Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое обоснование феномена тревожности
1.1. Понятие тревожности в психолого - педагогической литературе……..9
1.2. Причины проявления тревожности в младшем школьном возрасте….15
1.3.Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного
возраста………………………………………………………………………...21
1.4. Психолого - педагогические условия, способствующие снижению
тревожности младших школьников………………….....................................25
Выводы по I главе………………………………………………………….….32
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике и
преодолению тревожности младших школьников
2.1. Организация и методики исследования тревожности младших
школьников (результаты констатирующего этапа исследования) ……….35
2.2. Реализация психолого-педагогических условий по профилактике и
преодолению тревожности младших школьников (формирующий этап
исследования) ………………………………………………………………...41
2.3. Анализ и результат психолого-педагогических условий по
профилактике и преодолению тревожности младших школьников……..49
Выводы по II главе……………………………………………………………56
Заключение …………………………………………………………………..60
Список литературы …………………………………………………………...65
Приложение
Актуальность темы исследования. Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Тревожность - распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в содержание других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.
Основные причины тревожности: конфликт между потребностями ребенка, противоречивые требования со стороны родителей и педагогов, неуверенность в себе, непринятие в группу сверстников, неадекватные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка, семейные конфликты и т.д.
В целом, тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья детей.
В российских школах, как отмечают с сожалением школьные психологи, возрастает количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Таких детей относят к разряду тревожных. Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности, содействует развитию предневротических состояний. Тревожность отрицательно влияет на результаты деятельности. Отмечается корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная успеваемость. Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Тревожность ведет к отсутствию у детей уверенности в своих возможностях в общении,
связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения.
Таким образом, факты роста тревожных детей свидетельствуют о необходимости эффективной работы по профилактике и преодолению тревожности, которые препятствуют формированию у учащихся отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний, учебных неврозов, снижению самооценки, возникновению трудностей в обучении и т.д.
Цель исследования: разработка, обоснование и опытно
экспериментальная проверка эффективности программы по профилактике и преодолению тревожности младших школьников.
Объект исследования: процесс профилактики и преодоления тревожности младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
профилактики и преодоления тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс профилактики и преодоления тревожности младших школьников может стать успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «тревожность», «личностная тревожность»;
- выявить причины и учитывать особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте;
- разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий профилактики и преодоления тревожности младших школьников.
Целью и гипотезой обусловлены задачи исследования:
1. Выявить сущностные характеристики основных понятий
«тревожность», «личностная тревожность» на основе анализа
психолого-педагогической литературы.
2. Изучить причины и особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте.
3. Разработать и апробировать психолого - педагогические условия профилактики и преодоления тревожности младших школьников.
Для решения задач данного исследования использованы следующие
методы:
• Теоретические: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования;
• Эмпирические: эксперимент, психодиагностические методы
исследования: «Шкала личностной тревожности А.М Прихожан»; «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса»;
• Статистические: качественный и количественный анализ
экспериментального материала, математическая обработка данных. Теоретико-методологическую основу данной работы составили
концепции отечественной и зарубежной психологии о сущности личности и ее психологической структуры, самосознании детей, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, З.Фрейд, К.Хорни); об этапах формирования личности в онтогенезе (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин); концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги (Ю.М.Антонян, В.М.Астапов, Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин, К.Хорни); исследования в области школьной тревожности (Л.М.Костина, А.М.Прихожан, Е.В. Новикова, Б.И. Кочубей); основные положения и принципы подхода к проблеме оказания специализированной психологической помощи (В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, Л.Франк, Н.Н.Лебедева, М.Клейн и др.).
Экспериментальная база исследования. Исследование проходило на базе МБОУ «Гимназия №40» г. Казани. В опытно-экспериментальном исследовании приняло участие 50 учащихся младшего школьного возраста. Контрольную группу составило 25 учащихся в возрасте 9-10 лет, столько же вошло в экспериментальную.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью снижения тревожности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Разработана комплексная программа, ориентированная на формирование адекватного уровня тревожности у младших школьников.
