Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у подростков
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятий
«здоровье», «здоровый образ жизни» 8
1.2 Возрастные особенности формирования здорового образа
жизни у подростков 16
1.3 Формы и методы формирования здорового образа жизни у
подростков 25
Выводы по I главе 32
Глава II. Педагогическое обеспечение формирования здорового образа жизни у подростков
2.1 Исследование уровня сформированности здорового образа
жизни у подростков (констатирующий этап эксперимента) 35
2.2 Реализация программы, формирующей у подростков здоровый
образ жизни (формирующий этап эксперимента) 42
2.3 Анализ и обобщение результатов контрольного этапа
эксперимента 51
Выводы по II главе 58
Заключение 61
Список литературы 65
Приложение
Актуальность исследования. Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье является одним из основных и важных компонентов людского счастья. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Только при разумном и добром отношении к своему здоровью, человек обеспечит себе активную и долгую жизнь.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
Многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Основой валеологии - науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастной психологии, в результате чего можно формировать, укреплять, сохранять человеческое здоровье и в то же время развивать в нем личность.
Необходимо отметить, что когда вопрос касается детского здоровья, то необходимо чтобы в действиях педагогов, социальных педагогов, валеологов, медиков, психологов и других специалистов присутствовало единство - они должны идти рука об руку.
Вопрос здоровья юного, подрастающего поколения является проблемой не только социальной, но и нравственной. В дальнейшем, ребенок должен не только уметь сохранить свое здоровье, быть здоровым, но и воспитать и вырастить в дальнейшем здоровое поколение.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта школьников, необходимо, чтобы они знали о природных законах развития своего организма и взаимодействии его с социальными факторами.
На сегодняшний день, важнейшим связующим звеном социализации молодого поколения, должно быть общеобразовательное учреждение. Именно через это учреждение проходит огромное количество населения, именно на этом этапе формируется индивидуальное здоровье и здоровье всего нашего общества.
Для того чтобы сформировать у ребенка понятие здорового образа жизни, воспитать в нем необходимые навыки и привычки, требуются общие усилия педагогов, родителей и специалистов. Только в этом случае будет видна эффективность мер социальной защиты здоровья детей.
В прошлом, вопросами здорового образа жизни детей и молодежи занимались такие знаменитые умы, как И.И. Бецкой [36], Я.А. Коменский [46], Д. Локка [46], М.В. Ломоносов [46], Ж.-Ж. Руссо [46], И.Г.
Песталоцци [46], К.Д. Ушинский [46] и др.
В последнее десятилетие такими педагогами, как В.П. Горащук [18],
С.Н. Горбушина [16], А.Г. Маджуга [18], Н.Н. Малярчук [16], Н.А.
Рыбанчук [24], О.Л. Трещева [18] созданы теории в области в области здоровьеформирующего образования, которые ориентированы на решение проблем воспитания или формирования культуры здоровья.
Разработкой специальных теорий в области здоровьесбережения школьников и молодежи на сегодняшний день работают Л.Н. Волошина [24], Н.А. Заруба [18], В.Н. Ирхин [46], И.Ю. Кокаева [24], О.Р. Кокорина [18], Г.А. Мысина [46], Г.С. Сериков [18] и др.
Психолого-педагогическая, социальная ситуация в обществе высвечивает противоречие между необходимостью формирования у подростков в здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования у подростков в Здоровом образе жизни.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы и методы способствующие формированию здорового образа жизни у подростков.
Актуальность проблемы и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Формирование у подростков здорового образа жизни».
Объект исследования: процесс формирования у подростков
здорового образа жизни.
Предмет исследования: содержание, формы и методы
способствующие формированию здорового образа жизни у подростков.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование здорового образа жизни у подростков.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».
2. Определить возрастные особенности формирования Здорового образажизни у подростков.
3. Выявить формы и методы формирования здорового образа подростков.
4. Разработать и проверить эффективность программы «Здоровый Я» содержащую разнообразные формы и методы способствующие формированию здорового образа жизни.
Гипотеза исследования: формирование у подростков в ведении здорового образа жизни будет эффективной, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия здоровье и здоровый образ жизни;
- учитывать возрастные особенности формирования здорового образа жизни у подростков;
- разработать и внедрить программу организации процесса способствующей формированию здорового образа жизни у подростков.
