Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гражданско-правовая защита потребителей в информационной сфере

Работа №36457

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
808
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 7
1.1 Понятие «потребитель» в России 7
1.2. Становление и развитие правовых норм о защите прав потребителей .... 12
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ 21
2.1 Субъектный состав правоотношения в информационной сфере 21
2.2. Права потребителей в информационной сфере 25
2.3. Объект правоотношения в информационной сфере 30
ГЛАВА III. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ 35
3.1. Виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей . 35
3.2. Понятие и виды публичной защиты прав потребителей 43
3.2 Гражданско-правовые средства защиты прав потребителей 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62


Актуальность выбранной темы: Очевидным является тот факт, что общество с каждым днём всё больше переходит на новый этап своего развития: осуществляется переход от индустриального общества, в котором основным фактором производства является капитал, к информационному обществу, в котором определяющим фактором производства становится информация, а большинство производителей и потребителей занято хранением, накоплением, переработкой, защитой, производством и реализацией информации.
Торговля информационными технологиями, информационными продуктами и услугами в современных реалиях постоянно расширяется. Разработчики и продавцы информационных продуктов непрерывно их развивают и совершенствуют. Специально для защиты производителей информационных технологий разрабатывается законодательная база, позволяющая активно защищаться против пиратов и недобросовестных покупателей. Как правило, рассмотрение данного рынка представляет собой анализ существующей экономической ситуации, анализ возможностей ведущих производителей, а так же законодательной защиты авторских прав. В то же время, необходимо помнить, что рыночный процесс предполагает взаимодействие двух сторон, то есть продавца и покупателя.
Проблема защиты прав потребителей в отношениях, возникающих по поводу предоставления информационных услуг возникла в наше время и затрагивает широкие слои населения. При рассмотрении рынка потребительских товаров и услуг необходимо учесть, что этот рынок освоен и действует уже десятки лет, большинство товаров знакомо потребителям, как и прецеденты, связанные с нарушениями потребительских прав. Защитники прав потребителей находятся в постоянной борьбе с их нарушителями, права потребителя гарантируются государством, существуют и активно действуют организации по сертификации и стандартизации, ведутся телевизионные кампании по информированию потребителей. И, несмотря на все эти меры, нарушения прав потребителей существуют не только в местах розничной торговли, но и на более современных и незнакомых большей части потребителей сферах.
Средства массовой информации, через которые распространяется массовая информация обладают значительным влиянием на формирование общественного мнения, воздействуют на реализацию прав и законных интересов её потребителей, связанных с информацией разнообразного рода, существенно влияют на нравственное развитие детей и молодежи, на мотивацию поведения граждан, а также затрагивают, в отдельных случаях, интересы юридических лиц и безопасности государства, что обуславливает необходимость обеспечения со стороны государства, как представителя интересов общества, правовых мер защиты прав и законных интересов потребителей в сфере массовой информации - разработка и реализация защиты прав потребителей в информационной сфере.
Соответственно роль информации, информационных и коммуникационных технологий в жизни общества с каждым годом выходит на новый уровень. Общество всё чаще обращается в глобальные сети для обмена информацией, такие как сеть Интернет, электронные правительства, цифровой рынок, электронные социальные сети, так же не стоит забывать о более традиционных информационных носителях: массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды.
Сейчас, когда создан и принят ряд базовых нормативных актов в области информационных отношений, в частности, Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006, наступило время для их применения на практике. Современный Закон «О защите прав потребителей» был принят два десятилетия назад, данный акт во многом регулирует лишь механизмы защиты их прав. Вместе с тем на современном этапе рынок информационных продуктов расширяется, он имеет определенную специфику, которая не отражается в законодательстве о защите прав потребителей.
