ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
|
Введение 3
Глава1. Теоретическое обоснование проблемы формирования предметных компетенций уащихся
1.1. Формирование редметных компетенций учащихся в системе основноо общего образования как проблема исследования 8
1.2. Интеграция в учебном процессе 16
1.3. Особенности использования интегративных технологий 25
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Опыт и результаты формирования предметных компетенций
учащихся в системе основного общего образования 32
2.1. Психологический климат класса в условиях ФГОС ООО 32
2.2. Интерактивные методы обуения в рамках интегративного урока..43
2.3. Реализация формирования предметных компетенций средствами
интегративных технологий при изучении химии 61
Выводы по главе 2 75
Заключение 76
Список литературы 78
Глава1. Теоретическое обоснование проблемы формирования предметных компетенций уащихся
1.1. Формирование редметных компетенций учащихся в системе основноо общего образования как проблема исследования 8
1.2. Интеграция в учебном процессе 16
1.3. Особенности использования интегративных технологий 25
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Опыт и результаты формирования предметных компетенций
учащихся в системе основного общего образования 32
2.1. Психологический климат класса в условиях ФГОС ООО 32
2.2. Интерактивные методы обуения в рамках интегративного урока..43
2.3. Реализация формирования предметных компетенций средствами
интегративных технологий при изучении химии 61
Выводы по главе 2 75
Заключение 76
Список литературы 78
Приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897, вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). В связи с этим, возникла необходимость подробного изучения новых требований, которые выдвинуло время и общество. Например, одним из условий одним из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования является: возможность овладения обучающимися ключевых компетенций, составляющих основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий, и одним из требований стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования явились предметные результаты.
Предметные результаты включают в себя освоенный опыт специфической для определенной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, систему основополагающих элементов научного познания, лежащая на основе научной картины мира, формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе, обеспечение возможности дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности [1].
Актуальность исследования заключается в формировании особых ключевых компетенций, обуславливающихся необходимостью государства в поколении молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни.
Преодоление указанных противоречий определяет проблему исследования: какие технологии должны быть использованы на уроках
химии для эффективного формирования у учащихся 9 классов предметных компетенций на уроках химии.
Актуальность проблемы и недостаточная разработанность определили выбор темы исследования: формирование предметных компетенций
учащихся 9 классов средствами интегративных технологий при изучении химии.
Объект исследования: процесс обучения учеников 9 классов на уроке химии.
Предмет исследования: интегративные технологии при изучении химии для формирования предметных компетенций.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования предметных компетенций учащихся 9-х классов и разработать программу их формирования средствами интегративных технологий.
Гипотеза исследования: формирование предметных компетенций будет эффективным при использовании интегративных технологий на уроках химии.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы проблемы формирования предметных компетенций на уроках химии;
- выявить педагогические условия формирования предметных компетенций учащихся 9-х классов;
- разработать систему показателей сформированности предметных компетенций учащихся.
Опытно-экспериментальной базой исследования нами был выбран «1Т- лицей ФГАОУ ВО К(П)ФУ» г. Казани.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, М.С. Кагин, В.В.Краевский, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин);
- положения современной дидактики и теории содержания общего образования (В.П. Беспалько, И.Б. Ворожцова, Л.И. Гурье, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.С. Леднев, А.А. Кузнецов, А.М. Кондаков, М.В. Рыжаков и др.);
- психологические исследования, посвященные деятельности, мотивации и развитию личности: А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, и др.)
- положения по реализации компетентностного подхода в современном образовании (В.И.Байденко, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Г.В.Мухаметзянова, Дж.Равен, А.В.Хуторской, И.Э.Ярмакеев и др.).
Методы исследования:
Теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация.
Эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, методы математической обработки результатов исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта, методы математической обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в: 1)выявлении эффективной технологии по формированию предметных компетенций учащихся 9-х классов средствами интегративных технологий при изучении химии; 2) разработке системы показателей сформированности предметных компетенций учащихся.
Теоретическая значимость. Выявлены положительные тенденции формирования предметных компетенций средствами интерактивных технологий, что побуждает их интерес к химии, как к предмету естественнонаучного цикла.
Практическая значимость. Разработана система показателей сформированности предметных компетенций учащихся основанная на применение различных технологий обучений на уроках химии. Разработаны рекомендации при формировании предметных компетенций средствами интегративных технологий.
Степень разработанности проблемы.
Изучая литературу по данной теме, мы понимаем, что компетенции формируются при компетентностном подходе. В отечественной науке поиски в рамках компетентностного подхода направлены на связи компетентности и содержания образования. По мнению отечественных ученых (Д.А. Иванов, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак и др.), компетентностный подход является способом достижения нового качества образования. Он определяет направление изменения образовательного процесса, приоритеты, содержательный ресурс развития.