Методологическую основу исследования составили труды Н.М. Амосова [4], И.И. Брехмана [9], Д.Д. Венедиктова [10], А.Я. Иванюшкина [20], Д.А. Изуткина [22], В.П. Казначеева [23], Ю.П. Лисицина [12], М.В. Ломоносова [36] и др.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по проблемам
формирования здорового образа жизни у подростков;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 64» Московского района г. Казани.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы формирования здорового образа жизни подростков.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы, методы формирования здорового образа жизни у подростков, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа может использоваться в практике образовательных учреждений учителями школ, психологами и социальными работниками в процессе воспитательной работы с детьми подросткового возраста.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
В любом обществе, в любой политической ситуации, при любых социально-экономических ситуациях здоровье детей стоит на первом месте и является актуальной проблемой и предметом, так как оно определяет генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, будущее страны, и наряду с другими демографическими показателями является своего рода чутким барометром социальноэкономического развития страны.
Бесспорно, такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия оказывают отрицательное влияние на здоровье подростков. В случаи отрицательной экологической обстановки в районах, где проживают и обучаются подростки, происходит существенное увеличение их заболеваемости, резко снижаются потенциальные возможности образовательного процесса.
На сегодняшний день оценка современного состояния и тенденций здоровья подростков говорит о том, что присутствует серьезное неблагополучие, которое в будущем может привести к определенным ограничениям в процессе реализации ими биологических и социальных функций. Нами были рассмотрены и изучены теоретические и практические аспекты поставленной нами проблемы, которые показали, что состояние здоровья подростков на сегодняшний день неблагоприятно.
Затрагивая вопрос о формировании установок на здоровый образ жизни молодежи вообще и о борьбе с вредными привычками в частности мы не можем не сказать о школе. Именно там, в течение определенного периода времени молодежь получает знания, получает коммуникативные навыки при общении с взрослыми и со своими сверстниками. Именно там у подростка происходит процесс формирования отношения ко многим жизненным ценностям. В результате мы можем сказать, что школа - это важнейший этап, когда необходимо формировать правильное отношение к здоровому образу жизни. Школа это то место, где длительный период времени можно давать определенные необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образа жизни большому количеству детей. Школа должна быть помощником в сохранении своего здоровья, здоровья будущего поколения, и ни коим образом не пересекаться с вредными привычками.
В результате анализа проведенных мероприятий по формированию у подростков здорового образа жизни, мы можем сказать, что подростки обязаны уделять свое внимание правильному режиму труда и отдыха, физической активности, правильному питанию, соблюдению режима дня и др. В программе большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни и вредным привычкам, особенно табакокурению.
Результаты, полученные в рамках нашего исследования, не опровергают, а наоборот, подтверждают мнение о том, что в современном учебно-воспитательном процессе изучение особенностей формирования основ здорового образа жизни актуальны и необходимы, так как присутствует тенденция потери здоровья подростками именно в период учебного процесса. Во время констатирующего этапа эксперимента, в результате анализа проведенного анкетирования «Отношение подростков к здоровому образу жизни» было выяснено, что основная часть подростков, это 59,3%, не горят желанием поддерживать свое здоровье и вести здоровый образ жизни. Только 27,2% среди опрошенных учащихся хотят заниматься и занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни и следят за своим здоровьем. А в результате анализа ответов на вопрос «Пробовали ли Вы хотя бы один раз сигареты или спиртные напитки?» мы выяснили, что алкоголь пробовали 63,7% учащихся, а сигареты - 78,7%, то есть это больше половины класса.
После проведенного формирующего этапа эксперимента, где мы использовали программу «Здоровый Я», нами было проведено повторное анкетирование учащихся по анкете «Отношение подростков к здоровому образу жизни». Анализ ответов говорил о том, что присутствует несомненное улучшение результатов. 82,8% подростков начали заниматься спортом, выполнять физические упражнения вне урока физкультуры. До эксперимента их было всего 27,2%. Только 17,2% учащихся не желают вести здоровый образ жизни.
На вопрос «Что такое на ваш взгляд здоровый образ жизни?» на 2,5% увеличилось количество считающих, что это не употреблять спиртные напитки. На 5,7% увеличился показатель тех подростков, которые считают, что здоровый образ жизни - это не употреблять спиртные напитки и на
6,0% тех, кто считает, что это не принимать наркотические вещества. В отношении к физической культуре произошли изменения - с 26,7 до 82,8% подростков приняли для себя решение о необходимости заниматься спортом и поддерживать здоровый образ жизни.
В результате проведенной экспериментальной работы анализа практической деятельности мы можем выделить три условия эффективности программы, которая направлена на формирование здорового образа жизни подростков.
Первое - это разработка системы социологической работы на уровне школы.
Второе - проведение социолого-педагогической работы в общеобразовательных учреждениях среди подростковой молодежи.
