ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНОГО КОМПОНЕНТА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
|
Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 6
1.1 Графомоторный навык в структуре письма 6
1.2 Формирование графомоторного компонента в процессе онтогенеза в
норме и при нарушениях речи 13
Выводы по I главе 22
Глава II. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Анализ результатов экспериментального изучения графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 27
Выводы по II главе
Глава III. Коррекционная работа по формированию графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 34
3.1 Основные задачи, принципы и содержание коррекционно-развивающей работы по формированию графомоторного компонента у младших школьников с тяжелыми нарушениями 34
3.2 Оценка эффективности проведенной работы по формированию графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 44
Выводы по III главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение 57
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 6
1.1 Графомоторный навык в структуре письма 6
1.2 Формирование графомоторного компонента в процессе онтогенеза в
норме и при нарушениях речи 13
Выводы по I главе 22
Глава II. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Анализ результатов экспериментального изучения графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 27
Выводы по II главе
Глава III. Коррекционная работа по формированию графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 34
3.1 Основные задачи, принципы и содержание коррекционно-развивающей работы по формированию графомоторного компонента у младших школьников с тяжелыми нарушениями 34
3.2 Оценка эффективности проведенной работы по формированию графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 44
Выводы по III главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение 57
Актуальность исследования. Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день прослеживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями речи, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Из числа школьников с проблемами в речевом развитии большая доля тех, у кого прослеживаются трудности формирования моторных и графических навыков. Неполноценная деятельность речевой функции накладывает след на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы; нарушается развитие моторной сферы, как общей, так и мелкой моторики. Поэтому вопрос развития моторных и графических навыков при подготовке к письму школьников с речевой патологией считается значимым в коррекционном обучении. Успешность обучения детей в школе, их последующее развитие в существенной мере находится в зависимости от степени овладения моторными и графическими навыками.
У детей с тяжелыми речевыми нарушениями графомоторные навыки речи характеризуются незрелостью сложных произвольных форм зрительномоторной координации. У школьников нарушается пространственная ориентировка, наблюдается неправильное положение руки в период графомоторной деятельности, низкий уровень развития мелкой моторики.
Многие ученые (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, С.Л. Рубинштейн Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, А. Р. Лурия, М.С. Грушевская) - отмечали в собственных трудах, что речедвигательная и моторная функция пребывают в близкой онтогенетической связи. По этой причине присутствие различной степени недостаточности общей, артикуляционной моторики и тонких движений рук в симптоматике речевых нарушений оказывает негативное влияние на формирование у детей с речевой патологией не только устной речи, но и процесса письма, а также иных двигательных навыков и умений.
Значимость проблемы заключается в том, что полноценное моторное и графическое развитие является залогом успешного освоения грамотой и чтением: письменная речь формируется на основе устной, и дети, у которых имеются тяжелые нарушения речи и моторная недостаточностью, считаются возможными детьми с нарушениями письма и чтения.
Цель исследования: изучение состояния графомоторных навыков письма и определение эффективных средств по их формированию у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: нарушение графомоторного компонента письма у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: процесс формирования графомоторных навыков письма у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: проведение специально организованного обучения по развитию мелкой моторики, зрительно-пространственного гнозиса будет способствовать повышению уровня сформированности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Для осуществления цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научные исследования по вопросу развития графомоторных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в научно-методической литературе
2. Выявить особенностей развития графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениям речи
З. Определить направлений коррекционной работы по формированию графомоторного компонента письма у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
4. Дать оценку эффективности программы коррекционно-логопедической работы по формированию графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по теме исследования;
2.Эмпирические: наблюдение, эксперимент.
Для оценки состояния графомоторного компонента письма использовались методики: «Домик» (по Н. Н. Гуткиной), «Дорожки» (по Л. А. Венгеру), «Штриховка» (по М. М. Безруких), «Узор» (по Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикову).
3. Интерпретационные: анализ полученных результатов.
