Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВЕННЫМ КУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ В ОБУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Работа №36490

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы118
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
462
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретический аспект складывания у старшеклассников
ценностных отношений к культурным традициям в нашей стране 11
1.1. Исторический аспект формирования культурных традиций среди молодого поколения 11
1.2. Сущность ценностных характеристик отношения к культурным традициям 25
1.3. Характеристика форм и процессов складывания ценностного отношения к культурным традициям среди старшеклассников 36
Выводы по первой главе 46
Глава 2. Практическая и экспериментальная работа по вопросам формирования ценных отношений 48
2.1. Оценка положения в школьной среде и практике ценностного
отношения к культурным традициям 48
2.2. Формы и попытки внедрения среди старшеклассников различных видов ценностного отношения 59
2.3. Прослеживание динамичных процессов формирования у
старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям 70
Выводы по второй главе 81
Список использованной литературы 86
Приложения 92



На сегодняшний день в общественном сознании чётко закрепилось мнение, что новые поколения должны не только следовать традициям и накопленным знаниям прошлого, но и постоянно дополнять и приумножать их, чтобы общество не стояло на месте, а развивалось в зависимости от обстоятельств. Для того чтобы знать в каком ключе осуществлять дальнейшее развитие люди опираются на опыт культурных традиций. Культурные традиции общества, как показала практика, являются мощным фактором для формирования основ гражданственности, взаимоуважения и согласия среди различных членов общества.
Из исследований можно проследить, что культурные традиции являются смесью исторической и культурной памяти человечества, которые в союзе друг с другом дают последующим поколениям почву для дальнейших преобразований в обществе. Конечно, мы понимаем, что технический прогресс XXI века порой заставляет людей отказываться от ряда традиций, которые безнадёжно устарели, или не соответствуют концепции времени. Однако надо понимать, что полный отказ от культурных традиций влечёт за собой регресс всего общества. В этой ситуации характер и способы приспособления общества к новым реалиям является на сегодняшний день дискуссионной темой, которую необходимо поднимать на обсуждение. Лишь духовная часть культуры, где заложены основы менталитета, мышления и опыта прошлых поколений, являются, на наш взгляд, незыблемыми, и изменить практически невозможно.
Важнейшим и, как показала практика, самым действенным институтом, где формируются и передаются культурные традиции, является школа. У образовательных учреждений, в отличие от других институтов, имеется больше потенциальных возможностей. Всё это связано с тем, что в школах проводится тщательная и поэтапная работа по передаче культурных традиций и опыта прошлых поколений. Для этого учитываются многие факторы, например, возрастные и психологические особенности учащихся, которые поэтапно знакомят с теми или иными направлениями культурных традиций. Все понимают, что учеников начальных классов ненужно перегружать большим количеством информации, которая трудна для восприятия, лишь через ознакомление, и последующее её усложнение, в будущем, даст результаты.
Для более эффективной передачи ценностного отношения к культурным традициям в школьной среде имеют различные гуманитарные дисциплины. Данный вид дисциплин, в отличие от технических и естественно-научных, наиболее значимы и приспособлены для этой цели. Это связано с тем, что главная цель любой гуманитарной дисциплины - освоение человеческого бытия и ценностно-смысловых особенностей личности и общества в целом.
Как было сказано ранее, культурные традиции в школе преподносятся поступательно и поэтапно, поэтому самым важнейшим этапом наиболее эффективного их усвоения является старший школьный возраст. Именно в этот период жизни человека активно формируется его личность и мировоззрение, поэтому прививание культурных ценностей является основой образовательного процесса.
Всё же нам следует обращать внимание и на тот факт, что чаще в общеобразовательных школах не совсем эффективно реализуют тот потенциал, которым изначально они располагали, и имели тем самым большие возможности. Не имея узкой методической направленности и особых образовательных программ, общеобразовательные школы на практике достаточно плохо реализуют процесс передачи культурного опыта и традиций подрастающему поколению. В современных школах делается упор на то, чтобы подготовить учеников к сдаче экзаменов, хотя в идеале учеников должны научить, как правильно распоряжаться своими знаниями и реализовывать их на практике. Из этого следует, что проблема нашего исследования заключается в том, что нынешние методические и дидактические материалы неплохо могут дать ученикам знания, однако невозможно с помощью них научить учащихся умениям, а главное навыкам их использования, которые помогут им сформировать ценностное отношение к традициям прошлого и будущего. Как показала практика, значительная часть старшеклассников имеют не высокие показатели ценностного отношения к культурным традициям, а всё больше уходят в безразличие или даже в отчуждение.
