Введение 3
Глава1. Теоретическое обоснование проблемы формирования предметных компетенций уащихся
1.1. Формирование редметных компетенций учащихся в системе основноо общего образования как проблема исследования 8
1.2. Интеграция в учебном процессе 16
1.3. Особенности использования интегративных технологий 25
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Опыт и результаты формирования предметных компетенций
учащихся в системе основного общего образования 32
2.1. Психологический климат класса в условиях ФГОС ООО 32
2.2. Интерактивные методы обуения в рамках интегративного урока..43
2.3. Реализация формирования предметных компетенций средствами
интегративных технологий при изучении химии 61
Выводы по главе 2 75
Заключение 76
Список литературы 78
Приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897, вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). В связи с этим, возникла необходимость подробного изучения новых требований, которые выдвинуло время и общество. Например, одним из условий одним из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования является: возможность овладения обучающимися ключевых компетенций, составляющих основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий, и одним из требований стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования явились предметные результаты.
Предметные результаты включают в себя освоенный опыт специфической для определенной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, систему основополагающих элементов научного познания, лежащая на основе научной картины мира, формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе, обеспечение возможности дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности [1].
Актуальность исследования заключается в формировании особых ключевых компетенций, обуславливающихся необходимостью государства в поколении молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни.
Преодоление указанных противоречий определяет проблему исследования: какие технологии должны быть использованы на уроках
химии для эффективного формирования у учащихся 9 классов предметных компетенций на уроках химии.
Актуальность проблемы и недостаточная разработанность определили выбор темы исследования: формирование предметных компетенций
учащихся 9 классов средствами интегративных технологий при изучении химии.
Объект исследования: процесс обучения учеников 9 классов на уроке химии.
Предмет исследования: интегративные технологии при изучении химии для формирования предметных компетенций.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования предметных компетенций учащихся 9-х классов и разработать программу их формирования средствами интегративных технологий.
Гипотеза исследования: формирование предметных компетенций будет эффективным при использовании интегративных технологий на уроках химии.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы проблемы формирования предметных компетенций на уроках химии;
- выявить педагогические условия формирования предметных компетенций учащихся 9-х классов;
- разработать систему показателей сформированности предметных компетенций учащихся.
Опытно-экспериментальной базой исследования нами был выбран «1Т- лицей ФГАОУ ВО К(П)ФУ» г. Казани.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, М.С. Кагин, В.В.Краевский, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин);
- положения современной дидактики и теории содержания общего образования (В.П. Беспалько, И.Б. Ворожцова, Л.И. Гурье, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.С. Леднев, А.А. Кузнецов, А.М. Кондаков, М.В. Рыжаков и др.);
- психологические исследования, посвященные деятельности, мотивации и развитию личности: А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, и др.)
- положения по реализации компетентностного подхода в современном образовании (В.И.Байденко, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Г.В.Мухаметзянова, Дж.Равен, А.В.Хуторской, И.Э.Ярмакеев и др.).
Методы исследования:
Теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация.
Эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, методы математической обработки результатов исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта, методы математической обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в: 1)выявлении эффективной технологии по формированию предметных компетенций учащихся 9-х классов средствами интегративных технологий при изучении химии; 2) разработке системы показателей сформированности предметных компетенций учащихся.
Теоретическая значимость. Выявлены положительные тенденции формирования предметных компетенций средствами интерактивных технологий, что побуждает их интерес к химии, как к предмету естественнонаучного цикла.
Практическая значимость. Разработана система показателей сформированности предметных компетенций учащихся основанная на применение различных технологий обучений на уроках химии. Разработаны рекомендации при формировании предметных компетенций средствами интегративных технологий.
Степень разработанности проблемы.
Изучая литературу по данной теме, мы понимаем, что компетенции формируются при компетентностном подходе. В отечественной науке поиски в рамках компетентностного подхода направлены на связи компетентности и содержания образования. По мнению отечественных ученых (Д.А. Иванов, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак и др.), компетентностный подход является способом достижения нового качества образования. Он определяет направление изменения образовательного процесса, приоритеты, содержательный ресурс развития.
Как один из ведущих направлений модернизации российского профессионального образования, компетентностный подход, находит свое отражение в работах современных ученых (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, В.А. Болотов, Э.Э. Сыманюк, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова и др.).
А также мы узнали, что любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно-опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).
Несмотря на значительное количество работ, посвященных отдельным аспектам данной проблемы, вопросы формирования предметных компетенций учащихся 9-ых классов средствами интегративных технологий при изучении химии остаются не до конца раскрытыми.
