Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №36626

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы236
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
587
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы профилактики
компьютерной зависимости у подростков, склонных к девиантному
поведению…………………………………..………………………………….....9
1.1. Сущность и основные характеристики понятий: зависимость,
компьютерная зависимость…………………….………………………………...9
1.2. Специфика формирования компьютерной зависимости у подростков,
склонных к девиантному поведению………………………………………..…20
1.3.Формы и методы работы по профилактике компьютерной зависимости у
подростков, склонных к девиантному поведению.............................................33
Выводы по главе 1……………………………………………………………….45
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и
методов по профилактике компьютерной зависимости у подростков,
склонных к девиантному поведению……………………………………...…47
2.1. Исследование уровня компьютерной зависимости у подростков,
склонных к девиантному поведению (констатирующий эксперимент)….….47
2.2. Реализация программы формирования антиаддиктивной установки
компьютерной зависимости у подростков, склонных к девиантному
поведению (формирующий эксперимент)……………………………………..73
2.3. Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной
работы…………………………………………………………………………….82
Выводы по главе 2…………………………………………………………..….113
Заключение…………………………………………………………………….117
Список литературы………………………………………………………..….121
Приложение………………………………………………………………..…..129

Актуальность исследования. В наше время тяжело найти человека, у
которого отсутствует компьютер, и который не проводил бы часть своего
времени, работая за ним или сидя просто в интернете, поэтому проблема
компьютерной зависимости является одной из самых актуальных. Во-первых,
по статистике в мире людей с компьютерной аддикцией в четыре раза
больше, чем наркозависимых. Хочется отметить, что в Европе, вслед за
Азией и Америкой уже начали открывать соответствующие клиники. В
России на данный момент таких учреждений нет, так как данное пристрастие
не воспринимают в нашей стране как серьезную проблему. Во-вторых,
чрезмерное пристрастие к компьютеру разрушающе действует на ребенка,
вызывает отрицательное воздействие на психику. В-третьих, отсутствуют
глубокие исследования в этой области в силу относительной новизны
феномена компьютерной аддикции.
Стоит также отметить, что на первый взгляд безобидное
времяпрепровождение подростка около компьютера, со временем может
перейти в компьютерную зависимость, которую сравнивают по своей силе и
проявлениям с наркотической. Особую угрозу компьютер представляет для
подростков, которых обделили вниманием родители, не следят за их
поведением, и таких подростков в настоящее становится все больше. В
качестве примера, можно представить семьи, где оба родителя постоянно
находятся на работе, или заняты какими-то делами, и чтобы дети их не
отвлекали и сами не скучали, им дают проводить свое время в интернете.
Проблема компьютерной аддикции изучалась такими авторами, как В.
Абраменкова [1], А.Е. Войскунский [17], В.А. Бурова [13], А.Ю. Егоров [31],
С.В., А.Н. Ивлева [39], К. Янг [74], А.Р. Дроздикова-Зарипова [25] и др.
Проводились эмпирические исследования, которые были направленны на
изучение взаимосвязи идентичности и поведения в Интернете пользователей
юношеского возраста (А.Е. Жичкина [34]), психологических детерминант
компьютерной игровой зависимости (О.В. Литвиненко [46]), взаимосвязи4
компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков (Ю.Н.
Мураткина [53]). Также имеются работы, которые посвященны факторам
риска формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте (Е.В.
Янко [75], О.Ю. Калиниченко[41]); основным признакам компьютерной
зависимости (А.В. Котляров [44]); исследованиям формирования
медиакультуры (Д.Е. Григорова[24], Е.С. Полат, А.В. Федоров [63], Ю.Н.
Усов[62], И.Ф. Сибгатуллина [60], а также работы Ю.Е. Егошкина [32], В.В.
Шабалиной [68], которые посвящаются проблеме проявления у подростков
аддиктивных форм поведения, вызванных неблагополучным положением
ребенка в системе детско-родительских отношений; исследования Д.З.
