ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы экологического воспитания младших школьников
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятий
«воспитание», «экологическое воспитание» 8
1.2 Возрастные особенности экологического воспитания у
младших школьников 17
1.3 Формы и методы экологического воспитания детей младшего
школьного возраста 28
Выводы по I главе 41
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса экологического
воспитания младших школьников
2.1 Исследование уровня экологического воспитания детей
младшего школьного возраста (констатирующий этап эксперимента) 44
2.2 Реализация программы экологического воспитания младших
школьников (формирующий этап
эксперимента) 51
2.3 Анализ и обобщение результатов контрольного этапа
эксперимента 59
Выводы по II главе 66
Заключение 68
Список литературы 73
Приложение 78
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы экологического воспитания младших школьников
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятий
«воспитание», «экологическое воспитание» 8
1.2 Возрастные особенности экологического воспитания у
младших школьников 17
1.3 Формы и методы экологического воспитания детей младшего
школьного возраста 28
Выводы по I главе 41
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса экологического
воспитания младших школьников
2.1 Исследование уровня экологического воспитания детей
младшего школьного возраста (констатирующий этап эксперимента) 44
2.2 Реализация программы экологического воспитания младших
школьников (формирующий этап
эксперимента) 51
2.3 Анализ и обобщение результатов контрольного этапа
эксперимента 59
Выводы по II главе 66
Заключение 68
Список литературы 73
Приложение 78
Актуальность проблемы исследования. В результате борьбы людей с природой, в процессе покорения и уничтожения ее не заметили, как природа изменилась, истощилась на сегодняшний день.
В результате всего этого, возросла младенческая смертность, быстрыми темпами происходит ухудшение состояния здоровья людей. Огромное количество людей на земле живет впроголодь, недоедает и страдает от нехватки чистой питьевой воды.
Основной причиной ухудшающего положения природы является противоречие, возникшее между культурой, которая породила
технократическую цивилизацию, и законами природы, в процессе потребления которого общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Единственным способом спасения планеты, по утверждению ученых, является процесс экологизации во всех сферах жизнедеятельности общества. Для этого необходимо разработать и внедрить технологии, которые являются безотходными и
ресурсосберегающими. Разработать такие технологии смогут только такие специалисты, которые являются экологически воспитанными личностями, владеющими в достаточной степенью знаниями о процессах взаимодействия общества и окружающей среды. Они должны быть способными предвидеть последствия происходящих в природе изменений, уметь любить природу и хранить ее богатства.
Во всем этом и состоит основная суть проблемы экологического образования и воспитания, которая с давних пор является объектом тщательного внимания у исследователей.
Такие знаменитые педагоги прошлого, как А. Гумбольт [23], Ф.В.А. Дистервег [23], Я.А. Коменский [21], И.Г. Песталоцци [39], Ж.-Ж. Руссо
Известные российские умы педагогической науки и просвещения, как В.Г. Огородников [24], В.А. Сухомлинский [40], К.Д. Ушинский [40] и др. внесли весомый вклад в развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой.
Известные татарские просветители Ш. Марджани [10], К. Насыри
[10] , Р. Фахрутдинов [10] на первый план в школьном воспитании выдвигали нравственное воспитание, а в нем элементы общения с природой.
В научных психолого-педагогических исследованиях В.В. Давыдов [21], А.В. Запорожец [21], Н.Н. Подъяков [21] и др. показывают, что в процессе развития у детей ценностного отношения, представления о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы позволяющих осознавать себя частью природы, можно успешно формировать у младших школьников обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями, взаимодействии общества и природы.
Вопросам воспитания бережного отношения и любви к природе младших школьников посвящены работы М.В. Емельяновой [47], С.Е. Крыловой [47], В.М. Минаевой [47], М.Н. Сарыбекова [47], И.В. Цветковой [47] и др.
Каждая из перечисленных работ вносит свой определенный вклад в рассмотрение проблемы экологического воспитания детей. Однако, неизбежность педагогического исследования, которое касается экологического воспитания младшего школьника, выдвигается и самой жизнью и практикой воспитательной работы.
Изучение психолого-педагогической литературы позволили выявить противоречия между необходимостью экологического воспитания
На основании материала, изложенного свыше, мы можем выделить проблему: каковы содержание, формы и методы экологического
воспитания младших школьников.
С учетом данной проблемы была выбрана тема исследования «Экологическое воспитание младших школьников».
Цель исследования - заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов, обеспечивающих экологическое воспитание младших школьников.
Объектом исследования является процесс экологического воспитания младших школьников.