Именно поэтому актуальной задачей диссертационного исследования является слабое научное обоснование и отсутствие должного внимания в школьной среде к этой проблеме. Кроме этого низкий уровень разработанности, в методическом плане, данной темы ещё раз убедила нас в необходимости проведения тщательного теоретического и практического исследования и изучения данной темы.
Цель исследования - теоретически и практически исследовать тему и экспериментально обосновать процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам.
Объектом исследования является - образовательный процесс в области гуманитарных дисциплин старшего звена обучающихся.
Предметом исследования является - формирование у старшеклассников ценностного отношения к отечественным культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам.
В качестве гипотезы нашего исследования выступили следующие суждения:
• гуманитарные дисциплины и процесс их освоения должны являться главным источником в освоении культурных традиций;
• логическое обоснование формирования ценностного отношения к культурным традициям среди старшеклассников исходит из их психологической сформированности;
• программа формирования у старшеклассников ценностных отношений к культурным традициям должна составляться с учетом их уровня психологического состояния, и взаимодействия с учебным процессом.
Исходя из цели и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историческое формирование ценностного отношения к культурным традициям России в современном обществе.
2. Определить уровень и охарактеризовать степень сформированности ценностного отношения у старшеклассников к культурным традициям.
3. Сформировать практическую программу формирования ценностного отношения к культурным традициям в старших классах, с попыткой её внедрения в преподавание гуманитарным дисциплинам в школе.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили работы различных деятелей педагогики, методики и прочих гуманитарных дисциплин, которые так или иначе затрагивали проблему важности культурных традиций среди подрастающего поколения. В рамках обозначенной темы мы использовали работы, где главную составляющую имели следующие подходы: 1) идеи аксиологического подхода, которые описывали в своих работах Г.П. Выжлецов [6] и М.С. Каган [19]; 2) идеи ценностного подхода в образовании описанные в монографии Л.П. Разбегаевой [488] дали нам возможность изучить варианты ценностного отношения, и как именно строить работу с молодёжью, чтобы она проходила успешно; 3) важной деталью исследования, на наш взгляд, стали концептуальные идеи целостного педагогического процесса, затронутые в статье Е.Н. Мастениценой [31], которая способствовала разработке ряда практических форм работы со старшеклассниками; 4) последней важной деталью исследование стало использование работы А.Н. Леонтьева [30], в которой описан деятельностный подход к развитию и обучению школьников. На наш взгляд, данный подход подвёл черту в разработке теоретической концепции исследования и стал фундаментов в применение его на практике среди учеников старших классов.
В рамках нашего исследования мы также использовали материалы образовательных курсов по гуманитарным дисциплинам, на основе которых разрабатывали практическую часть исследования. Данные работы мы условно разделили по дисциплинам, в рамках курса «История» мы использовали работы под авторством Л.Н. Алексашкиной [2],
Н.С. Борисова [3], О.Н. Журавлёвой [15], А.А. Левандовского [29], Н.И. Павленко[42], В.А. Шестакова [55]. По курсу «Обществознание» нами были задействованы пособия таких авторов как И.А. Галицкая [38], Л.Н. Боголюбов [39], Н.И. Городецкая [41]. Школьный курс «Мировая художественная культура» также имел для нас большое значение при написании нашего исследования, поэтому мы использовали работы следующих исследователей, например, состоящее из двух частей пособие Л.А. Рапацкой [45, 46], а также работу под авторством Ю.С. Рябцева [47].
В качестве дополнения мы, помимо материалов монографий и методических пособий, использовали статьи известных педагогов, которые выходили в сборниках и журналах. Среди огромного количества статей по теме нашего исследования мы можем выделить таких авторов как Г.П. Выжлецов [7], Е.Е. Еорностаева [10], Е.А. Исаев [18], Е.В. Мосиенко [34] и Л.И. Разбегаева [44]. В указанных нами статьях авторы поднимают проблему включения культурных традиций в рамки изучаемых гуманитарных предметов, чтобы это воспринималось учениками как должное явление, а не навязанный курс учителем. Данная концепция особенно привлекло наше внимание, поэтому мы всячески проводили анализ статейного материала с дальнейшей проверкой его на практике или в ходе эксперимента.
