ВИДЫ, ФОРМЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения о торгах в российском законодательстве ... 8
1.1. Понятие и правовая природа торгов 8
1.2. Источники правового регулирования и виды торгов 16
Глава 2. Формы торгов и их краткая характеристика по российскому
законодательству 33
2.1. Организация и порядок проведения аукциона 33
2.2. Организация и порядок проведения конкурса 41
Глава 3. Основания и последствия признания торгов
недействительными 53
3.1. Основания и условия признания торгов недействительными 53
3.2. Последствия признания торгов недействительными 58
Заключение 62
Список использованных источников 67
Глава 1. Общие положения о торгах в российском законодательстве ... 8
1.1. Понятие и правовая природа торгов 8
1.2. Источники правового регулирования и виды торгов 16
Глава 2. Формы торгов и их краткая характеристика по российскому
законодательству 33
2.1. Организация и порядок проведения аукциона 33
2.2. Организация и порядок проведения конкурса 41
Глава 3. Основания и последствия признания торгов
недействительными 53
3.1. Основания и условия признания торгов недействительными 53
3.2. Последствия признания торгов недействительными 58
Заключение 62
Список использованных источников 67
Договор выступает важнейшим механизмом распределения товаров и услуг в любой экономической системе, являясь при этом правовым обеспечением отношений между контрагентами, следовательно, выбор соответствующего контрагента имеет большое значения не только для сторон правоотношений, но и для эффективного распределения ограниченных ресурсов. Ввиду диспозитивности гражданско-правового регулирования, стороны вправе самостоятельно выбрать способ заключения договора, в том числе путем проведения торгов. Несмотря на все очевидные преимущества торгов, многие вопросы, связанные с порядком проведения, выделением видов и форм торгов, остаются без надлежащего внимания исследователей.
Торги в условиях становления рыночной экономики, поддержания конкуренции, высоких стандартов использования капитала и государственного управления, играют ключевую роль, значение которой сложно переоценить. Торги в экономической жизни общества выступают неотъемлемым механизмом участия государства и муниципальных образований в отношениях с хозяйствующими субъектами, обеспечивая всем участникам равный, конкурентный доступ к финансам и собственности, в условиях ограниченных ресурсов, что позволяет максимально эффективно распределять общественные блага.
Регулирование и применение процедуры торгов имеет довольно давнюю историю становления и развития, которая насчитывает более сотни лет. Однако, анализ нормативной базы, научных трудов позволяет сделать вывод о том, что правовая природа торгов до сих пор не раскрыта, не закреплено надлежащее определение рассматриваемого правового явления, что, в свою очередь, не ведет должным образом к единообразному применению законодательства о торгах, приводя к нарушениям стабильности гражданского оборота.
Отсутствие должной правовой регламентации торгов на уровне законодательства отражается на полемике в научной среде о сущности торгов, их основных форм и видов, тем самым затрудняя применение рассматриваемого способа заключения договора в отдельных сферах, например, в сфере государственных закупок, банкротства и множестве других.
Проблема применения торгов во многих сферах социально-экономической жизни связана, в первую очередь, с отсутствием структурного регулирования, единых правил организации и проведения, а также понятийного аппарата. Зачастую пробелы в правовом регулировании торгов решаются на уровне отраслевого законодательства, вводя свои нормы и правила, которые, в свою очередь, могут вступать в противоречие друг с другом.
Статьи 447-449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ)1 закрепляют общие положения о торгах, однако, существующие нормы не представляют собой единое целое, упуская из регулирования ряд существенных вопросов. Во многих случаях отраслевое законодательство, закрепляя свои правила организации и проведения торгов, вступает в противоречие с положениями ГК РФ, тем самым ограничивая и теряя значимость его применения.
В научной литературе чаще всего встречаются исследования отдельных форм и видов торгов, либо применение их к отраслевому законодательству. Как правило, торги рассматриваются в какой-либо отдельной сфере без правового сравнения с торгами в других сферах, что не позволяет сформулировать доктринальное определение торгов, вывести общие признаки изучаемого явления.