В соответствии с судебной статистикой, подготовленной Судебным департаментом при Верховном суде РФ, наблюдаются колебания в количестве дел, связанных с защитой прав потребителей, по которым были вынесены судебные решения. Так, если в 2015 году общее число таких дел составляло 376 904 дела, то в 2016 наблюдается резкое снижение на 21 % и общее количество дел составило 300 045. В 2017 году общее число дел по данной категории составляло 356 862 дела, то есть показало рост в 18%, а за прошлый, 2018 год снова снизилось на 13% (313 251 дело). Вместе с тем, несмотря на снижение показателя количества дел в данной сфере следует отметить, что данный показатель все же достаточно высок, что указывает на продолжающуюся актуальность судебной защиты прав потребителей в правоприменительной практике.
В отечественной цивилистической науке проблема защиты прав потребителей является достаточно разработанной, защищены множество диссертаций по данной теме, к примеру: диссертации М.А. Бычко, Л.А. Шашковой, М.В. Филатовой и т.д. Указанной проблеме уделены и множество монографий и учебников. Занимались ей и ученые казанской правовой школы, в данной связи следует отметить труд М.Ю. Челышева «О формировании концепции законодательства о защите прав потребителей // Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование». Вместе с тем, несмотря на разработанность вопроса защиты прав потребителей не было уделено достаточного внимания именно правам потребителей в информационной сфере.
Объект исследования - являются информационные правоотношения связанные с потреблением информационных товаров и услуг
Предметом исследования выступают законодательные нормы, определяющие права потребителя в информационных правоотношениях и обеспечивающих их защиту
Целью данной работы является формирование целостного представления о рынке информационных технологий с точки зрения покупателя и защиты его потребительских прав.
В соответствии с поставленной целью исследование выдвинуты следующие задачи:
• рассмотреть понятие «потребитель» в современном российском законодательстве
• проанализировать возникновение и дальнейшее развитие института защиты прав потребителей
• определить субъекты отношений в информационной сфере
• выделить права потребителей в сфере рынка информационных продуктов
• определить объект правоотношений в информационной сфере
сфере защиты прав потребителей
• исследовать направления публичной защиты прав потребителей
• проанализировать основные средства защиты прав потребителей
Структурно работа отвечает поставленным задачам исследования и состоит из: введения, двух глав, каждая из которых разбита на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В соответствии с поставленной целью исследование проводилось с использованием различных методов. Были применены общенаучные методы познания: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, толкования. В целях ретроспективного анализа исследуемых отношений был применен историко-правовой метод.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных правоведов, таких как: С.С. Алексеев, В.Н. Аргунов, М.И. Брагинский, B.C. Буров, Д.Х. Валеев, В.П. Васькевич, В.В. Витрянский, В.П. Грибанов, B.C. Ем, В.М. Жуйков, О.Н. Зименкова, О.С. Иоффе, Э.Г. Корнилов, Т.Л. Левшина, Е.Я. Мотовиловкер, Я.Е. Парций, Б.И. Пугинский, О.Н. Садиков, Е.И. Свежинцева, А.П. Сергеев, Д.М. Сорк, Е.А. Суханов, В.И. Тобис, В.Н. Хропанюк, М.Ю. Челышев, Б.А. Шабля, А.Е. Шерстобитов, A.M. Эрделевский и другие..


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современной отечественной юридической науке и практике устоялось понятие потребителя в двух значениях: узком и широком. В узком смысле под потребителем понимается гражданин, который приобретает или заказывает товары(работы, услуги), а равно имеет намерение на приобретение товаров, но лишь для целей не связанных с предпринимательской деятельностью, то есть для личного, домашнего, семейного или иного бытового использования. Такое понимание данного понятия присуще в настоящее время законодателю. Однако в литературе рассматриваемое понятие раскрывается так же в широком значении, когда под потребителем понимается не только гражданин, но и предприниматель. В науке это получило название производственного потребителя.
Представляется, что для рыночных отношений имеет большее значение в законодательстве понятие личного потребителя, поскольку это необходимо для защиты прав данной категории субъектов гражданского оборота.