2. Выявлены и экспериментально обоснованы психологопедагогические условия, направленные на снижение уровня тревожности младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические и методические материалы, содержащиеся в исследовании, найдут применение в образовательных учреждениях с целью профилактики и преодоления тревожности младших школьников. Полученные в исследовании результаты могут лечь в основу научно - методических рекомендаций по совершенствованию подготовки и повышения квалификации педагогов, психологов, классных руководителей, социальных педагогов по взаимодействию с тревожными школьниками.
Данная тема исследования апробировалась в следующих конференциях:
1. П.Н.Степанова Исследование причин проявления тревожности у детей младшего школьного возраста /Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ (04.04.2018, КФУ, сертификат участника, очное участие).
2. П.Н. Степанова Профилактика и преодоление тревожности у младших школьников/ Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ (09.04.2019, КФУ, сертификат участника, очное участие).
3. П.Н. Степанова Профилактика и преодоление тревожности у младших школьников/ XII Международная научно-практическая конференция «Педагогика, психология и образование: вызовы и перспективы» (01.05.2019, г.Самара, НИЦ «Аэтерна», сертификат участника, заочное участие).
А также в следующих публикациях:
1. Степанова П.Н. Профилактика и преодоление тревожности у младших школьников /П.Н.Степанова // XII Международная научнопрактическая конференция «Педагогика, психология и образование: вызовы и перспективы»: материалы XII Межд. Науч.- практ. конф., 1. мая 2019 г. / под общ. ред. А.А. Сукиасян. - Самара: НИЦ «Аэтерна», 2019. -
С.127- 130.
2. Степанова П.Н. Исследование причин проявления тревожности у детей младшего школьного возраста /П.Н.Степанова// Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. статей: в 5 т. - Т.1. / под ред. А.Х. Яфизовой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.262-264.
3. Степанова П.Н. Проблема перехода младших школьников к обучению в средней школе/ Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов. Выпуск 21. / Под ред. Р.А. Валеевой.- Казань: Изд-во «Отечество», 2018. (в печати).
В настоящее время высокая тревожность это одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются учителя школ и школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности - на учебу, общение, здоровье, общий уровень психологического благополучия и т.д.
В данной работе мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме тревожности и выяснили, что тревожность - это постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Были выделены основные группы факторов, влияющие на развитие тревожности младших школьников:
• внутриличностные (внутренний конфликт и эмоциональный опыт);
• внешние (межличностные отношения, школьная успешность, взаимоотношения с учителями и т.д.).
В основе отрицательных форм поведения тревожных детей лежат: эмоциональное переживание, напряженность, замкнутость, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.
Таким образом, тревожность является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении детей. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, внешние и внутренние источники развития.
Учитывая все специфические особенности младших школьников, мы обосновали психолого - педагогические условия профилактики и преодоления тревожности младших школьников:
• учет возрастных особенностей проявления тревожности младших школьников;
• разработка и реализация программы по профилактике и преодолению тревожности младших школьников;
• организованное взаимодействие с тревожными школьниками, обеспечивающее их успешность и уверенность в себе; постоянное положительное подкрепление, способствующее формированию адекватного уровня тревожности у младших школьников.
Для решения задачи диагностики тревожности использовался следующий методический инструментарий: шкала личностной
тревожности А.М Прихожан, методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса. Для обработки полученных результатов применялись методы математической статистики (U- критерий Манна- Уитни и Т-критерий Вилкоксона).
Экспериментальную группу составили учащиеся четвертого «А» класса МБОУ «Гимназия № 40». В контрольную группу вошли учащиеся четвертого «Б» класса МБОУ «Гимназия № 40» . Выборки по 25 человек. В результате первичной диагностики в экспериментальной группе был проведен качественный анализ выраженности компонентов тревожности. Полученные данные в экспериментальной группе указывают на наличие повышенного уровня тревожности младших школьников. Анализ результатов, полученных с помощью методики А.М.Прихожан, показал, что у респондентов наблюдается высокий уровень тревожности по следующим компонентам: самооценочная тревожность (72%), школьная тревожность (56 %), межличностная тревожность (52%) . По методике Филипса высокие баллы набрали следующие компоненты: страх ситуации
61
проверки знаний (76 %), страх самовыражения (76%), переживание социального стресса (60 %), проблемы и страхи в отношениях с учителями (84 %).