Третье - введение в школьную программу внеурочных занятий, которые направлены на формирование здорового образа жизни подростков.
Таким образом, выдвинутая в начали нашего исследования гипотеза подтвердилась. Процесс формирования у подростков здорового образа жизни будет иметь успешный результат, если разработать систему мероприятий, которые направлены на приобщение подростков к здоровому образу жизни:
- проводить социологическое просвещение родителей;
- здоровый образ жизни войдет как составной элемент в общую систему воспитания подростков школы;
- будет целенаправленно стимулироваться внутренняя активность подростков к самовоспитанию, саморазвитию.
Цель в нашей работе достигнута, задачи выполнены.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы здорового образа жизни в подростковой среде. Направление дальнейших исследований может развиваться в русле апробации социолого-педагогических условий при профилактической работе среди подростков. Разработке методических рекомендаций для психологов школы, социальных педагогов, психологов школы, для руководителей общеобразовательных учреждений.
1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса: «школа-вуз»: дис.... доктора пед. наук /Н.П. Абаскалов. - Новосибирск, - 2001. - 367 с.
2. Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания: учеб. пособие / Н.А. Агаджанян. - М.: РУДН, 1998. - 27 с.
3. Амиров Н.Х. За здоровый образ жизни: программа для учащихся общеобразоват. школ, учителей, родителей / Н.Х. Амиров, А.В. Иванов, Н.Х. Давлетова, Р.Г. Морозов, К.А. Галеев - Казань: Казанск. ун-т, 2004. - 72 с.
4. Амосов Н.М. Эксперимент по преодолению старости: учеб. / Н.М. Амосов. - М.: АСТ, 2003. - 128 с.
5. Андреева И. Г. Здоровье человека в содержании образования / И. Г. Андреева // Педагогика. - 2011. - № 10. - С. 26-32.
6. Андреева И. Г. Содержание образования в свете государственной политики сохранения здоровья нации / И. Г. Андреева // Педагогика. - №
10. - 2012. - С. 31-39.
7. Баллер Э.А. Культура - человек - философия: к проблеме интеграции и развития / Э.А. Баллер, Н.С. Злобин, В.М. Межуев // Вопросы философии. - 1982. - №2. - С. 58-65.
8. Бикмухаметов Р.К. Физическое воспитание: учеб. пособие для пед. колледжа / Р.К. Бикмухаметов. - Казань: Школа, 2010. - 30 с.
9. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 212 с.
10. Венедиктов Д.Д. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. - 1979. - №7. - С. 102-113.
11. Вред наркотиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.vredno-vsvo .ru/food/39-vred-narkotikov.html.
12. Вредные привычки подростков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fb.ru/article/2548/vrednvie-privvichki-podrostkov.
13. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: материалы к курсу лекций /П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2008. - 240 с.
14. Гафнер В.В. Безопасный образ жизни: Как его сформировать учителю? От теории к практике / В.В. Гафнер // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 186-192.
15. Гликман И.З. Национальный проект «Здоровье» и школа / И.З. Гликман // Народное образование. - 2007. - № 4. - С. 184-188.
16. Гурьев А. В. Внутришкольная работа по сохранению здоровья участников образовательного процесса / А. В. Гурьев // Педагогика. - 2011.
- № 5. - С.61-66.
17. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: дисс.... докт. пед. наук /Г.К. Зайцев. - СПб, - 1998. - 409 с.
18. Звездина М.Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся / М.Л. Звездина// Педагогика.-2013.
- №8. - С. 8-23.
19. Здоровье детей - основа процветания России: сб. статей/ под ред.
Е. В. Спириной. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008.- 84 с.
20. Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. - 1982. - Т. 45. - №. 4. - С. 29-33.
21. Игнатьев А.М. Диагностика уровня сформированности ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у кадетов /А.М. Игнатьев// Вестник ЧГГПУ им И.Я. Яковлева. - 2011. - №3. - С. 90-94.
22. Изуткин Д.А. Потенциал здоровья человека в контексте его социально-биологической сущности /Д.А. Изуткин// Медицинский альманах. - 2009. - №1. - С. 21-25.
23. Казначеев В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века /
В.П. Казначеев // материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». 15-17 мая 2001г./ М., 2001. - 194 с.
24. Кожина Е.В. Теоретические аспекты проблемы направленности старшеклассников на здоровый образ жизни / Е. В. Кожина, Т. В. Мартынова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 79-84.
25. Колягина А. В. Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников / А.В. Колягина, М.Л. Мальчевская // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 900-903.
