Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ

Работа №36663

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы184
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
702
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития произвольной памяти у младших школьников с использованием мнемических приемов и средств
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: память,
произвольная память 11
1.2. Особенности развития произвольной памяти у младших
школьников 18
1.3. Педагогические условия развития произвольной памяти в младшем школьном возрасте с помощью мнемических приемов и средств .. .25
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств
2.1. Организация и методики исследования произвольной памяти
младших школьников (результаты констатирующего этапа исследования) 43
2.2. Реализация педагогических условий по развитию произвольной
памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств (формирующий этап исследования) 53
2.3. Анализ и результат педагогических условий по развитию произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств (результаты констатирующего
этапа исследования) 67
Выводы по 2 главе 79
Заключение 82
Литература 86
Приложение 92



Актуальность темы исследования. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Развитие и формирование памяти младших школьников всегда было одним из центральных вопросов, которому посвящено немало трудов по педагогике и психологии. На самом деле, данный аспект важен как для педагогов и психологов, так и для самих детей и их родителей.
Так исторически сложилось, что в жизни каждому индивидууму приходится запоминать большой объем информации. А с учетом современных тенденций и быстрого ритма повседневной жизни, который не дает порой расслабиться ни на минуту, людям приходится запоминать в разы больше. Это касается не только взрослых людей, которым приходится перерабатывать большое количество информации в силу своей работы, но и детей.
Современная школьная программа и различные нововведения, которыми богаты учебно-методические комплексы, предполагают, что дети должны усваивать много новой информации. Особенно этот вопрос актуален для младших школьников. После поступления в школу их важнейшая задача заключается в том, чтобы получать и усваивать требуемую информацию.
Недостаточный уровень развития памяти может привести к низкой успеваемости ребенка и в будущем спровоцировать абсолютное нежелание учиться. Важно помнить, что память является основой многих, если не всех, способностей человека. Она - есть центральное условие получения знаний и навыков, формирования способностей и привычек.
Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
Для развития произвольной памяти у учащихся младшего школьного возраста лучше всего применять методы, которые упростят восприятие информации и сделают скучный процесс увлекательным. Разнообразные методы, способствующие этому, называются мнемическими приемами.
Состояние разработанности проблемы исследования. Над проблемами памяти у детей младшего школьного возраста работали многие педагоги и психологи: П.И. Зинченко [16] и А.А. Смирнов [44], которые занимались проблемами непроизвольного запоминания младших школьников; Л.И. Леонтьев [24], работавшего над проблемой произвольного запоминания; З.М. Истомина [19], которая рассматривала приемы запоминания в мыслительных операциях. Проблема произвольной памяти была освещена в работах зарубежных учёных А. Бине [28], К. Бюлер[28], В. Вундт [28], П. Жане [28], Г.Э. Мюллер [28], Г. Эббингауз [56] и другие авторы. Освоение приемов запоминания исследовалось в работах А.Н. Белоус [1], Н.В. Захарюта [15], Т.М. Капуновой [20] и других. Самоконтроль при запоминании нашел свое отражение в исследованиях Н.М. Гнедовой [11] В то же время все компоненты произвольности рассматривались изолированно, вне связи друг с другом. Поэтому не сложилось представление об общей структуре и специфике произвольной памяти младших школьников.
Однако, несмотря на широкий круг исследования проблемы произвольной памяти младших школьников, вопросы развития произвольной памяти у младших школьников с использованием мнемических приемов и средств не нашли достаточного изучения.