На сегодняшний день не принято единого нормативного правового акта, который законодательно закреплял бы определение торгов, сформулировав тем самым единый подход к понимаю его правовой природы. Однако область применения торгов обширна и с каждым годом торги приобретают все большее значение в хозяйствующих отношениях, в том числе в сфере государственных закупок. Как отмечает Минфин России в своем аналитическом отчете: «На 2019 год и плановый период 2020-2021 годов заказчиками было размещено 181 918 планов закупок общим объемом 8,3 трлн рублей. Исходя из сведений ЕИС о позициях планов закупок, размещенных на 2019 годи плановые периоды 2020-2021 годов, в рамках реализации государственных программ планами закупок предусмотрено 892503 позиций планов закупок».
На практике складывается ситуация, когда участники рынка, судьи, контролирующие органы и иные заинтересованные лица обращаются не к определению понятия «торгов», а к исследованию сущности и природы спорной юридической процедуры заключения договоров, что безусловно негативно сказывается на устойчивости экономических отношений между хозяйствующими субъектами.
Вышенаписанное, несомненно, подтверждает актуальность выбранной темы, и процедура торгов требует детального теоретического и практического исследования, выявления существующих проблем и способов их решения.
Цель исследования настоящей работы состоит в формировании комплексного представления о видах, формах и порядке проведения торгов по российскому законодательству.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- определить понятие и правовую природу торгов;
- выявление видов торгов путем анализа отраслевого законодательства;
- дать анализ основных форм торгов, порядка их проведения;
2 Минфин России. Отчет. Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам I квартала 2019 года // URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/ // C. 3.
- выявить иные формы торгов, упомянутые в ГК РФ;
- исследовать основания, условия и последствия признания торгов недействительными.
Степень научной разработанности. Процедуру торгов исследовали многие ученые-цивилисты, однако их рассмотрение сводилось в большинстве своем к узкопрофильному вопросу, к примеру, применительно в сфере государственных закупок, либо в рамках исполнительного производства.
Заявленную процедуру рассматривали в своих работах известные дореволюционные цивилисты, среди которых можно отметить Д.И. Мейера, К.П. Победоносцева, П.П. Цитовича, Г.Ф. Шершеневича.
Среди ученых советского периода, изучавших порядок организации и проведения торгов можно выделить Л.А. Лунца, И.Б. Новицкого.
Близкими к данной работе можно выделить кандидатские исследования Кондратьева В. А. «Конкурс как форма торгов» и Фоминых О. М. «Признание недействительными торгов и заключенных на них договоров».
Теоретические и практические аспекты рассматриваемой темы поднимались в работах, монографиях и публикациях современных авторов: Л.В. Андреевой, В.И. Белова, О.А. Беляевой, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Л.Ф. Гатаулиной, В.В. Груздева, В.В. Долинской, А.Н. Лаукарт, Л.А. Новоселовой, К.И. Скловского, Г.А. Сухадольского.
Научная новизна состоит в том, что в настоящей работе определено понятие торгов, дана характеристика основным формам торгов, выявлены проблемы и сформулированы рекомендации по «иным формам» торгов, обозначены соответствующие проблемы и предложены пути их решения по заявленной теме исследования, путем внесения изменений в нормативные правовые акты.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в выработке понятийного аппарата исследуемого правового явления, выделении существенных признаков и критерий разграничение основных форм торгов, обосновании закрепления за иными формами торгов отдельных видов конкурентных способов заключения договоров. Значение проведенного исследования заключается в выявлении проблем правового регулирования на основании нормативных актов и материалов судебной практики, формировании рекомендаций по изменению законодательства в части организации и проведении торгов, использовании материалов настоящего исследования в правоприменительной деятельности, а также учебных и познавательных целях.
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы как: логический, исторический, системно-структурный, сравнительный и др.
