Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра средствами PECS

Работа №36666

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы147
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1579
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра 9
1.2 Особенности развития речевой коммуникации у детей с расстройствами
аутистического спектра 17
1.3 Методы коррекции коммуникативных нарушений в детском возрасте
(Система PECS) 30
Выводы по 1 главе 35
Глава II. Эмпирическое изучение речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 38
2.1 Организация исследования особенностей речевой коммуникации у детей
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 38
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
Выводы по II главе 55
Глава III. Коррекционная работа по развитию речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 57
3.1 Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра 57
3.2 Контрольный эксперимент 68
Выводы по III главе 86
Заключение
Список литературы 91
Приложения

Актуальность исследования. За последние десятилетия заметно возросло количество детей с искажённым психическим развитием в целом и расстройствами аутистического спектра в частности. Поэтому развитие инклюзивного образования в России - это, скорее всего, веление времени и обязанность социального государства. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях с целью адаптации ребенка к требованиям социума. Однако, социуму самому теперь необходимо адаптироваться к индивидуальным возможностям такого ребенка.
Адаптация ребёнка к требованиям социума и микроколлектива образовательного дошкольного учреждения заключается в развитии коммуникации и её базовых составляющих-коммуникативных способностей. Однако, большинство ученых, занимающихся исследованием феномена расстройства аутистического спектра, утверждают, что главным нарушением при данном диагнозе является недостаточное развитие навыков коммуникации. По ряду данных исследователей [7, 20, 39, 47] у данной группы детей наблюдаются такие нарушения как: отсутствие потребности и способности к общению, проявляющиеся в виде уклонения от контакта, отставании или отсутствии разговорной речи, неспособности поддержать диалог, непонимание своих и чужих переживаний, дисгармоничность когнитивного развития и другие специфические особенности.
Проблема развития коммуникации у дошкольников с расстройствами аутистического спектра становится наиболее значимой не только в связи с необходимостью включения этой категории детей в сферу дошкольного и школьного образования, но и в связи с недостаточностью научно обоснованных психолого-педагогических условий для этого.
На научно-практическом уровне актуальность проблемы и темы исследования определяется обнаруженным несоответствием между параллельно идущими исследованиями в области фундаментальной психологической науки и практики. Так, в теоретических исследованиях рассматриваются вопросы развития коммуникативной сферы личности человека в целом, структура его коммуникативных способностей; в практических - уделяется внимание проблемам коммуникации (но не коммуникативных способностей), в основном, применительно к детям с нормальным психическим развитием или лёгкими формами дизонтогенеза.
В отношении же дошкольников с расстройствами аутистического спектра теоретические и практические сведения об особенностях развития их коммуникативных способностей практически не обнаружены. Зарубежные авторы описывают диагностический инструментарий для изучения коммуникативных навыков данной категории детей (методики не переведены на русский язык и рассматриваются в работах М. Rutter [56], U. Frith [51], L. Wing [59]), в отечественной специальной психологии имеется ряд научно - практических исследований, посвящённых развитию речи, бытовых навыков, организации познавательной и игровой деятельности дошкольников с расстройствами аутистического спектра, а также по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом (О. С. Никольская [27], А. В. Хаустов [42]). В то же время, в научной и методической психолого - педагогической литературе обнаруживается дефицит исследований, посвящённых проблемам диагностики и создания условий для развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра [3].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, позволили выделить ряд несоответствий между: развивающейся системой учреждений (как государственных, так и негосударственных) для оказания психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями и отсутствием необходимых форм государственной поддержки детям дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, а также их родителям; отсутствием научных данных о коммуникативных способностях дошкольников с расстройствами аутистического спектра и педагогических формах работы, способствующих их развитию.
Обнаруженные несоответствия как теоретического, так и практического планов определили проблему исследования, которая заключается в теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику эффективных направлений коррекционной работы, способствующих развитию коммуникативных способностей у дошкольников с РАС.
Актуальность проблемы исследования, наличие несоответствий позволили сформулировать тему исследования: «Развития речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с дошкольников с расстройством аутистического спектра средствами PECS».
