Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших подростков

Работа №36654

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
422
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни у младших подростков
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «здоровье» и
«здоровый образ жизни» 11
1.2. Основные компоненты здорового образа жизни 21
1.3. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у
младших подростков 30
Выводы по I главе 46
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по апробации педагогических условий, направленных на формирование здорового образа жизни у младших подростков
2.1. Изучение уровня сформированности здорового образа жизни у
младших подростков (констатирующий этап) 48
2.2. Апробация педагогических условий формирования здорового образа
жизни у младших подростков 56
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 72
Выводы по II главе 79
Заключение 81
Библиографический список литературы 84
Приложение


Актуальность темы исследования. Воспитать полноценное здоровое подрастающее поколение - главная задача любого гражданского общества в мире. Здоровье нации - одна из вечных ценностей человечества. Ведь с каждым годом исследование состояния иммунитета и здоровья детей приобретает особое внимание.
Одной из основных задач государственных органов в области профилактики здоровья населения является Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан». В законе определена одна из основных целей: «государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития», а так же «содействия в формировании здорового образа жизни и здорового питания». Закон особенно подтверждает контроль за состоянием здоровья детей и педагогическую коррекцию по отношению к школьникам с целью профилактики здорового образа жизни среди учащихся [71].
Система образования ранее не включала в задачи создание педагогических условий для формирования здорового образа жизни у школьников. Следовательно, приобщение младших подростков к проблеме сохранения своего здоровья, прежде всего, должен носить формирующий характер - воспитание. В частых случаях учащиеся не уделяют свое внимание к образу жизни, т.к. это требует определенного багажа «правильных» знаний о ЗОЖ и волевых усилий. Это все, также объясняется недостаточной пропагандой социально - педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни в образовательных учреждениях. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2017 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60-70 % учащихся уже к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Проблема увеличения болезней среди младших подростков приобрела угрожающие масштабы и стала одна из главных социальных проблем. С каждым годом наблюдается существенный рост детской онкологии, все больше и больше углубляется негативное отношение младших подростков к здоровому образу жизни, гражданскому праву, усиливается тенденция негативного, а зачастую и откровенно циничного отношения к нравственным и духовным устоям общества [71].
Последствия ухудшения здоровья школьников характеризуется рядом негативных тенденций: снижением двигательной активности
учеников, нарушением их физического и психического развития, ранее употребления алкоголя и увлечение табакокурением и т.д., которые существенно сказываются на состоянии здоровья младших подростков. Дети стали вести малоподвижный образ с тех пор, как в их жизнь вошли телевидение, видеоигры, компьютеры, при одновременном снижении физических нагрузок в школе.
Сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья младших школьников приняла устойчивый характер. Данная ситуация обусловлена ухудшением знаний о правильном образе жизни, обострением проблем рационального питания, наследственностью, невнимательностью пропаганды ЗОЖ в семье, перегруженностью детей в школе. Так как статистические данные свидетельствуют о наличии возросшего количества различных психологических и физиологических заболеваний среди несовершеннолетних, необходима организация продуманной, целостной педагогическо-профилактической работы с младшими подростками.
Анализ социально-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений появления проблем
здоровья младших подростков является формирование у них знаний, отношения и поведения о здоровом образе жизни.
Состояние разработанности проблемы исследования. В настоящее время накоплен значительный опыт исследования различных аспектов феномена формирования и укрепления здорового образа жизни (Ю.Л.Варшамов, А.Г.Голев[16], Е.Д.Марьясис[52], В.П.Саломин [63], А.А.Семенов [64], Н.Х.Хакунов [75]) и школьных здоровъесберегающих технологий (В.Ф.Базарный [7], Л.А.Жданова [29], Н.К.Иванова [34], Т.В.Русова [62]), проблемы эколого-нравственного образования в школе (А.А.Колесник [45], З.Г.Нигматов [54], Ф.Г.Ситдилов [66]). Исследованием комплекса факторов, снижающих уровень здоровья школьников была отведена двум сторонам: с одной стороны слабому соблюдению
физиолого-гигиенических требований к условиям обучения (И.И.Бецкая
[12] , Ф.Ф.Эрисман [78], В.И.Формаковский [74], Д.Д.Бекарюков [11]); с другой стороны - большому объему учебной нагрузки (В.Г.Нестеров [53], А.А.Сычев [67], С.М.Громбах [20], В.М.Зубкова [32]). Особенности образа жизни личности с социальной и психологической сторон рассматривали Л.И.Божович [13], А.Н.Леонтьев [48], А.В.Петровский [56], Д.И.Фельдштейн [72] и другие. Методологические аспекты проблемы формирования специальных условий для здоровья в подростковой среде освещали: Т.Г.Дичев [27], В.Г.Тактаров [68], К.Е.Тарасов [70],
С.В.Шмелева [77] и др.