Нормативную базу исследования составляет современное российское законодательство. При написании работы автором использовались Концепция развития гражданского законодательства, а также «Положение об обязательствах, заключаемых с торгов, между казною и частными людьми по подрядам, поставкам, по содержанию оброчных статей и продажам казенных движимых имуществ» Российской Империи, утратившее силу.
Структура квалификационной работы определяется ее целью, задачами и логикой научного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, и заключения. К работе прилагается список использованных источников, состоящий из нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Торги в условиях становления рыночной экономики, поддержания конкуренции, высоких стандартов использования капитала и государственного управления, играют ключевую роль, значение которой сложно переоценить. Торги в экономической жизни общества выступают неотъемлемым механизмом участия государства и муниципальных образований в отношениях с хозяйствующими субъектами, обеспечивая всем участникам равный, конкурентный доступ к финансам и собственности, в условиях ограниченных ресурсов, что позволяет максимально эффективно распределять общественные блага.
Регулирование и применение процедуры торгов имеет довольно давнюю историю становления и развития, которая насчитывает более сотни лет. Однако, анализ нормативной базы, научных трудов позволяет сделать вывод о том, что правовая природа торгов до сих пор не раскрыта, не закреплено надлежащее определение рассматриваемого правового явления, что, в свою очередь, не ведет должным образом к единообразному применению законодательства о торгах, приводя к нарушениям стабильности гражданского оборота.
Отсутствие должной правовой регламентации торгов на уровне законодательства отражается на полемике в научной среде о сущности торгов, их основных форм и видов, тем самым затрудняя применение рассматриваемого способа заключения договора в отдельных сферах, например, в сфере государственных закупок, банкротства и множестве других.
Проблема применения торгов во многих сферах социально-экономической жизни связана, в первую очередь, с отсутствием структурного регулирования, единых правил организации и проведения, а также понятийного аппарата. Зачастую пробелы в правовом регулировании торгов решаются на уровне отраслевого законодательства, вводя свои нормы и правила, которые, в свою очередь, могут вступать в противоречие друг с другом.
Статьи 447-449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ)1 закрепляют общие положения о торгах, однако, существующие нормы не представляют собой единое целое, упуская из регулирования ряд существенных вопросов. Во многих случаях отраслевое законодательство, закрепляя свои правила организации и проведения торгов, вступает в противоречие с положениями ГК РФ, тем самым ограничивая и теряя значимость его применения.
В научной литературе чаще всего встречаются исследования отдельных форм и видов торгов, либо применение их к отраслевому законодательству. Как правило, торги рассматриваются в какой-либо отдельной сфере без правового сравнения с торгами в других сферах, что не позволяет сформулировать доктринальное определение торгов, вывести общие признаки изучаемого явления.
На сегодняшний день не принято единого нормативного правового акта, который законодательно закреплял бы определение торгов, сформулировав тем самым единый подход к понимаю его правовой природы. Однако область применения торгов обширна и с каждым годом торги приобретают все большее значение в хозяйствующих отношениях, в том числе в сфере государственных закупок. Как отмечает Минфин России в своем аналитическом отчете: «На 2019 год и плановый период 2020-2021 годов заказчиками было размещено 181 918 планов закупок общим объемом 8,3 трлн рублей. Исходя из сведений ЕИС о позициях планов закупок, размещенных на 2019 годи плановые периоды 2020-2021 годов, в рамках реализации государственных программ планами закупок предусмотрено 892503 позиций планов закупок».
На практике складывается ситуация, когда участники рынка, судьи, контролирующие органы и иные заинтересованные лица обращаются не к определению понятия «торгов», а к исследованию сущности и природы спорной юридической процедуры заключения договоров, что безусловно негативно сказывается на устойчивости экономических отношений между хозяйствующими субъектами.
Вышенаписанное, несомненно, подтверждает актуальность выбранной темы, и процедура торгов требует детального теоретического и практического исследования, выявления существующих проблем и способов их решения.
