psychophysiol, 2016, 102: 33-46, doi: 10.1016 / j. ijpsycho.
68. Ned T Sahin, PhD, corresponding author12 Neha U Keshav, PhD,1 Joseph P Salisbury, PhD,1 and Arshya Vahabzadeh, MD Second Version of Google Glass as a Wearable Socio-Affective Aid: Positive School Desirability, High Usability, and Theoretical Framework in a Sample of Children with Autism, JMIR Hum Factors. 2018 Jan-Mar; 5(1): e1.
69. Neufeld J. Spontaneous Facial Mimicry is Modulated by Joint Attention and Autistic Traits. Wiley-Blackwell Online Open, 2016, 9(7), 781-789. doi: 10.1002/aur.1573.
70. Nyaz Didehbani et al., Virtual Reality Social Cognition Training for children with high functioning autism. Computers in Human Behavior, 2016, doi: 10.1016/j.chb.2016.04.033.
71. Overskeid G. Systemizing in autism: The case for an emotional mechanism. Journal New Ideas in Psychology, 2016, 41, 18-22.
72. Patil I. Divergent roles of autistic and alexithymic traits in utilitarian moral judgments in adults with autism. Scientific Reports, 6, Article number: 23637 (2016) doi:10.1038/srep23637.
73. Pellicano E., Kenny L., Brede J, Klaric E., Lichwa H., McMillin R. Executive function predicts school readiness in autistic and typical preschool children. Journal of Cognitive Development, 2017, 43, 1-13.
74. Quill K.A., Bracken K.N., Fair M.E., Fiore J.A. DO-WATCHLISTEN- SAY. Social and communication intervention for children with autism. Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 2002. - p. 410.
75. Uttama Lahiri, Member, IEEE, Esubalew Bekele, Student Member, IEEE, Elizabeth Dohrmann, Zachary Warren, and Nilanjan Sarkar, Senior Member, IEEE Design of a Virtual Reality Based Adaptive Response Technology for Children with Autism IEEE Trans Neural Syst Rehabil Eng. 2013 Jan; 21(1): 10.1109/TNSRE.2012.2218618.
76. Uttama Lahiri, corresponding author Esubalew Bekele, Elizabeth Dohrmann, Zachary Warren, and Nilanjan SarkarA Physiologically Informed Virtual Reality Based Social Communication System for Individuals with AutismJ Autism Dev Disord. 2015 Apr; 45(4): 919-931.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