Методы и методики исследования. Для написания нашего исследования мы использовали следующие методы: 1) теоретический, который помог нам провести тщательный анализ всей имеющейся литературы по данной теме; 2) моделирование, с помощью него нам удалось сформировать различные программы ценностного отношения к культурным традициям; 3) метод эксперимента, данный метод позволил нам реализовать на практике ряд программ ценностного отношения к культурным традициям и проследить их эффективность.
Кроме указанных методов для нашего исследования мы использовали общенаучные методы, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование. Мы также использовали основы междисциплинарных методов, которые заставили нас обратиться к основам таких дисциплин как педагогика, социология, методология, психология, история.
Опытно-экспериментальной базой является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №116 имени Героя Советского Союза А.С.Умеркина» Вахитовского района г. Казани. В эксперименте приняли участие учащиеся 10-11 классов данного лицея. Исследования основывалась на проведённых тестированиях среди старшеклассников. Кроме этого сюда же мы отнесли ряд программ, которые были нами теоретически разработаны и на практике реализованы во время образовательного процесса, с последующим их анализом и корректировкой.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе мы разработали программу формирования ценностного отношения к культурным традициям среди старшеклассников. Делалась попытка обосновать структуру формирования данного отношения среди обучающихся старшего звена, исходя из психологических качеств личности. Кроме этого новизна работы состоит в том, что она приводит перспективы изучения данной темы, и приводятся аргументы в пользу её актуальности. Определяются конкретные результаты и характер разработанности темы, а также варианты и возможности продолжения данного исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут служить теоретической основой для исследования формирования ценностного отношения к культурным традициям на иных этапах онтогенеза, развития данного личностного образования посредством интеграции различных учебных дисциплин.
Практическая значимость исследования состоит в разработке нами программы, на основе методических и практических данных, методик оценки уровней сформированности ценностного отношения к культурным традициям. Мы также выявили значимость обеспечения дидактическими материалами для успешного осуществления процесса обучения старшеклассников гуманитарным дисциплинам, где будет формироваться отношение к культурным традициям.
Достоверность исследования. Данное исследование является полноценной и систематизированной работой, в его основу легли предыдущие методические разработки, которые были нами переработаны, и подведены под реалии современного образовательного процесса. В данной работе мы также сформировали свою картину видения данной проблемы, и возможные пути её реализации, и предполагаемые итоговые результаты.
Апробация результатов исследования. Материалы работы были представлены в ежегодной Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (г.Казань, 2018-2019 гг.), в VI Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки» (г. Казань, 2018 г.).
Структура работы построена в соответствии с целью и задачами магистерской диссертации. Она состоит из введения, двух глав, которые делятся на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе говорится о теоретических основах данной проблемы, рассматривается её историческая и сущностная характеристика.
Во второй главе говорится о практическом применении тех или иных методических программ в преподавании гуманитарных дисциплин, на основе которых формируется ценностное отношение к культурным традициям среди старшеклассников.
В заключении делаются общие выводы по вопросам разработанности данной темы, даются практические и методические рекомендации для дальнейшего исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведённого нами исследования мы хотели бы сделать выводы по задачам, которые были поставлены перед нами, для освещения успешности их выполнения, а также каким технологическим выводам мы пришли при работе с ними.
Как мы убедились в теории и на практике ценностное отношение к культурным традициям является одной из приоритетных направлений в воспитании будущих граждан нашей страны. Мы на основе исторических примеров убедились, что данная проблема далеко не новая в нашей стране, а практическая часть нас убедила, что сами старшеклассники осознают это. В наше время вопросам культуры и традициям своего народа и государства отдают предпочтение гораздо больше учеников.
Важной составляющей в данной теме, как показало наше исследование, является профессионализм учителя, так как именно на нём лежит руководство процессом, и как показало наблюдение, ученики старших классов чаще отдают таким предпочтение. Разработка соответствующих программ и проектов по обучению культурным традициям также лежит на педагоге и всё вновь упирается в его профессионализм.