Предметом исследования является - содержание, формы и методы экологического воспитания младших школьников.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «воспитание», «экологическое воспитание».
2. Определить особенности экологического воспитания у младших школьников.
3. Раскрыть формы и методы экологического воспитания в младшем школьном возрасте.
4. Разработать и проверить эффективность программы, направленную на экологическое воспитание младших школьников.
Гипотеза исследования: экологическое воспитание младших
школьников будет эффективной, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «воспитание », «экологическое воспитание»;
- учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе экологического воспитания;
- разработать и внедрить программу направленную на экологическое воспитание, содержащую разнообразные формы и методы.
Методологической основой исследования составили психологические и педагогические исследования в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие идеи противоречивом единстве человека и природы, о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, программные документы по вопросам экологического образования и воспитания школьников (Л.А. Бойко [7], Т.М. Веселова [10], Л.Н. Голубева [16], Т.Н. Гордеева [17], Л.С. Квасцова [29] и др.)
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по проблемам
экологического образования и воспитания учащихся;
- эмпирические: наблюдение, беседы, диагностические тестирования с использованием таких методик как:
1. Анкета «Природа». Ученик должен дать ответы на вопросы.
2. Методика «Альтернатива». Ученик должен выбрать один из двух вариантов ответа на вопрос.
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Усадская прогимназия» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы экологического воспитания младших школьников.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы, методы экологического воспитания младших школьников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа может использоваться в практике образовательных учреждений учителями начальных классов, психологами и социальными работниками в процессе воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, список литературы и приложений.
В результате всего этого, возросла младенческая смертность, быстрыми темпами происходит ухудшение состояния здоровья людей. Огромное количество людей на земле живет впроголодь, недоедает и страдает от нехватки чистой питьевой воды.
Основной причиной ухудшающего положения природы является противоречие, возникшее между культурой, которая породила
технократическую цивилизацию, и законами природы, в процессе потребления которого общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Единственным способом спасения планеты, по утверждению ученых, является процесс экологизации во всех сферах жизнедеятельности общества. Для этого необходимо разработать и внедрить технологии, которые являются безотходными и
ресурсосберегающими. Разработать такие технологии смогут только такие специалисты, которые являются экологически воспитанными личностями, владеющими в достаточной степенью знаниями о процессах взаимодействия общества и окружающей среды. Они должны быть способными предвидеть последствия происходящих в природе изменений, уметь любить природу и хранить ее богатства.
Во всем этом и состоит основная суть проблемы экологического образования и воспитания, которая с давних пор является объектом тщательного внимания у исследователей.
Такие знаменитые педагоги прошлого, как А. Гумбольт [23], Ф.В.А. Дистервег [23], Я.А. Коменский [21], И.Г. Песталоцци [39], Ж.-Ж. Руссо
Известные российские умы педагогической науки и просвещения, как В.Г. Огородников [24], В.А. Сухомлинский [40], К.Д. Ушинский [40] и др. внесли весомый вклад в развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой.
Известные татарские просветители Ш. Марджани [10], К. Насыри
[10] , Р. Фахрутдинов [10] на первый план в школьном воспитании выдвигали нравственное воспитание, а в нем элементы общения с природой.
В научных психолого-педагогических исследованиях В.В. Давыдов [21], А.В. Запорожец [21], Н.Н. Подъяков [21] и др. показывают, что в процессе развития у детей ценностного отношения, представления о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы позволяющих осознавать себя частью природы, можно успешно формировать у младших школьников обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями, взаимодействии общества и природы.
Вопросам воспитания бережного отношения и любви к природе младших школьников посвящены работы М.В. Емельяновой [47], С.Е. Крыловой [47], В.М. Минаевой [47], М.Н. Сарыбекова [47], И.В. Цветковой [47] и др.
Каждая из перечисленных работ вносит свой определенный вклад в рассмотрение проблемы экологического воспитания детей. Однако, неизбежность педагогического исследования, которое касается экологического воспитания младшего школьника, выдвигается и самой жизнью и практикой воспитательной работы.
Изучение психолого-педагогической литературы позволили выявить противоречия между необходимостью экологического воспитания
На основании материала, изложенного свыше, мы можем выделить проблему: каковы содержание, формы и методы экологического
воспитания младших школьников.
С учетом данной проблемы была выбрана тема исследования «Экологическое воспитание младших школьников».
Цель исследования - заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов, обеспечивающих экологическое воспитание младших школьников.
Объектом исследования является процесс экологического воспитания младших школьников.
