Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИЗАЙН-ПРОЕКТ РАЗВИВАЮЩЕЙ КНИЖКИ-ИГРУШКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №36551

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
897
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Художественные особенности и роль иллюстрирования детской книги в технике аппликация в эстетическом воспитании детей 7
1.1 Становление и развитие искусства аппликации в России и за рубежом....7
1.2 Эстетическое воспитание ребенка в процессе взаимодействия с книжной
иллюстрации в технике аппликация 15
Вывод главе I 24
Глава 2. Концепция создания дизайн-проекта книжки-игрушки в технике аппликация 26
2.1. Конструктивные особенности книжки-игрушки. Анализ аналогов детской
книжки-игрушки 26
2.2. Описание и этапы работы разработки дизайн-проекта книжки-игрушки в
технике аппликация 33
Вывод главе II 40
Заключение 41
Список литературы 45
Приложения


Актуальность исследования. Воспитание детей в условиях полингвальной среды одна из актуальнейших проблем во многих регионах России.
Важными задачами такого воспитания является привитие детям с малых лет любви к родному языку, сохранение традиций своего народа и толерантное отношение, уважение культуры соседствующих народов. Инструментами привития родного языка, культуры и воспитания толерантности могут являются различные интерактивные развивающие игры и методические материалы и книги.
Первая книга для ребенка играет огромную роль в развитии личности и умственных (логических) способностей малыша, питает ум и воображение, являясь мощным инструментом духовного развития личности. На сегодняшний день, одним из востребованных книжных изданий для развития детей дошкольного возраста являются интерактивные книжки-игрушки. Современный рынок пестрит различными видами детских изданий, но изданий решающих проблему воспитания в условиях полингвальной среды не так много, что и обусловило актуальность данного исследования.
Огромную роль в детском издании играет иллюстрация. Иллюстрации в детской книги - это своеобразный визуальный путь познания, который входит в систему универсалий культуры, обеспечивающий опыт постижения мира ребенком. Задача художника-иллюстратора состоит в динамическом расширении знаний получаемых посредством книги.
Степень изученности проблемы
Труды, в которых изучается история данного вопроса, в том числе, история образования детской иллюстрации это труды Е.В. Полевиной, Э.З. Ганкиной, Н.С. Бейнарис и др.
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста раскрыты в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, В.А.Левина,Л.И. Божович.
В книге Ганкиной Э.З. «Русские художники детской книги» речь идет об истории детской книжной иллюстрации, пути ее становления. Большую часть внимания автор данной книги уделяет творчеству художников- иллюстраторов, описывает стиль и особенности творческого подхода каждого художника.
Полевина Е.В. в научной работе «Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников - читателей детских библиотек», анализирует влияние иллюстрации на формирование связей визуального и вербального в мышлении ребёнка. Детское чтение и детская книга рассматривается преимущественно с позиций значимости для формирования личности ребёнка текстового содержания книги, а также влияния иллюстративного ряда на детское восприятие, его эстетическое и нравственное воспитание.
Бейнарис Н.С. «Функции, значимость и особенности создания иллюстрации в концепции детской учебной книги», автор уделяет внимание ключевым этапам в развитии отечественной школы детской учебной иллюстрации, рассматривает иллюстрацию как основную составляющую детской учебной книги, определяет ее функции и значимость, а также на основе изученного материала, формулирует рекомендации для художников- иллюстраторов и редакторов детской учебной книги.
Божович Л.И. в своем труде «Личность и ее формирование в детском возрасте» предполагает наиболее существенные произведения отечественного психолога Лидии Ильиничны Божович. Заканчивает книгу последняя работа автора - доклад.
Левин А.В. в своей работе «Педагогика и психология. Воспитания творчества», опираясь на анализ своего опыта, и навыка учителей, работников детских садов сравнивает некоторые психологические закономерности детского творчества и литературным творчеством детей.
Особый интерес представляет работа Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет». По его мнению, ранние развитие - самое хорошее время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей малыша [13 с.21].
Объект исследования: дизайн книги.
Предмет исследования: иллюстрирование детской книжки-игрушки в технике аппликация.
Цель исследования: на основе изучения и систематизации научной литературы по проблеме исследования создание дизайн-проекта детской развивающей книги.
