Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни у младших подростков
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «здоровье» и
«здоровый образ жизни» 11
1.2. Основные компоненты здорового образа жизни 21
1.3. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у
младших подростков 30
Выводы по I главе 46
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по апробации педагогических условий, направленных на формирование здорового образа жизни у младших подростков
2.1. Изучение уровня сформированности здорового образа жизни у
младших подростков (констатирующий этап) 48
2.2. Апробация педагогических условий формирования здорового образа
жизни у младших подростков 56
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 72
Выводы по II главе 79
Заключение 81
Библиографический список литературы 84
Приложение
Актуальность темы исследования. Воспитать полноценное здоровое подрастающее поколение - главная задача любого гражданского общества в мире. Здоровье нации - одна из вечных ценностей человечества. Ведь с каждым годом исследование состояния иммунитета и здоровья детей приобретает особое внимание.
Одной из основных задач государственных органов в области профилактики здоровья населения является Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан». В законе определена одна из основных целей: «государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития», а так же «содействия в формировании здорового образа жизни и здорового питания». Закон особенно подтверждает контроль за состоянием здоровья детей и педагогическую коррекцию по отношению к школьникам с целью профилактики здорового образа жизни среди учащихся [71].
Система образования ранее не включала в задачи создание педагогических условий для формирования здорового образа жизни у школьников. Следовательно, приобщение младших подростков к проблеме сохранения своего здоровья, прежде всего, должен носить формирующий характер - воспитание. В частых случаях учащиеся не уделяют свое внимание к образу жизни, т.к. это требует определенного багажа «правильных» знаний о ЗОЖ и волевых усилий. Это все, также объясняется недостаточной пропагандой социально - педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни в образовательных учреждениях. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2017 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60-70 % учащихся уже к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Проблема увеличения болезней среди младших подростков приобрела угрожающие масштабы и стала одна из главных социальных проблем. С каждым годом наблюдается существенный рост детской онкологии, все больше и больше углубляется негативное отношение младших подростков к здоровому образу жизни, гражданскому праву, усиливается тенденция негативного, а зачастую и откровенно циничного отношения к нравственным и духовным устоям общества [71].
Последствия ухудшения здоровья школьников характеризуется рядом негативных тенденций: снижением двигательной активности
учеников, нарушением их физического и психического развития, ранее употребления алкоголя и увлечение табакокурением и т.д., которые существенно сказываются на состоянии здоровья младших подростков. Дети стали вести малоподвижный образ с тех пор, как в их жизнь вошли телевидение, видеоигры, компьютеры, при одновременном снижении физических нагрузок в школе.
Сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья младших школьников приняла устойчивый характер. Данная ситуация обусловлена ухудшением знаний о правильном образе жизни, обострением проблем рационального питания, наследственностью, невнимательностью пропаганды ЗОЖ в семье, перегруженностью детей в школе. Так как статистические данные свидетельствуют о наличии возросшего количества различных психологических и физиологических заболеваний среди несовершеннолетних, необходима организация продуманной, целостной педагогическо-профилактической работы с младшими подростками.
Анализ социально-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений появления проблем
здоровья младших подростков является формирование у них знаний, отношения и поведения о здоровом образе жизни.
Состояние разработанности проблемы исследования. В настоящее время накоплен значительный опыт исследования различных аспектов феномена формирования и укрепления здорового образа жизни (Ю.Л.Варшамов, А.Г.Голев[16], Е.Д.Марьясис[52], В.П.Саломин [63], А.А.Семенов [64], Н.Х.Хакунов [75]) и школьных здоровъесберегающих технологий (В.Ф.Базарный [7], Л.А.Жданова [29], Н.К.Иванова [34], Т.В.Русова [62]), проблемы эколого-нравственного образования в школе (А.А.Колесник [45], З.Г.Нигматов [54], Ф.Г.Ситдилов [66]). Исследованием комплекса факторов, снижающих уровень здоровья школьников была отведена двум сторонам: с одной стороны слабому соблюдению
физиолого-гигиенических требований к условиям обучения (И.И.Бецкая
[12] , Ф.Ф.Эрисман [78], В.И.Формаковский [74], Д.Д.Бекарюков [11]); с другой стороны - большому объему учебной нагрузки (В.Г.Нестеров [53], А.А.Сычев [67], С.М.Громбах [20], В.М.Зубкова [32]). Особенности образа жизни личности с социальной и психологической сторон рассматривали Л.И.Божович [13], А.Н.Леонтьев [48], А.В.Петровский [56], Д.И.Фельдштейн [72] и другие. Методологические аспекты проблемы формирования специальных условий для здоровья в подростковой среде освещали: Т.Г.Дичев [27], В.Г.Тактаров [68], К.Е.Тарасов [70],
С.В.Шмелева [77] и др.
Для целей нашего исследования особую ценность представляют работы, раскрывающие феномен создания благоприятных педагогических условий для формирования мотивации на здоровую, полноценную жизнь, на воспитание культуры здоровья и бережного к нему отношения в школьной среде (Э.Н.Вайнер [15], Г.К.Зайцев [31], Т.В.Карасева [42], Ю.Л.Лисицын [49] и др.), а также исследования, изучающие методы практического воздействия на личность (психологические тренинги -
Джеймс М., Джонгрвард Д. [25], Лендгрет Г.Л., Макклендон Р. [46], Кейдис Л. [43]), отдельно эффективность и социальную значимость образовательных психосоциальных программ здорового образа жизни наглядно демонстрирует и зарубежный опыт (R.K.Manoff, A.Z. Paul, G.F. Anderson [51]). Однако отечественных исследований оптимизации по созданию педагогических условий для формирования здорового образа жизни у младших подростков практически не существует.