Как показало наше исследование важной оценкой культурных традиций среди учеников старших классов является постоянный поиск элементов, объединяющих ту или иную культуру народов России. На примере нашей республики данное наблюдение крайне особенное, поэтому на уроках нами была предпринята попытка сделать большой упор на региональную историю и культуру, что вызвало у ребят большую заинтересованность.
В качестве ещё одного вывода мы можем сказать, что, несмотря на работу с учениками не все классы проявили активную работу или показали не лучшие результаты в решении тех или иных задач. Поэтому данное наблюдение дало нам основание разделить все рассмотренные классы на три группы проявление ценностного отношения к культурным традициям:
низкий (атрибутивный), средний (эмотивный), высокий (инкультурационный).
Кроме подбора и составления программ работы со старшеклассниками по теме нашего исследования, мы также в процессе исследования попытались разработать модели успешного формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям. Данная модель заключалась в том, что вся работа учеников при содействии учителя разделялась на три этапа. Первым этапом является эвристический, который заключался в формировании ценностной основы для восприятия собственной национальной культуры и традиций. Ученики, можно сказать, ведут поиск составляющих культурных традиций нашей страны. Следующим этапом является ценностно-ориентированный, где школьники ищут доказательства своей важности в культурных традициях своего народа или страны. Каждый ученик фактически создаёт свой культурный идеал, и формирует своё ценностное отношение к нему. Поэтому на данном этапе главной и ведущей основой является идентификация ученика в культурном пространстве государства.
На последнем прогностико-коррекционном этапе старшеклассники уже составляют выводы сформированного уровня культурных традиций, и достигают инкультурного состояния в вопросах ценностного отношения. Во время работы в рамках этапа ученики составляют систему собственных культурных ценностей в ходе, которой неизбежно должна произойти интеграция присвоенных культурных ценностей в систему смысловых связей старшеклассника с окружающей действительностью, активное прогнозирование и планирование школьником собственной деятельности на основе осознания своей культурной идентичности и принятии культурного идеала.
На заключительном этапе нашего исследования мы попытались поставить учеников в различные ситуации, где им нужно было проявить своё отношение к культурным традициям, а также составить своё видение по их оценке. Для этого нами были разработаны разного уровня срезы знаний и практические работы, где главной составляющей было творчество. На основе трёх главных гуманитарных дисциплин (История, Обществознание и МХК) мы проводили нашу работу, где чаще всего объединяли данные дисциплины. Проанализировав полученные в ходе эксперимента показатели, дали нам понять, что в современных школах старшеклассники не теряют свою связь с культурой своего народа, региона и страны в целом. Наоборот ученики, даже если получили невысокие результаты старались подтянуть их, так как на фоне более успешных учеников им становилось не комфортно, и они хотели соответствовать более высокому уровню. Именно в данный момент наступала активная фаза работы учителя, который выполняя роль руководителя, своим примером показывал, как проводить оценку культурных традиций, и как подстроить их в жизненный процесс. Полученные результаты отражают положительную динамику развития среди старшеклассников высокого уровня сформированности культурных традиций.
Проведённое нами исследование, конечно же, отражает и решает не весь комплекс имеющихся задач, данным исследованием мы открыли лишь один угол проблемы, поэтому данным исследованием мы, фактически, дали себе стимул продолжать её развитие в рамках практической работы с учениками старших классов. Мы, безусловно, будем продолжать наше исследование в рамках практических работ в образовательных учреждениях, а также на уровне исследований. К сожалению, из-за того, что данная проблема ценностного отношения к культурным традициям имеет огромные масштабы нам необходимо разрабатывать комплекс работ, чтобы рассматривать каждый этап отдельно, иначе нам не избежать лаконичности или субъективности в выводах. Поэтому дальнейшей нашей перспективой будет продолжение исследования данной темы в будущем.



1. Акимова 3. И. Формирование этнокультурных ценностей школьников в поликультурной образовательной среде // Интеграция образования. - 2008. - №3. - С.87-90.
2. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. XX-начало XXI века. 11 класс: учеб, для общеобраз. учреждений/Л.Н. Алексашкина. - М.: Мнемозина, 2012. -319 с.
3. Борисов Н.С. История России. С древнейших времен до конца XVII века: учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. Ч. 1. 10 класс/ Н.С. Борисов. - М.: Просвещение, 2015. - 256 с.
4. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика. - М.: Юрайт, 2013. - 197 с.
5. Володева А.А. Ценностные ориентации старшеклассников в современном обществе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVI Междунар. науч.-практ. конф. №1(36). - Новосибирск: СибАК, 2014. - 65 с.
6. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры / Философско- культурологический альманах. Вып. 11. / Под ред. М.С. Уварова. - СПб.: Изд-во. С.-Петерб.ун-та, 2008. - С. 47-61.
7. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры на рубежах веков / Международный журнал исследований культуры. Вып. 23. - СПб.: Изд-во ООО «Эйдос», 2016. - С. 10-23.
8. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. - 2009,-№4.-С. 53-57
9. Горностаева Е.Е. Потенциал школьной учебной литературы в процессе культурного самоопределения личности / Е.Е.Горностаева // Образы России, ее регионов в историческом и образовательном пространстве. - Новосибирск, НГПУ, 2010. - С. 263-265.
10. Горностаева Е.Е. Проблема культурной идентификации старшеклассника в поликультурном регионе / Е.Е. Горностаева // Нижнее
Поволжье в экономическом, политическом, социокультурном пространстве России: история и современность. - Волгоград: ВГАПК РО, 2010. - С. 329- 332.
11. Горностаева Е.Е. Еуманитарное образование как фактор культурного самоопределения старшеклассников / Е.Е. Еорностаева // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания. - Москва. 2013. - С. 58-63.
12. Еорностаева Е.Е. Культурное самоопределение личности как педагогический феномен / Е.Е. Еорностаева // XVI Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. - Волгоград, Перемена, 2010. - С. 78-82.
13. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков,
B. А. Титттков. -М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
14. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Титттков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010. - 183 с.
15. Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. История России/ учебник для общеобразовательных организаций 10 класс / О.Н. Журавлева, Т.И. Пашкова, Д.В.Кузин. - СПб: Вентана-Ераф, 201Г - 368 с.
16. Иконникова С.Н. Большаков В.П. Теория культуры /
C. Н. Иконникова, В.П. Большаков. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.
17. Исаев Е.А. Поликультурное иноязычное образование: теория и практика / монография / Е.А. Исаев. - Елец, 2015. - 147 с.
18. Исаев Е.А. Культурное самоопределение личности в языковой образовательной среде / Е.А. Исаев // Образовательные ресурсы и технологии, 2013, -№1. - С. 59-63.
19. Каган М.С. Онтология культуры / Философско-культурологический альманах. Вып. 11. / Под ред. М.С. Уварова. - СПб.: Изд-во. С.-Петерб. ун-та, 2008.-С. 26-47.
20. Ковешникова О.Т. Гражданское самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам: автореферат дисс...канд.пед.наук / О.Т. Ковешникова. - Волгоград, 2013. - 25 с.
21. Кормакова В.Н. Культурологический подход к проблеме самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий / В.Н. Кормакова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 9. - С. 190-195.
22. Кормакова В.Н. Самоопределение старшеклассников в сфере рабочих профессий: педагогическое сопровождение / В.Н. Кормакова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 412 с.
23. Корнетов Г. Б. История педагогики: моногр. - М.: АСОУ, 2013. -
460 с.
24. Костикова Л.П. Диалоговый подход к культуре и межкультурному образованию / Л.П. Костикова // Педагогика. - 2008. - №6. - С. 28-36.
25. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник. - М.: ИНФРА- М, 2013.-400 с.
26. Куликова С.В. Генезис теории и практики национального образования в России / С.В. Куликова // Педагогика. - №1. - 2012. - С. 17-30.
27. Кутишенко О.П. Возрастная и педагогическая психология. - СПб: Питер, 2013 - 366 с.
28. Кьеркегор С. Философские крохи, или крупицы мудрости / С. Кьеркегор. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы,
2009. - 192 с.
29. Левандовский А.А. История России. XX в. - начало XXI в. 11 класс.: Учеб, пособие для общеобразовательных школ / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. - М.: Просвещение, 2008. - 318 с.
30. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. - М.: Смысл, 2009. - 423 с.