В гражданском праве действует принцип равенства прав участников гражданского оборота, закреплённой в ст. 1 ГК РФ. Однако, иногда гражданское законодательство несколько отходит от указанного генерального принципа. Связано это с тем, что иногда возникает объективная необходимость в защите так называемой «слабой стороны». Обуславливается наличие слабой стороны, как правило, разными возможностями отдельных участников оборота влиять на формирование условий договорного обязательства. Различие же в возможностях объясняется, в частности, разным уровнем профессионализма участника оборота, его имущественным состоянием. Таким образом, чтобы уровнять в возможностях заведомо неравные стороны, законодатель предоставляет слабой стороне больше прав одновременно возлагая на более сильную сторону больше обязанностей.
Так как граждане зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя и юридические лица, в соответствии со ст. 2 ГК РФ, при осуществлении ими предпринимательской деятельности, полностью несут предпринимательский риск и являются профессиональными участниками гражданского оборота, то предоставление им большей защиты как производственному потребителю, как это делается для граждан-потребителей нарушало бы выше указанного принципа. Именно поэтому необходимо закрепление в законодательстве понятия потребителя в узком смысле, так как только таким потребителям может быть предоставлена большая зашита с учётом того, что они относятся к категории слабой стороны.
Законодательство о защите прав потребителей прошло долгую историю становления и развития, начиная от отдельных норм, до принятия специальных законодательных актов. Развитие его происходит до сих пор. На данном этапе институт защиты прав потребителей призван выполнить цель защиты более слабой стороны - потребителя, и создания благоприятных условий на потребительском рынке, для чего также была создана федеральная служба - Роспотребнадзор. Вместе с тем результативность и эффективность защиты прав потребителей зависит от правильно избранной стратегии развития данного института.
В зависимости от отношения к информации и правомочиями на нее все субъекты информационных правоотношений могут быть подразделены на:
• создателей информации - первоначальные обладатели прав на информацию, которые могут определять ее юридическую судьбу;
• обладатели информации - ее фактические держатели, получающие права на нее в силу договора или закона, также могут ей распоряжаться;
• потребители информации - конечные ее пользователи, вправе знать содержание информации и использовать ее в личных целях, но не могут распространять.
Все перечисленные субъекты обладают правом собственности на материальный носитель в полном объеме. Различия же в их статусах обнаруживаются в информационных правах. Наибольшими правомочиями по поводу информации имеет создатель информации, правомочия обладателя могут быть ограничены договором и, наконец, потребитель информации имеет наименьшее количество правомочий на нее.
Международное сообщество в XX в. признало роль информации в жизни современного общества и закрепило в механизмы, которые гарантируют права и свободы человека и гражданина, среди которых не последнее значение имеют информационные права человека.
На международном уровне информационные права и свободы закрепляются в нескольких международных актах: Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод. На национальном уровне информационные права и свободы находят закрепление в Конституции РФ.
В Российской Федерации всем гарантируется право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений; свобода мысли и слова; право на свободные поиск, получение, распространение, производство и передачу информации любым законным способом; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.
Даже исключенная из статьи 128 ГК РФ, как объект прав, информация все еще продолжает таковой являться, так как фактически сохраняет свое действие в качестве категории коммерческой тайны в положениях о ноу -хау и выступает объектом в некоторых организационных отношениях. Кроме того информация является содержанием результатов интеллектуальной деятельности, а значит их правовое регулирование должно производится с учетом особенности такой категории как информация.
В настоящее время публичная защита прав потребителей осуществляется как «сверху», то есть государственными органами, образующими устоявшуюся систему органов по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и соблюдения обязательных требований к товарам, главным среди которых является Федеральная служба по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека, так и «снизу», то есть общественными объединениями потребителей в форме ассоциаций и союзов. Как видно из анализа положений Главы 4 Закона о ЗПП в настоящее время общественным объединениям потребителей на ровне с государственными органами предоставлена возможность осуществлять защиту законных интересов потребителей, а так же участвовать в проведении политики по развитию данного института.