Задачи:
1. Рассмотреть и изучить историю детской аппликации в России и за рубежом;
2. Изучить влияние аппликации на детскую психологию;
3. Изучить аналоги детской книжки-игрушки;
4. Создать эскиз детской книжки-игрушки;
5. Создать дизайн-проект детской книжки-игрушки;
6. Выполнить оригинал-макет детской книги в материале.
Гипотеза исследования: разработанный дизайн-проект развивающей книжки-игрушки будет способствовать эстетическому и умственному развитию детей дошкольного возраста.
Методы исследования: Для решения задач использовались общенаучные методы: наблюдение, теоретический и сравнительный анализ; теоретические методы: изучение проектных концепций детских книг; анализ аналогов, сбор первичной и вторичной информации.
Теоретическую базу исследования составили работы российских и зарубежных художников, научная литература по проблеме исследования, электронные ресурсы.
Объем и структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит их двух параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определяется объект и предмет исследования, цель,задачи и методы исследования.
В первой главе раскрываются основные понятия, такие как: иллюстрация, история создания детской книги, книжная аппликация. Роль детской книжной аппликации в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Помимо этого, в первой главе проанализированы работы советских художников-иллюстраторов.
Во второй главе исследуются аналоги детской книжки-игрушки, их конструктивные особенности, структура и элементы книги. Рассматривается концепция создания дизайн-проекта детской книжки-игрушки.
В заключении обобщаются результаты исследования, и делается вывод о проделанной работе.
В библиографии представлен список литературы, использованной при написании данной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного исследования можно сделать следующий вывод, что иллюстрация детской книги прошла огромный путь развития от древних времен до сегодняшнего времени. Искусство иллюстрации дало нам много талантливых художников-иллюстраторов. Сменились эпохи, а детская иллюстрация не стоит на месте, она постоянно развивается, охватывая все больше и больше новых стилей, новых художников. Иллюстрация создает художественный, пластический образ текста. На современном этапе жизни, иллюстрация рассматривается как
произведение изобразительного искусства, как один из его жанров. Важно отметить, что книжная иллюстрация является неотъемлемой частью детской книги, так как процесс чтения у ребенка связан с восприятие умозрительных образов.
С самого раннего возраста дети пытаются передать свои яркие впечатления, наблюдения, переживания в рисунке. При этом очень часто содержательная сторона образов формируется на основе воспринятых иллюстраций из детских книг. Книжная графика, по сути своей, является не только одним из первых видов изобразительного искусства , но и наиболее доступным, понятным средством постижения мира ребенком. Так как с помощью иллюстрации дети узнают о многообразии окружающего мира, его свойствах, качествах, о себе как личности и составной части социума и т.д.. Поэтому важно тщательнее подходить к подбору книг, иллюстрации которые могут оказывать влияние на собственное творчество дошкольников.
Актуальная детская книга сегодня является особое, глубокое понятие художественной культуры. Она всегда оценивалась как самое важное открытие человеческого гения, средства информации и знаний. Во все времена своего развития детская книга была основой духовной образованности, путем человеческого общения, умственного и эмоционального развития перспективного человека ,развития личности.
Восприятие художественного произведения - очень глубокая, саморазвивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой принимают участие воображение, внимание, эмоции, восприятие, память и мышление.
Книжная иллюстрация - помогает ребенку в знакомстве с окружающим миром, восприятие нравственных ценностей, полного раскрытия литературного мира.
Воздействие детской литературы на детей многогранно - если первые два года ребенок в основном реагирует на ритм, рифму, музыку, то на третьем году их внимание все более увлекает содержание художественного рассказа (произведение), так как они уже в состоянии понимать и принимать причину и следствия услышанных событий, их направленность на результат.
Детская книжка-игрушка сделано для близкого изучения, потому в ней очень важна любая деталь - «конструкция, форма, бумага или другой материал, из которого она изготовлена, сюжет изображения, цветопередача, виды отделки. Внимание заостряют дополнительные элементы в виде вырубных окошек, лент, бантов, тесьмы и т. д.»