Цель исследования: разработать программу по развитию речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра средствами PECS.
Объект исследования: речевая коммуникация у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, средствами PECS.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра будет более эффективным, если
- строить занятия с учетом их индивидуальных особенностей детей с РАС;
- создавать ситуации общения для проявления инициативы ребенком;
-организовывать систематическую работу с учетом принципов поэтапности и последовательности предъявления заданий;
- применять на занятиях систему альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS).
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы развития речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности развития речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра в констатирующем эксперименте;
3. Разработать программу по развитию речевой коммуникации для данной категории детей;
4. Выявить эффективность разработанной программы занятий по развитию речевой коммуникации.
Методологическая основа.
Методологическими основами исследования явились: субъектно деятельностная концепция (С.Л. Рубинштейн [36]); концепции ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский [8]); модель уровневой организации системы эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский [18]);концепция о генезисе общения как коммуникативной деятельности (Лисина [19]); концепции развития коммуникативных способностей Г.С. Васильева [5] и А.А. Кидрона [15];теория способностей Б.М. Теплова [39]. Исследование опирается на представление о детском аутизме как искаженном типе психического развития, главным проявлением которого является нарушение коммуникативногохарактера, возникающее вследствие аффективных ( К.С. Лебединская [18], О.С. Никольская [26], Е.Р. Баенская [2] и др.) и когнитивных недостатков (R. Jordan [52], D.M. Ricks [55],L. Wing [59] и др).
Методы исследования. Основополагающим методами данного исследования является теоретические и эмпирические. Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, эксперимент. Интерпретационный: анализ полученных результатов, статистический анализ (U-критерий Манна-Уитни).
Практическая значимость. Разработанная программа по развитию речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра может быть использована студентами, обучающимися по направлению специальное дефектологическое образование, логопедами и дефектологами детских домов, реабилитационных центров и другими специалистами, работающими с данной группой детей.
Структура и объём исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 59 источников, из 9 приложений, общий объём работы составляет 97 машинописного текста.
Апробация результатов: результаты данного исследования были апробированы на II Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Исследования молодых ученых: психолого-медико педагогические проблемы современного образования» (Ростов - на Дону, 2018 год ), на Итоговой научно-практической конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань,2018 год), в журнале Казанский вестник молодых учёных (Казань,2019 год) .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог полученных данных, мы должны сказать о том, что актуальность нашего исследования подтвердилась. Нами было доказано, что с детьми 5-6 лет имеющими расстройство аутистического спектра необходима постоянная системная работа по развитию речевой коммуникации. Использование средств альтернативной коммуникации посредством карточек PECS значимы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, поскольку эта система обладает колоссальными потенциальными возможностями развития коммуникации и появления речи у детей. Мы изучили, проанализировали и обобщили исследования по проблеме развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра; выявили особенности и уровни развития коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра; апробировали программу по развитию речевой коммуникации у детей 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра средствами PECS; провели экспериментальную проверку её эффективности.
Анализ исследовательской и методической литературы по обобщению опыта развития речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра показал, что невербальные средства коммуникации являются одним из основных средств развития речи у детей с данным диагнозом, позволяющим им осуществлять коммуникацию с другими людьми. При правильном подходе, невербальные средства способствуют появлению речи у неговорящих детей с расстройствами аутистического спектра.
Цель работы, заключавшаяся в разработке и определении эффективности средств альтернативной коммуникации PECS у детей 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра как составляющих логопедической работы по развитию коммуникативных навыков, достигнута. Занимаясь систематически, у детей появились потребность в коммуникации, что в свою очередь спровоцировало появление первых слов; появилась простая фраза и диалоговая речь; увеличилась длина высказывания. В активном словаре появились новые лексические категории, увеличился глагольный словарь.
