Договор аренды транспортного средства
|
Введение
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 7
1.1 Понятие договора аренды транспортных средств 7
1.2 Элементы договора аренды транспортных средств 14
1.3 Содержание и прекращение договора аренды транспортных средств..19
ГЛАВА II. ВИДЫ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.. ..26
2.1 Договор аренды транспортных средств без экипажа 26
2.2 Договор аренды транспортных средств с экипажем 39
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 48
3.1 Ответственность сторон по договору аренды транспортного
средства 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 7
1.1 Понятие договора аренды транспортных средств 7
1.2 Элементы договора аренды транспортных средств 14
1.3 Содержание и прекращение договора аренды транспортных средств..19
ГЛАВА II. ВИДЫ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.. ..26
2.1 Договор аренды транспортных средств без экипажа 26
2.2 Договор аренды транспортных средств с экипажем 39
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 48
3.1 Ответственность сторон по договору аренды транспортного
средства 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Аренда транспортных средств представляет собой один из видов договора имущественного найма (аренды). Основанием для выделения этого вида аренды послужила надобность в принятии ряда специальных правовых норм, в которых учитывалась бы специфика временного предоставления за плату во владение и пользование определенного имущества, а именно - транспортного средства. Под транспортным средством понимается техническое устройство, способное к перемещению в пространстве и используемое для достижения целей, стоящих перед транспортом соответствующего вида. Предоставление транспортного средства может сопровождаться также оказанием услуг по управлению им и по его технической эксплуатации. В зависимости от этого аренда транспортных средств разделяется на две разновидности - аренда транспортного средства с экипажем и аренда транспортного средства без экипажа.
Как следует из формулировок статей 632, 642 Гражданского кодекса РФ (далее -ГК РФ) договоры аренды транспортных средств являются реальными (в отличие от классической аренды). Однако, текст ст. 198, 211 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) позволяет заключить, что тайм- чартер и бербоут - чартер являются консенсуальными договорами, что говорит о нечеткости законодательных формулировок и необходимости их совершенствования с целью единообразного толкования и применения.
Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в сфере заключения и исполнения договоров различных видов аренды транспортных средств.
Исходя из поставленной цели, необходимо решение следующих задач.
- проанализировать понятие договора аренды транспортных средств;
- выявить основные элементы договора аренды транспортных средств;
- исследовать содержание и прекращение договора аренды транспортных средств;
- провести сравнительно-правовой анализ договора аренды транспортных средств с договорами перевозки, экспедиции, проката;
- выявить особенности предмета, существенных условий и иных отличительных признаков договора аренды транспортных средств с экипажем;
- проанализировать существенные условия и особенности заключения и исполнения договоров аренды транспортных средств без экипажа.
Для решения поставленных задач применены следующие методы исследования:
- изучение научной и учебной литературы и законодательства;
- теоретические методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, позволившие рассмотреть и обобщить теоретические позиции и нормативные положения, описывающие правовой институт договора аренды транспортных средств;
- историко-правовой, позволяющий изучить развитие правовых положений об имущественных правах несовершеннолетних лиц во времени;
- сравнительно-правовой метод, заключавшийся в сравнении положений отечественного и зарубежного права, посвященных договору аренды транспортных средств.
Предмет исследования - понятие и особенности отдельных видов транспортных средств.
В работе применялся диалектический, структурный и сравнительно - правовой методы, формально-юридический анализ и другие.
Хотелось бы отметить, что до сих пор не было произведено системного анализа проблем, возникающих при заключении и исполнении договоров аренды транспортных средств. Это указывает на недостаточную разработанность проблемы. Следовательно, назрела необходимость в проведении широких исследований в указанной сфере. Проводимые в дипломной работе исследования могут оказаться полезными для специалистов при разрешении изложенной проблемы.
Положения работы основаны на материалах судебной практики, а также на нормах следующих правовых актов: Гражданского Кодекса РФх, Кодекса торгового мореплавания РФ , Воздушного кодекса Российской Федерации , Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации , Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, приказов Министерства транспорта «Об утверждении Правил государственной регистрации судов» и «Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах», Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" и других.
