Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Снижение тревожности у младших школьников в процессе творческой деятельности

Работа №111671

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2021
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы тревожности в младшем школьном возрасте 7
1.1 Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного
возраст 12
1.3 Возможности творческой деятельности в снижении тревожности
младших школьников 16
Глава 2 Экспериментальное исследование тревожности в младшем школьном возрасте и способов ее снижения в процессе творческой деятельности 20
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
констатирующего этапа эксперимента 20
2.2 Способы, направленные на снижение высокого уровня школьной
тревожности 32
2.3 Анализ и обобщение результатов 42
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Результаты констатирующего этапа исследования 57
Приложение Б Программа формирующего исследования 61
Приложение В Результаты контрольного этапа исследования 62


Актуальность. В современном мире с всё увеличивающейся прогрессивностью растет численность «тревожных», эмоционально неустойчивых детей. Появление тревожности связывается, прежде всего, с неудовлетворенностью характерных для того или иного возраста потребностей. Попадая в новые жизненные ситуации, в которых удовлетворение ожиданий и потребностей невозможно, получая накапливающийся негативный опыт, ребенок попадает в «замкнутый круг», в котором тревожность многократно усиливается, что, в свою очередь, дает основание отрицательным прогностическим оценкам, во многом определяя сохранение тревожности и переход ее в устойчивую характеристику личности.
За последнее десятилетие интерес русских психологов к изучению тревожности значительно вырос в результате резкой социальной нехватки в обществе, повышения неопределенности и непредсказуемости будущего
Тревожность выступает как неконструктивное психофизиологическое устройство, которое вызывает состояние паники и печали. Ребенок начинает сомневаться в личных способностях и силах. Беспокойство мешает не только учебной деятельности, после чего она начинает разрушать отдельные составляющие характера.
В связи с этим актуальным становится вопрос снижения тревожности в младшем школьном возрасте.
Проблема исследования: каковы способы снижения тревожности у младших школьников в творческой деятельности?
Объект исследования: процесс творческой деятельности.
Предмет исследования: способы снижения тревожности в процессе творческой деятельности.
Цель: разработать комплекс занятий по снижению тревожности у младших школьников в процессе творческой деятельности и проверить эффективность способов снижения тревожности.
Гипотеза: использование творческой деятельности будет способствовать снижению уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста, если:
- разработать и внедрить программу, направленную на снижение тревожности у младших школьников;
- учитывать возрастные особенности учащихся;
- создать благоприятные условия, способствующие снижению уровня
школьной тревожности у детей младшего школьного возраста;
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования определили следующие задачи:
1) изучить теоретические представления о школьной тревожности.
2) определить уровень школьной тревожности младших школьников.
3) разработать и реализовать программу для снижения высокого уровня
школьной тревожности в процессе творческой деятельности.
4) проанализировать и обобщить результаты.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования (сравнение, обобщение);
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольные этапы).
База исследования: МБОУ городского округа Тольятти «Школа № 46».
Структура работы: выпускная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В виду научной и практической актуальности темы было сформировано проблемное поле по исследуемой тематике, выявлена цель, сформулированы задачи, определена гипотеза.
Рассмотрев коррекцию тревожности младших школьников как психолого-педагогическую проблему, были сделаны выводы. Тревожность представляет собой чувство или ощущение угрозы из ниоткуда, часто не обоснованной, которая окружает человека в кольцо и не имеет конкретного источника.
На основании раскрытых теоретических и методических аспектов были подобраны необходимые процедуры экспериментального воздействия и проведено экспериментальное исследование с участием детей младшего школьного возраста.
Базой исследования выступила МБОУ городского округа Тольятти «Школа № 46». В исследовании принимали участие 20 учеников 2 «А» класса и 20 учеников 2 «Б» класса.
Для проведения экспериментального исследования школьной тревожности ученики были разделены на 2 группы:
- контрольная группа (КГ) - 20 учеников 2 «А» класса;
- экспериментальная группа (ЭГ) -20 учеников 2 «Б» класса.
Экспериментальное исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста состояло из трех этапов.
Первый этап исследования - констатирующий. На констатирующем этапе исследования были определены методики исследования для диагностики уровня тревожности детей младшего школьного возраста, проведение диагностики учеников КГ и ЭГ.
Результаты констатирующего этапа исследования, указывают, что в обеих группах КГ и ЭГ, одинаковое кол-во детей, с высоким уровнем тревожности. Так, высокий уровень тревожности был выявлен у половины детей из 2 «А» класса и у половины детей 2 «Б» класса, у детей с высоким уровнем общей тревожности могут наблюдаться сложности во взаимодействии со сверстниками и преподавателями, также они могут испытывать беспокойство при ответах у доски и выступлениях перед аудиторией.
Второй этап исследования - формирующий. На формирующем этапе исследования были разработаны и реализованы способы, направленные на снижение высокого уровня школьной тревожности, они были использованы с детьми ЭГ, дети КГ участие в занятиях не принимали.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика учеников КГ и ЭГ с целью оценки разработанных способов, направленных на снижение тревожности детей. Как видно из полученных данных, сократилось количество детей с высоким уровнем тревожности.
Так, у детей ЭГ на констатирующем этапе исследования высокий уровень тревожности был выявлен у 10 человек, средний у 6 человек, низкий уровень был только у 4 детей, после проведения с ними коррекционной программы, количество детей с высоким уровнем тревожности сократилось и составило 2 человека, средний уровень выявлен у 7 детей, а низкий уровень у 11 человек. Данные указывают на эффективность разработанной программы.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академический проект: Алма Матер, 2015. 702 с.
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. 208 с.
3. Барышникова Е.В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. 66 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 398 с.
5. Бочева Н.А. Тревожность, как один из факторов адаптации первоклассников к школе // Вестник МГОУ. Психологические науки. 2017. № 3. С. 87-90.
6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: МГУ, 2014. 155 с.
7. Выготский Л. C. Психология. М.: ЭКСМО Пресс, 2012. 150 с.
8. Выготский JI.C. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2015. 507 с.
9. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус. 2014. № 5. С. 46-52.
10. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития СПб., 2002. С.19-128.
11. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2017. 248 с.
12. Немов Р.С. Общая психология: учебник. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
13. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: СФЕРА, 2012. 510 с.
14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т; Воронеж: изд-во НПО «МОДЕК», 2019. 278 с.
15. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование. М., 1998. С. 1-7.
16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 384с.
17. Савина Е. «Тревожные дети». М.: Дошкольное воспитание. 2006. 14 с.
18. Сайбулаева Д.Г. Специфика гендерных проявлений школьной тревожности детей 6-7 лет. // Системные технологии. 2016. № 1 (10). С. 1-8.
19. Тарасова С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика. М.: Генезис, 2018. 144 с.
20. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2014. 119 с.
21. Яковлева О.В. Коррекция тревожности у детей и подростков. //
Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 201 7. № 11
(54). C. 133-135.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