Как один из ведущих направлений модернизации российского профессионального образования, компетентностный подход, находит свое отражение в работах современных ученых (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, В.А. Болотов, Э.Э. Сыманюк, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова и др.).
А также мы узнали, что любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно-опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).
Несмотря на значительное количество работ, посвященных отдельным аспектам данной проблемы, вопросы формирования предметных компетенций учащихся 9-ых классов средствами интегративных технологий при изучении химии остаются не до конца раскрытыми.
Таким образом, проблему настоящего исследования определяют имеющиеся противоречия между:
- задачей формирования предметных компетенций у обучающихся в образовательном пространстве и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успешность этого процесса,
- потребностью образовательной практики в совершенствовании сложившейся системы общего образования и недостаточной разработанностью теоретических и научно-методических основ формирования предметных компетенций средствами интегративных технологий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Предметные результаты включают в себя освоенный опыт специфической для определенной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, систему основополагающих элементов научного познания, лежащая на основе научной картины мира, формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе, обеспечение возможности дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности [1].
Актуальность исследования заключается в формировании особых ключевых компетенций, обуславливающихся необходимостью государства в поколении молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни.
Преодоление указанных противоречий определяет проблему исследования: какие технологии должны быть использованы на уроках
химии для эффективного формирования у учащихся 9 классов предметных компетенций на уроках химии.
Актуальность проблемы и недостаточная разработанность определили выбор темы исследования: формирование предметных компетенций
учащихся 9 классов средствами интегративных технологий при изучении химии.
Объект исследования: процесс обучения учеников 9 классов на уроке химии.
Предмет исследования: интегративные технологии при изучении химии для формирования предметных компетенций.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования предметных компетенций учащихся 9-х классов и разработать программу их формирования средствами интегративных технологий.
Гипотеза исследования: формирование предметных компетенций будет эффективным при использовании интегративных технологий на уроках химии.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы проблемы формирования предметных компетенций на уроках химии;
- выявить педагогические условия формирования предметных компетенций учащихся 9-х классов;
- разработать систему показателей сформированности предметных компетенций учащихся.
Опытно-экспериментальной базой исследования нами был выбран «1Т- лицей ФГАОУ ВО К(П)ФУ» г. Казани.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, М.С. Кагин, В.В.Краевский, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин);
- положения современной дидактики и теории содержания общего образования (В.П. Беспалько, И.Б. Ворожцова, Л.И. Гурье, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.С. Леднев, А.А. Кузнецов, А.М. Кондаков, М.В. Рыжаков и др.);
- психологические исследования, посвященные деятельности, мотивации и развитию личности: А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, и др.)
- положения по реализации компетентностного подхода в современном образовании (В.И.Байденко, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Г.В.Мухаметзянова, Дж.Равен, А.В.Хуторской, И.Э.Ярмакеев и др.).
Методы исследования:
Теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация.
Эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, методы математической обработки результатов исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта, методы математической обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в: 1)выявлении эффективной технологии по формированию предметных компетенций учащихся 9-х классов средствами интегративных технологий при изучении химии; 2) разработке системы показателей сформированности предметных компетенций учащихся.
Теоретическая значимость. Выявлены положительные тенденции формирования предметных компетенций средствами интерактивных технологий, что побуждает их интерес к химии, как к предмету естественнонаучного цикла.
Практическая значимость. Разработана система показателей сформированности предметных компетенций учащихся основанная на применение различных технологий обучений на уроках химии. Разработаны рекомендации при формировании предметных компетенций средствами интегративных технологий.
Степень разработанности проблемы.
Изучая литературу по данной теме, мы понимаем, что компетенции формируются при компетентностном подходе. В отечественной науке поиски в рамках компетентностного подхода направлены на связи компетентности и содержания образования. По мнению отечественных ученых (Д.А. Иванов, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак и др.), компетентностный подход является способом достижения нового качества образования. Он определяет направление изменения образовательного процесса, приоритеты, содержательный ресурс развития.
Как один из ведущих направлений модернизации российского профессионального образования, компетентностный подход, находит свое отражение в работах современных ученых (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, В.А. Болотов, Э.Э. Сыманюк, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова и др.).
А также мы узнали, что любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно-опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).
Несмотря на значительное количество работ, посвященных отдельным аспектам данной проблемы, вопросы формирования предметных компетенций учащихся 9-ых классов средствами интегративных технологий при изучении химии остаются не до конца раскрытыми.