Предметом исследования является - содержание, формы и методы экологического воспитания младших школьников.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «воспитание», «экологическое воспитание».
2. Определить особенности экологического воспитания у младших школьников.
3. Раскрыть формы и методы экологического воспитания в младшем школьном возрасте.
4. Разработать и проверить эффективность программы, направленную на экологическое воспитание младших школьников.
Гипотеза исследования: экологическое воспитание младших
школьников будет эффективной, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «воспитание », «экологическое воспитание»;
- учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе экологического воспитания;
- разработать и внедрить программу направленную на экологическое воспитание, содержащую разнообразные формы и методы.
Методологической основой исследования составили психологические и педагогические исследования в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие идеи противоречивом единстве человека и природы, о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, программные документы по вопросам экологического образования и воспитания школьников (Л.А. Бойко [7], Т.М. Веселова [10], Л.Н. Голубева [16], Т.Н. Гордеева [17], Л.С. Квасцова [29] и др.)
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по проблемам
экологического образования и воспитания учащихся;
- эмпирические: наблюдение, беседы, диагностические тестирования с использованием таких методик как:
1. Анкета «Природа». Ученик должен дать ответы на вопросы.
2. Методика «Альтернатива». Ученик должен выбрать один из двух вариантов ответа на вопрос.
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Усадская прогимназия» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы экологического воспитания младших школьников.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы, методы экологического воспитания младших школьников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа может использоваться в практике образовательных учреждений учителями начальных классов, психологами и социальными работниками в процессе воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, список литературы и приложений.
Экологическое воспитание как важное направление развития ребёнка в современной системе воспитания и как объект изучения педагогической науки имело свою предисторию и нашло отражение в трудах лучших зарубежных и отечественных педагогов прошлого. Анализ всего богатства педагогического наследия показал, что большое количество идей и разработок не потеряли свою актуальность и для сегодняшнего дня, в том числе для эффективного функционирования системы экологического воспитания детей младшего школьного возраста: о развивающих
возможностях обучения ребёнка на основе приобщения к природным явлениям; о важности его «естественного развития» на основе слияния с миром природы, принципе природосообразности воспитания; об обусловленности воспитания отношения детей к природе на основе культурных факторов; народности как условия патриотического отношения личности к окружающей природной среде; о великой роли Природы в нравственном совершенстве ребёнка.
Специфичность результатов деятельности педагогов первой половины XX века по разработке изучаемой проблемы состояла в попытке увидеть конкретные механизмы эффективного решения проблем воспитания личности средствами природы: обеспечение связи школы и социальной среды; создание «общинной школы», обоснование системного подхода к экологизации сознания маленьких граждан; опыт организации лесной школы; уважительное отношение к народным и национальным традициям, связанным с охраной природы; возрастание внимания к практическому компоненту экологического воспитания. Образцом и примером создания эффективной системы экологического воспитания является опыт В.А.Сухомлинского.
Как педагогическая система экологическое воспитание с её тезауросом понятий складывалась в последней трети XX века. Элементы этой системы уточнялись через разработку понятийного ряда («экологическое образование», «экологическая культура», «экологическое воспитание»).
С учётом современных подходов к воспитанию личности на принципах гуманизма, в исследовании были определены понятия «воспитание» и «экологическое воспитание», которые рассматриваются как процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности младшего школьника как субъекта экологической деятельности в соответствии с его склонностями, способностями, интересами, нравственно-экологической позицией, умениями и навыками экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.
Экологическое воспитание учащихся общеобразовательных школ одинаково актуально на любой возрастной ступени, однако каждый возрастной период экологизации личности имеет свою специфическую черту.
Особенностями экологического воспитания младших школьников выступают:
- преобладание задач по формированию эмоциональной
чувствительности по отношению к явлениям природного мира;
- тесная связь экологического воспитания с элементами художественно - созерцательного освоения мира природы;
- преобладание игровой методики в приобщении младших школьников к экологическим ценностям.
Надо сделать вывод, что хотя проводилось много исследований, посвященных раскрытию воспитательных функций школы, но аспект её участия в экологическом воспитании ребёнка раскрыт недостаточно, хотя
без этого элемента трудно представить нравственно полноценную личность как главную цель школьного воспитания.
