РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития произвольной памяти у младших школьников с использованием мнемических приемов и средств
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: память,
произвольная память 11
1.2. Особенности развития произвольной памяти у младших
школьников 18
1.3. Педагогические условия развития произвольной памяти в младшем школьном возрасте с помощью мнемических приемов и средств .. .25
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств
2.1. Организация и методики исследования произвольной памяти
младших школьников (результаты констатирующего этапа исследования) 43
2.2. Реализация педагогических условий по развитию произвольной
памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств (формирующий этап исследования) 53
2.3. Анализ и результат педагогических условий по развитию произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств (результаты констатирующего
этапа исследования) 67
Выводы по 2 главе 79
Заключение 82
Литература 86
Приложение 92
Глава 1. Теоретические аспекты развития произвольной памяти у младших школьников с использованием мнемических приемов и средств
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: память,
произвольная память 11
1.2. Особенности развития произвольной памяти у младших
школьников 18
1.3. Педагогические условия развития произвольной памяти в младшем школьном возрасте с помощью мнемических приемов и средств .. .25
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств
2.1. Организация и методики исследования произвольной памяти
младших школьников (результаты констатирующего этапа исследования) 43
2.2. Реализация педагогических условий по развитию произвольной
памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств (формирующий этап исследования) 53
2.3. Анализ и результат педагогических условий по развитию произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств (результаты констатирующего
этапа исследования) 67
Выводы по 2 главе 79
Заключение 82
Литература 86
Приложение 92
Актуальность темы исследования. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Развитие и формирование памяти младших школьников всегда было одним из центральных вопросов, которому посвящено немало трудов по педагогике и психологии. На самом деле, данный аспект важен как для педагогов и психологов, так и для самих детей и их родителей.
Так исторически сложилось, что в жизни каждому индивидууму приходится запоминать большой объем информации. А с учетом современных тенденций и быстрого ритма повседневной жизни, который не дает порой расслабиться ни на минуту, людям приходится запоминать в разы больше. Это касается не только взрослых людей, которым приходится перерабатывать большое количество информации в силу своей работы, но и детей.
Современная школьная программа и различные нововведения, которыми богаты учебно-методические комплексы, предполагают, что дети должны усваивать много новой информации. Особенно этот вопрос актуален для младших школьников. После поступления в школу их важнейшая задача заключается в том, чтобы получать и усваивать требуемую информацию.
Недостаточный уровень развития памяти может привести к низкой успеваемости ребенка и в будущем спровоцировать абсолютное нежелание учиться. Важно помнить, что память является основой многих, если не всех, способностей человека. Она - есть центральное условие получения знаний и навыков, формирования способностей и привычек.
Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
Для развития произвольной памяти у учащихся младшего школьного возраста лучше всего применять методы, которые упростят восприятие информации и сделают скучный процесс увлекательным. Разнообразные методы, способствующие этому, называются мнемическими приемами.
Состояние разработанности проблемы исследования. Над проблемами памяти у детей младшего школьного возраста работали многие педагоги и психологи: П.И. Зинченко [16] и А.А. Смирнов [44], которые занимались проблемами непроизвольного запоминания младших школьников; Л.И. Леонтьев [24], работавшего над проблемой произвольного запоминания; З.М. Истомина [19], которая рассматривала приемы запоминания в мыслительных операциях. Проблема произвольной памяти была освещена в работах зарубежных учёных А. Бине [28], К. Бюлер[28], В. Вундт [28], П. Жане [28], Г.Э. Мюллер [28], Г. Эббингауз [56] и другие авторы. Освоение приемов запоминания исследовалось в работах А.Н. Белоус [1], Н.В. Захарюта [15], Т.М. Капуновой [20] и других. Самоконтроль при запоминании нашел свое отражение в исследованиях Н.М. Гнедовой [11] В то же время все компоненты произвольности рассматривались изолированно, вне связи друг с другом. Поэтому не сложилось представление об общей структуре и специфике произвольной памяти младших школьников.