Практическая значимость настоящего исследования обусловлена необходимостью совершенствования института аренды транспортных средств: выработки соответствующих теоретических и законодательных положений, формирования устойчивой и единообразной правоприменительной практики.
Структура работы строится на последовательном рассмотрении аспектов изучаемой проблемы с поэтапным решением поставленных задач. Работа состоит из введения; трех глав, каждая из которых включает два параграфа; заключения, а также список использованных правовых нормативных актов, специальной литературы и материалов судебной практики.
Структура данной работы состоит из введения, трёх глав включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Как следует из формулировок статей 632, 642 Гражданского кодекса РФ (далее -ГК РФ) договоры аренды транспортных средств являются реальными (в отличие от классической аренды). Однако, текст ст. 198, 211 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) позволяет заключить, что тайм- чартер и бербоут - чартер являются консенсуальными договорами, что говорит о нечеткости законодательных формулировок и необходимости их совершенствования с целью единообразного толкования и применения.
Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в сфере заключения и исполнения договоров различных видов аренды транспортных средств.
Исходя из поставленной цели, необходимо решение следующих задач.
- проанализировать понятие договора аренды транспортных средств;
- выявить основные элементы договора аренды транспортных средств;
- исследовать содержание и прекращение договора аренды транспортных средств;
- провести сравнительно-правовой анализ договора аренды транспортных средств с договорами перевозки, экспедиции, проката;
- выявить особенности предмета, существенных условий и иных отличительных признаков договора аренды транспортных средств с экипажем;
- проанализировать существенные условия и особенности заключения и исполнения договоров аренды транспортных средств без экипажа.
Для решения поставленных задач применены следующие методы исследования:
- изучение научной и учебной литературы и законодательства;
- теоретические методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, позволившие рассмотреть и обобщить теоретические позиции и нормативные положения, описывающие правовой институт договора аренды транспортных средств;
- историко-правовой, позволяющий изучить развитие правовых положений об имущественных правах несовершеннолетних лиц во времени;
- сравнительно-правовой метод, заключавшийся в сравнении положений отечественного и зарубежного права, посвященных договору аренды транспортных средств.
Предмет исследования - понятие и особенности отдельных видов транспортных средств.
В работе применялся диалектический, структурный и сравнительно - правовой методы, формально-юридический анализ и другие.
Хотелось бы отметить, что до сих пор не было произведено системного анализа проблем, возникающих при заключении и исполнении договоров аренды транспортных средств. Это указывает на недостаточную разработанность проблемы. Следовательно, назрела необходимость в проведении широких исследований в указанной сфере. Проводимые в дипломной работе исследования могут оказаться полезными для специалистов при разрешении изложенной проблемы.
Положения работы основаны на материалах судебной практики, а также на нормах следующих правовых актов: Гражданского Кодекса РФх, Кодекса торгового мореплавания РФ , Воздушного кодекса Российской Федерации , Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации , Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, приказов Министерства транспорта «Об утверждении Правил государственной регистрации судов» и «Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах», Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" и других.
Практическая значимость настоящего исследования обусловлена необходимостью совершенствования института аренды транспортных средств: выработки соответствующих теоретических и законодательных положений, формирования устойчивой и единообразной правоприменительной практики.
Структура работы строится на последовательном рассмотрении аспектов изучаемой проблемы с поэтапным решением поставленных задач. Работа состоит из введения; трех глав, каждая из которых включает два параграфа; заключения, а также список использованных правовых нормативных актов, специальной литературы и материалов судебной практики.
Структура данной работы состоит из введения, трёх глав включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
В заключении проведенного исследования целесообразно сделать следующие выводы. Правовое регулирование договоров аренды транспортных средств имеет определенную специфику, которая заключается в том, что Гражданский кодекс закрепляет правомочие на установление иных, помимо указанных в ГК РФ особенностей аренды отдельных видов транспортных средств в транспортных уставах и кодексах.
