Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение православных христиан к религиозному юмору

Работа №36636

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
244
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования понятий «оскорбление чувств
верующих» и «религиозный юмор» 9
§1.1 Понятие «оскорбление чувств верующих 9
§1.2 Смеховая культура и возникновение шуток на религиозную тематику 15
Глава 2. Анализ отношения православных христиан к религиозному юмору с помощью метода кейс-стади 23
§2.1 Целевая и содержательная особенность исследования отношения к религиозному юмору 23
§2.2 Анализ результатов, полученных в ходе кейс исследования 40
Заключение 43
Список источников и литературы 45
Приложение


Актуальность. Несмотря на то, что религиозному сознанию много веков, в
последнее время оно не только не отмирает, но и актуализируется государством и
обществом. Все увеличивающаяся технологизация жизни способствует росту
религиозности отдельных людей, миграционные процессы остро ставят вопросы
религиозной идентификации и религиозного общежития. Как следствие,
возникает вопрос религиозных чувств и их оскорбления.
В нашей стране эти вопросы также актуальны. Развивающийся социальный
институт религии с каждым годом входит в повседневную жизнь людей все
настойчивее, священнослужителей разных религий привлекают для обсуждения и
решения многих общественных и политических вопросов, а их деятельность
активно освещается СМИ. Даже людей, которые не исповедают какую-либо
религию, вопросы религии касаются все чаще.
В современных реалиях, в связи с распространением социальных сетей,
можно проследить тенденцию частой агрессии на религию. Различного рода
шутки, зарисовки, картинки с юмористическим содержанием появляются с
каждым днем все больше. С целью защитить верующих в 2013 году в России была
введена статья 148 УК РФ, которая гласит: «Нарушение права на свободу совести
и вероисповеданий», которая гласит, что за публичные действия выражающие
явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных
чувств верующих наказываются штрафом, обязательными или принудительными
работами, а также лишением свободы». Однако, понятие «оскорбление чувств
верующих» остается неизученным. Исходя из этого, также неизученным остается
тот факт, как реагирует на различные рода проявление агрессии, таких как
религиозный юмор, верующие. Данная проблема стоит в рамках таких наук, как
религиоведение и психология.
С позиции психологии данной проблемой занимался Б.Я. Шарифуллин1,
ведь одной из проблем является то, как воспринимается религиозный юмор
1Шарифуллин Б.Я. «Полет русской души»: опыт несостоявшейся юрислингвистической экспертизы одного
рекламного текста. Барнаул.: Изд-во Алт. ун-та, 2002. С. 85-99.4
верующими. В своей работе он определяет понятие оскорбление, как
производное слово от понятия «скорбь». Также автор выделяет, что реакцией на
оскорбление может быть гнев и ярость, а в свою очередь на обиду характерна
печаль.
Спозиции религиоведения изучением данного вопроса занимались
Чернышкова З.Е., Иванова Е.В., Кузнецова О.В.1,в своей работе они, анализируя
произведения исследователей прошлого, таких как Фридрих Шлейермахер, Отто
Р. и др, а также ученых современности, в частности Д.В. Пивоварова, отмечают,
что на данный момент не существует четкого понимания термина «оскорбление
чувств верующих»2.Но решение данного вопроса они видят в религиоведческих
экспертизах каждого рассматриваемого судом дела. Таким образом, можно
выявить проблему, с которой столкнулось религиоведение «что следует понимать
под религиозным чувством».
Изучение характеристики поведения и социального взаимодействия
верующих и атеистов активно изучаются в научном сообществе. Так, например,
Пудовкина И.М. исследует диалог верующих и атеистов в контексте религиозных
ценностей в структуре мировоззрения3.
