Исследование влияния гендерных различий на связную речь детей дошкольного возраста (Методика развития речи дошкольника, Межрегиональный открытый социальный институт)
Экспериментальное исследование уровня развития связной речи детей дошкольного возраста проходило на базе МДОУ «Детский сад №25 «Жемчужинка» г. Йошкар-Олы. В эксперименте участвовало две подгруппы дошкольников в возрасте 5-6 лет – 15 девочек и 15 мальчиков.
Экспериментальное исследование было проведено в период с января 2018 года по март 2018 года.
Можно поменять название объекта исследования (детского садика) и работа подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования влияния гендерных различий на связную речь детей дошкольного возраста 5
1.1 Проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста 5
1.2 Гендерный подход к развитию связной речи детей дошкольного возраста 8
Глава 2 Исследование влияния гендерных различий на связную речь детей дошкольного возраста 12
2.1 Диагностика уровня развития связной речи у девочек и мальчиков дошкольного возраста 12
2.2 Методические рекомендации по формированию связной речи дошкольников на основе гендерного подхода 16
Заключение 19
Список используемой литературы 20
В современной теории и практике обучения дошкольников все чаще встает вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи. Этот вопрос не случаен в силу возникновения затруднений у большинства воспитателей и методистов при организации занятий по формированию связной речи. Затруднения возникают в связи с недостаточной изученностью онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
В современной методике под развитием связной речи понимается процесс овладения словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм. Другими словами, это процесс овладения грамматическим строем, а также практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом и его применять, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно передавать окружающим содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.
Как показывают исследования М.Ю. Ушаковой, Е.И. Горошко, Е.А. Земской, А.В. Кирилиной и др. в речевом развитии детей дошкольного возраста большую роль играют не только возрастные и индивидуальные особенности личности, но и гендерные. Понятие «гендер» - социальный пол личности введено в психолого-педагогическую науку в связи с попытками разграничения биологических и социальных характеристик лиц разного пола.
Вместе с тем в настоящее время вопросы изучения речевого развития мальчиков и девочек с позиции гендерного подхода недостаточно изучены, хотя исследователи приводят доказательства различий в развитии речи детей обоих полов. Имеющиеся данные позволяют говорить о том, что дошкольный возраст является сенситивным для развития речи, а также для гендерной социализации, что обусловливает необходимость изучения гендерных особенностей речи.
На основании всего вышесказанного выбранная тема курсовой работы «Исследование влияния гендерных различий на связную речь детей дошкольного возраста» является актуальной.
Цель исследования – изучение влияния гендерных особенностей на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить проблему развития связной речи детей дошкольного возраста;
изучить гендерный подход к развитию связной речи дошкольников;
провести диагностику уровня развития связной речи дошкольников с позиции гендерного подхода;
дать методические рекомендации по развитию связной речи мальчиков и девочек.
Методы исследования – анализ, обобщение и систематизация имеющейся информации по теме исследования, наблюдение, беседа, диагностические методики.
Теоретическую базу исследования составили работы по формированию связной речи дошкольников (О.С. Ушакова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич и др.) и работы по гендерным особенностям развития речи дошкольников (М.Ю. Ушакова, Л.К. Гильманова, Д.Н. Дубинина и др.).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Изучение теоретических основ формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода позволило нам выявить содержание основных понятий по теме исследования. Изучение психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что связная речь предполагает смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и понимание людей. Для речевого развития детей дошкольный возраст является сенситивным, а также значимым для гендерной социализации мальчиков и девочек.
Гендерный подход к речевому развитию дошкольников позволяет изучать и интерпретировать влияние гендерных стереотипов и гендерной социализации на развитие речевой деятельности.
Особенности речи детей дошкольного возраста, обусловленные гендерными различиями, проявляются в выборе различных языковых средств в соответствии с социальными нормами и стереотипами по отношению к мужчинам и женщинам.
В процессе констатирующего этапа эксперимента нами было установлено, что в речи мальчиков более выражены когнитивный и мыслительный компоненты, она более динамична, носит объяснительный характер, но мало соответствует лексическим нормам. Речь девочек чаще всего предметна, мало комплексирована, для нее характерно преобладание аффективного компонента. Эти особенности проявляются на лексическом, морфологическом, синтаксическом и смысловом уровнях высказывания.
