Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 6
1.1 Графомоторный навык в структуре письма 6
1.2 Формирование графомоторного компонента в процессе онтогенеза в
норме и при нарушениях речи 13
Выводы по I главе 22
Глава II. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Анализ результатов экспериментального изучения графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 27
Выводы по II главе
Глава III. Коррекционная работа по формированию графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 34
3.1 Основные задачи, принципы и содержание коррекционно-развивающей работы по формированию графомоторного компонента у младших школьников с тяжелыми нарушениями 34
3.2 Оценка эффективности проведенной работы по формированию графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 44
Выводы по III главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение 57
Актуальность исследования. Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день прослеживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями речи, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Из числа школьников с проблемами в речевом развитии большая доля тех, у кого прослеживаются трудности формирования моторных и графических навыков. Неполноценная деятельность речевой функции накладывает след на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы; нарушается развитие моторной сферы, как общей, так и мелкой моторики. Поэтому вопрос развития моторных и графических навыков при подготовке к письму школьников с речевой патологией считается значимым в коррекционном обучении. Успешность обучения детей в школе, их последующее развитие в существенной мере находится в зависимости от степени овладения моторными и графическими навыками.
У детей с тяжелыми речевыми нарушениями графомоторные навыки речи характеризуются незрелостью сложных произвольных форм зрительномоторной координации. У школьников нарушается пространственная ориентировка, наблюдается неправильное положение руки в период графомоторной деятельности, низкий уровень развития мелкой моторики.
Многие ученые (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, С.Л. Рубинштейн Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, А. Р. Лурия, М.С. Грушевская) - отмечали в собственных трудах, что речедвигательная и моторная функция пребывают в близкой онтогенетической связи. По этой причине присутствие различной степени недостаточности общей, артикуляционной моторики и тонких движений рук в симптоматике речевых нарушений оказывает негативное влияние на формирование у детей с речевой патологией не только устной речи, но и процесса письма, а также иных двигательных навыков и умений.
Значимость проблемы заключается в том, что полноценное моторное и графическое развитие является залогом успешного освоения грамотой и чтением: письменная речь формируется на основе устной, и дети, у которых имеются тяжелые нарушения речи и моторная недостаточностью, считаются возможными детьми с нарушениями письма и чтения.
Цель исследования: изучение состояния графомоторных навыков письма и определение эффективных средств по их формированию у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: нарушение графомоторного компонента письма у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: процесс формирования графомоторных навыков письма у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: проведение специально организованного обучения по развитию мелкой моторики, зрительно-пространственного гнозиса будет способствовать повышению уровня сформированности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Для осуществления цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научные исследования по вопросу развития графомоторных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в научно-методической литературе
2. Выявить особенностей развития графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениям речи
З. Определить направлений коррекционной работы по формированию графомоторного компонента письма у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
4. Дать оценку эффективности программы коррекционно-логопедической работы по формированию графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по теме исследования;
2.Эмпирические: наблюдение, эксперимент.
Для оценки состояния графомоторного компонента письма использовались методики: «Домик» (по Н. Н. Гуткиной), «Дорожки» (по Л. А. Венгеру), «Штриховка» (по М. М. Безруких), «Узор» (по Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикову).
3. Интерпретационные: анализ полученных результатов.
Методологическая основа: теория Н.А. Бернштейн о психофизиологии движений и физической активности, теория Е.В. Гурьяновой [11] о психологии обучения письму, методика С.И. Гавриной по формированию графомоторных навыков, взгляды Л.В. Лопатиной [22],Л.С. Волковой [20], на младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, положения Т.Г. Визель [7] о нарушениях письма у детей, о развитии графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи, взгляды М.Г. Храковской [35].
Практическая значимость: содержащиеся в работе практические, теоретические материалы могут быть применены педагогами и логопедами в системе школьного образования при определении методов и приемов работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи с целью формирования графомоторного компонента письма, который будет служить средством успешного освоения процесса письма.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы (47 источников) и приложения.