Цель исследования настоящей работы состоит в формировании комплексного представления о видах, формах и порядке проведения торгов по российскому законодательству.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- определить понятие и правовую природу торгов;
- выявление видов торгов путем анализа отраслевого законодательства;
- дать анализ основных форм торгов, порядка их проведения;
2 Минфин России. Отчет. Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам I квартала 2019 года // URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/ // C. 3.
- выявить иные формы торгов, упомянутые в ГК РФ;
- исследовать основания, условия и последствия признания торгов недействительными.
Степень научной разработанности. Процедуру торгов исследовали многие ученые-цивилисты, однако их рассмотрение сводилось в большинстве своем к узкопрофильному вопросу, к примеру, применительно в сфере государственных закупок, либо в рамках исполнительного производства.
Заявленную процедуру рассматривали в своих работах известные дореволюционные цивилисты, среди которых можно отметить Д.И. Мейера, К.П. Победоносцева, П.П. Цитовича, Г.Ф. Шершеневича.
Среди ученых советского периода, изучавших порядок организации и проведения торгов можно выделить Л.А. Лунца, И.Б. Новицкого.
Близкими к данной работе можно выделить кандидатские исследования Кондратьева В. А. «Конкурс как форма торгов» и Фоминых О. М. «Признание недействительными торгов и заключенных на них договоров».
Теоретические и практические аспекты рассматриваемой темы поднимались в работах, монографиях и публикациях современных авторов: Л.В. Андреевой, В.И. Белова, О.А. Беляевой, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Л.Ф. Гатаулиной, В.В. Груздева, В.В. Долинской, А.Н. Лаукарт, Л.А. Новоселовой, К.И. Скловского, Г.А. Сухадольского.
Научная новизна состоит в том, что в настоящей работе определено понятие торгов, дана характеристика основным формам торгов, выявлены проблемы и сформулированы рекомендации по «иным формам» торгов, обозначены соответствующие проблемы и предложены пути их решения по заявленной теме исследования, путем внесения изменений в нормативные правовые акты.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в выработке понятийного аппарата исследуемого правового явления, выделении существенных признаков и критерий разграничение основных форм торгов, обосновании закрепления за иными формами торгов отдельных видов конкурентных способов заключения договоров. Значение проведенного исследования заключается в выявлении проблем правового регулирования на основании нормативных актов и материалов судебной практики, формировании рекомендаций по изменению законодательства в части организации и проведении торгов, использовании материалов настоящего исследования в правоприменительной деятельности, а также учебных и познавательных целях.
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы как: логический, исторический, системно-структурный, сравнительный и др.
Нормативную базу исследования составляет современное российское законодательство. При написании работы автором использовались Концепция развития гражданского законодательства, а также «Положение об обязательствах, заключаемых с торгов, между казною и частными людьми по подрядам, поставкам, по содержанию оброчных статей и продажам казенных движимых имуществ» Российской Империи, утратившее силу.
Структура квалификационной работы определяется ее целью, задачами и логикой научного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, и заключения. К работе прилагается список использованных источников, состоящий из нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
По итогам исследования сделаны следующие выводы и предложены рекомендации по усовершенствованию правового регулирования структурных элементов изучаемого правового явления, которые являются дискуссионными в науке:
1. Из теории государства и права известно, что правовая природа предполагает принадлежность правового явления к тому или иному элементу системы права. Гражданское право определяется как самостоятельная отрасль права. В структуре отрасли гражданского права выделяется подотрасль - обязательственное право. Обязательственное право, в свою очередь, имеет свои институты, среди которых - договорное право. Как было отмечено в настоящей работе, торги - особый способ заключения договора, который основывается на принципе состязательности участников. Регулированию торгов отведены ст. 447-449.1 ГК РФ, которые закреплены в главе 28 - «Заключение договора». Таким образом, выявлено, что торги - это субинститут гражданского права.