Основываясь на изученном материале мыв данной работе будем понимать
под «чувствами верующих» - любые человеческие чувства, которые касаются
догматов религии, чувства священного, а также религиозных объектов, таких
как образы, сооружения, иконы и т.д [здесь и далее курсив мой – К.Ш.], под
«оскорблением чувств верующих» - оскорбление, то есть, унижение,
принижение достоинства любых человеческих чувств, которые касаются
догматов религии, чувства священного, а также религиозных объектов, таких
как образы, сооружения, иконы и т.д
1Чернышкова З.Е. Иванова Е.В., Кузнецова. О.В Религиоведческая экспертиза: анализ действий, направленных на
оскорбление религиозных чувств верующих / З.Е. Чернышкова, Е.В, Иванова, О.В. Кузнецова. [Электронный
ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/religiovedcheskaya-ekspertiza-analiz-deystviy-napravlennyh-naoskorblenie-religioznyh-chuvstv-veruyuschih(дата обращения: 31.05.2019).
2
Пивоваров Д. В. Онтология религии. СПб.: Владимир Даль, 2009. С. 365.
3Пудовкина И.М. Религиозные ценности в структуре мировоззрения молодого поколения: диалог верующих и
атеистов / И.М. Пудовкина. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznye-tsennosti-vstrukture-mirovozzreniya-molodogo-pokoleniya-dialog-veruyuschih-i-ateistov(дата обращения: 31.05.2019).5
Мы же в свою очередь немного сузим проблематику и коснемся одного из
аспектов чувства верующих: реакции, вызываемой юмором на тему религии среди
студентов, исповедующих православное христианство, а также проанализируем
мнение по данному вопросу священнослужителей.Основываясь на изученном
материале, мы в данной работе будем выделять такие виды реакции на
религиозный юмор, как оскорбление, обида, безразличие и смех.
Научная разработанность темы. На данный момент тема «оскорбления
чувств верующих» является одной из самых актуальных в таких областях знания,
психология и религиоведение. Данной темой занималась Иванова Т. Е.1, которая
пыталась разграничить статью за кощунство со статьей за хулиганство. Также
данной проблематикой, но со стороны религиоведения занимались Чернышкова
З.Е., Иванова Е.В., Кузнецова О.В.2, однако точного ответа на вопрос об
определении понятия «чувства верующих» также не последовало. Темой реакций
на социальные взаимоотношения, реакцией на шутки, в том числе занимались
такие исследователи, как В.И. Желвис3, который занимается понятиями обиды и
оскорбления, дает четкое определение данным понятиям и выводит эмоции,
которые могут быть реакцией, следующие вслед за обидой и оскорблением.
Понятием оскорбления и обиды также занимался Б.Я. Шарифуллин4. В
своей работе он определяет понятие оскорбление, как производное слово от
понятия «скорбь». Также автор выделяет, что реакцией на оскорбление может
быть гнев и ярость, а в свою очередь на обиду характерна печаль. Понятие
1
Иванова Т.Е. Отдельные проблемы установления и реализации уголовной ответственности за публичные
действия выражающие явное неуважение к обществу, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств
верующих / Т.Е. Иванова. [Электронный ресурс].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-problemyustanovleniya-i-realizatsii-ugolovnoy-otvetstvennosti-za-publichnye-deystviya-vyrazhayuschie-yavnoe-neuvazheniek(дата обращения: 31.05.2019).
2Чернышкова З.Е. Иванова Е.В., Кузнецова. О.В Религиоведческая экспертиза: анализ действий, направленных на
оскорбление религиозных чувств верующих / З.Е. Чернышкова, Е.В, Иванова, О.В. Кузнецова. [Электронный
ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/religiovedcheskaya-ekspertiza-analiz-deystviy-napravlennyh-naoskorblenie-religioznyh-chuvstv-veruyuschih(дата обращения: 31.05.2019).
3Желвис В.И. «Оскорбление» или «обида»: попытка дискриминации / В.И. Желвис. [Электронный
ресурс].URL:https://cyberleninka.ru/article/n/oskorblenie-ili-obida-popytka-diskriminatsii-1 (дата обращения
13.06.2019).