В связи с этим существует противоречие между объективной потребностью общества в развитии произвольной памяти младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий для развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
Объект исследования: процесс развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития
произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
Гипотеза исследования заключается на том, что эффективность процесса развития произвольной памяти младших школьников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики основных понятий «память», «произвольная память»;
- выявить и учесть особенности развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств;
- разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития произвольной памяти у младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
В соответствии выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были предложены следующие задачи исследования:
1) Дать сущностно-содержательную характеристику понятия «память», «произвольная память»;
2) Изучить особенности развития произвольной памяти у младших школьников;
3) Разработать и апробировать педагогические условия развития произвольной памяти у младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
Теоретико-методологическую основу данной работы составили психологические идеи и концепции классиков отечественной психологической мысли, посвященные проблемам возрастной психологии, научные труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых необходимо выделить П.П. Блонского [4], изучавшего вопросы взаимоотношения образной и словесно-логической памяти; положение Л.С. Выготского [9] о культурно-историческом развитии высших психических функций; С.Л. Рубинштейна [41] о развитии психики, сознания в деятельности, которое показывает, что для психического развития необходима специально организованная деятельность; А.Н. Леонтьева [24] об интериоризации внешних мнемических средств, что намечает путь формирования произвольной памяти как "вращивания" внешних средств и приёмов запоминания, переход от опоры на внешние стимулы к опоре на внутренние действия; З.М. Истомину [19] о приемах запоминания в мыслительных операциях.
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психологопедагогической литературы по проблеме развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста);
- эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия 40» г. Казани. Всего в исследовании приняли участие 24 учащихся в возрасте 8-9 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них произвольной памяти.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике педагогические условия развития произвольной памяти у младших школьников с использованием мнемических приемов и средств:
1. Учет возрастных особенностей при применении мнемических приемов и средств в процессе развития произвольной памяти младших школьников.
2. Разработка и использование программы на основе мнемических приемов и средств, способствующая развитию у младших школьников произвольной памяти во внеклассной работе.
3. Создание специальной среды, направленной для реализации мнемических приемов и средств.
Практическая значимость исследования заключается в содержащихся в работе теоретических положениях и выводах, научнометодическом обосновании необходимости развития произвольной памяти младших школьников. Полученные данные могут быть использованы педагогами, психологами, родителями при работе с данной категорией детей.
Результаты исследования были представлены и апробировались в следующих конференциях:
1. А. Н. Кондратьева К вопросу об особенностях произвольной памяти младших школьников / V Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» (14.12.2017 г. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, сертификат участника, заочное участие).
2. А. Н. Кондратьева Исследование развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств на констатирующем этапе/Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ (04.04.2018, КФУ, сертификат участника, тезис, очное участие).
3. А. Н. Кондратьева Развитие произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств / Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ (09.04.2019, КФУ, сертификат участника, диплом, тезис, очное участие).
А также в следующих публикациях:
1. Кондратьева А.Н. К вопросу об особенностях произвольной памяти младших школьников /А.Н. Кондратьева // Всероссийская научнопрактическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация»: материалы V Всерос. науч.- практ. конф., 14 декабря 2017 г. / под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на Дону: ЮФУ, 2017. - С.365-366.
2. Кондратьева А.Н. Исследование развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств на констатирующем этапе /А.Н. Кондратьева // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. тезисов: в 4 т. - Т.3. / под ред. А.Х. Яфизовой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.60.
3. А. Н. Кондратьева Исследование произвольной памяти младших школьников / Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов. / Под ред. Р.А. Валеевой.- Казань: Изд-во «Отечество», 2019. - (в печати).
4. Кондратьева А.Н. Развитие произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств /А.Н. Кондратьева // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года: сб. тезисов: в 4 т. - Т._. / под ред. А.Х. Яфизовой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - (в печати).
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств является актуальной в условиях современного образования. Это обусловлено тем, что учащимся младшего школьного возраста необходимо запоминать большое количество информации, а также с новыми новообразованиями, готовиться к экзаменам. От уровня сформированности развития произвольной памяти зависит успешность обучения в общем образовательном учреждении, а также во взрослой жизни, для того, чтобы запоминать большое количество информаций, правил, формул и т.д. начальное образование является определяющим этапом развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств. Исходя из этого, необходимо организовать развивающую работу с соблюдением педагогических условий, а именно, необходимо учитывать в процессе развития произвольной памяти младших школьников их возрастные особенности. А также разработать и использовать программу на основе мнемических приемов и средств, способствующую развитию у младших школьников произвольной памяти. И необходимо создать специальную среду, направленную для реализации мнемических приемов и средств. Решение данной проблемы обусловило постановку нескольких задач, рассмотрим их.