Следует отметить, что гражданская ответственность в сфере защиты прав потребителей имеет в целом компенсационный характер, то есть при ее применении имущественные интересы потребителя восстанавливаются за счет имущества нарушителя их прав. Именно по этой причине в сфере защиты прав потребителей наиболее широкое применение находит возмещение убытков. Законом о Закон о ЗПП, а именно п. 2 ст. 13, закреплено положение, в соответствии с которым убытки, которые причинены потребителю, возмещаются в полной сумме сверх неустойки, установленной законом или договором.
Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии совокупности условий: претерпевание гражданином физических и нравственны страданий, то есть собственно морального вреда; наличие противоправного действия или бездействия, которые нарушают личные неимущественные права или посягают на неимущественные блага гражданина; вина правонарушителя, причинная связь между действие и наступившим моральным вредом.
Закон о ЗПП к основанию ответственности продавца, изготовителя, исполнителя относят:
1) . причинение вреда, жизни, здоровью, имущества потребителя, который был причинен в следствии конструктивных производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги):
2) несоблюдение требований, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей и предотвращение вреда их имуществу;
3) необеспечение безопасности товаров (работ, услуг) в течение сроков службы и сроков годности;
4) предоставление недостоверной или неполной информации о товарах (работах, услугах); реализация товаров с просроченными сроками годности;
5) непредоставление информации о продолжительности службы и срока годности;
6) неустановление на товары (работы, услуги), которые по истечении определенного времени могут причинить вред здоровью или имуществу потребителя, срока службы или срока годности;
7) непредоставление информации о последствиях использования товаров (работ) по истечении срока службы или годности, а также необходимых действиях.
Потребитель как лицо, который приобретает товар для цели не связанной с осуществлением предпринимательской деятельности относится к слабозащищённым участникам гражданских правоотношений, поэтому законодатель наделяет его дополнительными возможностями. Цель зашиты слабой стороны обеспечивается внесением в правоотношение публичного начала, таким образом механизм защиты прав потребителей состоит не только из гражданско-правовых средств, но и публично-правовых, среди которых главные судебная и административная защиты



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ - 2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень международных договоров. - № 3. - 2001.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.
4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - № 67. - 1995.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - ст. 3448.
6. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 52 (ч. 1). - ст. 5140.
7. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - ст. 140.
8. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. - № 11. - 2004. - ст. 945.
9. Указ Президента РФ от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 6. - ст. 290.
10. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" //Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 41. - ст. 4894.
11. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 4. - ст. 482.
12. Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 "Об утверждении Правил продажи товаров по образцам" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - ст. 3657.
13. Закон СССР от 22 мая 1991 г. «О защите прав потребителя» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. - 1991. - № 24. - ст. 689.(утратил силу)
14. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г., // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1964. - № 24. - ст. 406 (утратил силу)
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей". // «Бюллетень Верховного Суда РФ». - № 9 - 2012.
2. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17 октября 2018 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ -№ 10 - 2018.
Специальная литература
1. Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты. - М.: Норма; Инфра-М, 2010. - 464 с.
2. Андрейченко Т.Ю. Гражданское право: теория и практика - Спб.: Питер.- 2008. - 567с.
3. Алексеев С.С. Право - предназначение. Екатеринбург, 2011.
4. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. - М.: «Проспект».-2009
5. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть 1. Учебник. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2006. - 280 с.
6. Астафчук Р.Г. Гражданское право: учебно -методическое пособие для студентов - Тюмень: ТюмГУ, 2008. -543 с.
7. Ашиткова Т., Маматов М. Защита прав потребителей // Законность. -2005. -№ 9. -С.32-35
8. Бакетов Е.Л. Проблемы отечественного гражданского права - М.: МГУ, 2009.- 234 с.
9. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. - М., Юристъ, 2006. - 340 с.
10. Белов В. А. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики - М.: Юрайт, 2009. - 1008 с.
11. Большой экономический словарь. - М.: Просвещение. 2004. - С.308.