Определено, что под понятием «торги» следует понимать специальный порядок (способ) заключения договора, состоящий в том, что заказчик или иное правомочное лицо (организатор торгов) проводят состязание между пожелавшими принять в нем участие лицами (участниками торгов) на предмет заключения договора, который заключается с лицом, предложившим наиболее приемлемые условия (лицом, выигравшим торги).
2. Торги могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, в зависимости от круга участников выделяются открытые и закрытые торги.
Также возможна классификация торгов по сферам деятельности, например, в сфере государственных закупок, при заключении концессионных соглашений, при передаче в пользование публичного имущества и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Кроме того, законодатель в п. 4, ст. 447 ГК РФ закрепляет электронные торги как отдельный вид. В п. 6, ст. 447 ГК РФ как вид торгов выделяются организованные торги. Организованные торги по своей правовой природе существенно отличаются от торгов, представленных в ГК РФ и иных нормативных актах, но, исходя из определения организованных торгов, являются их разновидностью.
Законодатель отводит регулированию публичных торгов ст. 449.1 ГК РФ. Публичные торги выделяются по принципу цели - исполнения решения суда, либо исполнительных документов, тем самым государство проявляет свою публичную функцию в данной сфере отношений. Однако, многими исследователями подчеркивается, что отсутствие законодательного определения и соответствующего нормативного акта о порядке организации и проведения публичных торгов, делает данный вид торгов неэффективным и затруднительным к применению. Закрепление общих, концептуальных положений о публичных торгах необходимо дополнить отдельным законом, который внес бы конкретику в процессуальный порядок проведения данной процедуры. На текущий момент, проблема принятия отдельного закона о публичных торгах связана со спецификой и различием реализуемого имущества. Так, в зависимости от вида реализуемого имущества, применяются положения закона об ипотеке, о рынке ценных бумаг, об организованных торгах и об исполнительном производстве, что несомненно вызывает трудности принятия отдельного законодательного акта.
3. Показано, что в ст. 447 ГК РФ закреплено две основные формы торгов - аукцион и конкурс. Так, выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. Однако, ФЗ-44 дает следующее определение аукциону: «это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта». Расхождение в понятийном аппарате сказывается на единообразии правового регулирования данного способа заключения договора, что не лучшим образом отражается на структуре построения ГК РФ и его юридической силе. Ввиду того, что ГК РФ выступает фундаментом правового регулирования торгов, законодателю требуется внести изменения для устранения сложившегося противоречия, дополнив п. 4, ст. 447 ГК РФ следующей формулировкой: «в случае, если аукцион проводится на право заключить договор (контракт) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, победителем признается участник (лицо), предложивший наименьшую цену». В настоящей работе отмечается, что определение электронного аукциона является весьма объемным, выделяющим несущественные признаки правового явления и не имеет лаконичный вид. Следовательно, необходимо привести определение в более лаконичное содержание, под которым будет пониматься, что электронный аукцион - это торги, проводимые посредством информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.
Под конкурсом следует понимать торги, победителем которых признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия. По количеству стадий, в отличие от аукциона, можно выделить одноэтапные и двухэтапные конкурсы.
Общий порядок проведения торгов представлен ст. 448 ГК РФ. ГК РФ не разграничивает порядок проведения аукциона и конкурса, указывая только на право организатора открытых торгов, опубликовавшего извещение, отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. Многие положения, регулирующие порядок проведения торгов, закреплены в отраслевом законодательстве.
В науке нет единого мнения о порядке проведения торгов, но исходя из анализа ряда нормативных актов и научных изысканий, можно сделать следующий вывод о порядке проведения торгов: представляется, что наиболее предпочтительным является выделение трех стадий:
1) опубликование извещения;
2) подача заявок, как ответ участников на извещение;
3) определение победителя.
Кроме того, не следует выделять внесение задатка как самостоятельную стадию, так как данные действия являются необходимыми при подаче заявки. Вскрытие конвертов, рассмотрение предложений и выбор победителя следует объединить стадией - определения итогов торгов.
