ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия исследования «демонстративное поведение» 7
1.2. Возрастные особенности проявления демонстративного поведения в
подростковом возрасте 15
1.3. Формы и методы профилактики и коррекции демонстративного поведения 25
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА II ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 37
2.1. Организация и методики исследования уровня демонстративного поведения у старших подростков 37
2.2. Реализация программы по профилактике и коррекции демонстративного поведения у старших подростков на формирующем этапе эксперимен
та 43
2.3. Результаты опытно - экспериментального исследования по профилактике и коррекции демонстративного поведения 47
Выводы по 2 главе 55
Заключение 56
Актуальность исследования. Проявление демонстративного поведения является сегодня одной из актуальных социальных проблем нашего общества. Так как, за последние несколько лет достаточно развито потребление алкоголя, наркотиков детьми подросткового возраста, театрализованное и суицидальное поведение подростков, их присоединение к различным группировкам, субкультурам.
В психолого-педагогической литературе, подростковый период выделяют, как один из самых интересных и сложных в развитии личности, как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром.
Подростковый возраст - это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Подростки ставят перед собой колоссальные цели, но не знают, как их достигать. Они стремятся к независимости, но при этом чрезвычайно зависимы от мнения окружающих.
К изучению проблемы демонстративного поведения обращались такие известные российские и зарубежные педагоги, и психологи, как М.Р. Битя- нова, Л.И. Божович [2], Л.С. Выготский [4], Г.Д. Гетпер [6], Н.Н. Гуткина [17], Е.Е. Кравцова [11], Д.Б. Эльконин [12].
Педагоги часто сталкиваются с такой проблемой, как демонстративное поведение в поведении детей: когда ребенок во что бы то ни стало, хочет обратить на себя внимание и использует для этого любые средства: ложь, дурашливость, грубость; стучит ногами и т.д. Такие дети, как правило, эгоистичны, некритичны по отношению к себе; их переживания поверхностны. Подобное поведение - не защита, а способ завоевания пространства, самоутверждения, связанный с желанием подчинить себе окружающих.
Очевидно, что, демонстративное поведение возникает при столкновении с каким-либо запретом, барьером, и ребенок как бы пробует на прочность этот барьер. Такой ребенок вносит сильное напряжение в атмосферу группы, и педагог ищет различные способы предотвращения конфликтов.
Таким образом, демонстративное поведение в подростковом возрасте нарушает процесс благоприятной социализации, поэтому понимание, профилактика и коррекция демонстративного поведения в этом возрасте является актуальной и требующей особого внимания.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе позволил выявить следующее противоречие между частыми проявлениями различных форм демонстративного поведения среди подростков и недостаточной разработанностью форм и методов профилактики и коррекции демонстративного поведения.
Указанное противоречие позволяет нам выделить проблему исследования: каковы содержание, формы и методы профилактики и коррекции демонстративного поведения у старших подростков?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих профилактику и коррекцию демонстративного поведения у старших подростков.
Объект: процесс профилактики и коррекции демонстративного поведения у старших подростков.
Предмет: содержание, формы и методы профилактики и коррекции демонстративного поведения у старших подростков.
Г ипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс профилактики и коррекции демонстративного поведения будет эффективным, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику демонстративного поведения;
-учитывать возрастные особенности проявления демонстративного поведения у подростков;
-апробировать и экспериментальным путем проверить эффективность использования программы «Все в твоих руках», содержащую эффективные формы и методы профилактики и коррекции демонстративного поведения.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «демонстративное поведение».
2. Изучить возрастные особенности проявления демонстративного поведения у подростков.
3. Раскрыть формы и методы профилактики и коррекции демонстративного поведения у старших подростков.
4. Апробировать и экспериментальным путем проверить эффективность программы «Все в твоих руках», способствующей профилактике и коррекции демонстративного поведения.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение, классификация;
-эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование, опрос; -методы обработки данных: количественный и качественный анализ. Методологическую основу данного исследования составили: психологические и педагогические концепции диагностики и коррекции демонстративного поведения Г.Гетпера, К.Леонгарда, М.Л. Покрасса;
концепция демонстративной потребности Г.А. Мюррея, теория самопрезентации Д.Ж. Шнейдера.
Опытно - экспериментальной базой стал ЧПОУ СПО «Казанский социально-гуманитарный техникум» г. Казани Республики Татарстан. Выборку составили 27 студентов, в возрасте 15 -16 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилась в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия со студентами с целью профилактики и коррекции демонстративного поведения.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что были систематизированы материалы по проблеме демонстративного поведения среди подростков, уточнены содержание, формы и методы педагогической профилактики и коррекции демонстративного поведения у старших подростков, разработана программа «Все в твоих руках», содержащая эффективные формы и методы.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа профилактики и коррекции может быть использована в работе педагогов-психологов в общеобразовательных и средне специальных учебных заведениях для профилактики и коррекции демонстративного поведения.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Демонстративное поведение, как нарушение поведения — это очень часто встречающаяся личная особенность подрастающего поколения нашего времени, которая может как помочь личности в достижении значимых для неё целей, так и создать множество проблем в социальных и межличностных отношениях, в частности в образовательных учреждениях и семье. Поэтому профилактике и коррекции демонстративного поведения необходимо отвести особое место в образовательных учреждениях.
Решение данной проблемы обусловило постановку следующих задач:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «демонстративное поведение».
Решение данной задачи осуществлялось в процессе изучения теоретической литературы. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам прийти к следующим выводам. Демонстративное поведение — это очень часто встречающаяся личностная особенность, в основе которой лежит повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания. Как и любая другая личностная особенность, демонстративное поведение само по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя подчас оно может приводить к трудностям в воспитании ребенка. Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративного поведения готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех.