Для развития связной речи детей дошкольного возраста на основе гендерного подходя следует использовать разнообразные задания, упражнения, игры с учетом гендерных особенностей, проводить обучение в однополых группах, а закрепление материала – в смешанных.
1. Арушева, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушева. – М.: Академия, 2004. – 128 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2004. – 255 с.
3. Брилева, Р.Х. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Р.Х. Брилева // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Редколлегия О.Н. Широков и др. – Чебоксары, 2017. – С. 43-45.
4. Бужигеева М.Ю. К вопросу о развитии речи у дошкольников: гендерный аспект [Текст] / М.Ю. Бужигеева // Сибирский психологический журнал. – 2005. - №21. – С. 133-137.
5. Гильманова, Л.К. Использование гендерного подхода в развитии речи детей в дошкольном учреждении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-gendernogo-podhoda-v-razvitii-rechi-detey-v-doshkolnom-uchrezhdenii-439880.html (Дата обращения: 29.03.2018).
6. Грабаровская, Л.В., Симонова, Е.С. Особенности развития связной речи у дошкольников / Л.В. Грабоская, Е.С. Симонова // Научные исследования: теория, методика и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2018. – С. 75-76.
7. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов / В.В. Гребова // Дошкольное воспитание. – 2006. - №9. – С. 28-34.
8. Дубинина Д.Н. Использование гендерного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/10695/1/%D0%98%D0%A1%D0%9F%D0%9E%D0%9B%D0%AC%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95%20%D0%93%D0%95%D0%9D%D0%94%D0%95%D0%A0%D0%9D%D0%9E%D0%93%D0%9E%20%D0%9F%D0%9E%D0%94%D0%A5%D0%9E%D0%94%D0%90%20%20%D0%9A%20%20%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%92%D0%98%D0%A2%D0%98%D0%AE%20%D0%A1%D0%92%D0%AF%D0%97%D0%9D%D0%9E%D0%99%20%D0%A0%D0%95%D0%A7%D0%98%20%D0%94%D0%95%D0%A2%D0%95%D0%99%20.pdf (Дата обращения: 29.03.2018).
9. Еремеева, В.Д., Хризман, Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира [Текст] / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. – СПб, 2001. – 97 с.
10. Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста Даскаловой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopeddoma.ru/news/kompleksnyj_testovyj_metod_diagnostiki_rechevogo_razvitija_detej_doshkolnogo_vozrasta_daskalovoj/2013-05-07-44 (Дата обращения: 31.03.2018).
11. Левшина, Н.И., Градусова, Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи [Текст] / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. - №2-9. – С. 1988-1992.
12. Методика анализа вербального взаимодействия Н. Флансера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/73-diagnosis-of-interpersonal/1895-m (Дата обращения: 31.03.2018).
13. Паздникова, Н.А. Проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа. Сборник статей Международной научно-практической конференции. –Уфа, 2018. – С. 149-151.
14. Панчук, Е.Ю. Формирование речевой репрезентативной структуры у дошкольников в процессе семиотического обучения: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/viewer/25411/d?#?page=1 (Дата обращения: 31.03.2018)
15. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин. –Москва: Просвещение, 1984. – 296 с.
16. Ушакова, М.Ю. Гендерные особенности речи детей дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/viewer/167702/a?#?page=9 (Дата обращения: 29.03.2018).
17. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Владос, 2004. – 287 с.
18. Ушакова, О.С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблем / О.С. Ушакова // Педагогическое образование в России. – 2011. - №12. – С. 5-13.
19. Чугунникова, Н.В., Едамова, С.И., Вальчук, Л.А. Педагогические условия развития связной речи детей дошкольного возраста / Н.В. Чугунникова, С.И. Едамова, Л.А. Вальчук // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2016. – С. 185-188.
20. Шадрина, Л.Г., Фомина, Е.П. Развитие связной речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина// Детский сад теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 36-47.