Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра средствами PECS
|
Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра 9
1.2 Особенности развития речевой коммуникации у детей с расстройствами
аутистического спектра 17
1.3 Методы коррекции коммуникативных нарушений в детском возрасте
(Система PECS) 30
Выводы по 1 главе 35
Глава II. Эмпирическое изучение речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 38
2.1 Организация исследования особенностей речевой коммуникации у детей
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 38
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
Выводы по II главе 55
Глава III. Коррекционная работа по развитию речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 57
3.1 Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра 57
3.2 Контрольный эксперимент 68
Выводы по III главе 86
Заключение
Список литературы 91
Приложения
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра 9
1.2 Особенности развития речевой коммуникации у детей с расстройствами
аутистического спектра 17
1.3 Методы коррекции коммуникативных нарушений в детском возрасте
(Система PECS) 30
Выводы по 1 главе 35
Глава II. Эмпирическое изучение речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 38
2.1 Организация исследования особенностей речевой коммуникации у детей
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 38
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
Выводы по II главе 55
Глава III. Коррекционная работа по развитию речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 57
3.1 Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра 57
3.2 Контрольный эксперимент 68
Выводы по III главе 86
Заключение
Список литературы 91
Приложения
Актуальность исследования. За последние десятилетия заметно возросло количество детей с искажённым психическим развитием в целом и расстройствами аутистического спектра в частности. Поэтому развитие инклюзивного образования в России - это, скорее всего, веление времени и обязанность социального государства. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях с целью адаптации ребенка к требованиям социума. Однако, социуму самому теперь необходимо адаптироваться к индивидуальным возможностям такого ребенка.
Адаптация ребёнка к требованиям социума и микроколлектива образовательного дошкольного учреждения заключается в развитии коммуникации и её базовых составляющих-коммуникативных способностей. Однако, большинство ученых, занимающихся исследованием феномена расстройства аутистического спектра, утверждают, что главным нарушением при данном диагнозе является недостаточное развитие навыков коммуникации. По ряду данных исследователей [7, 20, 39, 47] у данной группы детей наблюдаются такие нарушения как: отсутствие потребности и способности к общению, проявляющиеся в виде уклонения от контакта, отставании или отсутствии разговорной речи, неспособности поддержать диалог, непонимание своих и чужих переживаний, дисгармоничность когнитивного развития и другие специфические особенности.
Проблема развития коммуникации у дошкольников с расстройствами аутистического спектра становится наиболее значимой не только в связи с необходимостью включения этой категории детей в сферу дошкольного и школьного образования, но и в связи с недостаточностью научно обоснованных психолого-педагогических условий для этого.
На научно-практическом уровне актуальность проблемы и темы исследования определяется обнаруженным несоответствием между параллельно идущими исследованиями в области фундаментальной психологической науки и практики. Так, в теоретических исследованиях рассматриваются вопросы развития коммуникативной сферы личности человека в целом, структура его коммуникативных способностей; в практических - уделяется внимание проблемам коммуникации (но не коммуникативных способностей), в основном, применительно к детям с нормальным психическим развитием или лёгкими формами дизонтогенеза.
В отношении же дошкольников с расстройствами аутистического спектра теоретические и практические сведения об особенностях развития их коммуникативных способностей практически не обнаружены. Зарубежные авторы описывают диагностический инструментарий для изучения коммуникативных навыков данной категории детей (методики не переведены на русский язык и рассматриваются в работах М. Rutter [56], U. Frith [51], L. Wing [59]), в отечественной специальной психологии имеется ряд научно - практических исследований, посвящённых развитию речи, бытовых навыков, организации познавательной и игровой деятельности дошкольников с расстройствами аутистического спектра, а также по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом (О. С. Никольская [27], А. В. Хаустов [42]). В то же время, в научной и методической психолого - педагогической литературе обнаруживается дефицит исследований, посвящённых проблемам диагностики и создания условий для развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра [3].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, позволили выделить ряд несоответствий между: развивающейся системой учреждений (как государственных, так и негосударственных) для оказания психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями и отсутствием необходимых форм государственной поддержки детям дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, а также их родителям; отсутствием научных данных о коммуникативных способностях дошкольников с расстройствами аутистического спектра и педагогических формах работы, способствующих их развитию.
Обнаруженные несоответствия как теоретического, так и практического планов определили проблему исследования, которая заключается в теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику эффективных направлений коррекционной работы, способствующих развитию коммуникативных способностей у дошкольников с РАС.
Актуальность проблемы исследования, наличие несоответствий позволили сформулировать тему исследования: «Развития речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с дошкольников с расстройством аутистического спектра средствами PECS».
Цель исследования: разработать программу по развитию речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра средствами PECS.