Однако, несмотря на широкий круг исследования проблемы произвольной памяти младших школьников, вопросы развития произвольной памяти у младших школьников с использованием мнемических приемов и средств не нашли достаточного изучения.
В связи с этим существует противоречие между объективной потребностью общества в развитии произвольной памяти младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий для развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
Объект исследования: процесс развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития
произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
Гипотеза исследования заключается на том, что эффективность процесса развития произвольной памяти младших школьников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики основных понятий «память», «произвольная память»;
- выявить и учесть особенности развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств;
- разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития произвольной памяти у младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
В соответствии выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были предложены следующие задачи исследования:
1) Дать сущностно-содержательную характеристику понятия «память», «произвольная память»;
2) Изучить особенности развития произвольной памяти у младших школьников;
3) Разработать и апробировать педагогические условия развития произвольной памяти у младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
Теоретико-методологическую основу данной работы составили психологические идеи и концепции классиков отечественной психологической мысли, посвященные проблемам возрастной психологии, научные труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых необходимо выделить П.П. Блонского [4], изучавшего вопросы взаимоотношения образной и словесно-логической памяти; положение Л.С. Выготского [9] о культурно-историческом развитии высших психических функций; С.Л. Рубинштейна [41] о развитии психики, сознания в деятельности, которое показывает, что для психического развития необходима специально организованная деятельность; А.Н. Леонтьева [24] об интериоризации внешних мнемических средств, что намечает путь формирования произвольной памяти как "вращивания" внешних средств и приёмов запоминания, переход от опоры на внешние стимулы к опоре на внутренние действия; З.М. Истомину [19] о приемах запоминания в мыслительных операциях.
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психологопедагогической литературы по проблеме развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста);
- эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия 40» г. Казани. Всего в исследовании приняли участие 24 учащихся в возрасте 8-9 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них произвольной памяти.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике педагогические условия развития произвольной памяти у младших школьников с использованием мнемических приемов и средств:
1. Учет возрастных особенностей при применении мнемических приемов и средств в процессе развития произвольной памяти младших школьников.
2. Разработка и использование программы на основе мнемических приемов и средств, способствующая развитию у младших школьников произвольной памяти во внеклассной работе.
3. Создание специальной среды, направленной для реализации мнемических приемов и средств.
Практическая значимость исследования заключается в содержащихся в работе теоретических положениях и выводах, научнометодическом обосновании необходимости развития произвольной памяти младших школьников. Полученные данные могут быть использованы педагогами, психологами, родителями при работе с данной категорией детей.
Результаты исследования были представлены и апробировались в следующих конференциях:
1. А. Н. Кондратьева К вопросу об особенностях произвольной памяти младших школьников / V Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» (14.12.2017 г. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, сертификат участника, заочное участие).
2. А. Н. Кондратьева Исследование развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств на констатирующем этапе/Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ (04.04.2018, КФУ, сертификат участника, тезис, очное участие).
3. А. Н. Кондратьева Развитие произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств / Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ (09.04.2019, КФУ, сертификат участника, диплом, тезис, очное участие).
А также в следующих публикациях:
1. Кондратьева А.Н. К вопросу об особенностях произвольной памяти младших школьников /А.Н. Кондратьева // Всероссийская научнопрактическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация»: материалы V Всерос. науч.- практ. конф., 14 декабря 2017 г. / под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на Дону: ЮФУ, 2017. - С.365-366.
2. Кондратьева А.Н. Исследование развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств на констатирующем этапе /А.Н. Кондратьева // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. тезисов: в 4 т. - Т.3. / под ред. А.Х. Яфизовой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.60.
3. А. Н. Кондратьева Исследование произвольной памяти младших школьников / Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов. / Под ред. Р.А. Валеевой.- Казань: Изд-во «Отечество», 2019. - (в печати).