Ахметовой, А.В. Худякова[66], Ф.Е Василюка [14] о роли школьной среды в
процессе профилактики зависимого поведения учащихся. Данная проблема
продолжает изучаться и сейчас. В связи с тем, что она появилась не так
давно, еще не все ее аспекты раскрыты в исследованиях.
Хотелось бы отметить, что детский и подростковый возраст в силу
возрастных психолого-педагогических особенностей является наиболее
подверженным компьютерной зависимости. Большего внимания требуют к
себе те, кто еще только начинает усваивать аддиктивные установки, и
потенциально может быть вовлечен в разные виды зависимостей. В
основном, когда подростки погружаются в виртуальный мир, им тяжело ему
сопротивляться, не имея необходимых психологических механизмов защиты.
Исходя из этого, их психика страдает. Еще большую опасность
компьютерная зависимость представляет для детей «группы риска». Эта
категория подростков в силу определенных причин своей жизни более
других категорий подвержена негативным воздействиям. Опыт, который они
вынесли из своей семьи, не всегда бывает положительным и полезным для
таких подростков. Играет роль и генетическая предрасположенность к
различным родам зависимостям. Эти подростки, в основном, уже имеют
какую-либо аддикцию, например, токсикомания, алкоголизм, никотиновая
зависимость и др., что служит не плохой основой для еще более быстрого5
приобретения и развития новых форм зависимого поведения, в частности
компьютерной зависимости [25]. В связи с этим, мы считаем, что изучение
особенностей появления компьютерной зависимости у подростков в группе
риска и формирование у них антиаддиктивной установки, является весьма
актуальным.
Анализ состояния данной проблемы в психолого - педагогической
литературе и практике позволил выявить противоречие между объективной
потребностью общества в профилактике и преодолении компьютерной
зависимости у подростков, склонных к девиантному поведению, в
формировании у них антиаддиктивной установки, и недостаточной
разработанностью содержания, форм и методов профилактики компьютерной
зависимости у подростков, склонных к девиантному поведению, с другой
стороны.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования:
каковы содержание, формы и методы профилактики компьютерной
зависимости у подростков, склонных к девиантному поведению.
Объект исследования: процесс профилактики компьютерной
зависимости у подростков, склонных к девиантному поведению.
Предмет исследования: содержание, формы и методы профилактики
компьютерной зависимости у подростков, склонных к девиантному
поведению.
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и
экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов,
обеспечивающих эффективное формирование антиаддиктивной установки
компьютерной зависимости у подростков, склонных к девиантному
поведению.
Гипотеза исследования: эффективность процесса профилактики
компьютерной зависимости у подростков, склонных к девиантному
поведению, может повыситься, если:6
- опираться на сущностные характеристики понятия компьютерная
зависимость;
- учитывать специфику формирования компьютерной зависимости у
подростков, склонных к девиантному поведению;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс профилактическую
программу, включающую разнообразные формы и методы педагогического
взаимодействия: тренинги, игры, упражнения, беседы и т.д.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания
проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы
следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть
понятия: «зависимость», «компьютерная зависимость».
2. Изучить специфику формирования компьютерной зависимости у
подростков, склонных к девиантному поведению.
3. Раскрыть формы и методы работы по преодолению компьютерной
зависимости у подростков, склонных к девиантному поведению.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность
разработанной программы формирования антиаддиктивной установки у
подростков, склонных к девиантному поведению.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования
составили: психолого-педагогические концепции отечественной и
зарубежной педагогики психологии, а именно, проблема компьютерной
зависимости (М. Коул [10], С. Пейперт [55], А.В. Беляева [10], С.Л.
Новоселова, Ш. Текл ), характеристика работы подросткового возраста (Н.В.
Шутова [71], Ю. Шевченко, А. Исаева, И. Копейкина, А.Р. ДроздиковаЗарипова [25]), основные признаки компьютерной зависимости (А.В.