Для целей нашего исследования особую ценность представляют работы, раскрывающие феномен создания благоприятных педагогических условий для формирования мотивации на здоровую, полноценную жизнь, на воспитание культуры здоровья и бережного к нему отношения в школьной среде (Э.Н.Вайнер [15], Г.К.Зайцев [31], Т.В.Карасева [42], Ю.Л.Лисицын [49] и др.), а также исследования, изучающие методы практического воздействия на личность (психологические тренинги -
Джеймс М., Джонгрвард Д. [25], Лендгрет Г.Л., Макклендон Р. [46], Кейдис Л. [43]), отдельно эффективность и социальную значимость образовательных психосоциальных программ здорового образа жизни наглядно демонстрирует и зарубежный опыт (R.K.Manoff, A.Z. Paul, G.F. Anderson [51]). Однако отечественных исследований оптимизации по созданию педагогических условий для формирования здорового образа жизни у младших подростков практически не существует.
Таким образом, в ходе анализа теоретических исследований и практического опыта по изучаемой проблеме, и в силу психологопедагогической и социальной ситуации в обществе, становится очевидным противоречие исследования: между потребностями
современного общества в оздоровлении населения, потребности в здоровом подрастающем поколении, как будущем наследии страны, с одной стороны, и недостаточно изученными педагогическими условиями формирования ЗОЖ у младших подростков, с другой стороны.
Данные противоречия указывают на актуальность нашего исследования и позволяют определить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших подростков?
Проблема обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших подростков».
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших подростков.
Объект исследования - процесс формирования здорового образа жизни у младших подростков.
Предмет исследования - педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших подростков.
- опираться на сущностные характеристики понятий здоровье, здоровый образ жизни и изучить структурные компоненты здорового образа жизни,
- разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших подростков.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».
2. Изучить основные компоненты здорового образа жизни.
3. Сформулировать и обосновать педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших подростков.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа у младших подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: научные положения гуманизации педагогического процесса через индивидуально-личностный и деятельностный подходы (Ш.А. Амонашвили [1], А.А. Леонтьев [47], И.С. Якиманская [79], Е.А. Ямбург [80]). Теоретическую основу исследования составили: положения о физиологических закономерностях развития детей (М.В. Антропова [4], И.А. Аршавский [6], М.М. Безруких [10], А.А. Гуминский [21], А.Г. Хрипкова [76]); положения о физиологических механизмах мотивации (П.К. Анохин [3], А.С. Батуев [9], Н.Н. Данилова [22], П.В. Симонов [65]); теоретические основы здорового образа жизни (Г.Л. Апанасенко [5], И.И. Брехман [14], Э.М. Казин [39], В.В. Колбанов [44], Ю.П. Лисицын [50]);
исследования, посвященные формированию здорового образа жизни (В.И. Баль [8], Г.К. Зайцев [31], В.П. Казначеев [40]).
Для реализации целей и задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психо лого- педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация, классификация),
- эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент),
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ и анализ достоверных различий средних величин показателя по критерию t-Стьюдента). Статистическая обработка данных выполнялась с помощью программы Mircosoft Excel.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 51» г. Казани. Всего в исследовании приняло участие 40 учащихся двух седьмых классов: контрольная группа (7 «А» кл.) - 19 человек и экспериментальная (7 «Б» кл.) - 21 человек.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2017 по 2019 г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2017 г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, теоретическом обосновании педагогических условий. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезы исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2017 по 2018 г.г.) был осуществлен констатирующий эксперимент.
На третьем этапе - обобщающем (с 2018-2019 г.г.) был осуществлен формирующий и контрольный этапы эксперименты; апробировались педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших подростков; раскрыта научная новизна, практическая значимость диссертации; осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что теоретически раскрыты и обоснованы педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших подростков; разработана и внедрена в педагогическую практику авторская программа «Формула здоровья», направленная на формирование здорового образа жизни у младших подростков.
Практическая значимость результатов исследования: результаты опытно-экспериментальной работы могут быть полезны педагогам- психологам, учителям, родителям, занимающимся воспитанием подрастающего поколения.