2. Изучить возрастные особенности проявления демонстративного поведения у подростков.
При решении данной задачи в ходе теоретического анализа психолого- педагогической литературы было выявлено, что подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический. Часто он
переживается тяжело, что обуславливает отклонения в поведении несовершеннолетних: употребление алкоголя, наркотиков, театрализованное и суицидальное поведение подростков, их присоединение к различным группировкам, субкультурам. Одним из типов отклоняющегося поведения является демонстративное поведение подростков. Ученые самых различных направлений единодушно приходят к выводу, что демонстративность - одна из характерных черт поведения подростков. Для привлечения внимания подростки могут использовать самые разные средства: кривляние нарочитое нарушение правил поведения. Главными потребностями подростка являются: привлечение внимания окружающих, безграничный эгоцентризм. Причем внимание со стороны окружающих должно быть огромное. Неважно, каким оно будет - положительным или отрицательным.
Подросток выбирает лишь то демонстративное поведение, где он достигает цели. Если уважение и одобрение он получает от учителей, которые используют индивидуальный подход в обучении, тогда он будет стараться по данным предметам. Однако если внимание и уважение получается после употребления алкоголя или наркотиков, тогда подросток будет идти в данном направлении.
Закрепляется лишь то демонстративное поведение, которое помогает достичь максимальной цели.
К демонстративному поведению не следует относиться исключительно положительно или отрицательно. Оно подразумевает под собой совершение поступков, которые могут как восхищать, радовать, так и негодовать, возмущать. Итог будет зависеть не только от того, кто совершает поступки, но и того, кто их наблюдает и оценивает.
3. Раскрыть формы и методы профилактики и коррекции демонстративного поведения у старших подростков. В ходе решения данной задачи мы определили, что профилактическая и коррекционная работа с подростками, несомненно, способствует формированию высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков, улучшение психологического климата в коллективе. Профилактика демонстративного поведения у подростков возможна только при условии взаимосвязи различных форм и методов педагогического и психологического воздействия. Разнообразная деятельность дает возможность подросткам со всех сторон овладеть знаниями демонстративного поведения, путях и способах его контроля, а также в творческом самовыражении.
Выделяют индивидуальные и групповые виды работы по профилактике и коррекции демонстративного поведения, разнообразные формы и методы как убеждение, беседа, лекция, тренинговые формы работы.
4. Апробировать и экспериментальным путем проверить эффективность программы «Все в твоих руках», способствующую профилактике и коррекции демонстративного поведения.
Экспериментальная проверка позволила нам сделать вывод о достаточной эффективности проделанной работы по профилактике демонстративного поведения среди студентов. Мы получили достоверные данные того, что разработанная программа способствует формированию высокоэффективных поведенческих стратегий в различных ситуациях.
После проведения опытно-экспериментальной работы нами было организовано контрольное исследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по разработке и реализации программы профилактической работы, содействующее снижению демонстративного поведения у студентов.
Студенты, имеющие на констатирующем этапе эксперимента очень высокий и высокий уровень демонстративного поведения, на контрольном этапе показали снижения уровня демонстративного поведения. Итак, наблюдалось улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятной и успешной реализации разработанной нами программы.
По полученным в нашем исследовании результатам, можно сделать вывод, что наша первоначальная гипотеза, получила своё экспериментальное подтверждение.
1. Битянова М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. - М.: Экс- мо,2010. - 368 с.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности / Л.И.Божович. - М.: Воронеж, 2009. - 164 с.
3. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / - М.: Рига, 2010. - 67 с.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2009. - 654 с.
5. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А. Галагу- зова. - М.: Владос, 2010. - 216 с.
6. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий / П.С. Ганнушкин. - М.: «Север», 2014, 44 с.
7. Райгородский Д.Я. Практическая психология. Методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Наука, 2009. - 329 с.
8. Емельянова В.Е. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / В.Е. Емельянов. - СПб: Речь, 2008. - 336 с.
9. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - М.: Инфра , 2011. - 310 с.
10. Каменская М.В. Подростковая психология с элементами психофизиологии / М.В. Каменская. - М.: владос, 2012. -359 с.
11. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология /Е.Е. Кравцова. - М.: Форум, 2009.-384 с.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. - М.: Издат.дом «УРАО», 2014 - 176 с.
13. Лаврентьева Т.В.Психолог в учреждении специального образования / Т.В. Лаврентьева. - М.: Самара, 2010. - 230 с.
14. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард К. - М.: Феникс,- 1989. - 328 с.
15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - СПб.: Речь, - 2013. - 256 с.
16. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, - 2010. - 297 с.
17. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова Профилактика нарушений в поведении подростков. - М.: Аркти, - 2009
18. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.:Азбуковник, - 1999. - 944 с.
19.Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха/ Г.Орме. - М., - 2009. -48 с.
20. Погольша В.М. Межличностное общение: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, - 2012. - 420с.
21. Покрасс М.Л. Активная депрессия. Исцеление эгоизмом / М.Л.Покрасс. - Самара.: Бахрах-М,- 2006. - 576 с.
22. Рогов Е.И, настольная книга практического психолога в образовании / Е.И.Рогов. - М., -1995. - 409 с.
23. Смирнова Е., Холмогорова В. Упражнения, направленные на формирование доброжелательного отношения со сверстниками: метод, рекомендации/ Смирнова Е, Холмогорова В. - М.,2011. - 235 с.