Котляров [44]); а также работы Ю.Е. Егошкина [32], В.В. Шабалиной [68],
которые посвящены проблеме проявления у подростков аддиктивных форм
поведения, вызванных неблагополучным положением ребенка в системе
детско-родительских отношений.7
В соответствии с целью и задачами исследования нами были
использованы следующие методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической
литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация,
обобщение;
• эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование, наблюдение,
беседы с классным руководителем, учащимися;
• методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой стали МБОУ «Гимназия №28» и
МБОУ «Лицей №35» города Казани. Выборку составили 158 школьников на
первом этапе исследования, из них были отобраны 50 человек, склонных к
девиантному поведению, из них ЭК – 27 человек, КК – 23 человек. Возраст
испытуемых 13-16 лет.
Этапы исследования: исследование проводилось в естественных
условиях, в три этапа:
На первом этапе осуществлялся анализ проблемы в психологопедагогической литературе, посвященной проблеме компьютерной
зависимости, определялся научный аппарат и база исследования,
подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором этапе проводилась проверка гипотезы исследования,
апробировалась формирующая программа, включающая формы и методы
педагогического взаимодействия с подростками, склонных к девиантному
поведению с целью формирования у них антиаддиктивной установки по
отношению к компьютерной зависимости.
На третьем этапе проводилась систематизация и обработка результатов
исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены,
обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы
формирования антиаддиктивной установки по отношению к компьютерной8
зависимости у подростков, склонных к девиантному поведению, которые в
совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается
в том, что разработанная программа может использоваться в практике
образовательных учреждений с целью формирование антиаддиктивной
установки по отношению к компьютерной зависимости у подростков,
склонных к девиантному поведению.
Материалы исследования прошли апробацию на конференции:
Итоговая научная конференция студентов КФУ 2019 года, секция «Теория и
практика социально-педагогической деятельности» (сертификат участника).
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух
глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования нами были решены следующие задачи:
Во-первых, на основе анализа психолого-педагогической литературы
были рассмотрены понятия: «зависимость», «компьютерная зависимость».
Зависимость (аддикция) – это внутреннее состояние индивида, которая
реализуется в настойчивом желании осуществлять конкретные действия,
ведущие к болезни и разваливают личность индивида. Зависимый человек не
отвечает за себя и свои действия. Аддиктивное поведение, характеризуется
одной из форм девиантного поведения, которая показывает себя в
стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического
здоровья. Одним из видов поведенческой аддикции является компьютерная
зависимость, которая причиняет не только моральный, но и физический вред
индивидам. Можно сказать, что «компьютерная зависимость – это влечение к
занятиям, связанным с применением компьютера, который приводит к
стремительному снижению всех прочих видов деятельности»[16]. Выделяют
два основных типа компьютерной зависимости, это сетеголиз, или
зависимость от интернета; и кибераддикция, или зависимость от
компьютерных игр. Зависимый человек уходит в мир иллюзорности, у него
формируется психологическая зависимость от виртуальной
действительности. Вышеуказанный феномен обуславливается губительным
влиянием на бытовую, учебную, рабочую, семейную, денежную или
психологическую сферы деятельности.
Во вторых, была изучена специфика формирования компьютерной
зависимости у подростков, склонных к девиантному поведению.
Исследование проблем компьютерной зависимости у подростков
приобрели особую значимость в связи с широким развитием компьютерных
технологий. В современном мире компьютер стал одной из важной частью
жизни, которая захватывает под свое влияние детей и подростков. Еще
большую опасность компьютерная зависимость представляет для детей
«группы риска». Эта категория подростков в силу определенных причин118
своей жизни более других категорий подвержена негативным воздействиям.
Опыт, который они вынесли из своей семьи, не всегда бывает
положительным и полезным для таких подростков. Такие особенности
личности компьютерно-зависимых подростков, склонных к девиантному
поведению как проблемы с общением, низкая самооценка, чувство
одиночества, склонность к избеганию проблем и ответственности, уход от
себя настоящего в виртуальную реальность, по всей видимости,
способствуют как вовлечению в компьютерную зависимость, так и
одновременно являются факторами риска социальной дезадаптации.