4. Законодатель подчеркивает, что к торгам, помимо конкурса и аукциона, могут быть отнесены и иные формы, при этом нет уточнения, что относится к иным формам, остается нерешенным вопрос о применении общих положений ГК РФ о торгах к сфере государственных закупок. Соответственно, в целях устранения сложившихся пробелов, установления единообразия правового регулирования, недопущения нарушений прав участников торгов, а также устранения путаницы в правоприменительной практике, требуется закрепить закрытый перечень «иных форм» торгов на уровне ГК РФ.
Отмечено, что к «иным формам» торгов, в целях защиты прав участников, следует отнести запрос котировок и предложений, которые, как отмечают исследователи, относятся к упрощенным формам аукциона и конкурса. К «иным формам» торгов следует отнести и публичное предложение, применяемое в институте банкротства.
Публичное предложение, применяемое в институте банкротства, как иная форма торгов, требует, в свою очередь, некоторых корректировок в целях устранения возникающих споров. Так, предлагается внести изменения в п. 4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым, возможно определение победителя торгов на соответствующем ценовом этапе публичного предложения, в случае, если была подана единственная заявка по цене не ниже начальной цены продажи имущества должника.
5. Показано, что недействительность торгов также имеет ряд проблем. В настоящей работе отмечено, что торги могут быть признаны недействительными не только в случае нарушения закона, но и в случае нарушения подзаконных актов. В связи с этим очевидно, что термин «закон», упомянутый в ст. 449 ГК РФ, следует толковать расширено. Законодателю рекомендуется внести изменения в указанную статью в целях конкретизации рассматриваемой нормы и для устранения ее двоякого толкования. В связи с этим предлагается заменить слово «закон» в п. 1, ст. 449 ГК РФ на слова «нормативными правовыми актами».
Отсутствие в законе указания на момент, с которого подлежит исчислению срок исковой давности по требованию об оспаривании результатов торгов, влечет за собой разобщенность правового регулирования и неэффективность правоприменительной практики. Доподлинно неизвестно с какого момента считать указанный срок. Следовательно, требуется внести дополнение в ст. 449 ГК РФ, которое будет гласить, что торги могут быть признаны недействительными в течение года со дня их проведения.
Как показывает судебная практика, последствия, указанные в п. 2, ст. 449 ГК РФ, применяются не всегда. В науке отмечается, что в случае, когда заключенный на торгах, проведенных с нарушением законодательства, договор исполнен и приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке невозможно, то иск об оспаривании результатов таких торгов подлежит отклонению как не приводящий к восстановлению нарушенных прав истца. Таким образом, п. 2, ст. 449 ГК РФ необходимо изложить в следующей формулировке: «в случае, если возврат полученного по заключенному на торгах договору возможен, то признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса».
Таким образом, торги обеспечивает интересы не только государственных органов и муниципалитетов, но и частных лиц. В тех сферах экономики, где участниками хозяйственного оборота выступают только физические и юридические лица, все большее значение приобретают торги, являясь результативным инструментом ведения хозяйственной деятельности, так как «ядро» современной экономической системы представляет собой товарно-денежный оборот, соответственно, вопрос определения справедливых условий является важнейшим фактором для поддержания и развития гражданского оборота. Законодателю следует не отставать от развивающихся потребностей участников товарных рынков и экономического оборота, максимально быстро реагировать внесением соответствующих изменений в правовое регулирование порядка проведения, форм и видов, недействительности торгов.
1. Из теории государства и права известно, что правовая природа предполагает принадлежность правового явления к тому или иному элементу системы права. Гражданское право определяется как самостоятельная отрасль права. В структуре отрасли гражданского права выделяется подотрасль - обязательственное право. Обязательственное право, в свою очередь, имеет свои институты, среди которых - договорное право. Как было отмечено в настоящей работе, торги - особый способ заключения договора, который основывается на принципе состязательности участников. Регулированию торгов отведены ст. 447-449.1 ГК РФ, которые закреплены в главе 28 - «Заключение договора». Таким образом, выявлено, что торги - это субинститут гражданского права.