Методологическая основа: теория Н.А. Бернштейн о психофизиологии движений и физической активности, теория Е.В. Гурьяновой [11] о психологии обучения письму, методика С.И. Гавриной по формированию графомоторных навыков, взгляды Л.В. Лопатиной [22],Л.С. Волковой [20], на младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, положения Т.Г. Визель [7] о нарушениях письма у детей, о развитии графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи, взгляды М.Г. Храковской [35].
Практическая значимость: содержащиеся в работе практические, теоретические материалы могут быть применены педагогами и логопедами в системе школьного образования при определении методов и приемов работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи с целью формирования графомоторного компонента письма, который будет служить средством успешного освоения процесса письма.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы (47 источников) и приложения.
У детей с тяжелыми речевыми нарушениями графомоторные навыки речи характеризуются незрелостью сложных произвольных форм зрительномоторной координации. У школьников нарушается пространственная ориентировка, наблюдается неправильное положение руки в период графомоторной деятельности, низкий уровень развития мелкой моторики.
Многие ученые (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, С.Л. Рубинштейн Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, А. Р. Лурия, М.С. Грушевская) - отмечали в собственных трудах, что речедвигательная и моторная функция пребывают в близкой онтогенетической связи. По этой причине присутствие различной степени недостаточности общей, артикуляционной моторики и тонких движений рук в симптоматике речевых нарушений оказывает негативное влияние на формирование у детей с речевой патологией не только устной речи, но и процесса письма, а также иных двигательных навыков и умений.
Значимость проблемы заключается в том, что полноценное моторное и графическое развитие является залогом успешного освоения грамотой и чтением: письменная речь формируется на основе устной, и дети, у которых имеются тяжелые нарушения речи и моторная недостаточностью, считаются возможными детьми с нарушениями письма и чтения.
Цель исследования: изучение состояния графомоторных навыков письма и определение эффективных средств по их формированию у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: нарушение графомоторного компонента письма у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: процесс формирования графомоторных навыков письма у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: проведение специально организованного обучения по развитию мелкой моторики, зрительно-пространственного гнозиса будет способствовать повышению уровня сформированности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Для осуществления цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научные исследования по вопросу развития графомоторных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в научно-методической литературе
2. Выявить особенностей развития графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениям речи
З. Определить направлений коррекционной работы по формированию графомоторного компонента письма у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
4. Дать оценку эффективности программы коррекционно-логопедической работы по формированию графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по теме исследования;
2.Эмпирические: наблюдение, эксперимент.
Для оценки состояния графомоторного компонента письма использовались методики: «Домик» (по Н. Н. Гуткиной), «Дорожки» (по Л. А. Венгеру), «Штриховка» (по М. М. Безруких), «Узор» (по Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикову).
3. Интерпретационные: анализ полученных результатов.
Методологическая основа: теория Н.А. Бернштейн о психофизиологии движений и физической активности, теория Е.В. Гурьяновой [11] о психологии обучения письму, методика С.И. Гавриной по формированию графомоторных навыков, взгляды Л.В. Лопатиной [22],Л.С. Волковой [20], на младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, положения Т.Г. Визель [7] о нарушениях письма у детей, о развитии графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи, взгляды М.Г. Храковской [35].
Практическая значимость: содержащиеся в работе практические, теоретические материалы могут быть применены педагогами и логопедами в системе школьного образования при определении методов и приемов работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи с целью формирования графомоторного компонента письма, который будет служить средством успешного освоения процесса письма.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы (47 источников) и приложения.
Графомоторный навык - это конкретные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
Графомоторные навыки детей с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей с тяжелыми нарушениями речи кроме речевых нарушений наблюдается нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, нарушение общей и мелкой моторики, что отражается на развитии графомоторного навыка, сформированность которого влияет на процесс обучения письму. Без достаточного развития графомоторного компонента у возникают большие трудности с письменной речью в школе.
Анализ научно-методической литературы показал, успешное овладение графомоторным компонентом письма, зависит от формирования предпосылок: зрительного и двигательного контроля, координации движений, пространственного восприятия и пространственных представлений, «ручной умелости» и зрительного внимания.