Большую роль в этом играет и внутрисемейный стиль воспитания. Следует
не забывать, что за проявлениями зависимости от компьютера нередко
скрываются другие зависимости, либо психические отклонения.
В третьих, были раскрыты формы и методы работы по преодолению
компьютерной зависимости у подростков, склонных к девиантному
поведению.
Мы выяснили, что для каждого подростка необходимо подбирать
программу, которая бы соответствовала его психологическим, а также
физическим особенностям, по профилактике компьютерной зависимости.
Все работы необходимо проводить комплексно. Данный процесс состоит из
различных этапов, и включает в себя работу учителей и родителей с
подростками. Хочется отметить, что большое значение имеет подбор форм и
методов проведения профилактики, такие как игры, тренинги, беседы,
разные упражнения, дискуссии, сущность которых мы раскрыли в нашей
работе. После проведенного нами эксперимента мы выяснили, что самым
надежным стержнем профилактики компьютерной зависимости у
подростков, склонных к девиантному поведению являются воспитательные
мероприятия. В результате проведения педагогического исследования было
выявлено, что с помощью правильно подобранных форм и методов по
профилактике компьютерной аддикции у подростков «группы риска»
постепенно происходил спад зависимости от компьютера, а также119
повышения уровня самооценки, уменьшения таких показателей как,
агрессия, тревожность, фрустрация и ригидность, повышения
коммуникативных способностей.
В-четвертых, в опытно-экспериментальной работе была проверена
эффективность разработанной программы формирования антиаддиктивной
установки у подростков, склонных к девиантному поведению «Компьютер
без вреда».
В ходе нашего эксперимента мы доказали, что социальнопедагогическая программа «Компьютер без вреда» по профилактике
компьютерной зависимости у подростков, склонных к девиантному
поведению эффективна, потому что в мероприятиях, которые были
проведены в экспериментальной группе, были использованы различные
формы и методы, что и поспособствовалу эффективному спаду
компьютерной аддикции. И полученные результаты дают право утверждать,
чтобы способствовать снижению компьютерной аддикции у подростков,
склонных к девиантному поведению необходимо организовывать
внеклассную воспитательную деятельность.
Хочется отметить, что в ходе нашей работе была достигнута цель
исследования:
Осуществлено теоретическое обоснование и экспериментальная
проверка содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих
эффективное формирование антиаддиктивной установки компьютерной
зависимости у подростков, склонных к девиантному поведению.
Отмечаем, что гипотеза исследования была также подтверждена:
эффективность процесса профилактики компьютерной зависимости у
подростков, склонных к девиантному поведению, повысилась из-за того, что:
1. Мы опирались на сущностные характеристики понятия
компьютерная зависимость;
2. Учитывали специфику формирования компьютерной
зависимости у подростков, склонных к девиантному поведению;120
3. Была разработана и внедрена в воспитательный процесс
профилактическая программа, включающая разнообразные формы и методы
педагогического взаимодействия: тренинги, игры, упражнения, беседы и т.д.
На основании полученных нами результатов, заключаем, что гипотеза
исследования подтвердилась, то есть разработанная и апробированная
психолого-педагогическая программа «Компьютер без вреда» по
профилактике компьютерной зависимости для подростков, склонных к
девиантному поведению достигла поставленных целей и задач, может быть
применена педагогами в работе с подростками девиантного поведения. Но
хочется отметить, что нужно увеличить число занятий для подростков,
склонных к девиантному поведению, и проводить такие занятия на
протяжении всего года, чтобы добиться лучших результатов.


Абраменкова В.В. Ребенок в «Заэкранье»: кромешный мир
компьютерных игр/ В. Абраменкова. – Москва: Лента Книга, 2009.-109
с.
2. Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев/
Энциклопедия управленческих знаний/ Анисимов О.С. - Москва, 2002. -
295 с.