Графомоторный навык - это конкретные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
Графомоторные навыки детей с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей с тяжелыми нарушениями речи кроме речевых нарушений наблюдается нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, нарушение общей и мелкой моторики, что отражается на развитии графомоторного навыка, сформированность которого влияет на процесс обучения письму. Без достаточного развития графомоторного компонента у возникают большие трудности с письменной речью в школе.
Анализ научно-методической литературы показал, успешное овладение графомоторным компонентом письма, зависит от формирования предпосылок: зрительного и двигательного контроля, координации движений, пространственного восприятия и пространственных представлений, «ручной умелости» и зрительного внимания.
В результате экспериментального обследования было выявлено, что графомоторный компонент письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи развит недостаточно, и характеризуется низким уровнем развития мелкой моторики, нарушением точности движений, нарушением зрительно-моторной координации, трудности переключения с одного движения на другое.
Поэтому возникла необходимость разработки и проведения коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок, которые необходимы для овладения письмом. Данная работа проводилась по 4 направлениям:
1. Развитие и совершенствование мелкой моторики:
2. Развитие зрительного и пространственного восприятия:
3. Развитие зрительно-моторной координации
4. Развитие и совершенствование базовых графических навыков
Со школьниками экспериментальной группы были проведены занятия, которые способствовали развитию зрительного и пространственного восприятия, развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации, совершенствованию базовых графических навыков.
Анализируя количественные и качественные данные после проведения коррекционно-развивающей работы по формированию графомоторного компонента письма у детей с тяжелыми нарушениями речи, наблюдаются статистически значимые различия по показателям развития зрительного и пространственного восприятия, и по показателю точности движений: у школьников наблюдаются единичные выходы линии за границы рисунка, при срисовывании не наблюдается ошибок в изображении направления и формы элементов рисунка.
Стало очевидным, что у детей с тяжелыми нарушениями речи средние показатели сформированности мелкой моторики и зрительно-моторной координации стали чуть выше первоначальных показателей, что может подтвердить гипотезу, о том, что проведение специально организованного обучения по развитию мелкой моторики, зрительно-пространственного гнозиса будет способствовать повышению уровня сформированности графомоторного компонента письма у детей с тяжелыми нарушениями речи.
1. Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к «Азбуке» О.В.Джежелей [Текст] / Н.Г.Агаркова, — М.: Дрофа, 2007. —116 с.
2. Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2 класс [Текст] / Н.Г.Агаркова. — М.: Дрофа, 2000. — 225 с.
3. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов /А.К. Аксенова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 320 с.
4. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б. Эльконина [Текст] / М.М.Безруких. — М.: Просвещение, 2002. — 165 с.
5. Безруких, М.М.Знаете ли вы своего ученика? Книга для учителя / М.М. Безруких, С.П. Ефимов. — М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
6. Бернштейн, Н.А. Развитие движений / Н.А. Бернштейн // М.: Медицина, 1996, — 212с.
7. Венгер Л.А. Мелкая моторика рук «Психолог в дошкольном учреждении» [Текст] /Л.А. Венгер // М: изд-во «ГНОМиД», 2002 - 318 с.
8. Визель, Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Г. Визель. — М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 127 с.
9. Волоскова, Н. Н. Формирование графомоторного компонента письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н. Н. Волоскова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие.под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. / Н. Н. Волоскова. — М., 2009.— С. 207-220.
10. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. / Л.С. Выготский // — М.: Изд. АПН СССР, 1960. — 500 с.
11. Гаврина, С.И., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Развиваем графические навыки. Мой помощник - карандаш // АСТ: Астрель: Академия развития, 2005. . — 189 с.
12. Гурьянов, Е.В. Развитие навыка письма у школьников [Текст] / Е.В. Гурьянов // М.:Просвещение,2005. — 339 с.
13. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма / Е. В. Гурьянов-М.: Издательство АПН, 2009 - 318 с.
14. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. —М.:Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.
15. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы // М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 139 с.
16. Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе. [Текст] /О.В. Елецкая, М.Ю. Горбачевская — М.: Просвещение, 2007.- 222с.
17. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме [Текст] // Начальная школа. - 2008. - №8. С.16-19.
18. Иншакова, О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма младших школьников общеобразовательных школ [Текст] / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия. — 2003. — № 1-2. — С. 37- 46.
19. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет - М.:Владос, 2013 - 250 с.
20. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения: Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под редакцией Волковой Л.С.: В 5 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр речи: Дислексия. Дисграфия. - 304 с.
21. Коваленко, Ю.В. Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Ю.В. Коваленко // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сб. мат. X Меж. науч.- практич. конф. - Краснодар: ФГБОУ ВО «АГПУ»,2018. - С.119-120.
22. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова // М.: Педагогика, 2006.— 143 с.
23. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи (речевая и пальчиковая гимнастики, говорим правильно и красиво). / Е. М. Косинова. - М.: Эксмо, 2004.
24. Крупенчук, О.И. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. / О.И. Крупенчук // СПб: Издательский дом «Литера» , 2006. —155 с.
25. Крупенчук, О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией [Текст] // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2005. - № 6. - С. 36-41.
26. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под Ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 680 С.
27. Лебединская, Е.И. Некоторые возрастные изменения, взаимодействия первой и второй сигнальных систем у детей от 2 до 7 лет / Е.И. Лебединская, А.Г. Полякова // Вопросы психологии. — 2007. — №1. — С.89-102.
28. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л.В. Лопатина // СПб.: Союз, 2004. —214 с.
29. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А.Р. Лурия.— М.:Просвещение, 2000. — 300с.
30. Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г. Мисаренко // Логопед. — 2009. №3. — С. 28-36.
31. Моисеева, Л. О подготовке руки к письму // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - 2006. - № 12. С. 33-44
32. Нижегородцева, Н.В. Комплексная диагностика готовности детей дошкольного возраста к началу обучения в школе - КДГд [Текст]: учебное пособие / Н.В. Нижегородцева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011 . — 97 с.
33. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). [Текст] / Н.В. Нищева // СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. — 352 с.
34. Новикова, Г.Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1-ый класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического обследования) [Текст] / Г.Р. Новикова // Дефектология. — 2000. — №2. — С. 12-15.
35. Новикова, Е.В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей [Текст] / Е.В. Новикова. — М.: «Гном и Д»,2003. — 40 с.
36. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст] / Е. Плутаева, М. Лосев // Дошкольное воспитание. —2005. —№ 3. — С. 28-35.
37. Прищепа, С.Р. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников [Текст] / С. Р. Прищепа // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 1. — С.60-61.
38. Пханаева, С. Н. Психолого-педагогический аспект работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования [Текст] / С.Н. Пханаева, Б.Х. Хамукова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 5. - С.144-148.
39. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. [Текст] / Н.И. Садовникова.— М.: Владос, 2007. — 243с.
40. Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте [Текст] / Т.П. Сальникова.— М.:Просвещение,2006. — 196с.
41. Симановский А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка [Текст] / А. Э. Симановский. — М. : Айрис пресс : Рольф, 2000. —128 с.
42. Соколова Е.В. Тренируем пальчики / Е.В. Соколова, Н.Н. Нянковская. — Ярославль: Академия развития, 2008. — С.47.
43. Специальная дошкольная педагогика: учеб.пособие для вузов / Е.Р. Баенская, Т.А. Басилова, А.Л. Венгер, и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. М. — М.: Издательский центр «Академия»,2005. —312 с.
44. Фомина, Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка [Текст] / Л.В. Фомина // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: МГПИИЯ, 1971. - С.36-40.
45. Храковская, М.Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушении двигательного праксиса [Текст] /М.Г. Храковская // Логопед. — 2004.№3. — С.10 —14.
46. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. - М.: Юристъ, 2000. - 253 с
47. Feder K., Majnemer A. Handwriting development, competency, and intervention. Developmental Medicine and Child Neurology, 2007. Vol 49, no 4. pp. 312-317. doi: 10.1111/j.1469-8749.2007.00312.x.