1. На основе анализа научной и учебно-методической литературы дать сущностно-содержательную характеристику понятия «память», «произвольная память». При решении данной задачи мы рассмотрели взгляды разных авторов по теме исследования. На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы определили, что произвольная память определяется как задача целенаправленно что-либо запомнить, заучить то, что необходимо, при этом процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия. Мы определили, что произвольная память влияет на запоминание, сохранения и воспроизведение информации, а также на концентрацию внимания, работоспособность и на умение организовывать запоминание с конкретной мнемической задачей.
2. Изучить особенности развития произвольной памяти у младших школьников. При решении второй задачи, в ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что младший школьный возраст является сенситивным периодом развития произвольной памяти с использованием мнемических приемов и средств. Именно в младшем школьном возрасте необходимо развивать произвольную память с использованием мнемических приемов и средств. При правильной организации развития произвольной памяти младших школьников, развивает у учащихся аналитическое мышление, улучшается память, запоминание, сохранение и воспроизведение информации повышается. Для эффективно усвоения информации по мнемическим приемам и средствам рекомендуется сочетать, например, зрительную работу с отдыхом (упражнение «У оленя дом большой»), это необходимо выполнить в связи режимом и потребностями младшего школьника. Так как от успешности запоминания учебного материала во многом зависят достижения в учебной деятельности обучающихся. В этом возрасте учащиеся овладевают умением воспользоваться специальными приемами для запоминания информации, в связи с этим, целенаправленная работа будет способствовать продуктивному запоминанию материала. Но следует учитывать объем и сложность заданий. Так как у детей в период обучения в младших классах школы, можно отметить, что дети овладевают умением организовать запоминание в соответствии с конкретной мнемической задачей и могут пользоваться рядом рациональных приемов запоминания. Мы выявили, что произвольная память непосредственно зависима от процесса запоминания, сохранения и воспроизведения информации. А также произвольная память влияет на концентрацию внимания, на работоспособность учащегося и на самоконтроль учащегося младшего возраста.



1. Белоус А.Н. Соотношение приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Мин.гос.пед.ин-т им.А.И. Горького. - Минск: МГПИ, 1986. - 18 с.
2. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 640 с.
3. Бесова М.А., Старовойтова Т.А. Педагогические технологии в начальной школе: учеб. пособие / А.М.Бесова, Т.А. Старовойтова. - Могилев: МГУ им.А.И. Кулешова, 2003. - 180 с.
4. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб: Питер, 2001. - 288 с.
5. Богданова Л.Я., Волков И.П. Познавательные процессы и
способности в обучении: учеб.пособие / Л.Я. Богданова. - М.:
Просвещение, 2007. - 218 с.
6. Большой медицинский энциклопедический словарь: БМЭС / [С.Э. Аветисов и др.]: под ред. В.И. Бородулина. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Москва : РИПОЛ классик, 2007. - 959 с.
7. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова,
В.П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм- Еврознак, 2009. - 811 с.
8. Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей / В.В. Волина. - М.: Знание, 1992. - 336 с.
9. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Умственное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей / Л. С. Выготский. - М.-Л.: Государственное учебнопедагогическое издательство, 1935. - С. 33—52.
10. Гнедова Н.М. Дидактическая игра в развитии произвольной образной памяти старших дошкольников // Моделирование и обучение: Сб. науч. тр. / Н.М. Гнедова. - Мурманск: МГПИ, 2005. - 54 с.