4. Кондратьева А.Н. Развитие произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств /А.Н. Кондратьева // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года: сб. тезисов: в 4 т. - Т._. / под ред. А.Х. Яфизовой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - (в печати).
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Развитие и формирование памяти младших школьников всегда было одним из центральных вопросов, которому посвящено немало трудов по педагогике и психологии. На самом деле, данный аспект важен как для педагогов и психологов, так и для самих детей и их родителей.
Так исторически сложилось, что в жизни каждому индивидууму приходится запоминать большой объем информации. А с учетом современных тенденций и быстрого ритма повседневной жизни, который не дает порой расслабиться ни на минуту, людям приходится запоминать в разы больше. Это касается не только взрослых людей, которым приходится перерабатывать большое количество информации в силу своей работы, но и детей.
Современная школьная программа и различные нововведения, которыми богаты учебно-методические комплексы, предполагают, что дети должны усваивать много новой информации. Особенно этот вопрос актуален для младших школьников. После поступления в школу их важнейшая задача заключается в том, чтобы получать и усваивать требуемую информацию.
Недостаточный уровень развития памяти может привести к низкой успеваемости ребенка и в будущем спровоцировать абсолютное нежелание учиться. Важно помнить, что память является основой многих, если не всех, способностей человека. Она - есть центральное условие получения знаний и навыков, формирования способностей и привычек.
Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
Для развития произвольной памяти у учащихся младшего школьного возраста лучше всего применять методы, которые упростят восприятие информации и сделают скучный процесс увлекательным. Разнообразные методы, способствующие этому, называются мнемическими приемами.
Состояние разработанности проблемы исследования. Над проблемами памяти у детей младшего школьного возраста работали многие педагоги и психологи: П.И. Зинченко [16] и А.А. Смирнов [44], которые занимались проблемами непроизвольного запоминания младших школьников; Л.И. Леонтьев [24], работавшего над проблемой произвольного запоминания; З.М. Истомина [19], которая рассматривала приемы запоминания в мыслительных операциях. Проблема произвольной памяти была освещена в работах зарубежных учёных А. Бине [28], К. Бюлер[28], В. Вундт [28], П. Жане [28], Г.Э. Мюллер [28], Г. Эббингауз [56] и другие авторы. Освоение приемов запоминания исследовалось в работах А.Н. Белоус [1], Н.В. Захарюта [15], Т.М. Капуновой [20] и других. Самоконтроль при запоминании нашел свое отражение в исследованиях Н.М. Гнедовой [11] В то же время все компоненты произвольности рассматривались изолированно, вне связи друг с другом. Поэтому не сложилось представление об общей структуре и специфике произвольной памяти младших школьников.
Однако, несмотря на широкий круг исследования проблемы произвольной памяти младших школьников, вопросы развития произвольной памяти у младших школьников с использованием мнемических приемов и средств не нашли достаточного изучения.
В связи с этим существует противоречие между объективной потребностью общества в развитии произвольной памяти младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий для развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
Объект исследования: процесс развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития
произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
Гипотеза исследования заключается на том, что эффективность процесса развития произвольной памяти младших школьников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики основных понятий «память», «произвольная память»;
- выявить и учесть особенности развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств;
- разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития произвольной памяти у младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
В соответствии выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были предложены следующие задачи исследования:
1) Дать сущностно-содержательную характеристику понятия «память», «произвольная память»;
2) Изучить особенности развития произвольной памяти у младших школьников;
3) Разработать и апробировать педагогические условия развития произвольной памяти у младших школьников с использованием мнемических приемов и средств.