3. Антонова Л.Н. Региональное управление социально-педагогической
системой поддержки детей группы риска/ Антонова Л.Н. - М.:
Просвещение, 2004. - 304 с.
4. Антонова Л.Н. Социально-педагогическая поддержка детей группы
риска: федеральный уровень/ Антонова Л.Н. - М.: Просвещение, 2004. -
52 с.
5. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация
пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете/
Под ред. А.Е. Войскунского/ Арестова О.Н., Бабанин Л.Н.,
Войскуновский А.Е. - Москва: Можайск-Терра, 2000. - 431 с.
6. Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Психологическая модель
Интернет-зависимости личности// Мир психологии/ Асмолов А.Г. -
2004. - № 1. - С. 179-192.
7. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие
на личность// Гуманитарные исследования в Интернете/ Под ред. А.Е.
Войскунского/Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В – М.,
Можайск-Терра, 2000. - С.11-40 .
8. Бажин П. Игровая зависимость под микроскопом// Игромания. – Режим
доступа: http://www.igromania.ru/news/138606/Igrovaya_zavisimost_pod_
mikroskopom.htm122
9. Бажин П. Шокирующая статистика Facebook// Игромания. – Режим
доступа: http://www.igromania.ru/news/132775/SHokiruyushaya_statistika_
Facebook.htm
10. Беляева А.В. Коул М. Компьютерно-опосредованная совместная
деятельность и проблема психического развития/ А.В. Беляева, М. Коул
// Психологический журнал, 1991. Т. 12.-№2.-С.145-152.
11. Бехтерев В.М. Внушение и воспитание/ Бехтерев В.М.. – Пг.: Время.
1923. – 40с.
12. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности:
Монография// Науч. ред. Н. К. Сергеев/ Борытко Н.М. - Волгоград:
Перемена, 2001. - 181 с.
13. Бурова (Лоскутова) В.А. Интернет-зависимость - патология XXI
века//Вопросы ментальной медицины и Экологии./ Бурова (Лоскутова)
В.А. - 2000.- том VI.- №1. - С. 11-13
14. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления
критических ситуаций/ Ф.Е. Василюк. М.: Издательство Московского
университета, 1984. – 457 с.
15. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб.
Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Василькова Ю.В. - М.:
Издательский центр «Академия», 2002. - 160с.
16. Вересаева О. Психология и интернет на пороге ХХI века//
Психологическая газета/ Вересаева О. - №12. - 1996. – С. 4-6.
17. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета//
Психологический журнал/ Войскунский А.Е.. – 2004. - № 1. - С. 90-100.
18. Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии// Интернет и
российское общество/ Под ред. И. Семенова/ Войскунский А.Е.. - М.,
2002. - С. 235-250.
19. Войскунский А.Е Феномен зависимости от Интернета// Гуманитарные
исследования в Интернете/ Под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2000. –
С.100-131.123
20. Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером// Дис… канд.
психол. наук/ Войскунский А.Е. - М., 1990. – 146 c.
21. Воспитательная работа в детском доме и школе - интернате//Социальная
педагогика. - 2005. - №3. - С. 88 - 96.
22. Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с
компьютером и сетью/ Выгонский С.И.- М.: Феникс, 2010. - 320 с.
23. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика : учеб.-
метод.пособие/ Гоголева А.В.. - Воронеж: МОДЭК, 2003. - 240 с.
24. Григорова Д.Е. Особенности влияния медиатекстов молодежных
телепередач на развитие критического мышления старшеклассников:
автореф.дис.канд.пед.наук:13.00.01: защищена 19.12.08/ Григорова Д.Е.
Ростов, 2008 – 24с.
25. Дроздикова–Зарипова А.Р., Валеева Р.А., Шакурова А.Р. Педагогическая
коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска:
теория, практика/ Дроздикова–Зарипова А.Р., Валеева Р.А., Шакурова
А.Р..- Казань: Издательство «Отечество», 2012. - 280 с.