26. Коробейников А.А. Актуальная Европейская проблема:
внедрение здоровьесберегающей педагогики: монография / А.А.
Коробейников. - М.: Редакция журнала «Пульс», 2009. - 263 с.
27. Коростелёв Н. Б. Воспитание здорового школьника: пособие для учителя/ под ред. В. Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.-176 с.
28. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. / Ю.П.Лисицын. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 512 с.
29. Марков В.В. Основа здорового образа жизни профилактика болезней: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Марков. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
30. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособия для студ. высш. учеб. заведений / А.М. Митяев - М.: «Академия», 2010. - 192с.
31. Михайлина М.Ю. Основы здорового образа жизни: программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя /М.Ю. Михайлова, М.А. Павлова, С.В. Фролова. — Саратов: Научная книга, 2013. — 60 с.
32. Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: метод. пособие / Б.И. Мишин, А.Т. Смирнов. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 112 с.
33. Науменко, Ю. В. Моделирование здоровьеформирующего образования / Ю. В. Науменко // Вопросы образования. - 2007. - № 2. - С. 140-160.
34. Нестерова И. А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И. А. Нестерова // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 2. - С. 92- 94.
35. Новолодская Е. Г. Мы выбираем жизнь! Из опыта работы по профилактике вредных привычек у младших школьников / Е. Г. Новолодская, Л. М. Арутюнян, Н. В. Дмитриева // Начальная школа. - 2010. - № 12. - С. 54 -57.
36. Носов А.Г. Диагностика уровня становления здорового образа жизни у обучающихся [Электронный ресурс] / А.Г. Носов// Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-12. - С. 2644-2648. Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36745.
37. Рустамов А.Ш. Моделирование формирования у старших школьников представлений о здоровом образе жизни / А.Ш. Рустамов.// Вестник Университета. - 2014. - № 8. - С. 270-277.
38. Салов В.Ю. Теоретические и методические основы
формирования здорового образа жизни учащейся молодежи средствами физической культуры: дисс... докт. пед. наук /В.Ю. Салов. - СПб, - 2001. - 327 с.
39. Сапельцева И.В. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у подростков 14-15 лет при изучении курса «человек и его здоровье»: дисс. канд. пед. наук /И.В. Сапельцев. - Екатеринбург, - 2004. - 210 с.
40. Седых Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дисс. докт. пед. наук /Н.В. Седых. - Волгоград, -
2006. - 43 с.
41. Седьмая волна психологии. Выпуск 7: сб. статей /под ред. В.В. Козлова. - Ярославль: ЯрГУ, 2010. - 444 с.
42. Сорокина И. Р. Особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников в условии детского дома /И.Р.Сорокина , О.В. Елисеева // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 626-628.
43. Трещева О.Л. Теория формирования культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: автореф. дисс... докт. пед. наук /О.Л. Трещева. - Омск, - 2003. - 51 с.
44. Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5-9 классов: учеб.-метод. пособие / под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2003. - 190 с.
45. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся: региональный опыт: учебно-методическое пособие / И.А. Армеева [и др.]; под общей ред. И.А. Армеевой. - Вологда: Вологодский институт развития образования, 2014. - 180 с.
46. Фортова Л. К. Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков [Элетронный ресурс] /Л.К. Фортова, Г.В. Финашина // Молодой ученый. - 2015. - №14. - С. 538-542. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/94/20968.
47. Царегородцев Г.И. Общая патология человека и методология медицины / Г.И. Царегородцев // Вестник РАМН. - 1998. - №10. - С. 41
45.
48. Чернявская Е.А. Проблемы здоровья школьников и пути их решения в условиях современной школы / Е.А. Чернявская // Гуманитарные и социально- экономические науки. - 2009. - №5. - С. 12-18.
49. Чумаков Б. Н. Валеология: учеб. пособие /Б.Н. Чумаков. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 407 с.
50. Чурекова Т.М. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования / Т.М. Чурекова, Н.Г. Блинова, А.В. Сапего// Валеология. - 2004. - №4. - С.67-70.
51. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: психология развития и возрастная психология: учеб. для студ. вузов / И.В.Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2010. - 349 с.
52. Юсупова Н.В. Формирование потребности к ЗОЖ у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательной работе, в условиях школы-интерната VIII вида: проект [Электронный ресурс] /Н.В. Юсупова. - Казань: КФУ, 2016. - Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn-- plai/library/proektnaya rabota tema formirovanie potrebnosti 173523.html.
53. Яковлева М. Подросток и алкоголь /М. Яковлева // Истоки.- 2005. - № 48. - С. 14-17.