4Шарифуллин Б.Я. «Полет русской души»: опыт несостоявшейся юрислингвистической экспертизы одного
рекламного текста. Барнаул.: Изд-во Алт. ун-та, 2002. С. 85-99.6
безразличия в своей работе рассматривала Е.Ю. Клепцова1. В своем
исследовании она определяла безразличие, как среднюю или низкую степень
эмпатии, отсутствие чувств, безоценочность.
Темой юмора занималось немало научных исследователей современности
так, например, Мельников С.С.2 исследовал социологию юмора в контексте трех
теорий юмора: теории разрядки, теории противоречия и теории превосходства.
Также вопросом юмора занимался Голубков С.А.3, который в своем исследовании
затрагивал феномен ситуативного юмора через субъективные отношения.
Тему юмора в своих исследованиях такжезатрагивал М.М. Бахтин4, который
вывел понятие «смеховая культура», выделил классификацию смеховой
культуры, а также дал классификацию карнавального смеха.
Феномен смеха также активно изучался Д.С. Лихачевым и А.М. Панченко5,
которые вывели понятие «антимир». «Антимир» по мнению авторов и являлсякак
раз тем миром юмора, с которым сталкивается зритель, смотрящий
представление. Согласно их исследованию, «антимир» представляется, так
называемой, параллельной реальностью, собирательным образом всего
неблагополучного и неправильного в реальном мире.
Однако, большинство исследователей современности не затрагивали тему
религиозного юмора, проводя исследования лишь в рамках психологии,
социологии и культурологии юмора. Социологические исследования и
эксперименты, связанные с темой юмора, не проводились.
Степень изученности и научная проработанность данной темы невероятно
мала, в связи с тем, что статья 148 УК РФ, введена относительно недавно, а также
можно заметить, что научная проработанность по теме, связанной с чувствами
верующих и юмором вообще отсутствует. Таким образом, данная тема в научной
1 Клепцова Е.Ю. Виды межличностных отношений. / Е.Ю. Клепцова. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlenin
ka.ru/article/n/vidy-mezhlichnostnyh-otnosheniy (дата обращения: 13.06.2019).
2Мельников С.С. Социология юмора: к критике трех фундаментальных теорий смешного / С.С. Мельников.
[Электронный ресурс].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-yumora-k-kritike-treh-fundamentalnyh-teoriysmeshnogo (дата обращения: 31.05.2019).
3Голубков С.А. Феномен ситуативного юмора / С.А. Голубков [Электронный ресурс].URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-situativnogo-yumora (дата обращения: 31.05.2019).
4
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная
литература, 1990. С. 133.
5ЛихачевД.С., Панченко А.М.«Смеховой мир» Древней Руси. М.: Наука, 1984. С. 54.7
специальной литературе не раскрыта и не получила должного освещения, что
определяет необходимость проведения исследования в данной области.
Формулировка проблемы. Отношение верующих православных христиан
и священнослужителей шуткам на религиозную тематику.
Объектом исследования является отношение православных христиан и
священнослужителей к шуткам на религиозную тематику.
Предмет исследования – восприятие религиозного юмора студентами,
исповедующими православное христианство, и священнослужителями.
Цель исследования – анализ отношения к шуткам на религиозную
тематику студентов, исповедующих православное христианство, и
священнослужителей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные подходы к трактовке понятия «оскорбление
чувств верующих».
2. На основе исследований юмора и шуток сформулировать понятие
«религиозная шутка».
3. Провести исследование кейс-стади на предмет отношения православных
студентов и священнослужителей к шуткам на религиозную тематику.
4. На основе полученных результатов, определить виды шуток, которые
являются оскорбительными для верующих.