Таким образом, проблему настоящего исследования определяют имеющиеся противоречия между:
- задачей формирования предметных компетенций у обучающихся в образовательном пространстве и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успешность этого процесса,
- потребностью образовательной практики в совершенствовании сложившейся системы общего образования и недостаточной разработанностью теоретических и научно-методических основ формирования предметных компетенций средствами интегративных технологий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основу совершенствования современного образования составляет переход от «знаниевой» парадигмы к созданию условий для овладения комплексом компетенций, которые отражают уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования на современном этапе развития общества. При этом основным фактором успешного обучения школьников выступает формирование предметных компетенций.
Данное исследование посвящено проблеме формирования предметных компетенций учащихся. Сложность изучения данной проблемы заключается в том, что, несмотря на достаточно большое количество источников, посвященных вопросам формирования предметных компетенций учащихся, отсутствует единый подход к осуществлению данного процесса на уроках химии.
В первой главе обоснован терминологический аппарат исследования, выявлены ключевые понятия и разработаны их авторские определения. На их основе выделены структурные элементы модели формирования предметных компетенций учащихся.
Во второй главе представлены основные направления и результаты работы по реализации формирования предметных компетенций учащихся.
С целью проверки сформулированной гипотезы проведен педагогический эксперимент в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В конце констатирующего этапа на основе изучения результатов наблюдения за учащимися основного звена составлен прогноз по формированию у них предметных компетенций. На формирующем этапе опытно-поисковой работы определена содержательная основа обучения для формирования предметных компетенций учащихся. При этом учитывались основные виды деятельности учащихся при работе с текстом: анализ, синтез, сравнение, обобщение, речевая деятельность. Принимались в расчёт возрастные, индивидуальные и психологические особенности учащихся. На контрольном этапе были подведены итоги опытно-экспериментальной работы, систематизированы и обобщены результаты исследования.
Последовательность формирования предметных компетенции учащихся определяется нами следующим алгоритмом решения задач исследования:
- предварительная диагностика уровня сформированности предметных компетенций учащихся;
- обоснованный выбор методов и приёмов по формированию предметных компетенций учащихся и их реализация на уроках;
- итоговая диагностика уровня сформированности предметных компетенций учащихся.
Результаты решения задач по формированию предметных компетенций показали, что:
- у учащихся повысилась заинтересованность и сформировалась положительная мотивация в учебном процессе;
- повысился уровень предметных компетенций и знаний в области предмета химии;
- разработанная модель по формированию предметных компетенций учащихся на уроках химии является эффективной;
- предложенный комплекс форм и методов обучения, способствует повышению интереса учащихся к обучению.
1. Амирханова Л. Б., Селимова Г. А. Об интегрированном обучении филологическим дисциплинам в школьном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2016.
2. Бабина С. Н. Подготовка будущих учителей физики и технологии к интеграции технологического и физического образования учащихся: Монография/ С.Н. Бабина. М.: Педагогика, 2013.
3. Библиотека "Первого сентября": Как готовить интегрированные уроки/ М.: Чистые пруды, 2006.
4. Блинова Т. Л., Кирилова А. С. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). М.: Буки-Веди, 2013. С.
5. Бобиенко О. М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // Современные подходы к компетентностноориентированному образованию: тез. науч.-практ. конф. Самара, 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://gcon.pstu.ac.ru.
6. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14
7. Бородин М.Н. Химия. УМК для основной школы 7-9 классы. Методическое пособие для учителя. М., Бином. Лаборатория знаний, 2016.
8. Вергелес Г. И. Дидактика / Г. И. Вергелес, В. С. Конева. М.: Педагогика, 2006.
9. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо. М.: Наука, 2017.
10. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Химия : изд. дом Первое сентября. 2016.
11. Горлова Л. А. Интегрированные уроки химии: 7-11 классы / Л.А. Горлова. М.: ВАКО, 2010.
12. Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. 1997. 4, с. 24.
13. Дик Ю. И., Пинский А. А., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1957.
14. Драхлер А. Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А. Б. Драхлер М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
15. Журавская Е. Г. Региональная интеграция в развивающемся мире: немарксистские теории и реальность (на примере АСЕАН). М.: Наука, 1990.
16. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 1967.
17. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1991.
18. Зеер Э. Ф., Водеников В. А., Доронин Н. А., Заводчиков Д. П. Мониторинг профессионального развития личности ремесленника. Екатеринбург, 2002.
19. Зеер Э. Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования / Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тез. докл. II науч.-практ. конф. Екатеринбург, 12-15 марта 2002 г.: в 3-х ч. Екатеринбург: РГППУ, 2002. Ч. 2. С. 23-25.
20. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3 (27). С. 42-53.
21. Иванова Л.А. Проблема познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала: Учебное пособие. М.: МГПИ,
1978.