В результате экспериментального обследования было выявлено, что графомоторный компонент письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи развит недостаточно, и характеризуется низким уровнем развития мелкой моторики, нарушением точности движений, нарушением зрительно-моторной координации, трудности переключения с одного движения на другое.
Поэтому возникла необходимость разработки и проведения коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок, которые необходимы для овладения письмом. Данная работа проводилась по 4 направлениям:
1. Развитие и совершенствование мелкой моторики:
2. Развитие зрительного и пространственного восприятия:
3. Развитие зрительно-моторной координации
4. Развитие и совершенствование базовых графических навыков
Со школьниками экспериментальной группы были проведены занятия, которые способствовали развитию зрительного и пространственного восприятия, развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации, совершенствованию базовых графических навыков.
Анализируя количественные и качественные данные после проведения коррекционно-развивающей работы по формированию графомоторного компонента письма у детей с тяжелыми нарушениями речи, наблюдаются статистически значимые различия по показателям развития зрительного и пространственного восприятия, и по показателю точности движений: у школьников наблюдаются единичные выходы линии за границы рисунка, при срисовывании не наблюдается ошибок в изображении направления и формы элементов рисунка.
Стало очевидным, что у детей с тяжелыми нарушениями речи средние показатели сформированности мелкой моторики и зрительно-моторной координации стали чуть выше первоначальных показателей, что может подтвердить гипотезу, о том, что проведение специально организованного обучения по развитию мелкой моторики, зрительно-пространственного гнозиса будет способствовать повышению уровня сформированности графомоторного компонента письма у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Графомоторные навыки детей с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей с тяжелыми нарушениями речи кроме речевых нарушений наблюдается нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, нарушение общей и мелкой моторики, что отражается на развитии графомоторного навыка, сформированность которого влияет на процесс обучения письму. Без достаточного развития графомоторного компонента у возникают большие трудности с письменной речью в школе.
Анализ научно-методической литературы показал, успешное овладение графомоторным компонентом письма, зависит от формирования предпосылок: зрительного и двигательного контроля, координации движений, пространственного восприятия и пространственных представлений, «ручной умелости» и зрительного внимания.
В результате экспериментального обследования было выявлено, что графомоторный компонент письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи развит недостаточно, и характеризуется низким уровнем развития мелкой моторики, нарушением точности движений, нарушением зрительно-моторной координации, трудности переключения с одного движения на другое.
Поэтому возникла необходимость разработки и проведения коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок, которые необходимы для овладения письмом. Данная работа проводилась по 4 направлениям:
1. Развитие и совершенствование мелкой моторики:
2. Развитие зрительного и пространственного восприятия:
3. Развитие зрительно-моторной координации
4. Развитие и совершенствование базовых графических навыков
Со школьниками экспериментальной группы были проведены занятия, которые способствовали развитию зрительного и пространственного восприятия, развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации, совершенствованию базовых графических навыков.
Анализируя количественные и качественные данные после проведения коррекционно-развивающей работы по формированию графомоторного компонента письма у детей с тяжелыми нарушениями речи, наблюдаются статистически значимые различия по показателям развития зрительного и пространственного восприятия, и по показателю точности движений: у школьников наблюдаются единичные выходы линии за границы рисунка, при срисовывании не наблюдается ошибок в изображении направления и формы элементов рисунка.
Стало очевидным, что у детей с тяжелыми нарушениями речи средние показатели сформированности мелкой моторики и зрительно-моторной координации стали чуть выше первоначальных показателей, что может подтвердить гипотезу, о том, что проведение специально организованного обучения по развитию мелкой моторики, зрительно-пространственного гнозиса будет способствовать повышению уровня сформированности графомоторного компонента письма у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНОГО КОМПОНЕНТА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2019 - Состояние навыков фонетического анализа у младших школьников с нарушениями письма (Иркутский государственный университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - Формирование базовых компонентов письма у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2023 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