В процессе формирующей работы с использованием средств PECS дети постепенно усваивали алгоритм использования карточек PECS, активно применяли их в повседневной деятельности в группе. Это позволило уменьшить агрессивное поведение детей с аутизмом (щипание, размахивание кулаками и т.д.), сделать их эмоциональный фон более уравновешенным (уменьшилось количество истерик, почти пропал громкого крик и т.д.), позволило им спокойно выразить свои желания. Дети уже способны понять эмоции как свои, так и окружающих людей, следовать общепринятым правилам и выполнять требования взрослых. Также дети с аутизмом научились анализировать и ориентироваться на образец, действовать согласно поставленным задачам. Нами было замечено, что дети ждут наших занятий с использованием карточек PECS и все меньше времени приходится устанавливать с ними визуальный контакт. А положительная мотивация обеспечивает развитие произвольности психических процессов, что так необходимо для формирования речевой деятельности. Дети стали обращать внимание на свойства окружающих их предметов, действия и поступки окружающих, комментировать и описывать деятельность, события, рассказывать кратко сюжет.
Таким образом, поставленная нами гипотеза об эффективности использования альтернативной коммуникации (PECS), а также с учетом индивидуальных особенностей детей с расстройствами аутистического спектра и созданию ситуаций общения для проявления инициативы ребенком, подтвердилась.
Итак, по итогам исследования в целом можно сделать ряд выводов:
- Число детей с расстройством аутистического спектра в настоящее время растет, чаще всего спектр сопровождается сопутствующими нарушениями интеллекта, речи, моторного развития, что отягощает в свою очередь развитие речи и нарушает коммуникацию с другими людьми.
- Проблема развития речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра находится на стадии поиска эффективных средств развития коммуникативных навыков для создания развивающей логопедической работы с данной категорией детей.
- Целенаправленная поэтапная работа с использованием средств альтернативной коммуникации PECS способствует эффективному развитию речи у детей 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра.
На основе нашего исследования, мы рекомендуем в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми 5 -6 лет с расстройством аутистического спектра, применять средства альтернативной коммуникации (PECS).



1. Альтернативная и дополнительная коммуникация [Текст]: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / О.Н. Тверская [и др.].— Пермь: Изд-во Пермского гос. гуманит.-пед. ун-та, 2018. — 160 с.
2. Баенская, Е. Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма[Текст]: дис... д-ра психол. наук: 19.00.10: защищена 04.12.08: утв. 17.04.09 / Елена Ростиславовна Баенская. — М., 2008. — 240 с. — Библиогр.: с. 219-240. — 50-8544395.
3. Бессмертная, Ю.В. Особенности развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук / Ю.В. Бессмертная. — Екатеринбург: УГПУ, 2008. — 23с.
4. Белоусова, М. В. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача / М.В. Белоусова, В.Ф. Прусаков, М.А. Уткузова // Практическая медицина. — 2009. — №38. — С.36-40.
5. Васильев, Г.С. Методика изучения коммуникативных способностей личности. Труды училища[Текст] / Г.С. Васильев. — Свердловск , 2010. —134с.
6. Вильданова, Н.Г. Учебно-методический комплекс дисциплины «Речевая коммуникация» для студентов заочной формы обучения. Ч.1 [Текст]: теоретические основы, методические указатели для студентов, материалы для самостоятельной работы студентов: для самостоятельной работы студентов негуманитарных вузов / Н. Г. Вильданова, А. К. Сулейманова.— Уфа: Изд-во УГНТУ, 2012. — 177с.
7. Виноградова, К.Н. Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра [Текст] / К. Н. Виноградова // Аутизм и нарушения развития. — 2015 —№ 2(47) — С. 17 - 28.
8. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. Из
неопубликованных трудов [Текст]- М.: Издательство Академии
педагогических наук РСФСР, 1960— 500 с.
9. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие [Текст]: кн. для педагогов-дефектологов / К. Гилберг, Т. Питерс ; [пер. с англ. О. В. Деряевой]. — М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2005. — 144 с.
10. Гурьянова, Т. В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Т. В. Гурьянова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 129-131.
11. Дети и подростки с аутизмом [Текст]: монография / О.С.
Никольская [и др.] — М.: Теревинф, 2005. — 220 с.