Анализ возможностей воспитательного влияния школы на становление экологической направленности личности ребёнка показал, что они состоят в следующем:
- школа, выполняя ценностно-ориентационную воспитательную функцию, в силу постоянной близости к ребёнку приобщает его к ценностноответственному отношению к окружающей природе;
- большие возможности в экологическом воспитании детей заложены в труде при школьном участке на условиях посильного участия;
- влияние преподавателей на отношение детей к природе умножается при условии достаточного пребывания на природе (прогулки, экскурсии, походы), одухотворяемого нравственными комментариями и несложными природоохранными действиями (кормление птиц, животных и т.д.);
- огромным потенциалом экологического воспитания обладает чтение на уроках о природе, сопровождающееся целенаправленным обсуждением текстов;
- использование воспитательно-экологического потенциала видеоматериалов, видеопродукции в процессе просмотра на уроках.
В ходе экспериментального исследования, во время констатирующего этапа, показатели уровеня экологического воспитания детей младшего школьного возраста были весьма не утешительны. 46% детей с низким уровнем экологического воспитания, которые соблюдают правила поведения на природе только под соответствующим контролем со стороны взрослых. 44% детей аккуратно выполняют поручения, связанные с природоохранной деятельностью и редко проявляют инициативу, хотя проявляется заинтересованность в получении определенных знаний о природе. И только у 10% детей, т. е. одной десятой части детей младшего школьного возраста высокий уровень экологической культуры, у которых присутствует стремление оказывать конкретную помощь окружающей природе и активно участвовать в процессе природоохранительной деятельности.
После проведенного формирующего этапа эксперимента, где мы использовали программу «Юный эколог», нами было проведено повторное исследование.
Как показал контрольный срез, в экспериментальных классах произошёл существенный сдвиг в экологическом развитии детей младшего школьного возраста. К концу эксперимента детей младшего школьного возраста с высоким уровнем стало на 15% больше, показатель детей, аккуратно выполняют поручения, но редко проявляют инициативу на 5% больше. Показатель детей с низким уровнем экологического воспитания стало на 20% меньше.
В ходе эксперимента нашло своё подтверждение положение о том, что при создании определённых педагогических условий экологического воспитания младших школьников будет более эффективным:
- мотивационное обеспечение процесса формирования экологических чувств детей;
- создание во взаимодействии с родителями целостной системы экологического воспитания, в которой все её подструктуры (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельностиая) направлены на воспитание ценностей, среди которых Природа занимает особое место;
- развитие и функционирование детей в школьном воспитательном пространстве, организованном в соответствии с принципом экологизации среды;
- умелая и целенаправленная экологически целесообразная деятельность при школьном участке;
- максимальное использование преподавателями воспитательного потенциала художественной литературы;
- активное участие детей в экологически направленной деятельности в школьных походах и экскурсиях на природу.
Проведённая опытно-экспериментальная работа доказала правильность выдвинутой гипотезы и концептуальных положений по реализации педагогических условий экологического воспитания младших школьников. В ходе проведения исследования и осмысления его результатов наметился ряд проблем, требующих дальнейшего рассмотрения. В числе актуальной представляется более полная и углублённая разработка проблемы мотивационного обеспечения проблемы экологического воспитания детей в школе, совместной деятельности школы и семьи по экологическому воспитанию, использования потенциала художественной литературы, разработка программно-методического обеспечения данного процесса, разработка на этой основе многоуровневой комплексной программы, направленной на экологическое воспитание подрастающего поколения.
возможностях обучения ребёнка на основе приобщения к природным явлениям; о важности его «естественного развития» на основе слияния с миром природы, принципе природосообразности воспитания; об обусловленности воспитания отношения детей к природе на основе культурных факторов; народности как условия патриотического отношения личности к окружающей природной среде; о великой роли Природы в нравственном совершенстве ребёнка.
Специфичность результатов деятельности педагогов первой половины XX века по разработке изучаемой проблемы состояла в попытке увидеть конкретные механизмы эффективного решения проблем воспитания личности средствами природы: обеспечение связи школы и социальной среды; создание «общинной школы», обоснование системного подхода к экологизации сознания маленьких граждан; опыт организации лесной школы; уважительное отношение к народным и национальным традициям, связанным с охраной природы; возрастание внимания к практическому компоненту экологического воспитания. Образцом и примером создания эффективной системы экологического воспитания является опыт В.А.Сухомлинского.
Как педагогическая система экологическое воспитание с её тезауросом понятий складывалась в последней трети XX века. Элементы этой системы уточнялись через разработку понятийного ряда («экологическое образование», «экологическая культура», «экологическое воспитание»).