Предметом договора аренды транспортного средства являются технические устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и перемещающиеся в пространстве вместе с грузом или буксируемым объектом. Поэтому необходимо отметить, что аренда трубопроводного транспорта, также предназначенного для перемещения грузов в пространстве, считается арендой сооружения( недвижимого имущества, связанного с земельным участком), так как трубопроводный транспорт выполняет свои функции без перемещения в пространстве.
Следовательно, аренда железнодорожных транспортных средств вызывает обоснованные сомнения. Ведь во всех статьях, в которых идет речь об аренде вагонов, к ним применяются те же правила, что и к контейнерам, т.
е. объектам, которые вообще нельзя отнести к числу транспортных средств. Смысл аренды транспортных средств (как с экипажем, так и без него) состоит в том, что ими управляет или арендодатель, или арендатор. Применительно к железнодорожным вагонам, в отличие от морских судов, такое управление технически неосуществимо. С учетом государственной монополии на железнодорожные перевозки представляется возможным сделать вывод о том, что договор аренды транспортных средств на железных дорогах невозможен.
Как следует из формулировок статей 632, 642 ГК РФ договоры аренды транспортных средств являются реальными (в отличие от классической аренды). Однако, текст ст. 198, 211 Кодекса торгового мореплавания РФ позволяет заключить, что тайм- чартер и бербоут - чартер являются консенсуальными договорами, что говорит о некотором противоречии законодательных формулировок и необходимости их совершенствования с целью единообразного толкования и применения.
При сопоставлении норм ст. 640 и 648 ГК, регламентирующих ответственность за вред, причиненный транспортным средством, взятым в аренду с экипажем или без экипажа, можно обнаружить, что принципы, заложенные в указанных нормах, совпадают с принципами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, закрепленными в ст. 1079 ГК. Вследствие этого аренда конной повозки должна относиться к обычной аренде движимой вещи, а не к аренде транспортного средства. По аналогичной причине нельзя признать предметом договора аренды транспортных средств, например, велосипед.
Следовательно, предметом договора аренды транспортных средств являются технические устройства:
а) использование которых возможно только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем;
б) предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные к перемещению в пространстве вместе с ними;
в) обладающие свойствами источника повышенной опасности.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором, и в большинстве случаев арендная плата устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, которые вносятся единовременно или периодически. Однако следует отметить: договором аренды может быть установлено, что в счет арендной платы арендатор передает арендодателю продукцию, товары, выполняет какие-либо работы или оказывает услуги. Стоимость продукции, работ и услуг засчитывается в счет арендной платы.
Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, определенные договором, но не чаще одного раза в год. На это следует обратить особое внимание, так как практика свидетельствует о том, что норма, установленная законом, довольно часто нарушается. Следовательно, представляется необходимым установить ответственность за несоблюдение порядка изменения размера арендной платы с целью его предотвращения.
Кроме того, необходимо легально закрепить следующее положение с целью защиты прав арендатора: «В случае, если арендодатель передал имущество арендатору без документов, отсутствие которых исключает эксплуатацию объекта аренды, арендная плата взысканию не подлежит».
Закон регламентирует две разновидности договора аренды транспортного средства:
- аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации[ договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время)];
- аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации( договор аренды транспортного средства без экипажа).
При аренде транспортного средства с экипажем расходы, связанные со страхованием, несет арендодатель (ст. 637 ГК РФ), а при аренде без экипажа - арендатор (ст. 646 ГК РФ). Однако стороны вправе установить в договоре иные условия при распределении расходов на страхование .
Нередко организации арендуют автомобили у физических лиц, причем в большинстве случаев эти физические лица являются работниками организации-арендатора. При заключении договора аренды транспортного средства работник передает принадлежащее ему транспортное средство своей организации во временное владение на платной основе и сам его не использует в течение срока аренды. Организация имеет право допустить к управлению арендованным транспортным средством как собственника, то есть арендодателя, так и любое другое лицо, имеющее необходимую квалификацию.