Все полученные результаты были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS. Проведенный сравнительный анализ показателей в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе по U-критерию Манна - Уитни не выявил значимых различий по представленным факторам тревожности.
Далее, на основе полученных данных, нами была разработана программа по профилактике и преодолению тревожности младших школьников.
Данная программа состояла из трех частей:
• подготовительная (создание рабочей атмосферы, формулирование правил группы, объединение и сплочение участников);
• основная (развитие навыков расслабления, преодоление тревожности и страхов, повышение самооценки);
• закрепляющая (подведение итогов, рефлексия).
Так в процессе нашей работы происходили изменения с детьми в лучшую сторону, учащиеся все больше раскрепощались, чувствовали себя более уверенно и непринужденно. Так, в ходе нашей деятельности была отмечена динамика в поведении и общении детей друг с другом. Ребята эмоционально шли на контакт, проявляли интерес к занятиям, активно принимали участие. В конце занятий была проведена рефлексия на тему, что было важным, познавательным, по их мнению, какую пользу они извлекли для себя из проделанной работы.
На контрольном этапе была проведена повторная оценка по тем же методикам и в тех же условиях. Его целью стала итоговая диагностика определения уровня тревожности после реализации программы по
профилактике и преодолению тревожности младших школьников в контрольной и экспериментальной группе.
В результате диагностики у детей экспериментальной выборки показатели повысились, а сравнение этих показателей по Т-критерию Вилкоксона показывает позитивную динамику показателей тревожности.
Проведенный сравнительный анализ показателей в экспериментальной и контрольной группе по U- критерию Манна - Уитни на конец эксперимента выявил значимые различия по двум показателям, а именно проблемы и страхи в отношениях с учителями и страх самовыражения.
Так же был проведен сравнительный анализ изучаемых показателей в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапе по Т- критерию Вилкоксона. Значимых сдвигов не выявлено.
Таким образом, в результате проведенного исследования, доказана эффективность программы и условий профилактики и преодоления тревожности, так как анализ полученных данных демонстрирует положительные результаты, а именно, снижение уровня показателей, составляющих тревожность младшего школьника. В результате проведенной работы удалось снизить уровень тревожности испытуемых с высоких на более низкие.
Выдвинутая гипотеза о том, что процесс профилактики и преодоления тревожности младших школьников может стать успешным, если: опираться на сущностные характеристики понятий «тревожность», «личностная тревожность»; выявить причины и учитывать особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте; разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психологопедагогических условий профилактики и преодоления тревожности младших школьников - доказана.
Данная работа принесла много положительных отзывов от детей, педагогов и от руководства данного учреждения.
Разработанная программа по профилактике и преодолению тревожности младших школьников может быть полезна психологам, педагогам начальной школы, социальным педагогам, педагогам- психологам, работающим в образовательных учреждениях.
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1980. — 179 с.
2. Айрапетянц М.Г., Школьник Т.К., Лущекина Е.А. Сопоставление показателей стресса и личностной тревожности у подростков, воспитывающихся в социально благоприятных и социально неблагоприятных условиях // Журнал высшей нервной деятельности, 2007. №3. - С. 261-267.
3. Астапов В.М. Тревожность у детей.- М.: ПЕР СЭ, 2001. -160 с.
4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. - 146 с.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988.- 270 с.
6. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984. - 200 с.
8. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 160 с.
9. Габдреева Г.Ш. Место тревожности в структуре развивающейся психологической защиты личности/ Ученые записки КФУ. Гуманитарные науки том 154 № 6, 2012 - 14 с.
10. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье: Советы
психотерапевта. СПб.: КАРО, 2015 - 296 с.
11. Головей Л.А.,. Рыбалко Е. Ф Практикум по возрастной психологии СПб.,2012.- 42 с.
12. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии.-3-е изд. - М.:
Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
13. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития.- СПб., 2002. - 176 с.