Теоретико-методологическая базапостроена с учетом целей и
поставленных задач нашего социокультурного исследования. Так, в
теоретической части нашего исследования был использован метод критического
анализа работ М.М. Бахтина, а также работ Д.С. Лихачева и А.М. Панченко,
которые позволили сделать необходимые выводы о смеховой культуре, юморе и
шутках в целом. Также использованы методы критического анализа
юмористических реприз, метод кейс-стади, графическая обработка данных, а
также методы исследования глубинных интервью, эмпирическая выборка,
которых основана на методе «снежного кома», который подразумевает под собой
отбор единиц наблюдения по рекомендациям уже опрошенных.8
Научная новизна исследования состоит в анализе отношения
православных христиан к религиозному юмору, проведенного посредством
метода кейс-стади, иллюстрирующего различные виды шуток на религиозную
тематику.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. На основе анализа представленных в религиоведении и психологии
интерпретаций понятий «религиозные чувства» и «оскорбление чувств
верующих» как концепта, мы предлагаем следующее определение: «оскорбление
чувств верующих – это оскорбление, то есть, унижение, принижение достоинства
любых человеческих чувств, которые касаются догматов религии, чувства
священного, а также религиозных объектов, таких как образы, сооружения, иконы
и т.д.»
2. Религиозные шутки, затрагивающие темы священных образов и
догматической составляющей веры, а именно касающиеся Иисуса Христа и
понятия «семи смертных грехов», сформированные методом «каламбура» и
«перевертыша», являются самыми оскорбительными для верующих студентов.
Верующие студенты с глубокой внешней религиозностью относятся к
религиозному юмору более резко, в отличии от студентов со средней и низкой
степенью религиозности.
Теоретическая и практическая значимость. Результат работы позволяет
сформировать взгляд на определенные аспекты, а именно на статью 148 УК РФ.
Результаты работы могут применяться при разработке лекционных и семинарских
занятий по курсу «Религиозная этика».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании были проанализированы различные подходы к
трактовке понятия «оскорбление чувств верующих». В рамках исследования мы
попытались выявить для себя, что же все-таки такое «оскорбление чувств
верующих»? Пройдя несколько этапов, мы предлагаем под понятием
«оскорбление чувств верующих» понимать любое оскорбление, то есть,
унижение, принижение достоинства, осквернение любых человеческих чувств,
которые касаются догматов религии, чувства священного, а также религиозных
объектов, таких как образы, сооружения, иконы и т.д.
Также в данном исследовании были изучены понятия «смеховая культуры»
различных авторов, различные классификации смеха и шуток для более четкого
понимания, как относится и как работать с таким понятием, как религиозная
шутка. Было выведено более четкое понятие «религиозная шутка», а также была
произведена классификация религиозных шуток на основании религиозных
объектов. По итогам исследования, мы можем сказать, что понятие «религиозная
шутка» заключает в себе шутку, в основе которой лежит образ, действие, служба,
содержащие религиозную тематику.
С помощью кейс-исследования мы проверили, какие же все-таки шутки
могут быть опасными для выражения на публике или в соц. сетях. Также, мы
узнали, какие темы для шуток являются самыми запретными и использование
данных тем может повлечь за собой применение статьи 148 УК РФ. Следует
отметить, что целевая аудитория очень спокойно относилась к шуткам, которые
касались отличных от их конфессий. Помимо всего этого нашей аудиторией были
отмечены шутки, которые совсем не влекут за собой какую-либо обиду. В этих
шутках применялась самоирония, которая никак не персонализирует унижение
отдельного верующего, религиозной личности или конфессии как таковой.
Темами же, которые сильно тронули опрашиваемых касались десять смертных
грехов, религиозных личностей, таких как Иисус Христос, Моисей, а также
религиозных служителей. В основном, данные шутки имели подтекст, наводящий
зрителя на негативное отношение к героям шуток.44
Эксперимент показал, что люди с разной глубиной религиозности относятся
к религиозному юмору по-разному. Более религиозные люди, привержены
относится к религиозному юмору скептически или же строго. Люди средней
религиозности, настроены к юмору на тему религии спокойнее, но самые
священные темы для них являются запретными для шуток или издевок над
религиозными личностями. Люди слабой религиозности настроены к
религиозному легче всех, но самые жесткие шутки, которые открытым текстом
могут называть религию фальшью могут их оскорбить.