Объект исследования: речевая коммуникация у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, средствами PECS.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра будет более эффективным, если
- строить занятия с учетом их индивидуальных особенностей детей с РАС;
- создавать ситуации общения для проявления инициативы ребенком;
-организовывать систематическую работу с учетом принципов поэтапности и последовательности предъявления заданий;
- применять на занятиях систему альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS).
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы развития речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности развития речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра в констатирующем эксперименте;
3. Разработать программу по развитию речевой коммуникации для данной категории детей;
4. Выявить эффективность разработанной программы занятий по развитию речевой коммуникации.
Методологическая основа.
Методологическими основами исследования явились: субъектно деятельностная концепция (С.Л. Рубинштейн [36]); концепции ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский [8]); модель уровневой организации системы эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский [18]);концепция о генезисе общения как коммуникативной деятельности (Лисина [19]); концепции развития коммуникативных способностей Г.С. Васильева [5] и А.А. Кидрона [15];теория способностей Б.М. Теплова [39]. Исследование опирается на представление о детском аутизме как искаженном типе психического развития, главным проявлением которого является нарушение коммуникативногохарактера, возникающее вследствие аффективных ( К.С. Лебединская [18], О.С. Никольская [26], Е.Р. Баенская [2] и др.) и когнитивных недостатков (R. Jordan [52], D.M. Ricks [55],L. Wing [59] и др).
Методы исследования. Основополагающим методами данного исследования является теоретические и эмпирические. Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, эксперимент. Интерпретационный: анализ полученных результатов, статистический анализ (U-критерий Манна-Уитни).
Практическая значимость. Разработанная программа по развитию речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра может быть использована студентами, обучающимися по направлению специальное дефектологическое образование, логопедами и дефектологами детских домов, реабилитационных центров и другими специалистами, работающими с данной группой детей.
Структура и объём исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 59 источников, из 9 приложений, общий объём работы составляет 97 машинописного текста.
Апробация результатов: результаты данного исследования были апробированы на II Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Исследования молодых ученых: психолого-медико педагогические проблемы современного образования» (Ростов - на Дону, 2018 год ), на Итоговой научно-практической конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань,2018 год), в журнале Казанский вестник молодых учёных (Казань,2019 год) .
Адаптация ребёнка к требованиям социума и микроколлектива образовательного дошкольного учреждения заключается в развитии коммуникации и её базовых составляющих-коммуникативных способностей. Однако, большинство ученых, занимающихся исследованием феномена расстройства аутистического спектра, утверждают, что главным нарушением при данном диагнозе является недостаточное развитие навыков коммуникации. По ряду данных исследователей [7, 20, 39, 47] у данной группы детей наблюдаются такие нарушения как: отсутствие потребности и способности к общению, проявляющиеся в виде уклонения от контакта, отставании или отсутствии разговорной речи, неспособности поддержать диалог, непонимание своих и чужих переживаний, дисгармоничность когнитивного развития и другие специфические особенности.
Проблема развития коммуникации у дошкольников с расстройствами аутистического спектра становится наиболее значимой не только в связи с необходимостью включения этой категории детей в сферу дошкольного и школьного образования, но и в связи с недостаточностью научно обоснованных психолого-педагогических условий для этого.
На научно-практическом уровне актуальность проблемы и темы исследования определяется обнаруженным несоответствием между параллельно идущими исследованиями в области фундаментальной психологической науки и практики. Так, в теоретических исследованиях рассматриваются вопросы развития коммуникативной сферы личности человека в целом, структура его коммуникативных способностей; в практических - уделяется внимание проблемам коммуникации (но не коммуникативных способностей), в основном, применительно к детям с нормальным психическим развитием или лёгкими формами дизонтогенеза.
В отношении же дошкольников с расстройствами аутистического спектра теоретические и практические сведения об особенностях развития их коммуникативных способностей практически не обнаружены. Зарубежные авторы описывают диагностический инструментарий для изучения коммуникативных навыков данной категории детей (методики не переведены на русский язык и рассматриваются в работах М. Rutter [56], U. Frith [51], L. Wing [59]), в отечественной специальной психологии имеется ряд научно - практических исследований, посвящённых развитию речи, бытовых навыков, организации познавательной и игровой деятельности дошкольников с расстройствами аутистического спектра, а также по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом (О. С. Никольская [27], А. В. Хаустов [42]). В то же время, в научной и методической психолого - педагогической литературе обнаруживается дефицит исследований, посвящённых проблемам диагностики и создания условий для развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра [3].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, позволили выделить ряд несоответствий между: развивающейся системой учреждений (как государственных, так и негосударственных) для оказания психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями и отсутствием необходимых форм государственной поддержки детям дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, а также их родителям; отсутствием научных данных о коммуникативных способностях дошкольников с расстройствами аутистического спектра и педагогических формах работы, способствующих их развитию.