12. Дети с нарушением общения [Текст]: учеб. издание/ К.С.
Лебединская [и др.]. — М.: Просвещение, 1989. — 95 с.
13. Доронина, В.С.: Особенности речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.С. Дронина // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. — 2018. — № 11. — С. 108 - 113.
14. Карасева, Н.И. Психологические особенности развития
коммуникативных способностей у подростков, оставшихся без попечения родителей [Текст]: автореф. дис... канд. психол. наук. / Н.И. Карасева. — Киев,1991. — 18с.
15. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее
совершенствование [Текст]: дис... канд. психол. наук: 19.00.05 / Кидрон Анти Альфредович. — Л.: 1981. — 199 с.
16. Киянченко, Е.А. Воспитание осознанного отношения к правилам поведения у детей 5-6 лет [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / Е.А. Киянченко. — Москва, 1999. —17с.
17. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления [Текст]: учебник / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
18. Лебединская, К.С. Клиническая характеристика синдрома детского аутизма [Текст] / К.С. Лебединская, И.Д.Лукашова, С.В. Немировская // Ранний детский аутизм: сборник научных трудов /под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской.— М.: НИИД АПН СССР, 1981. —С. 4 - 24.
19. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]:
монография. — Москва: Педагогика, 1986.— 136 с.
20. Листунова, О. Г. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения [Текст] // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 471-475.
21. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст]:
монография. — M.: Педагогика, 1986. —144с.
22. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения [Текст]: автореф. дис... канд.пед. наук / Л.Я. Лозован. — Новокузнецк, 2003. — 18с.
23. Лори Фрост Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) [Текст]: руководство для педагогов / Лори Фрост, Энди Бонди. — М.: Теревинф, 2011. —416с.
24. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом[Текст]/ И. И. Мамайчук. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.
25. Методика формирования навыков общения у учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учеб. - метод, пособие для педагогов центров коррекц.-развивающего обучения и реабилитации / Ю.Н.
Кислякова [и др.]; под ред. Т.В. Лисовской. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 160 с.
26. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст]: учеб.-метод. пособие / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. — М.: Теревинф, 2010.— 288 с.
27. Никольская, О. С. Проблемы обучения аутичных детей [Текст] / О. С. Никольская // Дефектология. — 1995. — № 2. — С. 8-18.
28. Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей [Текст]: учеб. пособие / Р.В. Овчарова. — Архангельск: Просвещение, 1995. — 150 с.
29. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра
[Текст]: методические рекомендации для педагогов и специалистов
сопровождения основной школы/ Н.Я.Семаго [и др.]. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.
30. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные
игры [Текст]: практическое пособие для психологов, педагогов и
родителей/М.А. Панфилова.— Москва: Гном и Д, 2000.—160 с.
31. Парыгин, Б.Д. Анатомия общения [Текст]: учеб. пособие / Б.Д. Парыгин. — СПб.: Изд-во Михайлова, 1999. — 301 с.
32. Патрушева, П.А. Родительский клуб как форма логопедической работы по профилактике ЗРР у детей раннего возраста [Текст] — Пермь, 2018. — 108 с.
33. Пирогова, Г.Н. Хочу говорить. Гласные звуки: рабочая
тетрадь[Текст]/ Г.Н. Пирогова; под ред. Е.Ю. Головинской. — Самара: Современные образовательные технологии; М.: ТИД «Русское слово - РС»,
2009. —64с.
34. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей и специалистов образовательных организаций / сост. Л. М. Беткер. — Ханты- Мансийск, РИО ИРО, 2013. — 83 с.
35. Практические рекомендации по формированию
коммуникативных навыков у детей с аутизмом [Текст]: Practical
recommendations on communicative kills development in children with autism / [авт.-сост.: А. В. Хаустов]; под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. - Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2007. - 33 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2007. — 713с.
37. Семаго, Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ [Текст]: методическое пособие /Н.Я.Семаго. — М.: Центр Школьная книга, 2010. — 158 с.
38. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]: учебное пособие / А.В.Семенович.— М.: Академия, 2002.— 232с.
39. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий [Текст]: [Избр. работы]. /Б.М. Теплов. — Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 536 с.
40. Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. И. Булычева [и др.]; под ред. Н. Е. Вераксы. — 2-еизд., испр. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 96 с.
41. Хаустов, А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма [Текст]/А.В. Хаустов // Дефектология. — 2004. — № 4. — С. 69-74.
42. Хаустов, А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст]: учеб.- метод. пособие /А.В. Хаустов — Москва: ЦПМССДиП.,2010 — 88 с
43. Холодная, А.Д. Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.Д. Холодная // Историческая и социальнообразовательная мысль. — 2015. — №1 — С. 115-118.
44. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация [Текст]:
методический сборник / Е.А. Штягинова — Новосибирск: Городская общественная организация инвалидов "Общество "Даун синдром", 2012. — 31с.
45. Bender, L. Schizophrenia in childhood: A Confimation of the Diagnosis [Text] / L. Bender // Transactions of the American Neurological Association. 1952. Vol. 77. P. 67—73.
46. Beukelman, D.R. (1998). Augmentative and alternative
communication: Management of severe communication disorders in children and adults [Text]/ D.R. Beukelman, P. Miranda. — Baltimore, MD: Paul H. BrookesPublishingCompany, 1998. — 604p.
47. Bondy, A. The unusual suspects myths and misconceptions associated with PECS Andy Bondy Pyramid Educational Consultants, Inc [Text] / A. Bondy // The Psychological Record. —2012 —62 — P. 789-816
48. Cumine, V. Autism in the Early Years: A practical Guide [Text] / V. Cumine, J. Dunlor, S. Gill . — N.Y.: Rout ledge, 2010. — 120 p.
49. Frost, L.A. An introduction to PECS: The Picture Exchange Communication System [Text] / L.A. Frost,A. Bondy — Newark, DE: Pyramid Educational Consultants, 1998. — 158p.
50. Frost, L.A. PECS: The Picture Exchange Communication System [Text] / L.A. Frost, A. Bondy // Focus on Autistic Behavior. — 1994. — 9. — P. 1-19.
51. Frith, U. Autism: explaining the enigma [Text] / U. Frith. — Oxford, UK: Blackwell, 1989. — 204 p.
52. Jordan, R. The nature of linguistic and communication difficulties of children with autism. Critical Influences on Child Language Acquisition and Development. [Text] / R. Jordan; In: Messer D.J., Turner G.J. (eds) — New York: St. Martin's Press, 1993. — P. 229-249.
53. Kanner, L. Autistic disturbances of affective contact [Electronic resource] // Nervous Child. — 1943. — Vol. 2, Iss. 3. — P. 217—250. URL: http ://neurodiversity.com/library_kanner_ 1943.pdf.
54. McLean, J. E. Communication profiles of two types of gestures using nonverbal persons with severe to profound mental retardation [Text] / J. E. McLean, L.K McLean, N.C. Brady, R. Etter // Journal of Speech and Hearing Research. — 1991. — 34(2). — P. 294-308.
55. Ricks, D.M. Language, communication and the use of symbols in normal and autistic children [Text] / D.M. Ricks, L. Wing // Journal of autism and childhood schizophrenia. — 1975. — Vol.5. — P. 191-221.
56. Rutter, M. Autism and pervasive developmental disorders: concepts and diagnostic issues [Text] / M. Rutter, E. Schopler // Journal of autism and developmental disorders. 1987. — Vol.17. — pp. 159 - 186.
57. Shapiro, T. The Speech of a Schizophrenic Child From Two to Six [Electronic resource] / T. Shapiro, G. Ginsberg // American Journal of Psychiatry. — 1972. — Vol. 128, Iss. 11. — P. 1408— 1414.
58. Wing, L. Autism spectrum disorders in the DSM-V: better or worse than the DSM-IV? [Text] / L. Wing, J. Gould, C. Gillberg. — Res. Dev. Disabil, 2011. — P. 768-773.
59. Wing, L. The autistic spectrum [Text] / L. Wing. — London: Constable, 1996. — 578 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