Современная книжная продукция создается в соответствии с требованиями нового времени, что привело к создании медийной (коммуникабельность ввиртуальных общениях) книги. Развития технологий также коснулось производства детских книг. Синтез полиграфических технологий и включения игры влияют на формообразование книги для ребенка. Одна из современных тенденций в индустрии производства детских книг - внедрение тактильных средств в детскую книжку-игрушку. Применение в тактильной книге конструктивных решений в виде липучек, пуговиц, молний, шнурков, кнопок, крючков помогает детям развивать моторику рук. А разная фактурная поверхность материалов (бумага гладкая ибархатная, ткань и тесьма, картон и пленка, дерматин и мех) дает богатый тактильный опыт. Благодаря ощущениям ребенок изучает фактуру книги, особенности окружающего разнообразия мира.
Одна из особенностей в индустрии производства детских книг - продвижения тактильных средств в развивающую книжку-игрушку для детей. А разнообразная текстурная поверхность материалов фетр жесткий и мягкий, резинки дают богатый тактильный опыт. При помощи ощущения ребенок учит фактуру книги, разные стороны окружающего мира. При создание развивающей безопасность здоровья ребенка, поэтому не все новые материалы можно применять при изготовление развивающих книжек-игрушек для детей дошкольного возраста.
Детские книги, стали все чаще поддаваться большим изменениям. Пример тому может послужить, анализ моей работы по современным книжкам-игрушкам. Сама форма книги осталась прежней, но ее наполняемость и структура очень поменялась.
В данной выпускной квалификационной работе представлено поэтапное проектирование оригинал-макета детской книги в технике аппликация. В хоте проектирования было выполнено несколько эскизов разворотов книги, обложки. Один вариант утвержденной работы выполнен в материале. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы: наблюдение, теоретический и сравнительный анализ; теоретические методы: изучение проектных концепций детской книжки-игрушки; анализ книжки- игрушки и его синтез, сбор первичной и вторичной информации.
Данная книжка-игрушка развивает у ребенка мелкую моторику рук и сенсорное восприятие. А так же влияет на развитие воображения, интеллекта и логического мышления, помогает освоит счет и познакомится с тактильным восприятием деталей книжки-игрушки. Малыш двигает машинки, прикрепляет предметы на липучки, эти действия стимулируют двигательную активность, развивают ловкость пальцев рук и общую координацию. Кроме этого, в этой книге находятся разнофактурные материалы, что хорошо влияет на развитие воображения. Ребенок изучает цвета, формы и звуки, составляет собственную картину мира. Таким образом, мы получаем инструмент помогающий нам положительно влиять на развитие интеллекта ребенка. В следствии чего, наш малыш научится двигать, перемещать, отклеивать-приклеивать, переставлять детали книжки- игрушки. Что в последствии, поможет ему быстрее адаптироваться в окружающем его мире.



1. Аксенова, Галина Владимировна. Русская книжная культура на рубеже XIX-XX веков: монография/ Г. В. Аксенова; М-во образования и науки ос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Моск. пед. гос. ун-т". - М.: МПГУ: Прометей, 2011.
- 199 с.. - Библиогр.: с. 182-199 (307 назв.).
2. Арнхейм, Рудольф. Искусство и визуальное восприятие: монография/ Р. Арнхейм ; сокр. пер. с англ. В. Н. Самохина ; общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.: ил.
3. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
4. Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учеб.пособие для вузов. - М.:Техносфера, 2005г. - 416с.,16 с.цв. вклейки,ил.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя. 3-е изд. - М.:
Просвещение, 1991. - 93 с.
6. ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения.
7. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. "... Т. Н. Доронова. -5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.: ил.
8. Конешевич В.М Обложка детской книги//Конашевич В.М. О себе и своем деле: Статьи. Письма. С приложением воспоминаний о художнике. М.:Дет.лит.,1968 г.
9. Коржев Г.М. Художник и книга для детей // Детская литература: сб. статей. М., 1974.
10. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. Издательство: Детство-Пресс, 2004 г - 190с.
11. Парамонова, Л.А. Творческое художественное конструирование / Л.А.
Парамонова // Дошкольное воспитание, 2004. № 10.
12. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб. : Питер, 2006. - 240 с. : ил.
13. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет»
Л: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003, - 120 с: илл
14. Полевина Е.В. Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников - читателей детских библиотек. Автореферат, Москва, 2003г.