Обнаруженные несоответствия как теоретического, так и практического планов определили проблему исследования, которая заключается в теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику эффективных направлений коррекционной работы, способствующих развитию коммуникативных способностей у дошкольников с РАС.
Актуальность проблемы исследования, наличие несоответствий позволили сформулировать тему исследования: «Развития речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с дошкольников с расстройством аутистического спектра средствами PECS».
Цель исследования: разработать программу по развитию речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра средствами PECS.
Объект исследования: речевая коммуникация у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, средствами PECS.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра будет более эффективным, если
- строить занятия с учетом их индивидуальных особенностей детей с РАС;
- создавать ситуации общения для проявления инициативы ребенком;
-организовывать систематическую работу с учетом принципов поэтапности и последовательности предъявления заданий;
- применять на занятиях систему альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS).
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы развития речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности развития речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра в констатирующем эксперименте;
3. Разработать программу по развитию речевой коммуникации для данной категории детей;
4. Выявить эффективность разработанной программы занятий по развитию речевой коммуникации.
Методологическая основа.
Методологическими основами исследования явились: субъектно деятельностная концепция (С.Л. Рубинштейн [36]); концепции ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский [8]); модель уровневой организации системы эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский [18]);концепция о генезисе общения как коммуникативной деятельности (Лисина [19]); концепции развития коммуникативных способностей Г.С. Васильева [5] и А.А. Кидрона [15];теория способностей Б.М. Теплова [39]. Исследование опирается на представление о детском аутизме как искаженном типе психического развития, главным проявлением которого является нарушение коммуникативногохарактера, возникающее вследствие аффективных ( К.С. Лебединская [18], О.С. Никольская [26], Е.Р. Баенская [2] и др.) и когнитивных недостатков (R. Jordan [52], D.M. Ricks [55],L. Wing [59] и др).
Методы исследования. Основополагающим методами данного исследования является теоретические и эмпирические. Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, эксперимент. Интерпретационный: анализ полученных результатов, статистический анализ (U-критерий Манна-Уитни).
Практическая значимость. Разработанная программа по развитию речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра может быть использована студентами, обучающимися по направлению специальное дефектологическое образование, логопедами и дефектологами детских домов, реабилитационных центров и другими специалистами, работающими с данной группой детей.
Структура и объём исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 59 источников, из 9 приложений, общий объём работы составляет 97 машинописного текста.
Апробация результатов: результаты данного исследования были апробированы на II Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Исследования молодых ученых: психолого-медико педагогические проблемы современного образования» (Ростов - на Дону, 2018 год ), на Итоговой научно-практической конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань,2018 год), в журнале Казанский вестник молодых учёных (Казань,2019 год) .
Подводя итог полученных данных, мы должны сказать о том, что актуальность нашего исследования подтвердилась. Нами было доказано, что с детьми 5-6 лет имеющими расстройство аутистического спектра необходима постоянная системная работа по развитию речевой коммуникации. Использование средств альтернативной коммуникации посредством карточек PECS значимы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, поскольку эта система обладает колоссальными потенциальными возможностями развития коммуникации и появления речи у детей. Мы изучили, проанализировали и обобщили исследования по проблеме развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра; выявили особенности и уровни развития коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра; апробировали программу по развитию речевой коммуникации у детей 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра средствами PECS; провели экспериментальную проверку её эффективности.
Анализ исследовательской и методической литературы по обобщению опыта развития речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра показал, что невербальные средства коммуникации являются одним из основных средств развития речи у детей с данным диагнозом, позволяющим им осуществлять коммуникацию с другими людьми. При правильном подходе, невербальные средства способствуют появлению речи у неговорящих детей с расстройствами аутистического спектра.
Цель работы, заключавшаяся в разработке и определении эффективности средств альтернативной коммуникации PECS у детей 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра как составляющих логопедической работы по развитию коммуникативных навыков, достигнута. Занимаясь систематически, у детей появились потребность в коммуникации, что в свою очередь спровоцировало появление первых слов; появилась простая фраза и диалоговая речь; увеличилась длина высказывания. В активном словаре появились новые лексические категории, увеличился глагольный словарь.