Определено, что под понятием «торги» следует понимать специальный порядок (способ) заключения договора, состоящий в том, что заказчик или иное правомочное лицо (организатор торгов) проводят состязание между пожелавшими принять в нем участие лицами (участниками торгов) на предмет заключения договора, который заключается с лицом, предложившим наиболее приемлемые условия (лицом, выигравшим торги).
2. Торги могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, в зависимости от круга участников выделяются открытые и закрытые торги.
Также возможна классификация торгов по сферам деятельности, например, в сфере государственных закупок, при заключении концессионных соглашений, при передаче в пользование публичного имущества и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Кроме того, законодатель в п. 4, ст. 447 ГК РФ закрепляет электронные торги как отдельный вид. В п. 6, ст. 447 ГК РФ как вид торгов выделяются организованные торги. Организованные торги по своей правовой природе существенно отличаются от торгов, представленных в ГК РФ и иных нормативных актах, но, исходя из определения организованных торгов, являются их разновидностью.
Законодатель отводит регулированию публичных торгов ст. 449.1 ГК РФ. Публичные торги выделяются по принципу цели - исполнения решения суда, либо исполнительных документов, тем самым государство проявляет свою публичную функцию в данной сфере отношений. Однако, многими исследователями подчеркивается, что отсутствие законодательного определения и соответствующего нормативного акта о порядке организации и проведения публичных торгов, делает данный вид торгов неэффективным и затруднительным к применению. Закрепление общих, концептуальных положений о публичных торгах необходимо дополнить отдельным законом, который внес бы конкретику в процессуальный порядок проведения данной процедуры. На текущий момент, проблема принятия отдельного закона о публичных торгах связана со спецификой и различием реализуемого имущества. Так, в зависимости от вида реализуемого имущества, применяются положения закона об ипотеке, о рынке ценных бумаг, об организованных торгах и об исполнительном производстве, что несомненно вызывает трудности принятия отдельного законодательного акта.
3. Показано, что в ст. 447 ГК РФ закреплено две основные формы торгов - аукцион и конкурс. Так, выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. Однако, ФЗ-44 дает следующее определение аукциону: «это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта». Расхождение в понятийном аппарате сказывается на единообразии правового регулирования данного способа заключения договора, что не лучшим образом отражается на структуре построения ГК РФ и его юридической силе. Ввиду того, что ГК РФ выступает фундаментом правового регулирования торгов, законодателю требуется внести изменения для устранения сложившегося противоречия, дополнив п. 4, ст. 447 ГК РФ следующей формулировкой: «в случае, если аукцион проводится на право заключить договор (контракт) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, победителем признается участник (лицо), предложивший наименьшую цену». В настоящей работе отмечается, что определение электронного аукциона является весьма объемным, выделяющим несущественные признаки правового явления и не имеет лаконичный вид. Следовательно, необходимо привести определение в более лаконичное содержание, под которым будет пониматься, что электронный аукцион - это торги, проводимые посредством информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.
Под конкурсом следует понимать торги, победителем которых признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия. По количеству стадий, в отличие от аукциона, можно выделить одноэтапные и двухэтапные конкурсы.
Общий порядок проведения торгов представлен ст. 448 ГК РФ. ГК РФ не разграничивает порядок проведения аукциона и конкурса, указывая только на право организатора открытых торгов, опубликовавшего извещение, отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. Многие положения, регулирующие порядок проведения торгов, закреплены в отраслевом законодательстве.
В науке нет единого мнения о порядке проведения торгов, но исходя из анализа ряда нормативных актов и научных изысканий, можно сделать следующий вывод о порядке проведения торгов: представляется, что наиболее предпочтительным является выделение трех стадий:
1) опубликование извещения;
2) подача заявок, как ответ участников на извещение;
3) определение победителя.
Кроме того, не следует выделять внесение задатка как самостоятельную стадию, так как данные действия являются необходимыми при подаче заявки. Вскрытие конвертов, рассмотрение предложений и выбор победителя следует объединить стадией - определения итогов торгов.