Теоретико-методологическую основу данной работы составили психологические идеи и концепции классиков отечественной психологической мысли, посвященные проблемам возрастной психологии, научные труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых необходимо выделить П.П. Блонского [4], изучавшего вопросы взаимоотношения образной и словесно-логической памяти; положение Л.С. Выготского [9] о культурно-историческом развитии высших психических функций; С.Л. Рубинштейна [41] о развитии психики, сознания в деятельности, которое показывает, что для психического развития необходима специально организованная деятельность; А.Н. Леонтьева [24] об интериоризации внешних мнемических средств, что намечает путь формирования произвольной памяти как "вращивания" внешних средств и приёмов запоминания, переход от опоры на внешние стимулы к опоре на внутренние действия; З.М. Истомину [19] о приемах запоминания в мыслительных операциях.
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психологопедагогической литературы по проблеме развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста);
- эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия 40» г. Казани. Всего в исследовании приняли участие 24 учащихся в возрасте 8-9 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них произвольной памяти.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике педагогические условия развития произвольной памяти у младших школьников с использованием мнемических приемов и средств:
1. Учет возрастных особенностей при применении мнемических приемов и средств в процессе развития произвольной памяти младших школьников.
2. Разработка и использование программы на основе мнемических приемов и средств, способствующая развитию у младших школьников произвольной памяти во внеклассной работе.
3. Создание специальной среды, направленной для реализации мнемических приемов и средств.
Практическая значимость исследования заключается в содержащихся в работе теоретических положениях и выводах, научнометодическом обосновании необходимости развития произвольной памяти младших школьников. Полученные данные могут быть использованы педагогами, психологами, родителями при работе с данной категорией детей.
Результаты исследования были представлены и апробировались в следующих конференциях:
1. А. Н. Кондратьева К вопросу об особенностях произвольной памяти младших школьников / V Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» (14.12.2017 г. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, сертификат участника, заочное участие).
2. А. Н. Кондратьева Исследование развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств на констатирующем этапе/Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ (04.04.2018, КФУ, сертификат участника, тезис, очное участие).
3. А. Н. Кондратьева Развитие произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств / Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ (09.04.2019, КФУ, сертификат участника, диплом, тезис, очное участие).
А также в следующих публикациях:
1. Кондратьева А.Н. К вопросу об особенностях произвольной памяти младших школьников /А.Н. Кондратьева // Всероссийская научнопрактическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация»: материалы V Всерос. науч.- практ. конф., 14 декабря 2017 г. / под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на Дону: ЮФУ, 2017. - С.365-366.
2. Кондратьева А.Н. Исследование развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств на констатирующем этапе /А.Н. Кондратьева // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. тезисов: в 4 т. - Т.3. / под ред. А.Х. Яфизовой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.60.
3. А. Н. Кондратьева Исследование произвольной памяти младших школьников / Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов. / Под ред. Р.А. Валеевой.- Казань: Изд-во «Отечество», 2019. - (в печати).
4. Кондратьева А.Н. Развитие произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств /А.Н. Кондратьева // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года: сб. тезисов: в 4 т. - Т._. / под ред. А.Х. Яфизовой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - (в печати).
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств является актуальной в условиях современного образования. Это обусловлено тем, что учащимся младшего школьного возраста необходимо запоминать большое количество информации, а также с новыми новообразованиями, готовиться к экзаменам. От уровня сформированности развития произвольной памяти зависит успешность обучения в общем образовательном учреждении, а также во взрослой жизни, для того, чтобы запоминать большое количество информаций, правил, формул и т.д. начальное образование является определяющим этапом развития произвольной памяти младших школьников с использованием мнемических приемов и средств. Исходя из этого, необходимо организовать развивающую работу с соблюдением педагогических условий, а именно, необходимо учитывать в процессе развития произвольной памяти младших школьников их возрастные особенности. А также разработать и использовать программу на основе мнемических приемов и средств, способствующую развитию у младших школьников произвольной памяти. И необходимо создать специальную среду, направленную для реализации мнемических приемов и средств. Решение данной проблемы обусловило постановку нескольких задач, рассмотрим их.