С учётом современных подходов к воспитанию личности на принципах гуманизма, в исследовании были определены понятия «воспитание» и «экологическое воспитание», которые рассматриваются как процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности младшего школьника как субъекта экологической деятельности в соответствии с его склонностями, способностями, интересами, нравственно-экологической позицией, умениями и навыками экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.
Экологическое воспитание учащихся общеобразовательных школ одинаково актуально на любой возрастной ступени, однако каждый возрастной период экологизации личности имеет свою специфическую черту.
Особенностями экологического воспитания младших школьников выступают:
- преобладание задач по формированию эмоциональной
чувствительности по отношению к явлениям природного мира;
- тесная связь экологического воспитания с элементами художественно - созерцательного освоения мира природы;
- преобладание игровой методики в приобщении младших школьников к экологическим ценностям.
Надо сделать вывод, что хотя проводилось много исследований, посвященных раскрытию воспитательных функций школы, но аспект её участия в экологическом воспитании ребёнка раскрыт недостаточно, хотя
без этого элемента трудно представить нравственно полноценную личность как главную цель школьного воспитания.
Анализ возможностей воспитательного влияния школы на становление экологической направленности личности ребёнка показал, что они состоят в следующем:
- школа, выполняя ценностно-ориентационную воспитательную функцию, в силу постоянной близости к ребёнку приобщает его к ценностноответственному отношению к окружающей природе;
- большие возможности в экологическом воспитании детей заложены в труде при школьном участке на условиях посильного участия;
- влияние преподавателей на отношение детей к природе умножается при условии достаточного пребывания на природе (прогулки, экскурсии, походы), одухотворяемого нравственными комментариями и несложными природоохранными действиями (кормление птиц, животных и т.д.);
- огромным потенциалом экологического воспитания обладает чтение на уроках о природе, сопровождающееся целенаправленным обсуждением текстов;
- использование воспитательно-экологического потенциала видеоматериалов, видеопродукции в процессе просмотра на уроках.
В ходе экспериментального исследования, во время констатирующего этапа, показатели уровеня экологического воспитания детей младшего школьного возраста были весьма не утешительны. 46% детей с низким уровнем экологического воспитания, которые соблюдают правила поведения на природе только под соответствующим контролем со стороны взрослых. 44% детей аккуратно выполняют поручения, связанные с природоохранной деятельностью и редко проявляют инициативу, хотя проявляется заинтересованность в получении определенных знаний о природе. И только у 10% детей, т. е. одной десятой части детей младшего школьного возраста высокий уровень экологической культуры, у которых присутствует стремление оказывать конкретную помощь окружающей природе и активно участвовать в процессе природоохранительной деятельности.
После проведенного формирующего этапа эксперимента, где мы использовали программу «Юный эколог», нами было проведено повторное исследование.
Как показал контрольный срез, в экспериментальных классах произошёл существенный сдвиг в экологическом развитии детей младшего школьного возраста. К концу эксперимента детей младшего школьного возраста с высоким уровнем стало на 15% больше, показатель детей, аккуратно выполняют поручения, но редко проявляют инициативу на 5% больше. Показатель детей с низким уровнем экологического воспитания стало на 20% меньше.
В ходе эксперимента нашло своё подтверждение положение о том, что при создании определённых педагогических условий экологического воспитания младших школьников будет более эффективным:
- мотивационное обеспечение процесса формирования экологических чувств детей;
- создание во взаимодействии с родителями целостной системы экологического воспитания, в которой все её подструктуры (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельностиая) направлены на воспитание ценностей, среди которых Природа занимает особое место;
- развитие и функционирование детей в школьном воспитательном пространстве, организованном в соответствии с принципом экологизации среды;
- умелая и целенаправленная экологически целесообразная деятельность при школьном участке;
- максимальное использование преподавателями воспитательного потенциала художественной литературы;
- активное участие детей в экологически направленной деятельности в школьных походах и экскурсиях на природу.
Проведённая опытно-экспериментальная работа доказала правильность выдвинутой гипотезы и концептуальных положений по реализации педагогических условий экологического воспитания младших школьников. В ходе проведения исследования и осмысления его результатов наметился ряд проблем, требующих дальнейшего рассмотрения. В числе актуальной представляется более полная и углублённая разработка проблемы мотивационного обеспечения проблемы экологического воспитания детей в школе, совместной деятельности школы и семьи по экологическому воспитанию, использования потенциала художественной литературы, разработка программно-методического обеспечения данного процесса, разработка на этой основе многоуровневой комплексной программы, направленной на экологическое воспитание подрастающего поколения.
Подобные работы
- ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Экологическое воспитание младших школьников
на уроках английского языка
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017