22. Католиков, А. Биология плюс история, физика плюс география (опыт интегрированных уроков в школе-интернате) / А. Католиков // М.: Народное образование. 1990, 10, с. 33.
23. Кололожвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования). М.: Народное образование. 1996. 1, с.31.
24. Колягин Ю.М., Алексенко О.Л. Интеграция школьного обучения // Начальная школа. 1990, 9.
25. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. А.Красновского / Я. А.Коменский. М.,1955.
26. Коменский Я. А., Великая дидактика. Избранные главы. [Электронный ресурс]. URL:
http://makarenkomuseum.narod.ru/classics/komensky/komensky_yan_amos_v elikaya_didakt_izbr. htm.
27. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И.Кондаков. М.: Наука,1975.
28. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих
способностей/ Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов н/Д: Феникс, 2016.416с.
29. Крысько В.Г. Психология и педагогика / В.Г.Крысько. М.: Омега Л, 2004. 336 с.
30. Кучменко Н.Г. Интегрированный подход в обучении/ Н.Г. Кучменко// Завуч. -2017.~№5. -С.59
31. Леднев В. С., Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. М., 2002.
32. Лямина В.З. Интегрированные уроки - одно из средств, привития интереса к учебным предметам/ В.З. Лямина// НШ.-1995.~ №11.-С.21-25
33. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987, с. 160.
34. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
35. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.
36. Наймушина Л.И. Интегрированные уроки/ Л.И. Наймушина, С.В. Копейкина // Ш.-2016.~№4.-С.65
37. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 // Вестник образования. - 2011. - № 4. - С.10-77. - // Администратор образования. 2011. № 5. С.32-72.
38. Пашкевич, А.В. Положение о мониторинге оценки уровня эффективности урока в соответствии с ФГОС // Практика административной работы в школе. - 2016. - № 3. - С.35-45.
39. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения / И.Г.Песталоцци. М.: 7 Издательство АПН РСФСР, 1963.
40. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С. Рапацевич-Мн.: «Современ. слово», 2005.-720с.
41. Поташник, М.М. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС (суть, сходство и различие, профанация и грамотная реализация) // Завуч. - 2016. - № 1. - С.4-25.
42. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. М.: АПН РСФСР, 1963.
43. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с. 78
44. Семке А. И. Занимательные задачи по химии. 7-8 класс // Москва, НЦ ЭНАС, 2016, ред.
45. Смелова В. Г. Повышение учебной мотивации обучающихся основной и полной средней школы средствами межпредметной интеграции: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2009.
46. Смирнова М. А. Теоретические основы межпредметных связей. М.,
2016.
47. Советский энциклопедический словарь/ Гл.ред. А. М. Прохоров. 4 изд. М.: Советская энциклопедия, 1989.
48. Сухомлинский В. А. Общество и учитель / В.А. Сухомлинский Киев, 1979.
49. Тевлин Б. Л. Межпредметные связи физики с дисциплинами естественнонаучного цикла в 6-7 классах средней школы: дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1975.
50. Тихомирова С. А. Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах / С. А.Тихомирова. М.: Новая школа, 2002.
51. Трайнев В. А., Матросова Л. Н., Бузукина А. Б. Методы игрового обучения и интенсивные игровые процессы. М., 2017.
52. Усманова А.И. Интегрированный урок русского языка и чтения/ А.И. Усманова // НШ.-2000.~№6.- С.46
53. Усова А. В., Орехов В. П., Каменецкий С. Е. Методика преподавания химии средней школы для учителя: Пособие.; Под ред. А. В. Усовой. М.: Просвещение, 1990.
54. Усова А. В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования / А. В. Усова // Физика в школе. 2000. 3. с. 46.
55. Усова А. В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: Курс лекций / Санкт-Петербург: Изд. "Медуза", 2002.
56. Усольцев А. П. Задачи по физике на основе литературных сюжетов: сборник задач / А. П. Усольцев. Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
57. Ушинский К. Д. Собрание сочинений / К.Д.Ушинский / Гл.ред. А.М. Еголин / М., 1950.
58. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1974, с. 349.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2015, с. 17. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям) // Приказ № 643 от 21.06.2010.
60. Федорец Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. Л., 1990.
61. Федорова Н. Б., Кузнецова О. В., Поляков А.С. Межпредметная нтеграция в курсе физики: учебно-методическое пособие / Рязань, 2010.
62. Фещенко Т. С., Чурилов В. И. Учимся работать по новым стандартам. Новое качество работы учителя новые успехи ученика. // Химия. Все для учителя. 2017, 6.
63. Философский энциклопедический словарь /Ред.сост. Е.Ф. Губский М.: Инфра М, 1998.
64. Шишов С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 2.
65. Ятайкина А. А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии, 2017,с. 6.