Таким образом, проблему настоящего исследования определяют имеющиеся противоречия между:
- задачей формирования предметных компетенций у обучающихся в образовательном пространстве и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успешность этого процесса,
- потребностью образовательной практики в совершенствовании сложившейся системы общего образования и недостаточной разработанностью теоретических и научно-методических основ формирования предметных компетенций средствами интегративных технологий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основу совершенствования современного образования составляет переход от «знаниевой» парадигмы к созданию условий для овладения комплексом компетенций, которые отражают уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования на современном этапе развития общества. При этом основным фактором успешного обучения школьников выступает формирование предметных компетенций.
Данное исследование посвящено проблеме формирования предметных компетенций учащихся. Сложность изучения данной проблемы заключается в том, что, несмотря на достаточно большое количество источников, посвященных вопросам формирования предметных компетенций учащихся, отсутствует единый подход к осуществлению данного процесса на уроках химии.
В первой главе обоснован терминологический аппарат исследования, выявлены ключевые понятия и разработаны их авторские определения. На их основе выделены структурные элементы модели формирования предметных компетенций учащихся.
Во второй главе представлены основные направления и результаты работы по реализации формирования предметных компетенций учащихся.
С целью проверки сформулированной гипотезы проведен педагогический эксперимент в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В конце констатирующего этапа на основе изучения результатов наблюдения за учащимися основного звена составлен прогноз по формированию у них предметных компетенций. На формирующем этапе опытно-поисковой работы определена содержательная основа обучения для формирования предметных компетенций учащихся. При этом учитывались основные виды деятельности учащихся при работе с текстом: анализ, синтез, сравнение, обобщение, речевая деятельность. Принимались в расчёт возрастные, индивидуальные и психологические особенности учащихся. На контрольном этапе были подведены итоги опытно-экспериментальной работы, систематизированы и обобщены результаты исследования.
Последовательность формирования предметных компетенции учащихся определяется нами следующим алгоритмом решения задач исследования:
- предварительная диагностика уровня сформированности предметных компетенций учащихся;
- обоснованный выбор методов и приёмов по формированию предметных компетенций учащихся и их реализация на уроках;
- итоговая диагностика уровня сформированности предметных компетенций учащихся.
Результаты решения задач по формированию предметных компетенций показали, что:
- у учащихся повысилась заинтересованность и сформировалась положительная мотивация в учебном процессе;
- повысился уровень предметных компетенций и знаний в области предмета химии;
- разработанная модель по формированию предметных компетенций учащихся на уроках химии является эффективной;
- предложенный комплекс форм и методов обучения, способствует повышению интереса учащихся к обучению.
Данное исследование посвящено проблеме формирования предметных компетенций учащихся. Сложность изучения данной проблемы заключается в том, что, несмотря на достаточно большое количество источников, посвященных вопросам формирования предметных компетенций учащихся, отсутствует единый подход к осуществлению данного процесса на уроках химии.
В первой главе обоснован терминологический аппарат исследования, выявлены ключевые понятия и разработаны их авторские определения. На их основе выделены структурные элементы модели формирования предметных компетенций учащихся.
Во второй главе представлены основные направления и результаты работы по реализации формирования предметных компетенций учащихся.
С целью проверки сформулированной гипотезы проведен педагогический эксперимент в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В конце констатирующего этапа на основе изучения результатов наблюдения за учащимися основного звена составлен прогноз по формированию у них предметных компетенций. На формирующем этапе опытно-поисковой работы определена содержательная основа обучения для формирования предметных компетенций учащихся. При этом учитывались основные виды деятельности учащихся при работе с текстом: анализ, синтез, сравнение, обобщение, речевая деятельность. Принимались в расчёт возрастные, индивидуальные и психологические особенности учащихся. На контрольном этапе были подведены итоги опытно-экспериментальной работы, систематизированы и обобщены результаты исследования.
Последовательность формирования предметных компетенции учащихся определяется нами следующим алгоритмом решения задач исследования:
- предварительная диагностика уровня сформированности предметных компетенций учащихся;
- обоснованный выбор методов и приёмов по формированию предметных компетенций учащихся и их реализация на уроках;
- итоговая диагностика уровня сформированности предметных компетенций учащихся.
Результаты решения задач по формированию предметных компетенций показали, что:
- у учащихся повысилась заинтересованность и сформировалась положительная мотивация в учебном процессе;
- повысился уровень предметных компетенций и знаний в области предмета химии;
- разработанная модель по формированию предметных компетенций учащихся на уроках химии является эффективной;
- предложенный комплекс форм и методов обучения, способствует повышению интереса учащихся к обучению.
Подобные работы
- Развитие творческого потенциала учащихся 9-х классов средствами межпредметных связей на уроках химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