1. На основе анализа научной и учебно-методической литературы дать сущностно-содержательную характеристику понятия «память», «произвольная память». При решении данной задачи мы рассмотрели взгляды разных авторов по теме исследования. На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы определили, что произвольная память определяется как задача целенаправленно что-либо запомнить, заучить то, что необходимо, при этом процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия. Мы определили, что произвольная память влияет на запоминание, сохранения и воспроизведение информации, а также на концентрацию внимания, работоспособность и на умение организовывать запоминание с конкретной мнемической задачей.
2. Изучить особенности развития произвольной памяти у младших школьников. При решении второй задачи, в ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что младший школьный возраст является сенситивным периодом развития произвольной памяти с использованием мнемических приемов и средств. Именно в младшем школьном возрасте необходимо развивать произвольную память с использованием мнемических приемов и средств. При правильной организации развития произвольной памяти младших школьников, развивает у учащихся аналитическое мышление, улучшается память, запоминание, сохранение и воспроизведение информации повышается. Для эффективно усвоения информации по мнемическим приемам и средствам рекомендуется сочетать, например, зрительную работу с отдыхом (упражнение «У оленя дом большой»), это необходимо выполнить в связи режимом и потребностями младшего школьника. Так как от успешности запоминания учебного материала во многом зависят достижения в учебной деятельности обучающихся. В этом возрасте учащиеся овладевают умением воспользоваться специальными приемами для запоминания информации, в связи с этим, целенаправленная работа будет способствовать продуктивному запоминанию материала. Но следует учитывать объем и сложность заданий. Так как у детей в период обучения в младших классах школы, можно отметить, что дети овладевают умением организовать запоминание в соответствии с конкретной мнемической задачей и могут пользоваться рядом рациональных приемов запоминания. Мы выявили, что произвольная память непосредственно зависима от процесса запоминания, сохранения и воспроизведения информации. А также произвольная память влияет на концентрацию внимания, на работоспособность учащегося и на самоконтроль учащегося младшего возраста.
1. На основе анализа научной и учебно-методической литературы дать сущностно-содержательную характеристику понятия «память», «произвольная память». При решении данной задачи мы рассмотрели взгляды разных авторов по теме исследования. На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы определили, что произвольная память определяется как задача целенаправленно что-либо запомнить, заучить то, что необходимо, при этом процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия. Мы определили, что произвольная память влияет на запоминание, сохранения и воспроизведение информации, а также на концентрацию внимания, работоспособность и на умение организовывать запоминание с конкретной мнемической задачей.
2. Изучить особенности развития произвольной памяти у младших школьников. При решении второй задачи, в ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что младший школьный возраст является сенситивным периодом развития произвольной памяти с использованием мнемических приемов и средств. Именно в младшем школьном возрасте необходимо развивать произвольную память с использованием мнемических приемов и средств. При правильной организации развития произвольной памяти младших школьников, развивает у учащихся аналитическое мышление, улучшается память, запоминание, сохранение и воспроизведение информации повышается. Для эффективно усвоения информации по мнемическим приемам и средствам рекомендуется сочетать, например, зрительную работу с отдыхом (упражнение «У оленя дом большой»), это необходимо выполнить в связи режимом и потребностями младшего школьника. Так как от успешности запоминания учебного материала во многом зависят достижения в учебной деятельности обучающихся. В этом возрасте учащиеся овладевают умением воспользоваться специальными приемами для запоминания информации, в связи с этим, целенаправленная работа будет способствовать продуктивному запоминанию материала. Но следует учитывать объем и сложность заданий. Так как у детей в период обучения в младших классах школы, можно отметить, что дети овладевают умением организовать запоминание в соответствии с конкретной мнемической задачей и могут пользоваться рядом рациональных приемов запоминания. Мы выявили, что произвольная память непосредственно зависима от процесса запоминания, сохранения и воспроизведения информации. А также произвольная память влияет на концентрацию внимания, на работоспособность учащегося и на самоконтроль учащегося младшего возраста.