В ходе нашего кейс эксперимента, можно проследить тенденцию, что в
большинстве своем верующих оскорбляют шутки, основанные на методе
«каламбур» и «перевертыш». Из которых 3 шутки, основанных на приеме
«каламбур» и 2 шутки, основанные на приеме «перевертыш».
Также хочется заметить, что в результате опроса среди
священнослужителей, ни одна шутка не являлась затрагивающей чувства
достоинства христианина. Священнослужители отметили, что скорее всего,
представленные шутки могли затронуть глубоко религиозных людей, в связи с
тем, что их личное мировоззрение в принципе не приемлет каких-либо шуток в
сторону религиозных личностей и религии в целом. Сами же по себе,
представленные шутки не носят никакого оскорбительного характера.45


Аристотель. Метафизика: в 4 т. / ред. В.Ф. Асмус. – М.: Мысль, 1976.
Т.1. – 505 с.
2. Б.а. Жителя Сочи осудили за оскорбление чувств верующих. Он
нарушил догмат 787 года, перепостив карикатуру на Христа. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://meduza.io/news/2017/08/07/zhitelya-sochi-osudiliza-oskorblenie-chuvstv-veruyuschih-on-narushil-dogmat-787-goda-perepostivkarikaturu-na-hrista(дата обращения:31.05.2019).
3. Б.а. Где в мире карают за богохульство? [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/society/2015/01/150130_anti_blasphem
y_law_campaign(дата обращения:31.05.2019).
4. Б.а. Suspended prison for German who insulted Koran. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://www.expatica.com/de/news/countrynews/Suspended-prison-for-German-who-insultedKoran_135903.html (дата обращения: 31.05.2019).
5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература,
1990. – 543 с.
6. Бахтин М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин. –СПб.: Азбука, 2000. – 301
с.
7. Варганова Г.В. Кейс-стадис как метод научного исследования / Г.В.
Варганова. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-stadis-kak-metod-nauchnogoissledovaniya (дата обращения: 12.06.2019).
8. Голубков С.А. Феномен ситуативного юмора / С.А. Голубков.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/fenomensituativnogo-yumora (дата обращения: 31.05.2019).
9. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления /
А.И. Демьянов. – Воронеж, 1984. – 62 с.46
10. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта / В. Джеймс. – М.:
Наука, 1993. – 432 с.
11. Желвис В.И. «оскорбление» или «обида»: попытка дискриминации /
В.И. Желвис. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/oskorblenie-ili-obida-popytkadiskriminatsii-1 (дата обращения 13.06.2019).
12. Иванова Т.Е. Отдельные проблемы установления и реализации
уголовной ответственности за публичные действия выражающие явное
неуважение к обществу, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств
верующих / Т.Е. Иванова. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-problemy-ustanovleniya-i-realizatsiiugolovnoy-otvetstvennosti-za-publichnye-deystviya-vyrazhayuschie-yavnoeneuvazhenie-k(дата обращения: 31.05.2019).
13. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: в 2-х томах / И.А. Ильин. –
М.:Рарогъ, 1993. – Т. 1-2. – 448 с.
14. Имамбаева А.М. Оскорбление чувств верующих в публикациях СМИ /
А.М. Имамбаева. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/oskorblenie-chuvstv-veruyuschih-vpublikatsiyah-smi(дата обращения: 31.05.2019).
15. Карасёв Л.В. Опыт несмеяния / Л.В. Карасёв. – М.: Наука, 1992. – 304
с.
16. Карасёв Л.В. Философия смеха / Л.В. Карасёв. – М.: Наука, 1996. –
301 с.
17. Клепцова Е.Ю. Виды межличностных отношений / Е.Ю. Клепцова.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vidymezhlichnostnyh-otnosheniy (дата обращения: 13.06.2019).
18. Лихачев Д.С.«Смеховой мир» Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М.