15. Соколова Н.Д. О художниках книги: Образовательная программа «Пусть в изобразительное искусство»: учеб. пособие: прилож. к учеб. курсу "Искусство графики" /Н. Д. Соколова; Мин-во образования и науки РФ, РГПУ им. А. И. Герцена, Мин-во культуры РФ, ФГУК "Государственный Русский музей", РЦМПиДТ. - СПб.,2008. - 144 с.: ил.
16. Широкова, Галина Александровна. Справочник дошкольного психолога/ Г. А. Широкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 383 с.
17. Антонова, С. Г. Принципы формирования иллюстративного ряда издания Текст. / С. Г. Антонова // Книга : Исследования и материалы.
Сб. 79. -М. : Терра, 2001. - С. 94-107.
18. Бейнарис. Н.С. Функции, значимость и особенности создания иллюстрации в концепции детской учебной книги / Н. С. Бейнарис //
Текст. Книга. Книгоиздание [Текст] = Text. Book. Publishing : научно - практический журнал / Томский гос. ун-т. - Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 2014. - № 1(5). - С. 115-125. - [11] с.
19. Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. М.: Советский художник, 1963. - 290с.
20. Глоцер В. Художники детской книги о себе и своем искусстве: сб. ст. / отв. ред.В. Глоцер. М.: Книга, 1987. - 305 с.
21. Гусаковская А.А. Эстетический вкус как средство формирования
всесторонне и гармонически развитой личности: Автореф. .дис. канд.филос. наук / Белорус, гос. ун -т. - Минск, 1982. -16 с
22. КудрявцеваЛ.С. Иллюстраторыдетской книги: Пособие для студентов средних ивысших учебных заведений, - М.: Изд.центр «Академия»,
1998. - 208с.
23. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. Издательство: ДетствоПресс, 2004 г - 190с.
24. Молок Ю.О. О художнике детской книги // Пушкин А.С. Сказки. - М: - Детская литература. 1983г. - 307с.
25. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец Х - 1-ая половина Х1Хв.:Учеб. для студентов ин-тов культуры, пед. Ин-тов и унов. По спец. №2113 «Библиотековедение и библиогр.» - М.: Просвещение, 1990 г. - 303с.
26. Азина, Елена Геннадиевна (учитель-логопед). Использование русской народной сказки в развитии связной речи младших школьников с ЗПР / Е. Г. Азина/ Е. Г. Азина. - (Педагогическая наука и
практика) //Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 7. - С. С. 88-92
27. Антонова, С. Г. Принципы формирования иллюстративного ряда издания Текст. / С. Г. Антонова // Книга : Исследования и материалы.
Сб. 79. -М. : Терра, 2001. - С. 94-107.
28. Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учеб.пособие для вузов. - М.:Техносфера, 2005г. - 416с.,16 с.цв. вклейки,ил.
29. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. - 1972. - № 3. - С. 56-63.
30. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. "... Т. Н. Доронова. -5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. 160 с.: ил.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
31. Баймусаева Б.Ш., Алымова З.Г ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ Баймусаева Б.Ш., Алымова З.Г. Южно-Казахстанский государственный педагогический институт г. Шымкент, Казахстан [Электронный ресурс] // URL: https://www.scienceforum.ru
32. Детская книга будущего [Электронный ресурс] // URL: www.pda.watta.ru/novosti/detskaya-kniga-buduschego.html (дата обращения 20.05.19)
33. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс] // URL: http://www.nlr.ru/(дата обращения 20.05.19)
34. Справочник тканей [Электронный ресурс] // U RL: http://tkanchik.m/tkani/fetr/(дата обращения 22.05.19)
35. Школа семи гномов. Семь шагов в бедующее. URL:http://shkola7gnomov.m(дата обращения 21.05.19)
36. МААМ.RU международный образовательный портал https://www.maam.ru/detskiisad/-razvitie-tvorchestva-detei-v-aplikaci.html (дата обращения 23.05.2019)
37. Каменская И. Н., Балабанова О. М. Развитие личности ребенка средствами аппликации // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 578-579. — URL https://moluch.ru/archive/133/35437/ (дата обращения: 24.05.2019).