Арендатор в ходе использования арендованного имущества может производить отделимые улучшения, например, установка сигнализации на автомобиль, которые в соответствии с п. 1 ст. 623 ГК РФ являются его собственностью, если в договоре аренды не предусмотрено иное. По окончании договора аренды транспортное средство передается арендодателю , а сигнализационное оборудование остается у арендатора. Между арендодателем и арендатором может быть заключено соглашение, предусматривающее передачу сигнализационного оборудования арендодателю с возмещением или без возмещения его стоимости арендатору. Арендатор также может оставить его у себя либо реализовать.
Неотделимыми считаются улучшения, которые не отделимы от транспортного средства без причинения ему ущерба, они прочно связаны с объектом аренды и после окончания договора аренды подлежат передаче арендодателю вместе с арендуемым имуществом. Улучшение арендованного транспортного средства может быть произведено как с согласия, так и без согласия арендодателя.
В том случае, если улучшение арендованного транспорта произведено с согласия арендодателя, на основании п. 2 ст. 623 ГК РФ арендатор имеет право требовать от арендодателя возмещения стоимости неотделимых улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. Чтобы избежать спорных ситуаций, лучше получить согласие арендодателя в письменной форме.
В соответствии со ст. 622 ГК РФ по истечении срока договора аренды арендатор обязан возвратить имущество арендодателю в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Таким образом, арендодатель, не давший своего согласия на осуществление улучшений, может либо принять эти улучшения без возмещения их стоимости арендатору, либо не принять улучшений и потребовать от арендатора привести имущество в то состояние, в котором оно было ему передано.
В итоге проведенного исследования необходимо указать на целесообразность комплексного исследования проблем, связанных с заключением и исполнением договоров аренды транспортных средств, уделяя особенное внимание сложившейся правоприменительной практике.
Предметом договора аренды транспортного средства являются технические устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и перемещающиеся в пространстве вместе с грузом или буксируемым объектом. Поэтому необходимо отметить, что аренда трубопроводного транспорта, также предназначенного для перемещения грузов в пространстве, считается арендой сооружения( недвижимого имущества, связанного с земельным участком), так как трубопроводный транспорт выполняет свои функции без перемещения в пространстве.
Следовательно, аренда железнодорожных транспортных средств вызывает обоснованные сомнения. Ведь во всех статьях, в которых идет речь об аренде вагонов, к ним применяются те же правила, что и к контейнерам, т.
е. объектам, которые вообще нельзя отнести к числу транспортных средств. Смысл аренды транспортных средств (как с экипажем, так и без него) состоит в том, что ими управляет или арендодатель, или арендатор. Применительно к железнодорожным вагонам, в отличие от морских судов, такое управление технически неосуществимо. С учетом государственной монополии на железнодорожные перевозки представляется возможным сделать вывод о том, что договор аренды транспортных средств на железных дорогах невозможен.
Как следует из формулировок статей 632, 642 ГК РФ договоры аренды транспортных средств являются реальными (в отличие от классической аренды). Однако, текст ст. 198, 211 Кодекса торгового мореплавания РФ позволяет заключить, что тайм- чартер и бербоут - чартер являются консенсуальными договорами, что говорит о некотором противоречии законодательных формулировок и необходимости их совершенствования с целью единообразного толкования и применения.
При сопоставлении норм ст. 640 и 648 ГК, регламентирующих ответственность за вред, причиненный транспортным средством, взятым в аренду с экипажем или без экипажа, можно обнаружить, что принципы, заложенные в указанных нормах, совпадают с принципами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, закрепленными в ст. 1079 ГК. Вследствие этого аренда конной повозки должна относиться к обычной аренде движимой вещи, а не к аренде транспортного средства. По аналогичной причине нельзя признать предметом договора аренды транспортных средств, например, велосипед.