12. Брагинский М.И., В. В. Витрянский. Договорное право. Договоры о передаче имущества. Книга 2. Изд. 4-е стереотипное. — М.: Статут, 2002. — 462 с.
13. Васин В.Н., Казанцев В.И. Гражданское право России. Общая часть. Особенная часть (с комментариями и примерами из практики). М.: Книжный мир. 2007.- 786 с.
14. Гладкова Л.М. Правовые знания - покупателям //Знание Новое в жизни, науке и технике. Серия «Торговля и бытовое обслуживание». - №2. - М., Просвещение, - 1981.
15. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1. - 6-е изд., перераб. и доп. /; Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 600 с.
16. Гришаев С.П., Эрделевский А.М. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Части второй. М.: Юристъ. 2006. - 941 с.
17. Закон о защите прав потребителей. Комментарий к закону и практике его применения / Отв. ред. А.Е. Шерстобитов. М., 2004. С. 16 - 25.
18. Защита прав потребителей: Учеб. -практич. пособие /
А.С.Долбилин, Ф.Р. Шахурина, Г.Н. Цыкоза. - М.: Маркетинг, 2007. - 160 с.
19. Качество продукции, стандартизация и право. Сборник докладов.
- М.: Просвещение, 1982.
20. Концепция развития гражданского законодательства России / Вступ. ст. А.Л. Маковского. - М.: Статут, 2009
21. Крашенинников П.В. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.: Статут, 2007. - 959 с.
22. Левшина, Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей: Курс лекций /Т.Л. Левшина. - М.: Юрид. лит.,2007. - 160 с.
23. Львович Ю.А. Охрана интересов покупателей. - М.: «Просвещение», 1985.
24. Мартемьянов В.С. Охрана прав покупателя, заказчика и клиента.
- М.: Просвещение, 1983.
25. Митчелл Дж. Рамки для осуществления руководящих принципов ООН для защиты интересов потребителей в центральной и восточной Европе. Исследование, проведенное по заказу ООН. 2006.
26. Мотехина М.В.Защита прав потребителей. Курс лекций. Тула,2007.- 215 с.
27. Можаренко Ю.. Права потребителей // Ю. И. Можаренко.—Л.: Лениздат, 1990. С.16
28. Мясин Е. Комментарий к принятым последним изменениям в потребительском законодательстве. 16.04.2008.
29. Научно-аналитический обзор / Серия: Проблемы государства и права за рубежом. - М.: Щит-1999. - С. 6.
30. Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» М.: Кнорус. 2008. - 490 с.
31. Пахман С.В. Обычное гражданское право в России: Юридические очерки. Том I: Собственность, обязательства и средства судебного охранения / С.В. Пахман, заслуж. профессор С.-Петербургского университета. - СПб.: В Типографии Второго Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1877. - XVI. - 447 с.
32. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть третья: Договоры и обязательства. - М.: Статут, 2003. - 622 с.
33. Пиляева В.В. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть первая. М.: Кнорус. 2007. - 862 с.
34. Пивозян А. М. Борьба с обворовыванием потребителей по советскому уголовному праву: Авторсф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. - М.: Екатеринбург: Изд. УрГЮА, 1999.
35. Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания граждан. - М.: для вузов. М., Юристъ, 1999. - С. 9.
36. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: Статут, 2010. - С. 831.
37. Тавер Е. И. Защита прав потребителей на качественные и безопасные товары.- М.: Международная инженерная академия. Центр «Наука и техника», 2007.-74с.
38. Челышев М.Ю. О формировании концепции законодательства о
защите прав потребителей // Сфера услуг: гражданско -правовое
регулирование: Сб. ст. / под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой. М., 2011.
39. Язев В.А. «Советский закон о гарантиях прав покупателей. М.: Знание, 1984
40. Яковлев В.Ф. О функциях гражданского права // Развитие основных идей Гражданского кодекса России в современном законодательстве и судебной практике. - Сборник статей, посвященных 70 - летию С.А. Хохлова / под ред. С.С. Алексеева. М.: Статут. - 2011


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