38. БЕСПЛАТНАЯ РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА - WWW.DISLIB.RU http: / / dislib.ru/i skusstvovedenie/8015-3 -detskava-knizhka-igrushka-kak- razvivavuschava-dizayn-forma.php ( дата обращения 02.05.2019)
39. Социальная сеть работников образования nspo rtal.ru https://nsportal.ru/nachalnava-shkola/vospitatelnava-rabota/2015/09/27/knizhka- igrushka-i-evo-metodicheskie-vozmozhnosti ( дата обращения 10.05.2019)
40. Студенческая библиотека онлайн
https://studbooks.net/2044672/pedagogika/istoriva vozniknoveniva razvitiva appl ikatsii hudozhestvennogo tvorchestva (дата обращения 23.25.2019)
41. Перминова Е. И. Опыт эстетического воспитания детей за рубежом:
ретроспективный взгляд в XX столетие [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 364-372. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2198/ (дата обращения: 27.05.2019).
42. Аппликации в детском саду [Текст] : [Альбом] : [Пособие для воспитателей] / Л. Г. Суховская, В. И. Паллон. - [Москва] : Учпедгиз, 1960. - 51 отд. л. ил. в папке; 33 см.
Прил.: Методические указания... - 1960. - 30 с. : ил.; 19 см.
43. Развитие детей Bukvik.ru/Юсновы эстетического воспитания дошкольников - URL http://bukvic.ru/rol-igrushki-v-esteticheskom-vospitanii- detey/ (дата обращения 27.05.2019)
44. Выбери лучшее allbest// Роль аппликации в развитии детей старшего
дошкольного возраста - URL
https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635b2bd79b5d53a88421206d26 0. html (дата обращения 27.05.2019)
45. Развитие речи. Двуязычие.
Блог для воспитателей, учителей и родителей - URL https://bib-super- yana.blogspot.com/2013/02/blog-post 15.html (дата обращения 26.05.2019)
46. Инфогид по детским игрушкам InFo ToysZ/Книжки для самых маленьких до 1 года: какие бывают и как выбрать - URL http://info-toys.com/knizhki-dlya- samyh-malenkih-do-1-goda-kakie-byvayut-i-kak-vybrat/ © Инфогид по детским игрушкам - info-toys.com
47. Книжное наследие [Электронный ресурс] // URL:
http://www.heritagebooks.ru/istoria_elementy.php(дата обращения 02.05.19)
48. Нескучная, С. Книга лучше двух пап [Электронный ресурс] /С. Нескучная // Газета.ги; URL: www.rn.gazeta.ru/science/2012 (дата обращения 13.05.10)
49. Master pedagogy [Электронный ресурс] // URL: http://www.zelgo.ra/mpibos-362-1.html^aTa обращения 28.05.19)
50. Попова Д.М. Использование новых материалов в дизайн проектировании детской книжки-игрушки// URL: http://vestnik.osu.ru/2011 9/16.pdf
(дата обращения 28.05.19)
51. Педпортал Библиотека материалов для работников школы // URL:https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/laquo-knizhka-igrushka-i-ee- metodicheskie-vozmozhnosti-dlya-obschego-i-literaturnogo-razvitiya-mladshih- shkolnikov-raquo-vvedenie-1-knizhka-igrushka-laquo-usatyy-polosatyy-raquo-s- marshak-1033541 (дата обращения 27.05.19)
51. Нуртдинова А.Р. РАЗВИВАЮЩАЯ ДИЗАЙН-ФОРМА ДЕТСКОЙ КНИЖКИ-ИГРУШКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч. - практ. конф. № 3(63). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(63).pdf (дата обращения: 28.05.2019)
52. Социальная сеть работников образования История возникновения
аппликации URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/raznoe/2013/12/15/seminar-dlya-pedagogov-istoriya-vozniknoveniya- applikatsii ( дата обращения: 26.05.19)
53.igromagazin
URL:https://www.igromagazin.ru/library/esteticheskoe vospitanie/ (дата обращения 25.05.19)
54. disserCat — электронная библиотека диссертаций Нравственноэстетическое воспитание детей. URL:
https://www.dissercat.com/content/nravstvenno-esteticheskoe-vospitanie-detei-5- 7-let-sredstvami-detskoi-igrushki (дата обращения: 28.05.19)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