Таким образом, в ходе анализа теоретических исследований и практического опыта по изучаемой проблеме, и в силу психологопедагогической и социальной ситуации в обществе, становится очевидным противоречие исследования: между потребностями
современного общества в оздоровлении населения, потребности в здоровом подрастающем поколении, как будущем наследии страны, с одной стороны, и недостаточно изученными педагогическими условиями формирования ЗОЖ у младших подростков, с другой стороны.
Данные противоречия указывают на актуальность нашего исследования и позволяют определить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших подростков?
Проблема обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших подростков».
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших подростков.
Объект исследования - процесс формирования здорового образа жизни у младших подростков.
Предмет исследования - педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших подростков.
- опираться на сущностные характеристики понятий здоровье, здоровый образ жизни и изучить структурные компоненты здорового образа жизни,
- разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших подростков.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».
2. Изучить основные компоненты здорового образа жизни.
3. Сформулировать и обосновать педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших подростков.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа у младших подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: научные положения гуманизации педагогического процесса через индивидуально-личностный и деятельностный подходы (Ш.А. Амонашвили [1], А.А. Леонтьев [47], И.С. Якиманская [79], Е.А. Ямбург [80]). Теоретическую основу исследования составили: положения о физиологических закономерностях развития детей (М.В. Антропова [4], И.А. Аршавский [6], М.М. Безруких [10], А.А. Гуминский [21], А.Г. Хрипкова [76]); положения о физиологических механизмах мотивации (П.К. Анохин [3], А.С. Батуев [9], Н.Н. Данилова [22], П.В. Симонов [65]); теоретические основы здорового образа жизни (Г.Л. Апанасенко [5], И.И. Брехман [14], Э.М. Казин [39], В.В. Колбанов [44], Ю.П. Лисицын [50]);
исследования, посвященные формированию здорового образа жизни (В.И. Баль [8], Г.К. Зайцев [31], В.П. Казначеев [40]).
Для реализации целей и задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психо лого- педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация, классификация),
- эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент),
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ и анализ достоверных различий средних величин показателя по критерию t-Стьюдента). Статистическая обработка данных выполнялась с помощью программы Mircosoft Excel.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 51» г. Казани. Всего в исследовании приняло участие 40 учащихся двух седьмых классов: контрольная группа (7 «А» кл.) - 19 человек и экспериментальная (7 «Б» кл.) - 21 человек.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2017 по 2019 г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2017 г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, теоретическом обосновании педагогических условий. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезы исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2017 по 2018 г.г.) был осуществлен констатирующий эксперимент.
На третьем этапе - обобщающем (с 2018-2019 г.г.) был осуществлен формирующий и контрольный этапы эксперименты; апробировались педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших подростков; раскрыта научная новизна, практическая значимость диссертации; осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что теоретически раскрыты и обоснованы педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших подростков; разработана и внедрена в педагогическую практику авторская программа «Формула здоровья», направленная на формирование здорового образа жизни у младших подростков.
Практическая значимость результатов исследования: результаты опытно-экспериментальной работы могут быть полезны педагогам- психологам, учителям, родителям, занимающимся воспитанием подрастающего поколения.
Обоснованность и достоверность результатов исследования
обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием активных методов обучения, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно-экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня здорового образа жизни у младших подростков.
Апробация и внедрение результатов нашего исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы, посредством публикаций научных статей и тезисов.
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на научно-образовательных конференциях:
1. Современные проблемы социальной педагогики» (4 апреля 2018 г., Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра педагогики, г.Казань);
2. Итоговая научно-образовательная конференция (9 апреля 2019
г., Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра педагогики, г.Казань).
3. Международная научно-практическая конференция «Новые концепции в образовании и современные решения: теория, практика, опыт» (май 2019 г., Карагандинский высший колледж «Болашак», г.Караганда, Казахстан).
4. XII Международная научно-практическая конференция «Конструктивизм в психологии и педагогике» (1 июня 2019 г., г.Таганрог, РФ).
Публикации размещены в следующих сборниках:
1. «Современные проблемы социальной педагогики» (4 апреля 2018 г., Казанский (Приволжский) Федеральный университет, институт психологии и образования, кафедра педагогики, г.Казань);
2. Материалы международной научно-практической конференции «Новые концепции в образовании и современные решения: теория, практика, опыт» (май 2019 г., Карагандинский высший колледж «Болашак», г.Караганда, Казахстан);
3. XII Международная научно-практическая конференция «Конструктивизм в психологии и педагогике» (1 июня 2019 г., г.Таганрог, РФ).
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы
поہказал, что проблема формирования здорового образа жизни у младших
подростков является предметом многочисленныہх исследований.
Исследованиями вопросов по формированию здорового образа жизни у
младших подростков занимались такие известные психологи и физиологи
как Л.С. Выготский, Л.ہИ. Божович, Г.К. Зайцев и такие ученые, как Г.Л.
Апанасенко, А.С. Батуев, В.М. Зубкова, В.В Колбанов, В.М. Кабаева и др.
Далее мы осветим результаты решения поставہленных задач.