14. Дмитриева С.А. Психологическая коррекция эмоциональной сферы воспитанников детского дома: учебное пособие. - Тюмень: ТОГИРРО, 2012. - 165с.
15. Дубровина И. В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
16. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - 3 -е изд. - СПб., 2004.- 336с.
17. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Просвещение, 1986. - 109 с.
18. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2001. - 400 с.
19. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 464 с.
20. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис. . д-ра пед. наук / Н.В. Ипполитова. - Челябинск, 2000. - 383 с.
21. Кондакова А.Я. «Возрастные особенности детей с 1 по 4
класс». М.,2017 [Электронный ресурс]. URL:
http://kondakova844.blogspot.eom/p/1-4.html (дата обращения 22.04.2019).
22. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. Алма-Ата : Образование, 2004. - 360 с.
23. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. Москва : Знание, 1988. - 80 с.
24. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2003.- 160 с.
25. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер, 2001. - 448 с.
26. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопр. Психологии. 1969. № 1. - С. 131-137.
27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975 - 11 с.
28. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.- 192 с.
29. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование, 1998. №2. - С. 39-47.
30. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. «Большой психологический
словарь», 2008. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elkniga.ru.pdf
(дата обращения 04.03.2019).
31. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. - 248 с.
32. Мусина И.А. Диагностика уровня тревожности по
характеристикам восприятия времени: автореф. дис. ... канд. психол. наук.
- М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1993. - 16 с.
33. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. Заведений. - 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 608 с.
34. Мэй Р. Смысл тревоги. Перев. с англ. М.И. Завалова и А.И. Сибуриной.М.: Независимая фирма "Класс", Москва, 2001. - 111 с.
35. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. - кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно -психологическое исследование с элементами математической статистики
- 4-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2001. - 640 с.
36. Нежнова Т. А., Филиппова Е. В. Различие в эмоциональном отношении к школе и учению у детей 6-летнего и 7-летнего возраста //
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сборник научных трудов / ред.Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. - Москва : НИИОП АПН СССР, 1981. - 97-104 с.
37. Никитин В.А. Социальная педагогика. - М.: Издательство МГСУ "Союз", 1998. - 326 с.
38. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. Сб.-М.: Педагогика, 1987. - 149 с.
39. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и
коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. -М.: «Издательство ГНОМиД», 2001. - 160 с.
40. Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Психология. — М.: Академия, 2007. - 512 с.
41. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М. : Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.
42. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
43. Прихожан А.М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика// Школьный психолог, 2002. №4.- С. 44-56.
44. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности// Психологическая наука и образование. / Ред. В.В. Рубцов, А. А. Марголис, В.А. Гуружапов, 1998. №2. - С. 11-18.
45. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет (программа курса занятий)// Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. Москва - Тула, 1995. - 69 с.
46. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
47. Радченко С.В., Царькова О.В. «Психологические аспекты проявления феномена тревожности», Издательство Казанского университета, 2015 г. - 38 с.
48. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 384 с.
49. Савенкова С.В. Особенности воспитания детей в социальном приюте. //Труды Международной научно-практической конференции: «Педагогическое наследие А.С. Макаренко и современные проблемы социализации, воспитания и развития личности». М., 2003. - 388-391 с.
50. Северный А.А. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Спб.: Питер , 2004. — 896 с.
51. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен. Вестник удмуртского университета,2013. №2. - С. 48-51.
52. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет) - СПб.: Речь, 2007. - 216 с.
53. Славина Л. С. Трудные дети. — М.-Воронеж, 1998.- 447 с.
54. Солдатов Д.В., Быкова А.С. Тревожность дошкольников, воспитывающихся в условиях социального приюта. Вестник московского государственного областного гуманитарного института, 2013. №2. - С. 20.
55. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности // Тревога и тревожность. Хрестоматия / Под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001.- 88-103 с.
56. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 304 с.
57. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и
упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: в 4-х томах Т.3. 2-е изд., Стер-М.: Генезис, 2003. - 160 с.
58. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. -Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.