В процессе формирующей работы с использованием средств PECS дети постепенно усваивали алгоритм использования карточек PECS, активно применяли их в повседневной деятельности в группе. Это позволило уменьшить агрессивное поведение детей с аутизмом (щипание, размахивание кулаками и т.д.), сделать их эмоциональный фон более уравновешенным (уменьшилось количество истерик, почти пропал громкого крик и т.д.), позволило им спокойно выразить свои желания. Дети уже способны понять эмоции как свои, так и окружающих людей, следовать общепринятым правилам и выполнять требования взрослых. Также дети с аутизмом научились анализировать и ориентироваться на образец, действовать согласно поставленным задачам. Нами было замечено, что дети ждут наших занятий с использованием карточек PECS и все меньше времени приходится устанавливать с ними визуальный контакт. А положительная мотивация обеспечивает развитие произвольности психических процессов, что так необходимо для формирования речевой деятельности. Дети стали обращать внимание на свойства окружающих их предметов, действия и поступки окружающих, комментировать и описывать деятельность, события, рассказывать кратко сюжет.
Таким образом, поставленная нами гипотеза об эффективности использования альтернативной коммуникации (PECS), а также с учетом индивидуальных особенностей детей с расстройствами аутистического спектра и созданию ситуаций общения для проявления инициативы ребенком, подтвердилась.
Итак, по итогам исследования в целом можно сделать ряд выводов:
- Число детей с расстройством аутистического спектра в настоящее время растет, чаще всего спектр сопровождается сопутствующими нарушениями интеллекта, речи, моторного развития, что отягощает в свою очередь развитие речи и нарушает коммуникацию с другими людьми.
- Проблема развития речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра находится на стадии поиска эффективных средств развития коммуникативных навыков для создания развивающей логопедической работы с данной категорией детей.
- Целенаправленная поэтапная работа с использованием средств альтернативной коммуникации PECS способствует эффективному развитию речи у детей 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра.
На основе нашего исследования, мы рекомендуем в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми 5 -6 лет с расстройством аутистического спектра, применять средства альтернативной коммуникации (PECS).
Анализ исследовательской и методической литературы по обобщению опыта развития речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра показал, что невербальные средства коммуникации являются одним из основных средств развития речи у детей с данным диагнозом, позволяющим им осуществлять коммуникацию с другими людьми. При правильном подходе, невербальные средства способствуют появлению речи у неговорящих детей с расстройствами аутистического спектра.
Цель работы, заключавшаяся в разработке и определении эффективности средств альтернативной коммуникации PECS у детей 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра как составляющих логопедической работы по развитию коммуникативных навыков, достигнута. Занимаясь систематически, у детей появились потребность в коммуникации, что в свою очередь спровоцировало появление первых слов; появилась простая фраза и диалоговая речь; увеличилась длина высказывания. В активном словаре появились новые лексические категории, увеличился глагольный словарь.
В процессе формирующей работы с использованием средств PECS дети постепенно усваивали алгоритм использования карточек PECS, активно применяли их в повседневной деятельности в группе. Это позволило уменьшить агрессивное поведение детей с аутизмом (щипание, размахивание кулаками и т.д.), сделать их эмоциональный фон более уравновешенным (уменьшилось количество истерик, почти пропал громкого крик и т.д.), позволило им спокойно выразить свои желания. Дети уже способны понять эмоции как свои, так и окружающих людей, следовать общепринятым правилам и выполнять требования взрослых. Также дети с аутизмом научились анализировать и ориентироваться на образец, действовать согласно поставленным задачам. Нами было замечено, что дети ждут наших занятий с использованием карточек PECS и все меньше времени приходится устанавливать с ними визуальный контакт. А положительная мотивация обеспечивает развитие произвольности психических процессов, что так необходимо для формирования речевой деятельности. Дети стали обращать внимание на свойства окружающих их предметов, действия и поступки окружающих, комментировать и описывать деятельность, события, рассказывать кратко сюжет.
Таким образом, поставленная нами гипотеза об эффективности использования альтернативной коммуникации (PECS), а также с учетом индивидуальных особенностей детей с расстройствами аутистического спектра и созданию ситуаций общения для проявления инициативы ребенком, подтвердилась.
Итак, по итогам исследования в целом можно сделать ряд выводов:
- Число детей с расстройством аутистического спектра в настоящее время растет, чаще всего спектр сопровождается сопутствующими нарушениями интеллекта, речи, моторного развития, что отягощает в свою очередь развитие речи и нарушает коммуникацию с другими людьми.
- Проблема развития речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра находится на стадии поиска эффективных средств развития коммуникативных навыков для создания развивающей логопедической работы с данной категорией детей.
- Целенаправленная поэтапная работа с использованием средств альтернативной коммуникации PECS способствует эффективному развитию речи у детей 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра.
На основе нашего исследования, мы рекомендуем в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми 5 -6 лет с расстройством аутистического спектра, применять средства альтернативной коммуникации (PECS).
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Особенности формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектр (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных умений у ребенка с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом
на логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