Панченко. – М.: Наука, 1984. – 204 с.
19. Марфин М., Чивурин А. Что такое КВН / М.Марфин, А.Чивурин. – М.:
Издание 3А, 2001. –57 с.47
20. Меликян В.Ю. Оскорбление религиозных чувств верующих:
юрислингвистическое параметризирование / В.Ю. Меликян. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:http://www.ling-expert.ru/conference/langlaw5/melikyanvu.html(дата обращения: 31.05.2019).
21. Мельников С.С. Социология юмора: к критике трех фундаментальных
теорий смешного / С.С. Мельников. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-yumora-k-kritike-trehfundamentalnyh-teoriy-smeshnogo (дата обращения: 31.05.2019).
22. Отто Р. Священное: об иррациональном в идее божественного и его
соотношении с рациональным / Р. Отто. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. –
272 с.
23. Пивоваров Д. В. Онтология религии / Д.В. Пивоваров. – СПб.:
Владимир Даль, 2009. – 505 с.
24. Политова С.П. К вопросу определения понятий при проведении
психологических экспертиз в делах об оскорблении религиозных чувств верующи
х / С.П. Политова. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа:http://olimpiks.ru/d/1340546/d/917-2017.pdf
25. Пудовкина И.М. Религиозные ценности в структуре мировоззрения
молодого поколения: диалог верующих и атеистов / И.М. Пудовкина.
[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznyetsennosti-v-strukture-mirovozzreniya-molodogo-pokoleniya-dialog-veruyuschih-iateistov(дата обращения: 31.05.2019).
26. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/ (дата
обращения:31.05.2019).
27. Уголовный кодекс Германии [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.gesetze-im-internet.de/englisch_stgb/englisch_stgb.html#p1437 (дата
обращения:31.05.2019).48
28. Уголовный кодекс Индии [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://www.oecd.org/site/adboecdanticorruptioninitiative/46814358.pdf(дата обращения:31.05.2019).
29. Угринович Д.М. Психология религии / Д.М. Угринович. – М.:
Политиздат, 1986. –352 с.
30. Федотова Ю.Е. Оскорбление религиозных чувств верующих:
проблемы применения статьи 148 УК РФ/ Ю.Е. Федотова. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/oskorblenie-religioznyh-chuvstvveruyuschih-problemy-primeneniya-stati-148-uk-rf(дата обращения:31.05.2019).
31. Чернышкова З.Е. Религиоведческая экспертиза: анализ действий,
направленных на оскорбление религиозных чувств верующих / З.Е. Чернышкова,
Е.В. Иванова, О.В. Кузнецова. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/religiovedcheskaya-ekspertiza-analiz-deystviynapravlennyh-na-oskorblenie-religioznyh-chuvstvveruyuschih (дата обращения: 31.05.2019).
32. Шарифуллин Б.Я. «Полет русской души»: опыт несостоявшейся
юрислингвистической экспертизы одного рекламного текста / Б.Я. Шарифуллин.
–Барнаул.: Изд-во Алт. ун-та., 2002. – 355 с.
33. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее
презирающим. Монологи. Пер. с нем. и пред. С.Л. Франка / Ф.Шлейермахер. –
СПб.: АО АЛЕТЕЙЯ, 1994. – 336 с.
34. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни /И.П.
Эккерман. – М.: Худ.лит., 1981. – 687 с.
35. Экспертное заключение по информационным материалам запроса
Прокуратуры российской Федерации по г. Санкт Петербургу от 20.10.2017 № 27-
337-2017. Санкт-Петербург, 2017. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://spbu.ru/sites/default/files/01-122-
2092.pdf (дата обращения:31.05.2019).
36. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарьминимум по религиоведению / И. Н. Яблоков. – М.: Гардарика, 2000. – 299 с.49
37. Cante Richard C. Gay Men and the Forms of Contemporary US Culture /
Richard C Cante. — London.:Ashgate Publishing, 2008. – 228 p

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