26. Евстешина О.И. Модель реабилитационной работы в условиях
социального приюта/ О.И. Евстешина, М.С. Белякова// Дефектология. -
2006. - №1. - С. 66 - 71.
27. Егоров А.Ю. «Социально приемлемые» аддикции// Психическое
здоровье/ Егоров А.Ю.. -2006. - № 12. - C. 25-38.
28. Егоров А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии//
Наркология и аддиктология: Сб. науч. трудов/ Под ред. проф. В.Д.
Менделевича/ Егоров А.Ю. - Казань: Школа. - 2004. - С. 80-88.
29. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор)//
Аддиктология/ Егоров А.Ю. - 2005. - № 1. - С. 65-77.
30. Егоров А.Ю. Перспективы лечения аддиктивных расстройств:
теоретические предпосылки. – Режим доступа: www.narcom.ru/
cabinet/online/118/html124
31. Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А. Особенности личности
подростка с Интернет зависимостью// Вопросы психического здоровья
детей и подростков/ Егоров А.Ю. - 2005. - Т.5. - С.20-27.
32. Егошкин Ю.Е. Новые пути интеграции проблемных детей в школьный
социум: дис. Д-ра психол. наук: 19.00.13/ Егошкин Ю.В. Москва, 2002.-
315с.
33. Ендальцева Ю. Вредны ли компьютерные игры: аргумента «за» и
«против»// Югорское время/ Ендальцева Ю.. -2007. - № 4. - с.18
34. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в
Интернете. –Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Article/Gichk_SocPsih.php
35. Завалишина О.В. Педагогическая поддержка подростков, склонных к
Интернет-зависимости: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Курский
государственный университет/ Завалишина О.В. - Курск, 2012.-36 с.
36. Иванов М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование
психологической зависимости человека от компьютера//
Психологический журнал/ Иванов М.С. - 2003. - Т. 24. - № 2. - С. 10-14.
37. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой
компьютерной зависимости на личность человека. – Режим доступа:
http://www.medicinform.net/comp/comp_psych17.htm
38. Иванов М.С. Психология компьютерной игры как проблема
интегральной психологии личности.– Режим доступа:
http://flogiston.ru/articles/ netpsy/m_ivanov2
39. Ивлева А.Н. Профилактика компьютерной зависимости в подростковом
возрасте (социально-психологические аспекты): учебно-методическое
пособие/ А.Н.Ивлева, З.А. Аксютина/ Ивлева А.Н. – Омск: Изд-во
ОмГПУ, 2009.-94с.
40. Интернет – зависимость в медицинской парадигме/ В.А. Лоскутова//
Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития/
Ред.-сост. А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2009. - С. 152-164.125
41. Калиниченко О.Ю. Формирование аддиктивного поведения в
подростковом и юношеском возрасте: системный анализ социальных и
психологических факторов риска: автореф. дис.канд.биол.наук:05.13.01/
О.Ю.Калиниченко.-Тула, 2007.-24с.
42. Клиника и критерии диагностики нехимических аддикций:
патологический гемблинг, зависимость от азартных компьютерных игр,
Интернет-зависимость. – Режима доступа: http://www.vsma.ac.ru/publ/
vest/040/site/index19.html
43. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за
углом// Мир семьи/ Корнеева Е.. - 2004. - № 13. - С. 15.
44. Котляров А.В. Другие наркотики/ Котляров А.В. - М.: Психотерапия,
2006. - 480 с.
45. Кудрявцев В. Интернет, или «экологически чистый» наркотик//
Воспитание школьников/ Кудрявцев В. - 1995. - №5. – С.35-40.
46. Литвиненко О.В. психологические детерминанты компьютерной
игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: Автореф.
дис. на соиск. Учен. степ. канд. психол. наук/ О.В. Литвиненко.- СПб.,
2008.
47. Личко А.Е. Словарь современной американской психиатрической
терминологии с ее отличиями от принятой в России// Обозрение
психиатрии и психологии имени П.М. Бехтерева/ Личко А.Е. -1992.-С.
63-84

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