Следовательно, предметом договора аренды транспортных средств являются технические устройства:
а) использование которых возможно только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем;
б) предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные к перемещению в пространстве вместе с ними;
в) обладающие свойствами источника повышенной опасности.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором, и в большинстве случаев арендная плата устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, которые вносятся единовременно или периодически. Однако следует отметить: договором аренды может быть установлено, что в счет арендной платы арендатор передает арендодателю продукцию, товары, выполняет какие-либо работы или оказывает услуги. Стоимость продукции, работ и услуг засчитывается в счет арендной платы.
Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, определенные договором, но не чаще одного раза в год. На это следует обратить особое внимание, так как практика свидетельствует о том, что норма, установленная законом, довольно часто нарушается. Следовательно, представляется необходимым установить ответственность за несоблюдение порядка изменения размера арендной платы с целью его предотвращения.
Кроме того, необходимо легально закрепить следующее положение с целью защиты прав арендатора: «В случае, если арендодатель передал имущество арендатору без документов, отсутствие которых исключает эксплуатацию объекта аренды, арендная плата взысканию не подлежит».
Закон регламентирует две разновидности договора аренды транспортного средства:
- аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации[ договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время)];
- аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации( договор аренды транспортного средства без экипажа).
При аренде транспортного средства с экипажем расходы, связанные со страхованием, несет арендодатель (ст. 637 ГК РФ), а при аренде без экипажа - арендатор (ст. 646 ГК РФ). Однако стороны вправе установить в договоре иные условия при распределении расходов на страхование .
Нередко организации арендуют автомобили у физических лиц, причем в большинстве случаев эти физические лица являются работниками организации-арендатора. При заключении договора аренды транспортного средства работник передает принадлежащее ему транспортное средство своей организации во временное владение на платной основе и сам его не использует в течение срока аренды. Организация имеет право допустить к управлению арендованным транспортным средством как собственника, то есть арендодателя, так и любое другое лицо, имеющее необходимую квалификацию.
Арендатор в ходе использования арендованного имущества может производить отделимые улучшения, например, установка сигнализации на автомобиль, которые в соответствии с п. 1 ст. 623 ГК РФ являются его собственностью, если в договоре аренды не предусмотрено иное. По окончании договора аренды транспортное средство передается арендодателю , а сигнализационное оборудование остается у арендатора. Между арендодателем и арендатором может быть заключено соглашение, предусматривающее передачу сигнализационного оборудования арендодателю с возмещением или без возмещения его стоимости арендатору. Арендатор также может оставить его у себя либо реализовать.
Неотделимыми считаются улучшения, которые не отделимы от транспортного средства без причинения ему ущерба, они прочно связаны с объектом аренды и после окончания договора аренды подлежат передаче арендодателю вместе с арендуемым имуществом. Улучшение арендованного транспортного средства может быть произведено как с согласия, так и без согласия арендодателя.
В том случае, если улучшение арендованного транспорта произведено с согласия арендодателя, на основании п. 2 ст. 623 ГК РФ арендатор имеет право требовать от арендодателя возмещения стоимости неотделимых улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. Чтобы избежать спорных ситуаций, лучше получить согласие арендодателя в письменной форме.
В соответствии со ст. 622 ГК РФ по истечении срока договора аренды арендатор обязан возвратить имущество арендодателю в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Таким образом, арендодатель, не давший своего согласия на осуществление улучшений, может либо принять эти улучшения без возмещения их стоимости арендатору, либо не принять улучшений и потребовать от арендатора привести имущество в то состояние, в котором оно было ему передано.
В итоге проведенного исследования необходимо указать на целесообразность комплексного исследования проблем, связанных с заключением и исполнением договоров аренды транспортных средств, уделяя особенное внимание сложившейся правоприменительной практике.
Подобные работы
- ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Виды договора аренды транспортного средства
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Договор аренды транспортных средств
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Особенности договора аренды транспортных средств
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - Договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по
управлению и технической эксплуатации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Договор аренды транспортных средств с предоставлением и без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (Калужский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Договор аренды транспортного средства
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019