31. Мастеница Е.Н. Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики, Мировая политика и идейные парадигмы эпохи, сб. статей / С.-Петерб. гос. унив. культуры и исскуств. - 2008.-С. 252-262.
32. Мацефук Е.А. Модель процесса формирования у старшеклассников отношения к ответственности как социально значимой ценности / Е.А. Мацефук // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. -№К - С. 85-88.
33. Методология культурных практик самостоятельной работы / Александрова Е.А., Могилевич Б.Е., Базылева Р.М. / Коллективная монография. - Саратов: Изд-во «Техно-Декор», 2015. - 200 с.
34. Мосиенко Л.В. Ценностные основания самоопределения
обучающихся в полилингвальном образовании / Л.В. Мосиенко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. -№2. - С. 39-45.
35. Мосиенко Л.В. Реализация концепции ценностного
самоопределения студентов в пространстве молодежной субкультуры: монография / Л.В. Мосиенко. - Оренбург: Университет, 2015. - 152 с.
36. Мурасова А.Р. Педагогическое сопровождение культурного самоопределения студентов / А.Р. Мурасова. - Ульяновск: УлЕТУ, 2009. - 131 с.
37. Неретина С.С. К истории средневековой философии /
С.С. Неретина. - Архангельск: Изд-во Поморского педагогического ун-та, 2008.-368 с.
38. Обществознание. 10-11 класс. Методические рекомендации /
Еалицкая И.А., Королькова Е.Е., Никитин А.Ф. - М.: Просвещение, 2012. - 156 с.
39. Обществознание. 10-11 класс. Методические рекомендации /
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Еородецкая. -М.: Просвещение, 2013. - 178 с.
40. Обществознание: учеб, для учащихся 10 кл. общеобразоват.
учреждений: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов,
Н.И. Городецкая [и др.]. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 351 с.
41. Обществознание: учеб, для учащихся 11 кл. общеобразоват.
учреждений: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая,
А.И. Матвеев [и др.]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 349 с.
42. Павленко Н.И. История России. XVIII-XIX вв. 10 класс. Профильный уровень / Н.И. Павленко, Л.М. Лященко, В.А. Твардовская. - М.: Дрофа, 2008. - 357 с.
43. Разбегаева Л.И., Горностаева Е.Е. Сущностные характеристики культурного самоопределения старшеклассников // Л.П. Разбегаева, Е.Е. Еорностаева // Еуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - №6. - С. 97-101.
44. Разбегаева Л.П., Самоходкина Т.В. Ценностно-коммуникативная культура личности в контексте гуманитарного образования / Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». -2015.-С. 31-36.
45. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура в 2-х частях. Ч. 1.
10 класс / Л.А. Рапацкая. - М.: Владос, 2012. - 375 с.
46. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура в 2-х частях. Ч. 2.
11 класс / Л.А. Рапацкая. - М.: Владос, 2012. - 375 с.
47. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры XX века / Ю.С. Рябцев, С.И. Козленко. - М.: Владос, 2008. - 303 с.
48. Становление личности в пространстве гуманитарного образования: теоретический аспект: кол. монография / Л.П. Разбегаева, Д.В. Кириллов, И.В. Крутова [и др.] / науч. ред. Л. П. Разбегаева. - М.: АПКиППРО, 2008. - 144 с.
49. Сухомлинский В.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Д.И. Латышина. - М.: Школьная Пресса, 2013. - 118 с.
50. Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. 10-11 класс / А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев. - М.: Просвещение, 2014. - 304 с.
51. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, 2012. - 427 с.
52. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная пед. академия, 2011. - 316 с.
53. Фернхем, А. Личности и социальное поведение. - СПб.: Питер, 2011.-368 с.
54. Чернуха О.А. Ценностное самоопределение старшеклассников в
обучении социально-гуманитарных дисциплин: автореферат дис...
канд.пед.наук / О.А. Чернуха. - Волгоград, 2013.-25 с.
55. Шестаков В.А. История России. XX - начало XXI века. 11 класс: учебник для общеобразоват. организаций / В.А. Шестаков. - М.: Просвещение, 2012. - 399 с.
56. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: ЭКСМО, 2008. -388с.
57. Южанинова Е.Р. Ценностное самоопределение студентов в аксиосфере Интернета как педагогическая проблема / Е.Р. Южанинова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №2. - С. 288-293.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