11. Гнедова Н.М. Самоконтроль в процессах памяти у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ..канд. психол. наук. (967) / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т общей и пед. Психологии. - М.: НИИОПП,
1972. - 18 с.
12. Грибанова А.Д. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / Грибанова А.Д., Калиненко В.К., Кларина Л.М. и др.; под ред. Петровского В.А. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 152 с.
13. Детская психология: Учебное пособие. / под ред. Я.П. Коломенского, Е.А. Палько - М.: Университетское, 2001. - 49 с.
14. Захарюта Н.В. Память в контексте культурно-исторической концепции психического развития // Гуманитарные и социальноэкономические науки. / под ред. Н.В. Захарюга. - Ростов-н/Д.: ЮФУ,
2011. - С. 216-225.
15. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание: хрестоматия по психологии / П.И. Зинченко. - М.: Издательский центр АНП РФ, 1999. - 160 с.
16. Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей: игры и упражнения / М.А. Зяблицева. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. - 169 с.
17. Ипполитов Ф.В., Махлах Е.С. Память и ее воспитание: учеб. пособие / Ф.В. Ипполитов, Е.С. Махлах. - М.: Сфера, 2004. - 57 с.
18. Истомина З.М. Развитие памяти: учеб.-метод. пособие для студ. пед. ин-тов. / З.М. Истомина. - М.: Просвещение, 1978. - 134 с.
19. Капунова Т.М. Психологический анализ смысловых связей при запоминании у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд.психол. наук: 19.00.07. - М.: Просвещение, 1985. - 204 с.
20. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко. - Москва: Сфера, 2015. - 345 с.
21. Крутецкий В.А. Процессы запоминания у младших школьников: учеб. для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 352 с.
22. Крюкова Д. А., Лысак Л. А, Фурса О. В. Здоровый человек и его окружение / Серия «Медицина для вас». — Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 384 с.
23. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. Развитие высших форм запоминания / А.Н.Леонтьев. М.: ЧеРо,
1998. - 436 с.
24. Лурия А.Р. Материалы к курсу лекций по общей психологии. Внимание и память. - М.: Издательский центр МГУ, 2006. - 128 с.
25. Любинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя / А.А. Люблинская. - Москва: Просвещение, 1977. - 224 с.
26. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. / В.Я. Ляудис. - 2-е изд., пересмотр. - М.: МПСИ, 2011. - 170 с.
27. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2004. - 583 с.
28. Матвеев С.Н. Феноменальная память: Методы запоминания информации / Станислав Матвеев. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 153 с.
29. Матюгин И.Ю. Как развить хорошую память. Цифры, английские слова, тренировка памяти. Новейшие методики / И.Ю. Матюгин. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 544 с.
30. Методика воспитательной работы: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / под ред. В.П.Сергеевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368 с.
31. Мещерякова Н.А. Новости науки к теме «Мнемотехника, или как подчинить себе свою память»/ Н.А. Мещерякова. - Казань.: К(П)ФУ,
2017. - режим доступа: https://media.kpfu.ru/news/mnemotehnika-ili-kak- podcinit-sebe-svou-pamat (дата обращения 15.09.2018)
32. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
33. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-еизд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
34. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов
/ Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2006. - 179 с.
35. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 2000. - 940 с.
36. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Павлов. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.
37. Познавательные процессы и способности в обучении: учеб. пособие для пед. ин-тов / под. ред. Шадрикова, В.Д. - М.: Просвещение, 1990. - 114 с.
38. Развитие произвольной памяти у младших школьников: программа, разработки занятий / авт.-сост. Е.А. Лапп, С.Ж. Хайрушева. - Изд. 3-е, испр. - Волгоград: Учитель. 2014. - 115 с.
39. Реан А.А. Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе: учеб. пособие / А.А. Реан, С.Н. Костромина. - СПб: Питер, 2005. - 26 с.
40. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии / сост.,авт. комм. и послесл. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб: Питер,
2005. - 712 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