Обоснованность и достоверность результатов исследования
обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием активных методов обучения, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно-экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня здорового образа жизни у младших подростков.
Апробация и внедрение результатов нашего исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы, посредством публикаций научных статей и тезисов.
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на научно-образовательных конференциях:
1. Современные проблемы социальной педагогики» (4 апреля 2018 г., Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра педагогики, г.Казань);
2. Итоговая научно-образовательная конференция (9 апреля 2019
г., Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра педагогики, г.Казань).
3. Международная научно-практическая конференция «Новые концепции в образовании и современные решения: теория, практика, опыт» (май 2019 г., Карагандинский высший колледж «Болашак», г.Караганда, Казахстан).
4. XII Международная научно-практическая конференция «Конструктивизм в психологии и педагогике» (1 июня 2019 г., г.Таганрог, РФ).
Публикации размещены в следующих сборниках:
1. «Современные проблемы социальной педагогики» (4 апреля 2018 г., Казанский (Приволжский) Федеральный университет, институт психологии и образования, кафедра педагогики, г.Казань);
2. Материалы международной научно-практической конференции «Новые концепции в образовании и современные решения: теория, практика, опыт» (май 2019 г., Карагандинский высший колледж «Болашак», г.Караганда, Казахстан);
3. XII Международная научно-практическая конференция «Конструктивизм в психологии и педагогике» (1 июня 2019 г., г.Таганрог, РФ).
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогической литературы
поہказал, что проблема формирования здорового образа жизни у младших
подростков является предметом многочисленныہх исследований.
Исследованиями вопросов по формированию здорового образа жизни у
младших подростков занимались такие известные психологи и физиологи
как Л.С. Выготский, Л.ہИ. Божович, Г.К. Зайцев и такие ученые, как Г.Л.
Апанасенко, А.С. Батуев, В.М. Зубкова, В.В Колбанов, В.М. Кабаева и др.
Далее мы осветим результаты решения поставہленных задач.



Амонашвили, Ш.А. Разہмышления о гуہманной педہагогике. / Ш.ہА.
Амонашвили. - М., 19ہ96. – 205 с.
2 Андреев В.ہИ. Педагогہика творчесہкого саморазвития. Кہазань, 1996. С.
586.
3 Анохин П.К. Физическое восہпитание шкоہльников в сеہмье. Киев: Рہад.
шк., 1987.- 1ہ28 с.
4 Антропова В.ہМ. Педагогика зہдоровья: нہачало пути. Пہавлодар, 1ہ995.-
114 с.
5 Апанасенко Г.ہЛ. Роль семьи в формировہании здороہвья детей
(ہПрограмма «ہИз детства в отрочестہво») // Доہшкольное восہпитание 2001. -
№ 1. - С. 44-48.
6 Аршавский И.ہА. Формирование деятельностного компонентہа
культуры зہдоровья млہадших школہьников в кہлассе: Автореф. дис. . канд.
пед. наук. Маہйкоп, 2005. - 26 с.
7 Базарный В.Ф. Экология чеہловека: здороہвье и концеہпция
выживہания. - М.: Изہд-во РУДН, 2015. - 227 с.
8 Баль В.И. Человек-гармония-природа. М.: Нہаука, 1990. - 1ہ92 с.
9 Батуев А.С. Особенности форہмирования эہкологическоہй культуры
соہветской моہлодежи в соہвременных усہловиях: Автореф. дис. . канд. филос.
нہаук. М., 1ہ990.-С. 11.
10 Безруких М.ہМ. Педагогическая хہарактеристہика образоہвательной
среہды в различہных типах обрہазовательнہых учреждеہний: Автореф. дис. .
канд. пед. наук. М., 2000. - 24 с.
11 Бекарюков Д.Д. Гигиеہна физичесہкого воспитہания. 5-е изہд.- М., 201ہ3.
- 176с.
12 Бецкая И.И. «Здоровье» и «боہлезнь» в сہистеме ценہностных91
орہиентаций чеہловека // И.И. Бецкая // Вестниہк АМН СССР. - 1ہ999. - Т. 45. -
№. 4. – 200 с.
13 Божович Л.И. Формировہание здороہвого образہа жизни поہдростков. 6-
ہ9 классы. Метоہдическое пособہие / Л.И. Божович. - Москва: Мہир, 2007. -
208 c.
14 Брехман И.И. Валеология - наука о зہдоровье // И.ہИ. Брехман. - М.:
Физہкультура и сہпорт, 4-ое изہдание, 2015. - 21ہ2 с.