4. Законодатель подчеркивает, что к торгам, помимо конкурса и аукциона, могут быть отнесены и иные формы, при этом нет уточнения, что относится к иным формам, остается нерешенным вопрос о применении общих положений ГК РФ о торгах к сфере государственных закупок. Соответственно, в целях устранения сложившихся пробелов, установления единообразия правового регулирования, недопущения нарушений прав участников торгов, а также устранения путаницы в правоприменительной практике, требуется закрепить закрытый перечень «иных форм» торгов на уровне ГК РФ.
Отмечено, что к «иным формам» торгов, в целях защиты прав участников, следует отнести запрос котировок и предложений, которые, как отмечают исследователи, относятся к упрощенным формам аукциона и конкурса. К «иным формам» торгов следует отнести и публичное предложение, применяемое в институте банкротства.
Публичное предложение, применяемое в институте банкротства, как иная форма торгов, требует, в свою очередь, некоторых корректировок в целях устранения возникающих споров. Так, предлагается внести изменения в п. 4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым, возможно определение победителя торгов на соответствующем ценовом этапе публичного предложения, в случае, если была подана единственная заявка по цене не ниже начальной цены продажи имущества должника.
5. Показано, что недействительность торгов также имеет ряд проблем. В настоящей работе отмечено, что торги могут быть признаны недействительными не только в случае нарушения закона, но и в случае нарушения подзаконных актов. В связи с этим очевидно, что термин «закон», упомянутый в ст. 449 ГК РФ, следует толковать расширено. Законодателю рекомендуется внести изменения в указанную статью в целях конкретизации рассматриваемой нормы и для устранения ее двоякого толкования. В связи с этим предлагается заменить слово «закон» в п. 1, ст. 449 ГК РФ на слова «нормативными правовыми актами».
Отсутствие в законе указания на момент, с которого подлежит исчислению срок исковой давности по требованию об оспаривании результатов торгов, влечет за собой разобщенность правового регулирования и неэффективность правоприменительной практики. Доподлинно неизвестно с какого момента считать указанный срок. Следовательно, требуется внести дополнение в ст. 449 ГК РФ, которое будет гласить, что торги могут быть признаны недействительными в течение года со дня их проведения.
Как показывает судебная практика, последствия, указанные в п. 2, ст. 449 ГК РФ, применяются не всегда. В науке отмечается, что в случае, когда заключенный на торгах, проведенных с нарушением законодательства, договор исполнен и приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке невозможно, то иск об оспаривании результатов таких торгов подлежит отклонению как не приводящий к восстановлению нарушенных прав истца. Таким образом, п. 2, ст. 449 ГК РФ необходимо изложить в следующей формулировке: «в случае, если возврат полученного по заключенному на торгах договору возможен, то признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса».
Таким образом, торги обеспечивает интересы не только государственных органов и муниципалитетов, но и частных лиц. В тех сферах экономики, где участниками хозяйственного оборота выступают только физические и юридические лица, все большее значение приобретают торги, являясь результативным инструментом ведения хозяйственной деятельности, так как «ядро» современной экономической системы представляет собой товарно-денежный оборот, соответственно, вопрос определения справедливых условий является важнейшим фактором для поддержания и развития гражданского оборота. Законодателю следует не отставать от развивающихся потребностей участников товарных рынков и экономического оборота, максимально быстро реагировать внесением соответствующих изменений в правовое регулирование порядка проведения, форм и видов, недействительности торгов.
Подобные работы
- Торги: порядок проведения, виды и формы
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО
ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Аукцион как способ управления земельными ресурсами (на примере муниципального образования город Набережные Челны)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ПРИЗНАНИЕ ТОРГОВ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Заключение договора на торгах
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Торги как способ реализации имущества должника при банкротстве:
особенности нормативно-правового регулирования
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовые основы реализации имущества должника
при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