15 Вайнер Э.Н. В здоровом теہле - здороہвый дух. Сہценарии прہаздников,
коہнкурсов, вечероہв, посвящеہнных здороہвому образу жہизни. - М.: Феہникс,
2002. - 35ہ2 c.
16 Варшамов Ю.Л., А.Г.Голев. Здоровье нہации - феноہмен экологہии XXI
векہа // В.П. Кہазначеев. Мہатериалы I Всероссہийского форуہма «III
тысہячелетие. Путہи к здоровہью нации». М.: 3-е издательсво, 2013. - 1ہ94 с.
17 Вебер М. О неہкоторых катеہгориях понہимающей
соہциологии//Зہападноевроہпейская соہциология 1ہ9-начала 20
веہков/ред.В.И.Добреньков. – М.,1996. – С.4ہ91.
18 Годик М.А. Коہнтроль тренировочных и соревноہвательных нагурзок /
М.А.Годик. – М.: ФиС, 1980. – 1ہ36 с.
19 Гришкина Л.ہИ. Формироہвание культурہы здоровья пеہдагогов каہк
инновациоہнная деятеہльность шкоہлы: Автореф. дис. . канд. пед. наук.
Саہнкт-Петербурہг, 2004. - 119 с.
20 Громбах С.М. Социہально-психоہлогические детерہминанты
форہмирования зہдорового обрہаза жизни // С.М. Громбах. Теория и прہактика
физہической куہльтуры.- М, 2010 - С. 9-1ہ2
21 Гуминский А.А. Формирование культуры зہдорового обрہаза жизни
детеہй старшего доہшкольного возрہаста в дошкольہном образоہвательном
учреہждении «отہкрытого» тہипа: Автореф. дис. . канд. пед. наук.
Стہаврополь, 2005. - 21 с.
22 Данилова Н.ہН. Экологическое обрہазование в оہпыте работہы92
дошкольнہых учреждеہний. (Минералооводский отдел обрہазования:
пробہлемы, поисہк, опыт). М.: Горہизонт, Стаہврополь: Сервисшкола, 1999. -
156 с.
23 Демин В.А. Метоہдологическہие вопросы иссہледования сہпорта в
асہпекте теорہии деятельہности: Автореф.дисс. …канд.пед.наук/В.А.Демин. –
М.,1975. – 26 с.
24 Деркунская В.А. Воспہитание, обучеہние, развитہие дошкольہников в
игре. Здоровьесберегающее воспитание обучеہние - развہитие детей
доہшкольного возрہаста в игре. - М.: Пед. обшество России, 2005. - 1ہ28 с.
25 Джеймс М., Джонгрвард Д. Во главе реہволюции. Кہак добитьсہя
успеха в турбуہлентные вреہмена, преврہатив инновہации в обрہаз жизни /
Джеймс М., Джонгвард Д.. - М.: BestBusinessBoоks, 2007. - 370 c.
26 Дипак Ч. Совершеہнное здороہвье. - М.: Изہд-во: Будуہщее Земли, 2005.
- 288 с.
27 Дичев Т.Г. Здоровый обрہаз жизни в обрہазовательноہм учрежденہии /
Т.Г. Дичев. - М.: Феہникс, 2011. - 2ہ24 c.
28 Дюркгейм Э., Соہциология и теорہия познаниہя. Хрестомہатия по
исторہии психолоہгии. – М.,1ہ980. – С.218.
29 Жданова Л.ہА. Раздумьہя о здоровہье. 2-е изہд. //Н.М. Аہмосов. - М.:
2010. - 1ہ91 с.
30 Зайцев Г.К. Здоровье шہкольников и учہителей. Опہыт
валеологического исследоваہния. - СПб., 1995. - 154с.
31 Зайцев Г.К. Пеہдагогика зہдоровья: Обрہазовательнہые програмہмы по
валеологии Санкт-Петербурہга // Г.К. Зہайцев, З.В. Колбанов, М.Г.
Колесہникова. - СہПб.: Акцидент, 2000. - 78 с.
32 Зубкова В.ہМ. Человечество и здоровье // В.М. Зубкова. - М.: СП
«ہКорона», 2017. - 218с.
33 Иванов В.Г., Исторہия этики Дреہвнего мира. – Л.,1ہ980. – С.14ہ2
34 Иванова Н.ہК. Изучение цеہнностных орہиентаций и устہановок у93

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